Танки великой отечественной войны

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 «Тигр»

«Тигр» создавался с одной целью — смять любого противника и обратить его в паническое бегство. Сам Гитлер лично распорядился покрыть новый танк лобовым бронелистом толщиной в 100 миллиметров. А корму и борта «Тигра» закрывала броня в 80 миллиметров. Главным «козырем» боевой машины являлось оружие — это 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе «зенитки». Пушка отличалась последовательностью попаданий и также рекордной скорострельностью. Даже в условиях боя KwK 36 за минуту могла «плюнуть» снарядами аж 8 раз.

Кроме этого, «Тигр» являлся еще одним из самых быстрых танков того времени. В движение его приводил «Майбаховский» силовой агрегат на 700 л. с. Компанию ему составляла 8-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. И по шассе танк мог разогнаться до 45 км/ч.

Любопытно, что в технической памятке, лежавшей в каждом «Тигре», была надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». Геббельс считал, что танкисты будут гордится тем, что им доверили такую дорогую игрушку. Но на деле очень часто было иначе. Солдаты панически боялись, что с танком может что-то произойти.

ИС – Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств

Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

ИС-1

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.

Вооружение ИС-2 проверили при обстреле трофейной «Пантеры». 122-мм снаряд с дистанции 1500 м проломил лобовую броню, прошил корпус машины и «вынес» кормовой бронелист!

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

Водитель ИС-3 забирался в свой отсек через верхний люк и наблюдал за местностью через перископические приборы, установленные на крыше бронекорпуса

Легендарные советские танки

Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.

После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.

Танк БТ-5

В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.

Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее  этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.

Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100

Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2.

Танк КВ-2

Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.

Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк  выпускался на Кировском заводе.

Средние танки

Один из главных символов Отечественной войны, ставший героем многих сражений — знаменитая «тридцатьчетверка». Многие танковые эксперты признали его лучшим СТ Второй мировой войны. Одним из аспектов его успеха и популярности стал идеальный баланс между:

  • боевой мощью;
  • технологическими характеристиками;
  • эксплуатацией.

В любую погоду и на любом рельефе он всегда был готов к бою. Ремонт был менее трудоемким, чем у тяжелых танков, да и производство обходилось значительно дешевле и занимало меньше времени.

Эта серия танков за годы войны продолжала совершенствоваться, повышая в первую очередь огневой потенциал за счет увеличения калибра орудия:

  • Т-34-57
  • Т-34-76
  • Т-34-85

Всего за годы войны было произведено свыше 80 000 тысяч штук. Именно последняя модель входила в состав гвардейских корпусов и получила в игре новый 3D-стиль «Кантемировец».

Также с 1944 началось производство Т-44, но массовым он стал, так как в приоритете было изготовление Т-34-85.

КВ-8 стал огнеметным

Параллельно с работами над КВ-7 шла доводка огнеметного танка КВ-8, работы над которым начались еще до начала войны — с весны 1941 года. В качестве огнемета планировалось установить систему «АТО-41». Дальность огнеметания стандартной смесью из мазута и керосина составляла 60-70 метров, а вязкой смесью — до 110 метров. Оружие могло стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями по 4-5 залпов каждые 3 секунды, разовый расход смеси составлял примерно 10 литров.

«Катюша»: Главные секреты легендарного оружия Победы

Однако система «АТО-41» не влезала в башню КВ-1 — мешали габариты 76-мм пушки Ф-32. Решено было заменить ее на более компактную 45-мм пушку. Чтобы скрыть от противника слабость нового орудия на пушку надевался декоративный кожух-труба, что создавало видимость пушки калибра 76-мм.

В результате на КВ-8 удалось разместить огнемет «АТО-41», в боекомплект которого входили 107 запальных патронов и 5 резервуаров с горючей смесью — 2 в башне, 1 в боевом отделении и 2 в отсеке трансмиссии. Общий объем баков составлял 960 литров. Обслуживать машину должен был экипаж из четырех человек.

В 1942 году появилась значительно усовершенствованная модель огнемета — «АТО-42». Ее стали устанавливать также на более совершенную и более скоростную модификацию — КВ-1С. Огнеметные танки поступили на вооружение.

Всего за годы войны было выпущено 102 танка КВ-8 и 25 танков КВ-8С. Эти машины неплохо показали себя в различных боях. В том числе, в битве за Сталинград. Огнеметные танки не стали массовыми, но свой вклад в общую Победу внесли. К тому же, подобных боевых машин, созданных на базе тяжелых танков, на тот момент не имела ни одна армия.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 — БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector