Большие десантные корабли проекта 11711

Биография

  • 1914—1917 — юнга Кронштадтской школы Российского флота, школы комендоров и учебных классов артиллерийских унтер-офицеров Балтийского флота, на учебных кораблях «Николаев», «Верный», «Пётр Великий», тральщике «Аргунь», эсминце «Азард».
  • 1918 — начал службу в РККФ.
  • 1922 — окончил Курсы командного состава флота по артиллерийской специальности.
  • 1922—1923 — вахтенный начальник, затем артиллерист эсминца «Карл Маркс».
  • 1925 — окончил Высшие специальные курсы усовершенствования командного состава флота.
  • 1925—1926 — флагманский артиллерист штаба бригады эсминцев Балтийского флота.
  • 1926—1930 — флагманский артиллерист Морских сил Балтийского моря.
  • 1930—1931 — командующий береговой обороной Крымского укрепленного района Черноморского флота.
  • 1931—1935 — командир и комиссар Крымского укрепленного района Черноморского флота (Крымского района Береговой обороны ЧФ).
  • 1935—1941 — начальник Артиллерийского научно-исследовательского морского института (АНИМИ).
  • 1941—1943 — начальник артиллерии морской обороны Ленинграда, затем начальник артиллерии Балтийского флота.
  • 1943—1945 — главный артиллерист Управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ.
  • 1945—1946 — начальник Управления боевой подготовки флота — заместитель начальника Главного штаба ВМФ.
  • 1947—1960 — начальник Академических курсов офицерского состава Военно-морской ордена Ленина академии им. К. Е. Ворошилова.
  • март 1960 — вышел в отставку.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература

  • Гринкевич В., Корсунский М. Адмирал Иван Грен.- Таллин, «Ээсти Раамат», 1978.
  • Ерохин В.И. Страницы жизни адмирала.- Москва, «Крипто-логос», 2008.
  • 300 лет Российского Военно-Морского Флота. 1696-1996 Под редакцией И.В. Касатонова.- СПб флаг», 1996.
  • Пантелеев Ю.А. Морской фронт. –М.: «Воениздат», 1965.
  • Коршунов Ю.Л. Люди, корабли, оружие (к 70-летию 1-го ЦНИИ МО РФ). 1932-2002.СПб.: «Моринтех», 2002.
  • «Иван Грен»: хроника рейса. – Таллин: «Рыбак Эстонии»,№ 18(1602), 9 октября 1975.
  • Ерохин В.И. Пушки наших моряков. Морской сборник № 4, 2000.
  • Ерохин В.и.»В артиллерии мы были сильны».О вкладе Н.Г.Кузнецоа в развитие морской артиллерии.Морской сборник №7,2004
  • Близниченко С. С. Флагманы флота Азовского и Чёрного морей 1917—1945 гг. Краснодар: Диапазон-В, 2010. — 336 с.

Важные изменения и дополнения в конструкции

Еще одним важным нововведением является конструктивная возможность перевозки стандартных морских контейнеров (до 20 тонн). Что еще лучше, в силу своего бесконтактного способа десантирования корабль может доставлять эти грузы даже к совершенно неприспособленному для этого побережью. Обычным транспортным судам такое и не снилось. Общая масса перевозимого груза – вплоть до 1500 тонн. Чтобы упростить процедуру загрузки/выгрузки, на корабле установлен подъемный кран с грузоподъемностью до 16 тонн.

Сегодня говорят о возможности создания «комплектного» амфибийного катера, который будет храниться во внутреннем ангаре кораблей проекта 11711Э. Он может не только сопровождать судно, но и выполнять самостоятельные задачи. Наверняка такая возможность будет особенно привлекать спасателей, инженеров, геологов.

Вооружение и десант

Установка АК-630, размещенная в задней части кормовой надстройки БДК «Иван Грен»

Первоначальные планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружений, состоящего из следующих основных элементов:

  1. Две палубных установки МС-73М. Это оружие представляет собой морской вариант реактивной системы залпового огня «Град». Пусковые устройства с подпалубной системой перезарядки планировалось установить непосредственно перед носовой надстройкой;
  2. Артиллерийская установка АК-176М. Представляет собой автоматическое 76-мм орудие, размещенное в башне с противоосколочным бронированием. Рассматривались и другие варианты, в частности, сообщалось о возможности замены АК-176 на более мощную А-190 со 100-мм орудием;
  3. Три артиллерийских установки «Дуэт». Представляют собой комбинацию из двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Предназначен «Дуэт» главным образом для отражения воздушных атак. Темп стрельбы – 10 000 выстрелов в минуту;
  4. Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». Разрабатывать их начали почти одновременно со строительством «Ивана Грена». Видимо, ими предполагалось заместить два из трёх «Дуэтов».

Нехватка финансирования и многократный срыв сроков строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один «Дуэт», вместо двух других установили обычные автоматы АК-630 с одним шестиствольных орудием калибра 30 мм. Решено было отказаться также от АК-176М и от МС-73М.

В то же время сообщалось о том, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время проведения ходовых испытаний «Ивана Грена» этого оружия на борту не было.

Артиллерийская установка «Дуэт», размещенная на носовой надстройке корабля «Иван Грен»

Такие преобразования обозначают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне его высадки и будет бессилен перед расположенными на берегу артиллерийскими орудиями и танками противника. Защита от атаки с воздуха также ослабела, а крупнокалиберные пулеметы, даже если они и появятся, не намного её усилят. Разумеется, БДК в одиночку не действуют, но рассчитывать только на боевые корабли сопровождения – это всё-таки явно ущербная тактика. Остается надеяться на то, что в будущем эта ситуация изменится.

На борту БДК «Иван Грен» можно разместить до 300 человек десанта, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимый вес каждого танка – до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу в 55, а Т-90АМ – в 48 тонн.

Для высадки небольших десантных групп может также использоваться транспортно-боевой Ка-29 – если, конечно, на борту размещен именно такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.

ГалереяПравить

Джон Сноу сражается с Гренном. («Лорд Сноу»)

Гренн уступает Джону. («Лорд Сноу»)

Гренн (крайний слева) в серии «Калеки, бастарды и сломанные вещи».

Гренн, Эдд, Сэм и Джон на Кулаке Первых Людей. («Призрак Харренхола»)

Гренн и Эдд после возращения из замка Крастера. («Разрушительница цепей»)

Пипар, Джон Сноу, Гренн и Эдд в Чёрном замке. («Разрушительница цепей»)

Аллисер Торн, Гренн и Эдд. («Разрушительница цепей»)

Гренн сражается с Джоном Сноу. («Верный клятве»)

Гренн смотрит, как Аллисер Торн ругает Джона. («Верный клятве»)

Джон Сноу, Эдд и Гренн после рейда на замок Крастера. («Пересмешник»)

Эдд и Гренн на Стене во время битвы за Чёрный замок.(«Дозорные на Стене»)

Гренн уводит Джаноса Слинта со Стены. («Дозорные на Стене»)

Добавить фото в галерею

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Импорт как источник проблем

Основная проблема всего проекта — большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

Ночной дозор

Король Ночи • Озрик Старк • Рансель Хайтауэр • Родрик Флинт • Тристан Мадд • Марк Ранкенфелл • Робин Хилл • Джиор Мормонт • Аллисер Торн* • Джон Сноу • Эддисон Толлетт** Исполняющие обязанности лорда-командующего

Разведчики

Аллисер Торн (первый разведчик) • Бенджен Старк • Баннен • Борба • Гаред • Гренн • Джафер Флауэрс • Джек Булвер • Джереми Риккер • Дункан Лиддль • Каменная Змея • Куорен Полурукий • Манс • Отор • Раст • Стив • Уилл • Уэймар Ройс • Харкер

Неназванные дозорные

Из серии «Победа или смерть» • Из серии «Бейлор» • Из серии «Бейлор» • Из серии «Чёрно-белый дом» • Из серии «Красная женщина» • Из серии «Красная женщина» • Из серии «Красная женщина» • Из серии «Книга Неведомого» • Из серии «Дверь»

Быть или не быть?

Наконец, проскальзывали сведения, что в следующем году решено приступить к строительству более крупных десантных кораблей, так что, возможно, флот все же ограничится только двумя судами. В любом случае проекты больших десантных кораблей нового поколения уже есть, так что можно рассчитывать, что это не пустопорожние разговоры. В любом случае «Грен» — проект интересный, и необходимость в нем действительно очень велика.

Специалистов решение военных о сокращении «поголовья» этих судов вообще приводит в тупик: ведь они рассчитывались в том числе и на возможность перевозки морской пехоты по внутренним рекам, что является крайне важной особенностью при проведении локальных операций. Двух кораблей для этого будет явно мало!

Чехарда на стапеле

Итак, что строить? После некоторых размышлений, от логичной идеи постройки улучшенной версии БДК проекта 1174 командование ВМФ РФ решило отказаться: это было крайне дорого и сложно (напомним, на дворе стояли 1990-е). Альтернативный и относительно дешевый вариант постройки в интересах ВМФ войскового транспорта в корпусе какого-нибудь ролкера тоже интереса у командования Флота не вызвал. В общем, на смену старым «десантникам» хотелось получить новые «десантники», но под какие конкретно задачи — этого, похоже, толком никто не представлял. Поэтому техзадание для нового корабля получалось достаточно расплывчатым. Из серии «Пойди туда, не знаю куда, и там построй то, не знаю что».

Проектирование будущего БДК проекта 11711 началось по техзаданию ВМФ России в 1998 году в Невском Проектно-Конструкторском бюро в Санкт-Петербурге. Поскольку финансы на тот момент откровенно пели романсы, сначала речь вообще шла о постройке чего-то совсем небольшого, типа нового среднего десантного корабля. Но довольно быстро здравый смысл победил, да и средства, видимо, нашлись, так что проект нового десантного корабля был переформулирован именно в проект БДК. 

Ради ускорения проектирование решено было использовать для нового БДК размерения и обводы корпуса отлично зарекомендовавшего себя БДК проекта 1171 (строились в 1964–1975 годах). Это ограничило водоизмещение будущего нового БДК цифрой 5000 тонн. В целом у Невского ПКБ получался классический советский БДК. Впрочем, были и отличия: две (носовая и кормовая) надстройки вместо одной, вертолетный ангар, пара вертолетов Ка-29, а также улучшенные условия обитания экипажа и десанта.

23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде первый БДК проекта 11711, получивший имя «Иван Грен», был заложен. После чего началась чехарда. Командование ВМФ с завидным постоянством меняло свои взгляды на будущее использование «Грена», что приводило к постоянным корректировкам проекта уже начатого постройкой корабля. 

Например, изначально вооружение БДК должно было состоять из 100-мм артустановки А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Но затем все это «великолепие» съежилось до одной двухавтоматной 30-мм автоматической артустановки «Дуэт», пары 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630М, пары 14,5-мм тумбовых пулеметных установок «Жало» и комплекса выстреливаемых пассивных помех. 

Кроме того, исходно предполагалось, что БДК будет высаживать технику на берег «бесконтактно». То есть, не доходя до берега, будет вставать на якорь, опускать носовую аппарель и наводить от нее до берега понтонный мост. Затем от идеи «бесконтактности» отказались. Потом к ней вернулись. Потом… Ну, в общем, вы поняли. 

Все это раз за разом «резало» проект и сам строящийся корабль «по живому», всячески отодвигая сроки готовности. Одновременно в конструкцию корабля стали внедрять стелс-технологии. Одновременно начались перебои с финансированием. Одновременно в России стали подумывать о приобретении у Франции универсальных десантных кораблей эконом-класса «Мистраль», что ставило под вопрос необходимость достройки головного БДК проекта 11711… 

Улучшение условий для жизни и работы экипажа

Особое внимание было уделено созданию максимально комфортных условий для жизни и работы экипажа судна. Предусмотрен даже большой тренажерный комплекс, предназначенный для поддержания матросов и офицерского состава в хорошей физической форме

Кроме того, именно в кораблях этой серии будет предусмотрен особый способ высадки десанта. Напомним, что в стандартных БДК производства СССР предусмотрена носовая аппарель, которая позволяла «выпускать» из чрева корабля до трех легких плавающих танков одновременно прямо в море, при условии волнения не более трех баллов.

Для береговой выгрузки использовалась та же самая аппарель. Уклон берега при этом имеет крайне высокое значение. При нарушении рельефа старые корабли ВМФ могли «высаживать» технику только вплавь. А ведь это касается лишь легких, плавающих танков. Все более тяжелые машины при этом остаются на корабле. Используемый же в этом случае бесконтактный метод предусматривает наведение легкой понтонной переправы: такая технология традиционно используется только сухопутными войсками.

Общие характеристики проектов

Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.

Главное — сделать выводы

Если кто-то думает, что эта эпопея завершилась 20 июня, когда над «Иваном Греном» взвился Андреевский флаг, то он ошибается. Да, в состав ВМФ РФ наконец-то вступил новый БДК. Да, приказом главнокомандующего ВМФ РФ «Иван Грен» уже включен в состав 121-й бригады кораблей Кольской флотилии разнородных сил флота. Но вот какая штука… 

В конце февраля этого года появилась информация о том, что правый и левый дизельные двигатели БДК «Моргунова» будут переставлены на левый и правый борт, соответственно. Теоретически это позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью БДК проекта 11711 при движении задним ходом. В случае успешных испытаний на «Моргунове», профильная госкомиссия примет решение об аналогичных изменениях на головном корабле серии — «Иване Грене». 

«Моргунов» был спущен на воду 25 мая 2018 года с перспективой ввода в строй в 2019 году. Таким образом, испытания переставленных дизелей на «Моргунове» еще никто не проводил, а значит у уже вступившего в строй «Грена» остаются проблемы с управляемостью при движении задним ходом…

Безусловно, ввод в строй «Ивана Грена», а за ним, надеемся, и «Петра Моргунова»  — это в современных реалиях отрадное явление для ВМФ РФ, мягко говоря, не избалованного новыми БДК. Другое дело, что «десантники» проекта 11711 имели шанс стать куда более удачными кораблями… Ну да что уж теперь об этом говорить. Главное — сделать необходимые выводы и не повторять единожды уже совершенные ошибки, верно?

И вот тут мы вновь возвращаемся к теме постройки новых БДК для нашего Флота. Нет, на сей раз речь идет не о проекте 11711, а о том, что уже анонсировано ему на смену. Вспомним, что когда в 2015 году число строящихся «Гренов» сократили до пары, БДК нового поколения виделся в МО как корабль водоизмещением более 14000 тонн. 

Теперь обратимся к сообщениям российских СМИ от 18 июня 2018 года. В них содержится упоминание о том, что Северному проектно-конструкторскому бюро поручено создание нового эскизного проекта БДК. Речь идет не о развитии какого-то существующего проекта, а о создании с нуля БДК водоизмещением… около 8000 тонн. Важный момент — другие конструкторские бюро не участвуют в этой работе.

Ну и, наконец, послушаем заместителя главкома ВМФ по вооружению вице-адмирала Виктора Бурсука, который сразу после подъема Андреевского флага над «Греном» заявил дословно следующее: 

Виктор Бурсук уточнил, что планирующийся к закладке в 2021 году БДК нового проекта будет таких же размеров, как БДК проекта 11711 «Иван Грен», но ему улучшат мореходные качества, а также оснастят новыми образцами вооружения и техники.

Минуточку! Так какого же водоизмещения будет новый БДК? 14000, 8000 или 5000 тонн? Проектировать этот корабль будет только Северное ПКБ или же и другие проектные бюро, как сообщил вице-адмирал Виктор Бурсук 20 июня 2018 года? Для решения каких задач будет создаваться БДК нового поколения? Если во главу угла ставится переброска с помощью БДК грузов военного назначения, то не лучше ли задуматься о специализированном войсковом транспорте?..

Ввод в строй «Ивана Грена» — это явно не точка в описанной нами истории, а многоточие. Вопросов, как видите, остается еще достаточно. И большая часть из них пока без ответа. Тем не менее, очень хочется надеяться, что ВМФ РФ сможет сделать техзадание для БДК нового поколения более конкретным и менее расплывчатым. Иначе запланированный к закладке в 2021 году «десантник» рискует повторить тернистый путь проекта 11711, а группировка наших стареющих БДК так и не дождется смены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector