Фрегат «адмирал григорович»

Служба

С 6 мая по 9 июня 2016 года фрегат совершил межфлотский переход в Севастополь, в ходе которого, совместно с морским буксиром ВМФ России «Виктор Конецкий», посетил порт островного государства Мальта и отработал в Средиземном море действия по поиску и обнаружению подводных лодок совместно с дальним противолодочным самолетом Ту-142М3.

В июле 2016 года корабль вышел в Чёрное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника.

25 июля 2016 года корабль прибыл в Новороссийск и ошвартовался в Морском порту для участия в международном этапе конкурса «Кубок моря-2016» (проводимый в рамках «Армейских международных игр — 2016»).

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника.

24 сентября 2016 года вышел из Севастополя в дальний средиземноморский поход, во время которого совершил деловые заходы на греческие острова Корфу и Лефкада. Планируется, что на Лефкаде черноморцы примут участие в церемонии открытия бюста адмирала Фёдора Ушакова.

3 октября 2016 года, экипаж корабля завершил программу участия в мероприятиях XV общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и к 6 октября 2016 года, корабль вернулся к месту постоянного базирования в Севастополь.

26 декабря 2016 года участвовал в поисково-спасательной операции после крушения Ту-154 под Сочи.

С 3 по 4 апреля 2017 года участвовал в совместных военно-морских учениях с ВМС Турции (фрегат Barbaros и противолодочный корвет Büyükada). В ходе неофициального визита командующий ВМС Турции адмирал Вейсел Кёселе в сопровождении командующего Черноморским флотом РФ адмирала Александра Витко посетил фрегат «Адмирал Григорович».

С 8 апреля — несёт службу в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море возле Сирии.

12 июля 2017 года завершил выполнение задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море и прибыл в Севастополь. Общая продолжительность похода корабля превысила 4 месяца.

30 июля 2017 года принял участие в прошедшем в Севастополе параде в честь празднования дня ВМФ России.

6 сентября 2017 года принял участие в плановых командно-штабных учениях (КШУ) проводившихся в полигонах боевой подготовки флота на Чёрном море.

14 сентября 2017 года принял участие в мероприятиях по боевой подготовке, в ходе которых отработал взаимодействие с лётчиками отдельного морского смешанного авиационного полка с использованием вертолётов Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах, которые выполнили порядка 10 взлётов и посадок на борт корабля. В полигоне боевой подготовки фрегат огнём корабельной артиллерии поразил воздушные и морские мишени, а также уничтожил «плавающую мину».

С 19 сентября 2017 года участвовал в заводских ходовых испытаниях по взаимодействию с малым ракетным кораблём «Вышний Волочёк».

25 сентября 2017 года прошёл через Черноморские проливы и вошёл в Средиземное море для несения службы в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море.

1 октября 2017 года завершил пребывание в порту Керкира на греческом острове Корфу, где экипаж принимал участие в мероприятиях XVI общественного форума «Русская неделя на Ионических островах».

4 октября 2017 года прибыл в Севастополь.

1 декабря 2017 года вышел из Севастополя для выполнения задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

20 декабря 2017 года по сообщению пресс-службы Южного военного округа в ходе работы авиации на фрегате «Адмирал Григорович» в Средиземном море прошли тренировки корабельных расчётов авиационного комплекса корабля, обеспечивающих полёты вертолета Ка-27ПЛ.

2 марта 2018 года по сообщению пресс-службы Черноморского флота экипаж фрегата «Адмирал Григорович» провёл комплекс учений на переходе морем находясь в акватории Средиземного моря.

1 июня 2018 года вернулся в Севастополь.

24 августа вышел на крупнейшие учения в Средиземное море проводимые ВМФ России.

С 23 апреля 2019 года выполняет задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные оптические прицелы уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня – прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Достоинства и недостатки

Фрегат проекта 11356Р «Адмирал Григорович» представляет собой боевой корабль, в основном отвечающий современным требованиям войны на море. Он обладает следующими позитивными качествами:

  1. На корабле имеется универсальный комплекс высокоточного вооружения;
  2. Фрегат отличается хорошей мореходностью;
  3. Наличие вертолета заметно расширяет возможности корабля, обеспечивая поиск подводных лодок противника на большом удалении и давая возможность проводить поисково-спасательные операции;
  4. Боевая информационно-управляющая система достаточно современна и позволяет решать все навигационные задачи, а также уверенно обнаруживать и уничтожать основные виды целей;
  5. Снижена радиолокационная заметность корабля.

Из недостатков прежде всего приходится отметить не вполне удачный выбор силовой установки. Сама по себе она неплоха, но её «украинское происхождение» в значительной мере всё портит, затрудняя сервисное обслуживание.

Еще один очевидный минус – небольшой боекомплект для установки 3С14. Когда на борту для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и сухопутных целей имеется всего восемь ракет – этого явно недостаточно. Вероятно, противолодочную часть комплекса вооружения следовало бы сделать отдельной – это во многом улучшило бы ситуацию.

Замена ЗРАК «Кортик» на АК-630, вероятно, была осуществлена из-за нехватки финансирования. Это не лучший выход из положения – противовоздушная оборона на ближнем рубеже из-за такого решения выглядит явно ослабленной.

Необходимо учитывать, конечно, что «Адмирал Григорович» — это головной корабль в серии. Не исключено, что последующие фрегаты проекта 11356 будут обладать усиленным вооружением.

См. также

  • Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации
  • Эскадренные миноносцы проекта 21956
  • Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»
  • Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
  • Корветы проекта 20380(23085) типа «Стерегущий»
  • Патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков»
  • Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»
  • Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»
  • Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит»
  • Большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен»
  • Универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов»
  • Универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика»(«Ермак»)

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс


Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Эксплуатация

Служба нового боевого корабля началась непосредственно во время его перехода к предстоящему месту постоянного базирования. На пути в Севастополь «Адмирал Григорович» прошел через Средиземное море, где отработал взаимодействие с дальним противолодочным самолетом Ту-142. Целью совместного маневрирования было обнаружение субмарин условного противника. Кроме того, фрегат нанес визит на остров Мальта.

9 июня 2016 года «Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, главную базу Черноморского флота, а уже в следующем месяце с его участием были проведены учебные артиллерийские стрельбы, после которых экипаж осуществил упражнения по отражению воздушных налетов и запуску противокорабельных крылатых ракет.

После этого «Адмиралу Григоровичу» пришлось принять участие в довольно печальной миссии: в декабре 2016 года близ Сочи разбился самолет Ту-154, на борту которого находились артисты знаменитого ансамбля песни и пляски имени Александрова. Фрегат, вместе с другими кораблями, был использован для поиска в воде обломков лайнера и тел погибших.

Весной следующего, 2017 года, в Черном море проводились совместные учения военно-морских сил Турции и России. «Адмирал Григорович» стал одним из участников этих маневров, во время которых на борт корабля поднимались командующие обоих флотов, Александр Витко и Вейсел Кёселе. После завершения учений фрегат был направлен к берегам Сирии на боевое дежурство, где и находился вплоть до середины июля.

Сентябрь 2017 года ознаменовался очередными учениями, во время которых проводились боевые стрельбы из артиллерийского оружия. Кроме того, отрабатывалось использование  вертолетов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ, которые совершили не менее 10 посадок на палубу «Адмирала Григоровича». В конце этого же месяца фрегат убыл в Средиземное море, став частью постоянной группировки российского флота в этом регионе.

В январе 2019 года начался плановый ремонт корабля. Работы проводились на севастопольском подразделении «Севморзавода» вплоть до марта 2019-го

Во время этого ремонта произошёл несчастный случай: один из членов  экипажа по неосторожности упал с большой высоты и погиб. После завершения необходимых работ, уже в апреле, фрегат вновь отправился на службу в Средиземное море

31 августа «Адмирал Григорович» вернулся в Севастополь, где пробудет вплоть до получения следующего задания.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть эскадренных миноносцев и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где — после шестилетней эмиграции — в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Венчание с морем

Дух самостоятельности, до последних дней жизни присущий адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу, был привит ему в стенах Морского училища (так в годы Великих реформ стали именовать знаменитый Морской корпус, основанный Петром Великим). Обучение здесь было построено таким образом, что воспитанники имели массу свободного времени. «Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязательным, способствовало развитию самодеятельности и самообразования, поэтому громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно военно-морскую, читали описания плаваний и путешествий, литературные произведения, занимались модельным делом или постройкой шлюпок», — так на закате жизни вспоминал об училище известный кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов.

29 мая 1871 г. Иван Григорович впервые вступил на борт военного судна. Вся его дальнейшая жизнь и судьба полностью укладываются в три пушкинские строчки:

Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!

17 апреля 1884 г. он был награжден своим первым орденом — крестом св. Станислава 3-й степени. Тем самым, которого был удостоен персонаж знаменитой картины художника Павла Федотова «Свежий кавалер». Персонаж живописного полотна осознал себя существом высшего порядка после того, как этот скромный орден украсил его грудь. Мы не знаем, был ли столь же сильно обрадован лейтенант Григорович, но достоверно известно: на следующий день после награждения он венчался с Марией Николаевной Шемякиной, дочкой управляющего Кронштадтской таможни.

Статский советник Николай Иванович Шемякин занимал очень выгодное в служебном отношении место. Однако он хорошо понимал разницу между своим карманом и государственным. И мысль о том, что дочке надо дать хорошее приданое, ему не приходила в голову: Марии Николаевне было уже 26 лет, когда она стала женой Григоровича. Брак оказался исключительно счастливым и оставался таковым вплоть до смерти супруги в 1913-м.

ВЕКторы революции: Брестский мир и самоубийство генерал-майора Скалона

У молодоженов не было даже медового месяца. Уже на шестой день после венчания лейтенант Григорович отправился в плавание, а еще через четыре дня был назначен командиром парохода «Рыбка». Кораблей и наград дальше будет еще больше. В сентябре 1896 г. Григоровичу был пожалован орден св. Владимира 4-й степени с бантом за участие в 20 морских кампаниях. Шесть месяцев — продолжительность каждой из них. Иными словами, Григорович провел на борту корабля в общей сложности десять лет жизни!

Потому так гордился он своим Владимиром с бантом и продолжал носить этот орден, даже став кавалером высших российских и иностранных орденов.

Мнения современников

А. Ф. Редигер:

Григоровича я узнал во время нашего осмотра заводов и поездки на юг. Это был человек иной складки — самоуверенный, способный зазнаться, но интересный собеседник, и у меня с ним установились хорошие отношения. Его репутация во флоте и обществе была неважная, но не знаю каких-либо порочащих его фактов. Он оставался министром почти шесть лет, до революции 1917 года; судостроение при нем шло успешно; о том, как велось при нем хозяйство Морского министерства, я судить не берусь, но личный состав флота при нем, очевидно, остался столь же недисциплинированным, озлобленным и готовым к бунту, как и раньше.

А. Т. Васильев:

Мне очень понравился также адмирал И. К. Григорович, возглавлявший Морское министерство. Надо сказать, что в разговоре с ним я сразу почувствовал его полное нежелание слышать что-либо о революционной пропаганде во флоте.

Яхонтов А. Н.:

… Григорович с первого же взгляда привлекал к себе симпатии. Это был «морской волк» в лучшем значении слова. Высокий, статный, с белоснежными густыми волосами, широкоплечий, крепко скроенный, с раскачивающейся походкою, он выделялся среди окружающих своею незаурядной внешностью, исполненной достоинства и благородства.

Историческая справка

Еще в 60-е годы прошлого века в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в Северном проектно-конструкторском бюро, были разработаны многоцелевые боевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»). Первоначально они назывались сторожевыми, однако затем советская система классификации была изменена. В последующие годы «Буревестники» в официальных документах именовались большими противолодочными кораблями второго ранга.

Проект оказался весьма удачным для своего времени. Всего с 1968 по 1981 годы было построено 32 таких корабля, из них 11 – по улучшенному проекту 1135М). Предполагалось, что в последующем они будут постепенно заменяться на более крупные БПК первого ранга проекта 1155.

Кроме того, планировалось провести модернизацию уже построенных «Буревестников», вооружив их противокорабельными ракетами «Уран». Но главным направлением работ конструкторов Северного ПКБ, начиная с 1979 года, стало создание особой модификации исходного проекта, получившей обозначение 11351.

Пограничный сторожевой корабль «Феликс Дзержинский», построенный по проекту 11351

Эти корабли вновь стали называть сторожевыми. Предназначались они для пограничников и разрабатывались по особому заказу КГБ СССР.

В 90-е годы для российских судостроителей начались тяжелые времена. О прежних масштабах государственных заказов не приходилось и мечтать, а нехватка финансирования поневоле заставляла руководство предприятий искать спасения за рубежом, отыскивая богатых иностранных покупателей. В этих условиях специалисты Северного ПКБ, взяв за основу проект 11351, создали его «экспортный» вариант, обозначенный как 11356 (Talwar по классификации НАТО).

Этой новой модификацией заинтересовалась Индия, которая как раз тогда стремилась обзавестись современными фрегатами (этот тип кораблей приблизительно соответствует по своим основным характеристикам советским БПК второго ранга). Был подписан контракт, после чего в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, началось строительство трёх кораблей проекта 11356. В состав ВМФ Индии они были введены в 2003-2004 годах.

Новые фрегаты понравились заказчикам, в результате чего уже в 2006-м году был заключен договор на изготовление еще трех таких же кораблей в Калининграде, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Тем временем экономическая ситуация в России заметно улучшилась, что позволило правительству задуматься о пополнении состава собственных военно-морских сил.

Три фрегата типа «Тальвар», построенные по проекту 11356 для ВМФ Индии

В 2010-м году состоялся тендер, участие в котором приняли компании «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», калининградский судостроительный завод «Янтарь», а также Амурский судостроительный завод и Балтийский ССЗ. Победитель конкурса получал право на выполнение государственного заказа, предусматривавшего изготовление серии фрегатов для пополнения Черноморского флота России.

Завод «Янтарь» с самого начала являлся фаворитом данного тендера. Еще до официального подведения итогов главнокомандующий ВМФ Высоцкий, беседуя с журналистами, говорил, что в ближайшие годы будут построены несколько новых российских фрегатов проекта 11356. В пользу такого решения говорило и то, что как раз в это время на «Янтаре» осуществлялась сборка кораблей для Индии – ясно было, что у завода имеется всё необходимое оборудование, а цикл серийного производства хорошо освоен.

Вскоре прогнозы оправдались, и уже в октябре 2010 года контракт между Министерством обороны РФ и судостроительным заводом «Янтарь» был подписан. Это соглашение предусматривало изготовление трёх фрегатов проекта 11356Р – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Изменение обозначения указывало на то, что по своему оборудованию эти корабли будут отличаться от своих «собратьев», построенных по заказу Индии. Кроме того, предусматривалось обновление состава бортового вооружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector