Крейсер аврора
Содержание:
Другие названия
- Аврора (англ. Aurora Humanitarian Initiative) — международная гуманитарная инициатива.
- Аврора — российская авиакомпания, созданная в 2013 году путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивостокавиа».
- Аврора — масонская ложа.
- Аврора — европейская космическая программа.
- Аврора — жилой комплекс в Москве.
- Аврора — название ночных сборок «Firefox».
- Аврора (ЦКЗ, Санкт-Петербург) — ЦКЗ «Аврора» в Санкт-Петербурге.
- Аврора — советский и латвийский женский волейбольный клуб из Риги.
- Аврора — женский футбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1988 году.
- Аврора — сыктывкарский центр конного спорта, специализирующийся на иппотерапии и развитии конного спорта для инвалидов.
- (OS/2 Warp Server for e-Business) — версия операционной системы «OS/2».
- Операционная система, предлагаемая Национальным центром информатизации в качестве импортозамещения в государственных органах России
Другие значения
- «Аврора» (Премия «Аврора» за пробуждение гуманизма) — международная гуманитарная инициатива.
- «Аврора» — советское и российское специализированное издательство в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с отделением в Москве.
- «Аврора» — российская авиакомпания, созданная в 2013 году путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивостокавиа».
- Аврора — диффузное явление, связанное с потоком солнечного ветра в верхних слоях атмосферы вызывающим полярное сияние.
- Аврора — масонская ложа.
- «Аврора» — европейская космическая программа.
- Aurora Corp. — тайваньская компания.
- «Аврора» — расположенное в Санкт-Петербурге российское НПО в области автоматизированных систем управления
- Операция «Аврора» — условное название продолжительной серии китайских кибератак второй половины 2009 года.
История создания корабля
К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:
- изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
- следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.
За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.
Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.
С начала строительства (осень 1896) появились трудности:
- не было в необходимом количестве корабельной стали;
- Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.
Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.
Крейсер «Аврора», киль спущен на воду
На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:
- Котлов;
- Машин;
- Механизмов всех узлов.
Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.
Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.
В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.
К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.
Крейсер «Аврора» на учениях
Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:
- монтаж паропровода;
- вспомогательных механизмов;
- общекорабельных систем.
Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:
- Установка румпельного устройства;
- Паровая рулевая машина;
- Электрическая система управления рулем.
Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.
Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:
- Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
- Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
- Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.
В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.
При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.
Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.
Музей
Несмотря на длинный послужной список, история легендарных событий крейсера Аврора на этом не закончилась. Он ходил в море в составе советского флота.
После завершения военных действий крейсер был поставлен на свою конечную пристань, а через 9 лет в нем открыли музей. Несмотря на это, с баланса Военно-морского флота России корабль сняли лишь в 2010 году. В 2015 году корабль-музей закрыли на ремонт, а открыли только через год. После посещения экспозиции, расположенной в трюме, можно совершить увлекательную прогулку по верхней палубе.
Внутреннее пространство музея включает в себя 7 залов.
- Первый зал размещается в помещении бывшего боцманского кубрика и карцера. В нем посетители смогут рассмотреть картины, на которых крейсер изображен в разные эпохи своего существования. На одной из картин помещены изображения всех кораблей, принимавших участие в Октябрьской революции вместе с Авророй.
- Второй зал размещается на месте бывшей батарейной палубы и матросских кубриков. В качестве экспонатов используются личные вещи бывших членов команды, предметы быта и шпили, с помощью которых поднимался якорь с моря.
- В третьем зале размещаются экспонаты, относящиеся к развитию отечественного флота на рубеже XIX-XX веков, а так же к Цусимскому сражению, походу Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток.
- Четвертый зал посвящен истории крейсера Аврора. Здесь представлены фотографии, документы, имеющие историческую ценность, карты походов судна по просторам Балтийского моря.
- Большую часть пятого зала занимают фотографии крейсера времен Великой Отечественной войны. На специальных стендах прикреплены манекены матросов, которые воевали на суше.
- Пространство шестого зала занимают подарки, которые были вручены экипажу и кораблю за более чем столетнюю службу. Выделяется среди всех экспонатов знак командующего вспомогательными судами военно-морского флота Великобритании.
- В седьмом зале представлена восстановленная корабельная церковь. В ней присутствуют картины и фотокарточки морских соборов Кронштадта и Санкт-Петербурга.
Техника
Аппараты
- «Аврора» — советская радиола.
- «Аврора» — советские 8-мм любительские киносъёмочные аппараты производства Ленинградского оптико-механического объединения.
- «Аврора» — корабельный гидроакустический комплекс.
Вооружение
- «Аврора» — перспективный артиллерийский комплекс управляемого вооружения.
- «Аврора» — комплекс ПРО с ракетой А-351 (проект).
- «Аврора» — моноимпульсный вторичный радиолокатор разработки ОАО ВНИИРА (Санкт-Петербург)
Корабли
- «Аврора» — парусный фрегат, отличившийся при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны 1853—1856 годов.
- «Аврора» — русский крейсер, один из символов Октябрьской революции 1917 года.
- «Аврора» — круизное судно фирмы «P&O Cruises», построенное в 2000 году.
Наземный транспорт
- «Аврора» — фирменный поезд, курсировавший с 1963 по 2010 год между Москвой и Санкт-Петербургом (Ленинградом).
- ПАЗ-4230 и ПАЗ-4238 «Аврора» — автобусы производства Павловского или Курганского автобусных заводов.
Самолёты
- «Аврора» (SR-91 Aurora) — мифический гиперзвуковой самолёт ВВС США.
- «Аврора» — сленговое название самолёта Ту-154, связанное с тем, что у него имеется три реактивных сопла — «три трубы», как у легендарного крейсера.
Связь
- Аврора — в радиолюбительском сленге радиосвязь с отражением радиоволн от зон полярного сияния.
- «Аврора» — системы связи с орбитальными станциями «Салют».
- Аврора 9 («Aurora 9») — передатчик системы дистанционного управления производства «Hitec».
Компьютерные технологии
- «» (OS/2 Warp Server for e-Business) — версия операционной системы «OS/2».
- «Аврора» — операционная система, предлагаемая Национальным центром информатизации в качестве импортозамещения в государственных органах России
- Aurora — альтернативное наименование операционной системы Eeebuntu.
- «Аврора» — компьютерная шашечная программа.
- Аврора — название неофициальных сборок и альфа-версий браузера «Firefox».
- «Aurora» — профессиональный студийный ЦАП/АЦП аудио интерфейс высшей категории от Lynx Studio Technology.
Ветераны на палубе
«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.
Октябрьская революция
В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.
Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Николаевский мост. Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.
В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.
Эксплуатация в мирных целях
Лишь после окончания Великой Отечественной войны, в 1944 году Аврору переправили в северную столицу России для проведения ремонтных работ. Сразу по их окончанию крейсер передали в ведомство города, а его помещения переоборудовали под музей. Также кораблю присвоили звание учебного. Им пользовались курсанты Нахимовского военно-морского училища.
Крейсер Аврора
В 1945-1946 годах крейсер использовался в съемках кинокартины Крейсер “Варяг”. В связи с этим проведено ряд операций по очистке корпуса от ржавчины, дооборудованию в соответствии с прототипом и т.д. По завершению съемок был возвращен изначальный внешний вид корабля, и он вновь возвратился к месту своего базирования.
Фото корабля
В ноябре 1948 года крейсер Аврора пришвартовался на р. Большая Невка, где его можно увидеть и сегодня. Продолжилось активное его переоборудование в музейный объект. Спустя почти десятилетие его расширили и присоединили к Центральному военно-морскому музею.
В конце 70-х – начале 80-х годов обшивка Авроры подверглась капитальному ремонту. Для этого поврежденные участки снимались и заменялись новыми. Например, полностью была заменена подводная часть. Не смотря на активные протесты историков, для проведения всех необходимых операций использовались современные материалы и технологии. Реставрация легендарного крейсера обошлась стране в 35 миллионов рублей и была окончена в июле 1987 года. После его вновь пришвартовали около стен Петровской набережной.
Крейсер Аврора
Проект крейсера
Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».
Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.
Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» — имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Великий князь Алексей Александрович. Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество Франко-русских заводов сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).
Символ революции
К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».
После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.
В культуре и искусстве
В литературе
- «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (Aurora. Die Morgenröte im Aufgang) — книга христианского мистика Якоба Бёме.
- Аврора — планета космонитов в цикле романов Айзека Азимова «Позитронные роботы», «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо», «Академия и Земля».
В музыке
- «Аврора» — соната Л. ван Бетховена № 21 до минор.
- Аврора — популярная в СССР песня.
- Аврора — альбом японской певицы Орига, выпущенный в 2005 году.
- Аврора — альбом группы «Ленинград», выпущенный в 2007 году.
Мультфильмы
- «Аврора» — мультфильм студии «Союзмультфильм» (СССР, 1973).
- «Аврора» — аниме фильм Сугано Ёсинори, выпущенный совместно с некоторыми работниками «Studio Ghibli» в 2000 году.
Сериалы
- Аврора — класс космического корабля в научно-фантастическом телесериале «Звёздные врата Атлантида».
- «Аврора» — сериал, оригинальная продукция телекомпании «Telemundo».
Компьютерные игры
- Аврора — компьютерная шашечная программа.
- «Аврора» — средний боевой корабль в космической стратегии в реальном времени «Conquest: Frontier Wars».
- Аврора — пустынный континент в «Fable 3».
- «Аврора» — полуофициальное название серверной ветви «OS/2», выпущенной следом за «Warp 4 (Мерлин)». Первоначально имела название «OS/2 Warp Server for e-Business» и была выпущена в апреле 1999 года (версия «Warp 4.5»). Иногда её неправильно называют «Warp 5». В 2003 году вышел последний 3 сервис пак, ACP3 4.53.
- Аврора — сверхзвуковой бомбардировщик США в игре C&C generals.
- Аврора — космический корабль из игры «Subnautica», на котором главный герой потерпел крушение на планете-океан.
Гулльский инцидент
Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.
Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.
Вооружение
На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.
В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:
- 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
- 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
- 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
- 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
- 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.
В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.
Крейсер «Аврора», крупнокалиберное орудие
Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.
С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.
Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.
Перевооружался крейсер 5 раз:
- Летом 1903;
- Весной 1907;
- Зимой 1916;
- 1923;
- 1941.
Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.
С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.
Крейсер «Аврора», пушка на лафете
Современные реалии
В 1984 году Аврору поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — непосредственно подводная часть пришла в полную неисправность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — такой себе сварной корпус. И хотя Аврора «переродилась» заново, многие будут помнить ее еще много лет.
Ремонт
В начале третьего тысячелетия название крейсера не единожды фигурировало в новостях в связи с различными скандалами. Первым из них стала проведенная на Авроре вечеринка Русский пионер (отечественный журнал). Затем крейсер не единожды использовали для привлечения внимания активистские организации Санкт-Петербурга. В 2012 году Президенту РФ было передано обращение от городских властей Санкт-Петербурга. В нем содержалась просьба о возвращении легендарному крейсеру статус первого корабля в составе ВМФ России. Утверждение данного решения означало бы также и обеспечение Авроры военным экипажем. Спустя 2 года ее отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. На место стоянки крейсер возвратился в 2016 году.
Аврора на набережной
Последний ремонт знаменитого корабля был по большей части косметическим. От изменений в корпусной части было решено отказаться по 2 основным причинам:
- Сохранение исторического внешнего вида (насколько это было возможно после предыдущих вмешательств).
- Отсутствие серьезных повреждений и корродирования металла.
На сегодняшний день крейсер Аврора представляет собой готовым к работе кораблем, который может в случае необходимости до 20 суток находится в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим за ним закреплен постоянно действующий военный экипаж. При этом в мирное время Аврора исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.
Аврора вечером
Летом 2018 года на борту крейсера Аврора открыли православный храм. Его несколько месяцев восстанавливали по дореволюционным снимкам и сохранившимся чертежам. Как изначально и предполагалось, храм расположился в центральной части корабля.
В качестве музейного экспоната крейсер ежегодно привлекает большое количество туристов и остается одним из наиболее посещаемых мест северной столицы РФ. Примечательно, что почти весь жизненный путь Авроры прошел именно здесь, в городе, где корабль был спущен на воду. Спустя почти 120 лет он остается гордостью страны и его жителей. Службы на крейсере удостаиваются лишь лучшие учащиеся военных училищ РФ, а самый ответственный и почетный наряд для них – четырехчасовая служба у знаменитой пушки, ознаменовавшей начало революции 1917 года.
Борт
Сегодня посмотреть на крейсер Аврора может каждый желающий. Крейсер стоит на у Петровской набережной. По пути следованию к кораблю, можно будет посмотреть еще на другие судна на причале.