Адмирал горшков (авианесущий крейсер)

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382. — С.359.
  • Военно-морской энциклопедический словарь — Москва, 2002. — С. 314—315.
  • Лазарев С. Е. Горшков, Сергей Георгиевич // Российская историческая энциклопедия в 18 томах / Глав. ред. А. О. Чубарьян. Т. 5. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. С. 213—214.
  • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова). — М.: Кучково поле, 2008. — С. 380. — 704 с. — (Библиотека клуба адмиралов). — 3500 экз. — ISBN 978-5-9950-0008-2.
  • Polmar, N.; Brooks, T.A.; Fedoroff, G.E. Admiral Gorshkov (The Man Who Challenged the U.S. Navy). — Annapolis, Maryland, USA: Naval Institute Press, 2019. — 364 с. — ISBN 978-1-6824-7332-0.
  • Касатонов И. В. «Командую флотом»: С. Г. Горшков и его адмиралы на Чёрном море в период «Холодной войны». В 2 кн. — М.: Изд. Андреевский флаг. 2004. — ISBN 5-9553-0033-3

Великая Отечественная война

Во главе бригады вступил в боевые действия Черноморского флота в Великой Отечественной войне в июне 1941 года. Как крупный флотский начальник впервые отличился в обороне Одессы и особенно в сентябре 1941 года при высадке Григорьевского десанта. С октября 1941 года командовал Азовской военной флотилией, во главе которой участвовал в Донбасско-Ростовской оборонительной операции, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. После расформирования флотилии, с августа 1942 года — заместитель командующего Новороссийского оборонительного района по морской части — член Военного Совета, участник Новороссийской оборонительной операции. В ноябре 1942 года временно командовал войсками 47-й армии, оборонявшейся в районе Новороссийска (единственный случай командования флотским военачальником общевойсковой армией в Великой Отечественной войне).

В январе 1943 года была возрождена Азовская военная флотилия, и С. Г. Горшков был вновь назначен её командиром. Под его командованием флотилия в 1943 году активно содействовала советским войскам в Донбасской операции и в Новороссийско-Таманской наступательной операции. Силы флотилии провели серию десантных операций на Азовском море: десант у косы Вербяной, Таганрогский десант, Мариупольский десант, десант у Осипенко, Темрюкский десант. В ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции Азовская флотилия под его командованием высаживала силы главного десанта под Керчью и обеспечивала поддержку с моря советских войск на Керченском плацдарме.

С апреля 1944 года — командир вновь созданной Дунайской военной флотилии. Руководил её действиями в Ясско-Кишинёвской, Белградской, Апатин-Капошварской, Будапештской операциях, умело организовал взаимодействие флотилии с сухопутными войсками. Вновь отличился при высадке многих тактических и оперативных десантов (форсирование Днестровского лимана, десант в Жебрияны — Вилково, десант в Килию Новую, десанты в Радуевац и Прахово, Герьенский десант, Опатовацкий десант, Вуковарский десант). Однако в декабре 1944 года внезапно был снят с командования флотилией и назначен командующим эскадрой Черноморского флота. Поскольку на Чёрном море к тому времени боевые действия уже несколько месяцев как завершились, то отзыв с воюющей флотилии в тыл был явным понижением.

Оценки деятельности

Деятельность С. Г. Горшкова как Главнокомандующего ВМФ подвергается критике[кто?] за проведение несбалансированной политики строительства флота. В частности, за отказ от строительства авианосцев в пользу тяжёлых авианесущих крейсеров, дорогостоящих, но не способных противостоять атомным многоцелевым авианосцам типа «Нимиц» и решать широкий спектр задач.

Также, по мнению некоторых исследователей[кто?], в своих карьерных интересах С. Г. Горшков выступал противником программы строительства флота Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова и проводником интересов группы Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова, связанной с военно-промышленным комплексом СССР. Следствием этого было создание неоправданно большого количества разнотипных кораблей, систем вооружения и радиоэлектронного оборудования. Было создано колоссальное количество подводных лодок. При этом инфраструктура была слабой, а тыловая часть, прежде всего жильё для личного состава, существовала в ужасном состоянии. Всё время существовал явный перекос в сторону тяжёлых крейсеров, при этом действительно мобильных кораблей, способных решать широкий круг локальных задач, не хватало.

«…строительство надводного флота ВМФ СССР было неоправданно расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто был неспособен вести полноценные боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны[источник не указан 1194 дня]. В то же время надводный флот пополнялся четырьмя (!) типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля (за исключением ССЗ имени А. А. Жданова, строившего параллельно два типа: пр. 956 и пр. 1155). При этом в богатой Америке строили крейсеры только одного типа — „Тикондерога“, да и то унифицированного со своим прототипом — эсминцами типа „Спрюэнс“.

Разнотипность стала общей бедой не только в кораблестроении. Системы вооружения и радиоэлектронного оборудования советских кораблей также отличались большой разнотипностью. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США — 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США — только 10 типов…».

Разновидности русских фрегатов

С учетом истории создания и эксплуатации кораблей в российском флоте корабли класса фрегат только начинают появляться. Это обусловлено тем, что в советской классификации суда обозначались по назначению, а не по размерам и вооружению. В итоге роль фрегатов выполняли сторожевые корабли.

Отчасти данные обозначения сохранились и в российском флоте. Корабли проектов 11540 и 1135 в зарубежных и иногда отечественных источниках отмечаются как фрегаты. Однако полноценным представителем данного класса принято считать судно «Адмирал Горшков». Именно оно закладывает начало новой линейки, цель которой — занять нишу фрегатов в ВМФ РФ.

Российские авианесущие крейсеры (и авианосцы)

К началу XXI века у России был доставшийся от СССР только 1 действующий авианосец (авианесущий крейсер) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». К тому времени руководство Минобороны и страны не видело необходимости в авианосцах, тем более учитывая состояние ВПК. В 2009 году было решено заказать во Франции постройку УДК типа «Мистраль», но после провала этой идеи в 2014 году и сложившейся международной обстановки у России снова появилась заинтересованность в постройке полноценных авианосцев или хотя бы ТАВКР.

В результате, с учётом мировой практики, были начаты разработки проектов перспективных авианосцев и авианесущих крейсеров. Среди таких разработок, в том числе в качестве экспортных вариантов, представленных на уровне макетов были:

  • многоцелевой тяжёлый атомный авианосец проекта 23000Э «Шторм» разработки Крыловского ГНЦ;
  • лёгкий многоцелевой авианосец «Шторм-КМ» с корпусом полукатамаранного типа разработки Крыловского ГНЦ;
  • тяжёлый атомный авианосец проекта 11430Э «Ламантин» разработки Невского ПКБ.

При разработке нового авианосца запланировано использование наработок и технологии по тяжёлому авианесущему крейсеру проекта 1143.7 «Ульяновск» и разработок накопленных при эксплуатации тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов».

Эпопея с «Мистралями» подняла и вопрос разработки вертолётоносцев и десантных кораблей. В 2018-2019 гг. было обнародовано намерение не строить вертолётоносцы в чистом виде, а совместить их с универсальными десантными кораблями либо авианосцами.

В июле 2020 г. (изначально планировалось в июне) были заложены 2 вертолётоносца (УДК) проекта 23900: «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». При этом не прояснена практическая возможность применения ВС РФ УДК ни типа «Мистраль», ни проекта 23900.

Послевоенная служба

После Победы командовал эскадрой ещё более 3 лет. С ноября 1948 года — начальник штаба Черноморского флота, с августа 1951 года — командующий Черноморским флотом. С июля 1955 года — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. С 5 января по 9 декабря 1985 года — Главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР. Сторонник развития океанского флота, подводного флота, дальних боевых походов. За почти 30 лет командования С. Г. Горшкова ВМФ СССР полностью преобразился и стал мощным океанским флотом. Постоянными стали длительные боевые службы боевых кораблей в важных районах Мирового океана с формированием оперативных эскадр в Средиземном море, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. На флоте появились корабли и суда новых типов, создан подводный ядерный ракетный флот. Большое развитие получила военно-морская авиация.

С декабря 1985 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Член ВКП(б) с 1942 года. Член ЦК КПСС с 1961 года (кандидат с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР: Совета Союза от Крымской области (4 созыв, 1954—1958), Одесской области (5 созыв, 1958—1962), Латвийской ССР (8-11 созыв, 1970—1989); Совета Национальностей от Латвийской ССР (6-7 созыв, 1962—1970).

Умер в 1988 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Почётный гражданин Севастополя (1974), Владивостока (1985), Бердянска (1974), Ейска, Северодвинска (1978).

Могила С. Г. Горшкова на Новодевичьем кладбище

Плюсы и минусы

Преимущество кораблей проекта 22350 — современное техническое оснащение и конструкция. Радиолокация, вооружение, способы противодействия — все это делает судно востребованным, несмотря на проектирование шестнадцатилетней давности. При этом все системы постоянно модернизируются в соответствии с последними разработками.

Недостаток фрегата — длительный период сборки и ввода в эксплуатацию. Многие технологии экспериментальные, что усложняет конструирование. С началом серийной сборки ожидается ускорение процессов, однако и здесь возникают осложнения. Вооружение модернизируется, как и процессы сборки. Это отражается и на сроках ввода новых кораблей в эксплуатацию.

Несмотря на сложности, фрегаты проекта 22350 остаются перспективной разработкой, способной в значительной степени усилить российский флот. Хорошие ходовые качества и технические характеристики, а также современное оснащение и вооружение позволяют кораблю «Адмирал Горшков» успешно конкурировать с аналогами и последними проектами других государств.

Автор статьи:

Парпурин Вадим

Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
  • Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
  • Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
  • Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
  • Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
  • Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
  • Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
  • Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
  • Движитель: 4, четырёхлопастные.
  • Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
  • Дальность плавания: при скорости 18 узлов — 7590 миль.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.

3.2 Вооружение

  • Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
  • Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
  • Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
  • Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
  • Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.

Служба


Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в составе отряда кораблей Северного флота во время перехода из Североморска в Кронштадт для участия в Главном военно-морском параде, 10 июля 2018

4 октября 2018 года Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», выполняющий плановые задачи курса боевой подготовки в Баренцевом море, успешно провёл серию практических стрельб по морской и воздушным целям из зенитного ракетного комплекса морского базирования вертикального пуска «Полимент-Редут». Экипаж корабля трижды успешно поразил воздушные мишени на различных высотах и дистанциях зенитными ракетами. Также отмечено точное попадание по морскому щиту, имитирующему малоразмерную надводную цель.

С 26 февраля по 19 августа 2019 года фрегат совершал первый в своей истории дальний морской поход — кругосветное плавание протяжённостью 35 тыс. морских миль, в ходе которого были пройдены Суэцкий и Панамский каналы, пересечен экватор в двух океанах. По результатам боевой подготовки фрегат признан лучшим кораблём Северного флота по итогам 2019 года.

В январе года был осуществлён запуск перспективной гиперзвуковой ракеты «Циркон» (первое испытание новой ракеты с морского носителя) из акватории Баренцева моря по наземной цели на военном полигоне.

4 апреля 2020 года фрегат, после межбазового перехода через Баренцево и Белое моря, прибыл из Североморска в Северодвинск и ошвартовался у одного из причалов Беломорской военно-морской базы. На предприятиях судоремонтного комплекса будет проведено плановое обслуживание и частичная модернизация систем и механизмов.

24 июня 2020 года фрегат «Адмирал Горшков» СФ завершил модернизацию и вышел в море из Беломорской военно-морской базы для проведения вторых испытательных стрельб новейшей российской гиперзвуковой ракеты «Циркон».

Награды

награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

иностранные награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

иностранные награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе

Ордена

  • Семь орденов Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 07.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982);
  • Орден Октябрьской Революции (22.02.1968);
  • четыре ордена Красного Знамени (03.04.1942; 24.07.1943; 06.11.1947; 23.07.1959);
  • Орден Ушакова I степени (28.06.1945);
  • Орден Кутузова I степени (18.09.1943);
  • Орден Ушакова II степени (16.05.1944);
  • Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
  • Орден Красной Звезды (03.11.1944);
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).

Медали

  • Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»;
  • медаль «За оборону Одессы»;
  • медаль «За оборону Кавказа»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «За взятие Будапешта»;
  • медаль «За освобождение Белграда»;
  • медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «За укрепление боевого содружества»;
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
  • медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
  • медаль «В память 1500-летия Киева».

Иностранные награды

  • ГДР:

    • орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (1970);
    • орден Шарнхорста (1980);
    • золотая медаль «Братство по оружию»;
  • ПНР:

    • орден Возрождения Польши 2-го класса (1968);
    • орден Возрождения Польши 3-го класса (1978);
    • медаль «Братство по оружию»;
  • СФРЮ

    два ордена Партизанской звезды 1-й степени (1945, 1965);

    :

  • СРР:

    • орден Тудора Владимиреску 1-й степени (1969);
    • орден «Звезда Румынии» 3-й степени (1950);
    • орден «Защита Отечества» (1950);
  • МНР:

    • орден Сухэ-Батора (1971);
    • медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль «60 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль «30 лет Халхин-Гольской Победы»;
    • медаль «40 лет Халхин-Гольской Победы»;
    • медаль «30 лет Победы над милитаристской Японией»;
  • ВНР:

    • Орден Заслуг Венгерской Народной Республики 1-й степени ();
    • медаль «За боевое содружество» 1-й степени
  • Болгария:

    • три ордена Народной Республики Болгария (1970, 1974, 1985);
    • орден «За военные заслуги» 1-й степени (1945);
    • медаль «30 лет Победы над фашистской Германией»;
    • медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
    • медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова»
  • ЧССР

    медаль «За укрепление дружбы по оружию»

    :

  • Египет

    медаль Военных заслуг 1-й степени (1972);

    :

  • СРВ

    орден Военных заслуг 1-й степени (1983);

    :

  • Индонезия

    звезда и знак ордена «Звезда Республики Индонезии» 1-го класса (1961);

    :

  • Йемен

    орден Дружбы Народов (1983);

    :

  • Перу

    орден Военно-морских заслуг (1978);

    :

  • Тунис

    орден Республики (1977);

    :

История

4.1 Строительство

В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.

4.2 Испытания

В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.

4.3 Боевая служба

В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП Як-141, от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка Як-141 отменилась.

В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.

4.4 Продажа крейсера

Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей МиГ-29 К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.

Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.

Биография

Родился 13 (26) февраля  1910 года в городе Каменец-Подольский в семье учителей.

С по 1926 год жил и учился в Коломне. После окончания средней школы 9 поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. В 1927 году покидает университет.

С октября 1927 года — на военной службе. Окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в 1931 году. Начал службу на Морских силах Чёрного и Азовского морей: с ноября 1931 года — вахтенный начальник на эскадренном миноносце «Фрунзе», с декабря 1931 года — штурманом этого эсминца. Но уже в марте 1932 года переведён на Тихоокеанский флот, где служил штурманом на минном заградителе «Томск», с января 1934 года — флагманский штурман бригады заграждения и траления, с ноября 1934 года — командир сторожевого корабля «Бурун», с марта 1937 — командир эсминца «Разящий».

В марте 1937 года окончил курсы командиров кораблей. С октября 1937 — начальник штаба, а с мая 1938 — командир бригады эсминцев Тихоокеанского флота. Во главе бригады участвовал в боях у озера Хасан.

В 1937 году командовал буксировкой эсминца «Решительный» из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток. При буксировке эсминец был выброшен на камни и погиб, разломившись на 3 части. Ответственности не понес.

В июне 1940 года переведён обратно на Черноморский флот и назначен командиром бригады крейсеров. В апреле 1941 года заочно окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова.

История строительства

Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — состоялась 1 февраля 2006 года на Санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15 — 20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356Р, до того считавшихся чисто экспортными.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ в 2010 году планировало построить серию из 10 — 12 кораблей проекта 22350. В состав Черноморского флота предполагалось включить шесть фрегатов проекта 22350.

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО Северная верфь» сообщила о заключении с Министерством обороны России контракта на строительство ещё четырёх фрегатов в дополнение к уже строящимся двум фрегатам проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года.

12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море.

Вследствие охлаждения российско-украинских межгосударственных отношений в результате политического кризиса, в июне 2014 года украинский президент П. А. Порошенко запретил военно-техническое сотрудничество с Россией. Этот запрет коснулся и контракта с «Зоря-Машпроект» на поставку газовых турбин для фрегатов проекта 22350. В качестве ответной меры, российским КБ «Алмаз» был разработан новый проект, производство газотурбинных энергетических установок для которого вместо «Зоря-Машпроект» должно освоить НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).

4 мая 2016 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что в состав ВМФ России войдут шесть фрегатов проекта 22350 к 2025 году.

12 декабря 2017 года Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев заявил, что в будущем фрегаты проекта 22350 станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны.

Строительство и испытания головного фрегата проекта 22350 — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — были сопряжены со значительными задержками и сложностями и были завершены лишь в конце июля 2018 года. 23 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась церемония одновременной закладки для ВМФ России сразу двух фрегатов проекта 22350, получивших названия «Адмирал Амелько» (заводской номер 925) и «Адмирал Чичагов» (заводской номер 926). Данные корабли стали пятым и шестым фрегатами проекта 22350, сдача их планируется соответственно на 2024 и 2025 годы. Сообщается, что данные два корабля будут несколько отличаться от первых четырех фрегатов проекта 22350 — в частности, они получат усиленное ударное вооружение в виде 24 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК вместо 16 на первых четырех кораблях.

20 июля 2020 года на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге были заложены фрегаты «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» проекта 22350. Данные два корабля также получат 3 х 8 УКСК на 24 ракеты.

В дальнейшем, для ВМФ ВС РФ планируется строительство кораблей дальней морской зоны класса «фрегат» по модернизированному проекту 22350М.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  4. Депутаты Верховного Совета СССР. 9 созыв. Издание Президиума Верховного Совета СССР. — М., 1974. — 550 с.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 марта 2015.
  9. Василевский А. М. Дело всей жизни. / 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1975. — С. 360-361.
  10. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года «за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
  11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года «за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им».
  12. Постановление ЦК КПСС и Совмина от 21.02.1985 г. № 172.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector