Самоходная артиллерийская установка «гвоздика»: история создания, описание и характеристики

Что такое гаубица

Слово «гаубица» произошло от немецкого haubitze. В переводе это означает оружие, которое предназначено для метания камней. Если говорить об артиллерийском орудии, то гаубица – военное приспособление для стрельбы по наземным целям под углом 70 градусов. Если открыть толковый словарь, то значение данного слова описывается по-разному, но основной смысл не меняется.


Смотреть галерею

Гаубица – это та же пушка, но с меньшей длиной ствола. Скорость снаряда в начале движения также уступает скорости движения пушечного. Стенки в стволе гаубиц делают тоньше. Если у этих двух орудий одинаковый калибр, то их вес значительно отличается. Пушка намного тяжелее.

Самоходная установка «Гвоздика» является артиллерийской системой, которая до сих пор применяется вооруженными силами разных стран.

Технические и тактические данные

  • Экипаж машины — 4 человека.
  • Полная боевая масса — 15 700 кг.
  • Размеры: длина — 7,265 м, ширина — 2,85 м, высота — 2,285 м.
  • Броня – сталь 2 см.
  • Орудие — гаубица с 122-мм стволом Д-32.
  • Боевой комплект — максимально 40 снарядов.
  • Скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту (максимально).
  • Дальность стрельбы — 4,07-15 км.
  • Максимальная скорость передвижения по шоссе — 60 км/ч.
  • Максимальная скорость передвижения по воде — 4,5 км/ч.
  • Расстояние на одной заправке – максимально 500 км.
  • Может преодолевать преграды: стена высотой 0,7 м, ров шириной 2,75 м.

В набор комплектующих входят такие составляющие:

Прибор наблюдения командира BDIN-3, прицел ПГ-1, артсистема управления огнем ПГ-2, ночной прицел наводчика PP81MN, прибор ночного видения для водителя TVN-M2, дизельный двигатель ЯМЗ-238Н-1.

Описание конструкции

Корпус самоходной артиллерийской установки имеет классическую для данных машин схему: в передней части машины находится силовое отделение и отделение управления, а в средней и задней части расположено боевое отделение. Корпус сварной из катанных броневых листов, он обеспечивает защиту от пуль и осколков, полностью герметичен и позволяет САУ преодолевать водные препятствия вплавь. Броня «Гвоздики» «держит» пулю калибра 7,62 мм при дальности выстрела в триста метров. 122-мм орудие установлено во вращающейся башне, в ней расположены места для экипажа.

Небольшой вес САУ позволяет перевозить ее с помощью транспортных самолетов.

Силовое отделение артиллерийской установки находится в носовой части машины справа, с левой стороны от него – место механика-водителя, приборы и органы управления. По левому борту башни расположено место заряжающего и прицельные приспособления, за ним находится место командира машины. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой. Заряжающий находится в правой части башни.

В башне САУ 2С1 «Гвоздика» находится 122-мм орудие 2А31. По своим характеристикам и используемым боеприпасам оно полностью идентично 122-мм гаубице Д-30. Орудие состоит из трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора и казенника. Для досылания боеприпасов используется электромеханический досылатель. Углы вертикальной наводки орудия – от -3 до +70°. Стрельба может вестись снарядами с земли, для их подачи используется большая кормовая дверь. В этом случае скорострельность САУ 2С1 «Гвоздика» составляет от четырех до пяти выстрелов за одну минуту, при стрельбе «с борта» она уменьшается до двух выстрелов в минуту.

Дальность стрельбы самоходной установки составляет от 4070 до 15200 метров.

Боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» составляет сорок выстрелов, часть снарядов находятся вдоль боковых стенок корпуса, а часть расположена вдоль задней и боковых стенок башни. Самоходная установка может использовать широкую номенклатуру боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, химические, агитационные, дымовые, осветительные. Снаряды могут оснащаться различными типами взрывателей. Специально для артиллерийской установки 2С1 «Гвоздика» были разработаны корректируемые боеприпасы «Китолов».

В 1997 году специально для этой машины был разработан активно-реактивный 122-мм снаряд, который позволяет увеличить дальность стрельбы до 21,9 км.

Система управления огнем САУ состоит из комбинированного прицельного приспособления ТКН-3Б, которое можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они установлены в командирской башенке. Наводчик располагает панорамным прицелом 1ОП40 (используется для стрельбы с закрытых позиций) и прицелом ОП5-37, который применяется во время стрельбы прямой наводкой. Места механика-водителя и заряжающего оборудованы приборами наблюдения.

Ходовая часть самоходной установки представляет собой измененное шасси тягача МТЛБ. В него были введены два дополнительных опорных катка. Направляющие колеса находятся в задней части установки, а ведущие – в передней. Ширина гусениц самоходки составляет 400 мм, при необходимости на машину можно установить и гусеницы шириной 600 мм, что существенно повышает проходимость САУ.

САУ «Гвоздика» способна преодолевать водные преграды. Движение в воде происходит за счет перемотки гусениц, максимальная скорость машины составляет 4,5 км/ч.

Гаубица

Для создания самоходной установки использовали гаубицу Д-30, которая уже тогда была на вооружении у многих стран мира. Самоходная артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» потребовала реконструкции и доработки Д-30. Так появилась модификация Д-32 (2А31), которая идеально отвечала новым требованиям. 122-мм гаубица «Гвоздика» увидела свет благодаря КБ №9 и конструктору А. Ф. Белоусову. Основные отличия от её предшественницы — это наличие двухкамерного дульного тормоза и эжектор. Внутри ствола нанесено 36 нарезов. Длина всей трубы – 4270 мм, длина зарядной камеры – 594 мм. Вся ствольная группа имеет массу 955 кг. Сейчас такими устройствами оборудуют все современные артиллеристские установки. Поломка эжекционного устройства приведет к тому, что личный состав не сможет продолжить работу без противогазов.

Ствол орудия может наводиться в вертикальном положении от -3 до +70 градусов. Наведение на цель осуществляется с прицелов ПГ-2 и ОП 5-37. Орудие имеет вертикально-клиновой затвор. Повторно взводится при помощи полуавтоматического механизма. Весь затворный механизм имеет вес 35,65 кг.

Кумулятивными снарядами БП-1 установка стреляет при помощи специального заряда Ж-8. Дальность полета может составлять до 2 км. Снаряд начинает двигаться со скоростью 740 метров в секунду.

Если производится стрельба фугасным зарядом, дальность полета может составить 15,3 км. При стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 21,9 км. Минимальное расстояние, на которое может быть отправлен боеприпас, составляет 4,07 км.

«Гвоздика» не относится к скорострельной технике. При стрельбе «с земли» орудие может производить 4-5 выстрелов в минуту. Если огонь ведут запасом снарядов на борту, то происходит 1-2 выстрела в минуту.

Описание конструкции

Места операторов станции

ЗИП первой очереди, дополнительная и основная аппаратура станции 1С12 полностью размещены на шасси. Кабина станции представляет собой четыре отделённых друг от друга отсека (левый и правый кормовые отсеки, передний с подвалом и задний отсеки). Кабина водителя находится отдельно.

В переднем отсеке расположены:

  1. Аппаратура опознавания и активного ответа;
  2. Центральная станция радиолинии;
  3. Часть приёмной аппаратуры и аппаратуры топопривязки и передачи данных;
  4. Индикаторная аппаратура;
  5. Умножители частоты передающей системы.

В заднем отсеке находятся:

  1. Часть фидерной системы;
  2. Аппаратура передающего устройства;
  3. Часть приёмной аппаратуры.

На крыше находится поворотное устройство с приводом вращения, в котором установлена антенная система, а также установлен механизм переключения угломестных зон. Газотурбинные агрегаты питания и система охлаждения передатчика с распределительным блоком питания находятся в задних отсеках.

В кабине водители размещены органы управления шасси, пульт управления газотурбинными электростанциями, креномер, пульт рентгенометра, а также прибор ночного видения ПНВ-57.

Во время работы станция 1С12 совершает непрерывный круговой обзор пространства. Всё пространство делится на четыре угломестные зоны (1-я: 0-3.5, 2-я: 3.5-7, 3-я 7-14,и 4-я-14-28 в градусах,естественно )-просматриваются друг за другом по очереди. За один полный оборот антенны просматривается одна зона. Так же имеются режимы работы, при которых просматривается какая-то одна зона, или только нижние зоны. Для защиты от активных помех станция 1С12 может перестраивать рабочие частоты по заданному алгоритму. От пассивных помех используется двухчастотный когерентно-импульсный метод. При работе со станцией наведения 1С32 время развёртывания и свёртывания станции составляет 5 минут. Самые первые экземпляры имели 4-х каскадный передатчик. В СВ не сохранились.А экземпляры с 3-х зонным обнаружением (1-я зона была от 0 до 7 градусов) полностью модернизировали на 4-х зонные к началу 80-х.

Средства связи и наблюдения

Чтобы обеспечить передвижение в ночных условиях на 1С12 установлен прибор ночного видения ПНВ-57.

Для работы со станцией наведения ракет 1С32 в машине установлена радиостанция 1С62. Центральная линия служит для передачи команд управления и координат целей, а также для приёма ответных команд обратного контроля.

Для распознавания целей «свой-чужой», на 1С12 установлено устройство-запросчик 1РЛ225 «Тантал-К1».

Для обеспечения связи с другими объектами и системами, а также для внутренней связи в станции обнаружения целей 1С12 имеется следующая аппаратура:

  1. Блок согласующихся устройств С1;
  2. Две радиостанции Р-123;
  3. Телефонный коммутатор П-193М;
  4. Самолётное переговорное устройство СПУ-7;
  5. Дополнительно на устройстве могут размещаться два выносных пульта управления Р-824.

Ходовая часть

В качестве базы используется «Объект 426», созданный на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т. «Объект 426» разработан на Харьковском заводе им. Малышева. Шасси станции 1С12 обладает меньшей манёвренностью и запасом хода, чем шасси пусковой установки 2П24 и станции наведения ракет 1С32, это обусловлено большой массой станции.

«Объект 426» имеет противоатомную защиту, систему отопления, а также освещения для работы в различных условиях.

Примечания

  1. ↑ Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.8
  2. Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.6
  3. ↑ Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.25
  4. Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.28
  5. Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.30
  6. Станция обнаружения и целеуказания и дальномер станции П40. Техническое описание. Книга 1, часть 1, стр.34
  7. The Military Balance 2010. — P. 176.
  8. The Military Balance 2010. — P. 174.
  9. The Military Balance 2010. — P. 365.
  10. The Military Balance 2010. — P. 366.
  11. The Military Balance 2010. — P. 154.
  12. The Military Balance 2010. — P. 223.
  13. The Military Balance 2010. — P. 196.

Тактико-технические характеристик САУ 2С1 «Гвоздика»

Боевая масса, т……………15,7
Компоновочная схема……………переднемоторная
Экипаж, чел……………4

Габаритные размеры 2С1 «Гвоздика»
Длина корпуса 7260мм; Длина с пушкой вперёд 7260мм; Ширина корпуса 2850мм; Высота 2725мм; База 4445мм; Колея 2500мм; Клиренс 400мм
Бронирование
Тип брони………..стальная катаная, противопульная
Лоб корпуса, мм/град……………15
Лоб башни, мм/град……………20

Вооружение 2С1 «Гвоздика»
Калибр и марка пушки……………122-мм 2А31
Тип пушки……………нарезная гаубица
Длина ствола, калибров……………35,0
Боекомплект пушки……………40
Углы ВН, град……………−3…+70°
Углы ГН, град……………360°
Дальность стрельбы, км     до……………15,2

Двигатель ЯМЗ-238Н; Мощность двигателя 300 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч……………60
Скорость по пересечённой местности, км/ч……………26—32; 4,5 на плаву
Запас хода по шоссе, км……………500
Ёмкость топливных баков, л……………550

История создания

После окончания войны стало понятным, что прежняя концепция применения самоходной артиллерии в качестве штурмовых орудий и истребителей танков – устарела. В то же время обозначилась и другая тенденция: самоходная артиллерия начала вытеснять буксируемую. Самоходки были более скорострельными и маневренными, имели значительную дальность стрельбы, неплохую защиту, могли более успешно поддерживать собственные войска в обороне и проводить артиллерийское наступление.

Уже в пятидесятых годах во многих странах начались активные работы над новыми образцами этой боевой техники. В СССР длительное время больше ресурсов выделялось на разработку ракетного оружия, часто это шло в ущерб авиации и ствольной артиллерии. Однако позже советские стратеги все же пришли к выводу, что масштабная война маловероятна, так как приведет к взаимному ядерному уничтожению и стали готовиться к локальным конфликтам. Активно заниматься созданием новых образцов самоходных артиллерийских орудий стали после отставки генсека Хрущева.

В 1965 году были проведены учения, которые ясно показали значительное отставание советской самоходной артиллерии от западных аналогов. В 1967 году увидело свет постановление Совмина СССР о начале работ по созданию 122-мм самоходной артиллерийской установки, которая позже получила название 2С1 «Гвоздика».

Изначально существовало три варианта шасси для новой самоходки: ее предлагали создать на базе БМП-1, гусеничного транспортера МТЛБ, а также на базе шасси СУ-100П. Основным вооружением новой САУ должна была стать 122-мм гаубица Д-30.

Вариант с СУ-100П был исключен практически сразу, после модернизации в качестве базы для новой самоходки решили использовать тягач МТЛБ. Изначально этот тягач имел недостаточную устойчивость и не устраивал конструкторов по допустимым нагрузкам на ходовую часть. Поэтому базу МТЛБ пришлось удлинить и ввести по одному дополнительному опорному катку с каждого борта.

2С1 «Гвоздика» должна была заменить 122-мм гаубицы Д-30 и М-30 в артиллерийских подразделениях мотострелковых полков. В 1969 году для полигонных испытаний было готово четыре образца.

Головным разработчиком установки назначили Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Гаубица для самоходки проектировалась в ОКБ-9.

В 1970 году САУ 2С1 «Гвоздика» приняли на вооружение. Уже в следующем году началось серийное производство артиллерийской установки, только в 1991 году оно было завершено. В 1972 году была разработана парашютная система для десантирования «Гвоздики» с воздуха, но на вооружение ВДВ САУ так и не была принята.

В 1971 году машину начали изготавливать по лицензии в Польше. В 1979 году лицензионное производство было запущено в Болгарии. Болгарские самоходки по своим техническим характеристикам уступали советским образцам.

Снаряды для «Гвоздики»

В настоящее время существует множество разновидностей снарядов, которые может использовать установка «Гвоздика».

Стандартный комплект снаряжения: 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных. Все боеприпасы расположены вдоль стенок корпуса и башни.

Остановимся подробнее на тех снарядах, которые подходят для использования на САУ 2с1 «Гвоздика».

1. Осколочно-фугасные снаряды. Бронепробиваемость невысокая. Но используются наиболее часто, поскольку наносят огромный урон. При попадании внутрь танка снаряд взрывается. Это ведет к огромным потерям. Если снаряд не пробивает броню, он не может нанести большого вреда. Для защиты используют специальные экраны, которые не позволяют пробить наружную обшивку танка.


Смотреть галерею

2. Кумулятивные боеприпасы. Лучше пробивают броню за счет образования кинетической энергии, как бы прожигая её насквозь. Бронепробиваемость не ухудшается с увеличением расстояния до цели. Защитой могут служить специальные решетки-экраны.


Смотреть галерею

3. Осветительные снаряды. Предназначаются для освещения местности или для воспроизведения сигналов в темное (ночное) время суток. Применяют при сбрасывании с помощью авиации питания или снаряжения. Для торможения их движения используют парашюты.

4. Агитационные боеприпасы. Используют для информирования населения, которое находится на оккупированных территориях или в труднодоступных зонах.

5. Снаряды радиоэлектронного противодействия. Воздействуют на радиолокационные средства ПВО противника. Создают помехи для различных радиоволн.

6. Химические боеприпасы. Направлены на отравление противника ядами и химическими веществами. Снаряды могут разрываться глухо или громко. Это зависит от температуры кипения химического вещества. После попадания в цель образуется отравляющее облако.

7. Дымовые снаряды. Ослепляют и ставят плотную дымовую завесу. Рекомендуется применять, когда солнце находится за облаками, при небольшой силе ветра. Это увеличит действие задымления.

8. Снаряды со специальными поражающими элементами. Их применение не разрешено Гаагской конвенцией из-за тяжести наносимых ран. Внутри снаряда находятся стрелы с наконечниками.

Для осуществления стрельбы боеприпасами, которые сложены возле машины, в ней предусмотрена большая задняя дверь и транспортировочное устройство для подачи внутрь отделения.

Современные «Гвоздики»

Машину приняли на вооружение практически все страны Варшавского договора. До сих пор артиллерийская установка «Гвоздика» используется различными странами мира. Современные её модификации снабжены лазерным наведением «Китолов-2». Он был специально разработан для самоходки в Конструкторском бюро приборостроения в Туле. Такой снаряд без труда поражает любые бронированные подвижные и неподвижные цели. «Китолов-2» приняли на вооружение в 2002 году. Масса снаряда составляет 28 кг, длина – 1190 мм.

До сих пор продолжается серийное производство самоходной гаубицы 2С1 со 122-мм стволом.

Последняя модернизация проводилась в 2003 году. В городе Перми на предприятии «Мотовилихинские заводы» установка получила новое оборудование в виде автоматической системы управления наведением и огнем. После этого САУ присвоили новое обозначение — 2С1М1.

Установка «Гвоздика» есть в таких странах:

  • Азербайджан — 62 штуки.
  • Алжир – 145 штук.
  • Армения – 10 штук.
  • Белоруссия — 246 штук.
  • Болгария – 306 штук.
  • Босния и Герцеговина – 5 штук.
  • Венгрия – 153 штуки.
  • Грузия – 12 штук.
  • Демократическая Республика Конго – 12 штук.
  • Казахстан – 10 штук.
  • Польша – 533 штуки.
  • Республика Сербия – 75 штук.
  • Россия – 2000 штук.
  • Румыния – 6 штук.
  • Сирия – 400 штук.
  • Словакия- 49 штук.
  • Украина – 580 штук.
  • А также в Анголе, Ираке, Йемене, Ливии, Чехии и Эфиопии.

Самоходная гаубица «Гвоздика» производилась не только в России. Право на её изготовление получили Польша и Болгария.

В Российской армии эти гаубицы распространяются ограниченно. Их применяют в артиллерии горных мотострелковых бригад и в морской пехоте. Наибольшей популярностью пользуются 152-мм гаубицы.

До августа 2014 года артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» производилась на заводе в Харькове.

После того как кризис в Украине привел к военному противостоянию, владельцу завода, россиянину Олегу Дерипаске, запретили выпуск этого оружия. Кроме того, предприятию не продлили лицензию на выпуск снегоболотоходов и легкобронированных тягачей.

Модификация

С тех пор как в 1970 году гаубица 2С1 «Гвоздика» была запущена в серийное производство в СССР, потом и в некоторых других странах, появилось несколько модификаций самоходки.

Польская гаубица 2С1Т «Gozdzik» — польского производства. Кроме того, поляки модернизировали саму гаубицу, выпустив модель Rак-120 с калибром, соответствующим натовским стандартам -120 мм.

Артиллерия Гвоздика, фото 2С1Т «Gozdzik»

Model-89, созданная на базе БМП в 80-е гг. в Румынии.

Model 89

Raad-1 – иранского производства.

Raad-1

2С1М1 – российская модификация с новой системой управления огнем 1В168-1, внешне от 2С1 «Гвоздики» она не отличается

2С1М1

2С34 «Хоста»  — самоходное артиллерийское орудие, являющееся результатом глубокой модернизации «Гвоздики». Боевая машина имеет на вооружении 120 мм полуавтоматическую пушку-гаубицу-миномет 2А80-1 и 7,62 мм пулеметом.

Производится с 2003 года. Пушка «Гвоздики» предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей, ракетных установок, оборонительных сооружений противника на расстоянии до 14 км.

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

Проводились инженерно-конструкторские работы и в других направлениях модернизации 2С1 или использования ее базы для разработки новых моделей. Но, в силу различных причин, заметных успехов достигнуто не было.

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 «Гвоздика» при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

«Гвоздики» как экспонаты

Отдельные экземпляры САУ «Гвоздика» можно увидеть в различных музеях мира. В России эти боевые машины установлены в виде экспонатов или памятных постаментов в двенадцати местах.

В Музее техники Вадима Задорожного (Московская область), в мемориальном комплексе «Партизанская поляна» (г. Брянск), в Красноармейске Московской области возле НИИ «Геодезия», в столичном Парке Победы, в Суворовском военном училище (г. Москва), в Санкт-Петербурге, Ялуторовске и других городах.

В Белоруссии «Гвоздика» есть в Гомельском областном музее военной славы и в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

В Польше эти модели размещены в пяти военных музеях, в США — в трех, в Чехии — в одном.

В Украине такими самоходными орудиями располагали 6 экспозиций в разных городах страны.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку — очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк фирмы «Рено».

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на заводе «Красный Арсенал». В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х — начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие заводы: «Красный Путиловец», им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» — а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector