Танк т-90: история создания, основное вооружение, боевое применение

Сравнение с иностранными аналогами

Главное, что отличает Т-90 от большинства иностранных танков – это сравнительно небольшие габариты и вес. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины, Т-90МС, не превышает 48 тонн, в то время как его главный «потенциальный противник», американский M1 Abrams, весит более 63 тонн.

Примерно такой же массой обладают и два других широко известных западных танка, немецкий «Леопард 2» и английский «Челленджер». Своего рода «чемпионом» выглядит израильская «Меркава» — 70 тонн.

Исключением на этом фоне выглядит французский танк «Леклерк» — он также оснащается автоматом заряжания, и поэтому весит намного меньше, чем его «собратья по НАТО» — 54,6 тонны (поздние модификации – до 57 тонн).

Огромная масса и большие габариты могут, конечно, производить сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но в действительности подобные качества никак нельзя считать положительными.

Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса – свыше 70 тонн

Западные танки намного сложнее перевозить по любым дорогам, перебрасывая их вдоль фронта или с одного театра военных действий на другой. Неудивительно, что специалисты по логистике из стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, могут разве только позавидовать подобным показателям.

Большие размеры иностранных машин, особенно в боковой проекции – это настоящий подарок для партизанских формирований, вооруженных гранатометами и ПТУР – необходимо учитывать, что именно с таким противником приходится воевать современным армиям.

Вообще говоря, традиционные для западной прессы заявления о сокрушительном технологическом перевесе американского или немецкого танкостроения над российским плохо сочетаются с необходимостью ручного перезаряжания пушки. В скором будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие автомата и вовсе нельзя будет выдать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.

На Западе по непонятным причинам распространено мнение о том, что их танки обладают более высокой огневой мощью по сравнению с Т-90. В действительности баллистические характеристики иностранных пушек калибра 120 мм практически никак не отличаются от показателей 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным преимуществом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана.

Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) – это возможность запуска управляемых ракет через ствол орудия. Ничего подобного на серийных западных машинах нет и сегодня. Совершенно очевидно, что это обеспечивает Т-90 определенный перевес в бою на дальней дистанции.

Французский «Леклерк» — самый лёгкий и при этом самый дорогой западный танк

Особенности конструкции

Макет танка Т-90МС

Т-90МС представляет собой танк классической компоновки с передним отделением управления, в котором находится механик-водитель, средним боевым отделением, «увенчанным» башней, где размещены командир и наводчик, и задним моторно-трансмиссионным отделением. Машина оборудована боевой информационно-управляющей системой, частью которой является система управления огнём (СУО) «Калина».

В состав СУО входят, в частности, следующие элементы:

  1. ПК ПАН «Соколиный глаз». Этот панорамный прицел, предназначенный для командира танка, был разработан в Белоруссии. Устанавливают его не только на Т-90МС, но и на Т-72Б1МС;
  2. ПНМ «Сосна-У». Прицел, предназначенный для наводчика, имеется возможность использования тепловизионного канала и лазерного дальномера;
  3. Устройство для автоматического сопровождения цели;
  4. Стабилизатор;
  5. Прибор определения государственной принадлежности.

В качестве «охотника» может выступать как командир боевой машины, использующий панорамный прицел, так и другой танк. Тем самым обеспечивается тактическое взаимодействие на поле боя. Наибольшая эффективность может быть достигнута подразделениями Т-90МС, получающими целеуказания от Т-14 «Армата».

В целом такой подход совпадает с требованиями концепции сетецентрической войны, которая подразумевает постоянное взаимодействие и полную согласованность между всеми непосредственными участниками сражения.

Тип бронирования и системы защиты

Кормовая часть башни Т-90МС с бронекоробом. На фото – машина, демонстрировавшаяся, начиная с 2011 года

Танк Т-90МС обладает комбинированной многослойной бронёй дифференцированной толщины. На бортах и корме танка установлены решетчатые экраны. Кормовая часть башни дополнительно прикрыта броневым коробом.

Почти весь танк закрыт элементами модульной динамической защиты 4С22 «Контакт-5». Это отличает Т-90МС от Т-90АМ и Т-90М, на которых использована более новая ДЗ 4С23 «Реликт», экспорт которой в настоящее время запрещён.

Важной особенностью Т-90МС (и Т-90СМ) является отсутствие в составе базовой комплектации системы «Штора», предназначенной для защиты от противотанковых управляемых ракет. Установка её может быть выполнена по желанию заказчика

Учитывая, что «Штора» уже доказала свою эффективность в ходе боёв в Сирии, большинство покупателей едва ли от неё откажутся.

Таким же образом обстоит дело и с комплексом активной защиты – на демонстрационных образцах Т-90МС он отсутствует, но его можно установить. Правда, приобрести «Афганит», которым оборудуется Т-90М, пока еще нельзя. Экспортные танки предполагается комплектовать активной защитой «Арена-Э».

Чтобы танк не подорвался на мине с магнитным взрывателям, применяется система СПМЗ-2Э.  Защита от вторичных осколков, образующихся при внешнем ударе по броне, обеспечивается экранами, сделанными из арамидной ткани.

Силовая установка, трансмиссия и подвеска

В качестве силовой установки для танка Т-90МС используется многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф (первоначальное название – В-93). Цикл его испытаний был полностью завершен в 2017-м году, однако его устанавливали еще на Т-90СМ и Т-90АМ в 2011 году. Мощность этого мотора составляет 1130 лошадиных сил.

Многотопливный двигатель В-92С2Ф

Новый двигатель позволил существенно повысить тяговооруженность и подвижность танка Т-90СМ. В дальнейшем предполагается оборудовать эти машины еще более мощным и современным мотором В-99.

Дополнительно на танке устанавливается вспомогательная дизель-генераторная установка – она размещена на боковой надгусеничной полке и предназначена для снабжения электричеством бортового оборудования при выключенном главном двигателе.

Конструкция трансмиссии в основном не изменена, сохранены те же семь передних и одна задняя передачи, что и на исходном Т-90А. Имеется автомат переключения передач – механизмы подобного типа на обычных автомобилях обычно называют «коробка-робот», не следует путать их с обычными гидромеханическими АКПП.

Подвеска, судя по фотографиям танка, практически не отличается от той, что имелась на Т-90А – индивидуальная торсионная. О плавности хода можно будет судить по результатам практического применения. Управление осуществляется при помощи поворотного штурвала.

Применение

Танк Т-90МС или СМ в Кувейте

На поле боя танки Т-90МС по вполне очевидным причинам не появлялись. Информации об их испытаниях крайне мало. Известно, что еще в варианте Т-90СМ они успешно тестировались в Кувейте в условиях пустыни. В феврале 2020 года публиковались видеоролики, на которых показывались боевые стрельбы с участием Т-90МС, однако ничего особенного показано не было. Более того, впоследствии представители Министерства обороны заявили, что демонстрировались в действительность танки Т-90М, предназначенные для российской армии.

Эта ситуация может измениться в самое ближайшее время, поскольку контракт с Индией – на грани подписания, и если он будет заключен, придется проводить полноценные войсковые испытания, информация о которых неизбежно попадет в прессу.


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Эволюция

Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

Наши люди мужества полны

Проект Т-90М также предусматривает серьезную переработку обитаемых отсеков, связанную с совершенствованием их оснащения и повышением эргономических характеристик. Экипаж танка, как и в предыдущих модернизациях, состоит из трех человек. Их размещение тоже не изменилось: механик-водитель занимает место в носовой части корпуса под собственным люком, командир и наводчик работают в башне, по бокам от орудия.

Рабочие места экипажа в башне имеют все необходимое оборудование для работы с СУО и прочими системами. От предшественников Т-90М отличается некоторыми новыми приборами, входящими в состав его СУО. Кроме того, предусматриваются новые функции. Так, командиру предлагается следить за обстановкой при помощи смотровых приборов на люке или панорамного прицела.

При обнаружении цели через один из триплексов командир может использовать автоматическую систему доворота панорамного прицела в нужный сектор. Это ускоряет опознавание и атаку целей. Кроме того, впервые в линейке Т-90М командир получает пульт выбора боеприпаса для досылания в орудие. Ранее тип снаряда устанавливался только наводчиком.

Один из перископических приборов водителя в темное время суток предлагается заменять трехканальным смотровым прибором ТВН-10. Это изделие имеет один оптический и два телевизионных канала с выводом сигнала на монитор. Вождение танка в разных условиях также упрощается за счет применения набора видеокамер, образующих почти сплошное поле наблюдения вокруг танка.

Внутренняя связь между танкистами обеспечивается переговорным устройством на трех абонентов. За внешнюю отвечает радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с двумя независимыми модулями.

Практическое применение Т-90

Несмотря на то, что первые танки Т-90 были изготовлены еще в 1992-м году, на протяжении двух с лишним десятилетий эти машины не участвовали в каких-либо реальных боевых действиях. Видимо, их было просто слишком мало. В «нулевые» годы сотнями Т-90 располагала только Индия (к сегодняшнему дню счет идет уже на тысячи), однако крупномасштабного конфликта между этой страной и соседним Пакистаном, к счастью, удалось избежать.

Правда, в этом «индийском» случае можно было наблюдать бесконтактное противостояние между Т-90С и украинскими танками Т-80УД, которые приобрело правительство Пакистана. Сообщения об эксплуатации обеих боевых машин довольно противоречивы. Известно, в частности, что Т-90 продемонстрировали несколько более высокую техническую надежность в ходе эксплуатации.

На поле боя «Владимир» впервые появился в Сирии. Начиная с 2015 года в эту страну, где всё ещё продолжается гражданская война, были направлены до 30 Т-90А. Использовались они, как правило, во вторых эшелонах правительственных войск, выступая, таким образом, в качестве САУ. Эта тактика позволила не подпускать к танкам вражеских гранатометчиков.

Тем не менее иногда террористам удавалось выпустить по Т-90 противотанковые управляемые ракеты. Чаще всего они не достигали цели – комплекс «Штора» оказался весьма эффективным средством защиты. В ряде случаев ракеты всё же попадали в танк – и тут хорошо показала себя динамическая защита. Известен лишь один достоверно подтвержденный эпизод, в ходе которого попадание ПТУР в Т-90 привело к гибели члена экипажа (механика-водителя).

Один из танков Т-90, применявшихся в Сирии

В течение периода с 2015 по 2020 год в Сирии, по данным западной прессы, было потеряно 6 танков Т-90. Один из них (по другим данным, два) захватили террористы из-за оплошности правительственных войск. По версии сирийского командования, реальных потерь было вдвое меньше, просто несколько боевых машин получили повреждения и после их устранения вернулись в строй.

В целом информации о применении Т-90 очень немного. Во всяком случае, этот танк оказался намного более защищенным от ПТУР, чем использовавшиеся на севере Сирии немецкие «Леопарды 2» или американские «Абрамсы».


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Танки наши быстры

В очередной раз модернизация Т-90 предусматривает доработку силовой установки. В проекте Т-90М используется дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Вместе с агрегатами трансмиссии он образует систему-моноблок, что известным образом облегчает обслуживание и ремонт. Боевая масса танка не превышает 50 т, благодаря чему двигатель В-92С2Ф дает ему удельную мощность не менее 22,5 л.с. на тонну. Как следствие, достигается выгодное соотношение подвижности и расхода топлива.

Согласно ранее опубликованным официальным данным, максимальная скорость Т-90М на шоссе достигает 60 км/ч. Запас хода – 550 км. Параметры проходимости сохранены на уровне предыдущих бронемашин семейства.

В соответствии с актуальными тенденциями последних лет, Т-90М получает вспомогательную силовую установку. Этот дизель-генератор предназначен для выработки электроэнергии и обеспечения работы радиоэлектронного оборудования при выключенном основном двигателе.

Переработка внутренних объемов сказалась на внешнем оснащении танка. В связи с удалением переднего бака-стеллажа пришлось предусмотреть новую емкость для горючего. С целью достижения максимально возможного запаса хода предлагается использовать уже три внешних бака. Две бочки для топлива монтируются на кормовом листе корпуса, а на левой надгусеничной полке рядом моторным отсеком находятся крепления для третьей.

Следует отметить, что установка третьего внешнего бака-бочки уже стала поводом для критики. Отмечается неудобство работы с такой емкостью, обусловленное значительной высотой ее установки. Кроме того, третья бочка на полке может мешать круговой наводке орудия на малых углах возвышения. Впрочем, топливо из этой бочки можно использовать первым, и к моменту начала боя избавиться как от самой емкости, так и от связанных с нею проблем.

Точные сведения о доработке ходовой части отсутствуют. По всей видимости, Т-90М сохраняет подвеску, катки и гусеницу существующих машин. Эти агрегаты проектировались с определенным запасом, и в новом проекте их замена не требуется.

Вооружение

В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы — отличительная черта многих советских танков.

Технология модернизации

Т-90М «Прорыв» является существенно обновлённой версией российского основного боевого танка Т-90 «Владимир». Новое оборудование улучшит характеристики машины и расширит её возможности соответственно современным задачам на поле боя.  

  • Т-90М «Прорыв»

Например, будет значительно увеличена мощность двигателя: Т-90М оснащён дизельным В-92С2Ф в 1130 л. с. Эта силовая установка позволит танку разгоняться до 60 км/ч при движении по шоссе. Для сравнения, танки Т-90 оснащались двигателями В-84МС мощностью 840 л. с. 

Благодаря установке модульной универсальной динамической защиты третьего поколения «Реликт» была усилена броня Т-90М. Модули на башне, корпусе и бортовых экранах танка способны принять на себя удары кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом повреждённые модули легко заменяются на новые. Кроме того, отсеки машины изнутри покрыты специальным антиосколочным материалом, что повышает защищённость экипажа.

Также по теме


«Превосходит зарубежные машины»: на что способен новейший российский танк Т-90М «Прорыв»

Новый российский основной боевой танк Т-90М «Прорыв» успешно прошёл государственные испытания. Об этом сообщил разработчик машины —…

Одним из главных отличий «Прорыва» от базового Т-90 является новый башенный модуль, который получил усовершенствованный автомат заряжания, систему управления огнём, программно-технический комплекс и многоканальный панорамный тепловизионный прицел. 

Главным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А82-1М. Это орудие использует всю номенклатуру 125-мм боеприпасов. В качестве вспомогательного вооружения на башне установлены крупнокалиберный пулемёт «Корд-МТ» и спаренный пулемёт калибра 7,62 ПКТМ. 

При модернизации танка учли опыт боевых действий в Сирии, а также появление новых систем противотанкового оружия, отметил в разговоре с RT военный эксперт Алексей Леонков. 

«Модернизированный танк получил не только новую систему управления огнём, но и новый вид боеприпасов, что в совокупности делает его универсальным инструментом, которым можно пользоваться как в обороне, так и в наступлении, прорыве. Также он может оказывать существенную поддержку пехотным подразделениям в условиях городского боя», — пояснил эксперт. 

В свою очередь, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин подчеркнул, что Т-90М — это танк, который вобрал в себя все передовые наработки и технологии российской бронетанковой техники.  

Поступление нового танка в вооружённые силы страны является также показателем экономических возможностей государства, добавил военный эксперт. 

«Можно разработать весьма продвинутые проекты, но если нет возможности и ресурсов, экономической мощи, то государство не в состоянии сделать такую машину», — отметил Андрей Кошкин.

Достоинства и недостатки

Танк Т-90МС отвечает всем основным требованиям современного боя, что обусловлено целым рядом его положительных качеств:

  1. Высокий уровень защищенности. По этому параметру новая машина должна опередить Т-90А, который неплохо зарекомендовал себя в Сирии;
  2. Отличные характеристики системы управления огнем;
  3. Существенно вырос уровень безопасности для экипажа. Карусель автомата заряжания получила дополнительную защиту, остальной боекомплект разнесен;
  4. Танк обладает высокой энерговооруженностью, что делает его подвижным и маневренным.

О недостатках пока говорить, наверное, рано, однако можно отметить как минимум два минуса – не вполне достаточную бронепробиваемость основных видов снарядов и неудачное расположение дизель-генераторной установки, которая очень уязвима для огня со стороны противника.

Интересно, что хотя танк Т 90МС на испытаниях в США пока не побывал, американские эксперты уже выступали с различными оценками этой боевой машины, сравнивая её с M1A2 Abrams и приходя обычно к традиционному выводу о тотальном превосходстве собственной техники.

Операторы

  • Азербайджан — около 100 единиц Т-90С, по состоянию на 2017 год. Также существует опцион на поставку ещё около 100 единиц Т-90С. По желанию азербайджанской стороны на танках были установлены комплексы оптико-электронного подавления «Штора-1».
  • Алжир — 367 единиц Т-90СА, по состоянию на 2017 год.
  • Армения — 1 единица Т-90С, по состоянию на 2016 год. Выигран на чемпионате мира по танковому биатлону 2014 года.
  • Индия — около 1000 единиц Т-90С, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак — первая партия из 10 танков Т-90С (всего планируется поставить 73 танка), по состоянию на февраль 2018 года.
  • Россия — 350 единиц Т-90 и Т-90А в строевых частях (и ещё около 200 единиц Т-90 находятся на хранении), по состоянию на 2017 год. В дальнейшем будут производиться поставки Т-90М.
  • Сирия — около 30 единиц Т-90С и Т-90СА.
  • Туркмения — 10 единиц Т-90С, по состоянию на 2017 год. Также существует опцион на поставку ещё около 30 единиц Т-90С.
  • Уганда — 44 единицы Т-90С, по состоянию на 2017 год.

Бывшие

Фронт ан-Нусра — 2 единицы Т-90СА, захваченные в 2016 году под Алеппо, с сомнительной боеспособностью. Судя по фотографиям, у одного танка отсутствует часть активной брони на корпусе, бортах, а также есть только один прожектор системы «Штора». Один из них использовался исламистами в ходе боёв за город Маардес. В сентябре 2017 года САА уничтожила один и захватила второй Т-90 исламистов.

Бронетехника Российской Федерации

Основные боевые танки:
Боевые машины огневой поддержки:
Боевые машины пехоты, десанта и морпехов:
Боевые машины ПТРК:
Боевые разведывательные машины:
Боевые машины огнемётчиков:
Бронетранспортёры:
Бронированные автомобили:
Самоходная артиллерийская установка:
БМРА и ТЗМ:
ЗСУ и ЗРПК:
ЗРК и ЗРС:
Инженерные и специальные машины:
Машины разведки и управления:
Самоходные лазерные комплексы:

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 46,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы эксплуатации – с 1992 года.

Размеры

  • Длина корпуса – 6860 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса – 3780 мм;
  • Высота – 2230 мм (по крыше башни);
  • База – 4270 мм;
  • Колея – 2790 мм;

Бронирование

  • Тип брони — комбинированная противоснарядная;
  • Активная защита — КОЭП Штора-1/1М;
  • Динамическая защита — «Контакт-5»

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46М;
  • Тип пушки – гладкоствольная;
  • Длина ствола – 51 калибр;
  • Боекомплект пушки – 43;
  • Углы ВН: -5..+16 градусов;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – 5 км;
  • Прицелы – наводчик (дневной): 1Г46, наводчик (ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА», Командир (день/ночь): Т01-КО4;
  • Пулемёты — 1 × 12,7-мм НСВТ или Корд, 1 × 7,62-мм ПКТ
  • Другое вооружение — «Рефлекс-М».

Подвижность

  • Тип двигателя — В-84МС или В-92С2;
  • Мощность двигателя – 840 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 550 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 354-520 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

Модификации Т-90

  • Т-90С – экспортный танк с дополнительными блоками встроенной динамической защиты;
  • Т-90К – командирский танк с дополнительным навигационным и связным оборудованием;
  • Т-90А – модификация 2004 года с более мощным двигателем, сварной башней, новой системой ППО и улучшенным тепловизионным оборудованием;
  • Т-90СА – экспортный вариант модификации Т-90А;
  • Т-90АМ – Вместо башни установлен боевой модуль с особой системой управления огнем «Калина», модернизирована пушка и динамическая защита.
  • Т-90МС — По сравнению с базовой моделью в новой модификации усовершенствованы основные компоненты бронированной машины – огневая мощь и защита, улучшена подвижность. В боекомплект Т-90МС дополнительно включен снаряд осколочного типа с дистанционным подрывом, который обеспечивает более эффективную борьбу с живой силой противника.

Применение в бою

Не существует никакой официальной информации о том, что Т-90 когда-либо участвовал в боевых действиях. Есть только справка, что один Т-90 был в распоряжении одной части в зоне конфликта в Чечне, однако неизвестно, принимал ли он тогда участие в боях.

Т-90 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке.

Начало

В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса «государственной тайны».

Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

Зарубежные конкуренты

Т-90М «Прорыв» является основным танком, в современной западной классификации — основным боевым танком. Под этим термином подразумевается многоцелевой танк с высокой огневой мощью и защитой, сочетающий их с подвижностью.  

Главными западными конкурентами Т-90М являются американский M1 Abrams, французский AMX-56 Leclerc и немецкий Leopard 2. 

  • Немецкий танк Leopard 2
  • Reuters

Прежде всего западные машины в сравнении с Т-90 и его модификациями гораздо тяжелее. Так, вес танка M1 Abrams — 54—63 тонны. «Тяжеловесом» является и немецкий Leopard — 50—70 тонн. Французский Leclerc немного легче своих «коллег» — 54 тонны. Однако и он проигрывает в этом показателе российскому Т-90. Для сравнения, экспортная модификация Т-90С весит 46 тонн.  

Западные конкуренты уступают российскому танку и в калибре пушки. В соответствии со стандартами НАТО они используют пушки калибра 120 мм, тогда как калибр главного орудия российского танка — 125 мм. 

Также западные танки имеют гораздо менее надёжную защиту. Из-за особенностей конструкции танкам Abrams и Leopard можно нанести критические повреждения при помощи переносных гранатомётов или старых моделей ПТРК.

Так, в ходе вооружённого конфликта в Сирии турецкие военные с 2016 года потеряли не менее десяти танков Leopard. При этом есть свидетельства того, что поразить танки Leopard 2 удавалось с помощью ПТРК ещё советского производства — «Фагот» и «Конкурс».

Также по теме

Закат «Абрамса»: США признали отставание в танкостроении

Командование сухопутных войск США заявило, что основной американский танк «Абрамс» начинает устаревать и нуждается в замене. На…

Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что российский Т-90 и его модификации превосходят основные танки западных держав по своим боевым показателям.  

«Abrams и Leopard 2 являются главными зарубежными конкурентами платформы Т-90. Однако российский танк по многим своим характеристикам превосходит зарубежные машины, которые в боевых действиях ведут себя не лучшим образом. Характерным примером являются потери танков Abrams и Leopard на Ближнем Востоке. По сравнению с ними танк Т-90, который воевал на стороне сирийских войск, оказался крепким орешком», — отметил эксперт.  

Россия, в отличие от зарубежных стран, не останавливала разработку и модернизацию танков, всегда занималась вопросами улучшения боевых показателей Т-72 и Т-90, которые стоят на вооружении российской армии, напомнил Алексей Леонков. 

«Доработки и модернизации привели к улучшению боевых качеств российских танков. Такая машина усилит российские танковые войска. Эта модернизация своевременна, поскольку закладывается основа на перспективу использования этих машин в течение ближайших 5—10 лет», — пояснил эксперт.  

Андрей Кошкин в разговоре с RT также выразил уверенность в том, что Т-90М значительно усилит российские танковые войска.  

Т-90М — это не только шаг вперёд, но и объединение всех лучших элементов предыдущих моделей, добавил Андрей Кошкин.

«Это хорошо апробированный и проверенный в войсках танк, который превосходит по всем параметрам своих предшественников и по большинству — зарубежные машины», — заключил эксперт.  

Танки других стран

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Т-90А БМ «Оплот» Абрамс M1A2 SEP Леопард 2A6M AMX-56 Леклерк Челленджер 2 C1 Ариете PT-91M
Внешний вид

Год принятия на вооружение 2005 2009 2000 2004 1992 2002 1995 2010
Боевая масса, т 46,5 51,0 63,0 68,5 54,6 62,5 54,0 45,5
Экипаж 3 3 4 4 3 4 4 3
Калибр пушки, мм 125 125 120 120 120 120 120 125
Управляемое вооружение Рефлекс-М Комбат нет нет нет нет нет нет
Зенитный пулемёт 12,7-мм Корд 12,7-мм НСВТ 12,7-мм M2HB 7,62-мм MG3 12,7-мм M2HB-QBC 7,62-мм L37A2 7,62-мм MG3 12,7-мм НСВТ
Боекомплект, выстрелов 42 46 42 42 40 52 42 40
Скорострельность, выстр/мин 7 8 н/д н/д 10—12 н/д н/д 7
Динамическая защита Контакт-5 Дуплет TUSK ARAT есть нет ROMOR нет ERAWA
Активная защита Штора-1 Варта AN/VLQ-6 MCD MUSS н/д н/д н/д OBRA-3
Мощность двигателя, л. с. 1000 1200 1500 1500 1500 1200 1275 1000
Удельная мощность, л. с./т 21,5 23,5 23,8 24,0 27,5 19,2 23,6 22,0
Максимальная скорость, км/ч 60 70 67 72 72 56 65 65
Запас хода по шоссе, км 550 500 425 550 550 400 550 480
Меркава Mk.4М Арджун Mk.I Аль-Халид Зульфикар Сонгун-915 Тип 99А2 Тип 10
Внешний вид

Год принятия на вооружение 2009 2011 2001 1997 2009 2014 2011 2012
Боевая масса, т 65,0 58,5 48,0 36,0 44 55,0 58,0 44,0
Экипаж 4 4 3 3 н/д 3 3 3
Калибр пушки, мм 120 120 125 125 125 120 125 120
Управляемое вооружение LAHAT LAHAT нет нет Bulsae-3 KSTAM Рефлекс нет
Зенитный пулемёт 12,7-мм M2HB 12,7-мм НСВТ 12,7-мм QJC-88 12,7-мм MGD 14,5-мм КПВТ 12,7-мм K-6 12,7-мм QJC-88 12,7-мм M2HB
Боекомплект, выстрелов 48 39 39 н/д н/д н/д 41 н/д
Скорострельность, выстр/мин н/д 6—8 8 н/д н/д 10 7 н/д
Динамическая защита есть нет есть нет есть есть есть нет
Активная защита Трофи нет Варта нет нет есть JD-3 н/д
Мощность двигателя, л. с. 1500 1400 1200 780 1200 1500 1500 1200
Удельная мощность, л. с./т 23,5 23,9 25,0 21,7 27,3 27,3 25,9 27,3
Максимальная скорость, км/ч 70 70 70 70 70 70 70 70
Запас хода по шоссе, км 500 450 500 450 н/д 450 450 н/д
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector