Сторожевые корабли проекта 1135

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на заводе «Залив» и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Начало проекта 1135 «Буревестник»

Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название — проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.

Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), Керчи (завод «Залив»), Ленинграде (завод «Северная верфь»). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.

Политинформация

Во второй половине 80-х годов на фоне заметного улучшения отношений между Советским Союзом и США участились провокации американского флота в территориальных водах СССР. Пользуясь разночтениями в определении морских границ, и конвенцией ООН по морскому праву, дающей иностранным кораблям возможность заходить в иностранные терводы — правда, с выключенными радарами и только для сокращения пути, — флот США вел неприкрытую разведку советских берегов.

Миллиарды впустую: список провальных военных разработок составили в США

В марте 1986 года два корабля 6-го флота США, ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron подошли на шесть миль ближе, чем полагалось, к той части Крыма, где находились тренажер палубной авиации ВМФ СССР НИТКА и комплекс правительственных дач «Форос», оснащенный системами спецсвязи.  Радары и другие средства радиотехнической разведки американцев работали вовсю.

Вскоре главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин предложил руководству страны меры активного противодействия подобным провокациям — вплоть до вытеснения нарушителей навалом. Михаил Горбачев план одобрил, рекомендовав «подобрать корабли покрепче» и избегать потерь среди личного состава.

Фрегаты проекта 1135

Карибский кризис, разразившийся между СССР и США, стал серьезным стимулом к развитию военной техники в обеих сверхдержавах. Среди многочисленных выводов, сделанных в ходе этого противостояния советскими военными, было и решение о формировании средств противолодочной обороны – сторожевых кораблей.

Создание и проектирование проекта

В самом начале 1964 г. в Северном конструкторском бюро был дан старт разработке проекта 1135 «Буревестник». За основу были взяты сторожевые корабли проекта 1134, модификации А и Б. Новый корабль должен был иметь меньшее водоизмещение, но при этом иметь больше возможностей для противолодочной и противовоздушной борьбы, что позволило бы использовать суда такого типа для конвоя в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Через четыре года с момента начала проектирования корабль пошел в производство сразу на трех судостроительных заводах, первым спуск на воду совершил калининградский завод «Янтарь», первенец серии получил имя «Бдительный» и встал в строй 31 декабря 1970 г. До 1981 года был поострен 21 корабль этой серии.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение 3200 т
Размеры:
— длина 123 м
— ширина 14.2 м
— осадка 4.5 м
Силовая установка ГТУ М7 46000 л.с., 2 винта
Экипаж 194 чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 32 узл 1290 миль (390 кг/милю)
Крейсерский 17 узл 3550 миль (143 кг/милю)
Экономичный 14 узл 5000 миль (100 кг/милю)
Малый 3 узл

Характеристики ресурсов:

Запас топлива 550 т (есть возможность перегруза)
Автономность 30 суток
Запас авиационного вооружения
Запас авиационного топлива

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Противолодочное 1х4 УРПК-4 «Метель» («Раструб-Б») 4 85Р (БЧ – АТ-2УМ) или 85РУ
2х12 РБУ-6000 96 РГБ-60
2 4х533-мм ЧТА-53-1135 8 СЭТ-65 или 53-65К
16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ
ПВО 2х2 «Оса-М» («Оса-МА») 2×20 ЗУР 9МЗЗ
Артиллерийское 2х2 АК-726 1600 выстр.
РЭО РЛС МР-310А «Ангара»
Навигационные РЛС МР-310У «Волга» + «Дон-2»
ГАС МГ-332 «Титан-2»
МГ-325 «Вега»
МГ-26 «Хоста»
РЭБ МП-401 «Старт»
4х16 ПК-16 (128 снарядов)
система пузырькового облака «Пелена»

Аббревиатуры

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

Примечания

  1. , с. 89.
  2. , p. 37.
  3. По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации, по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2012.
  5. . www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения 12 декабря 2010.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2011.
  7. . Дата обращения 5 марта 2013.
  8. ↑ . www.militarynews.ru. Дата обращения 13 декабря 2018.
  9. 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote.  (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения 13 декабря 2018.

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120,  с.,  л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307,  с.,  л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Firepower : Sea Warfare :  / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector