Ракетные катера проекта 1241

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Примечания[править | править код]

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 июня 2011.
  9. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60—61.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  15. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  16. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  17. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  18. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35—36.
  19. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56—64.
  20. . vpk.name. Дата обращения 27 июня 2016.
  21. . vpk.name. Дата обращения 4 августа 2016.
  22. (20 июля 2014).

Тактика

Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.

Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. Например, тот же «Эйлат» был потоплен катерами, даже не покидавшими гавань Александрии. Соответственно, столкновения примерно равных по возможностям противников (таких, как ракетные катера или корабли) стали тоже не характерны. В тех случаях, когда они происходили (например, во время операции «Трайдент» в ходе Индо-пакистанской войны 1971 года), преимущество имела сторона, первой установившая контакт и производившая залп.

Типичны стали столкновения между разнородными силами: катерами и транспортами, авиацией и катерами, и так далее. Косвенным признанием высокой ударной мощи ракетных катеров является факт, что многие флота создали специальные программы и даже рода сил для борьбы с ними. Например, в советском/российском ВМФ Балтийский и Черноморский флота имеют штурмовую авиацию.

С появлением средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) в тактику вносились изменения с учётом их эффективности. Катера западной постройки (Германия, Израиль и так далее) полагаясь на превосходство своих средств РЭП, допускают не только упреждающий, но и ответный удар. Так, бой у Латакии показал, что подобная тактика оправдана, пока меры РЭП эффективны.

Тактика ракетных катеров, разработанная в ВС СССР, делает упор на внезапность и массирование сил. Расчёт строится на насыщение противоракетной обороны противника целями сверх её возможностей эффективно их отразить.

В типичном сценарии катера и малые ракетные корабли (МРК) атакуют прибрежный конвой силами до бригады. На стадии сближения бригада в строю параллельных колонн по дивизионам движется вдоль берега или в шхерах, используя маскировку. Строй выбирается так, чтобы единицы (как правило МРК), имеющие ракеты наибольшей дальности, были в дальней от противника колонне. По сигналу командира бригады, колонны выполняют поворот «все вдруг» на противника, и строем параллельных фронтов на предельной скорости сближаются на дальность пуска. Пуск производится залпами, с расчётом прихода всех ракет к цели одновременно.

Небольшой, но стратегический

Главное достоинство «Буянов» — их ракетный комплекс. Высокоточные крылатые ракеты большой дальности 3М14 способны поражать цели на дальности до 2600 км, об этом в 2012 году заявлял командующий Каспийской флотилией Сергей Алекминский.

Если придерживаться сопоставления с ближайшим функциональным аналогом 3М14 — американскими «Томагавками», то можно предположить, что 2600 км это дальность в ядерном исполнении (ядерные боезаряды небольшой мощности компактнее и легче обычных).

В обычном же оснащении 3М14 должна иметь естественную дальность в пределах 1500–1700 км, что и было продемонстрировано 7 октября 2015 года, когда группа кораблей Каспийской флотилии (ракетный корабль «Дагестан» и три «Буяна»: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг») нанесла удар 26 крылатыми ракетами по целям в Сирии. Ракеты тогда прошли более 1500 км над южным Каспием, Ираном, Ираком и Сирией.

катер_1

Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» на корабле «Дагестан»

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Низкая осадка, напомним, позволяет «Буянам» свободно перемещаться по внутренним водным путям. Это значит, что корабль с крылатыми ракетами может перебрасываться с севера на юг по рекам европейской России. И даже более того — на этих реках и воевать: дальность основного вооружения позволяет.

Фактически можно говорить о создании мобильного средства стратегического сдерживания (причем как ядерного, так и неядерного), способного наносить высокоточные удары в Европе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Многие наблюдатели отмечают, что Россия таким способом элегантно обходит одно из ограничений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987). По нему, в частности, СССР и США запрещалось создавать и развертывать в войсках наземные пусковые установки крылатых ракет с дальностью от 500 до 5500 км.

Однако крылатые ракеты морского базирования из-под договоров о контроле над вооружениями неуклонно выводились, чему способствовала позиция Вашингтона: его флот полагался на такие ракеты как на сильный козырь и не считал возможным их ограничивать. Поэтому возникла ситуация, когда Россия может маневрировать «стратегическими ракетными катерами» класса «река-море», беспрепятственно пользуясь внутренними водными путями.

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2». Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха.

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу.

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушир. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад.

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15.

В 1984 году иракской ракетой П-15 был выведен из строя один корабль (не затонул).

Таким образом известно как минимум о 3 поражённых за время войны кораблях, при этом к концу войны у Ирака осталось 7 от 12 изначальных ракетных катеров «Оса».

Развитие

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100 — 500 тонн) и высокую скорость (30 — 50 узлов). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20 — 40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты. Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например израильский тип «Саар 5». Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).

Типичные представители


Катер типа «Хец» (ивр. ‏חץ‏‎)

Израиль: катера характерны большим числом ракет.

Катера типа «Хец» (Саар 4,5) имеют:

Водоизмещение 488 т, Размеры 61,7 x 7,62 x 2,76 м, скорость 30 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 376 л.с., экипаж 50 чел., вооружение 4 ракеты «Гарпун», 6 «Габриэль-III», ЗРК «Барак» (вертикальная ПУ на 32 ракеты), 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 20-мм зенитную артустановку «Фаланкс», 2 20-мм зенитных автомата, 4 12,7-мм пулемета.


Катер типа 143 нем. Habicht (P-6119)

Германия Катера типа 143:

Водоизмещение 390 т, размеры 57,6 x 7,76 x 2,56 м, скорость 32 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 000 л.с., экипаж 34 чел., вооружение 4 ракеты «Экзосет» MM38, 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 ракетный комплекс самообороны RAM (21 ракета).


Катер типа Спика-II швед. Västervik

Швеция
Катера типа «Спика-II» (швед. Spica-II):

Водоизмещение 230 т, размеры 43,6 x 7,1 x 1,6 м, скорость 40 уз, трехвальная газотурбинная ДУ, мощностью 12 900 л.с., экипаж 27 чел., вооружение 4 ракеты RBS-15, 1 57-мм/70 универсальная артустановка, 2 533-мм (21″) однотрубных торпедных аппарата. Предусмотрено быстрое переоборудование в вариант с 8 ракетами, или с 4 ТА, или в патрульный без ракет, или в минный заградитель (30 мин).

СССР

Катера проекта 205:

Водоизмещение 205 тонн, размеры 38,6 x 7,6 x 2,6 м, скорость 35 уз, трехвальная дизельная ДУ, мощностью 8 000 л.с., экипаж 26 чел., вооружение 4 ракеты П-15, 2 30-мм спаренные ЗАУ АК-230.

Катер на воздушной подушке скегового типа «Скьольд» (P-690)

Основными тенденциями развития ракетных катеров являются:

  • Системный подход, где главным элементом остается оружие. Катер строится вокруг ракеты. Предусматриваются возможности перехода на новые образцы ракет, когда те станут доступны.
  • Широкое применение активных и пассивных средств РЭП.
  • Поиск путей повышения скорости, в том числе новых принципов поддержания. Например, советский/российский катер на подводных крыльях проекта 1240, или американский типа «Пегас», или норвежский катер на воздушной подушке «Скьольд».
  • Создание специальных серий, предназначенных на экспорт — с учётом снижения стоимости, и использования в локальных конфликтах.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение 436(493) т
Размеры:
— длина 56.1 м
— ширина 10.2 м
— осадка 2.5 м
Силовая установка 2 х (ГТД М-70 (24000 л.с.) + ДД М-510 (8000 л.с.)), 2 ВФШ
Экипаж 40 чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 41 узл
Крейсерский 36 узл 400 миль
Экономичный 14 узл 1600 миль
Малый

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
ПКРК 2х2 ПУ ПКР «Москит-М» 4 ЗМ80 «Москит»
ПВО 2х6 АК-630М или 2 ЗРАК «Палаш» 6000 выстр
1х4 ПУ ЗРК «Игла» 16 ЗУР «Игла»
Артиллерийское 1х1 АК-176 316 выстр.
РЛС РЛК обнаружения ВЦ и НЦ «Монолит»
Навигационная «Печора»
РЭБ «Вымпел-Р2»
ПК-10
2х16 ПК-16

Аббревиатуры

Война Судного дня (1973)

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 13 ракетных катеров «Саар».

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым из 19 участвующих. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector