Бт-5-ис

История

В 1934 году Ворошилов отдал приказ 4-у танковому полку создать новый «колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину». Это задание было поручено Ионой Якиром группе инженеров под руководством Николая Цыганова. После окончания 4 месячной работы к апрелю 1935 года были готовы чертежи и модель размером 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих (2, 3, 4) и управляемых (1, 2, 4) колёс. При разработке этого проекта была затронута только ходовая часть танков БТ-2 и БТ-5. О завершении работы был выслан рапорт в письме Сталину и Ворошилову. По личному указанию Ворошилова для изготовления БТ-ИС были выделены необходимые средства, место на харьковском танкоремонтном заводе № 48 и танк БТ-2. В июне 1935 года приступили к испытаниям машины, продолжавшимся до осени. Ворошиловым в 1936 году было выдано указание на изготовление 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5.

В марте — июне 1937 года три БТ-ИС после внесения заводом № 48 изменений на основе результатов пробега Харьков — Москва проходили войсковые испытания в окрестностях Харькова. Основным его конструктивным отличием являлось наличие трёх пар ведущих колёс колёсного хода, что давало возможность использовать более 75 % массы танка в качестве сцепного веса, наличие специального механизма для уравнивания скоростей движения на колёсах и на гусеницах, значительное увеличение ёмкости бензобаков. Остались без изменения двигатель, главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза, приводы управления, рулевое управление передних колёс при колёсном ходе, башня и вооружение.

За время испытаний танками было пройдено от 1500 до 2500 км, БТ-5-ИС показали значительно большую проходимость и живучесть по сравнению с БТ-5 и БТ-7. Несмотря на выявленные недостатки — слабость шестерен синхронизаторов, перегрузку резины задних колёс, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии — армейская комиссия приняла решение взять БТ-ИС на вооружение. Начальником АБТУ РККА было отдано распоряжение изготовить в 1937 году установочную партию в 5 машин БТ-ИС, на которых предполагалось установить наклонную бортовую броню и устранить выявленные недостатки, а в 1938 году заводу № 48 надлежало выпустить уже 300 БТ-ИС. До конца 1937 года была изготовлена только одна такая машина на базе БТ-5, имевшая дополнительные наклонные борта из 6-мм брони. В связи с арестом в начале 1938 года Цыганова и других членов КБ работы над проектом БТ-5-ИС были прекращены.

К осени 1938 года завод № 48 изготовил в единственном экземпляре улучшенный образец танка БТ-5-ИС с наклонными броневыми листами, испытания которого проводились в период с ноября 1938 года по январь 1939 года. Машина отличалась от танка БТ-5-ИС образца 1936 года уменьшенной до 570 литров ёмкостью топливных баков и установкой четырёхтактного, двенадцатицилиндрового V-образного карбюраторного двигателя М-17Т мощностью 400 л.с..

БТ-5 в Великую отечественную

 

К
началу ВОВ в РККА имелось 1270 линейных и 402 радийных танка
БТ-5.
Причем 119 линейных и 49 радийных танка требовали проведения среднего ремонта, а
302 и 58, соответственно,— капитального в заводских условиях. В 4-х западных
округах насчитывалось 632 боеспособных танка
БТ-5.
Максимальное количество
БТ-5 находилось в составе трех
механизированных корпусов (8-, 9- и 22-й) и 5-го кавалерийского корпуса КОВО,
всего 286 единиц. Минимальное же их количество (14 единиц) находилось в составе
18-го МК ОдВО. Остальные 34 боеспособных
БТ-5,
этого округа, входили в состав 2-го кавалерийского корпуса. 187 боеспособных
танков этого типа входили в состав 1-го МК ЛВО. Еще 129
БТ-5
находилось в двух мехкорпусах (6-й и 11-й) и в 6-м кавалерийском корпусе ЗапВО.

На
Юго-Западном фронте из соединений, участвовавших в контрударе по флангам 1-й
танковой группы противника в районе Дубно, наиболее успешно действовал 8-й МК, в
составе которого насчитывалось 109 танков
БТ-5.
12-я, 34-я сходящими силами противника и добивались при этом значительных
успехов. 34-я ТД в течении двух дней (27–28 июня) продвинулась на 35 км,
разгромила мотопехотный полк противника, подбила и уничтожила 50 танков, 20
бронемашин, захватила много автомашин и орудий. Глубокое вклинение 8-го МК в
тылы 1-й танковой группы заставило противника временно прекратить наступление.
Таким образом, соединения 8-го МК доказали возможность наносить чувствительные
удары во фланг и тыл немецких войск. Несмотря на то, что разрозненные и
нескоординированные удары механизированных корпусов не приводили к разгрому
ударных группировок противника, они сыграли огромную роль в приграничном
сражении. Противник понес большие потери в живой силе и технике и вынужден был
замедлить темпы наступления.

К концу
ВОВ 23 танка
БТ-5 имелось в различных учебных
заведениях.

Танки
БТ-5 сгодились и против японцев в 1945
году.

156 танков
БТ-5 находились на Дальнем Востоке,
где они участвовали в разгроме Квантунской армии. 49 танков
БТ-5
в составе Забайкальского фронта в августе 1945 в последний раз
продемонстрировали свои быстроходные качества в степях Монголии. 30% этих машин
вышли из строя по техническим причинам — сказался большой срок
эксплуатации, по боевым причинам потерь не было.

Об истории создания и конструкции танка
БТ-5
читайте здесь →

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

  БТ-2 с установкой ДА-2 БТ-2 (пушечно- пулеметный) БТ-5 (1933 г.) БТ-5 (1934 г.)
Боевая масса, т 10.2 11 11.6 11,9
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Длина корпуса, мм 5500 5500 5800 5800
Ширина, мм 2230 2230 2230 2230
Высота, мм 2160 2160 2250 2250
Клиренс, мм 350 350 350 350
Вооружение
Пушка   37-мм Б-3 45-мм 20к 45-мм 20к
Пулемет 2×7,62 ДТ 7,62 ДТ 7,62ДТ 7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов   92 105 72/115
патронов 2520 2709 2700 2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса 13 13 13 13
борт корпуса 13 13 13 13
корма 13 13 13
лоб башни 13 13 17 15
борт башни 13 13 17 15
корма башни 13 13 17 15
крыша башни 10 10 10 10
Двигатель «Либерти» «Либерти» М-5 М-5
Мощность, л.с. 400 400 365 365
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч 52/72 52/72 53/72 53/72
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км 160/200 160/200 150/200 150/200

Оставляла желать лучшего обитаемость боевых машин, в которых было жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации, танки БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические качества, которые они использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины «ухитрялись» скакнуть аж на 40 метров.

Танки БТ-2 довольно активно применялись в вооруженных конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол: 3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол, заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной. Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулеметном исполнении и 412 в пулеметном варианте.

Свирин М. Н. «Броня крепка. История советского танка. 1919-1937»;

Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;

Легкие танки БТ-2 и БТ-5 (М. Барятинский, М. Коломиец);

М.Коломиец «Танки в Зимней войне» («Фронтовая иллюстрация»);

Михаил Свирин. Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия. «Золотая эра советского танкостроения»;

Шунков В., «Красная Армия»;

М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов. «Танки БТ».

< Назад   Вперед >

Тактико-технические характеристики БТ-5

Экипаж, чел.: 3Годы производства: 1933—1934Годы эксплуатации: 1933—1945Количество выпущенных, шт.: 1884Компоновочная схема: классическая

Вес БТ-5

— 11,5 тонн

Размеры БТ-5

— Длина корпуса, мм: 5580- Ширина корпуса, мм: 2230- Высота, мм: 2230- Клиренс, мм: 350

Броня БТ-5

— Лоб корпуса, мм/град.: 13- Борт корпуса, мм/град.: 13- Корма корпуса, мм/град.: 10- Днище, мм: 6- Крыша корпуса, мм: 10- Лоб башни, мм/град.: 13- Маска орудия, мм/град.: 13- Борт башни, мм/град.: 13- Корма башни, мм/град.: 13- Крыша башни, мм: 10

Вооружение БТ-5

— Калибр и марка пушки: 45-мм 20-К обр. 1937 г.- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46- Боекомплект пушки: 115- Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ

Двигатель БТ-5

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5- Мощность двигателя, л. с.: 400

Скорость БТ-5

— Скорость по шоссе, км/ч: 52 на гусеницах, 72 на колёсах- Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах, 200 на колёсах

— Удельная мощность, л. с./т: 34,8- Колёсная формула: 8 × 2 / 2- Тип подвески: подвеска Кристи- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах- Преодолеваемый подъём, град.: 37- Преодолеваемая стенка, м: 0,55- Преодолеваемый ров, м: 2- Преодолеваемый брод, м: 0,9

Применение и оценка

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».

Подбитый в боях с немцами БТ-7

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)

Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

БТ-5 на Халхин-Голе

В
боевых действиях против японских войск в районе р. Халхин-Гол в
составе 57-го особого стрелкового корпуса, впоследствии преобразованного в 1-ю
армейскую группу, приняли участие две ОЛТБр — 6-я (командир —
полковник М. И. Павелкин) и 11-я (командир —
полковник М. П. Яковлев). Обе бригады имели на
вооружении танки
БТ-5 и БТ-7 и к началу конфликта
находились на значительном удалении от района боевых действий —
около 800 км.

Первой
в район боевых действий 28 мая1939 года прибыла 11-я
ОЛТБр. Совершив по безводной монгольской степи невиданный по протяженности и
напряжению марш, бригада к 31 мая сосредоточилась в районе 20
км южнее Тамсаг-Булак. Аналогичный по напряженности и
протяженности марш совершила в июне-июле и 6-я ОЛТБр. 

В
августовской операции 11-я ОЛТБр использовалась для непосредственной поддержки
пехоты. Ее танковые батальоны были приданы стрелковым частям поротно.
Взаимодействуя с пехотой танки несли гораздо меньшие потери, так как пехотинцы
огнем из стрелкового оружия уничтожали расчеты ПТО, «бутылочников» и
«гранатометчиков». С 20 по31 августа ежедневно,
иногда по нескольку раз в день танковые батальоны участвовали в атаках. В
среднем за эту операцию каждый танк БТ побывал в атаке от 6 до10 раз, причем из имевшихся в бригаде 185 танков, было
сожжено 22 и подбито 102. Из числа последних, в период наступления
было отремонтировано 37, остальные — после окончания операции.

В
августовских боях в 11-я ОЛТБр танки БТ получили следующие повреждения: пробоины
в башнях — 57, в бортах корпуса — 77, в лобовой части
корпуса — 35, в ходовой части — 64. Причем основная
часть пробоин была от 37-мм снарядов противотанковой артиллерии и танков
японцев. Всего же за время боев с японцами на р. Халхин-Гол 11-я
ОЛТБр безвозвратно потеряла 84 танка
БТ-5.
12 танкам
БТ-5 был произведен капитальный
ремонт, а 14 — средний ремонт. Текущий ремонт был проведен на
82 боевых машинах.

В ходе
боев в районе р. Халхин-Гол все подбитые и аварийные танки
эвакуировались с поля боя линейными танками, а полностью сгоревшие закапывались
в землю. Ремонт танков осуществлялся на сборных пунктах аварийных машин, в
основном агрегатным способом.

После
разгрома 6-й японской армии на монгольской территории к границе республики стали
подтягиваться части 2-й японской ПД. Уже в первых числах сентября последовали
новые провокации японских войск. Утром 4 сентября два батальона
противника попытались захватить высоту Эрис-Уллай-Обо. Против
японской пехоты были брошены два эскадрона 8-й кавалерийской дивизии, действия
которых поддержали 6 танков
БТ-5
из 8-го танкового полка. В ходе скоротечного боя, благодаря согласованным
действиям кавалеристов и танкистов, было уничтожено свыше 350 японских
солдат и офицеров. Противник поспешно отошел за линию границы.

В ходе
боевых действий танки
БТ-5 и в большей степени БТ-7, по
сравнению с другими танками того времени, показали себя с самой лучшей стороны,
хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и особенно
слабость броневой защиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector