Крейсер «варяг»: история корабля, достоинства и недостатки, участие в русско-японской войне

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны, морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана», «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд», по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков «Варяга» являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Предыстория

В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошёл Украине. Ещё до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года, в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. Для оценки возможностей на Украину была послана специальная комиссия от ВМФ НОАК.

В апреле 1998 года авианосец был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Сюй Цзинпин утверждал, что общие его расходы на сделку были гораздо выше, и он потратил в 1996—1999 годах не менее 120 млн долл. своих и взятых взаймы средств. Несмотря на его продолжительные переговоры с Госсоветом КНР, китайское правительство было согласно вернуть бизнесмену только 20 млн долл., заплаченных на аукционе, а также прочие документально оформленные расходы.

Буксировка авианосца, ноябрь 2001 года

В 2000 году буксир Suhaili прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Но Турция под давлением США отказывалась пропустить его через Босфор в течение 16 месяцев, по официальной версии — прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия. На протяжении всего этого времени, пока шли переговоры, корабль циркулировал в Чёрном море. 2 ноября 2001 года турецкие власти наконец дали разрешение на проход, и авианосец под буксировкой Haliva Champion и «Николай Чикер» через пролив перешёл в Средиземное море, что заняло почти 6 часов.

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира Haliva Champion. Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира, «Николай Чикер» и Sandy Cape, буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и сразу был поставлен на верфь в Даляне.

Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.

Командиры корабля

  • 1986—1991 капитан 2-го ранга Макаренко Владимир Константинович
  • 1991—1993 капитан 2-го ранга Войтов Юрий Николаевич
  • 1993—1995 капитан 2-го ранга Малахевич Сергей Алексеевич
  • 1995—1998 гвардии капитан 1-го ранга Анатолий Иванович Липинский
  • 1998—2000 гвардии капитан 1-го ранга Тимошинов Геннадий Николаевич
  • 19.02.2000—02.2001 гвардии капитан 1-го ранга Моисеев Сергей Фёдорович
  • 09.2002—07.2005 гвардии капитан 1-го ранга Полозов Дмитрий Владимирович
  • 2005—2006 гвардии капитан 1-го ранга Липилин Сергей Владимирович
  • 2006—2012 гвардии капитан 1-го ранга Москаленко Эдуард Владимирович
  • 2012—2013 гвардии капитан 1-го ранга Жовтоножко Алексей
  • 2013—2014 гвардии капитан 1-го ранга Потапов Александр Валерьевич
  • 2014 — н. в. гвардии капитан 1-го ранга Ульяненко Алексей Юрьевич

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Теперь уже китайский авианосец «Ляонин»

В составе китайского флота авианосец получил имя «Ляонин» в честь провинции Ляонин, пишет журналист ДжоинИнфо (Киев) Влад Майоров. После долгой реконструкции и испытаний авианосец снова спустили на воду в 2011 году.

 

Водоизмещение китайского авианосца «Ляонин» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. «Ляонин» вооружен тремя зенитными артиллерийскими установками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.

 

В состав авиагруппы корабля входят 24 палубных истребителя J-15. Они разработаны на базе выкупленного у Украины прототипа истребителя Су-33. Кроме того, авиагруппа корабля включает в себя два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

В конце октября текущего года стало известно, что в Китае завершилась сборка корпуса авианосца проекта Type 001A. Это первый корабль такого класса, спроектированный и строящийся в Китае. В настоящее время на корабль устанавливается все необходимое оборудование. Позже на нем разместится его авиагруппа.

Тактико-технические характеристики

— Длина по ватерлинии — 270 м;

— наибольшая длина (палубы) — 306 м;

— ширина по ватерлинии — 33,4 м;

— наибольшая ширина — 72 м;

— высота — 64,5 м;

— стандартное водоизмещение — 46 тыс. 540 т;

— полное водоизмещение — 59 тыс. 100 т;

— скорость полного хода — 29 узлов;

— дальность плавания при скорости 29 узлов — 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов — 8 тыс. 417 миль;

— автономность плавания — до 45 суток;

— экипаж — 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка — котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

Модернизация

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены.

В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР, и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».

Shenyang J-15

В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолёт Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота.

«Варяг» на верфи в Даляне, 2011 год

В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки лётчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена.

8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

Сравнение полётных палуб авианосцев разных стран

В конце ноября — начале декабря 2011 года авианосец прошёл вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Жёлтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов». К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.

Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17. При этом, «Ляонин» также будет включён в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырёх до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Украина продала Китаю авианосец «Варяг» вместе со всей документацией всего за $20 млн.

«Как же так?» — спросит читатель, ответ на этот вопрос возможно найти у тех кто был при «кормушке». К слову не в таком уж и далеком 1998 году, при Президенте Леониде Кучме, служил премьер-министром Валерий Пустовойтенко, а Минобороны возглавлял Александр Кузьмук (помните, при нем в 2001 году еще сбили украинским С-200 гражданский авиалайнер Ту-154М рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибло тогда 78 человек, Украина признала вину и выплатила семьям погибших 15,3 млн. долларов).

Авианосец был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, СССР) и  заложен в 1985 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, до 1990 года носил имя «Рига», а затем был переименован в «Варяг».

 

Авианесущий крейсер был спущен на воду 25 ноября 1988 года.

 

А вот в таком состоянии Украина продавала свой единственный ржавеющий авианосец, который достался нам после раздела Черноморского флота.

 

Новые публикации

Очерк краткой истории храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах 24.08.2020

Редкий россиянин не слышал сегодня о Карловых Варах, а многие отдыхали на этом замечательном чешском бальнеологическом курорте. Традиционная русская составляющая среди гостей, а потом и жителей города на протяжении, по крайней мере, последних двух сотен лет является весьма значительной.

На всех парусах: Александру Грину – 140 лет 21.08.2020

Музеи Александра Грина в разных городах России отметят 140-летие писателя в предстоящее воскресенье. В крымской Феодосии, где расположен центральный музей автора «Алых парусов», дом-корабль на набережной – больше, чем достопримечательность. Наряду с домом Айвазовского, открытым по соседству, музеи двух великих романтиков создают Феодосии особый ореол города, в котором хочется мечтать и всматриваться в морской горизонт в ожидании алых парусов.

Детское словотворчество: сочинять слова на русском 21.08.2020

Учитель русского языка и литературы в школе «Родник» в Антверпене Ирина Николаева часть лета провела в детском лагере «Радуга». Общаясь с детьми-билингвами, она записывала их забавные фразы, которыми потом делилась на своей странице в «Фейсбуке». А нам рассказала, как ей работается с такими детьми и чему она старается их научить.

«Жить мужеством»: взгляд из Абхазии 21.08.2020

На IV Международный конкурс молодых журналистов «Со-Творение», объявленный в 2020 году фондом «Русский мир», приходят яркие, интересные работы. Одна из них – «Жить мужеством» – посвящена тому, как живёт молодёжь в Абхазии.

Вирусы-пожиратели бактерий: как предшественники антибиотиков помогали в годы войны 21.08.2020

Как вирусы предотвратили холеру в Сталинграде и как обстоят дела с бактериофагами сегодня. Статья представлена на IV Международный конкурс молодых журналистов «Со-Творение», объявленный в 2020 году фондом «Русский мир».

Русское образование в Латвии: надежды на Венецианскую комиссию не оправдались, остался Европейский суд 20.08.2020

Русская община Латвии совместно с РСЛ провела в Риге пресс-конференцию, посвящённую отправке в международные правозащитные организации новых аналитических материалов по ликвидации образования на языках нацменьшинств.

Русисты за рубежом: обучение как приключение 19.08.2020

В этом году будет впервые назван лучший учитель русского языка немецкоговорящих стран Европы – Швейцарии, Германии и Австрии. Итоги конкурса «Образование на русском» будут подведены в октябре ко Дню учителя. Конкурс проводится культурно-образовательным центром FoRuss при поддержке Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации, Общества преподавателей русского языка в Швейцарии (ОПРЯШ) и журнала «РШ».

Нескучный русский: В яблочко 19.08.2020

Яблочный Спас в этом году выпадает на 19 августа. «Пришёл Спас, яблочко припас», – говорят в народе. А как ещё проявился образ яблока в русском языке и культуре?

Служба в составе флота НОАК

25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась торжественная церемония принятия в состав Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая авианосца «Ляонин» (кит. 遼寧 — в честь провинции на северо-востоке Китая) с бортовым номером 16. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.

Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолёты. Только 4 ноября 2012 года официальный источник НОАК PLA Daily заявил, что истребитель J-15 произвёл касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом, а 24 ноября и в газете South China Morning Post появилось сообщение об успешной посадке истребителя J-15 на палубу авианосца — самолётом управлял лётчик-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, КНР официально стала новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлётом и посадкой. 25 ноября было официально объявлено уже о пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15.

Ляонин в Даляне, 23 июля 2014 года

7 апреля 2014 года министр обороны США Чак Хэйгел во время своего визита в Китай посетил «Ляонин», тем самым став первым иностранным высокопоставленным чиновником, посетившим авианосец. 22 апреля 2014 было объявлено, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будет отремонтирована силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы.

В декабре 2016 года «Ляонин» вышел в Жёлтое море для отработки действий авиационной группы самолетов-истребителей J-15 по отражению воздушной атаки на авианосец.
25 декабря представители министерства самообороны Японии заявили, что «Ляонин» появился в центральных водах Восточно-Китайского моря, а в 10 часов утра прошёл проливом Мияко и вышел в западную часть Тихого океана. В начале января 2017 года авиационная группа с «Ляонина» провела ночную тренировку взлёта и посадки в Южно-Китайском море. 12 января 2017 года «Ляонин» прошёл Тайваньским проливом и отправился на базу.
Данный поход вызвал широкий резонанс на Тайване

25 июня 2017 года «Ляонин» и эсминцы «Цзинань», «Иньчуань» и эсминец УРО «Янтай» вышли из Циндао для проведения учений.

6 июля 2017 «Ляонин» прибыл в Гонконг для празднования 20-й годовщины возвращения Гонконга в Китай. С 7 июля в течение 5 дней авианосец был открыт для свободного посещения, однако в некоторых помещениях была запрещена фото- и видеосъёмка, а часть помещений осталась закрытой.

В 2018 году была рассмотрена возможность замены и списания авианосца «Ляонин».

22 апреля 2018 года авианосец «Ляонин», в составе группы кораблей ВМФ Китая, отработал учебные боевые действия против подводных лодок и кораблей «предполагаемого противника» в Восточно-Китайском море.

Символ и гордость Китая — авианосец «Ляонин»

Переделанный советский авианосец «Рига», переименованный в «Варяг», разработанный в Ленинграде и построенный на Николаевских верфях, ржавевший в Украине и фактически разворованный, проданный за копейки в 1998 году, стал новым символом и гордостью Китая.

В Китае даже написали песню «Управляя мечтой» (Leading the Dream)и сделали видео-клип, посвященный авианосцу «Ляонину». В патриотическом видео запечатлены будни экипажа авианосца, взлеты палубного истребителя J-15 и его посадка на крейсер.

Напомним, в сети также появилось видео тренировки истребителей на палубе «Адмирала Кузнецова».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector