Т-64бм

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Т-64 ДЛЯ ВС УКРАИНЫ

Танк Т-64БМ на полигоне

Производство «шестьдесятчетверок» заверши­лось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распа­да СССР Украина унаследовала значительное количе­ство танков Т-64. На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2354 машины различных модификаций. Хотя большин­ство из них уже не соответствовали современным тре­бованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить бое­способность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильнос­ти за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использо­вавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.

Модернизация системы управления огнем предлага­лась в двух вариантах: первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У «Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с со­ответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2); второй, более продвинутый, вариант заключал­ся в установке системы управления огнем 1А45 «Ир­тыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят днев­ной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной — ТО1-КО1Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведе­ния 1Г46М «Проминь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э состоит из ночного инфракрасного прице­ла ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом команди­ра машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление воору­жением танка.

Для усиления защищенности оба варианта модер­низированного танка оснащались встроенной динами­ческой защитой украинской разработки. А для улучше­ния подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсирован­ная модификация двигателя 5ТДФ).

Танк первого, более простого, варианта модерниза­ции получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго — Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У — такая же, как на Т-80УД.

Впервые модернизированные танки Т-64 были про­демонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе (ныне ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный за­вод») танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел.

«Булат» на фоне конкурентов

Важным результатом работы над машиной стала демонстрация способности украинских оружейников к самостоятельному развитию. Т-64БМ «Булат», характеристика которого не может быть негативной, следует признать крепким середнячком. Уступая по многим позициям более продвинутым модернизациям российских, германских и американских танков, он позволяет строить боеспособные и современные бронетанковые силы. Западным танкам «Булат» уступает по системам управления и информации. Несмотря на улучшение танкового орудия, показатели немецкой пушки выше. Проблемной остаётся ситуация с бронированием. Усилить бортовую броню достаточно эффективно не удалось, и в этом отношении танк сохраняет логику советского военного планирования, ориентирующуюся на массированное применение танков. В то же время он сохранил свои сильные стороны. Малый силуэт, низкая масса, высокая удельная мощность, дальнобойные противотанковые ракеты делают его опасным противником для «Абрамсов» и «Леопардов». Различия с российскими модернизациями Т-72 менее очевидны и кроются, скорее, в разнице самих платформ. Танк Уралвагонзавода имеет менее прогрессивную идеологию. Более надёжная ходовая часть российской машины позволяет проще относиться к проблемам бронирования. Но единого мнения по вопросу более совершенного решения не сложилось. Т-64БМ «Булат» на фоне основных конкурентов выглядит вполне достойно.

История разработки украинских танков

Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».

«Булат»

К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе  предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».

Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.

Готовые танки «Булат» в период их производства в Харькове

«Оплот»

Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.

Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».

Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».

Варианты и модификации

  • Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А26, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ (2А46-1), новая башня с корундовым наполнителем, новая система управления огнём, включающая в себя стереоскопический прицел-дальномер ТПД‑2‑49, имеющий стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, и ночной прицел ТПН‑1‑49‑23, изменена конструкция механизма заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — несплошные подпружиненные бортовые экраны, в боевом положении раздвинуты в стороны, удерживаются тросиками, обеспечивают защиту бортов в секторах ± 0 — 30° от кумулятивных снарядов и ракет и ходовой части от осколочно-фугасных снарядов и ракет, в походное положение прижимаются к бортам экипажем и фиксируются задвижками; с правой стороны на башне кожух трубы стереоскопического дальномера с окном на конце.
  • Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки АКБ). Внешнее отличие — гнездо второй антенны радиостанции на башне.
  • (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения 9М112 «Кобра», новая система управления огнём 1А33-1 с прицелом-дальномером-прибором слежения 1Г42 со встроенным лазерным (квантовым) дальномером с высокой точностью определения дальности до цели и системой определения поправки на боковое движение цели и с электронным баллистическим вычислителем с автоматическим вычислением поправок для стрельбы, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — отсутствие кожуха трубы стереоскопического дальномера с правой стороны башни, сплошные бортовые экраны и датчик бокового ветра в задней части крыши башни.
  • Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б. Внешнее отличие от Т-64Б — гнездо второй антенны радиостанции на башне.
  • Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.). Внешних отличий от Т-64Б нет.
  • Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.
  • Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
  • Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

Первый в мире ОБТ

Новая машина, потомком которой стал украинский танк Т-64БМ «Булат», была поистине революционным прорывом. Она совмещала в единой системе не только достижения технологии, но и передовые конструкторские концепции. На танк устанавливался оппозитный двухтактный многотопливный двигатель. Впервые в мире серийный танк оснащался автоматом заряжания, что дало возможность отказаться от заряжающего и уменьшить до трёх человек экипаж. Передовое решение ходовой части создавало прекрасную плавность хода, что позволяло вести прицельный огонь сходу. Улучшенная пушка оснащалась оптическим дальномером, впоследствии заменённым на лазерный. Танк произвёл фурор в рядах потенциальных противников, вынудив их срочно создавать меры противодействия. После замены 115-миллиметрового орудия на мощное 125-миллиметровое, граница между средним и тяжёлым танком окончательно стёрлась. Поэтому Т-64 стал первым в мире основным боевым танком по классификации, которой он положил начало.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 декабря 2011.
  2. ↑ Танки просят защиты // журнал «Defence Express», № 10, октябрь 2014. стр.20-21
  3. А. Тарасенко. Бронетанковая техника Украины: итоги, потенциал, перспективы… // журнал «Техника и вооружение», № 1, 2008. стр.44-48
  4. «в бюджете заложено 40 млн грн. на модернизацию основного боевого танка Т-64 БМ „Булат“»Военное барахло спросом не пользуется // газета «Сегодня», № 278 (1623) от 6 декабря 2003
  5. Пора по танкам! // газета Сегодня № 204 (2146) от 10 сентября 2005
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2011.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 декабря 2011.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2011.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2011.
  10. . www.i-mash.ru. Дата обращения 26 сентября 2015.
  11. . btvt.narod.ru. Дата обращения 28 сентября 2015.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 декабря 2011.
  13. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июня 2011.
  14. Юрий Бараш. Поле боя. Опыт применения тяжёлой и лёгкой бронетехники экс-советского производства в зоне антитеррористической операции // журнал «Defence Express», № 11, ноябрь 2014. стр.2-7
  15.  (недоступная ссылка). sprotyv.info. Дата обращения 26 сентября 2015.
  16. .
  17. . Уралвагонзавод.
  18. . ХКБМ.
  19. . Army Guide.
  20. . British Army Website.
  21. . Army Technology.
  22. . Броне-сайт Чобитка Василия. Дата обращения 3 апреля 2007.
  23. . Army Technology.
  24. . Army Technology.
  25. . Military-Today.

История

После распада СССР в период с по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд проектов модернизации танков Т-64БВ. Целью модернизации было доведение боевых характеристик танка до уровня Т-84У с помощью установки унифицированной СУО 1А45 «Иртыш», ДЗ «Нож» и других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде в честь независимости Украины были впервые показаны Т-64У («объект 447АМ-1», прототип танка Т-64БМ «Булат»).

В декабре 2003 года министерство обороны Украины выделило в военном бюджете на 2004 год 40 млн гривен на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64БМ «Булат». На рубеже 2003—2004 гг. завод им. Малышева начал модернизацию советских танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат». Первоначально, проект модернизации танкового парка предусматривал модернизацию до уровня «Булат» для вооружённых сил Украины около 400 Т-64Б/БВ.

В 2004 году «Булат» был принят на вооружение вооружённых сил Украины и министерство обороны Украины заказало модернизацию 85 танков Т-64Б/БВ до уровня «Булат». Как сообщил генеральный конструктор танка, генерал-лейтенант М. Д. Борисюк, первый серийный танк изготавливали в течение восьми месяцев, а общая стоимость работ по модернизации составила 500 тыс. долларов США. В этом же году на ЗТМ им. Малышева началось исполнение первого контракта стоимостью 8 млн. долларов США на модернизацию 17 танков (при этом, стоимость модернизации одного танка составляла около 470 тыс. долларов США). В дальнейшем, до конца 2008 года были выпущены ещё две партии (19 и 20 шт.), в результате к началу 2009 года общее количество поставленных танков «Булат» составило 56 единиц, при этом все 56 танков были поставлены с установленным комплектом динамической защиты «Нож».

В 2009 году был заключён контракт на модернизацию ещё 29 танков.

  • Первые 10 из этих 29 танков были переданы министерству обороны 28 октября 2010 года, они были предназначены для 169-го учебного центра «Десна». Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • следующие 10 танков были изготовлены к 1 декабря 2011 года и переданы министерству обороны Украины 13-28 декабря 2011 года, они поступили в 1-ю отдельную танковую бригаду. Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • последние 9 танков планировали поставить в первом полугодии 2012 года, однако фактически танки были отправлены в 1-ю отдельную танковую бригаду лишь 28 марта 2014 года, при этом все 9 танков были поставлены без комплекта динамической защиты (комплекты ДЗ «Нож» для этих девяти танков были заказаны только 7 июля 2014 года).

По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булат» составляла , в дальнейшем стоимость модернизации увеличилась и по состоянию на октябрь 2014 года стоимость модернизации одного танка Т-64Б до уровня «Булат» составляла 14-16 млн гривен.

2 января 2013 года в ходе проверки 1-й отдельной танковой бригады специалистами Территориального Северо-Восточного управления внутреннего аудита и контроля Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны была выявлена недостача 56 приборов ночного виденья ТВН-5 с танков Т-64БМ «Булат» общей стоимостью свыше 1,3 млн гривен, в результате расследования было установлено, что приборы похитил командир одной из танковых рот бригады. В августе 2013 все похищенные приборы были возвращены.

В июне 2014 года по заказу министерства обороны Украины был выполнен ремонт нескольких комплектов артиллерийского вооружения для танков «Булат» (36 тормозов отката и 10 накатников для танковой пушки Т-64БМ).

В ходе боевых действий на востоке Украины некоторое количество танков было уничтожено и свыше десяти получили повреждения, но в дальнейшем были эвакуированы и восстановлены. 6 декабря 2014 на полигоне в Чугуеве вооружённым силам передали более десяти отремонтированных танков Т-64БМ «Булат» (всего до 25 мая 2017 харьковским заводом им. Малышева были отремонтированы и возвращены в строй 50 Т-64БМ, повреждённых в ходе боевых действий на востоке Украины).

15 декабря 2014 спикер Министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что войска получили 29 дополнительных комплектов активной защиты для установки на танки Т-64БМ «Булат».

Постсоветская история

«Шестьдесятчетверка» начала выпускаться на заводе имени Малышева с 1963 года (Харьковский танковый завод). Выпуск продолжался четверть века, причем за это время с конвейера успели спустить около 5,5 тысяч этих машин, которые были передовыми для своего времени.

Сразу после развала СССР Харьковский танковый завод был быстро прибран к рукам независимой Украиной (вместе со всей техникой, уже оплаченной). Неудивительно, что «иностранный» Т-64 быстро перестал интересовать Министерство Обороны, а потому оставшиеся на территории России танки быстро «переквалифицировали» в учебные машины, на которых курсанты отрабатывали самые немыслимые упражнения, попросту расходуя их ресурс.

Так как вся база проекта была на руках специалистов с Украины, они все же решили до конца не разваливать предприятие. Было принято решение о начале модернизации старой техники с установкой сравнительно нового вооружения, приборов наблюдения и прочего. Под маркой Т-64Е машина в настоящее время активно (хоть и малыми партиями) поставляется в государства наподобие Южного Судана и Сомали, у которых попросту нет денег на нормальную, современную бронетехнику.

Так откуда появился тот самый «Булат»? Танк является дальнейшим развитием этой старой линейки.

Силовая установка

Логично, что для повышения подвижности в моторное отделение устанавливается совершенно новый дизельный двигатель. Как и в случае с предшественником, на эту роль был выбран мотор 5ТДФМ, мощность которого составляет 850 лошадиных сил. В принципе, это дальнейшее развитие довольно старого дизеля 5ТДФ, над которым поработали инженеры.

Чтобы в старое моторное отделение уместить новый 5ТДФМ, потребовалось не только полностью заменить старый и неэффективный воздухоочиститель, но и переработать выпускную систему, которая также не отвечает никаким современным требованиям. Чтобы украинский танк «Булат» (еще раз напоминаем, созданный на базе старого Т-64) не портил дороги также чудовищно, как и его предшественник, в Харькове разработали специальные накладки на гусеницы, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Во всяком случае, асфальтовое шоссе после движения колонны машин, которые оборудованы такими устройствами, не превратится в танковый полигон. Преимущество такой схемы еще и в том, что каких-то дополнительных доработок самой гусеницы производить не требуется. Асфальтоходные башмаки и крепежи завод (вроде бы) поставляет отдельно, по требованию заказчика.

Вообще, украинские танки «Булат» и «Оплот» на всем протяжении своей эксплуатации активно сопровождаются производителем, что вызывает определенное уважение.

Описание конструкции

Т-64Б имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.[источник не указан 1843 дня]

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81М (2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ) 6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделениях управления и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.

Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту.

Гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Трансмиссия, в отличие от Т-62 и Т-54/, была лишена главного фрикциона и бортового редуктора («гитары»), от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач.
Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,17 м по крыше башни. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Результаты модернизации

Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим «Оплотом»».

Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).

Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.

В принципе, у него действительно есть положительные качества. Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.

Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.

И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» — что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?

Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.

Технические характеристики

Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.

Двигатель и трансмиссия

На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.

Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.

Коробка передач

Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.

Запас и расход топлива

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Запас топлива во внутренних баках 730 л 575 л
Запас топлива в наружных баках 540 л 570 л
Расход на 100 км 406 л 300-370 л
Запас хода 385 км 350-400 км

На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.

БМ «Оплот»

Стоимость танков

По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.

Габариты и вес

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Боевая масса 45 тонн 51 тонна
Длина корпуса, мм 6540 мм 7075 мм
Длина с пушкой вперёд, мм 9295 мм 9720 мм
Ширина, мм 3560 мм 3400 мм
Высота, мм 2184 мм 2285 мм
Клиренс, мм 500 мм 470-500 мм

Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.

Максимальная скорость

Предельно развиваемая скорость движения по шоссе для «Булата» составляет 60 км/ч, скорость движения по пересечённой местности — 40 км/ч, движение задним ходом — 11 км/ч. Соответствующие показатели «Оплота» равняются 70, 40-45 и 35 км/ч.

Автор статьи:

Роев Олег

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического   договора   (НАТО)   предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

Модернизация основных систем

Усиление бронезащиты являлось важнейшим требованием в процессе модернизации. Весовые ограничения, обусловленные характером подвески, требовали точного инженерного решения. Оно было найдено в виде созданной на Украине новейшей системы навесной динамической защиты «Нож». Сами разработчики уверены, что она является более совершенной, чем конкуренты. На Т-64БМ «Булат» установили новейшую 125-миллиметровую пушку с улучшенной системой наведения и стабилизации. Это значительно повысило точность огня, особенно при движении. Новые электроприводы вращения башни сократили время наведения на цель. Коренному усовершенствованию подвергся двигатель машины. Помимо увеличения удельной и общей мощности на 150 лошадиных сил, резко возросла его надёжность и ресурс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector