10 самых знаменитых рыцарских орденов

Рыцари Колючки

Рыцари Колючки — рыцарский орден, стоящий на защите города . У ордена есть резиденция недалеко от городских ворот. На гербе ордена изображён меч, обвитый колючкой. Известно, что колючка также является символом семьи Индарис. Каждый член ордена имеет особый медальон и стальной щит, украшенный их гербом.

Орден был основан в 431 году Третьей эры сыном графа Анделя Индариса, Фарвилом Индарисом. Городская стража относилась к ордену с недоверием, а жители города и вовсе считали, что все его члены являются лишь собутыльниками Фарвила, изредка выполняющими хоть какие-то поручения.

В 433 году Третьей эры редгард по имени Пайк узнал о странном портале, который появился в Нибенейском заливе. Почувствовав в нём угрозу, он решил заняться расследованием. Портал, открытый Шеогоратом, вёл на Дрожащие острова. Пройдя через него, Пайк начал исследовать этот дивный план. Поскольку со временем он не сошёл с ума, Пайк поселился в деревне Хэйл. Здесь он встретил свою любовь, а потому решил остаться навсегда. Пайк попросил Чемпиона Сиродила найти медальон рыцарей Колючки, предложив ему в качестве награды свой зачарованный стальной щит.

Во время рядом с резиденцией ордена открылись врата Обливиона. Граф Андел Индарис поручил Чемпиону Сиродила войти в них и спасти Фарвила и других рыцарей, которые самонадеянно пошли на штурм врат. Чемпион провёл Фарвила и рыцаря по имени Бремман Сеньян в цитадель, где они избавились от сигильского камня, тем самым закрыв врата. В последствии Фарвел сделал Чемпиона почётным рыцарем ордена, а произошедшие события были опубликованы в специальном издании Вороного курьера. К концу Третьей эры в ордене осталось всего четыре рыцаря: Фарвил, Бремман, Чемпион и рыцарь по имени Джейред Мечник, который остался в живых только потому, что не зашёл во врата вместе с остальными.

Гости и наемники ордена храма

Говоря о структуре орденской организации, нужно еще раз отметить, что она была крайне сложной и вряд ли столь же стройной, какой видится по документам.
Помимо непосредственно рыцарей-монахов – сержантов – в Ордене со временем появилась категория братьев-ремесленников.

Вокруг Ордена формируется круг так называемых донатов (благотворителей, от лат.”do” – давать). Непостоянной составляющей братства являлись “гости” – рыцари, давшие обет определенный срок сражаться бок о бок с тамплиерами или собиравшиеся вступить в Орден впоследствии.

Источник – Нет сведенийВыложил – Мэлфис К.

Список орденов

Эмблема Название Год основания Территория Год роспуска Страна Примечания
Тау (Орден защитников христианских святынь) Тоскана Священная Римская империя Орден появился для защиты христианских паломников на пути из Рима к Святой земле
Орден госпитальеров Палестина Старейший рыцарский орден. В настоящее время существует как Мальтийский орден.
Орден Святого Гроба Господня Иерусалим Рыцарский орден Иерусалимского королевства. Ныне существует под управлением папы Римского.
Вифлеемский орден Вифлеем Рим находился под управлением Латинского Патриарха Иерусалима
Орден Тамплиеров Святая земля 1312 Королевство Франция Один из старейших военно-рыцарских орденов. В результате обвинений братьев ордена в ереси после казни Великого магистра орден был упразднён. Большая часть братьев и рыцарей ордена перешли в другие военно-монашеские ордены. Тамплиеры Португалии в 1319 году основали собственный Орден Христа со схожими функциями и целями, что и у тамплиеров.
Орден Монреаль Королевство Арагон Королевство Арагон вошёл в состав Ордена тамплиеров на Пиренейском полуострове для продолжения Реконкисты.
Орден Крыла Святого Михаила Королевство Португалия Орден учреждён первым королём Португалии (ныне династический орден дома Браганса)
Орден Алькантара Королевство Леон Королевство Испания Восстановлен в 1875 году королём Альфонсом XII.
Орден Калатрава Королевство Кастилия Королевство Испания Национализирован Испанской короной в 1838 году.
Орден Сантьяго Сантьяго-де-Компостела Морские походы ордена привели к возникновению Латинской Америки
Орден Монжуа (Монтегаудио) Ашкелон Королевство Арагон После гибели государств крестоносцев в Леванте присоединён к Ордену Калатрава.
Орден каноников Святого Духа Монпелье Королевство Франция В году стал частью ордена госпитальеров святого Лазаря Иерусалимского.
Орден Ависа Королевство Португалия Первая Португальская республика В году восстановлен в качестве государственной награды за военные заслуги.
Орден Святого Лазаря Ближний Восток Военный орден до 1244 года. Ныне существует как благотворительная организация под патронажем греко-католической церкви.
Тевтонский орден Акко Распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Восстановлен в как монашеский. Существует.
Орден Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы Акко Орден основан для английских рыцарей королём Ричардом. Современное положение Ордена Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы определяется Уставом 1936 года.
Орден Сан-Хорхе де Альфама Королевство Арагон Королевство Арагон В году вошел в состав Ордена Монтесы.
Орден меченосцев Рига Ливония В году вошёл в состав Тевтонского ордена как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена.
Добринский орден Польша Государство Тевтонского ордена Вошёл в состав Тевтонского ордена.
Орден Монтесы Королевство Арагон Королевство Испания Вся собственность ордена была национализирована.
Орден Христа Королевство Португалия Первая Португальская республика Правопреемник тамплиеров на территории Португалии. В году восстановлен в качестве сугубо гражданского ордена.
Орден Святого Георгия Королевство Венгрия орден угас в начале XV века Первый светский орден Европы
Орден Дракона Королевство Венгрия Империя Габсбургов Орден из 24 кавалеров, включая правящего монарха
Орден Святого Маврикия Савойя Рыцарский орден Савойской династии
Орден Святой Марии Вифлеемской Лемнос 1479 Неаполь С прекратил функционировать в качестве целостной военной организации.
Орден Святого Михаила Королевство Франция 1790 Королевство Франция Орден французских пэров
Военный орден Святого Стефана Великое герцогство Тосканское Сардинское королевство Придворный рыцарский орден
Орден Святого Духа Королевство Франция Французская Республика Орден французского королевского двора

Орден Святого Иоанна

Основное назначение данного рыцарского сообщества была забота о бедных, больных или изувеченных пилигримах. На членов ордена была возложена миссия о заботе и сохранении Святой земли под юрисдикцией Папы Римского.

Орден Госпитальеров и орден Тамплиеров, стали могущественнейшими христианскими сообществами рыцарей, чье влияние распространялось по всей территории данного региона.

В многочисленных битвах с мусульманами члены ордена облачались в черные туники с белыми крестами – это был характерный символ Госпитальеров.

В XII веке внутри ордена произошло дробление на братьев-воинов, отвечавших за выполнение военных задач, и братьев-лекарей, занимавшихся гуманитарной миссией.

Тогда он, как и прежде оставался в первую очередь религиозной организацией, поэтому его члены имели множество привилегий, дарованных им самим Папой Римским. К примеру, рыцари ордена подчинялись непосредственно Ватикану, могли не отдавать десятину и имели возможность владеть собственными религиозными строениями.

Ордены-братства

(fraternial); сформированные для отдельных предприятий во Франции в период Столетней войны и созданные магнатами

  1. , основанный 3 принцами и 11 рыцарями в Савойе в (), сменён орденом Ожерелья (или — Воротника)
  2. Corps et Ordre du Tiercelet, основанный виконтом де Туар и 17 баронами в Пуату (—)
  3. Орден христианских рыцарей, основанный во Франции в 1616 году герцогом Карлом I Гонзага.
  4. Орден Золотого Яблока, основанный сеньором де Листенуа и 14 рыцарями в Оверни ()
  5. (Орден белой борзой, также — Орден Верности), основанный 44 рыцарями в Барруа во главе с Луи I, герцогом де Бар, позже превращённый в братский орден святого Губерта (см.выше) (—).
  6. Орден перевёрнутой короны (Ordre de la Couronne), основан около 1378 Ангерраном де Куси
  7. , учрежденный Луи II, герцогом де Бурбоном, в 1364 году, для 26 рыцарей. Исчез после его кончины (1410 г.). Возможно, этот тот же орден, который известен как Орден Бурбона, или Орден Богородицы Чертополоха (Святой Девы Шардонской).

Монархические ордены

Главами были монархи тех или иных государств.

  1. Орден Святого Георгия, основанный Карлом I Венгерским в /26
  2. , основанный Альфонсо XI Кастильским прибл. в
  3. Орден Меча, основанный кипрским королём Пьером де Лузиньяном ()
  4. Орден Подвязки, основанный Эдуардом III прибл. в
  5. , основанный Людовиком I Анжуйским, королём Неаполя (1352)
  6. , основанный королём Франции Иоанном II Добрым в
  7. Орден Золотой Застёжки, основанный императором Карлом IV
  8. , основанный графом Амадеем VI Савойским в
  9. , основанный бретонским герцогом Жаном VI де Монфором в
  10. Орден Дракона, основанный королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в
  11. Орден Золотого руна, основанный герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в
  12. , Бретань, 1448
  13. Орден волка (фр. ordre du Loup), основанный графами Эно (Геннегау) в XV веке
  14. Орден святого Михаила, основанный королём Франции Людовиком XI в .

Основанные после эпохи Средних Веков:

  1. Орден Святого Стефана Великомученика в Тоскане ()
  2. Орден Святого Духа во Франции ()
  3. , Мантуя ()
  4. Орден Данеброг в Дании. Орден был учреждён в 1671 году королём Дании Кристианом V
  5. Орден Хохлиеры(фр. de hohlierz) основан Сергием Блаженным ()
  6. Орден Чертополоха в Шотландии ()
  7. Орден Святого Людовика Франция ()
  8. орден Святого Иштвана, Венгерское королевство ()
  9. Орден Святого Патрика, Ирландия в составе Британии ()
  10. Орден Святого Иосифа, Вюрцбург ()
  11. Мальтийский орден в Ватикане, Италии. Основан купцом, монархи лишь иногда возглавляли его, чаще были членами ордена.[источник не указан 871 день]

Монархические ордены, перешедшие в разряд наград:

  1. Австрийская ветвь Ордена Золотого Руна
  2. Орден Святого Духа
  3. Орден Князя Даниила I, Черногория
  4. Орден Святого Петра Цетинского
  5. , Бавария
  6. Орден Короны Румынии
  7. Орден Кароля I
  8. Орден Непорочного зачатия Девы Марии Вилла-Викозской
  9. Орден Крыла Святого Михаила
  10. Священный военный константиновский орден Святого Георгия
  11. Орден Орла Грузии и Плащаницы

Орден Меченосцев

Внутри этого сообщества существовала определенная градация ее членов – все они разделялись на рыцарей, священников и служащих.

Рыцарями обычно становились мелкие феодалы. Служащими обычно становились свободные крестьяне или горожане. Во гласе ордена стоял магистр, а самые важные решения принимал капитул.

Стоит отметить, что орден Меченосцев на момент своего создания и в первые годы существования не имел значительного могущества и число рыцарей, входящих в его состав было совсем не велико. Кроме того, первое время в организацию не поступали лица из знатных родов.

Не ранее 1205 года члены ордена приняли участие в военном походе против язычников. Также их основной задачей была защита возведенных в Ливонии церквей и насильственное окатоличивание противников христианства.

Оформление статуса рыцарских орденов

Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена — он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный – представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине

Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей

Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Бледный Дозор

Бледный Дозор — так назывался один из рыцарских орденов Хай Рока, существовавших во Второй эре. Рыцари принесли присягу монархам Даггерфолла и рьяно блюли ее, но в конце концов превратились в бандитов.

В 430 г. Второй эры, по окончании периода правления , Орсиниум утратил статус провинции империи и был уничтожен войсками бретонцев. Четыре года спустя король Даггерфолла Максевиан отправил Бледный Дозор в Ротгар на пять лет, с тем чтобы не позволить оркам отстроить Орсиниум. Дозорные поклялись беспрекословно подчиняться своему лидеру, известной как Хозяйка Дозора. Они обосновались в сторожевой башне на западе Ротгара, названной Владением наблюдателя.

Шли годы, Дозор нес службу. К 442 г. Второй эры, через восемь лет после начала миссии, всякая связь с Даггерфоллом прекратилась. Рыцари забеспокоились и хотели покинуть пост, но Хозяйка Дозора не позволила им этого. К 459 г. запасы оскудели, а дозорные упали духом и подняли мятеж, который закончился казнью нескольких из них. В 460 г. Хозяйка придумала план, как предотвратить дальнейшие протесты. Она подделала документ, якобы от наследника короля Максевиана, в котором Бледному Дозору было приказано оставаться в Ротгаре. К этому времени рыцари уже привыкли к такой жизни, многие из них заключили тайные браки между собой. Хозяйка Дозора готова была закрывать глаза на это, если это поддерживало существование Дозора. Где-то после 471 г. Хозяйка умерла, а ее преемником стал интендант ордена, Гисбурн. Последним желанием Хозяйки было, чтобы Дозор продолжал существовать и оставался верен своей клятве.

Возникновение рыцарских орденов

Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду Крестовых походов – это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения Крестовых походов родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» — буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников (крестоносцев) на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Это интересно!

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Рыцари Тевтонского ордена

Первые сведения о немецких крестоносцах в Святой Земле появляются в хрониках на рубеже 1127 — 1128 гг. Несколько рыцарей из Германии основали так называемый «госпиталь для приема бедных и больных немцев». Формально он подчинялся ордену госпитальеров. Археологи действительно нашли в 1967 году остатки церкви Святой Марии и примыкающего к ней госпиталя. После падения Иерусалима, в 1189 году, купцы из Любека и Бремена во время осады Акры основали полевой госпиталь. Когда крепость сарацинов пала, немецкий госпиталь переехал к воротам храма Святого Николая. Римский понтифик Целестин III 21 декабря 1196 года даровал автономию немецким крестоносцам, чем вызвал негодование у госпитальеров. Уже при папе Иннокентии III в 1199 году община немецких рыцарей-монахов утвердилась в статусе ордена. Их устав и основные функции сочетали в себе важные направления деятельности тамплиеров и иоаннитов.

Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.

Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.

Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.

Структура

Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) — приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть.
В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только Папе Римскому.

Рыцарские ордена

Военные (рыцарские) ордена.

Под этим термином историки насчитывают около сотни рыцарских братств, как светских, так и религиозных, даже без учета апокрифических и мертворожденных. Столь большое число демонстрирует тот пыл, с которым средневековье приветствовало институцию, полностью соответствовавшую двум главным занятиям эпохи — войне и религии. Позднее королевская власть приспособила эту новую идею к своим нуждам, создавая светские рыцарские ордена — для укрепления своих собственных позиций или для поощрения преданных нобилей. Эти ордена создавались, пока не осталось ни единой страны, в которой бы их не было.

Апокрифические ордена.

Как правило, их «учреждали» отдельные личности. Авантюристы пытались сыграть на тщеславии дворян, самочинно основывая собственные рыцарские братства, и предоставляя (далеко не безвозмездно) свои инсигнии щедрым простофилям. Исходя из этого, все подобные ордена справедливо считаются апокрифическими.В XVII веке Марино Карачиолли (1624), аристократ-неаполитанец, провозгласил себя наследным Великим Магистром Ррдена рыцарей св. Георгия, который претендовал на то, что ведет начало от Константина Великого.В 1632 г. Балтазар Гирон, называвший себя Абиссинцем, прибыл в Европу, в качестве представителя ни много ни мало, как ордена св. Антония Эфиопского. Практически сразу же он был разоблачен востоковедом Эбрахамом Экленсисом. (1646)При дворе Людовика XIV подвизался некий чернокожий, прибывший с Золотого Берега, который выдавал себя за принца, хранящего некую традицию, в которую его посвятил Боссюэ (1686). До возвращения в «свой доминион» он учредил орден Звезды и Девы Марии.

Мертворожденные ордена.

Обычный рыцарский орден представляет собой братство, сочетающее посвящение в рыцари с принятием монашеских обетов. Это подразумевает, что он является одновременно как светским, так и духовным учреждением. Для того чтобы принадлежать к клерикалам, он нуждается в конфирмации папой, а для ношения меча требуется авторизация светского правителя. Рыцарские ордена, не имеющие такого официального признания, должны быть вычеркнуты из истории, даже если они фигурируют во всех исторических трудах, посвященных военно-монашеским орденам. Тем не менее, факт остается фактом — ордена, не прошедшие начальную стадию инициации, существовали. Подобные ордена могут быть отнесены к мертворожденным.В «Bullarium romanum» — своде папских булл, не найдено ни одного упоминания об ордене называвшемся «Крыло св. Михаила», основание которого приписывается Альфонсо I (1176), ни «Ордене корабля», который, якобы Людовик Святой учредил накануне крестового похода в Тунис, во время которого он умер (1270), ни об «Аргонавтах св. Николая» приписываемых неаполитанскому королю Карлу III (1382).Филипп де Мезье, канцлер королевства Кипр, написал устав «Ордена Страстей Христовых» (1360) текст которого был недавно опубликован. Этот устав не был ратифицирован.После завоевания у турок острова Лемнос папа Пий II учредил «Орден девы Вифлеемской», в который он намеревался в дальнейшем преобразовать более старые ордена, более не соответствующие своему предназначению(1459), но скорая потеря острова прекратила существование этой организации. Та же судьба постигла и «Германский орден рыцарей Христовых», и задуманные (1615) при папе Павле V, для борьбы с дуэлями Орден Франции, «Орден Магдалины» (1614) и «Орден постижения Девы Марии» уставы которых написанные Герцогом Мантуи и утвержденные Урбаном VIII (1623), так и остались без применения.

«Подлинные» ордена

Эпоха крестовых походов завершилась. Существовавшие в это время ордена можно разбить на три категории: большие регулярные ордена, малые регулярные ордена и светские ордена

Литература

  • Акунов Вольфганг. История военно-монашеских орденов Европы. — М.: Вече, 2012. — 468 с. — ISBN 978-5-9533-5706-7
  • Акунов Вольфганг. История Тевтонского ордена. — М.: Вече, 2012. — 336 с. — Серия «История орденов и тайных обществ».
  • Андреев А., Шумов С. Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — 320 с. — Серия «Тайные секты и ордена».
  • Богдан Анри. Тевтонские рыцари / Пер. с франц. А. И. Вишневского. — СПб.: Евразия, 2008. — 304 с. — Серия «Историческая библиотека».
  • Бокман Хартмут. Немецкий Орден. Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 2004. — 280 с. — ISBN 5-86218-450-3
  • Виганд из Марбурга. Новая Прусская хроника / Пер. с лат. Н. Н. Малишевского. — М.: Русская панорама, 2014. — 256 с. — Серия «Mediaevalia».
  • Винклер, П. П. Орден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с. — Серия «Источники истории».
  • Гусев И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. — Минск: Харвест, 2007. — 240 с.: ил.
  • Гусев И. Е. История орденов Средневековья. — Минск: Харвест, 2007. — 432 с.
  • Дьячук И. А., Богатырев В. Н., Пензиев М. В. Военно-духовные ордена. — СПб.: Реноме, 2010. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-904045-91-3
  • Жарков С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. — Брест: Академия, 2005. — 142 с. — ISBN 985-6750-82-2
  • Жарков С. В. Рыцарские ордена в бою. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — 448 с. — Серия «Война. Огнём и мечом».
  • Гусев И. Е. История рыцарства и крестовых походов. — Минск: Харвест, 2010. — 240 с.: ил. — ISBN 978-985-16-8754-7
  • Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».
  • Машке Эрих. Немецкий орден. Государство Немецкого Ордена. Портреты великих магистров. — СПб.: Евразия, 2003. — 256 с. — Серия «Clio».
  • Моррисон Сесиль. Крестоносцы. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. — 176 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0217-1, 978-5-7777-0217-3
  • Николь Дэвид. Крестоносцы. История ордена Госпитальеров. 1100—1565 гг. / Пер. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 216 с. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-38487-7
  • Перну Режин. Крестоносцы. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. — Серия «Clio».
  • Пётр из Дусбурга. Хроника Земли Прусской / Пер. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 1997. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6 / 5862182586
  • Печников Б. А. Рыцари церкви — кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. — М.: Политиздат, 1991. — 352 с. ил.
  • Урбан Вильям. Тевтонский орден. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-044178-5
  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector