Малые ракетные корабли проекта 21631

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность – суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, — фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Боевое применение

7 октября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии, три МРК проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») и РК проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии. Было произведено 26 пусков крылатых ракет морского базирования 3М14 «Калибр» по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км.

20 октября 2015 года Каспийская флотилия нанесла второй удар по объектам ИГИЛ; в операции участвовали те же корабли, что и 7 октября. Четыре корабля выпустили 18 крылатых ракет «Калибр-НК» с фугасной боевой частью, поражены 7 целей.

19 августа 2016 года из района огневых позиций в восточной части Средиземного моря малыми ракетными кораблями Черноморского флота «Зеленый Дол» и «Серпухов» в ходе боевого маневрирования выполнено три пуска крылатых ракет морского базирования «Калибр» по целям террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.

См. также

  • Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации
  • Эскадренные миноносцы проекта 21956
  • Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»
  • Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
  • Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник»
  • Корветы проекта 20380(23085) типа «Стерегущий»
  • Патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков»
  • Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
  • Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит»
  • Большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен»
  • Универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов»
  • Универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика»(«Ермак»)

Корабли проекта

Наименование Изготовитель Заложен В строю Флот Состояние
Град Свияжск 652 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 631 27.08.2010 09.03.2013 27.07.2014 КФл В строю
Углич 653 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 632 22.07.2011 10.04.2013 27.07.2014 КФл В строю
Великий Устюг 651 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 633 27.08.2011 21.05.2014 19.12.2014 КФл В строю
Зелёный Дол 562 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 634 29.08.2012 02.04.2015 12.12.2015 БФ В строю до 2016 годав составе ЧФ
Серпухов 563 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 635 25.01.2013 03.04.2015 12.12.2015 БФ В строю
Вышний Волочёк 609 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 636 29.08.2013 18.05.2016 01.06.2018 ЧФ В строю
Орехово-Зуево 626 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 637 29.05.2014 17.06.2018 10.12.2018 ЧФ В строю
Ингушетия 630 Зеленодольский завод имени A.M. Горького 638 29.08.2014 11.06.2019 28.12.2019 ЧФ В строю
Грайворон Зеленодольский завод имени A.M. Горького 639 10.04.2015 04.2020 12.2020 ЧФ Заводские ходовые испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
Град Зеленодольский завод имени A.M. Горького 640 24.04.2017 04-06.2021 12.2021 ЧФ или БФ Строится. Сформирован корпус
Наро-Фоминск Зеленодольский завод имени A.M. Горького 641 23.02.2018 04-06.2022 12.2022 ЧФ или БФ Строится
Ставрополь Зеленодольский завод имени A.M. Горького 642 12.07.2018 04-06.2023 12.2023 ЧФ или БФ Строится

Строительство

В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, выиграл его Зеленодольский ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии.

Всего планировалось построить 8—10 кораблей этого проекта, для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России, в дальнейшем появилась информация, что серия будет состоять из 9 кораблей — 3 для Каспийской флотилии и 6 для Черноморского флота. В конечном итоге, принято было решение о строительстве 12-ти кораблей проекта для Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии ВМФ России; с возможным продлением серии для других флотов.

На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие.

22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 «Зеленодольского судостроительного завода им. А. М. Горького» был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии.

В 2014 году, в связи с введением санкций против России, немецкая компания MTU в конце года приостановила поставку двигателей, предусмотренных проектом. Тем не менее, по словам представителя Зеленодольского ССЗ, «замена дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет».
Двигатели для этих кораблей стали поставлять Китай, также дизели «Коломенский завод» и редукторы завод «Звезда» из Санкт-Петербурга.

По планам 2015 года ВМФ России до 2019 года получит порядка 10 МРК.
В сентябре 2016 года, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», между МО РФ и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку трёх дополнительных МРК «Буян-М». При этом предполагается, что корабли, закладка которых планируется на 2017 год, оснастят новой РЛС с активной фазированной решеткой и зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», который, по мнению проектировщиков, должен обеспечить кораблям достаточный уровень защищенности.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Боевая служба МРК типа «Буян-М»

Первый корабль серии был спущен на воду и сдан военным морякам в 2013 году. Следом за ним на боевую службу с разницей в пять месяцев в 2014 году поступил сразу два судна: МРК «Углич» и однотипный с ним корабль, получивший название «Великий Устюг». Новые суда пополнили состав Каспийской военной флотилии. Вместе со своими старшими братьями, МКР проекта 21630 «Астрахань, «Махачкала» и «Волгодонск», новые суда составили ударный отряд российских кораблей на Каспии.

Весь 2020 года ракетный корабль бортовой номер 603 «Серпухов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения ВМС России в Средиземном море. В паре вместе с однотипным МРК «Зеленый Дол» «Серпухов» осуществлял летом 2020 года пуски боевых ракет из района Восточного Средиземноморья по целям террористов на территории Сирийской Республики. Однако служба МРК «Серпухов» в составе Черноморского флота была недолгой. После успешно проведенной операции в Средиземном море принято решение отправить боевую единицу на Балтику. Ныне корабль базируется в Балтийске и входит в состав Балтийского флота.

Малые ракетные корабли проекта 21631 типа «Буян-М» стали на сегодняшний день одним из самых массовых проектов. Несмотря на свои небольшие размеры, ракетные корабли получились максимально эффективными и удобными в эксплуатации. Строившиеся как корабли класса «река-море» и рассчитанные на действие в прибрежной зоне, новые суда доказали свою пригодность для решения более широких тактических задач.


Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Узнают по паспорту

Морские мины нового образца могут устанавливаться в группе или отдельно друг от друга. Электроника с помощью специального алгоритма, который определяет тип плавсредства, позволяет отличать «своих» от «чужих». Для идентификации целей в программное обеспечение закладывают акустические портреты кораблей противоборствующих сторон.

Эти своеобразные «паспорта» помогают с высокой долей вероятности понять, какое плавсредство находится в зоне поражения. В итоге свое будет передвигаться по минному полю в полной безопасности, а вражеское тут же атаковано и уничтожено.

Кроме того, в ВМФ сейчас разрабатывают концепцию применения минных полей. Благодаря появлению «умных» боеприпасов МРК будут устанавливать интеллектуальные заграждения. Теперь в заданном районе противокорабельные мины могут в автоматическом режиме «выстроиться» в боевой порядок. Для этого они оборудованы специальными датчиками, с помощью которых командный блок управления может связать их в единую цепь. Такой подход позволит грамотно распределить цели между боеприпасами, выбрав наиболее ценные.

Буян_3

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» «Серпухов» у причала в Севастополе

Фото: ТАСС/Алексей Павлишак

В данном случае каждому заряду может быть поставлена определенная задача. Например, уничтожать только десантные корабли, которые перевозят боевую технику, и не подрывать пустые. При групповой атаке они смогут проигнорировать небольшие тральщики, которые идут первыми и ищут мины, но взорвать более крупные плавсредства огневой поддержки. В качестве носителей таких мин могут также выступать подводные лодки, морская, тактическая и стратегическая авиация.

Создание новых мин и внедрение современных технологий значительно повысят боевые возможности флота в борьбе с кораблями и субмаринами противника, считает бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, контр-адмирал, Герой России Всеволод Хмыров.

— Мины являются одним из самых опасных видов оружия. Они угрожают как надводным, так и подводным кораблям. Во время Великой Отечественной войны немцы практически заперли Балтийский флот в Кронштадте, превратив акваторию вокруг него в «суп с клецками», — рассказал он «Известиям». — И опасность, исходящая от мин, только растет. Новые боеприпасы получают более совершенные системы подрыва, их оснащают магнитными и акустическими взрывателями, а также теми, что работают на иных физических принципах.

Буян_4

Малый ракетный корабль проекта 21623 «Буян-М» «Углич» на учениях корабельных ударных групп Каспийской флотилии ВМФ РФ

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Изменился и горизонт забрасывания. В частности, мины можно устанавливать с помощью самолетов. Но самое главное, они фактически превратились в торпеды, которые сами находят цель, отметил эксперт.

Сейчас минное оружие активно развивается. ВМС США недавно провели модернизацию боеприпаса Мк.65. Идет работа по совершенствованию авиационных мин семейства QuickStrike. На них установлена система наведения и коррекции курса по сигналу GPS, что позволяет сбрасывать боеприпасы с большой высоты и на удалении в десятки километров от цели. Точное количество морских мин в арсенале ВМС США официально никогда не разглашалось. Но, по различным оценкам, этот показатель может доходить до 10 тыс. штук.

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду.
Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

Как всё начиналось

В 1965 году в ВМФ СССР были окончательно сформулированы требования к новому классу кораблей, которым в последствии была присвоена классификация МРК (малый ракетный корабль). Изначально планировалось, что новый корабль будет иметь размерность и водоизмещение, свойственные ракетным катерам, но с лучшей мореходностью. Однако постоянные требования заказчика изменить конструкцию, особенно в части размещения на корабле шести тяжелых ПКР П-120 «Малахит», привели к существенному росту водоизмещения, достигшему впоследствии 670 тонн, что в итоге потребовало введения нового класса кораблей.

С 1967 года для ВМФ СССР началось строительство МРК проекта 1234. Для своего времени это были во многом уникальные корабли. При водоизмещении западного корвета (причём весьма лёгкого) они несли беспримерно мощное наступательное ракетное вооружение, неплохой для своего времени ЗРК «Оса», двухствольную артиллерийскую установку АК-725 калибром 57 мм.

МРК «Буря» с 57-мм спаренной артустановкой

На следующих сериях кораблей, состав оружия непрерывно усиливался, появился модернизированный ЗРК, вместо 57-мм артиллерийской установки появилась более мощная одноствольная 76-мм АК-176. Добавилась 30-мм АК-630М для стрельбы по воздушным целям. Корабли имели средства РЭБ и развитое для такого маленького корабля радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. 

МРК «Пассат». Вместо спаренной 57-мм АК-725 установлены 76-мм АК-176 и 30-мм шестиствольная АК-630М

Вторым качеством была «катерная» максимальная скорость – 35 узлов. Это обеспечивало превосходство в скорости над большинством надводных кораблей тех лет, пусть и кратковременное.

Для своего времени это действительно было мощное ударное средство в войне на море, и даже сейчас у него имеется высокий боевой потенциал.

Малые размеры (и заметность) и скоростные качества МРК позволяли им «работать» в прибрежной зоне, среди островов различных архипелагов, во фьордах Норвегии и других тому подобных местах и единственным их врагом в те годы была ударная авиация, которой впрочем, ещё надо было до них добраться.

В ходе выполнения боевых задач мирного времени МРК эффективно использовались в ходе «слежения оружием», вися на хвосте западных боевых кораблей и корабельных групп. При этом последние были лишены возможности оторваться от такого слежения. Их высокая скорость позволяла им участвовать в набеговых операциях, аналогичных тем, которые проводили в 1971 году ВМС Индии. В случае начала боевых действий единственным спасением от советских МРК были бы палубные ударные самолёты. Там же, где их не было, перспективы кораблей США и НАТО становились бы весьма туманными.

При этом МРК были малоуязвимы для тогдашних подводных лодок – высокая скорость этих кораблей в атаке и ожидание цели «на стопе» где-то под прикрытием берега, в бухтах, фьордах, за скалами или островками делали их трудной целью для подлодок тех лет. Корабли были, помимо всего прочего, неприхотливы к условиям базирования, их присутствие можно было развернуть в любом месте, где был причал и возможность подать с берега хотя бы топливо для заправки.

Корабли неоднократно ходили на боевые службы в Средиземное море и во Вьетнам, и, в общем, старый эпитет, данный им («пистолет, приставленный к виску империализма»), был вполне верен.

Особенно верным он был в случае теоретического ядерного конфликта. Отбить массированную атаку ПКР П-120 западные корабли тех лет не могли – самые новейшие американские крейсера и эсминцы имели шансы это сделать, при условии не очень плотного залпа. В остальных же случаях маленький МРК, применивший ПКР со специальной боевой частью, мог бы нанести противнику очень существенные потери – вплоть до десятков процентов личного состава и кораблей, имевшихся в тех или иных ВМС. Один.

Такой дебют не мог не впечатлить, и СССР продолжил, что называется, «вкладываться» в МРК. Серия 1234 плавно эволюционировала, по пути усиления оружия и РЭВ (от проекта 1234 к 1234.1), финалом чего стал МРК «Накат» проекта 1234.7, вооружённый двенадцатью ракетами «Оникс», построенный, правда, в единственном экземпляре. 

МРК «Накат» проекта 1234.7

Также были созданы куда более совершенные проекты: 1239 с аэростатической воздушной разгрузкой (разновидность воздушной подушки, на сегодня два МРК этого проекта «Бора» и «Самум» в строю на ЧФ) и МРК проекта 1240 на подводных крыльях. У этих кораблей скорость была ещё большей, нежели у «классических» МРК.

МРК проекта 1239 «Сивуч»

Но время менялось, и вместе с ним должны были измениться и подходы к войне на море. Уже в 80-х годах противник адаптировался. 

Строительство кораблей МРК Буян М проекта 21631

Малые военные корабли для нужд отечественного военно-морского флота, сначала в Советском Союзе, а позже и в России, строили на двух предприятиях, питерском «Алмазе» и Зеленодольском Судостроительном заводе. Эти два предприятия обладают огромным опытом строительства малых военных судов, которые и сегодня стоят на оснащении военных флотов и флотилий. В настоящее время заводские мощности Зеленодольской верфи работают на полную мощность. К пяти имеющимся в составе флота военных кораблей в течение последующих трех лет планируется добавить сразу четыре новых судна. Девятый корабль проекта 21631 «Грайворон» заложен совсем недавно, в апреле 2020 года. Имеется информация о том, что еще один десятый МРК «Град» заложен весной 2020 году. Ввод обоих кораблей планируется в 2020 году.

Новый проект 21631 представляет собой концептуально новое техническое решение. Ракетный корабль «Град Свияжск», положивший начало новой успешной серии военных кораблей, имеет водоизмещение под 1000 тонн. Конструкция корабля выполнена с применением технологии «стелс», а комплекс бортового вооружения существенно увеличен. Судно спроектировано с учетом климатических и гидрографических особенностей Каспийского моря и системы реки Волга. При этом особый акцент в создании судов уделяется мореходным качествам кораблей. У МРК типа «Буян-М» увеличена дальность плавания. Экипаж корабля остался на прежнем уровне — 30-36 человек. Сохранилась и автономность судна — 10 суток.

Оценка проекта

Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.

Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.

Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля: такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.

Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.

Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector