Крейсер аврора

Другие названия

  • Аврора (англ. Aurora Humanitarian Initiative) — международная гуманитарная инициатива.
  • Аврора — российская авиакомпания, созданная в 2013 году путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивостокавиа».
  • Аврора — масонская ложа.
  • Аврора — европейская космическая программа.
  • Аврора — жилой комплекс в Москве.
  • Аврора — название ночных сборок «Firefox».
  • Аврора (ЦКЗ, Санкт-Петербург) — ЦКЗ «Аврора» в Санкт-Петербурге.
  • Аврора — советский и латвийский женский волейбольный клуб из Риги.
  • Аврора — женский футбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1988 году.
  • Аврора — сыктывкарский центр конного спорта, специализирующийся на иппотерапии и развитии конного спорта для инвалидов.
  • (OS/2 Warp Server for e-Business) — версия операционной системы «OS/2».
  • Операционная система, предлагаемая Национальным центром информатизации в качестве импортозамещения в государственных органах России

Другие значения

  • «Аврора» (Премия «Аврора» за пробуждение гуманизма) — международная гуманитарная инициатива.
  • «Аврора» — советское и российское специализированное издательство в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с отделением в Москве.
  • «Аврора» — российская авиакомпания, созданная в 2013 году путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивостокавиа».
  • Аврора — диффузное явление, связанное с потоком солнечного ветра в верхних слоях атмосферы вызывающим полярное сияние.
  • Аврора — масонская ложа.
  • «Аврора» — европейская космическая программа.
  • Aurora Corp. — тайваньская компания.
  • «Аврора» — расположенное в Санкт-Петербурге российское НПО в области автоматизированных систем управления
  • Операция «Аврора» — условное название продолжительной серии китайских кибератак второй половины 2009 года.

История создания корабля

К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:

  • изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
  • следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.

За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.

Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.

С начала строительства (осень 1896) появились трудности:

  • не было в необходимом количестве корабельной стали;
  • Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.

Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.

Крейсер «Аврора», киль спущен на воду

На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:

  1. Котлов;
  2. Машин;
  3. Механизмов всех узлов.

Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.

Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.

В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.

К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.

Крейсер «Аврора» на учениях

Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:

  • монтаж паропровода;
  • вспомогательных механизмов;
  • общекорабельных систем.

Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:

  1. Установка румпельного устройства;
  2. Паровая рулевая машина;
  3. Электрическая система управления рулем.

Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.

Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:

  • Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
  • Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
  • Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.

В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.

При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.

Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.

Музей

Несмотря на длинный послужной список, история легендарных событий крейсера Аврора на этом не закончилась. Он ходил в море в составе советского флота.

После завершения военных действий крейсер был поставлен на свою конечную пристань, а через 9 лет в нем открыли музей. Несмотря на это, с баланса Военно-морского флота России корабль сняли лишь в 2010 году. В 2015 году корабль-музей закрыли на ремонт, а открыли только через год. После посещения экспозиции, расположенной в трюме, можно совершить увлекательную прогулку по верхней палубе.

Внутреннее пространство музея включает в себя 7 залов.

  1. Первый зал размещается в помещении бывшего боцманского кубрика и карцера. В нем посетители смогут рассмотреть картины, на которых крейсер изображен в разные эпохи своего существования. На одной из картин помещены изображения всех кораблей, принимавших участие в Октябрьской революции вместе с Авророй.
  2. Второй зал размещается на месте бывшей батарейной палубы и матросских кубриков. В качестве экспонатов используются личные вещи бывших членов команды, предметы быта и шпили, с помощью которых поднимался якорь с моря.
  3. В третьем зале размещаются экспонаты, относящиеся к развитию отечественного флота на рубеже XIX-XX веков, а так же к Цусимскому сражению, походу Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток.
  4. Четвертый зал посвящен истории крейсера Аврора. Здесь представлены фотографии, документы, имеющие историческую ценность, карты походов судна по просторам Балтийского моря.
  5. Большую часть пятого зала занимают фотографии крейсера времен Великой Отечественной войны. На специальных стендах прикреплены манекены матросов, которые воевали на суше.
  6. Пространство шестого зала занимают подарки, которые были вручены экипажу и кораблю за более чем столетнюю службу. Выделяется среди всех экспонатов знак командующего вспомогательными судами военно-морского флота Великобритании.
  7. В седьмом зале представлена восстановленная корабельная церковь. В ней присутствуют картины и фотокарточки морских соборов Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Техника

Аппараты

  • «Аврора» — советская радиола.
  • «Аврора» — советские 8-мм любительские киносъёмочные аппараты производства Ленинградского оптико-механического объединения.
  • «Аврора» — корабельный гидроакустический комплекс.

Вооружение

  • «Аврора» — перспективный артиллерийский комплекс управляемого вооружения.
  • «Аврора» — комплекс ПРО с ракетой А-351 (проект).
  • «Аврора» — моноимпульсный вторичный радиолокатор разработки ОАО ВНИИРА (Санкт-Петербург)

Корабли

  • «Аврора» — парусный фрегат, отличившийся при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны 1853—1856 годов.
  • «Аврора» — русский крейсер, один из символов Октябрьской революции 1917 года.
  • «Аврора» — круизное судно фирмы «P&O Cruises», построенное в 2000 году.

Наземный транспорт

  • «Аврора» — фирменный поезд, курсировавший с 1963 по 2010 год между Москвой и Санкт-Петербургом (Ленинградом).
  • ПАЗ-4230 и ПАЗ-4238 «Аврора» — автобусы производства Павловского или Курганского автобусных заводов.

Самолёты

  • «Аврора» (SR-91 Aurora) — мифический гиперзвуковой самолёт ВВС США.
  • «Аврора» — сленговое название самолёта Ту-154, связанное с тем, что у него имеется три реактивных сопла — «три трубы», как у легендарного крейсера.

Связь

  • Аврора — в радиолюбительском сленге радиосвязь с отражением радиоволн от зон полярного сияния.
  • «Аврора» — системы связи с орбитальными станциями «Салют».
  • Аврора 9 («Aurora 9») — передатчик системы дистанционного управления производства «Hitec».

Компьютерные технологии

  • «» (OS/2 Warp Server for e-Business) — версия операционной системы «OS/2».
  • «Аврора» — операционная система, предлагаемая Национальным центром информатизации в качестве импортозамещения в государственных органах России
  • Aurora — альтернативное наименование операционной системы Eeebuntu.
  • «Аврора» — компьютерная шашечная программа.
  • Аврора — название неофициальных сборок и альфа-версий браузера «Firefox».
  • «Aurora» — профессиональный студийный ЦАП/АЦП аудио интерфейс высшей категории от Lynx Studio Technology.

Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Николаевский мост. Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Эксплуатация в мирных целях

Лишь после окончания Великой Отечественной войны, в 1944 году Аврору переправили в северную столицу России для проведения ремонтных работ. Сразу по их окончанию крейсер передали в ведомство города, а его помещения переоборудовали под музей. Также кораблю присвоили звание учебного. Им пользовались курсанты Нахимовского военно-морского училища.

Крейсер Аврора

В 1945-1946 годах крейсер использовался в съемках кинокартины Крейсер “Варяг”. В связи с этим проведено ряд операций по очистке корпуса от ржавчины, дооборудованию в соответствии с прототипом и т.д. По завершению съемок был возвращен изначальный внешний вид корабля, и он вновь возвратился к месту своего базирования.

Фото корабля

В ноябре 1948 года крейсер Аврора пришвартовался на р. Большая Невка, где его можно увидеть и сегодня. Продолжилось активное его переоборудование в музейный объект. Спустя почти десятилетие его расширили и присоединили к Центральному военно-морскому музею.

В конце 70-х – начале 80-х годов обшивка Авроры подверглась капитальному ремонту. Для этого поврежденные участки снимались и заменялись новыми. Например, полностью была заменена подводная часть. Не смотря на активные протесты историков, для проведения всех необходимых операций использовались современные материалы и технологии. Реставрация легендарного крейсера обошлась стране в 35 миллионов рублей и была окончена в июле 1987 года. После его вновь пришвартовали около стен Петровской набережной.

Крейсер Аврора

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» — имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Великий князь Алексей Александрович. Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество Франко-русских заводов сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Символ революции

К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».

После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.

В культуре и искусстве

В литературе

  • «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (Aurora. Die Morgenröte im Aufgang) — книга христианского мистика Якоба Бёме.
  • Аврора — планета космонитов в цикле романов Айзека Азимова «Позитронные роботы», «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо», «Академия и Земля».

В музыке

  • «Аврора» — соната Л. ван Бетховена № 21 до минор.
  • Аврора — популярная в СССР песня.
  • Аврора — альбом японской певицы Орига, выпущенный в 2005 году.
  • Аврора — альбом группы «Ленинград», выпущенный в 2007 году.

Мультфильмы

  • «Аврора» — мультфильм студии «Союзмультфильм» (СССР, 1973).
  • «Аврора» — аниме фильм Сугано Ёсинори, выпущенный совместно с некоторыми работниками «Studio Ghibli» в 2000 году.

Сериалы

  • Аврора — класс космического корабля в научно-фантастическом телесериале «Звёздные врата Атлантида».
  • «Аврора» — сериал, оригинальная продукция телекомпании «Telemundo».

Компьютерные игры

  • Аврора — компьютерная шашечная программа.
  • «Аврора» — средний боевой корабль в космической стратегии в реальном времени «Conquest: Frontier Wars».
  • Аврора — пустынный континент в «Fable 3».
  • «Аврора» — полуофициальное название серверной ветви «OS/2», выпущенной следом за «Warp 4 (Мерлин)». Первоначально имела название «OS/2 Warp Server for e-Business» и была выпущена в апреле 1999 года (версия «Warp 4.5»). Иногда её неправильно называют «Warp 5». В 2003 году вышел последний 3 сервис пак, ACP3 4.53.
  • Аврора — сверхзвуковой бомбардировщик США в игре C&C generals.
  • Аврора — космический корабль из игры «Subnautica», на котором главный герой потерпел крушение на планете-океан.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Вооружение

На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.

В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:

  • 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
  • 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
  • 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
  • 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.

В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.

Крейсер «Аврора», крупнокалиберное орудие

Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.

С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.

Перевооружался крейсер 5 раз:

  1. Летом 1903;
  2. Весной 1907;
  3. Зимой 1916;
  4. 1923;
  5. 1941.

Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.

С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.

Крейсер «Аврора», пушка на лафете

Современные реалии

В 1984 году Аврору поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — непосредственно подводная часть пришла в полную неисправность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — такой себе сварной корпус. И хотя Аврора «переродилась» заново, многие будут помнить ее еще много лет.

Ремонт

В начале третьего тысячелетия название крейсера не единожды фигурировало в новостях в связи с различными скандалами. Первым из них стала проведенная на Авроре вечеринка Русский пионер (отечественный журнал). Затем крейсер не единожды использовали для привлечения внимания активистские организации Санкт-Петербурга. В 2012 году Президенту РФ было передано обращение от городских властей Санкт-Петербурга. В нем содержалась просьба о возвращении легендарному крейсеру статус первого корабля в составе ВМФ России. Утверждение данного решения означало бы также и обеспечение Авроры военным экипажем. Спустя 2 года ее отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. На место стоянки крейсер возвратился в 2016 году.

Аврора на набережной

Последний ремонт знаменитого корабля был по большей части косметическим. От изменений в корпусной части было решено отказаться по 2 основным причинам:

  1. Сохранение исторического внешнего вида (насколько это было возможно после предыдущих вмешательств).
  2. Отсутствие серьезных повреждений и корродирования металла.

На сегодняшний день крейсер Аврора представляет собой готовым к работе кораблем, который может в случае необходимости до 20 суток находится в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим за ним закреплен постоянно действующий военный экипаж. При этом в мирное время Аврора исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Аврора вечером

Летом 2018 года на борту крейсера Аврора открыли православный храм. Его несколько месяцев восстанавливали по дореволюционным снимкам и сохранившимся чертежам. Как изначально и предполагалось, храм расположился в центральной части корабля.

В качестве музейного экспоната крейсер ежегодно привлекает большое количество туристов и остается одним из наиболее посещаемых мест северной столицы РФ. Примечательно, что почти весь жизненный путь Авроры прошел именно здесь, в городе, где корабль был спущен на воду. Спустя почти 120 лет он остается гордостью страны и его жителей. Службы на крейсере удостаиваются лишь лучшие учащиеся военных училищ РФ, а самый ответственный и почетный наряд для них – четырехчасовая служба у знаменитой пушки, ознаменовавшей начало революции 1917 года.

Борт

Сегодня посмотреть на крейсер Аврора может каждый желающий. Крейсер стоит на у Петровской набережной. По пути следованию к кораблю, можно будет посмотреть еще на другие судна на причале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector