Адмирал нахимов (броненосный крейсер)

Служба

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

В 1893 году «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1-го ранга В. М. Лаврова посетил с официальным визитом Атлантической эскадры вице-адмирала Н. И. Казнакова Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ), где участвовал в праздненствах, посвященных 400-летию открытия Америки; в том же году в составе эскадры Средиземного моря контр-адмирала Ф. К. Авелана крейсер совершил официальный визит во Францию.

В САСШ моряки Атлантической эскадры были удостоены почестей и осыпаны подарками, причиной которых было желание американцев иметь российскую военно-морскую базу в гавани Нью-Йорка: газета Нью-Йорк Таймс писала:

«Если Российский флот будет постоянно находиться в Нью-Йорке и прилегающих водах, то имеющиеся у британской эскадры, базирующейся в Северной Америке, возможности для внезапного нападения (британского флота) на незащищенные порты атлантического побережья САСШ будут серьезно ослаблены».

В летние кампании 1894 и 1896 годов на Дальнем Востоке крейсер проводил учения, участвовал в маневрах у китайского порта Чифу, посетил Владивосток, а также с дипломатическими миссиями китайские, японские и корейские порты. Зимы крейсер проводил в японском порту Нагасаки. Летом и осенью 1895 года крейсер ремонтировался во Владивостоке. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к Гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. В ходе последнего ремонта крейсера намеченная замена его устаревших орудий была перенесена на следующую модернизацию. Как следствие — в Русско-японскую войну мощный ещё крейсер вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии был почти безоружен перед своими противниками. В канун Русско-японской войны для проведения планового ремонта и модернизации артиллерии крейсер был возвращен на Балтику, тем самым ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру. Низкая скорость, слабое бронирование и чрезвычайно низкие для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии делали крейсер мало приспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана 1-я Тихоокеанская эскадра. Однако несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а тихоходность не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8″ орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев.[источник не указан 3975 дней].

В 1902—1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.

История создания крейсера

К разработке проекта атомных крейсеров приступили в начале 1970-х под руководством Б. И. Купенского. В 1973 заложен первый корабль серии — «Киров», с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков».

В 1984 флоту передан второй крейсер данного типа — «Фрунзе», с 1992 переименованный в «Адмирал Лазарев». В 1988 на вооружение поступил «Калинин», который в 1992 получил название «Адмирал Нахимов». В 1996 был завершен последний корабль проекта «Куйбышев», позже переименованный в «Петр Великий». В 1998 после всех испытаний он поступил на вооружение, став одним из самых мощных кораблей в мире.

Адмирал Нахимов атомный крейсер в данной линейке — третий корабль серии. Его краткая история выглядит следующим образом:

  • заложен 17 мая 1983;
  • спущен на воду 25 апреля 1986;
  • 30 декабря 1988 принят на вооружение;
  • 22 апреля 1992 сменил название с «Калинин» на «Адмирал Нахимов»;
  • июль 1997 — переведен на модернизацию, возврат корабля в строй рассчитан на 2022.

Помимо улучшения радиоэлектронного оборудования, ожидается и модернизация вооружений. Имеются сведения о ракетных установках под некоторые версии снарядов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Появятся комплексы противовоздушной обороны «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочные системы «Пакет-НК» и «Ответ».

Гордость ВМФ

Как неоднократно отмечали в Минобороны РФ, «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём.

В октябре 2019 года американский журнал Military Watch назвал «Адмирал Нахимов» самым опасным боевым кораблём ВМФ. К достоинствам крейсера издание отнесло средства радиоэлектронной борьбы, зенитные и гиперзвуковые ракеты.

Аналитики также считают «Адмирал Нахимов» чрезвычайно грозным кораблём для потенциального противника. По их словам, габариты корабля позволяют разместить на нём широкую номенклатуру радиоэлектронного оборудования, средств нападения и обороны.

  • «Адмирал Нахимов» в море
  • РИА Новости
  • Олег Ласточкин

«ВКонтакте» аккаунты мошенников закрывает, а Facebook и Instagram — нет»: как бороться со лжеволонтёрами в соцсетях

«Есть основания полагать, что боекомплект «Адмирала Нахимова» увеличится до 72 ракет. Уничтожение авианосной группировки будет обеспечиваться залпом, причём ракеты будут лететь стаей, выстраивая тактику атаки с помощью заложенных в них алгоритмов», — рассказал в беседе с RT редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.

Кроме того, аналитик не исключает, что модернизированный корабль получит новые артиллерийские комплексы, в частности флотскую версию 152-мм самоходной гаубицы «Коалиция-СВ», дальность стрельбы которой составляет 70—80 км. В настоящее время она испытывается в частях российской армии.

В комментарии RT бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Катасонов назвал одним из главных преимуществ обновлённого «Адмирала Нахимова» мощное противолодочное вооружение. Согласно открытым источникам, работники «Севмаша» установят на крейсер комплексы «Пакет-НК» и «Ответ».

«Возможности «Адмирала Нахимова» после модернизации будут позволять эффективно противостоять авианосным группировкам и подлодкам противника. Это будет многофункциональный корабль, гордость ВМФ, способный решать разнообразные задачи на самом высоком уровне», — резюмировал Игорь Катасонов.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Почему корабли называли героическими именами

Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Хронология

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду.
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй.
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
  • Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
  • 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
  • В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
  • В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
  • В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
  • 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
  • В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
  • 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
  • 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
  • 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
  • 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
  • 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
  • 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
  • Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
  • По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.

Прикрытие районов развертывания РПКСН

Очень часто приходится встречать точку зрения, что такое прикрытие совершенно не нужно: мол, наличие надводных или подводных кораблей или самолетов в охранении наших подводных стратегических ракетоносцев только демаскирует последние. С этой точкой зрения следует безоговорочно… согласиться.

Как было абсолютно справедливо отмечено рядом уважаемых «экспертов», РПКСН – не отара овец, а МАПЛ, или иные боевые корабли – не пастухи, и такое их использование действительно может демаскировать стратегические подводные ракетоносцы. Тем не менее, прикрывать районы развертывания РПКСН необходимо, только вот делается это другими способами.

Проще всего будет провести такую аналогию. Долгое время в годы второй мировой войны противолодочная оборона англичан сводилась к совершенствованию охраны конвоев транспортных судов – им придавалось большее количество кораблей ПЛО, позднее в состав конвоев стали включаться эскортные авианосцы и т.д. Но в то же время, по мере роста военного производства Англии и США, начиная с 1942 г. стали формироваться так называемые «группы поддержки». Они представляли собой отдельные отряды, состоявшие из сторожевиков, фрегатов и эсминцев, задачей которых была свободная охота на германские подводные лодки.

Иными словами, эти охотничьи группы не были обременены обязанностью защищать тот или иной тихоходный караван, но должны были самостоятельно, и во взаимодействии с палубной и базовой авиацией искать и уничтожать вражеские подводные лодки.

Так вот, примерно, и должно строится наше прикрытие РПКСН, которое заключается вовсе не в том, что мы к каждому ракетоносцу приставим по нескольку АПЛ и надводных кораблей, а в том, что мы должны иметь возможность очистить Баренцево и Охотское моря от противолодочной авиации и подводных лодок наших вероятных противников. Тем самым будет достигнуто и прикрытие РПКСН.

Для решение этой задачи, в зависимости от района и прочих условий, где-то будут нужнее фрегаты, где-то – АПЛ и ДЭПЛ, а в целом потребуются совместные усилия авиации, надводных и подводных кораблей. По мнению автора, для решения этой задачи наиболее эффективными будут фрегаты и МАПЛ «Ясень-М», а вот ТАРКР для такой работы все же избыточно велик и чрезмерно вооружен. Он просто неоптимален для подобных задач, хотя и может, конечно, принимать участие в ее решении.

Еще до своей модернизации ТАРКР обладал всеми достоинствами БПК проекта 1155 имевшего такой же гидроакустический комплекс «Полином» и 2 вертолета, но при этом располагал еще и дальнобойными ЗУР, способными изрядно досадить противолодочной авиации.

Конструкция

Длина его составляла 103,3 метра, при ширине 18,6 метров. Осадка при нормальной нагрузке составляла 7,67 метра. Форштевень (29 т) и ахтерштевень (15 т) представляли собой цельные брон­зовые отливки Балтийского завода. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам 36, 60, 83 и 102; от внутреннего дна до жи­лой палубы они имели толщину 9,5 мм, а выше неё — до верхней палубы — 6,4 мм. Нормальное водоизмещение крейсера составило 7781,7 тонн. Полное — 8473 тонны.

Вооружение

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь.
Он был вооружен восемью 203-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, установленных в четырёх барбетных установках и десятью 152-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, стоявших на батарейной палубе. Противоминное вооружение крейсера состояло из шести 47-мм одноствольных, четырёх 37-мм пятиствольных орудий системы Готчкисса.

Два 63,5-мм десантных орудия системы Барановского на колесных лафетах предназначались для вооружения десантных партий.

Бронирование

Борт корабля был защищен сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изго­тавливались на Ижорском заводе по тех­нологии английского завода Кэммел из Шеффилда.
В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.

Силовая установка

На корабле стояли две паровых машины двойного расширения общей проектной мощностью 8000 л. с. Машины в 1886 году изготовливались на Балтийском заводе. Каждая машина имела три цилиндра — один высокого диаметром 1524 мм и два низкого (диаметром 1981 мм) давления и работала на свой гребной винт. Ход поршня составлял 1066 мм. Гребные винты системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 м) и диаметр 16 футов (4,88 м). После замены лопастей диаметр увеличился до 17 футов (5,18 м).

Пар к механизмам подавался от двенадцати цилиндрических огнетрубных котлов, с рабочим давлением 5,2 атмосферы. Масса котлов с водой составляла 670 тонн.

Четыре мили были пройдены за 13 минут 36 секунд при среднем числе оборотов 112 и паре 75 фунт., выверенный ход составил 17,56 узла.

Корабль имеет парусность брига и две стальные мачты. Высота фок-мачты от палубы до эзельгофта 66 футов 3 дюйма, до клотика 130 футов 6 дюйма. Высота грот-мачты от палубы до эзельгофта 75 футов 3 дюйма, до клотика 139 футов 6 дюймов.

Площадь парусов (кв. футов): грот и фор-марсели по 3260,62 каждый, грот и фок-брамсели по 1172,03 каждый, грот 3397, фок 2895, фор-стеньги стаксель 1377, кливер 2360, фор-трисель 1116,5 и грот-трисель (или бизань) 2180,7. Всего 22 192,3 кв. фут.

Радикальная модернизация

«Адмирал Нахимов» предназначен для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне и является одной из самых крупных платформ в составе ВМФ. Подобно другим крейсерам проекта 1144.2, корабль способен поражать все типы морских целей, вести огонь по наземным объектам и прикрывать соединения от средств воздушно-космического нападения.

Полное водоизмещение «Адмирала Нахимова» составляет 26,19 тыс. тонн, длина — 252 м, ширина — 28,5 м, осадка — 9,1 м, экипаж — более 700 человек. Движение крейсера обеспечивается двумя котельными установками и атомным реактором мощностью 140 тыс. л. с.

До начала модернизации в боекомплект «Адмирала Нахимова» входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

По мнению экспертов, по состоянию на конец 1990-х годов и начало XXI века корабль с таким вооружением мог «уверенно чувствовать себя» на просторах мирового океана. Однако на современном этапе средства поражения, зенитные ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и механизмы крейсера устарели. В связи с этим было принято решение о радикальном обновлении «Адмирала Нахимова».

По информации Минобороны РФ, на крейсере будут заменены различные узлы, агрегаты, системы жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, корабельной энергетики. Как сообщил ранее «Интерфаксу» Рахманов, в рамках модернизации были открыты 18 опытно-конструкторских работ.

Также по теме

«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

По имеющимся в СМИ данным, на «Адмирале Нахимове» существенно обновятся средства ПВО.

Согласно данным «Интерфакса», задачу по обороне дальних рубежей будет выполнять ЗРК вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». Система будет способна перехватывать цели на дальности до 400 км с появлением сверхдальней ракеты. Сейчас в боекомплект комплекса входят ракеты 9М100, 9М96 и 9М96Д дальностью в пределах 15 км, 120 км и 150 км соответственно.

При этом РИА Новости сообщает, что на «Адмирале Нахимове», скорее всего, будет установлена флотская модификация ЗРК дальнего радиуса С-400 «Триумф» с арсеналом в 96 ракет и модернизированная версия «Форта».

Как говорят эксперты, если наличие «Полимент-Редута» подтвердится, то «Адмирал Нахимов» должен быть оснащён пусковыми установками универсального корабельного комплекса 3С14 (УКСК), которые используются в ВМФ для применения крылатых ракет «Калибр», противокорабельных ракет «Оникс», а в доработанном виде — «Цирконов».

Основные цели и задачи

По применению крейсеры нередко сравнивают с многоцелевыми фрегатами. Основная задача таких кораблей изначально заключалась в патрулировании определенных маршрутов (kruisen — «крейсировать»). В задачи такого судна могли входить следующие цели:

  • борьба с небольшими группами легких кораблей;
  • препятствие торговле противника, перехват судов;
  • охрана караванов и поддержка крупных соединений флота;
  • огневая поддержка сухопутных сил;
  • высадка и прикрытие десанта;
  • установка мин.

Применение кораблей проекта 1144 при этом оказалось спорным. Многозадачность крейсеров делает их независимыми от основного флота, однако увеличивает расходы на эксплуатацию и сложность содержания. По ударным функциям такие суда уступают более дешевым подводным ракетоносцам 949 и 949А «Антей». Несмотря на это корабль предполагается задействовать в дальних походах и учениях Северного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector