Патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «арктика» класса «иван папанин»

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот
Иван Папанин АО «Адмиралтейские верфи» 02460 19.04.2017 25.10.2019 25.11.2023 СФ Готовится к швартовным испытаниям
Николай Зубов АО «Адмиралтейские верфи» 02461 27.11.2019 25.10.2022 25.11.2024 СФ Строится
Пурга ПАО «Выборгский судостроительный завод» 235 25.07.2020 12.2022 12.2024 Пограничная служба ФСБ России по арктическому району Строится

Цвета таблицы: Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду; Зелёный  — действующий в составе ВМФ; Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно; Синий  — находится в ремонте или на модернизации; Серый  — находится на хранении; Красный  — списан, утилизирован или потерян.

Универсальная боевая единица

Таким образом, через несколько лет ВМФ России в лице Северного флота получит первый из перспективных универсальных кораблей, способных решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вскоре после этого в строй войдет второй однотипный корабль.

Реализация контракта на два универсальных патрульных корабля пр. 23550 будет иметь очевидные положительные последствия. В первую очередь, необходимо отметить, что в состав надводных сил ВМФ в Арктике войдут специализированные корабли, приспособленные к работе в этом регионе. При этом они смогут решать собственные боевые задачи или выполнять функции ледоколов, обеспечивая работу других кораблей.

Доступные данные о проекте указывают на возможность установки различного дополнительного оснащения, такого как контейнеры комплекса «Калибр» или иное оборудование. За счет этого сторожевики смогут выполнять разные задачи, в т.ч. транспортного и гуманитарного характера. Как отметили на церемонии спуска «Ивана Папанина» на воду, это военный корабль, созданный для мирной работы.

Впрочем, имеются и поводы для критики. Так, представленный корабль, при всех своих плюсах, имеет ограниченный набор вооружений. В случае столкновения с серьезным противником он может быть недостаточным. Сторожевик может нести ракеты «Калибр», но они не входят в штатный комплекс оружия.

Для охраны арктической части государственной границы и северных морей заказано всего два корабля пр. 23550. Северный флот располагает мощными надводными силами, но в его распоряжении будет лишь пара универсальных патрульных кораблей. Возможно, в будущем появится новый заказ на сторожевики нового типа, что позволит усилить флотскую группировку.

Тревогу вызывают темпы строительства. Согласно договору 2016 г., головной корабль «Иван Папанин» должен был начать службу уже в этом году, но он пока только спущен на воду. Строительство второго сторожевика планировали начать год назад, но теперь перенесли на 2020-й. Причины таких сдвигов известны и понятны, но ситуация в целом заставляет беспокоиться.

Тем не менее, спуск головного корабля – пусть даже и выбившийся из исходного графика – сам по себе является поводом для оптимизма. Это событие дает старт новому этапу работ, и через несколько лет в составе нашего ВМФ появится принципиально новый многоцелевой корабль, причем не последний в своем роде. Поступив на службу, «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут продемонстрировать весь потенциал оригинальной концепции, которая, возможно, получит развитие в новых проектах.

//

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот
Иван Папанин АО «Адмиралтейские верфи» 02460 19.04.2017 25.10.2019 25.11.2023 СФ Готовится к швартовным испытаниям
Николай Зубов АО «Адмиралтейские верфи» 02461 27.11.2019 25.10.2022 25.11.2024 СФ Строится
Пурга ПАО «Выборгский судостроительный завод» 235 25.07.2020 12.2022 12.2024 Пограничная служба ФСБ России по арктическому району Строится

Цвета таблицы: Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду; Зелёный  — действующий в составе ВМФ; Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно; Синий  — находится в ремонте или на модернизации; Серый  — находится на хранении; Красный  — списан, утилизирован или потерян.

Особенности конструкции

Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение около 9 тыс. тонн при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.

Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.

ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания порядка 10 тыс. миль.

Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.

Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.

Основным оружием сторожевика пр. 23550 является носовая 76-мм артиллерийская установка АК-176МА. Также предусматривается использование ствольных систем меньшего калибра для защиты от легких плавсредств. При необходимости корабль сможет нести ударное ракетное вооружение. Для этого на нем предлагается размещать контейнерный вариант комплекса «Калибр».

Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».

Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.

Буксир, ледокол и патрульный корабль

В своём выступлении на церемонии закладки нового патрульного корабля Владимир Кулишов сообщил, что детище ВСЗ будет оснащено самым современным вооружением, навигационным и радиоэлектронным оборудованием. По его словам, «Пурга» сможет совершать походы дальностью до 12 тыс. миль (свыше 22 тыс. км).

Корабль для ФСБ разработан в стенах ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) по проекту 23550, получившему шифр «Ермак». В настоящее время два судна проекта 23550, но под шифром «Арктика» («Иван Папанин» и «Николай Зубов») строятся на «Адмиралтейских верфях» по заказу Минобороны РФ.

  • Макет корабля проекта 23550
  • Минобороны России

Оба корабля войдут в состав флота в первой половине 2020-х годов. Военные считают, что проект 23550 воплощает в себе «лучшие достижения военного кораблестроения».

Как уточнили эксперты, «Пурга» будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли ВМФ под шифром «Арктика». Отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений.

«С виду корабль для ФСБ будет практически таким же, как и корабли для ВМФ. Но, скорее всего, у «Пурги» не будет ракетного вооружения, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов» (на кораблях для флота установлены контейнеры для пуска «Калибров» и «Уранов». — RT)», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Александр Мозговой.

«Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ.

В настоящее время флот этого ведомства включает патрульные корабли ледового класса проекта 22120 и проекта 22100 водоизмещением 1,16 тыс. т и 2,7 тыс. т соответственно.

«Пурга» будет значительно тяжелее платформ, стоящих сейчас на вооружении ФСБ. Водоизмещение корабля проекта 23550 составляет почти 9 тыс. тонн, длина — более 100 м, ширина — около 20 м, скорость — до 16 узлов, автономность плавания — около 60 суток. Массивный корпус судна способен раскалывать лёд толщиной до 1,5 м.

На корабле проекта 23550 предусмотрено размещение вертолётов, БПЛА и двух патрульных катеров типа «Раптор». Важным преимуществом этого судна военные называют универсальность — оно совмещает в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Как предполагает Александр Мозговой, на борту «Пурги» роль основного средства огневого поражения будет играть 9-тонный артиллерийский комплекс АК-176МА, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов».

Данный образец ударного вооружения превосходит предшественников по кучности стрельбы и скорости горизонтального и вертикального наведения. Внешний облик АК-176МА выполнен по геометрии «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности. Артиллерийская установка заслужила высокие оценки военных.

«АК-176МА оснащена цифровой системой управления и новой оптико-электронной станцией, позволяющей обнаруживать и поражать цели в любую погоду на большой дальности. Высокая плотность огня даёт возможность артустановке уничтожать даже бронированные объекты», — говорится на сайте Минобороны РФ.

Предназначение кораблей

«Иван Папанин» и «Николай Зубов» относятся к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Они предназначаются для работы в суровых условиях северных морей и потому имеют особую конструкцию и особые задачи. Проект 23550 предусматривает строительство сторожевого корабля с функциями ледокола и буксира.

От ледоколов новые патрульные корабли получают усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля – Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.

С точки зрения оснащения и вооружения пр. 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. Имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения. Также присутствует специальное оснащение, свойственное спасательным судам и буксирам.

«Иван Папанин» на церемонии спуска

Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах и решать ряд задач. В первую очередь, он является сторожевиком, из-за чего должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю пр. 23550 нужно буксирное оборудование.

Конструкция

Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая 114,5 метра, ширина наибольшая 19,5 метров, осадка наибольшая 6,5 метров.
Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляет 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. Арктическая категория корабля Arc7. На борту судна будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, вертолёт Ка-27 в одном (ВМФ) или Ка-226 и БПЛА в двух палубных ангарах (ФСБ). Также в составе этого корабля будет базироваться одно судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».

ГЭУ и движитель

На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.

Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.

Вооружение

  • 1 х 76,2 мм артиллерийская установка АК-176МА;
  • 2 х 30 мм АК-630М;
  • 4 х 12,7 мм «Корд»;
  • ПЗРК «Игла», «Верба»;
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).

Специальное оборудование

Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.

Вооружение универсальных кораблей проекта 23550

На баке перед надстройкой будет артустановка А-190 со 100мм орудием, вероятно, установят зенитные автоматы. В отдельных версиях в районе кормы корабельного корпуса будут подъемные устройства для ударных ракетных комплексов. Здесь будут две пусковые установки по четыре ракеты в каждой. Возможно, установят ракетный комплекс «Калибр», либо о Club-K контейнерного исполнения.

По бокам от вертолетного ангара в надстройке будут размещены лацпорты, в них будут храниться катера и спасательные плоты. Под палубой размещения вертолета будут располагаться два ангара для скоростных катеров по проекту 03160 «Раптор», с водоизмещением до 23 т, с пулеметным вооружением и возможностью перевозки до двадцати человек десанта.

Среди многих задач, корабли обязаны будут следовать задачам, которые свойственны буксирам. Для этих целей их оснастят буксирными устройствами с тяговым усилием до восьмидесяти тс. Не исключается также и применение подъемных кранов, в количестве двух единиц, а грузоподъемность каждого будет достигать 28 т.

С помощью самых разнообразных видов оснащения перспективными патрульными кораблями могут решаться многие задачи боевой, транспортной и иной направленности. Артиллерийским и ракетным вооружением можно открывать огонь по надводным или береговым целям, а также вести оборонительные бои при воздушных нападениях. С таким транспортно-боевым потенциалом возможно обеспечение патрулирования в указанных акваториях с сопровождением самых разнообразных судов, включая и их защиту от всевозможных угроз.

Скоростные катера и вертолеты позволят патрульным кораблям задерживать любых нарушителей с проведением всех необходимых последующих процедур.

С использованием корпусов с конструкционными особенностями ледоколов, арктическими патрульными кораблями могут выполняться проводки караванов сквозь льды. С буксирным оборудованием и подъемными кранами они смогут принимать участие в спасательных операциях, буксировке поврежденных судов или оказывать помощь прочим судам другими методами. Летную палубу можно использовать, чтобы размещать те или иные грузы с помощью стандартных контейнеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector