Кошкин, михаил ильич

Модель А-32

Вернемся к Кошкину. Безусловно, он опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.

Кошкин хотел создать скоростную машину, с высокой проходимостью, выдерживающую огонь артиллерии и обладающую значительной ударной мощью.

Наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 конструктор разрабатывает гусеничную модель А-32. Вместе с Кошкиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.

На Высшем военном Совете в Москве, где были представлены проекты и колесно-гусеничного А-20, и гусеничного А-32, военные откровенно не в восторге от «самодеятельности» конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин — пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Кошкина получили право на жизнь.

Конструктор очень спешил. Он понимал, что большая война стоит на пороге. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939 года, когда Вторая мировая уже началась. Эксперты признали: и А-20, и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. Но окончательного решения принято не было.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Изображение: wikimedia.org

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля» без заимствования идей с танков других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован, его конструкция от начала создания в 1940 году претерпела разные изменения. Так, менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, танки на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки. В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

  • стержневой шрапнелью;

  • пулевой шрапнелью;

  • бронебойно-трассирующие;

  • фугасные;

  • осколочно-фугасные дальнобойные;

  • бронепрожигающие;

  • с картечью.

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях танкового боя. Важным достижением стала установка в 1943 г. качественных переговорных устройств и радиосвязи в танках.

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже в модификации Т-34-85 членов экипажа стало 5, появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной войны, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

05.03.2019 10:15

↑ Работа на Харьковском заводе. Создание Т-34

С декабря 1936 года М.Кошкина переводят в Харьковский паровозостроительный завод, где он занимает должность главного конструктора. Именно этот завод выпускал самые массовые танки Красной Армии – БТ-5 и БТ-7. Учитывая то, что в 1937 году НКВД начали массовые репрессии против конструкторов, должность М.Кошкина стала опасной. В случае любой ошибки или неудачи ему грозил расстрел. Однако такие условия способствовали проявлению лучших руководящих качеств М.Кошкина. Он смог заработать авторитет в новом коллективе, и не боялся продвигать свои новаторские идеи.

Именно в 1937 году Михаилу Ильичу поручили разработать танк нового поколения, который бы заменил скоростной БТ-7. Кошкин понимал необходимость придать танку гусеничный ход. В то время все танки были оборудованы колесно-гусеничным движителем. Вместе со своим конструкторским бюро Кошкин спроектировал два танка – А-34, и А-32. Они были первыми прототипами будущего Т-34. В них был использован и первый дизельный двигатель В-2.

Показ новой техники для руководства Кремля был назначен на март 1940 года. К этому времени завершилось создание двух прототипов Т-34, но они не имели достаточного количества пробега, чтобы быть допущенными к показу. Поэтому Михаил Кошкин принял рискованное решение перегнать танки с Харькова в Москву своим ходом. Это был уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях и проверить, были ли правильными технологические решения. Всю ответственность за пробег Кошкин взял лично на себя.

Показ новой разработки стал триумфом Кошкина. Новые танки были быстрыми и изящными, имели высокий уровень защиты. Сталин назвал их «первыми ласточками танковых войск». На обратном пути в Харьков конструктор усугубил простуду, на которую заболеем ещё по пути в Москву. В Харькове Михаил Кошкин долгое время провёл в больнице, но его состояние только ухудшалось. В санатории «Липки» под Харьковом Михаил Кошкин умер. Это произошло 26 сентября 1940 года.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».


Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Фирсов и Дик

После окончания вуза «молодой специалист», которому уже 36, работает в Ленинграде, и его способности начинают раскрываться. Он стремительно проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Кошкин участвовал в создании танка Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111, за что был удостоен ордена Красной Звезды.

В декабре 1936 года Михаила Кошкина отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Афанасий Фирсов. Изображение: museum-t-34.ru / wikipedia.org / Общественное достояние

Назначение Кошкина на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах — прежний глава КБ Афанасий Фирсов и еще ряд конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя.

Фирсова, который до ареста успел передать дела Кошкину, расстреляют в 1937 году. Конспирологи впоследствии будут называть его настоящим «отцом» Т-34.

Под руководством Кошкина была проведена модернизация танка БТ-7, который был оснащен новым двигателем. А осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало Харьковскому заводу задание на разработку нового колесно-гусеничного танка.

На заводе в Харькове одновременно с Кошкиным работает конструктор Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Но Дику повезло — в отличие от Фирсова, он избежал расстрела, много лет провел в ссылке, потом вернулся к работе конструктора. Адольф Яковлевич дожил до конца 1970-х.

Применение танков Т-34.

Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительнои армии Югославии и Чехословацкого корпуса которые воевали против фашистской Германии. Достоверно известен, факт, что лишь 8-я танковая дивизия была к началу Великой Отечественной Войны укомплектована экипажами, подготовленными, для действий на Т-34. Что касается остальных, то все полученные к 22 июня «тридцатьчетверки» стояли на хранении, танкисты учились на Т-26. Естественно, что такое положение дел не могло пагубно не отразиться на действиях мехкорпусов в первые недели войны. Первыми с фашистами вступили в бой тридцатьчетверки 5-ой танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расквартированной в литовском городе Алитус. Это была единственная в округе часть, имевшая в составе танки Т-34-76.Однако ни одна машина до начала войны не эксплуатировалась, все тридцатьчетверки были поставлены на хранение в парке. Естественно, что из-за отсутствия опыта, в ходе первых же боев часть Т-34 потеряли из-за технических поломок и неграмотной эксплуатации. Кроме танков Т-34, в дивизии были БТ-7, Т-26 и сильно изношенные Т-28. Дивизия имела хорошо подготовленные экипажи, так как ее основу составляла кадровая танковая бригада Красной Армии. К недостаткам дивизии можно отнести плохую организацию разведки, недостаток средств связи и эвакуации.

Еще 19 июня части дивизии были выведены из военного городка и сосредоточились на правом берегу Немана (восточная окраина Алитуса). Здесь части приступили к рытью блиндажей и окопов, матчасть была тщательно замаскирована. 22 июня в 4:20 утра немецкая авиация нанесла бомбовый удар по боевым паркам, казармам и аэродрому. Однако потери 5-ой танковой дивизии были небольшими. После налета командир дивизии полковник Федоров отдал приказ выведении всех машин на оперативный простор. Связь полковника со штабом армии была потеряна, никаких приказаний не поступало. Во второй половине дня к Алитусу подошла 7-ая танковая дивизия. Одновременно с этим, немецкая авиация нанесла удар по расположению частей 5-ой танковой дивизии.

На подступах к мостам, немецкие танки встретил передовой отряд. Подготовка мостов через Неман к взрыву была проведена 4-ым инженерным полком, но по неизвестным причинам в ночь с 21 на 22 июня по распоряжению представителей штаба округа они были разминированы. Поэтому взорвать мосты не удалось, и немецкие танки переправились на правый берег Немана.Здесь их встретили части 9-го и 10-го танковых полков 5-ой танковой дивизии, спешно выдвинутые в этот район. Из-за неувязки действий и плохой разведки, подразделения танковых полков выходили в район боя несогласованно. Первым вышел к мостам 2-й батальон 9-го танкового полка старшего лейтенанта Вержбицкого (танки Т-34-76), атаковавший переправившиеся подразделения 20-ой танковой дивизии. Чуть позже атаку 2-го батальона поддержал и 1-й батальон — 24 танка Т-28. Из-за того, что эти машины были сильно изношены и практически не имели моторесурса, они использовались для ведения огня с места.

Благодаря успешным действиям 9-го танкового полка 5-ой танковой дивизии, движение немцев через северный мост было приостановлено. В ходе этого боя экипаж танка Т-34-76 сержанта Макогон подбил 6 танков противника. Однако и свои потери были значительными: из 24 Т-28 — 16, из 44 Т-34 — 27 (почти половина из-за технических поломок), из 45 БТ-7 — 30 были потеряны.В это же время машины 7-ой танковой дивизии вермахта сумели прорваться через южный мост, который прикрывал 5-ой мотострелковый и 10-ой танковый полки. В ходе встречного танкового боя остановить немецкое наступление не удалось. 5-ая танковая дивизия понесла большие потери, не хватало горючего и боеприпасов, была нарушена связь между подразделениями, которые ночью в которые в беспорядке стали отходить на Вильнюс.  Встречный бой под Алитусом 22 июня 1941 года был первым танковым столкновением Великой Отечественной войны. И первой проверкой на прочность ставшего впоследствии легендарным танка Т-34.

Персоналии

  • Кошкин, Александр Анатольевич (род. 1952) — художник-иллюстратор.
  • Кошкин, Александр Николаевич (1959—2012) — боксёр, чемпион мира и Европы, серебряный призёр Олимпийских игр.
  • Кошкин, Алексей Иванович (1920—1942) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Анатолий Аркадьевич — востоковед, доктор исторических наук.
  • Кошкин, Андрей Евдокимович (1922—1958) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Валерий:
  • Кошкин, Валерий Васильевич (род. 1961) — российский спортсмен, ведущий сборной команды России по лыжным гонкам и биатлону по спорту слепых.
  • Кошкин, Валерий Иванович (род. 1963) — ректор Севастопольского государственного университета.

Кошкин, Василий:

  • Кошкин, Василий Иванович — Георгиевский кавалер; подполковник; № 3980; 26 ноября 1826.
  • Кошкин, Василий Михайлович — Георгиевский кавалер; генерал-лейтенант; № 4414; 18 декабря 1830.

Кошкин, Владимир:

  • Кошкин, Владимир Михайлович (род. 1951) — начальник новосибирского метрополитена с 2001 года.
  • Кошкин, Владимир Моисеевич (1936—2011) — физик, профессор Харьковского политехнического института.
  • Кошкин, Дмитрий Александрович (род. 1986) — казахстанский горнолыжник.
  • Кошкин, Захарий Иванович (ум. в 1461) — московский боярин, младший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина, прямой предок Романовых.
  • Кошкин, Иван:
  • Кошкин, Иван Алексеевич (1895—1980) — экономист и демограф.
  • Кошкин, Иван Иванович (ум. после 1470) — московский боярин, старший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина.
  • Кошкин, Иван Фёдорович (ум. после 1425) — московский боярин и казначей, один из прямых предков династии Романовых.
  • Кошкин, Константин Михайлович (род. 1950) — советский актёр, диктор.
  • Кошкин, Лев Николаевич (1912—1992) — академик ВАСХНИЛ.
  • Кошкин, Михаил:
  • Кошкин, Михаил Ильич (1898—1940) — конструктор, один из создателей танка Т-34, Герой Социалистического Труда.
  • Кошкин, Михаил Ксенофонтович (1893—1960) — советский военный деятель.
  • Кошкин, Никита Арнольдович (род. 1956) — гитарист.
  • Кошкин, Николай Петрович (1925—1997) — советский разведчик.
  • Кошкин, Сергей Николаевич (род. 1954) — российский дипломат.
  • Кошкин, Фёдор Фёдорович (1927—1993) — вальщик леса, Герой Социалистического Труда (1966).
  • Кошкин, Юрий Николаевич (1910—1983) — инженер-конструктор, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Составные фамилии

Кошкин-Захарьин:

  • Кошкин-Захарьин, Юрий Захарьевич (ум. 1504) — русский военный и государственный деятель, московский воевода, боярин
  • Кошкин-Захарьин, Яков Захарьевич (?—1511) — боярин и воевода на службе московских князей Ивана III и Василия III.
Захарьин-Кошкин

Захарьин-Кошкин, Роман Юрьевич (ум. 1543) — окольничий и воевода, родоначальник Романовых, сын боярина Юрия Захарьевича Кошкина.

Забвение

Ворошилов просил дать танку имя вождя, но Кошкин согласился. Возможно, это сыграло одну из важных ролей в судьбе танка и ее создателя.

В 1982 году стало известно, что Михаил Кошкин за свои заслуги не получил ни одной награды. Все остальные участники создания Т-34 носили звание Герой Советского Союза. На протяжении 50 лет умалчивали о его подвиге. Михаил Кошкин единственный настаивал на том, что колесно-гусеничный танк нужно оставить в прошлом. Он заплатил своей жизнью за своевременное начало создание танков Т-34. Именно это позволило к 22 июня 1945 года выпустить 1225 танков Т-34, что помогло сократить человеческие потери в боях.

Жители Переславля не подозревали, что их земляк М. И. Кошкин — тот самый создатель танка победы Т-34. В 1982 году было написано ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза М.И. Кошкину, которое не получило одобрения (так как не приурочено к круглой дате). Переславцы сделали вывод, что имя создателя Т-34 не случайно вычеркнуто с исторических страниц.

Память

Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина

25 рублей 2019 г.

Памятники
  • В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
  • Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславле-Залесском в Ярославской области названа улица в его честь.
  • Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родного села Брынчаги Ярославской области (дом, в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году).
  • В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич.
  • Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).

Книги

  • Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
  • Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.

Фильмы

  • «Главный конструктор», реж. В. Семаков, в роли Кошкина Борис Невзоров.
  • «Танки», реж. К. Дружинин, в роли Кошкина Андрей Мерзликин.

В филателии

В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке справа — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.

В нумизматике
2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую М. И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector