Pz.kpfw. iii ausf. j

Литература

  • Барятинский М. Б. Танки Блицкрига Pz.I и Pz.II. — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2009. — 94 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — ISBN 978-5-699-38573-7.
  • Барятинский М. Б. Немецкие танки в бою. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 336 с. — (Танки в бою). — ISBN 978-5-699-20445-8.
  • Барятинский М. Б. Лёгкий танк Panzer II. — М.: «Моделист-конструктор», 2002. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (43) / 2002).
  • Федосеев С., Коломиец М. Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — М.: «Стратегия КМ», 2007. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007).
  • Battistelli P. P. Panzer Divisions: The Blitzkrieg Years 1939—40. — Oxford, UK: «Osprey Publishing», 2007. — 96 p. — (Battle Orders № 32). — ISBN 978-1-84603-146-5.
  • Perrett B. German Light Panzers 1932—1942. — London: «Osprey Publishing», 1998. — 48 p. — (New Vanguard № 26). — ISBN 1-85532-844-5.
  • Jentz, Thomas L. Panzertruppen: The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force 1933—1942. — Atglen, PA: «Schiffer Military History», 1996. — P. 209. — 288 p. — ISBN 978-0887409158.
  • Jentz, Thomas L., Doyle, Hilary Louis & Sarson, Peter. New Vanguard 19 — StuG III Assault Gun, 1940—1942. Oxford: Osprey Publishing, 1996. 48 p. ISBN 1-85532-537-3.
  • Werner Müller. 2cm Flak im Einsatz 1935—1945. («Waffen-Arsenal. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte». Band 142) Friedberg, Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1993. — s. 31

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом. 

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Оценка машины

Перед началом войны в 1939 году PzKpfw II уже был недостаточно мощным боевым танком, но так получилось, что «двойка» в начале Второй мировой войны всё ещё составляла 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ, при этом не имея резервов для модернизации. Орудие танка 2 cm KwK 30 L/55 показало себя во время войны оружием великолепной точности, но явно имело недостаточную бронепробиваемость, особенно после начала войны против СССР, где PzKpfw II приходилось встречаться с Т-34. Положение пытались исправить введением в боеукладку подкалиберного боеприпаса с сердечником из карбида вольфрама, но это не оправдало себя. Как и раньше, PzKpfw II использовался в основном против пехоты, расчётов орудий и слабобронированной техники. Проходимость и запас хода танка, в условиях войны в СССР, были непозволительно малы. Приходилось на маршах загружать танк канистрами с бензином, что часто видно на фотографиях времён войны.
На поздних этапах войны танк по возможности не использовали в бою. Использовался PzKpfw II в основном для разведки, охранной службы, для борьбы с партизанами, как командирская машина. После прекращения производства в 1942 году, шасси PzKpfw II использовалось для производства артиллерийских самоходных установок.

История создания

Военный музей, Белград, Сербия

Pz.Kpfw.II в Бронетанковом музее в Кубинке

Воссоздаваемому вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены PzKpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Krupp», «Henschel» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100».

Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на борт. Эта первая модификация, запущенная в опытную серию, делилась на три подмодификации — a/1, a/2 и a/3, в каждой из которых было изготовлено по 25 машин. Эти модификации по сути являлись испытательными стендами для проверки отдельных технических решений. Так, PzKpfw II Ausf a/2 имел сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. В танках PzKpfw II Ausf a/3 был увеличен радиатор системы охлаждения и усилены пружины подвески. Боевая масса танка составила 7,6 т.

Весной 1937 года была произведена доработка танка (усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения). В результате появилась модификация PzKpfw II Ausf b. Масса танка составила 7,9 т. Фирма «Хеншель» изготовила третью опытную модификацию — PzKpfw II Ausf с. Ходовая часть получила пять опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор. Всего было произведено по 25 танков модификаций b и c.

Модификации

  • Panzerkampfwagen II Ausf. a1 — первая предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования 13 мм, двигателем HL 57 TR мощностью 130 л.с. и сблокированной попарно подвеской на листовых рессорах. Выпущено 25 единиц (20001–20025), MAN, 1936
  • Panzerkampfwagen II Ausf. a2 — вторая предсерийная модификация, отличалась увеличенным объёмом моторного отделения и улучшенной вентиляцией боевого. Выпущено 25 единиц (20026– 20050), MAN, 1936
  • Panzerkampfwagen II Ausf. a3 — третья предсерийная модификация, отличалась наличием перегородки между моторным и боевым отделениями и рядом малых изменений в силовой установке и ходовой части. Выпущено 25 единиц (20051–20075), MAN, 1936-37
  • Panzerkampfwagen II Ausf. b — четвёртая предсерийная модификация, с двигателем 62 TR мощностью 140 л.с., планетарным механизмом поворота и улучшенной компоновкой боевого и моторного отделений. Выпущено 100 единиц (21001–21100), MAN, 1937
  • Panzerkampfwagen II Ausf. c — последняя предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования, увеличенной до 14,5 мм, индивидуальной подвеской на листовых рессорах и рядом мелких изменений. Выпущено 75 единиц (21101–21131, 22001–22044 ), MAN, 1937
  • Panzerkampfwagen II Ausf. A — первая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf. c малыми изменениями в двигателе, коробке передач и смотровых приборах, но практически идентичная ему по тактико-техническим характеристикам. Выпущено 210 единиц и 3 шасси под мостоукладчики:
  • Pz.Kpfw.II Ausf.A – 182 (23001–23160, 23401–23422), MAN, 1937; 3 Brückenleger II, 1939
  • Pz.Kpfw.II Ausf.A – 28 (23301–23328), Henschel & Sohn, 1937-38
  • Panzerkampfwagen II Ausf. B — вторая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf. A лишь повышенной технологичностью и приспособлением под возможности заводов-производителей. Выпущено 384 единицы:
  • Pz.Kpfw.II Ausf.B – 102 (24001–24102), Henschel & Sohn, 1937-38
  • Pz.Kpfw.II Ausf.B – 32 (24201–24232), Alkett, 1938
  • Pz.Kpfw.II Ausf.B – 23 (24301–24323), ?, 1938
  • Pz.Kpfw.II Ausf.B – 169 (24401–24569) , MAN, 1938    
  • Pz.Kpfw.II Ausf.B – 58 (25001–25058), Alkett, 1938
  • Panzerkampfwagen II Ausf. C — третья серийная модификация, отличавшаяся усиленным до 29—35 мм лобовым бронированием, установкой командирской башенки и рядом малых изменений. Выпущено 364 единицы:
  • Pz.Kpfw.II Ausf.C – 160 (26001–26080, 26301–26380), MAN, 1938-39
  • Pz.Kpfw.II Ausf.C – 115 (26101–26215), Henschel & Sohn, 1938-39
  • Pz.Kpfw.II Ausf.C – 15 (26401–26415), Alkett, 1939
  • Pz.Kpfw.II Ausf.C – 39 (26501–26539), MIAG, 1939
  • Pz.Kpfw.II Ausf.C – 35 (26601–26635), FAMO, 1939-40
  • Panzerkampfwagen II Ausf. D — «скоростная» модификация, отличавшаяся изменённой формой корпуса, новым, более мощным, двигателем и ходовой частью с индивидуальной торсионной подвеской. Фактически, общими с основными модификациями Pz.Kpfw.II для него являлись лишь общая компоновка и башня с вооружением. Выпущено 44 единицы вместе с прототипом. Впоследствии были переделаны в огнеметные танки.
  • Panzerkampfwagen II Ausf. E — «скоростная» модификация, отличавшаяся от Ausf. D лишь малыми изменениями в ходовой части. Собран один прототип.
  • Остальные 47 танков собраны уже как огнеметные
  • Pz.Kpfw.II Ausf.D/Pz.Kpfw.II (F) – 85 (27001–27085), MAN, 1938-40
  • Pz.Kpfw.II Ausf.E/Pz.Kpfw.II (F) – 7 (27801–27807), MAN, 1938-41
  • Panzerkampfwagen II Ausf. F — последняя серийная модификация, отличавшаяся слегка усиленным по сравнению с Ausf. C бронированием, установкой пушки 2 cm KwK 38, улучшенными смотровыми приборами и рядом малых изменений. Выпущено 509 единиц:
  • Pz.Kpfw.II Ausf.F – 389 (28001–28204, 28305–28489), Ursus, 1941-42
  • Pz.Kpfw.II Ausf.F – 120 (28205–28304, 28820–28839), FAMO, 1941-42
  • Panzerkampfwagen II Ausf. G — Pz.Kpfw.II Ausf.G
  • Panzerkampfwagen II Ausf. H
  • Panzerkampfwagen II Ausf. J — продолжение разработки концепции разведывательного танка привело к созданию модели с повышенным бронированием. Модель использовала ту же концепцию, что и PzKpfw I Ausf. F и получила обозначение VK 1601. Эта модель обладала усиленным бронированием — до 80 мм лобовой брони, 50 мм по бортам и на корме, 25 мм брони крыши и днища. Масса машины выросла соответственно до 18 тонн. Так как на машину установили тот же двигатель, что и на PzKpfw I Ausf. F (Maybach HL 45 P), то скорость уменьшилась до 31 км/ч. Основным орудием стала 20-мм пушка KwK 38 L/55. С 1940 по конец 1942 MAN построил 3 прототипа и 30 танков нулевой серии в модификации J (150201-150230), половина из которых были поставлены в 1-ю роту 66-го танкового батальона особого назначения, которая после отправки на Восточный фронт была придана 12-й танковой дивизии.

Примечания

  1. , См.: Статистика производства Panzer II.
  2. , С. 76−77.
  3. С командирской башенкой и без неё.
  4. , С. 76.
  5. , С. 13.
  6. , С. 5.
  7. , С. 19.
  8. , С. 14.
  9. , С. 77.
  10. , См.: Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — Sd.Kfz. 123 (VK 1303).
  11. ↑ , P. 256.
  12. , P. 57.
  13. , P. 58.
  14. , P. 141.
  15. , P. 154, 157.
  16. Лопуховский Л., Кавалерчик Б. Июнь 1941. Запрограммированное поражение. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2010. — С. 718. — 736 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война).
  17. , P. 209.
  18. , C. 39.
  19. Slovakia // Zaloga S. J. Tanks of Hitler’s Eastern Allies, 1941−45. — London, Osprey Publishing Ltd., 2013. — P. 6−8.
  20. Jentz, Thomas L., Doyle, Hilary Louis & Sarson, Peter. StuG III Assault Gun, 1940—1942. 1996. p, 48
  21. Werner Müller. 2cm Flak im Einsatz 1935—1945. («Waffen-Arsenal. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte». Band 142), 1993. — s. 31

Pz Kpfw II Ausf a, b, c, A, B, C, D/E, F

В модификациях Pz Kpfw II Ausf a, b, c, A, B, C, D/E, F
экипаж состоял из 3-х человек.
Скорость – 40 км/ч (Ausf D/E – 55 км/ч). Запас хода – 200 км.
Вооружение: 20-мм пушка KwK30 L/55 и 7,92-мм пулемет
MG 34 в башне.
Радиостанция – FuG5.

Легкий танк
Pz Kpfw II Ausf a, b (Sd Kfz 121)

Всего было выпущено 100 танков этих двух модификаций. С мая 1936 г. по
февраль 1937 г. изготовлено 75 машин Ausf a и с февраля по
март 1937 г. – 25 машин Ausf b.

Pz Kpfw II Ausf a

В модификации Ausf b был установлен новый
двигатель «Майбах» HL 62 TR; танк стал длиннее.

Боевая масса – 7,6 т (Ausf b – 7,9 т). Длина –
4,38 м (Ausf b – 4,76 м). Ширина – 2,74 м. Высота – 1,95 м.
Броня – 13 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 57 TR (Ausf b – «Майбах»
HL 62 TR).

Легкий танк
Pz Kpfw II Ausf c, A, B, C (Sd Kfz 121)

Изготовлено с марта 1937 г. по апрель 1940 г. 1113 танков модификаций
Ausf c, A, B, C.

Pz Kpfw II Ausf c

Pz Kpfw II Ausf B

В этих модификациях была увеличена броня танка до 14,5 мм, внесены незначительные изменения в
смотровых щелях и люках. С октября 1940 г. на лоб корпуса и башни устанавливались дополнительно на болтах
20-мм стальные листы.

Боевая масса – 8,9 т.  Длина – 4,81 м. Ширина – 2,22 м. Высота – 1,99 м.
Броня – 14,5 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 62 TR.

      В Польской кампании Pz Kpfw II
являлись основными танками, во Французской кампании чаще использовались для ведения разведки.
Перед войной с СССР каждая танковая рота имела взвод танков Pz Kpfw II,
предназначавшийся для разведки. В 1942 г. взводы танков Pz Kpfw II были убраны из рот,
а в конце 1943 г. все Pz Kpfw II Ausf a, b, c, A, B, C, F были выведены из состава
танковых полков и использовались только на второстепенных фронтах.

Легкий танк Pz Kpfw II Ausf D/E (Sd Kfz 121)

Выпущено с мая 1938 года по август 1939 года 43 танка.

Башня осталась прежней, Конструкция корпуса и ходовой части была изменена для увеличения
скорости танка до 55 км/ч.

Боевая масса – 10,0 т.  Длина – 4,65 м. Ширина – 2,3 м. Высота – 2,06 м.
Броня: лоб корпуса и надстройки – 30 мм, борт, башня и корма – 14,5 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 62 TR. Скорость – 55 км/ч.

     Предназначались для ведения разведки и поддержки кавалерийских
подразделений. Участвовали в боях в Польше. В марте 1940 года стали переоборудоваться в огнеметные танки
Pz Kpfw II Flamm. Участвовали в нападении на СССР. В 1942 г. переделаны в САУ с
76,2-мм пушкой.

Легкий разведывательный танк Pz Kpfw II Ausf F (Sd Kfz
121)

Выпущено с марта 1941 г. по декабрь 1942 г. 524 машины.

Pz Kpfw II Ausf F

Усилено бронирование лба корпуса до 35 мм и лба башни до 30 мм, борта и кормы – до 15 мм.
Командирская башенка с восемью перископами.

Боевая масса – 9,5 т. Длина – 4,81 м. Ширина – 2,28 м. Высота – 2,15 м.
Броня: лоб корпуса 35 мм, лоб надстройки и башни – 30 мм, борт, башня и корма – 15 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 62 TR. Скорость – 40 км/ч.

      Перед войной с Советским Союзом каждая танковая рота имела взвод танков
Pz Kpfw II, предназначавшийся для разведки. Из рот эти взводы были выведены в 1942 г.,
а в конце 1943 г. все Pz II Ausf F были выведены из состава танковых полков и
использовались только на второстепенных фронтах.

Боевое применение

Pz.II в Норвегии, 1940 год.

За Судетской областью последовала оккупация Чехии и Моравии. 15 марта 1939 года первыми вступили в Прагу Pz.II из состава 2-й танковой дивизии Вермахта.

В апреле – мае 1940 года 25 танков Pz.II, выделенных из состава 4-й танковой дивизии и вошедших в состав 40-го батальона специального назначения, приняли участие в захвате Норвегии. При этом в ходе непродолжительных боёв с высадившимися в этой стране английскими войсками были потеряны два Pz.II.

Немецкая пехота наступает при поддержке танка Panzer II.

Танки Pz.II 5-й и 11-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Два танка морем были доставлены на о. Крит, где огнём и манёвром они поддерживали высадившихся на этот греческий остров немецких горных стрелков и парашютистов.

В марте 1941 года в 5-м танковом полку 5-й лёгкой дивизии Германского африканского корпуса, высадившейся в Триполи, имелось 45 Pz.II, главным образом модели С. После прибытия 15-й танковой дивизии к ноябрю 1941 года число «двоек» на Африканском континенте достигло 70 единиц. В начале 1942 года прибыла ещё одна партия Pz.II Ausf. F(Tp) – в тропическом исполнении. Доставку в Африку танков Pz.II можно объяснить, пожалуй, только их малой массой и габаритами по сравнению со средними танками, позволявшими перебросить морем большее их количество. Немцы не могли не отдавать себе отчёта, что против большинства танков 8-й английской армии «двойки» были бессильны, и лишь их высокая скорость помогала им выйти из-под обстрела. Впрочем, несмотря ни на что, Pz.II Ausf.F использовались в африканской пустыне вплоть до 1943 года.

По состоянию на 1 июня 1941 года в гитлеровской армии насчитывалось 1074 боеготовых танка Pz.II. Ещё 45 машин находилось в ремонте. В соединениях, предназначенных для участия в операции «Барбаросса» и сосредоточенных у границы Советского Союза, имелось 746 машин этого типа, что составляло почти 21 % от общего числа танков. По тогдашнему штату один взвод в роте должен был иметь на вооружении танки Pz.II. Но штат соблюдался не всегда: в одних дивизиях «двоек» было много, иногда сверх штата, в других – не было совсем. На 22 июня 1941 года Pz.II находились в составе 1-й (43 ед.), 3-й (58), 4-й (44), 6-й (47), 7-й (53), 8-й (49), 9-й (32), 10-й (45), 11-й (44), 12-й (33), 13-й (45), 14-й (45), 16-й (45), 17-й (44), 18-й (50) и 19-й (35) танковых дивизий вермахта. Кроме того, линейные «двойки» имелись и в составе 100-го и 101-го огнемётных танковых батальонов.

Т-40Т-26

Из танков Flamingo немцы сформировали три огнемётных батальона, которые воевали под Смоленском и на Украине и везде несли тяжёлые потери из-за неудачного расположения на танках баков с огнесмесью.

В 1942 году «двойки», постепенно вытясняемые из боевых подразделений, всё чаше привлекались для несения патрульной службы, охраны штабов, разведки и противопартизанских операций. За год на всех театрах боевых действий было потеряно 346 машин этого типа, а в 1943 году – 84, что говорит о резком сокращении их количества в войсках. Тем не менее на март 1945 года Вермахт ещё располагал 15 Pz.II в действующей армии и 130 – в армии резерва.

Кроме немецкой армии «двойки» состояли на вооружении в Словакии, Румынии и Болгарии. В конце 1940-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских) находилось в Ливане.

История создания

Причиной появления второй модификации PzKpfw I стала недостаточная мощность двигателя «Крупп» M301, установленного на PzKpfw I Ausf. A. Уже с самого начала испытаний первого прототипа, когда выяснилось, что с этим двигателем шасси не может развить скорость более 28 км/ч, «Управление вооружений» поручило фирме «Крупп» рассмотреть другие варианты силовой установки. Хотя в дальнейшем, после доработки, прототип сумел показать лучшие результаты и решено было начать его производство, не теряя время на поиски нового двигателя и работы по его установке, работы по поиску нового двигателя для танка продолжились.

В ноябре 1932 года фирмой «Крупп» был представлен предварительный проект установки на шасси «малого трактора» V-образного 8-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения мощностью 80 л.с. При этом «Крупп» сразу уточнила, что при установке такого двигателя на стандартное шасси, объём боевого отделения сокращается, и чтобы сохранить возможность установки на шасси броневой надстройки с пулемётной башней, требуется его удлинение приблизительно на 220 мм, а также переработка ходовой части с поднятием ленивца с грунта. В 1933 — 1934 годах был рассмотрен ряд двигателей производства различных фирм, и в итоге к 1935 году Управление вооружений остановилось на рядном 6-цилиндровом двигателе жидкостного охлаждения NL 38 Tr мощностью 100 л. с., созданном фирмой «Майбах». Поскольку этот двигатель также не помещался в моторном отделении стандартного шасси La.S, для него было использовано ранее созданной фирмой «Крупп» удлинённое шасси, отличавшееся добавлением в ходовую часть пятого опорного и четвёртого поддерживающего катков, а также поднятием ленивца с грунта. Данный вариант шасси получил обозначение , а модификация PzKpfw I на его базе получила обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung B (Ausf. B). Также для обозначения модификаций PzKpfw I использовались обозначения «с мотором Крупп» (нем. mit Kruppmotor) и «с мотором Майбах» (нем. mit Maybachmotor). За исключением удлинения корпуса и ходовой части, а также замены двигательной установки и части трансмиссии, в остальном существенным изменениям по сравнению с PzKpfw I Ausf. A танк не подвергся.

К 15 января 1936 года, Управлением вооружений был выдан заказ на производство 325 PzKpfw I Ausf. B, чтобы довести таким образом число выпущенных PzKpfw I до 1500 единиц. Контракты на производство танков были распределены между фирмами «Даймлер-Бенц», «Хеншель», MAN и «Грузонверк». После принятия решения о выделении 72 из заказанных шасси для производства командирских танков, был выдан заказ на дополнительную серию из 150 машин, также распределённый между четырьмя перечисленными фирмами. Точные графики производства, как и в случае с PzKpfw I Ausf. A, для Ausf. B неизвестны, но поставка заказанных танков в войска была завершена к середине 1937 года. Всего было выпущено 399 танков этой модификации, в двух сериях, по 253 и 146 единиц. Эта модификация стал наиболее массовой – вплоть до июня 1937 года было собрано 1016 (по другим данным – только 675) танков с серийными номерами 10478-15000 и 15201-16500.

Серийное производство

1936-37

75 Pz II a

1937

100 Pz II b

75 Pz II c

50 Pz II A

32 Pz II B

1938

160 Pz II A

352 Pz II B

157 Pz II C, D, E

1939

243 Pz II C, D, 3 Brukenleger II

1940

9 Pz II C

1941

233 Pz II F

1942

276 Pz II F

Статистика производства Panzer II

Модель Период Шасси PzKpfw II
Ausf a1 конец 193505/1936 10

75

Ausf a2 05/193602/1939 15
Ausf a3 05/193602/1939 50
Ausf b 02—03/1937 25 25
Ausf c 1937 1900

1172

Ausf A 1938—40 1000
Ausf B 1938—40 2000
Ausf C 1938—40 1000
Ausf D 1938—41 800 43
Ausf E 1938—41 200
Ausf F 1940—43 1400 524
Ausf G1/G3/G4 (nA)(VK 901) 04/194102/1942 75(12 завершённых) 12
Ausf H (nA verst)(VK 903) 09/1941 1 прототип
Ausf J (nA verst)(VK 1601) 04—12/1942 22—25 22
Leopard (VK 1602) 03/194201/1943 1 незаконченныйпрототип
Ausf M (nA verst)(VK 1301) 08/1942 4 4
Ausf L (Luchs) (VK 1303) 09/194301/1944 104 104

1

Описание конструкции

Никаких точных сведений о PzKpfw X не было. Всё рассчитывалось приблизительно.

Корпус и бронирование

Германские авторы придали танкам очень футуристические очертания. Откровенно «раздутые» борта танка способствовали бы увеличению внутреннего объёма корпуса и полностью закрывали ходовую часть. Но разросшиеся геометрические размеры сильно влияли бы на массу и ходовые качества PzKpfw X. Танк имели округлую форму бронеплит и их достаточный наклон, дабы максимально увеличить защищенность экипажа при минимальном весе. Толщина лобовой брони могла превышать 100-150 мм. «Бронеюбки» являлись встроенным конструктивным элементом корпуса.

 Двигатель и трансмиссия

Исходя из конструкции сверхтяжёлого танка Maus, можно предположить, что для танка мог проектироваться мощнейший 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach или авиационный карбюраторный двигатель Daimler-Benz. Возможно, задумывалось установить по два двигателя сразу. Помимо самого двигателя, возможна установка генератора. Трансмиссия механического типа.

Ходовая часть

Для танка такого огромного веса торсионная подвеска не подходит. В качестве амортизирующих элементов могли проектироваться буферные пружины или легкие пружины из стали Бельвилля. Катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один или два ряда – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

Машины на базе Panzerkampfwagen II

  • Marder II (Sd.Kfz. 132)
  • Marder II (Sd.Kfz. 131)
  • Wespe (Sd.Kfz. 124) — 105-мм лёгкая полевая самоходная гаубица
  • Sturmpanzer II Bison — 150-мм самоходное орудие sIG 33
  • Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
  • Munitionsschlepper II — войсковой тягач
  • PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd.Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
  • Brückenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
  • Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
  • Schwimm Panzer II Ausf. A—C (20-мм орудие) — плавающий танк
  • Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина
  • Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
  • Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
  • Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
  • PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60
  • Feuerleitpanzer II — танк-корректор огня

Источник

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_I

Бронетехника Третьего рейха

Лёгкие танки:
Средние танки:
Тяжёлые танки: NeubaufahrzeugDW IDW IIVK 36.01 (H) • • VK 45.01 (P)Typ 130 (P)Tiger (P) • • Tiger I • • • VK 45.02 (P) Ausf. B • • • Tiger II • E-75
Сверхтяжёлые танки: LöweVK 100.01 (P)K.3381K.3382K.3384MäuschenVK 168.01 (P)K.3387Porsche Typ 205/1 • • Maus • Tiger-MausE-100Landkreuzer P. 1000 RatteLandkreuzer P. 1500 Monster
Бронетранспортёры: SdKfz 250 • SdKfz 251 • SdKfz 247
Бронеавтомобили:
Штурмовые орудия:
Истребители танков:
Самоходные гаубицы:
РЗСО: 15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf • Wurfrahmen 40
ЗСУ:
БРЭМ:
Разведывательные машины:

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector