Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «иван грен»

Детище «Янтаря»

«Иван Грен» — головной корабль проекта 11711 разработки ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». На текущий момент это самый крупный БДК ВМФ России. Водоизмещение гиганта — 5 тыс. т, длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м.

Также по теме


«Град Свияжск» и «Великий Устюг» у берегов Сирии: зачем ракетные корабли ВМФ России вошли в Средиземное море

Малые ракетные корабли «Град Свияжск» и «Великий Устюг» пополнят состав Средиземноморской группировки ВМФ РФ. 17 июня вооружённые…

Судно было названо в честь Ивана Ивановича Грена (1898—1960) — известного специалиста в области морской артиллерии, вице-адмирала ВМФ СССР.

В настоящее время «Янтарь» завершает строительство ещё одного корабля проекта 11711 — «Пётр Моргунов», названного в честь генерал-лейтенанта Петра Алексеевича Моргунова. Закладка судна состоялась в июне 2015 года. Оба БДК — представители нового поколения больших десантных кораблей.

С 1990-х годов на вооружении ВМФ находятся 15 БДК проекта 775 и четыре корабля проекта 1171. Суда были построены в 1970—1980-е годы на расположенной в Гданьске верфи Stocznia Połnocna (сейчас — Remontowa Shipbuilding). В 1991 году Польша передала СССР последние два корабля этого класса — «Пересвет» (Тихоокеанский флот) и «Королёв» (Балтийский флот).

Главная особенность проекта 11711 — способность перебрасывать батальон морской пехоты (порядка 400 человек) вместе с техникой. «Иван Грен» может взять на борт 13 танков или более 30 единиц бронетехники (БТР и БМП). На палубе БДК помещаются транспортно-боевой вертолёт и два многоцелевых Ка-27.

  • Проект БДК «Пётр Моргунов»

Дальность действия новейшего корабля составляет 4 тыс. миль (около 6 тыс. км). Как уточняет Минобороны, на испытаниях «Иван Грен» показал «хорошие мореходные качества и безупречную работу всех систем жизнеобеспечения».

Вооружение БДК включает реактивную систему залпового огня «Град-М», 57-миллиметровую спаренную зенитную артиллерийскую установку ЗИФ-31Б, две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки АК-630 и одну модернизированную артустановку АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03.

Проектирование «Ивана Грена» началось в 1998 году. Корабль был заложен в 2004 году, но его строительство затянулась из-за нехватки финансов и постоянных изменений технического задания, которые вносил заказчик.

Также по теме


Переход на пятое поколение: чем могут быть полезны ВМФ новые газотурбинные двигатели

Российские корабельные газотурбинные двигатели (ГТД) смогут заменить продукцию, которую отказалась поставлять в рамках антироссийских…

«Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче были заложены его ширина, высота и осадка. Затем нам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить ещё кое-какие изменения в проект», — пояснил в интервью ТАСС гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов.

В результате БДК был спущен на воду в мае 2012 года. В октябре 2015 года стартовали швартовные испытания корабля, позже — ходовые. С ноября 2017 года по май 2018 года проходил этап государственных испытаний.

Как сообщили СМИ, военные выявили проблемы с задним ходом корабля. В конце декабря 2017 года госиспытания были приостановлены, а 3 апреля, после устранения недочётов, — возобновлены. 2 июня «Янтарь» подписал с Минобороны приёмный акт госиспытаний. 

История проекта

За создание проекта взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, получил имя «Иван Грен». В 2008 году его должны были передать флоту, но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за 4 года были собраны лишь отдельные секции корабля. И только в 2008 году работы возобновились. 18 мая 2012 года корабль спущен на воду. Осенью 2010 года завод «Янтарь» получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Всего для ВМФ России планировалась серия из 6 кораблей, однако в 2015 году было принято решение о сокращении серии до двух, ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения, постройка которых должна была начаться в 2016 году. По состоянию на 2018 год, постройка кораблей нового поколения не начата.

Состав серии

Общее число запланированных кораблей серии – шесть.

Причину задержки постройки второго корабля военные эксперты видят в том, что судьба всего проекта будет только ясна только после проведения испытаний головного корабля. Перед тем, как производство будет запущено, комплекс будет откатан, для того, чтобы стало видно, в каких дополнениях и изменениях нуждается проект. Продолжительность будущих испытаний составляет приблизительно год.

  • «Иван Грен»; Заводской номер – 01301; Заложен – 23 декабря 2004 года; Спуск на воду – 18 мая 2012 года; Ввод в строй – 2015 год (план)
  • «Петр Моргунов»; Заводской номер – 01302; Спуск на воду – 2016 год (план); Ввод в строй – 2017 год (план).

Особенности конструкции

Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.

Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.

Компоновка корпуса

Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.

Вид спереди на БДК «Иван Грен». Хорошо видны закрытые створки передней аппарели

На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).

Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.

Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.

Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.

Столовая для экипажа большого десантного корабля «Иван Грен»

Силовая установка

Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:

  1. Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
  2. Реверс-редуктор РРП6000;
  3. «Пурга-11», электронная система, осуществляющая управление агрегатом.

Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.

Электрооборудование

Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.

Конструкция

«Иван Грен» на размагничивании 16.02.2016

За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений

Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.

Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).

На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолётов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.

Десантовместимость

Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников.

Вооружение

По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100-мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».

В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также для экономии средств и уменьшения времени постройки в 2010 году главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение состоит из:

  • 1 × АК-630М-2 «Дуэт»;
  • 2 × АК-630М с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03;
  • 2 × 14,5 мм установками МТПУ «Жало»;
  • 1 × комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М»;

История проекта

За создание проекта взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, получил имя «Иван Грен». В 2008 году его должны были передать флоту, но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за 4 года были собраны лишь отдельные секции корабля. И только в 2008 году работы возобновились. 18 мая 2012 года корабль спущен на воду. Осенью 2010 года завод «Янтарь» получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Всего для ВМФ России планировалась серия из 6 кораблей, однако в 2015 году было принято решение о сокращении серии до двух, ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения, постройка которых должна была начаться в 2016 году. По состоянию на 2018 год, постройка кораблей нового поколения не начата.

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Упорству храбрых…

Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года. 

Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году завод «Янтарь» получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование. 

С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта. 

К лету 2015 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов». 

Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у заводского причала «Грена», который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн… 

Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!

А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой. 

Но двинемся дальше.

Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей. 

21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2018 года. 

По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на завод, лечил свои «детские болезни», снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню. 

Затем заказчик корабль наконец-то принял. 

Разработка нового поколения

На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.

Также по теме


«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».

Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.

БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.

Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.

  • Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»

На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.

Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.

Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.

Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.

Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.

  • Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
  • РИА Новости

На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».

Конструкция

«Иван Грен» на размагничивании 16.02.2016

За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений

Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.

Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).

На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолётов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.

Десантовместимость

Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников.

Вооружение

По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100-мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».

В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также для экономии средств и уменьшения времени постройки в 2010 году главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение состоит из:

  • 1 × АК-630М-2 «Дуэт»;
  • 2 × АК-630М с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03;
  • 2 × 14,5 мм установками МТПУ «Жало»;
  • 1 × комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М»;

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 ед. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40-мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 ед. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122-мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 ед. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140-мм РСЗО «WM-18», 4 — 30-мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 верт.). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 ед. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37-мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 ед. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40-мм АУ «Breda», 4 — 20-мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Осознание проблемы

Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись практически обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось 4. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15. 

При этом именно БДК оказались едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и пришлось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели… 

Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской эпохи была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ еще в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос было не так просто, как может показаться. 

Например, в Соединенных Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей к этому времени уже считалась анахронизмом. Крупный корабль — это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль прямо к вражескому берегу означало сознательно подставлять его под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата». 

Согласно ей, десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолеты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40000 тонн, способные нести не только несколько десятков вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины десантных катеров тройкой ДКА на воздушной подушке. 

ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. По этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четверкой вертолетов Ка-29 каждый. Помимо вертолетов, эти БДК могли принимать в доковую камеру еще и разнообразные десантные катера. Но использование газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Эти корабли в силу объективных причин достаточно быстро перешли в разряд неходовых…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector