Тяжелый авианесущий крейсер «адмирал кузнецов»: история создания, достоинства и недостатки, боевое применение

Мемуары

Оказавшись на вынужденной пенсии в 49 лет, адмирал берется за написание мемуаров. Николай Герасимович Кузнецов много пишет о Великой Отечественной войне, сталинских репрессиях. Правда, большинство этих трудов были изданы только после его смерти, когда в стране сменился режим.

В этих работах он обрушился с резкой критикой на вмешательство партии в военные дела, отмечая, что в СССР закон не правит государством, как это должно быть.

Одна из самых известных книг Николая Герасимовича Кузнецова — сборник воспоминаний «Курсом к победе».

Многие отмечали, что, в отличие от большинства офицерских воспоминаний, мемуары Кузнецова были написаны ясным литературным языком, отличаются превосходным стилем.

При этом в официальной советской истории его роль в Победе над немецко-фашистскими захватчиками усиленно ретушировалась на протяжении многих лет. Власти не хотели признавать, какое значение имел для победы опальный адмирал.

После отставки Жукова и Хрущева инициативная группа ветеранов Военно-Морского Флота неоднократно обращалась в правительство с требованиями восстановить Кузнецова в звании. Его предлагали включить в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны, что позволило бы ему получить значительные материальные и символические преимущества. Всем этим инициативам отчаянно сопротивлялся новый командующий флотом Сергей Горшков.

Только в 1965 году, когда Брежнев во время празднования Дня Победы назвал Кузнецова в числе выдающихся советских военачальников, он постепенно начал возвращаться в общественную жизнь.

Все эти годы только благодаря поддержке семьи Николай Герасимович Кузнецов продолжал оставаться в строю. Несмотря на реабилитацию высшим руководством страны, воинского звания ему не возвращали.

В 1974 году в возрасте 70 лет скончался Николай Герасимович Кузнецов. Причину смерти официально не разглашали, было известно, что в последние годы он серьезно болел.

Восстановить его в звании не удавалось, пока оставался жив Горшков. Это было сделано только в 1988 году. Посмертно герою нашей статьи вернули звание адмирала флота.

Дети Николая Герасимовича Кузнецова смогли только тогда успокоиться, так как честь их отца была восстановлена. Адмирал воспитал троих сыновей — Виктора, Владимира и Николая.

Происшествия

19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.

20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу «Адмирала Кузнецова» истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.

В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК «Кортик».

В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.

В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды — мичмана Николая Смирнова.

18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер «07 красный») 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.

14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер «67 красный») 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ПАРТИЙНОСТЬ

Вошедшая даже в энциклопедии информация о работе Кузнецова инженером на заводах Свердловска и Москвы не соответствует действительности. Часто в заблуждение исследователей и журналистов вводили оперативные легенды спецагента органов контрразведки. Согласно им «был» он то инженером на оборонном заводе, то старшим лейтенантом ВВС, хотя на самом деле ни дня в армии не служил.

Н.И. Кузнецов в годы работы на Уралмашзаводе (1935-1936гг.)

В литературе можно часто встретить упоминание о том, что в середине 1930-х гг. Кузнецов учился на заочном отделении Свердловского индустриального института и, более того, диплом защитил на немецком языке. Но спрашивается, если бы он действительно написал работу на немецком, то где бы он в то время в провинциальном вузе нашел такую экзаменационную комиссию, которая хотя бы ее смогла прочесть. В архиве института не сохранилось дипломной работы Николая Кузнецова ни на русском, ни на немецком языке, как и следов пребывания его в этом учебном заведении. Да туда он и не мог формально поступить, так как не имел на руках свидетельства о полном среднем образовании — за несколько месяцев до окончания Талицкого лесного техникума Николай был из него отчислен в связи c исключением из комсомола.

Н.И. Кузнецов во время пребывания в Ленинграде, 1940 г.

Вот теперь самое время подойти к вопросу о его партийности. И Большая советская энциклопедия, и энциклопедия «Великая Отечественная война», и справочник «Герои Советского Союза» называют год вступления Николая Кузнецова в партию — 1942 г. Однако в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном заместителем начальника отдела 4-го Управления Львом Сташко, указано, что Кузнецов беспартийный. Сташко не ошибся: вопреки написанному в позднейших книгах Николай Кузнецов в партии никогда не состоял. В 1929 г., во время учебы в техникуме, как уже отмечалось, Кузнецова исключили из комсомола за «сокрытие своего кулацкого происхождения». Правда, в 1931 г. его восстановили, но уже спустя год исключили вновь, на сей раз из-за судимости по хозяйственному делу, как впоследствии выяснилось — сфабрикованному. Таким образом, исключенный из комсомола, он никак не мог вступить в партию, и уж тем более в 1942 г., когда, будучи спецагентом, и в Москве, и в медведевском отряде действовал не только под чужим именем, но и под вымышленной легендой, а при приеме в партию он должен был как минимум рассказать свою подлинную биографию.

Н.И. Кузнецов. На обороте фотоснимка надпись: "Лиде и Вите от брата в память событий, предшествовавших счастливому дню 12 марта 1940 г."

Память

Почтовая марка СССР,1966 год

Памятник Николаю Кузнецову в Тюмени

Памятник Николаю Кузнецову в Ровно (Украина)

Книги

  • «Это было под Ровно» (1948) Д. Н. Медведева (в книге Кузнецов показан как герой-подпольщик, храбрый партизан, но не упоминается его отношение к органам НКВД).
  • «Сильные духом», роман Д. Н. Медведева.
  • «Человек, который не знал страха». Бранко Китанович.
  • «Так начиналась легенда». Геннадий Константинович Конин.
  • «Разведчик Николай Кузнецов». Виктор Иванович Кузнецов и Лидия Ивановна Брюханова.
  • «…И стал разведчиком». Виктор Иванович Кузнецов и Лидия Ивановна Брюханова.
  • «Отряд особого назначения». Семёнов Валентин Гаврилович (связной разведчика).
  • «Прыжок в легенду». Николай Гнидюк.
  • «О чём звенели рельсы». Николай Гнидюк.
  • «Поединок». Терентий Новак.
  • «На берегах Горыни и Случи». Николай Струтинский.
  • «Подвиг». Николай Струтинский.
  • «Чекист». Альберт Цессарский.
  • «Записки партизанского врача». Альберт Цессарский.
  • «Николай Кузнецов. Непревзойдённая легенда». Сергей Петрович Кузнецов и Дмитрий Сергеевич Кузнецов.
  • «Грачев — „Центру“». Ким Петрович Закалюк (1977 г).

Фильмы

  • Художественный «Подвиг разведчика» (представлен собирательный образ разведчика, действующего на территории Украины, фамилия и звание главного героя — майор Федотов), в роли — Павел Кадочников.
  • Художественный «Сильные духом» (1967), в роли Гунар Цилинский.
  • Художественный многосерийный «Отряд специального назначения» (1987), в роли Александр Михайлов.
  • Спектакль «Перехожу к действию» (шёл на сцене Свердловского театра драмы).
  • Художественно-документальная реконструкция «Диверсанты» в 4 сериях.
  • Художественный телесериал «По лезвию бритвы» (2014 год), в роли Кузнецова Владислав Резник.

Памятники

  • в Ровно (бронза, гранит, 1961, скульпторы В. П. Винайкин, И. П. Шаповал, архитектор В. Г. Гнездилов) (перенесён на военное кладбище ул. Дубенская).
  • во Львове, напротив «Львовэнерго» (снесён в июне 1992 г.), перевезен в г. Талица, в сквер им. Н. И. Кузнецова.
  • в Екатеринбурге на Уралмаше, открыт в мае 1985 года (бронза, гранит, высота 12 м), скульптор В. Е. Егоров. Представляет собой образ разведчика, готового ринуться в бой, над головой его развевается символическое знамя.
  • в Тюмени, возле здания Сельскохозяйственного университета, бывшего Сельхозтехникума. Установлен в 1967 году.
  • в Челябинске, около МАОУ СОШ № 118, носящей его имя, и школы № 128.
  • в Екатеринбурге, около школы № 72, носящей его имя.
  • в Талице, около входа в Талицкий лесотехнический техникум и в сквере имени Н. И. Кузнецова.

Другое

  • Созданы десятки музеев (в 1992 г. музеи славы Кузнецова в Ровно и во Львове ликвидированы), 17 школ и свыше 100 пионерских дружин носили его имя. Ещё в шестистах школах были оформлены стенды, посвящённые памяти героя.
  • Талицкому лесному техникуму, где учился Кузнецов, в 1980 г. присвоено его имя.
  • Имя Кузнецовск в 1977—2016 годах носил город Вараш Ровенской области Украины
  • В Москве на доме 20, корпус 1, по улице Старая Басманная, где Кузнецов проживал до 1942 года, установлена мемориальная доска.
  • В посёлке Менделеево, Пермский край, на железнодорожном вокзале, где Кузнецов в 30-е годы был проездом, установлена мемориальная доска.
  • В мае 2005 года мемориальная доска установлена в Екатеринбурге на стене дома, где жил Кузнецов с 1936 по 1937 год (проспект Ленина 52/1).
  • Почётный житель Кудымкара (с 1977). Также в Кудымкаре его именем названа школа.
  • Почётный житель Екатеринбурга (с февраля 1978).
  • В честь Кузнецова названа малая планета (2233) Кузнецов.
  • Именем Кузнецова названа экологическая туристическая тропа по окрестностям Екатеринбурга, открытая 27 июля 1986 года.
  • Именем Николая Кузнецова назван пик на Памире, первовосхождение на который совершили альпинисты Свердловска в 1965 году.
  • Именем Кузнецова назван парк в городе Старый Оскол (в 2011 году);
  • имя Героя Советского Союза Кузнецова Н. И. носят отдел Специальной подготовки учебного военного центра и военная кафедра факультета военного обучения Уральского Федерального университета;
  • В г. Евпатория детский пансионат носит имя Н. И. Кузнецова;
  • В ряде городов бывшего СССР в честь Кузнецова названы улицы:
  • В г. Екатеринбурге в честь Н. И. Кузнецова названа улица в Орджоникидзевском адм. районе (в жилом районе Уралмаш) — бывшая Перекопская улица.
  • Волгоградский поэт Павел Великжанин посвятил памяти Н. И. Кузнецова стихотворение «Николай Кузнецов».
  • МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до —  180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см2 и температура 470°С. Движители — 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Технические характеристики

Технические характеристики корабля

С учетом отличительных особенностей от предыдущих кораблей серии, у авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» характеристики рассматриваются в отдельном порядке. Это относится к радиоэлектронному оборудованию, габаритам, и некоторым другим аспектам.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

После модернизации многие системы на крейсере «Адмирал Кузнецов» были заменены. Для навигации применяется комплекс «Бейсур». Радиоэлектронное оборудование включает около 60 наименований различных систем.

Среди них БИУС «Лесоруб», комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС для низколетящих целей «Подкат», система связи «Буран-2» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Созвездие БР». Управление авиацией обеспечивается через «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка

Энергетическая установка крейсера котлотурбинная, четырехвальная. Имеется четыре ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паротурбин составляет 50 тыс. л. с. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов дают по 1500 кВт каждый. В качестве движителей используются четыре пятилопастных винта.

Дальность плавания

Авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» способен развивать скорость до 29 узлов (54км/ч). При таком значении дальность хода составляет 3850 миль. Боевой экономичный ход корабля — 18 узлов (33 км/ч), позволяет покрывать расстояние в 7680 миль. Обычный экономичный ход — 14 узлов (26 км/ч), на нем судно способно переходить на 8417 миль. Общая автономность плавания корабля составляет 45 суток.

Водоизмещение

«Адмирал Кузнецов» имеет несколько показателей по водоизмещению в зависимости от нагрузки:

  • стандартное — 46540 тонн;
  • нормальное — 53050 т;
  • полное — 59100 т;
  • наибольшее — 61390 т.

Габариты и вес

Габариты авианосного крейсера по данным википедии имеют следующие технические характеристики:

  • длина судна по ватерлинии — 270 м, наибольшая — 306,45 м;
  • ширина по ватерлинии — 33,41 м, наибольшая — 71,96 м;
  • высота наибольшая — 64,49 м.

При замере от ватерлинии высота имеет разные значения. В носовой части она составляет 31,42 м, на миделе и корме 25,7 м. Вес корабля соответствует его водоизмещению.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Морская закалка

Николая Кузнецова отправили служить на Черноморский флот, на новый крейсер «Червона Украина». За три года молодой офицер прошёл путь от командира батареи до старшего вахтенного начальника и получил направление в Военно-морскую академию.

В 1932 году, после выпуска из академии, служившей кузницей командных кадров флота, Кузнецов был назначен старпомом на крейсер «Красный Кавказ». А всего через год уже принял под своё командование «Червону Украину». На родном крейсере Кузнецов разработал систему боеготовности одиночного корабля, которая в дальнейшем была принята на всех флотах Советского Союза. Командир вместе с командой прорабатывал методы экстренного прогрева турбин, стрельбы при максимальной скорости движения, использования авиации для корректировки огня.  «Крейсер «Червона Украина» вышел на первое место среди кораблей Морских сил СССР», — пишет в своей книге «Адмирал Кузнецов» историк Владимир Булатов.

  • Крейсер «Червона Украина»
  • РИА Новости

В августе 1936 года Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе, главного военно-морского советника и руководителя советских моряков-добровольцев. Он не только помогал законному правительству Испании при планировании боевых операций, но и отвечал за приём доставленной из СССР по морю военной техники, а также переправлял в Советский Союз испанских детей-сирот, потерявших родителей на войне.

В 1937 году Кузнецов вернулся в СССР и был награждён двумя орденами — Ленина и Красного Знамени. После Испании его сразу назначили на должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Он не успел даже принять дела, как получил новое назначение — теперь уже на пост командующего. Его начальника, флагмана 1-го ранга Григория Киреева, в январе 1938 года вызвали в Москву и арестовали.

Также по теме


«Горели камни и земля»: чем уникален подвиг советского морского десанта на Малой земле

4 февраля 1943 года советские морские пехотинцы провели успешную десантную операцию, закрепившись на клочке Черноморского побережья….

Оказавшись на новой должности в разгар Большого террора, Кузнецов быстро испортил отношения с ежовскими кадрами в местном НКВД, отказавшись выдавать им для расправы своих подчинённых. Но, несмотря на это, репрессии обошли его стороной, а Тихоокеанский флот сохранил свой военный потенциал.

В ходе боёв в районе озера Хасан морские силы под командованием Кузнецова оказывали поддержку советским сухопутным войскам. Когда сильные дожди размыли дороги, блокировав снабжение войск, Кузнецов мобилизовал сотни рыболовецких судов для подвоза на передовую подкреплений, боеприпасов и техники.

В марте 1939 года Кузнецов стал делегатом XVIII съезда ВКП(б). Председатель Совнаркома Вячеслав Молотов предложил ему выступить на съезде с речью. Командующий согласился и рассказал об опыте взаимодействия армии и флота в ходе боёв с Японией, заявив о необходимости укрепления военно-морских сил. На съезде Кузнецов был избран членом ЦК ВКП(б), а затем встретился лично с Иосифом Сталиным. Ещё через день он стал первым заместителем наркома Военно-морского флота.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» на рейде

История разработки судна «Адмирал Кузнецов» связана с развитием проекта 1143 «Кречет». Первые наработки по созданию собственного авианосца велись еще до Великой Отечественной войны. Однако и после ее окончания проект противолодочных крейсеров откладывался.

Лишь в 1968 вышло постановление правительства о начале проектирования противолодочного крейсера проекта 1143. Новым кораблям изначально предписывалось наличие авиации, которая смогла бы бороться с подводными лодками, а также высаживать и прикрывать десант. Акцент делался на вертолеты.

Было разработано несколько вариантов новых судов. Из них выбрали совместимый с ранними проектами 1123, что позволяло снизить расходы и сложность разработки. Новый тип крейсера утвержден 30 апреля 1970 г. В течение 10 лет построено 4 таких корабля.

Следующие три корабля стали модернизированной версией проекта. Для усиления противодействия потенциальному противнику в воздухе возникла необходимость в полноценной взлетной палубе для истребителей. Соответственно новые корабли вместо ракетно-артиллерийских установок получили увеличенную полосу и трамплин.

Авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов стал пятым кораблем серии (1143.5) и первым среди трех модифицированных вариантов. За все время сменил несколько названий — в проекте значился как «Советский Союз», при закладке — «Рига», при спуске на воду — «Леонид Брежнев», на испытаниях — «Тбилиси». 4 октября 1990 корабль получил имя в честь советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.

Закладка крейсера произошла 1 сентября 1982 на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Судно проектировалось для принятия модифицированных Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР постройка осуществлялась формированием корпуса из крупных блоков до 1400 тонн весом.

4 декабря 1985 корабль спустили на воду, однако внутренние работы по его постройке продолжались. 8 июня 1989 начались швартовые испытания, 8 сентября того же года на крейсер заселился экипаж. 21 октября судно вышло в море, 1 ноября начались испытания со взлетом и посадкой авиации. На протяжении 1990 корабль достраивался, продолжались его испытания.

В состав Северного флота «Адмирал Кузнецов» официально зачислен 20 января 1991. В ноябре того же года крейсер, базировавшийся на рейде Севастополя, получил телеграмму председателя Верховной Рады Украины Л. М. Кравчука о приписке к украинскому флоту. Командир судна Виктор Ярыгин снялся с рейда и в обход Европы совершил переход в Видяево, в Мурманской области.

Нарком ВМФ СССР

29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были армейский комиссар 1-го ранга П. А. Смирнов и командарм 1-го ранга М. П. Фриновский. Оба они были активными организаторами репрессий на флоте, причём во всех случаях смена руководства сопровождалась физической ликвидацией предыдущего.

Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа. При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота. При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения).

Матрос с огнетушителем

В котельных и машинных отделениях боевых кораблей предусмотрена специальная система пожаротушения. Из отсеков, где произошло возгорание, выводится личный состав, задраиваются люки, после чего помещение заливается специальной жидкостью, которая сразу тушит пламя, рассказал Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

кузнецов

Фото: ИЗВЕСТИЯ

— В нашем случае «Адмирал Кузнецов» загорелся, находясь на заводе, — отметил он. — Там огонь должен тушиться заводскими системами — они похожи по своему действию с корабельными и рассчитаны на тушение объемных пожаров. Сам алгоритм действия при пожаре остается прежним: вывести личный состав, загерметизировать отсек, включить подачу химреагента. Такая система без труда справится с огнем, если ее своевременно применить.

По словам эксперта, на крейсере могла быть использована углекислотная система пожаротушения. Углекислота образует хлопья, которые под действием высокой температуры переходят в газообразное состояние. В таком случае тушение огня происходит за счет снижения концентрации кислорода в воздухе.

То, что во время работ на корабле были матросы и офицеры, не должно вызывать удивления, отметил Валентин Селиванов.

— Корабль не может без экипажа, — заявил он. — Он живет на корабле в ходе ремонтных работ и контролирует процесс, в том числе соблюдение мер безопасности. То есть при проведении сварочных работ рядом со сварщиком должен стоять матрос с огнетушителем.

Ранние годы

Рассказывать биографию адмирала Кузнецова нужно с 1904 года, когда он появился на свет в деревне Медведки Вологодской губернии. Сегодня это населенный пункт на территории Котласского района, который сейчас относится к Архангельской области.

Его отец был казенным крестьянином. Его звали Герасим Федорович.

Уже в 13 лет герой нашей статьи начал трудиться на должности рассыльного в местном порту.

В 1919 году стал матросом Северо-Двинской речной военной флотилии. Так началась его служба Родине, которой он оставался верен до своих самых последних дней. Известно, что изначально принимать мальчишку на службу не хотели, так как он был слишком мал. Тогда он просто приписал себе два года, чтобы преодолеть этот бюрократический препон. Примечательно, что ошибочный 1902 год рождения в биографии адмирала Кузнецова до сих пор можно встретить в отдельных источниках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector