«ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

B-1 Lancer

У американского B-1 так же как и российского Ту-160 изменяемая стреловидность крыла, а поступил этот сверхзвуковой бомбардировщик на вооружение в 1984 году.

Компания Rockwell первоначально создавала его для оснащения ядерными бомбами, но затем переориентировали на обычное бомбовое вооружение. Боевое крещение прошел во время операции в Ираке, а сегодня активно используется в борьбе против ИГИЛ на Ближнем Востоке.

Несмотря на высокие боевые качества машины, 10 моделей модернизированных B-1В были потеряны в результате воздушных катастроф.

Самые крупные авиакатастрофы в мире.

12

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В первой половине 1950-х еще не было зенитных комплексов, способных поражать высотные высокоскоростные цели.

Единственными вариантами, которые можно было использовать против таких целей, были истребители-перехватчики (напр. Convair F-102 Delta Dagger). Поэтому решить проблему неуязвимости стратегического бомбардировщика можно было за счет создания самолета этого класса с увеличенными параметрами максимальной скорости и практического потолка.

По этой доктрине в США разработали бомбардировщики A-5 и B-58. Особенностью этих самолетов является в первую очередь то, что они не могли использовать никакое иное вооружение кроме ядерных авиабомб.

Примерным аналогом со стороны СССР можно считать М-50 и Ту-22.

Самым совершенным аппаратом, созданным по этой доктрине, стал американский бомбардировщик «Валькирия» и советский Т-4.

После появления в составе ПВО зенитно-ракетных комплексов, способных поражать любые высотные цели, производство самолетов B-58 свернули, а первый стратегический бомбардировщик палубного размещения A-5 переделали в разведывательную версию.

На данном этапе гонки вооружений к стратегическому бомбардировщику предъявлялись по-прежнему серьезные требования в скорости, но не для прорыва средств ПВО противника, а лишь сокращения времени подлета к месту нанесения авиаудара. Для прохождения ПВО врага планировалось использовать полет на очень малой высоте.

По такому принципу были созданы такие самолеты, как Ту-22М (СССР), FB-111 (США) и TSR.2 (Великобритания). Последний бомбардировщик не попал в серийное изготовление из-за переориентации государства на применение ПЛАРБ, несущих ракеты «Поларис». Такие самолеты в англоязычных текстах получили название «интердиктор».

В эпоху развития новых технологий самолеты стратегической авиации получали способность летать на разных высотах (в том числе предельно малых – Ту-160, B-1), а некоторые из них обладали пониженной радиолокационной заметностью (B-2). Все эти характеристики в комплексе способствовали успешному проникновению в чужое воздушное пространство.

Однако высокая стоимость постройки и содержания этого типа самолетов и их сомнительная эффективность в возможных локальных военных конфликтах (например, в российских ВВС имеются для этих целей Ту-22М и Су-34) не дают возможности произвести замену военного авиапарка государств, некоторые типы самолетов не снимаются с военного учета (яркие примеры: Ту-95 и B-52). Вместе с этим техническое и моральное старение аппаратов представленного типа порождает необходимость проведения их замены. С этой целью в США учреждена программа разработки нового бомбардировщика, который сменит B-52 (самолеты этого типа планируется полностью снять с боевого дежурства до 2030 года). На замену Ту-95 в России поступят ПАК ДА и модернизированные Ту-160 (первые поставки Ту-160 в ряды российских ВВС датируются 2015 г.).

Основные требования, которые ставились перед конструкторами-создателями самолетов стратегической бомбардировочной авиации, – это возможность выполнять доставку ядерного оружия. Однако известны случаи их использования в локальных военных конфликтах. В частности, Ту-22М, Ту-22 и Ту-16 были задействованы в Афганской войне, B-52 – в Ираке и Вьетнаме, B-2 – в Ираке (2003) и Югославии.

Финансы и самолёты

По словам Кита Цугеля, руководство ВВС сталкивается с проблемами при попытках изменить организационную структуру, закупить нужные самолёты или списать выработавшие свой ресурс машины.

«В течение последней пары лет ВВС США было запрошено финансирование для увеличения численности своих сил на 23% — до 386 эскадрилий. Конгресс одобрил запрос, но не смог предоставить соответствующее финансирование», — напомнил функционер AFA в своей статье.

  • Эскадрон истребителей F-22 ВВС США
  • Reuters

В 2018 году командование Военно-воздушных сил США выпустило программный документ под названием «ВВС, которые нам нужны». В нём указывалась необходимость увеличить количество боевых эскадрилий с 312 до 386 до 2030 года из-за возможности конфликта с «крупной силой» — Россией или Китаем.

Кроме того, в документе предлагалось к существующим девяти создать дополнительно пять новых эскадрилий бомбардировочной авиации.

Также по теме

«В положении догоняющего»: почему Пентагон хочет ускорить испытания гиперзвукового оружия

Испытания гиперзвукового оружия, разрабатываемого в США, в ближайшее время будут проходить в ускоренном темпе. Об этом заявил…

В апреле 2019 года Хизер Уилсон, которая на тот момент занимала пост министра ВВС США, заявила, что американские ВВС «слишком малы, чтобы выполнять задачи на том уровне, которого ожидает страна».

В своей статье Кит Цугель отмечает, что если конгресс США и увеличивает финансирование авиационного парка ВВС, то не на тех направлениях, где оно необходимо.

«Чтобы обеспечить финансирование для приобретения новой авиационной техники, следует отказаться от устаревших моделей, содержание которых истощает ресурсы, они были разработаны для ведения борьбы в прошлом и не способны пробить современную оборону. Тем не менее конгресс продолжает вынуждать ВВС держать на вооружении устаревшую авиационную технику или даже закупать ещё больше истребителей старых моделей», — отмечает он.

Подобного рода заявления не без основания свидетельствуют о серьёзных просчётах со стороны Пентагона, в том числе в вопросе обеспечения ВВС США современными самолётами, рассказал в беседе с RT действительный член Академии военных наук Андрей Кошкин.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов пояснил, что призывы к радикальному обновлению авиационного парка в США появляются в том числе из-за необходимости создания мощных заказов для американского ВПК.

«Выгоднее заказать партию новых самолётов, а мелкие заказы на ремонт малоинтересны», — отметил эксперт, пояснив, что американские авиастроительные корпорации заинтересованы в продаже новых, более дорогостоящих технологических пакетов, чем в поддержании старой техники в боеготовности. 

Опасения представителя AFA относительно наращивания своего потенциала Россией и Китаем не беспочвенны, отметил Юрий Кнутов. Уже сейчас можно говорить, что авиационная промышленность России располагает технологиями, которые могут составить конкуренцию американским, пояснил эксперт. 

«В двигателестроении мы сейчас в некоторых направлениях даже обгоняем американцев. Например, мы делаем сверхманевренные авиационные двигатели… Наши наработки в авиации, то, что мы применяем в Сирии и продаём, то, что пользуется спросом, показывает, что мы не уступаем американцам по целому ряду характеристик, а даже превосходим их», — пояснил эксперт.

«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности

Истребитель-бомбардировщик (Германия, Великобритания, Италия)

Самолет «Торнадо» способен достигать максимальных характеристик на всех режимах полета за счет крыла изменяемой стреловидности

Замысел европейского истребителя-бомбардировщика, способного преодолевать скорость звука и имеющего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в США приступили к созданию F-111.

В 1957 году ВВС Великобритании представили в правительство список требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с шоссейных дорог. Однако военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных расходов.

В 1965 году Англия и Франция совместно приступили к созданию такого самолета. Проект получил название AFVG (Anglo-French Variable Geometry). Однако работы не имели успеха: французы видели в машине, прежде всего, истребитель, а англичан интересовал главным образом бомбардировщик.

В 1967 году проект закрыли. Англичане, по-прежнему нуждавшиеся в собственном бомбардировщике, продолжили работу самостоятельно, переименовав проект в UKVG и начав в Европе поиски других партнеров.

В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия. В 1964 году эта страна совместно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.

Однако в 1968 году деятельность была остановлена из-за потери интереса со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на своем F-111. Год спустя британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» по созданию одноименного самолета.

Первая из таких машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года. В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В 1980 году «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС. Еще через год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначенные для Великобритании, могли переносить на крыле атомные бомбы.

В 1990 году при подготовке к войне с Ираком на заметные части самолетов было нанесено радиопоглощающее покрытие. Однако это привело к снижению надежности машин — частицы покрытия попадали в двигатель. Ирак стал самой серьезной боевой кампанией для самолетов «Торнадо», в задачу которых входило разрушение иракских аэродромов в самом начале войны.

Первый вылет закончился безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель, а один самолет был сбит огнем иракских зенитных орудий. Сложная, начиненная новейшей электроникой машина обладала относительно невысокой боевой «живучестью». Высоты, на которых она летала, оказались весьма удобными для иракских «зениток».

Специальная конструкция реверса тяги позволяет «Торнадо» выполнять посадку на аэродромах с короткой ВПП

В 1990-х годах «Торнадо» подвергался различным модернизациям, прежде всего в Германии. На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.

В 1999 году эти самолеты участвовали в войне с Югославией. В первую же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, впоследствии были уничтожены еще несколько «Торнадо». Однако точный счет потерям не велся. Сейчас эти самолеты, произведенные в количестве около 1000 штук, по-прежнему состоят на вооружении Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Россию авиацией обеспечила империя, а не союзники

На момент прихода к власти большевиков в России было 1.109 боевых самолётов, а поставщики-союзники свои контрактные обязательства не выполнили: из 1.153 заказанных самолётов они поставили только 148.

Не хуже был укомплектован и воздухоплавательный парк Русской армии. Накануне войны в России были изготовлены дирижабли полужёсткого типа «Голубь», «Сокол», «Ястреб», «Кобчик» и «Микст», велись работы по созданию дирижабля «Кречет». Во Франции были приобретены дирижабли «Беркут», «Лебедь» и чуть позже — «Коршун»; в Германии (как ни странно) был закуплен мягкий дирижабль «Парсеваль», переименованный в «Гриф» (объём — 7.600 куб. м). Непосредственно перед войной в России на Ижорском заводе были построены крупные дирижабли «Альбатрос» (9.600 куб. м) и «Гигант» (20.000 куб. м). Тогда же было начато строительство ещё более крупного дирижабля —  «Воздушный крейсер» (32.000 куб. м), но его строительство не было закончено. Так же за границей были куплены дирижабли «Парсеваль XIV» («Буревестник») и «Кондор».

Таким образом, следует признать, что русская авиационная промышленность в годы Первой мировой войны, хоть и испытывала ряд вполне объективных трудностей, но честно и упорно работала над обеспечением действующей армии летательными аппаратами всех типов.

Летающая зажигалка

Кессельрингу концепция бомбардировщика виделась иначе. Новый самолет должен был быть универсальнее, дешевле и летать дальше. По первой версии требований дальность составляла 6600 км, пусть и всего с одной тонной бомб. Гвоздем программы стала бомбежка с пикирования — для тяжелой машины это экзотика, но опыт применения «Штук» в Испании на время затмил здравый смысл. Впрочем, угол пикирования все же ограничили 60 градусами, против 80 на Ju 87.

Через месяц после закрытия «Урал-бомбера» техзадание на тяжелый бомбардировщик, названный Bomber-A, получила фирма Heinkel. Так началась история одного из самых противоречивых самолетов Второй мировой.

Для улучшения аэродинамики было решено задействовать ноу-хау Хейнкеля тех лет — спаренную установку из двух двигателей DB 601, вращающих один винт через общий редуктор. Получившийся агрегат под названием DB 606 уже был опробован на полуэкспериментальном бомбардировщике He 119, позволив ему установить ряд рекордов скорости. Под общим капотом спарка имела такое же сопротивление, как один мотор. Все бы хорошо, но на самолете, предназначенном для серии, пришлось поменять систему охлаждения двигателей, а моторный отсек в погоне за характеристиками был сделан меньше, чем дозволяли правила. Результаты этого решения преследовали машину много лет. Цилиндры неравномерно охлаждались, бензонасосы засорялись, на форсаже моторы заливались бензином и временами загорались, а расположение электропроводки и маслопроводов впритык к выхлопным патрубкам довершало идиллию.

Бюджетные нехватки

Майкл Ло — далеко не первый военачальник, который обращает внимание на нехватку самолётов в военно-воздушных силах.  

  • Концепт перспективного тяжёлого бомбардировщика B-21 Raider

В 2018 году командование этого вида войск выпустило программный документ под названием «ВВС, которые нам нужны». В нём указывалась необходимость увеличить количество боевых эскадрилий с 312 до 386 до 2030 года из-за возможности конфликта с «крупной силой» — Россией или Китаем.

Также по теме


«Лоббистские уловки»: в конгрессе США спрогнозировали затраты на обновление парка боевых самолётов до 2050 года

ВВС США понадобится от $15 млрд до $26 млрд ежегодно на обновление парка боевых самолётов. Такой прогноз содержится в докладе…

Кроме того, в документе предлагалось создать в дополнение к девяти существующим пять новых эскадрилий бомбардировочной авиации из порядка 65 самолётов.

В апреле прошлого года Хизер Уилсон, которая на тот момент занимала пост министра ВВС США, заявила, что американские ВВС «слишком малы, чтобы выполнять задачи на том уровне, которого ожидает страна». 

Кроме того, считает Майкл Ло, если конгресс США и увеличивает финансирование авиационного парка ВВС, то не на тех направлениях, где оно необходимо. Так, в 2019 году конгресс нарастил финансирование программы истребителя F-35 и выделил средства на несогласованную закупку самолётов F-15EX.  

«Сейчас конгрессу пора возобновить финансирование существующих бомбардировщиков, чтобы избежать дефицита одного из важнейших элементов обороны нашей страны… В новое десятилетие ВВС США вступили с наименьшей по численности бомбардировочной авиацией за всю свою историю, а запрос на финансирование на 2021 финансовый год лишь усугубляет ситуацию. Наступает момент, когда делать больше при меньших затратах не получается, особенно в условиях испытываемого в течение нескольких лет дефицита бомбардировщиков B-21», — отметил генерал в своей статье для Defense News.

«ФЭЙРЧАЙЛД РИПАБЛИК A-10 ТАНДЕРБОЛТ II» — истребитель танков

Штурмовик (США)

Хотя использование снарядов с сердечниками из обедненного урана для пушки GAU-81A крайне эффективно против танков, это вызвало международный скандал, так как остатки урана сильно загрязняли местность

В начале 1960-х годов ВВС США столкнулись с той же проблемой, что и их советские оппоненты, — отсутствием машин, способных наносить точные удары по небольшим наземным целям, как это делали штурмовики и фронтовые бомбардировщики в годы Второй мировой войны.

Между тем, в 1960-х годах на вооружении Советской армии появился новый танк Т-62, а несколько позже — еще более совершенный Т-64 и боевая машина пехоты БМП-1, которые располагали средствами ПВО для борьбы с самолетами, летящими на малой высоте. Вся эта техника превосходила имевшуюся у США и их союзников.

В 1967 году американские ВВС объявили конкурс на новый штурмовик и разослали запросы в 21 авиастроительную фирму с требованиями к самолету, который должен был летать на малой высоте со скоростью не ниже 650 км/ч, обладать высокой маневренностью и при этом нести на борту мощное пушечное и бомбовое вооружение.

Победителем признали проект YA-10A фирмы «Фэйрчайлд Рипаблик». В 1976 году эта фирма получила заказ на серийное производство самолетов, которые были названы «Тандерболт II» (Thunderbolt — «удар молнии»). В октябре того же года машины начали поступать в части ВВС США. До 1984 года было выпущено 713 штук.

Гроза легкобронированных целей — семиствольная 30-мм пушка GAU-81A

Вначале А-10 вызвал большой интерес в ряде стран-союзников США. Однако впоследствии ни одна из этих стран так и не приобрела штурмовик. Сказалась узкая специализация машины, предназначенной в основном для борьбы с танками. К тому же многие использовали против танков боевые вертолеты.

Стремясь повысить спрос, в 1987 году «Фэйрчайлд Рипаблик» начала строительство всепогодного самолета с обозначением N/AW. В 1991 году 144 А-10 участвовали в операции «Буря в пустыне», совершив примерно 8100 боевых вылетов и уничтожив около

1000 иракских танков. Одновременно было потеряно семь самолетов. В 1999 году они наносили удары по Югославии, где потерь не понесли. ВВС США до сих пор остаются единственными пользователями этой машины.

А-10 максимально оптимизирован для маневрирования на малых высотах и малых скоростях, что очень важно для штурмовика

СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2

Штурмовик (СССР/Россия)

Су-25 спроектирован так, что может беспрепятственно продолжать полет на одном двигателе при отказе второго

В середине 1960-х годов, в эпоху частых мелких войн и локальных конфликтов, стала очевидной бессмысленность упования лишь на ядерное превосходство. Для достижения победы в войне требовалось и обычное оружие.

В какой-то момент авиастроителям пришлось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл противника, но и постоянно находиться на передовой. Существовавшие в то время машины для этого не подходили.

Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались малопригодными в обычном бою. К тому же из-за отсутствия надежной брони они становились удобной мишенью для снайперов, как только снижались.

В 1969 году Министерством авиационной промышленности СССР был объявлен конкурс проектов по созданию самолета-штурмовика. В нем приняли участие четыре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2. Неприхотливая в эксплуатации и удобная в управлении, она в итоге и победила в конкурсе. Поскольку машине предстояло постоянно находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 км/ч.

Летчик Су-25 со всех сторон защищен титановой броней

К 7 ноября 1974 года был построен первый опытный самолет. При его испытании произошла авария, задымился и разрушился один из двигателей. Тем не менее 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.

В декабре приступили к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони. К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе изготовили еще два таких самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана. Благодаря применению особых устройств управления крылом, скорость машины удалось увеличить до 1000 км/ч.

Год спустя из этих самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья. Нос машины украсили рисунком птицы, благодаря чему самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.

Примерно два десятка машин были потеряны. Однако чтобы сбить такой самолет, моджахедам требовалось совершить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами. Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с поврежденным крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.

«Грач» получился чрезвычайно живучим самолетом

В 1992 году выпуск Су-25 прекратился, к тому времени их количество увеличилось до 700 штук. Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты планируется оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector