Сражение при калиакрии

Малыми силами

Чтобы понимать, насколько грандиозной была наша победа, надо иметь представление о том, какой мощью обладал противник. В распоряжении капитан-паши Гуссейна было 18 кораблей и 43 мелких судна, принадлежащих Алжиру, Триполитании, Тунису и Константинополю. Весь флот состоял из 16 кораблей, двух бомбардиров, двух фрегатов и 19 мелких суден. Возглавлял сражение у мыса Калиакрия полководец Ф. Ф.Ушаков.

Перед тем, как сделать остановку, турецкой армии пришлось попутешествовать по Черному морю. В июне корабли неприятеля показались у берегов Крыма около Балаклавы. Не имея сведений о том, что Анапа уже взята русскими, турецкий флот отправился в том направлении. Однако убедившись, что город занят, повернул обратно. В том же месяце на Дунае произошла битва, в которой турецкие войска были разгромлены. Но вражеский флот не оставлял надежды на победу. На их кораблях находилось огромное количество людей от 800 до 1500 на каждом. Турки надеялись на абордаж, а не на артиллерию.

Начало сражения

Неприятели стали на якорь около румелийского берега в районе Варны. Об этом Ушакову доложила разведка, и он принял решение вести в бой свою эскадру. Трудно представить, что всего несколько дней до этого наш флот не мог выйти в море. Возможно, эта задержка помогла русским оказаться в нужном месте и в нужное время. А произошла она из-за недостаточности снабжения и неподготовленности нескольких кораблей. Также еще не были получены сведения о том, где находятся корабли неприятеля. Ошибкой турецких войск было то, что они не смогли заранее узнать о том, что в их сторону движется противник. Если бы они вовремя выслали дозорный корабль, то сражение у мыса Калиакрия могло не состояться. К тому же, корабли противника были выстроены вдоль береговой линии и нападения с этой стороны они не ожидали, считая ее достаточно защищенной.

Хитрый маневр

Адмирал Ушаков решил использовать момент неожиданности. Он направил свою эскадру как раз между берегом и кораблями противника. К тому же русским сопутствовал ветер. Сражение в Измаиле у мыса Калиакрия началось с внезапной атаки, которая вызвала панику на вражеских судах. Ведь даже их артиллерийские орудия были повернуты по направлению к морю, а значит, моряки не могли нанести ответные удары. Командующий турецким флотом отдал приказ своим кораблям выстроиться в боевую линию. Однако этот маневр дался им нелегко. Чтобы развернуть корабли, матросы турецкого флота начали рубить канаты. Времени на то, чтобы поднять якоря, у них не было. К тому же, торопясь перестроиться, корабли неприятеля сталкивались между собой, нанося друг другу повреждения: рвали паруса, ломали снасти.

Встреча двух флотов

Согласно русской версии, 11 июня 1791 года Ушаков заметил неприятельский флот у мыса Айя на южном берегу Крыма. Турки сражения не приняли и взяли курс на юг. Ушаков гнался за ними четыре дня, но так и не настиг. По данным турецкого историка Исипека, обе стороны начали готовиться к бою, однако им помешал полный штиль, длившийся четыре дня. Потом ветер задул со стороны русских. Ушаков оценил силы противника в 18 линейных кораблей, десять тяжёлых и семь лёгких фрегатов, а также 22 мелких судна — всего 57 единиц. Контр-адмирал имел возможность сблизиться с османами, но не рискнул. Своё решение русский командующий объяснял тем, что после четырёхдневной погони имел всего десять линкоров из шестнадцати (шесть были отнесены мористее из-за поломок в рангоуте и обросших днищ). Турки считают, что флот русских оказался разбросан, тогда как османский держался компактно, что и заставило Ушакова отступить.

16 июня русские вернулись в Севастополь. Ушаков отписался Потёмкину о походе, сообщив, что через пять–семь дней он исправит повреждения и снова выйдет на поиски противника. Ремонт меж тем затянулся на месяц. 23 июля граф Войнович, главнокомандующий Черноморским флотом и портом Севастополь, был отправлен в отставку. Ушаков стал полновластным руководителем не только эскадры, но и всего флота. 29 июля он рапортовал Потёмкину, что ремонт кораблей завершён и он готов выйти в море. Утром 16 линейных кораблей, два бомбардирских судна, два фрегата, один брандер, одно репитичное судно и 17 крейсерских судов покинули порт и направились на поиски османского флота.

Состав эскадры Ушакова

Наименование Пушки Примечания
«Рождество Христово» 84 Флаг контр-адмирала Ушакова
«Иоанн Предтеча» 74
«Мария Магдалина» 66 Флаг бригадира Голенкина
«Святой Владимир» 66 Флаг капитана бригадирского ранга Пустошкина
«Святой Павел» 66
«Преображение Господне» 66
«Святой Георгий Победоносец» 50
«Святой Александр Невский» 50
«Святой Андрей Первозванный» 50
«Святой Иоанн Богослов» 46
«Святой Пётр Апостол» 46
«Царь Константин» 46
«Феодор Стратилат» 46
«Святой Леонтий Мученик» 66
«Навархия Вознесение Господне» 46
«Святой Николай» 50
«Святой Нестор Преподобный» 44 фрегат
«Макроплия Святого Марка» 36 фрегат
Одно репитичное судно, два бомбардирских корабля, 17 крейсерских судов

Турки после манёвров в июне отошли к мысу Калиакрия на современном болгарском побережье Чёрного моря, где бросили якорь. В полдень 31 июля Ушаков обнаружил турецкий флот. Османами командовал капудан-паша Гиритли Хуссейн, а его помощником, главным «патрона», был назначен алжирский адмирал Сейди-Али (в русских источниках Саид-Али).

Состав османской эскадры

Наименование

Пушки (примерное количество по данным турецких историков)

Примечания
Линейные корабли и поставленные в линию
«Муккаддиме-и Нусрет» 74 Флаг Сейди-Али
«Бахр-и Зафер» 72 или 82 Флаг капудан-паши Гиритли Хуссейна
«Анка-йи Бахри» 72
«Фейз-и Худа» 72 Флаг турецкого «патрона» (вице-адмирала)
«Нювид-и Фюттух» 54–58 Флаг турецкого «рийале» (контр-адмирала)
«Хилал-и Зафер» 66
«Фетхуль-Феттах» 62
«Месудийе» 58
«Инайет-и Хакк» 56
«Укаб-и Бахри» 54
«Бед-и Нусрет» 48
«Бурдж-и Зафер» 48 Флаг «патрона Тунус» (тунисского вице-адмирала)
«Шехбаз-и Бахри» 46–48
«Тевфик-уль Илах» 58
«Фатих-и Бахри» 60 Флаг «Рийале Джезаир» (алжирского контр-адмирала)
«Бешир-и Зафер» 54
«Феда-и Нусрет» ? Зафрахтованный корабль
«Умман-и Бахри» ? Зафрахтованный корабль
«Келем-Бахри» ? Приватир, Флаг «патрона Джезаир» (Алжирского вице-адмирала)
«Тунус Ибрагим-капудан» ? Приватир с тунисским экипажем
Фрегаты и приватиры
«Булад-и Бахри» 46
«Джейран-и Бахри» 38
«Дад-и Хакк» 34
«Мазхар-и Саадет» 36
«Мазхар-и Хидайет» 36
«Баис-и Нусрет» 38
? 41
? 33
«Тевфик-и Худа» 27
«Хедийе-и Хакими Фас» 31
«Рехбер-и Нусрет» 31
«Хедийе-и Девлет» 31
«Бидает-уль Фютух» 31
«Неджм-и Зафер» 37
«Саййад-и Бахри» 37
«Берид-и Фютух» 33
«Кайд-и Зафер» 37
«Каплан-Башлы» 35
«Пейк-и Нусрет» 35
«Туджар» ? Фирката (фрегат; употреблялось в значении каперского или крейсерского судна, то есть корабля, предназначенного для разбоя и каперства)
«Эски Москов актармаси» ? Фирката
«Кучук» 33 Фирката
? ? Фирката
? 33 ?
«Мидилли» ? Фирката
«Ени Тылсым-Бахри» 28–33 Бомбардирский корабль
«Берк-и Хафиз» 31 Бомбардирский корабль
«Рад-и Бахри» Бомбардирский корабль
«Шихаб-и Хафиз» Бомбардирский корабль
«Сагир кучук» Бомбардирский корабль
Алжирская и тунисская эскадры шебек
«Пейк-и Зафер» 32
«Хисн-и Газат» 32
«Мерих-и Бахри» 26
«Тунус Рийале» ? Тунисская шебека
«Джезайир Патрона» ? Алжирская шебека
«Джезайир Рийале» ? Алжирская шебека
Пять бомбардирских судов, десять кирлангичей, 15 мелких судов

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Разгром флота у мыса Калиакрия

По правде говоря, после нескольких лет сопротивления турки стали смертельно бояться генерала Суворова, особенно адмирала Ушакова. Они из уважения звали адмирала Ушак-пашой, а генерала Суворова — Топал-пашой. «Топал» с турецкого — хромой — Суворов немного прихрамывал. Поэтому в действиях с нашими военачальниками турки были более чем рассудительны и аккуратны, потому что знали: любой опрометчивый шаг, и адмирал опять потопит множество кораблей.

В то же время Россия и Османская Империя порядочно устали от войны. Пора было ставить точку. Именно поэтому султан позвал в Стамбул алжирского пашу, который должен был переломить ситуацию. В знак своего великого почтения и в доказательство великой верности, Саид-Али пообещал султану, что привезёт тело Ушак-паши с веревкой на шее. Несмотря на то, что в те времена не было современных средств передачи информации, это высказывание дошло в неизменном виде до самого русского адмирала.

Адмирал Российской Империи Ф. Ф. Ушаков

Эскадра Ф. Ф. Ушакова вышла из Севастополя 28 июля и направилась в сторону турков под северным ветром. Точного расположения турецких кораблей флотоводец не знал, поэтому приходилось действовать вслепую и по ситуации. Достигнув мыса Калиакрия, русские, к своему удивлению, обнаружили 83 корабля противника: 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 48 вспомогательных лёгких судов. Эскадра адмирала насчитывала только 36 кораблей, из которых 15 линейных, 2 фрегата, 2 бомбардирских судна и 19 лёгких вспомогательных.

Несмотря на численное превосходство и наветренное расположение турецких кораблей, адмирал решает нанести сокрушительный удар по османскому флоту. Нарушая все правила и традиции военно-морского флота, Ушаков не меняет построение (не тратит зря времени), а направляет эскадру ближе к берегу. Три колонны судов огибают мыс: первая правая колонна обстреливает берег и уничтожает вражескую артиллерию, первая левая колонна начинает обстрел эскадры.

Схема расположения русских (красные) и турецких (синих) кораблей

После этого корабли перестраиваются в классическую одну длинную колонну, во главе которой идёт флагман «Рождество Христово» с адмиралом на борту. Это уже второе нарушение правил: обычно судно главнокомандующего шло посередине, но Ушаков придерживался мнения, что сначала сразиться должны флагманы. Он, конечно, рисковал руководством всей эскадрой, однако, в случае положительного исхода схватки, смерть паши или затонувший флагман пагубно повлияли бы на турков, вплоть до паники.

Встреча флагманов Ушакова и Саид-Али

Две длинные колонны встречаются флагманскими судами. На расстоянии 90 метров «Рождество Христово» атакует корабль Саид-Али. Точными выстрелами русский экипаж перебил мачту, реи, разворотил корму. Саид-Али, следуя обещанию, пытался сблизиться с русским флагманом, чтобы взять судно на абордаж. Однако эта тактика была давно известна Ушакову, поэтому он расстреливал корабль пушками, а моряков на палубе огнём картечи. Судно паши было бы потоплено, если бы не два турецких корабля, ворвавшихся на линию обстрела между двумя флагманами.

Несколько часов боя показали полное российское превосходство. Турки стали отступать. В тот момент Ушаков бросил на них весь свой резерв из лёгких судов, которые были быстрее флагманских и могли догнать противника. Ушаков придерживался Суворовского суждения: «Противник оттеснён – неудача, противник истреблён, взят в плен – удача».

В результате погони турки потеряли много своих кораблей. Таким образом, до Константинополя добралось только небольшое количество судов алжирской эскадры.

Точные потери со стороны турков до сих пор неизвестны, однако, они явно были значительными: только на судне паши погибло 450 человек экипажа. С нашей же стороны известно точно – 17 человек убитых и 27 раненных. В скором времени «Рождество Христово» было отремонтировано, и вся эскадра благополучно вернулась в Севастополь.

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Османский флот готовится к делу

Чтобы переломить ситуацию на море, с конца апреля 1790 года османский флот был увеличен и уже через год насчитывал 19 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 мелких судна. В 1791 году здесь появились моряки из Северной Африки. У русских историков бытует мнение, что прибыли эскадры кораблей из Алжира, Туниса, Марокко и т.д., однако это в корне неверно. Самый большой в Северной Африке флот, алжирский, в 1787–1790 годах имел аж девять шебек (вооружение кораблей насчитывало от 10 до 36 лёгких пушек) и целых два гребных галиота. При этом в 1790 году вооружены было лишь четыре небольших судна, на которых всего находилось 36 орудий. Один фрегат строился, а ещё два обещал султан. Остальные «флоты» Северной Африки были меньше алжирского. Лишь в 1792 году эскадра алжирских судов отправилась в Стамбул. Впрочем, в составе флота 1791 года упоминаются две алжирские и одна тунисская шебека.

Обратиться за помощью к африканцам султана вынудили большие потери и дезертирство в экипажах османских кораблей в 1788–1790 годах. Турки пошли на этот шаг только из-за острой необходимости: африканские корсары были плохо дисциплинированы, действовали самовольно, часто бунтовали и убивали своих офицеров.

В начале мая 1791 года мусульманский флот: 20 кораблей, 25 фрегатов, шесть шебек, пять бомбардирских судов, десять кирлангичей и 15 транспортов — вышел в море. Он должен был доставить подкрепления к обложенной русскими войсками Анапе и не позволить заблокировать эту крепость со стороны моря. В июне русский Черноморский флот получил от осаждавшего Анапу генерала Гудовича сообщение о том, что у Днестровского лимана появился большой турецкий флот. 10 июня контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков вывел в море эскадру: 16 кораблей, два фрегата, три бомбардирских корабля, девять крейсерских судов, 13 бригантин и три брандера. Ну а дальше начинается самое интересное.

Фёдор Фёдорович Ушаков. commons.wikimedia.org

Дело в том, что наш читатель знаком во всех подробностях только с русской версией дальнейших событий. Турецкие источники в исследованиях либо игнорировались полностью, либо были недоступны. Теперь же появилась возможность с ними ознакомиться. Поэтому далее мы будем приводить две версии событий. Турецкая основана на книгах историков Идриса Бостана, Тунджа Зорлу и Али Ризы Исипека, а русские данные базируются на документах из МИРФ (Материалы для истории русского флота в 17 томах), книгах Владимира Овчинникова, Роджера Чарльза Андерсона и статьях из «Морского Атласа».

Сражение при Калиакрии: турецкая версия

Когда Ушаков обнаружил османский флот, дул неблагоприятный для турок северо-северо-восточный ветер. Хуссейн приказал рубить канаты. Однако Сейди-Али с тунисскими и алжирскими судами, не слушая приказов капудан-паши, сдрейфовал к югу и тем самым расколол флот на две группы. Хуссейн сразу подал корсару сигнал, приказывая ему вернуться и вместе атаковать противника. Однако Сейди-Али, следуя, скорее всего, излюбленной корсарской тактике, решил атаковать авангард Ушакова и отрезать его. Но оказалось, что русский авангард состоял из самых сильных судов, и вскоре Сейди-Али сам был окружён и отрезан от основных сил. Часть турецких кораблей пришла на помощь алжирцу и смогла спасти его, однако из-за необдуманного поступка «патрона» Хуссейна османский флот сломал боевой порядок.

К 15:00 турки смогли выстроить некоторое подобие линии. Хотя Ушаков с помощью Сейди-Али и разрезал османскую эскадру надвое, ни один из турецких кораблей не покинул место боя. Они отбили атаку русских, пусть и с большими потерями для себя. Сумерки развели флоты. Хуссейн приказал ремонтироваться и на следующий день продолжить бой, однако Сейди-Али и тут сыграл деструктивную роль.

Сражение у мыса Калиакрия. Художник Александр Депальдо. fb.ru

«Муккаддиме-и Нусрет» был сильно повреждён, сам Сейди — тяжело ранен, потери убитыми и ранеными в экипаже составляли до трети команды. Капитан корабля, алжирец, самовольно взял курс на Константинополь. Примеру «патрона» последовали семь или восемь османских кораблей. Попытки Хуссейна сигналами остановить их и вернуть к эскадре просто игнорировались. Тем не менее капудан-паша планировал 1 августа с оставшимися кораблями атаковать русских, считая, что они также сильно повреждены после боя. Однако начавшийся шторм помешал этим планам. Турецкая эскадра взяла курс на Константинополь.

Султан Селим III, узнав результаты сражения, пришёл в ярость. В ответ на просьбу Хуссейна ещё раз вывести корабли в море он ответил:

Потёмкин, получив известие об этой победе, порвал уже подписанный договор и продиктовал туркам новый, более выгодный для России.

После сражения у Калиакрии Османская империя поняла, что война проиграна. К турецким представителям на мирных переговорах в Яссах срочно отправились курьеры с наказом подписывать с Россией перемирие на любых условиях. Османы, всерьёз опасаясь русских десантов, судорожно начали укреплять подходы к Босфору и крепостям Проливов.

Турецкое морское могущество было окончательно сломлено.

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Ход битвы[править | править код]

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector