Танки серии бт

Оценка машины

БТ-2 был, безусловно, этапным танком для советской промышленности. Достаточно сравнить его с предшествующим танком МС-1. На БТ-2 впервые в конструкции был введен мощный авиационный двигатель, который был мощнее чем на современных танках.

На момент производства БТ-2 был одним из лучших танков мира. Он имел выдающуюся для тех времён скорость и мощное вооружение (в пушечно-пулемётном варианте). БТ-2 продолжал оставаться вполне «на уровне» до конца 1930-х годов. В то же время БТ-2 имел ряд недостатков:

  • слабое (преимущественно пулемётное) вооружение большинства танков;
  • низкая надёжность;
  • недостаточная численность экипажа;
  • неудобство обзора из танка;
  • отсутствие радиостанции;
  • неудачное расположение пулемёта (сбоку башни);
  • плохая обитаемость.

Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующей модификации — БТ-5.

К 1941 году БТ-2 уже явно устарел, особенно пулемётные модификации. Его броня защищала только от пуль стрелкового оружия и с близких дистанций пробивалась имеющимися в вермахте в большом количестве 7,92-мм противотанковыми ружьями и 37-мм противотанковыми пушками. Также БТ-2 легко поражался любым немецким танком, кроме пулемётного PzKpfw I. Соответственно, он мог использоваться в основном для разведки, патрулирования и других вспомогательных целей. Хорошие динамические возможности (правда, с поправкой на сильную изношенность) давали возможность использовать этот танк в составе крупных танковых соединений. Увы, обстановка первого года войны не способствовала лихим танковым рейдам советских войск по тылам противника, в которых БТ-2 мог оказаться весьма кстати. Использование же этого танка для поддержки пехоты неизбежно вело к большим потерям. Пушка БТ-2 позволяла ему бороться с немецкими лёгкими танками PzKpfw I, PzKpfw II, PzKpfw 35(t), PzKpfw 38(t) (с последними — при стрельбе в борт, и то, ранних модификаций). Поразить средние танки PzKpfw III, PzKpfw IV было затруднительно, шанс появлялся только при стрельбе в борт с близких дистанций под углом, близким к нормали.

Интересно сравнить БТ-2 с немецкими танками начала войны. Пулемётные модификации БТ-2 по возможностям близки к PzKpfw I, уступая ему в приборах наблюдения, но превосходя того по скорости. Пушечно-пулемётная модификация ближе к PzKpfw II, по сравнению с которым БТ-2 хуже бронирован (кроме ранних модификаций немецких танков), слабее по приборам наблюдения и связи, имеет несколько большие размеры, но имеет более мощную пушку и большую скорость. Сравнение с PzKpfw 35(t) уже скорее не в пользу советского танка. 35(t) несколько лучше бронирован, имеет больше пулемётов (к тому же, удобнее расположенных) и примерно такую же пушку, но имеют значительное преимущество в приборах наблюдения и связи. Размеры 35(t) также были меньше, манёвренность лучше. Советский танк выигрывает лишь в скорости. Сравнение же PzKpfw 38(t) или PzKpfw III, особенно поздних модификаций, уже не оставляет советскому танку никаких шансов, главным образом по причине лучшего бронирования немцев и наличия у них более многочисленного экипажа.

Конечно, на 1941 год БТ-2 обладал достаточно скромными характеристиками. Но никогда не стоит забывать, что с этого не очень надёжного, слабо бронированного и вооружённого танка ведёт своё начало линия советских танков БТ, чьё развитие привело в итоге к созданию знаменитого Т-34.

Боевое применение

Танки БТ-2, поступившие в войска, быстро стали рассматриваться скорее как учебные. Процесс их освоения личным составом шёл тяжело. Не особенно высокое качество сборки машин, помноженное на низкую квалификацию обслуживающего персонала, давало постоянные поломки. Их устранение затруднялось вечным дефицитом запчастей. Тем не менее, динамические возможности танка впечатляли, особо знамениты были прыжки танка на достаточно большие расстояния, с гордостью демонстрируемые высокому начальству и иностранным гостям. Первоначально БТ-2 поступили на вооружение мехкорпусов, после их расформирования — механизированных и танковых бригад.

Постепенно, по мере насыщения войск более совершенными танками, БТ-2 все больше переходили на выполнение учебных задач, как в частях, так и в учебных заведениях, где к концу 1930-х имелось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 года все 597 (фактически 584, ошибочно зачислены 13 БТ-5 хим) находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк до полного износа». Однако массированное формирование мехкорпусов вынудило вновь поставить в строй эти машины.

Впервые БТ-2 вступили в бой в ходе освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в результате которого был безвозвратно потерян один танк. Значительное их количество участвовало в Советско-финской войне. Так, в составе 1-й легкотанковой бригады имелось 82 БТ-2, большая часть из которых в ходе тяжёлых боёв вышла из строя по техническим причинам и была эвакуирована на завод. Были и боевые потери — 4 танка сгорело, 2 утонуло. После её завершения до 1 января 1941 года было списано 34 танка. Суммарные потери БТ-2 в конфликтах и войнах 1939—1940 составили 35 машин.

К 1 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Из них 366 были на ходу и использовались только в качестве учебных машин, 119 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта, ещё 72 были чисто учебными и использовались в основном в качестве учебных стендов. С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были поставлены в строй. БТ-2 входили в состав танковых и моторизованных дивизий мехкорпусов, а так же танковых полков кавалерийских дивизий и участвовали в боях практически по всему фронту. Так, в 5-м мехкорпусе было 10 БТ-2, в 6-м мехкорпусе — 30, в 7-м мехкорпусе — 27, в 8-м мехкорпусе — 14, в 24-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса — 139. В ходе боёв эти сильно изношенные машины были быстро потеряны, так, в той же 24-й тд на 24 июля 1941 года уже не было ни одного БТ-2. По некоторым данным, ощущалась острая нехватка 37-мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Находившиеся во внутренних округах БТ-2 были спешно приведены в состояние боевой готовности и брошены в бои лета — осени 1941 года, и также были в своём большинстве быстро потеряны. Некоторое количество БТ-2 применялось в Московской битве, например, в 18-й танковой бригаде было 5 БТ-2. Отдельные машины этого типа встречались на фронте в 1942—1943 (в частности, имеется фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942). Некоторое количество этих машин имелось на Ленинградском фронте, например, летом 1943 их было 12. По некоторым данным, они воевали ещё в 1944 году.

Вооружение[править]

Стандартное вооружение танка включало 37 мм танковую пушку Б-3(5К) обр. с горизонтальным клиновым четвертьавтоматическим затвором и один 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки.
Характеристики пушки:

  • Начальная скорость: 700 м/с
  • Углы наведения по вертикали: от -8 до +25 градусов.
  • Прицелы: телескопический
  • Скорострельность пушки с исправлением наводки: до 12 выстр/мин.
  • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
  • Приводы наведения: ручные.
  • Боекомплект: 92 выстрела

Боекомплект к пулемету составлял 43 магазина (2709 патронов).

Часть танков по причине нехватки пушек имела другое вооружение. Вместо пушки устанавливалась спаренная пулеметная установка с 7,62 мм танковыми пулеметами ДТ (установка ДТ-2). Углы наведения установки по вертикали составляли от -25 до +22 градусов, по горизонтали (без поворота башни) — вправо 6 градусов, влево 8 градусов. Боекомплект пулеметов не увеличивался и составлял 2709 патронов.
Существует приказ об установке на БТ-2 спаренных авиационных пулеметов ДА (установка ДА-2), однако неясно, был ли он выполнен (фотографий и других документов о БТ-2 с ДА-2 не обнаружено). Два танка были вооружены авиационными пулеметами ШКАСС.
60 первых танков имели башню без дополнительной пулеметной шаровой установки, соответственно, они были вооружены либо одной 37 мм пушкой Б-3, либо 2 спаренными пулеметами. Всего было выпущено 350 (по другим данным 412) танков с пулеметным вооружением и 280 (по другим данным 208) танков с пушечным и пушечно-пулеметным вооружением. Возможно, число пушечных танков было еще меньше, поскольку на 1 ноября в РККА состояло 187 боевых и 36 учебных пушек Б-3.

Опытные и экспериментальные образцы на базе танка БТ-2

БТ (Д-38) (1932 г.) – опытный артиллерийский танк спроектирован в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ под руководством Н.И. Дыренкова в 1931-1932 гг. На базе серийного танка БТ-2 был изготовлен один опытный образец танка, отличавшегося вооружением и конструктивными изменениями корпуса в связи с установкой новой башни. Были разработаны два варианта башни: сварная из плоских броневых листов и штампованная куполообразная. Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушка ПС-3 и расположенный в шаровой опоре справа от пушки 7,62-мм пулемёт ДТ. Работы по машине прекратили в связи с началом серийного производства и принятием на вооружение танка БТ-5.

БТ-4 (1932 г.) – опытный танк спроектирован в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова. Осенью 1932 года было выпущено три опытных танка. От серийного танка БТ-4 отличался сварной конструкцией корпуса, конструкцией подкосов корпуса. Работы по машине прекратили в связи с началом серийного производства и принятием на вооружение танка БТ-5.

БТ-6 (1932 г.) – опытный танк спроектирован в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова как «танк большого радиуса действия». От танка БТ-4 опытный танк, изготовленный в одном экземпляре в конце 1932 года, отличался установкой башни от танка БТ-5, изменённым щитком механика-водителя, новой конструкцией кормового броневого листа и бронировки редуктора колёсного хода. Работы по машине были прекращены в связи с расширением работ по БТ-4.

БТ-2-ИС (1935 г.) – опытный танк спроектирован и изготовлен под руководством Н.Ф. Цыганова в автобронетанковых мастерских Харьковского военного округа в 1934-1935 годах. Ходовой макет танка на основе серийного БТ-2, со снятым вооружением, был изготовлен к июню 1935 года. От серийного танка отличался установкой дополнительного карданного привода на вторую, третью и четвёртую пару опорных катков и изменениями конструкции корпуса. Работы по танку БТ-2-ИС были прекращены в связи с началом работ по танку БТ-5-ИС.

ХБТ-2 (1935 г.) – опытный химический танк спроектирован в КБ завода «Компрессор». Всего было изготовлено три опытных танка, летом 1935 года прошедших испытания. Из-за обнаруженных недостатков и развёртывания работ по танку ХБТ-5 работы по ХБТ-2 прекратили.

Подписывайтесь на

Архивные документы

Результаты испытаний экранированного танка БТ-7, проведенных в период 15-28 марта 1944 г

К испытаниям был привлечен экранированный радийный танк БТ-7 № 0189-2 203 Тбр, гусеница танка мелкозвенчатая, от последнего капитального ремонта двигатель и вся малина проработали 28 часов 27 минут.После экранировки вес танка увеличился на 1,5 т. Танк испытывался при 100% боевой укладке и составе экипажа 3 человека. Маршрут и режим испытаний изложен в прилагаемом путевом журнале испытаний.За период испытаний пройдено 843 км (380 км. по шоссе, 463 км. — просёлочная дорога, пересеченная местность и препятствия), мотор наработал в пути 33 ч.10 м.

В результате испытаний выявлено:

  • На одной заправке основных баков (без дополнительных) пройдено 322 километра.
  • Вследствие отяжеления носовой части танка, трогание с места на 1 передаче производится при 500-600 оборотах двигателя (ранее 400 оборотов). По проселочным дорогам неудовлетворительного состояния (наличие большого количества рытвин, кочек и т.д.) происходит большое качание носовой части танка вертикальной плоскости, что затрудняет управление танком и ограничивает скорость движения, движение возможно на 1 и 2 передаче на среднем эксплуатационном режиме, со скорость» 8-12 км /час.
  • При режиме двухчасового непрерывного движения и 120 км. марша за 5 ходовых часов с двумя остановками (для осмотра), тепловой режим двигателя и нагрев агрегатов трансмиссии и ходовой части — нормальный.
  • Расход бензина, не превышая скорости движения 30 км. /час и обороты двигателя 1650 об. /мин. при удельном весе бензина КБ-70 0,765, в среднем 33,8 кг. на 1 час при температуре наружного воздуха — 10°.Смазка агрегатов и механизмов танка, установленная таблицей смазки для танка БТ-7, по режиму и количеству смазки обеспечивает нормальную работу агрегатов танка.

Описание конструкции танка БТ-2

Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Экипаж танка, в зависимости от вооружения, состоял из двух человек для танков с пулемётным или пушечным вооружением, трёх человек для танков с пушечно-пулемётным вооружением. Члены экипажа размещались: командир танка – в башне с лева от вооружения, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси корпуса танка, башенный стрелок (заряжающий) в танке с пушечно-пулемётным вооружением – в башне справа от пушки.

Корпус танка имел коробчатую форму и собирался на каркасе из уголков на заклёпках из отдельных броневых листов. Носовая часть корпуса для обеспечения поворота управляемых колёс была с боков сужена. Она состояла из стальной отливки, к которой приклёпывались и приваривались передние броневые листы и днище. Боковые стенки корпуса были двойными – между ними располагались топливные баки и элементы подвески. Внутренние листы выполнялись из конструкционной стали. Наружные броневые листы крепились к кронштейнам спиральных пружин на болтах с гайками и могли сниматься для обслуживания подвески. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Крыша корпуса в носовой части имела большое отверстие для установки башни. Крыша моторного отделения съёмная для удобства обслуживания силовой установки.

Бронированная башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. В кормовой части башни размещалось приспособление для укладки 37-мм выстрелов. В лобовой де-тали башни устроена амбразура для установки пушки. Справа от неё монтируется шаровая пулемётная установка. В крыше башни помимо люка для посадки и высадки экипажа, слева от не-го имелся лючок для флажковой сигнализации, закрытый броневой заслонкой. В бортах башни имелись смотровые щели, а на части танков были устроены отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Лобовая деталь и борта корпуса защищались 13 мм бронёй, крыша корпуса – 10 мм, днище корпуса – 6 мм. Башня имела гомогенное 13-мм бронирование.

Вооружение 115 танков включало одну 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 г. с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и телескопическим прицелом и один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки. На часть танков по причине нехватки пушек и пулемётов устанавливалась одна 37мм пушка БС-3 (65 танков) или спаренная пулеметная установка ДТ-2 с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (440 танков). Боекомплект 92 выстрела и 2709 патронов (43 диска). Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

Танк был оснащён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или производимым в СССР его аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с..

Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, трёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего хода), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов («гитар») привода к задним опорным каткам – ведущих при колёсном ходе.

Танк оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской «типа Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные – с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми шинами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков. Управление танком осуществлялось поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.

Примечания

  1. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 19. — ISBN 5-93238-079-9.
  2. Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 195. — 384 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13809-9.
  3. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 24. — ISBN 5-93238-079-9.
  4. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 26. — ISBN 5-93238-079-9.
  5. Болдин, Иван Васильевич, Страницы жизни, Воениздат, 1961
  6. Из книги «Я дрался с самураями» (М., 2005), стр. 340 — воспоминания разведчика Григория Калачева: «… с самой лучшей стороны проявили себя не только несравненные „тридцатьчетвёрки“, но и считавшиеся давно устаревшими БТ: хотя на германском фронте „бэтэшки“ давно не применялись, их ещё довольно много осталось в дальневосточных военных округах, и они оказались отличными машинами — скоростные, неприхотливые, надёжные.»
  7. И. П. Шмелёв. Танки БТ. — Москва: Хоббикнига, 1993. — С. 25. — 28 с. — 50 000 экз.

История создания легкого танка.

Данная боевая машина сконструирована на основе колесно-гусеничного танка  М.1931, талантливого американского конструктора У.Кристи. Для определения степени трудоемкости будущего БТ-2, в Нью-Йорк отправился член НТК Н.Тоскин. И вскоре на имя И.Халепкого пришло уведомление о готовности изобретателя Кристи, посетить СССР. К уведомлению прилагались 127 листов чертежей нового танка. По условиям контракта, Кристи обязывался в начале осени 1930 г. предоставить два танка представителям заинтересованной стороны, в качестве которых выступал АМТОРГ. Но затянул изготовление танков, так что первый танк отгружен в СССР лишь в конце сентября 1930г. Танки прибыли как раз после показа военным английского «Виккерса» и в начале марта 1931г, первый танк Кристи был отгружен на склад АБТУ.

Советское правительство приняло решение о лицензионном строительстве танка, раньше, чем он прибыл в Советский Союз. Индекс новой машины, который согласно системе сквозной нумерации должен быть либо Т-28 либо Т-29. Но поскольку танк не отвечал всем требованиям существующей системы танкового вооружения, то армейского индекса не получил, а наиболее разумным показалось присвоить ему индекс «БТ» — аббревиатура «быстроходный танк». На показах верхушки РККА, прошедших 14 марта 1931 г. боевая машина в целом понравилась, хотя впечатление которое она произвела, было несравнимо с отзывами, о танке, купленном в Англии.

В наше время может показаться странным, но поспешность, с которой осваивали в производстве танк БТ-2, объяснялась опасением, что это танк будут строить в Польше. Изначально, в качестве места основного производства рассматривался автозавод в Ярославле (ЯАЗ). Его руководство убедительно говорило о возможности быстрого освоении производства будущего танка БТ-2, при условии, что заводу окажут кадровую и техническую помощь.

Через некоторое время стало очевидным, что Ярославский автозавод не в одиночку, не при помощи АМО, не сможет производить заокеанскую новинку. На совещании прошедшем, в апреле 1932г. на заводе «Большевик», в присутствии Ворошилова, Тухачевского и Халепского было решено построить в текущем году на производственных мощностях завода 100 танков БТ-2. Выполнение заказа обеспечивалось прекращением выпуска Т-18, а также дополнительными поставками цементованной брони.

Вследствие того что план производства легкого танка Т-26 заводом «Большевик» постоянно срывался, а ХПЗ им. Коминтерна, в виду прекращения выпуска танков Т-24 оказался не задействован, то заказ на БТ-2 был перенесен в Харьков. Что было вполне разумно, поскольку инструментальный и станочный парк завода мог практически полностью изготовить БТ, при условии кооперации по двигателю, вооружению и литью. К 17 мая был готов план производства БТ-2 на Харьковском заводе. План предусматривал изготовление первой партии легких танков в количестве 100 штук к началу 1932г. Окончательное решение о судьбе БТ-2 принято 23 мая 1931г., когда Комитет обороны решил принять на вооружение легкий танк БТ как «быстроходный танк-истребитель».

Разновидности БТ

БТ-7А: танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне

  • БТ-2: Первый вариант БТ, по сути — пробная серия. Выпускался в 1931—32 гг. Вооружён 37-мм пушкой и пулемётом ДТ. Экипаж — 2 чел.
  • БТ-4 модификация танка БТ-2, разработанная в харьковском КБ под руководством инженера А. О. Фирсова
  • БТ-5: Усиленное бронирование, и вооружение (45-мм пушка и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых — ещё и зенитный ДТ). Экипаж — 3 чел. Выпускались в варианте линейного танка и командирского (с рацией).
  • БТ-5ПХ: Танк подводного хода — отличался приспособлениями, позволяющими преодолевать водные преграды по дну. Экспериментальный.
  • ПТ-1А: Плавающий танк. Экспериментальный.
  • БТ-5А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне. Экспериментальный.
  • БТ-7: Сварной корпус несколько изменённой формы. Новый двигатель -М-17 (лицензионный BMW-VI). Вооружение — как у БТ-5. Выпускался, как и БТ-5 в варианте с рацией и без рации.
  • БТ-7А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне.
  • ОТ-7: Огнемётный танк.
  • БТ-7М (предсерийные машины именовались БТ-8): Дизельный двигатель В-2. Целью установки дизельного двигателя на танке было повышение топливной экономности, запаса хода и снижение пожарной опасности при эксплуатации и боевых повреждениях.
  • БТ-9: Танк легкий быстроходный колёсно-гусеничный, представляет собой прообраз А-20. Проект был отклонен осенью 1937 года.

Кроме того, испытывалось большое количество экспериментальных танков на основе БТ (ракетоносные, экранированные, радиоуправляемые и т. д.). Также, на основе БТ создавались экспериментальные и мелкосерийные бронированные машины (инженерные машины, мостоукладчики, машины управления, БРЭМ и т. д.).

В некоторых источниках утверждается, что существовал вариант танка с двумя башнями (как у первых Т-26). Однако это не соответствует действительности. Двухбашенных БТ не было ни в макетах, ни в проектах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector