Патрульные корабли проекта 22160

Вооружение

В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:

  • Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
  • Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
  • Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
  • Артиллерия – артустановка АК-176МА
  • Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
  • Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2

Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.

См. также

  • Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации
  • Эскадренные миноносцы проекта 21956
  • Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»
  • Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
  • Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник»
  • Корветы проекта 20380(23085) типа «Стерегущий»
  • Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»
  • Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
  • Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит»
  • Большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен»
  • Универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов»
  • Универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика»(«Ермак»)

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

См. также

  • Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации
  • Эскадренные миноносцы проекта 21956
  • Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»
  • Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
  • Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник»
  • Корветы проекта 20380(23085) типа «Стерегущий»
  • Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»
  • Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
  • Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит»
  • Большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен»
  • Универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов»
  • Универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика»(«Ермак»)

Представители проекта

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние
Василий Быков 368 АО Зеленодольский ССЗ 161 26.02.2014 28.08.2017 20.12.2018 ЧФ В строю
Дмитрий Рогачёв 375 АО Зеленодольский ССЗ 162 25.07.2014 08.04.2018 11.06.2019 ЧФ В строю
Павел Державин 363 ООО ССЗ «Залив» г.Керчь (филиал АО Зеленодольского ССЗ) 163 18.02.2016 21.02.2019 12.2020 ЧФ Заводские ходовые испытания
Сергей Котов ООО ССЗ «Залив» г.Керчь (филиал АО Зеленодольского ССЗ) 164 08.05.2016 09.2020 12.2021 ЧФ Готовится к спуску на воду
Виктор Великий АО Зеленодольский ССЗ 165 25.11.2016 04.2021 12.2022 ЧФ Строится. Сформирован корпус
Николай Сипягин АО Зеленодольский ССЗ 166 13.01.2018 04.2022 12.2023 ЧФ Строится. Сформирован корпус

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод «Залив» в Керчь для достройки. 25 марта 2018 года вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018 года.. 20 декабря 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вошел в состав Черноморского флота.

Второй корабль серии «Дмитрий Рогачёв» вошёл в состав флота в июне 2019 года, после завершения государственных испытаний.

Третий патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» 20 апреля 2020 года отбуксирован из Керчи в Новороссийск для прохождения заводских ходовых и государственных испытаний, принятие на вооружение ожидается до конца 2020 года.

Примечания

  1.  (рус.)  (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения 4 августа 2018.
  2.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения 28 ноября 2018.
  3. .
  4.  (рус.)  (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин.  (рус.)  (неопр.) ?. rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения 4 августа 2018.
  6. Дмитрий Сергеев.  (рус.)  (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения 23 августа 2018.
  7. . Морской ВПК. Дата обращения 9 декабря 2018.
  8. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  9. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения 28 ноября 2018.
  10. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  11.  (рус.)  (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения 4 августа 2018.
  12. АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО».  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 мая 2019.

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

  • Вертолёт Ка-27ПС Тихоокеанского флота производит посадку на палубу крейсера «Варяг» во время учений
  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально на проекте предполагалась установка германских дизелей, но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на корабли проекта устанавливаются два дизеля 16Д49 производства Коломенского завода (аналогичные 4 установлены на корветы проекта 20380). Общая мощность ГЭУ — 12 000 л. с. (8826 КВт.). Силовая установка выполнена по двухвальной схеме, два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА6000 работают на винты фиксированного шага.

Вооружение

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр» или ПКР «Уран» Х-35У, но в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проектов 11356Р и гораздо большей размерности.

Вооружение

Оба корабля проекта 22160, вошедшие в состав российских ВМС, имеют одинаковый комплект вооружения, в состав которого входят следующие элементы:

  1. Артиллерийская установка АК-176, размещенная в носовой части судна. Калибр орудия 76 мм, дальность действия по наземным/надводным целям – до 15 700 метров. Эта пушка может поражать также воздушные цели на высоте до 7 километров. Боекомплект составляет 152 снаряда;
  2. Две тумбовые установки с пулеметами Владимирова калибра 14,5 мм. Предназначены для стрельбы по малоразмерным надводным целям, но могут применяться против самолетов и вертолетов противника;
  3. Два «противодиверсионных» гранатомета ДП-64. Предназначены для уничтожения боевых пловцов противника;
  4. Восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» для противовоздушной обороны в ближней зоне.

Десантно-штурмовая лодка, размещенная на борту, вооружается тремя пулеметами – двумя обычными и одним крупнокалиберным.

Модернизированная артиллерийская установка АК-176МА. Форма башни соответствует требованиям технологии радиолокационной малозаметности

«Штатный» вертолет – Ка-27ПС (поисково-спасательный). Вооружения на борту он не имеет. Возможно, в будущем на этих кораблях сумеют принимать ударный вертолет Ка-52К, но пока это лишь планы.

Когда начиналось строительство «Василия Быкова», предполагалось, что этот корабль будет оборудован гидроакустическим комплексом, который позволит обнаруживать подводные лодки на удалении до 140 километров, обеспечивая территориальную оборону. В реальности, однако, на борту появилась только станция «Ариадна», предназначенная для обнаружения боевых пловцов под водой. Таким образом, для поиска субмарин имеющиеся корабли проекта 22160 использовать нельзя.

В то же время на борту можно разместить один из следующих видов модульного вооружения:

  1. Крылатые ракеты «Калибр». Допускается использование всех её вариантов. Боекомплект составляет 8 ракет в двух пусковых установках;
  2. Противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран»;
  3. Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1». Этот ЗРК способен уничтожать воздушные цели на высотах до 15 000 метров и на удалении до 50 километров. На кораблях проекта 22160 допускается размещение двух модулей «Штиль-1» по 12 ракет в каждом. Вертикальный старт обеспечивает всеракурсную противовоздушную оборону.

Модуль зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1»

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.

Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй

Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

«Василий Быков» на стоянке в Севастополе

Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Незаменимых нет

Испытания новых модульных систем пройдут на Северном флоте до конца года, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Их размещают в обычных 20- и 40-футовых морских контейнерах. Те, в свою очередь, устанавливают на борту разных типов кораблей, конструкция которых это позволяет.

Контейнер монтируют на палубе или в подпалубном пространстве, подключают к системе корабельного энергоснабжения и интегрируют в единую систему управления. При необходимости эти системы вооружения могут работать автономно, без подключения к корабельным энергосетям.

В настоящее время для ВМФ России строится несколько серий кораблей, специально спроектированных для применения контейнерных систем. В частности, это патрульные корабли проекта 22160 «Василий Быков», корветы проекта 20386 «Дерзкий», патрульные ледоколы проекта 23550 типа «Иван Папанин».

Серия проекта «Василий Быков» находится на стадии строительства. Два представителя этого семейства уже несут службу на Черноморском флоте. Новейшие корветы проекта «Дерзкий», строящиеся с применением стелс-технологий, по плану начнут пополнять ряды российского ВМФ после 2021 года. В настоящее время на «Северной верфи» заложен головной корвет «Меркурий».

В контейнерах, в зависимости от задач, могут быть установлены самые разные системы. К примеру, противолодочной обороны — гидроакустическая станция и торпедные аппараты. Другой вариант — противокорабельные или крылатые ракеты.

При необходимости на борту корабля в таком контейнере может быть смонтирована мощная система ПВО на базе комплексов «Редут» и «Панцирь-М». Зенитный ракетный комплекс «Редут» устанавливается на кораблях нового поколения. В его состав входит РЛС «Полимент» с четырьмя фазированными антеннами. Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Дальность действия комплекса — до 400 км. Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» в сухопутной модификации неоднократно применяли во время боевых действий в Сирии, и он зарекомендовал себя как крайне эффективное средство ПВО. С его помощью были уничтожены десятки целей, в том числе беспилотники, аэростаты, реактивные снаряды, планирующие бомбы и крылатые ракеты.

Помимо боевых модулей, разработаны также контейнеры для размещения воздушных беспилотников, подводных аппаратов, модуль для выполнения гидрографических работ.

Контейнеры с необходимым набором вооружения или оборудования можно доставить транспортным судном или самолетом в любой район Мирового океана, и там за считанные часы установить на борту. В результате можно оперативно создать в любом регионе мира район противовоздушной обороны или вести мониторинг активности подводных кораблей.

Разработан также медицинский контейнерный модуль, состоящий из операционной и реанимационной палат. Его можно будет развернуть в рамках гуманитарных операций возле берегов стран, пострадавших от стихийных бедствий.

Конструкция

Килеватая острая форма подводной части корпуса позволяет развивать кораблю полную скорость до 30 узлов. Применение технологии “Стелс” значительно снижает заметность для средств радиолокационной разведки. Надводная часть корпуса имеет угловатую форму, покрыта композитными материалами с низкой отражающей способностью, использована специальная краска.

На верхней палубе практически отсутствуют какие-либо выступающие конструкции, кроме ходовой рубки (корпус выполнен под углом к палубе), корабельной артиллерийской установки, волнореза и съемного ограждающего леера. Последний монтируется только на стоянках. Такая конструкция позволяет снизить риск захвата судна практически до минимума, обеспечивает незаметность по технологии “Стелс”. Снижение заметности достигается и за счет размещения швартовочного оборудования под верхней палубой. Швартовка производится посредством выбрасывания легости в закрываемый лацпорт.

Одной из главных особенностей корвета проекта 22160 является размещенная на внутренней закрытой палубе бронированная десантно-штурмовая лодка проекта 02800, способная развивать скорость до 80 км/ч. Выход в море она способна осуществлять прямо во время движения корабля – базы, что обеспечивает оперативность выполнения поставленных десантникам задач.

Корвет приводится в движение главной энергетической установкой типа CODAG, состоящей из 2-х маршевых дизельных и 2-х форсажных газотурбинных двигателей общей мощностью 34 000 л.с. Электро-энергетическая установка включает 5 дизельных генераторов, один из которых аварийно-стояночный. В качестве движителей выступают 2 винта.

Нелишняя экономия

Концепция перехода флота на модульный принцип развивается уже не один год, отметил военный историк Дмитрий Болтенков.

— Промышленность разработала и начала производить корабли, способные держать на борту разные средства контейнерного вооружения. Теперь их надо испытывать, — рассказал эксперт «Известиям». — Корабль, построенный по модульному принципу — это, по сути, платформа, своего рода швейцарский нож

Очень важно, что ВМФ подошел к практическим испытаниям новой системы. Ее необходимо отработать, и это непростая задача

К примеру, у Дании, которая разрабатывала контейнерный принцип применения кораблей, выстроить систему не получилось.

Специалист отметил, что модульный принцип позволит выполнять задачи быстрее, эффективнее и дешевле.

— Корабль можно сконфигурировать под конкретную задачу, которая возникает в данный момент времени, — пояснил Дмитрий Болтенков. — Зачем нужно держать и ударный, и противолодочный корабли, когда можно обойтись одним? Если нужны ударные средства — монтируют их. Если возникает необходимость организовать противолодочную оборону — меняется контейнер и обслуживающая его команда. Это, кстати, позволяет не держать в штате корабля специалистов, которые эксплуатируют содержимое контейнера.

ВМФ России сейчас активно получает новые корабли. В этом году в его состав должны войти атомные подлодки «Князь Владимир» и «Казань», первые серийные атомоходы «Князь Олег» и «Новосибирск», а также дизельная субмарина «Волхов». Помимо этого, ему передадут фрегат «Адмирал флота Касатонов», корветы «Гремящий», «Ретивый» и «Алдар Цыденжапов», большой десантный корабль «Петр Моргунов», базовый тральщик и три судна обеспечения.

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Примечания

  1.  (рус.)  (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения 4 августа 2018.
  2.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения 28 ноября 2018.
  3. .
  4.  (рус.)  (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин.  (рус.)  (неопр.) ?. rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения 4 августа 2018.
  6. Дмитрий Сергеев.  (рус.)  (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения 23 августа 2018.
  7. . Морской ВПК. Дата обращения 9 декабря 2018.
  8. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  9. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения 28 ноября 2018.
  10. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  11.  (рус.)  (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения 4 августа 2018.
  12. АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО».  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 мая 2019.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector