Противодиверсионные катера проекта 21980 «грачонок»: история создания, описание и основные характеристики
Содержание:
Проект
Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.
Конструкция
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.
ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».
Оборудование
Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299
В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа», телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров, поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.
Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про» судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.
Вооружение
- Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
- Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
- Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
- 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»
Представители проекта
- Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Тактический номер и наименование | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-104 «Нахимовец» | 689 | 981 | 08.02.2008 | 25.03.2009 | 23.11.2009 | БФ | В строю |
П-191 «Кадет» | 840 | 982 | 07.05.2010 | 07.2011 | 10.2011 | ЧФ | В строю |
П-349 «Суворовец» | 841 | 983 | 06.05.2011 | 16.06.2012 | 14.11.2012 | ЧФ | В строю |
П-350 «Курсант Кировец» | 842 | 984 | 05.05.2012 | 04.2013 | 22.08.2013 | ЧФ | В строю |
П-351 «Юнармеец Каспия» | 600 | 985 | 27.07.2012 | 06.2013 | 15.10.2013 | КФл | В строю |
П-355 «Юнармеец Крыма» | 836 | 986 | 07.05.2013 | 30.05.2014 | 22.08.2014 | ЧФ | В строю |
П-424 «Кинель» | 837 | 987 | 27.07.2013 | 2014 | 09.10.2014 | ЧФ | В строю |
П-433 | 844 | 988 | 12.01.2015 | 2017 | 16.09.2017 | ЧФ | В строю |
П-449 «Юнармеец Татарстана» | 601 | 989 | 07.05.2015 | 30.05.2018 | 20.10.2018 | КФл | В строю |
П-??? «Юнармеец Дагестана» | 602 | 990 | 24.04.2019 | 2019 | 30.08.2019 | КФл | В строю |
П-??? | 991 | 07.08.2020 | 2021 | 12.2021 | БФ | Строится | |
П-??? | 992 | 07.08.2020 | 2021 | 12.2021 | БФ | Строится |
- Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Тактический номер и наименование | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-377 | 996 | 8002 | 15.03.2012 | 24.06.2013 | 26.09.2013 | ТОФ | В строю |
П-420 «Юнармеец Приморья» | 997 | 8003 | 08.2012 | 29.11.2013 | 24.02.2014 | ТОФ | В строю |
П-417 «Юнармеец Камчатки» | 998 | 8004 | 12.2012 | 04.07.2014 | 25.09.2014 | ТОФ | В строю |
П-431 «Юнармеец Чукотки» | 999 | 8005 | 2016 | 08.2017 | 28.12.2017 | ТОФ | В строю |
П-445 | 973 | 8006 | 06.2017 | 12.10.2018 | 14.01.2019 | ТОФ | В строю |
П-??? | 8007 | 2018 | 10.08.2020 | 12.2020 | ТОФ | Проходит испытания |
- Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
Тактический номер и наименование | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-340 «Юнармеец Заполярья» | 938 | 01221 | 03.2014 | 07.06.2016 | 19.11.2016 | СФ | В строю |
П-421 «Юнармеец Беломорья» | 939 | 01222 | 12.2014 | 22.07.2016 | 19.11.2016 | СФ | В строю |
П-429 «Сергей Преминин» | 936 | 01223 | 15.09.2015 | 27.04.2017 | 14.07.2017 | СФ | В строю |
П-430 «Валерий Федянин» | 941 | 01224 | 15.04.2016 | 22.06.2017 | 09.11.2017 | СФ | В строю |
ПРДК № 478 | 478 | 01225 | 15.05.2018 | 19.06.2019 | 12.11.2019 | Морские части Росгвардии (Южный округ, г. Керчь) | В строю |
ПРДК № 479 | 479 | 01226 | 2018 | 10.07.2019 | 13.12.2019 | Морские части Росгвардии (Южный округ, г. Керчь) | В строю |
ПРДК № 480 | 480 | 01227 | 2018 | 30.07.2019 | 2020 | Морские части Росгвардии (Южный округ, г. Керчь) | Проходит испытания |
ПРДК № 481 | 481 | 01228 | 2018 | 19.09.2019 | 2020 | Морские части Росгвардии (Южный округ, г. Керчь) | Проходит испытания |
Проект
Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.
Конструкция
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.
ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».
Оборудование
Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299
В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа», телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров, поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.
Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про» судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.
Вооружение
- Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
- Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
- Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
- 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»
История создания проекта 21980 «Грачонок»
Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.
Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».
В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.
В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.
В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.
В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.
В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.
Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2020 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2020 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.
Конструкция
Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая 114,5 метра, ширина наибольшая 19,5 метров, осадка наибольшая 6,5 метров.
Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляет 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. Арктическая категория корабля Arc7. На борту судна будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, вертолёт Ка-27 в одном (ВМФ) или Ка-226 и БПЛА в двух палубных ангарах (ФСБ). Также в составе этого корабля будет базироваться одно судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
ГЭУ и движитель
На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.
Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
Вооружение
- 1 х 76,2 мм артиллерийская установка АК-176МА;
- 2 х 30 мм АК-630М;
- 4 х 12,7 мм «Корд»;
- ПЗРК «Игла», «Верба»;
- 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).
Специальное оборудование
Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.
Проект
Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.
Конструкция
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.
ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».
Оборудование
Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299
В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа», телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров, поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.
Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про» судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.
Вооружение
- Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
- Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
- Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
- 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»
Представители проекта
- Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-104 «Нахимовец» | 889 | 981 | 08.02. | 25.04. | 04.05. | Балтийский флот | В строю |
П-191 «Кадет» | 840 | 982 | 07.05. | .07. | 15.05. | Черноморский флот | В строю |
П-349 «Суворовец» | 841 | 983 | 06.05. | 16.06. | 14.11. | Черноморский флот | В строю |
П-350 «Курсант Кировец» | 842 | 984 | 05.05. | .04. | 22.08. | Черноморский флот | В строю |
П-351 «Юнармеец Каспия» | 930 | 985 | 27.07. | .06. | 15.10. | Каспийская флотилия | В строю |
П-355 «Юнармеец Крыма» | 836 | 986 | 07.05. | 30.05. | 22.08. | Черноморский флот | В строю |
П-424 «Кинель» | 837 | 987 | 27.07. | 2014 | 09.10. | Черноморский флот | В строю |
П-433 | 844 | 988 | 12.01. | 2017 | 16.09. | Черноморский флот | В строю |
П- | 989 | 07.05. | 2018 (план) | В постройке | |||
П- | 990 | 2018 (план) | В постройке |
- Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-377 | 996 | 8002 | 17.05. | 24.06. | 23.02. | Тихоокеанский флот | В строю |
П-420 «Юнармеец Приморья» | 997 | 8003 | .08. | 29.11. | 24.02. | Тихоокеанский флот | В строю |
П-417 «Юнармеец Камчатки» | 998 | 8004 | .12. | 04.07. | 25.09. | Тихоокеанский флот | В строю |
П- | 999 | 8005 | 2017 | 28.12.2017 | Тихоокеанский флот | В строю |
- Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-340 «Юнармеец Заполярья» | 669 | 01221 | 03.2014 | 07.06. | 14.01. | Северный флот | В строю |
П-421 | 699 | 01222 | 12.2014 | 22.07. | 14.01. | Северный флот | В строю |
П-429 | 936 | 01223 | 15.09. | 27.04. | 14.07. | Северный флот | В строю |
П-430 «Валерий Федянин» | 941 | 01224 | 15.04. | 22.06. | 9.11. | Северный флот | В строю |
П- | 01225 | 15.05.2018 | Росгвардия | заложен | |||
П- | 01226 | Росгвардия | Подписан контракт | ||||
П- | 01227 | Росгвардия | |||||
П- | 01228 | Росгвардия |
Представители проекта
- Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-104 «Нахимовец» | 889 | 981 | 08.02. | 25.04. | 04.05. | Балтийский флот | В строю |
П-191 «Кадет» | 840 | 982 | 07.05. | .07. | 15.05. | Черноморский флот | В строю |
П-349 «Суворовец» | 841 | 983 | 06.05. | 16.06. | 14.11. | Черноморский флот | В строю |
П-350 «Курсант Кировец» | 842 | 984 | 05.05. | .04. | 22.08. | Черноморский флот | В строю |
П-351 «Юнармеец Каспия» | 930 | 985 | 27.07. | .06. | 15.10. | Каспийская флотилия | В строю |
П-355 «Юнармеец Крыма» | 836 | 986 | 07.05. | 30.05. | 22.08. | Черноморский флот | В строю |
П-424 «Кинель» | 837 | 987 | 27.07. | 2014 | 09.10. | Черноморский флот | В строю |
П-433 | 844 | 988 | 12.01. | 2017 | 16.09. | Черноморский флот | В строю |
П- | 989 | 07.05. | 2018 (план) | В постройке | |||
П- | 990 | 2018 (план) | В постройке |
- Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-377 | 996 | 8002 | 17.05. | 24.06. | 23.02. | Тихоокеанский флот | В строю |
П-420 «Юнармеец Приморья» | 997 | 8003 | .08. | 29.11. | 24.02. | Тихоокеанский флот | В строю |
П-417 «Юнармеец Камчатки» | 998 | 8004 | .12. | 04.07. | 25.09. | Тихоокеанский флот | В строю |
П- | 999 | 8005 | 2017 | 28.12.2017 | Тихоокеанский флот | В строю |
- Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
П-340 «Юнармеец Заполярья» | 669 | 01221 | 03.2014 | 07.06. | 14.01. | Северный флот | В строю |
П-421 | 699 | 01222 | 12.2014 | 22.07. | 14.01. | Северный флот | В строю |
П-429 | 936 | 01223 | 15.09. | 27.04. | 14.07. | Северный флот | В строю |
П-430 «Валерий Федянин» | 941 | 01224 | 15.04. | 22.06. | 9.11. | Северный флот | В строю |
П- | 01225 | 15.05.2018 | Росгвардия | заложен | |||
П- | 01226 | Росгвардия | Подписан контракт | ||||
П- | 01227 | Росгвардия | |||||
П- | 01228 | Росгвардия |
Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»
Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.
В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую компанию «Морские пропульсивные системы». В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.
В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.
В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.
Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».
Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.
По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.
Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».
55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.
ДП-64 «Непрядва» используется для решения аналогичных задач, он может поражать подводные цели на дистанциях в 400 метров и глубине 40 метров. Боеприпас гранатомета обеспечивает радиус поражения 14 метров.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.