Малые противолодочные корабли проекта 12412
Содержание:
История
Работы по созданию спутника начались в конструкторском бюро Королева ОКБ-1 в 1961 году в кооперации со специалистами других конструкторских бюро и институтов. Главным конструктором проектов космических систем связи «Молния-1» (1962 г.), а также последующих «Молния-2» (1965 г.), «Корунд» (1969 г.), «Кулон» (1973 г.) был заместитель генерального директора по науке МНИИРС, Мурад Рашидович Капланов.
Первоначально ставилась задача создания с помощью «Молния-1» экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В то же время на базе спутников связи типа «Молния-1» в будущем замышлялось создание эксплуатационной системы радиосвязи на всей территории Советского Союза и со странами северного полушария. Такая система в сочетании с местными радиорелейными линиями могла бы обеспечить передачу телевизионных программ Центрального телевидения во все основные районы СССР.
Первая попытка запуска была проведена на космодроме Байконур 4 июня 1964 года. Из-за аварии второй ступени ракеты-носителя «Молния» на 287-й секунде полёта спутник с заводским номером 2 был потерян. Причиной аварии был отказ системы опорожнения блока «А», который привёл к преждевременному окончанию горючего (керосин). Без топлива турбонасосный агрегат пошёл вразнос, далее автоматика сформировала команду на аварийное отключение двигательной установки.
Следующий пуск стал частично успешным — 22 августа 1964 года спутник был штатно выведен на орбиту, но обе дублирующие друг друга параболические антенны развернулись не полностью, что исключало его использование по назначению. При анализе причин отказа было установлено, что во время испытаний изоляция кабелей, идущих к антенной штанге, была повреждена. По указанию конструктора изделия кабели были дополнительно обмотаны поливинилхлоридной лентой, полноценных испытаний после этой доработки не проводилось. Поливинилхлорид при низких температурах теряет эластичность. В официальной прессе Молния-1 № 1 была названа Космос-41, на орбите она просуществовала девять месяцев, за это время были испытаны все системы, кроме системы ретрансляции. Других отказов, кроме нераскрытия антенн, не было.
Первый успешный запуск состоялся 23 апреля 1965 года. «Молния-1» № 3 была успешно выведена на орбиту, однако включить ретранслятор удалось только после нескольких безуспешных попыток, причиной по-видимому была окисленность контактов реле в цепях питания ретранслятора или попадание в них посторонней частицы. Благодаря работе этого спутника жители Дальнего Востока впервые имели возможность в реальном времени смотреть первомайский военный парад 1965 года, проходивший в Москве.
Общей проблемой для первых аппаратов серии Молния-1 было быстрое падение мощности, снимаемой с панелей фотоэлектрических преобразователей. Причиной было плохо изученное на тот момент влияние радиационных поясов Земли, а также термоциклирование (на каждом витке температура элементов солнечных батарей резко меняется с +120 °C на освещённой части траектории, до −180 °C в тени).
Всего было запущено 7 КА «Молния-1», 5 из которых успешно. В 1966 году, из-за большой загрузки ОКБ-1, КА «Молния-1» были переданы филиалу № 2 ОКБ-1 (КБПМ, нынешнее ОАО ИСС), и все последующие спутники серии «Молния» уже изготовлялись на этом предприятии.
Проект
Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор Борис Аврамович Лейкис.
Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля 60 суток, дальность хода 12 тысяч миль, скорость полная 21 узел. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU. По информации СМИ от 26 июня 2019 года пограничные сторожевые корабли проекта 22100 «Океан» выпускаются полностью на 100 процентов из отечественных комплектующих, в том числе и главная энергетическая установка, об этом в интервью «Звезде» сообщил генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» Александр Карпов.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Вооружение
Вооружение включает одну 76,2 мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5 мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках . Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме предполагалось разместить устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля, однако впоследствии от него отказались. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения.
Сторожевой катер «Гриф» – проект 1400
Патрульный катер, стоящий на вооружении у погранвойск Федеральной Службы Безопасности РФ и у ряда иных государств. Спроектирован в конце 60-хх гг. инженерами конструкторского бюро «Алмаз».
Лодка была сконструирована для выполнения нескольких задач:
- Охрана государственных любых водных границ вблизи берега, в проливах, заливах, гаванях портов;
- Обеспечение морских контрольно-пропускных пунктов;
- Участие в поисково-спасательных работах;
- Участие в экологическом контроле.
Сторожевой катер «Гриф»
У «Грифа» небольшие габариты, поэтому легко транспортируется грузовыми поездами. Его длина достигает 22 метров, а осадка – 1 метр. Судно оснащено двумя дизелями М-401, генераторами и двумя винтами. Максимальная скорость разгона – 29-30 узлов. В составе команды 10 моряков.
Вооружение лодки состоит:
- Навигация: радары «Лоция» и «Градус-2М», магнитные компасы;
- Радиолокация: система государственного распознавания «хром-К»;
- Радиоэлектроника: радиостанции;
- Артиллерийское оружие: пулемет 2М либо пулеметная установка «Утес-М».
На основе проекта 1400 было построено несколько вариантов:
- Модификация «Э» экспортный катер. Судно строили для Куба и Гвинеи. Они мели дополнительно турельный пулемет и кондиционеры на борту.
- Лодка серии «М» имел корпус из сверх прочного металла.
- Проект «А» – лодка для перевозки правительства страны. На корабле снято все вооружение.
- Корабль «Гурзуф» использовался как транспортировочное плав средство. На борту у катера было снято все оружие.
Малый патрульный корабль
Границы между странами существуют не только на суше, но и на воде. На земле имеется множество способов проведения четких границ и возведения длинных проволочных заборов, но в морской зоне произвести защиту тем же способом весьма проблематично. Во времена первой мировой войны подводные корабли стали угрозой морским границам различных стран, и для защиты территории было решено создать лодки надводного класса, предназначенные в том числе и для борьбы с подводными лодками.
Патрульный катер Мангуст
Характеристики и вооружение
Первой страной, которая начала проектирование и строительство патрульных кораблей является Великобритания. Именно в 1915 году создается первый патрульная лодка весом 600 тонн, с ускорением 23 узла, вооруженная торпедными механизмами, выстреливающими в глубину бомбами. Также в ее арсенал входили пулеметы калибром 102 мм и 40 мм, принадлежащие к типу «Р». С наступлением 17 года прошлого столетия в российском флоте начинается строительство четыре различных патрульные судов, имеющие следующую конструкцию:
- Вес измерялся от 350 до 530 тонн;
- Скорость хода равняется 15 узлам;
- Вооружены пушками от 75 до 102 мм;
Американцы подхватывают эту идею и в 18 году прошлого века выпускает серию лодок относящихся к типу «Игл», с реализуемой скоростью 18 узлов и весом в 500 тонн.
Катер Мираж проект 1431
Производство
С наступлением второй мировой войны в 1943 году патрульные катера начинают дальнейшее свое развитие и совершенствование. США передает в арендуемое пользование СССР 76 катеров большого типа и 60 лодок малого, первые принадлежали к классу БО-2 и БУ-1, вторые к МО-1. Советская фирма «Элко» смогла улучшить данные катера и уменьшить их вес всего до 126 тонн, а скорость удержать на отметке в 26 узлов. Данная конструкция считалась не идеальной, и было предложено ее изменить, а именно вместо торпедных аппаратов установить в корме и на боку пушки размером 40 мм. Но в ходе боев у Новой Гвинеи выяснилось, что установка является не надежной, а скорость стрельбы торпед слишком медленной. В связи с эти было принято решение заменить торпедные установи на более скорострельные и старые модели, с механическим, а не автоматическим приводом.
По окончанию второй мировой войны вооруженные катера имели следующие характеристики:
- Вооружение – пушка 40, 37 и 20 мм, пулемет – 4 шт. по 12 мм;
- Водоизмещение увеличилось до 600 тонн, из них одна треть уходила на вооружение и боеприпасы, а также за счет установки радаров;
- Скорость хода составляла 30 узлов, при этом топливо уходило 11,5 тыс. литров;
- Экипаж состоял преимущественно из 16 человек с запасом еды и воды до 5 дней плаванья.
По заказу НКВД в конце 30 годов появляются малые патрульные катера весом 56 тонн и скоростью в 25 узлов, вооруженной глубинными бомбами и двумя пулеметами калибром в 45 мм.
Патрульный катер Соболь
В 80 годах конструкторское бюро «Алмаз» создается пограничные сторожевой корабль с обозначение «10412» со скоростью хода выше 30 узлов, водоизмещением более 350 тонн. Вооружен катер был 30 мм автоматической шестиствольной пушкой и двумя гранатометами.
Следующий этап усовершенствования произошел в США, во времена вьетнамской войны, где в первую очередь конструкторы решили уменьшить вес, в результате чего увеличилась скорость хода и маневренность. У нас же дальнейшее развитие патрульный катер не получил, основные силы были направлены на выпуск малых боевых кораблей, предназначенной для охраны водной территории.
С приходом нового века были выпущены ряд патрульных катеров:
- «Мангуст» – используется спецслужбами, а также в таможенных целях, выполнен из алюминиево-магниевого сплава, скорость хода 50 узлов;
- «Соболь» – пограничная цель использования, состоящий из алюминиевого сплава, имеет артиллерийско-ракетную и пулеметную установку;
- «Мираж» – охрана экономической зоны, водоизмещение более 120 тонн, скорость хода 50 узлов.
На сегодняшний день, данные патрульные катера используются на территории восточной береговой линии. Они выполняют функцию дозорной службы, ведут борьбу с торпедными катерами, охраняют рыболовецкую прибрежную зону, а также используются в военно-морских силах.
Лучшая подлодка и экспериментальный экипаж
Техническую программу военно-спортивного праздника открыли корабль на воздушной подушке «Самум» и современные катера Крымской военно-морской базы, в небе пролетели вертолеты Ми-8. Одним из катеров управлял экспериментальный женский экипаж ВМФ России. Это произошло впервые в истории проведения военно-спортивных праздников в честь Дня ВМФ.
«В ходе эксперимента черноморочки прошли обучение по теории устройства, обеспечению живучести и управлению катером, использования двигателей и организации связи в военном институте дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге», — пояснил диктор.
Следом прошли морские тральщики «Ковровец» и «Железняков». Их задача — поиск и уничтожение мин, и они продемонстрировали, как подрезают скрытые на глубине бухты заряды и подрывают их. В этот момент над бухтой неожиданно раздался грохот, из воды около выхода в открытое море поднялись несколько фонтанов воды — мины были уничтожены, чтобы дальше могли идти основные силы флота. «Ой, как неожиданно! Даже сердце в пятки ушло», — воскликнула маленькая девочка в толпе зрителей. «Наоборот, круто!» — восторженно отзвался ее брат.
Первой в надводном положении прошла субмарина «Колпино» проекта 636. По итогам прошлого года ее экипаж признали лучшим на Черноморском флоте. «Эти подводные корабли обладают большой дальностью и автономностью плавания, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами, вооружены современным ракетным комплексом «Калибр», боевая эффективность которого сильно удивила и наших друзей, и наших недругов», — отметил диктор.
Авиаторы ЧФ продемонстрировали приемы по доразведке береговой обороны бомбардировщиками под прикрытием истребителей, поиску и уничтожению подлодок вертолетами, авиационную подготовку при высадке десанта. А фрегаты ЧФ показали ракетный удар по условному отряду боевых кораблей противника. В конце праздника пожарно-спасательное судно показало «фонтан», а буксиры исполнили «вальс». Парашютисты выполнили групповой прыжок с дымами и флагами.
История строительства
Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online» появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.
В апреле 2015 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2015 года.
Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.
Особенности конструкции
Схема компоновки кораблей «Мангуст»
Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.
Корпус катера
Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.
Двигатель
Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.
Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).
Бортовая электроника
«Мангуст» транспортной полиции
Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:
- комплект интегрированной навигационной системы;
- магнитный компас «Азимут» 90-1;
- гирокомпас PGM-C-009.
Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:
- станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
- ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
- ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
- спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
- приемник NAVTEX NX-700A;
- аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
- два радиолокационных ответчика TRON SART;
- три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
- средства внутрикорабельной связи и трансляции.
Днище корабля
Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.
6 отсеков
Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.
Платформа
Почтовая марка СССР. 1966. IV спутник связи Молния-1
КА «Молния-1» положил начало космической платформе КАУР-2. На её базе впоследствии были созданы все остальные спутники семейства «Молния1»: Молния-1+ (1967), Молния-2 (1971), Молния-3 (1974), Молния-1Т (1983), Молния-3К (2001).
Платформа состояла из цилиндрического гермоотсека со служебной и ретрансляционной аппаратурой, на котором крепились шесть откидывающихся панелей солнечных батарей, двигательная установка коррекции, имеющая форму усеченного конуса, антенны, внешние радиаторы системы терморегулирования, исполнительные органы и шар-баллоны с запасами азота системы ориентации. Корпус спутника ориентировался продольной осью на Солнце, а антенны, установленные на выносной штанге, независимо наводились на Землю.
Из-за несовершенства радиоаппаратуры срок активного существования КА «Молния-1» составлял всего около полугода, что было значительно улучшено в последующих спутниках серии.
Система управления ориентацией
КА Молния-1 с близкого расстояния. Хорошо видны шар-баллоны с запасами азота системы ориентации.
КА «Молния-1» обладал уникальной системой управления ориентацией, где управление движением объекта вокруг центра масс по трем осям осуществлялось одним гироскопом. Так как солнечные батареи были жестко прикреплены к корпусу, КА должен был постоянно ориентирован на Солнце. Это достигалось с помощью массивного гироскопа, установленного внутри спутника.
После того как спутник отделялся от ракеты-носителя и ориентировался на Солнце, гироскоп раскручивался до больших оборотов. Особенность гироскопа состоит в том, что, будучи раскрученным, он сохраняет постоянным направление своей оси в пространстве. Гироскоп, установленный внутри «Молния-1», был связан с ним слабыми пружинками с демпферами для уменьшения колебаний. КА как бы «висел», привязанный к гироскопу. Хотя механическая часть была очень сложной, электронная часть системы оказалась довольно простой и надежной и за многие годы эксплуатации спутников «Молния-1» работала безотказно. Дополнялась эта гироскопическая система микродвигателями КДУ-414, работающими на сжатом азоте, которая корректировала незначительные отклонения объекта от заданного положения за счет возмущений или временных изменений траектории. Сочетание силового гироскопа и микродвигателей позволило создать очень экономичную систему ориентации с минимальным расходом топлива.
Целевое оборудование
С целью повышения надёжности бортовой ретранслятор состоял из пяти приёмо-передающих блоков, передатчики трёх из них имели мощность 40 Вт, оставшиеся два — 20 Вт, маломощные блоки были предназначены для включения в ситуации недостатка электроэнергии. Частота линии «земля»-«борт» — ~800 МГц, «борт»-«земля» — ~1000 МГц.
В качестве антенн были использованы две параболические антенны диаметром по 1,4 метра, с возможностью резервирования друг друга. Они размещались на выносных штангах и управлялись электромеханическим приводом. На облучателе антенны были установлены оптические датчики, которые детектировали края диска Земли, направляя антенны на центр видимого диска.
Представители серии
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирована не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Синий — находится в ремонте или на модернизации Красный — списан, утилизирован или потерян
- Корабли построенные на ССЗ № 602 / Владивостокском ССЗ / «Восточной верфи» (Владивосток)
Проект | Зав. № | Тактический № / Название | Борт. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10410 | 401 | ПСКР-900 «Корсаков» | 118 | 22.04.1987 | 11.04.1988 | 08.04.1989 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | 402 | ПСКР-901 | 162 | 1989 | 04.1990 | 1998 | Затонул 07.11.1995 в Корсакове во время шторма, после подъёма в строй не вводили | |
10410 | 403 | ПСКР-903 «Холмск» | 088 | 21.10.1990 | Пограничное управление ДВФО | |||
10410 | 404 | ПСКР-904 | 132 | 1989 | 09.04.1991 | 2017 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | 405 | ПСКР-907 | 104 | 1991 | 2018 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | 406 | ПСКР-908 | 012 | 05.1991 | 2018 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | 407 | ПСКР-914 | 199 | 1991 | 1992 | 20.10.1992 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | 408 | ПСКР-915 «Невельск» | 023 | 28.11.1990 | 1992 | 09.1993 | 2017 | Пограничное управление ДВФО |
10410 | 409 | ПСКР-918 «Южно-Сахалинск» | 026 | 1992 | 22.10.1994 | 1994 | Пограничное управление ДВФО | |
10410 | 410 | ПСКР-922 | 076 | 1994 | 12.06.2000 | Пограничное управление ДВФО | ||
10410 | 411 | ПСКР-923 «Кондор» | 126 | 1995 | 27.09.2003 | 09.2005 | Пограничное управление ДВФО | |
10410А | 412 | ПСКР-926 «Ворон» | 069 | 2001 | 15.07.2006 | 15.05.2007 | Пограничное управление ДВФО | |
10410Б | 413 | ПСКР-929 «Беркут» | 113 | 2002 | 2009 | 21.04.2010 | Пограничное управление ДВФО | |
10410Б | 414 | 12.2020 | Строится | |||||
10410Б | 415 | 12.2020 | Строится | |||||
10412 | 420 | HQ-266 | 22.07.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | ||
10412 | 421 | HQ-267 | 22.07.2009 | 12.11.2010 | 16.08.2012 | ВМС Вьетнама |
- Корабли построенные на Заводе № 345 / «Ярославском ССЗ» (Ярославль)
Проект | Зав. № | Тактический № / Название | Борт. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10410 | 801 | ПСКР-902 «Ставрополь» | 100 | 1990 | Пограничное управление ЮФО | |||
10410 | 802 | ПСКР-905 «Расул Гамзатов» | 109 | 1991 | Пограничное управление ЮФО | |||
10410 | 803 | ПСКР-906 «Сочи» | 110 | 11.04.1991 | 08.02.1992 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | 804 | ПСКР-910 «Бриз» | 065 | 10.12.1992 | 1993 | Пограничное управление СЗФО | ||
10410 | 805 | ПСКР-911 «Подольск» | 017 | 1992 | 1992 | 25.03.1993 | 2018 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | 806 | ПСКР-916 | 102 | 1993 | 1994 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | 807 | ПСКР-928 «Василий Грязев» | 017 | 12.09.1998 | 25.05.2007 | 15.12.2007 | Пограничное управление СЗФО | |
10410Б | 808 | «Усть-Лабинск» | 039 | 1999 | 30.08.2011 | 20.12.2012 | Пограничное управление КФО | |
10410Б | 809 | «Балаклава» | 15.06.2017 | 17.07.2018 | Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым |
- Корабли построенные на ЛСО «Алмаз» / Судостроительном объединении «Алмаз» / Судостроительной фирме «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Проект | Зав. № | Тактический № / Название | Борт. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10410 | 301 | ПСКР-909 «Выборг» | 141 | 05.1989 | 09.1991 | 31.07.1992 | 2017 | Пограничное управление СЗФО |
10410 | 302 | ПСКР-912 «Анатолий Королёв» | 137 | 23.02.1992 | 11.1992 | Пограничное управление СЗФО | ||
10410 | 303 | ПСКР-913 «Алмаз» | 143 | 17.10.1992 | 15.10.1993 | Пограничное управление СЗФО | ||
10410 | 304 | ПСКР-917 «Нептун» | 077 | 28.07.1994 | 1995 | 2017 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | 305 | ПСКР-919 «Дербент» | 106 | 1992 | 1995 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | 306 | ПСКР-920 «Сыктывкар» | 099 | 1992 | 19.01.1995 | 22.11.1995 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | 307 | ПСКР-921 «Кизляр» | 139 | 26.08.1992 | 06.12.1996 | 23.12.1997 | Пограничное управление СЗФО | |
10410 | 308 | ПСКР-924 «Валентин Пикуль» | 136 | 25.05.2000 | 27.06.2001 | Пограничное управление ЮФО | ||
10410 | 309 | ПСКР-925 «Ямалец» | 044 | 15.10.2004 | Пограничное управление КФО. Новороссийская отдельная бригада ПСКР | |||
10410Б | 310 | ПСКР-927 | 051 | 03.09.2007 | Пограничное управление КФО | |||
10410Б | 311 | «Краснодарец» | 436 | 02.04.2009 | 08.09.2010 | 30.11.2010 | Пограничное управление КФО | |
10410Б | 312 | ПСКР-932 «Крым» | 356 | 29.05.2015 | 30.11.2015 | Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым | ||
10410Б | 313 | ПСКР-933 «Керчь» | 313 | 24.05.2017 | 08.06.2018 | 26.10.2018 | Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым | |
10412 | 040 | HQ-261 | 18.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | |||
10412 | 041 | HQ-263 | 30.07.2002 | 17.10.2002 | ВМС Вьетнама | |||
10410Б | 042 | ПСКР- | Строится | |||||
10412 | 043 | «Триглав» | 11 | 09.2008 | 21.07.2010 | 10.11.2010 | ВМС Словении. Позывной S5KV7, MMSI 278631011 | |
10412 | 044 | HQ-264 | 26.06.2009 | 22.04.2011 | 2011 | ВМС Вьетнама | ||
10412 | 045 | HQ-265 | 26.06.2009 | 12.11.2010 | 2011 | ВМС Вьетнама |