Русский «титаник». как погиб «адмирал нахимов»

Биография

Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городке Спас-Волжинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. Был седьмым из 11 детей небогатого помещика, секунд-майора — Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой (в девичестве Козловская). Кроме Павла, его родители имели ещё четырёх сыновей — Николая, Платона, Ивана и Сергея. Все братья Нахимовы были профессиональными моряками.

Принят в Морской кадетский корпус гардемарином 3 мая 1815 года. Ходил в плавания на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». С мая по сентябрь 1817 года в числе немногих лучших учеников, назначенных на бриг «Феникс» по воле Государя, вместе с другими кадетами, в числе которых были В. И. Даль, П. М. Новосильский и А. П. Рыкачёв, заходил в Стокгольм, Копенгаген, Карлскруну. Окончил курс корпуса в 1818 году, шестым в своем выпуске.

9 февраля 1818 года, был произведен в мичманы и зачислен на службу во 2-й флотский экипаж, служил в Петербурге. В 1820 году ходил по Балтике на тендере «Янус». В 1821 году был отправлен в Архангельск, в команду строившегося там корабля, но вскоре был вызван обратно.

По возращении в Петербург был назначен на фрегат «Крейсер», предназначавшийся вместе с 20-ти пушечным шлюпом «Ладога» в кругосветное плавание, состоявшееся в 1822—1825 годах. Начальником экспедиции и командиром «Крейсера» был капитан 2-го ранга М. П. Лазарев. Во время плавания, в 1823 году, был произведён в лейтенанты. По окончании экспедиции награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

После окончания кругосветного плавания в 1825 году был назначен в экипаж строившегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов», командиром которого стал М. П. Лазарев. В 1826 году «Азов» переведен на Балтику. В 1827 году Нахимов отличился в Наваринском сражении. Он командовал батареей на линейном корабле «Азов» — флагманском корабле эскадры адмирала Л. П. Гейдена. За отличие в сражении 21 декабря награждён орденом св. Георгия IV класса за № 4141, греческим Орденом Спасителя и произведён в капитан-лейтенанты.

Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов командовал корветом «Наварин», трофейным турецким кораблём, носившем ранее имя «Нессабиз Сабах» (вступил в командование в 1829 году). В составе русской эскадры блокировал Дарданеллы. С 1830 года, по возвращении в Кронштадт, продолжил командовать «Навариным», неся службу на Балтике.

В 1832 году назначен командиром фрегата «Паллада».

С января 1834 года служил в Черноморском флоте, назначен командиром 41-го флотского экипажа.

30 августа 1834 года произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1836 году получил под командование строившийся линейный корабль «Силистрия».

6 декабря 1837 года получил чин капитана 1-го ранга.

13 сентября 1845 года произведён в контр-адмиралы и назначен командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии кораблей.

30 марта 1852 года назначен командующим 5-й флотской дивизией.

2 октября 1852 года произведен в вице-адмиралы,

Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 (30 ноября) разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

Высочайшая грамота

Нашему Вице-Адмиралу, Начальнику 5-й Флотской дивизии, Нахимову

Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории

Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинной радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святаго Георгия второй степени большого креста, пребывая к вам Императорскою милостию Нашею благосклонны

На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

Николай

С-Петербург, 28-го ноября 1853 года

25 февраля (9 марта) 1855 года назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведен в адмиралы. Энергично руководил обороной города. Пользовался величайшим нравственным влиянием на солдат и матросов, звавших его «отцом-благодетелем».

Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе

28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Памятная плита на Малаховом кургане на месте, где был смертельно ранен адмирал П. С. Нахимов

Биография

Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городке Спас-Волжинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. Был седьмым из 11 детей небогатого помещика, секунд-майора — Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой (в девичестве Козловская). Кроме Павла, его родители имели ещё четырёх сыновей — Николая, Платона, Ивана и Сергея. Все братья Нахимовы были профессиональными моряками.

Принят в Морской кадетский корпус гардемарином 3 мая 1815 года. Ходил в плавания на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». С мая по сентябрь 1817 года в числе немногих лучших учеников, назначенных на бриг «Феникс» по воле Государя, вместе с другими кадетами, в числе которых были В. И. Даль, П. М. Новосильский и А. П. Рыкачёв, заходил в Стокгольм, Копенгаген, Карлскруну. Окончил курс корпуса в 1818 году, шестым в своём выпуске.

9 февраля 1818 года, был произведён в мичманы и зачислен на службу во 2-й флотский экипаж, служил в Петербурге. В 1820 году ходил по Балтике на тендере «Янус». В 1821 году был отправлен в Архангельск, в команду строившегося там корабля, но вскоре был вызван обратно.

По возвращении в Петербург был назначен на фрегат «Крейсер», предназначавшийся вместе с 20-ти пушечным шлюпом «Ладога» в кругосветное плавание, состоявшееся в 1822—1825 годах. Начальником экспедиции и командиром «Крейсера» был капитан 2-го ранга М. П. Лазарев. Во время плавания, 23 марта 1823 года, был произведён в лейтенанты. По окончании экспедиции награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

После окончания кругосветного плавания в 1825 году был назначен в экипаж строившегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов», командиром которого стал М. П. Лазарев. В 1826 году «Азов» переведён на Балтику. В 1827 году Нахимов отличился в Наваринском сражении. Он командовал батареей на линейном корабле «Азов» — флагманском корабле эскадры адмирала Л. П. Гейдена. За отличие в сражении 21 декабря награждён орденом Св. Георгия IV класса за № 4141, греческим Орденом Спасителя и произведён в капитан-лейтенанты (14.12.1827).

Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов командовал корветом «Наварин», трофейным турецким кораблём, носившем ранее имя «Нессабиз Сабах» (вступил в командование в 1829 году). В составе русской эскадры блокировал Дарданеллы. С 1830 года, по возвращении в Кронштадт, продолжил командовать «Навариным», неся службу на Балтике.

В 1832 году назначен командиром фрегата «Паллада».

С января 1834 года служил в Черноморском флоте, назначен командиром 41-го флотского экипажа.

30 августа 1834 года произведён в капитаны 2-го ранга.

В 1836 году получил под командование строившийся линейный корабль «Силистрия».

6 декабря 1837 года получил чин капитана 1-го ранга.

13 сентября 1845 года произведён в контр-адмиралы и назначен командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии кораблей.

30 марта 1852 года назначен командующим 5-й флотской дивизией.

2 октября 1852 года произведён в вице-адмиралы.

Крымская война

Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 (30 ноября) разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

Высочайшая грамота

Нашему Вице-Адмиралу, Начальнику 5-й Флотской дивизии, Нахимову

Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории

Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинной радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святаго Георгия второй степени большого креста, пребывая к вам Императорскою милостию Нашею благосклонны

На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

Николай

С-Петербург, 28-го ноября 1853 года

25 февраля (9 марта) 1855 года назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведён в адмиралы. Энергично руководил обороной города. Пользовался величайшим нравственным влиянием на солдат и матросов, звавших его «отцом-благодетелем».

Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе

28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Памятная плита на Малаховом кургане на месте, где был смертельно ранен адмирал П. С. Нахимов

История

Заложен 17 мая 1983 года; 25 апреля 1986 года спущен на воду; 30 декабря 1988 года вступил в строй. 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов». В июле 1997 года — переход до места ремонта.

14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске; в рамках ремонта и модернизации крейсера планировалась замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагалось, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на современный уровень.

В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так, уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.

13 июня 2013 года «Севмаш» заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера, с возвращением его в боевой состав флота в 2018 году. С декабря 2013 года на корабле начались работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также выгрузка и дефектация оборудования.

24 января 2014 года пресс-служба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн, и это будет основной задачей на 2014 год — корабль будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов для перевода через порог батопорта. 4 февраля было завершено строительство первого понтона из 4-х запланированных. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё два дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья».

По информации на 4 июня 2014 года были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где произведена их доработка. 10 июля изготовлен 2-й понтон. 24 октября крейсер завели в наливной бассейн «Севмаша».

30 января 2015 года крейсер подготовили к огневым работам, продолжался демонтаж внутренних корпусных конструкций. 2 ноября закончен демонтаж старого оборудования; началась подготовка к приёму нового оборудования.

В феврале 2016 года на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.

По сведениям ВМФ России, по новому плану, ремонт крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2022 году. Испытания корабля, по информации пресс-службы производственного объединения «Севмаш», должны начаться в 2021 году. По открытой информации, в процессе модернизации, крейсер должен получить 80 унифицированных пусковых установок УКСК 3С14, которые могут осуществлять пуск нескольких типов ракет, таких как различные версии ОКР «Калибр», «Оникс» и перспективной гиперзвуковой ракеты «Циркон». Также крейсер получит комплексы ПВО «Форт-М» и «Панцирь-М» и противолодочные «Пакет-НК» и «Ответ».

На 18 августа 2020 года на Севмаше запланирована технологическая операция по выводу из наливного бассейна к достроечной набережной тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» проекта 11442М для проведения второго этапа работ по ремонту и модернизации корабля.

«Матросский батька» из Севастополя

Черноморский флот стал для Павла Нахимова местом, где он в полной мере смог проявить все свои таланты, определявшиеся все тем же ревностным и самоотверженным отношением к морскому делу. Как отзывались о нем товарищи, «всецело преданный службе, он вне неё не знал и не имел никаких интересов; сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга». Из этой характеристики невнимательный человек мог бы сделать вывод, что Нахимов представлял собой классический тип недалекого служаки, который совершенно не находил для себя занятий вне казармы и плаца (точнее, казармы и палубы), но подобное мнение несправедливо и ошибочно. Скажем, вскоре после назначения на Черноморский флот Нахимов стал главой Комитета директоров севастопольской Морской библиотеки. Он самым внимательным образом изучал все книжные и журнальные новинки как на русском, так и на английском и французском языках, нередко сетуя, что-де некоторые флотские офицеры до такой степени прельщаются чужим, что своим пренебрегают, и так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим.

Многое переняв у своего учителя, Павел Нахимов так же, как и Михаил Лазарев, уделял колоссальное время обучению молодых офицеров, попадавших служить под его начало. В отличие от своего учителя, он выступал по отношению к ним не только внимательным наставником, но и чрезвычайно требовательным начальником. По воспоминаниям офицеров, служивших у Нахимова, он с трудом соглашался с мыслью о том, что у морского офицера может быть в жизни другой интерес, кроме службы, и неизменно требовал, чтобы ни офицеры, ни матросы не получали ни минуты праздности, кроме отведенных уставом. И вот тогда, во время короткого отдыха в кают-компании Павел Нахимов превращался в умного и образованного собеседника, в командира и наставника, вникающего во все нужды и потребности своих подчиненных.

«Адмирал Павел Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года». Картина художника Иллариона Прянишникова, 1871-1872 гг.

Требовательность и ревностное отношение Нахимова к службе могли кому-то показаться напускными, если бы строже всего он не относился к самому себе. Именно себе он не давал никаких возможностей лениться, именно с себя требовал уважительного и внимательного отношения к матросам, которых считал основной военной силой флота. Достаточно привести такой факт: будучи командиром линкора «Силистрия», капитан второго ранга Нахимов запретил на своем корабле телесные наказания для нижних чинов и требовал от своих офицеров относиться к матросам как к товарищам по службе, а не как к крепостным особого вида.

Первый рейс

Бывший «Берлин» восстанавливали в течение восьми лет — с 1949 по 1957 год. Работы проводили и в ГДР, куда транспортировали пароход, судовладельцем которого стало Черноморское морское пароходство. После восстановления капитаном назначили Николая Соболева.

— Подняться на судно можно было лишь по единственному узкому парадному трапу. На прогулочной палубе я был приятно поражён размерами, особенно шириной закрытой веранды, на которой свободно могли разойтись две движущиеся «Волги». Апартаменты капитана располагались на шлюпочной палубе. Тут же были штурманская и рулевая рубка, радиостанция и каюта начальника радиостанции, — вспоминает первый капитан корабля.

Убранство «Адмирала Нахимова» сражало пассажиров наповал. Советский корабль, в салоне которого канделябры, ковры, дорогие картины и бронзовые барельефы русских моряков, не вызывал ничего, кроме восторга. К слову, внутреннее убранство судна было выполнено из различных пород дерева, отполированных настолько, что люди отражались в них. На борту были открыты рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека.

Первый рейс, как и большинство остальных, выполнялся на Крымско-Кавказской линии вдоль берегов Чёрного моря. Многие туристы, правда, жаловались на духоту в каютах. Пассажиры третьего класса постоянно открывали иллюминаторы, в каюты при малейшем крене заливалась вода. Проблему с вентиляцией решали практически до конца 60-х. За два года модернизировали саму систему воздухоподачи, а через 10 лет «Адмирала Нахимова» полностью кондиционировали.

До появления в Черноморском пароходстве парохода «Адмирал Нахимов» крупнейшим пассажирским судном на данном направлении был дизельэлектроход «Россия».

За 29 лет немецкий пароход, ставший советским, перевёз миллионы пассажиров по акватории Чёрного моря. 

С 1960 года судно фрахтовал Украинский республиканский совет по туризму и экскурсиям. Экипаж парохода предложил проводить трёхчасовые прогулки и «рейсы выходного дня» (поездки до трёх дней, которые, как правило, совершаются с пятницы по воскресенье) из Одессы в Севастополь и Ялту.

— Идея морских прогулок нашла не только сторонников, но и активных помощников. Порты также охотно откликнулись на наше предложение, ведь и они были непосредственно заинтересованы: проданные кассами морских вокзалов билеты шли им в план, — вспоминал капитан Соболев.

«Нахимов» посещали президент Вьетнама Хо Ши Мин, «отец» советской атомной бомбы Игорь Курчатов, Че Гевара, президент Алжира X. Бумедьен, генерал, герой Отечественной войны Исса Плиев.

Память

Памятник П. С. Нахимову в Севастополе

Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища. В 1944 Президиумом Верховного Совета СССР были учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени, а также — медаль Нахимова.

Орден Нахимова 1-й степени

  • В 1946 году режиссёр Всеволод Пудовкин снял художественный фильм «Адмирал Нахимов». Роль Нахимова в нём сыграл актёр Алексей Дикий (за эту работу Дикий получил Сталинскую премию I степени и стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр»). В 1947 году Дикий ещё раз исполнил роль адмирала в фильме «Пирогов».
  • В 1952 году имя П. С. Нахимова присвоено Черноморскому Высшему военно-морскому училищу.
  • В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера и Бильдерлинга, снесенный в 1928 году в соответствие с декретом Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» (имевшее место в советской литературе утверждение, что памятник был разрушен гитлеровцами в период оккупации Севастополя, неверно — на пьедестале памятника Нахимову в начале 1930-х был установлен памятник Ленину, и уже этот памятник был уничтожен в 1942—1943 гг.).
  • 5 июля 1992 г. открыт бюст П. С. Нахимову на его родине в Вязьме Смоленской области.
  • 5 июля 2012 года открыт памятник в Санкт-Петербурге, на улице Нахимова, в сквере «Малые Гаванцы», возле гостиницы «Прибалтийская».
  • Именем П. С. Нахимова в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске, Смоленске, Астрахани, Йошкар-Оле, Загорянском, Фрязино, Феодосии, Ялте, Северодвинске, Конотопе, Сумах, Перми, Измаиле и Минске названы улицы, в Москве и Мариуполе — проспекты, в Находке — улица Нахимовская, а в Севастополе — проспект и площадь, в Одессе — переулок. Самая длинная улица правого берега города Кемерово также носит имя адмирала.
  • В период с 2005 по 2012 год в Москве установили три памятника адмиралу.
  • В 2013 году в Ейске (Краснодарский край) установлен бронзовый бюст адмиралу П. С. Нахимову.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище установлен памятник П. С. Нахимову.

Нахимов и противники

Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

Бюст Нахимова, установленный возле Музея судостроения и флота в Николаеве.

В то же время в период, когда Севастополь был захвачен союзниками, крышки гробов адмиралов были проломлены мародёрами, которые похитили золотые эполеты с их мундиров, о чём свидетельствует «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», датированный 23 апреля (11 апреля ст.ст.) 1858 года, составленный по результатам осмотра усыпальницы адмиралов.

Корабли

Имя Нахимова в разное время носили различные военные корабли и гражданские суда:

  • «Нахимов» — российский грузовой пароход (затонул ).
  • «Адмирал Нахимов» — российский броненосный крейсер (погиб в Цусимском сражении ).
  • «Червона Украина» — бывший «Адмирал Нахимов», лёгкий крейсер типа «Светлана» (погиб 13 ноября 1941 года в Севастополе).
  • «Адмирал Нахимов» — советский крейсер класса «Свердлов» (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Берлин III», советское пассажирское судно (затонуло 31 августа 1986 года в Цемесской бухте).
  • «Адмирал Нахимов» — советский большой противолодочный корабль (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Калинин», атомный ракетный крейсер проекта 1144 (на модернизации).

География

  • Озеро Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области.
  • Нахимовское (Смоленская область) — село переименовано в 1952 году в честь 150-летия со дня рождения П. С. Нахимова. В бывшем селе Волочек Сычевского уезда (ныне Холм — Жирковский район Смоленской области) находилось имение крестного отца и родного дяди адмирала, в связи с этим и произошло переименование этого села.

Музеи

  • Молодёжный центр-музей имени Адмирала Нахимова в Смоленске
  • Музей им. Нахимова на родине адмирала в Хмелите, Смоленская область.

Нумизматика

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. С. Нахимова. 25 рублей, серебро, 2002 год

  • В 1992 году Банк России выпустил:
    • монету из медно-никелевого сплава качеством Пруф-лайк номиналом 1 рубль, посвящённую 190-летию со дня рождения П. С. Нахимова.
  • В 2002 году Банк России выпустил:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector