История вмф ссср

Предмет гордости

С распадом СССР Балтийский флот лишился выгодных и удобных бухт в Прибалтике (Даугавгрива, Лиепая, Таллин, Палдиски) и Польше (Свиноуйсьце). Кроме того, были разорваны кооперационные цепочки с верфями и судостроительными заводами России, Германии, Латвии, Эстонии и Польши. 

Сегодня Балтфлот России базируется в Балтийске (Калининградская область) и Кронштадте, штаб находится в Калининграде. В Санкт-Петербурге расположены Адмиралтейство, учебные заведения, основные судостроительные предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты.

В состав Балтийского флота входят два эсминца, два фрегата, четыре больших десантных корабля, четыре корвета, шесть малых ракетных кораблей, шесть малых противолодочных кораблей, 15 тральщиков, шесть ракетных и девять десантных катеров, две дизель-электрические подводные лодки. Личный состав БФ — около 25 тыс. человек.

  • Вертолёт Ка-29 взлетает с корабля Балтийского флота

Как отметил подполковник запаса Владимир Язиков, современное состояние Балтийского флота позволяет ему выполнять весь комплекс задач в регионе. В настоящее время миссия Балтфлота сводится к защите экономических интересов РФ и обеспечению безопасности судоходства.

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз , в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

С 30 апреля по 20 июля 1995 года корабль прошёл доковый ремонт, после которого участвовал в параде на Неве.

23 июня 1996 года «Настойчивый» посетил Президент России Б. Н. Ельцин. В этом же году эсминец участвовал в совместных военно-морских учениях «Балтопс—96» военно-морских сил (ВМС) стран НАТО с нанесением визита в Эккенферд (Германия) в период с 6 по 17 июля. С июля по август «Настойчивый» принял участие в сбор-походе: учениях по прикрытию десанта, впервые в составе корабельной ударной группы (КУГ) отразил у мыса Таран налёт сразу семи ракет-мишеней. В конце сентября вышел в море, с по 13 октября нанёс визит в Шербур (Франция), посвящённый 100-летию визита в город Николая II. По итогам 1996 года эсминцы «Настойчивый» и «Беспокойный» были признаны лучшими на Балтийском флоте России по артподготовке, а «Настойчивый» — лучшим кораблём ВМФ России.

17 февраля 1997 года корабль вышел в море под флагом контр-адмирала Василия Апановича. С 15 по 18 марта участвовал в международной выставке вооружений и военной техники «IDEX—1997» в Абу-Даби, на обратном пути заходил в Саймонстаун (2—6 апреля) и Кейптаун в дни 75-летия ВМС ЮАР. Во время визита эсминец посетил Президент ЮАР Нельсон Мандела. Пройдя за время похода (72 ходовых суток) 19 800 морских миль «Настойчивый» возвратился на базу в Балтийске 30 апреля этого же года.

4 сентября 1997 года корабль «Настойчивый» посетил министр обороны России, маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев. Позднее, в октябре, эсминец обеспечивал испытания новой дизельной подводной лодки. По итогам года «Настойчивым» было занято первое место в ВМФ по артиллерийской и зенитной подготовке.

В следующем году корабль участвовал в учениях «Балтопс—98». 26 июля 1998 года, в День Военно-Морского Флота, «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России В. И. Куроедов. По итогам 1998 года кораблю был вручён приз Главкома ВМФ по ПВО и артподготовке, эсминец был объявлен лучшим кораблём ВМФ России.

В мае 1999 года «Настойчивый» доковался на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. С 21 сентября по 18 ноября 1999 года находился в Кронштадте для обучения китайского экипажа. По итогам года в составе КУГ завоевал приз по огневой подготовке.

8 февраля 2000 года эскадренный миноносец «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Бундесмарине Дирк Хортен.

В июле 2008 года корабль осуществил поход по Балтийскому морю с заходами в Швецию, Финляндию, Данию, Польшу.

В 2009 году эсминец принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» совместных российско-белорусских оперативно-стратегических военных учениях, проводившихся в Белоруссии.

Д. А. Медведев на эсминце «Настойчивый», 31 июля 2011 года.

31 июля 2011 года, в День Военно-Морского Флота, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев посетил эсминец на главной военно-морской базе Балтийского флота в городе Балтийске (Калининградская область).

В настоящее время миноносец «Настойчивый» является флагманом Балтийского флота ВМФ России. За двадцать лет боевой службы эсминец находился в море в общей сложности около двух лет и прошёл более 70 000 морских миль.

В последние годы флагман Балтийского флота не выходил в дальние походы, проходя восстановление технической готовности в Балтийске. В 2015 году он эпизодически участвовал во флотских мероприятиях: в марте выходил в море в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа, в июле — участвовал в параде в честь Дня ВМФ. Согласно закупочным данным «33 судоремонтного завода», обслуживающего корабли Балтфлота, на «Настойчивом» ремонтируются системы главной энергетической установки (котлотурбинной), оборудование жизнеобеспечения, вооружение корабля.

Уроки Севастополя и Цусимы

В XIX веке Балтийский флот принял участие в войне со Швецией (1808—1809 годы) и в Крымской войне (1853—1856 годы), отражая атаки англо-французской эскадры на Гангут, Кронштадт, Свеаборг и Ревель. Благодаря отваге и профессионализму балтийцев противнику не удалось прорваться в Петербург.

Как считают историки, драматичная Крымская война стала неприятным, но важным уроком для империи, обнажив техническую отсталость флота и сухопутных войск. В 1860-е годы Россия закупила для Балтфлота несколько броненосцев за рубежом и заложила десятки собственных кораблей.

Одной из выдающихся международных миссий Балтийского флота стала экспедиция к берегам Северной Америки (1863—1864 годы). Русские моряки создали угрозу торговым путям Англии и Франции, чтобы не допустить вмешательства держав в подавление Польского восстания (1863 год). Поддержку России оказал президент Северо-Американских Соединённых Штатов Авраам Линкольн.

Также по теме


«Государство изменилось наглядно и окончательно»: как реформы Александра II повлияли на историю России

29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл…

Расцвет Балтийского флота пришёлся на конец XIX века. С 1880-х годов Балтфлот начал получать броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки и суда обеспечения. Часть кораблей закупалась в Европе и США, но подавляющее большинство строилось на российских верфях.

Серьёзный урон Балтийскому флоту был нанесён в ходе Русско-японской войны (1904—1905 годы). На помощь дальневосточной группировке (1-й Тихоокеанской эскадре) были отправлены 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, сформированные из сил БФ.

Десятки русских кораблей под командованием контр-адмиралов Зиновия Рожественского и Николая Небогатова проделали путь от берегов Балтики до Индийского и Тихого океанов. Тяжелейший переход сказался на боеспособности балтийских кораблей. 27—28 мая 1905 года в Цусимской битве российский флот потерпел крупнейшее поражение в своей истории.

Однако в боях с тремя тихоокеанскими эскадрами Япония понесла серьёзные потери. Примером воинской доблести стала героическая гибель экипажей крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» 9 февраля 1904 года, когда русские моряки приняли неравный бой с японским флотом.

  • Эскадренный броненосец «Князь Суворов» — флагман 2-й Тихоокеанской эскадры, август 1904 года

Компромисс

В конце 60-х годов, когда существовавшие корабли флота, обладавшие морально устаревшим артиллерийским вооружением, подходили, к тому же, к физическому пределу своей эксплуатации, было принято решение о начале создания нового класса военных судов. Сначала военно-морское начальство заказало корабли, основной задачей которых являлись бы поддержка десантов и борьба с авиацией. Помимо этого типа было желание дополнительно получить и корабли, способные бороться с подводными лодками и надводными кораблями вероятного противника. Однако после соответствующих расчетов вынуждено пришли к выводам, что страна просто не потянет такие масштабные расходы. В результате сошлись на мнении, что необходимо строить универсальные корабли, способные решать как задачи по поддержке сухопутных частей, так и по противодействию флотам противника.

Результатом этого условного компромисса между желаниями военных и возможностями страны явились эсминцы класса «Современный». Дополнительным толчком к принятию такого решения стало начало проектирования схожих универсальных эсминцев класса «Спрюэнс» в США. Сделать полностью универсальный корабль в итоге не удалось, «хромала» защита от подводных лодок.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Морской пехотой Петра Великого.

Структура флота

12-я дивизия надводных кораблей (Балтийск)
  • 128-я бригада надводных кораблей
  • 71-я бригада десантных кораблей
  • 7-й дивизион десантных кораблей
  • 36-я бригада ракетных катеров
  • 1-й гвардейский дивизион ракетных катеров
  • 106-й дивизион малых ракетных кораблей
64-я бригада кораблей охраны водного района (Балтийск)
  • 264-й дивизион противолодочных кораблей
  • 323-й дивизион тральщиков
  • 22-й дивизион тральщиков
123-й дивизион подводных лодок (Кронштадт)
105-я бригада кораблей охраны водного района (Кронштадт)

109-й дивизион малых противолодочных кораблей

244-я артиллерийская бригада (Калиниград)

Подводные лодки императорского флота

Прототип подводной лодки, которая могла использоваться по прямому назначению, был создан в России в 1834 году Шильдером Карлом Андреевичем. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение
мускульной силой, для чего оснащалась механическими «ластами». По задумке, передвигаясь под водой до трёх часов, аппарат мог приблизиться к вражескому
кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем. На лодку были назначены два штатных командира и экипаж в количестве 12 человек.

Первым конструктором серийных подводных лодок стал Степан Карлович
Джевецкий. Будущий император Александр III следил за испытанием подводного аппарата небольшого водоизмещения, после чего из казны были выделены деньги на серию из 50 подводных лодок. Они приводились в движение при помощи мускульной силы, на вооружении их было по две мины, а предназначались они для защиты морских крепостей. По сравнению с броненосцами того времени эти корабли выглядели слабыми и прослужили до 1886 года.

Подводная лодка Александровского (фотография).

В 1866 была выпущена 350-тонная лодка Ивана Федоровича Александровского. Она могла погружаться и относительно долго передвигаться под водой, используя поршневые пневматические машины,
питавшиеся сжатым воздухом от 200 чугунных баллонов.

Днём образования подводного флота принято считать 19 марта 1906 года, когда был подписан императором Николаем II указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

В 1903-1904 году на Балтийском заводе была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» по проекту ученого И.Г. Бубнова с бензиновым мотором и электродвигателем. Несмотря на неизбежные проблемы в эксплуатации, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок.

Согласно принятой в 1903 г. десятилетней судостроительной программе Морское министерство предполагало построить к 1914 г. 10 подводных лодок. В соответствии с этой программой 2 января 1904 г. Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку первой подводной лодки типа “Касатка” водоизмещением 140 т по проекту Бубнова и Беклемишева.

После начала Русско-японской войны царское правительство искало пути усиления военно-морской группировки на Дальнем Востоке. В Германии были приобретены три субмарины типа «Карп» и электроход «Форель». Ещё две подлодки «Осетр» и «Сом» были куплены в США. В ноябре 1904 года во Владивосток по железной дороге отправились шесть подводных лодок, из которых был сформирован отряд миноносцев.

В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс», развивающую скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч)/ 8,5 узлов (15,7 км/ч) при глубине погружения 90 метров.
Вооружение состояло из двенадцати торпедных аппаратов, двух артиллерийских орудий и одного пулемёта. В том же году на заводе Наваль в Николаеве был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». В 1915—1916 годах в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа «Барс» и пять — типа «Американский Голланд», купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять подводных лодок типов «Е» и «С». В период Первой мировой войны эти подразделения совершили 78 боевых походов, уничтожив два крейсера и 16 транспортных судов противника.

Боевой путь корабля

Эсминец «Настойчивый» (610 бортовой номер) провел в море более двух лет из 25 лет службы в составе ВМФ. Этот четвертьвековой юбилей отмечали в Балтийске в 2018 году.

До 1991 года эсминец носил название «Ленинский комсомол». Корабль прошел свыше 70 000 морских миль, причем более четверти от этого общего расстояния в 1997 году, в одном дальнем походе на юг Африки, в Кейптаун, где принял участие в праздновании дня военно-морского флота ЮАР. На борт даже поднялся сам Нельсон Мандела, бывший в ту пору президентом этой страны. А перед этим корабль был продемонстрирован на международной оружейной выставке в Абу-Даби, где произвел исключительно сильное впечатление на зрителей.

«Настойчивый» участвовал во многих походах, заходил с визитами в порты Германии, Швеции, Польши, Дании, Франции. Являлся первым российским военным кораблем, прошедшим через Кильский канал. Дважды был признан лучшим надводным кораблем военно-морского флота России в 1996 и 1997 годах, трижды на его палубе принимали президентов стран. Помимо президента Манделы в 1996 году на борт поднимался Б. Ельцин, а в 2011 – Д. Медведев.

Эсминец «Настойчивый» принимал участие в многочисленных учениях и боевых стрельбах, неизменно показывая отличные результаты. Корабль был базой для обучения китайских экипажей в 1999 году. А также обеспечивал испытания новых образцов военно-морской техники. Однако в последнее время выходы в море носят эпизодический характер. Эсминцу «Настойчивый» явно не везет в связи с событиями в Сирии. Уже дважды анонсировался его выход в Средиземное море для усиления российской группировки, и дважды этот поход отменялся. Так было в 2013-м и повторилось уже в 2018 году.

Из Таллина в Кронштадт

После 1905 года власти империи предпринимали попытки восстановить утраченную мощь Балтийского флота. В 1911 году император Николай II утвердил Программу спешного усиления Балтийского флота, однако ресурсов и времени на осуществление грандиозной задачи не хватило.

В период Первой мировой войны Балтийское море не стало театром ожесточённых сражений. Балтфлот был сосредоточен в основном на выполнении минно-заградительных операций и поддержке сухопутных войск.

После Февральской революции моряки Балтийского флота выступили в авангарде  движения в поддержку Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В марте 1918 года большевики переподчинили БФ. Однако разброд в среде матросов и казни офицеров привели к падению боеспособности флота.

Также по теме


«Совершая геройский подвиг»: 100 лет назад начался Ледовый поход Балтийского флота

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими…

Кроме того, с распадом империи социалистическая республика утратила удобные гавани в Финляндии и Эстонии. С 19 февраля по 2 мая 1918 года верные большевикам силы провели операцию «Ледовый поход» по выводу кораблей из Гельсингфорса (Хельсинки) и Ревеля, чтобы спасти остатки царского флота от захвата немецкими войсками.

Перед Великой Отечественной войной в структуре Балтийского флота появились подразделения ПВО, морской авиации и морской пехоты. В 1941 году силы БФ понесли большие потери, как и вся Красная армия. В конце августа 1941 года балтийцы были вынуждены фактически повторить «Ледовый поход» и эвакуировать группировку из Таллина в Кронштадт.

В 1942—1943 годах подразделения БФ сосредоточились на обороне Ленинграда и преследовании немецких транспортных судов. В 1944 году корабли Балтийского флота участвовали в прорыве блокады города на Неве, а пехотинцы — в контрнаступлении на Карельском перешейке.

В послевоенные годы Балтийский флот превратился в главную силу региона. Корабли и подлодки БФ использовались для охраны рубежей, разведки, слежения за натовским флотом и демонстрации силы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах.

  • Корабли Балтийского флота в районе полуострова Ханко, Великая Отечественная война
  • РИА Новости

Ремонт, опять ремонт

Для человека 25 лет – это еще молодость, но вот для корабля – уже поздняя зрелость. Выходят из строя отдельные системы, изнашивается металл, повреждается проводка. В 2018 году эсминец находился на 33-м судоремонтном заводе на своей родной базе в Балтийске. Судя по плану закупок, опубликованному этим предприятием, можно понять, что основной проблемой стали котлы главной энергетической установки, а также система автоматического управления котлами и радиостанции из комплекса «Кадмий-Р». Поставки комплектующих должны были быть осуществлены до августа 2018 года. Можно предположить, что именно технические проблемы не позволяют эсминцу «Настойчивый» присоединиться к группе кораблей в Средиземном море. Полноценный ввод его в строй возможен (с учетом времени на испытания и крайне вероятных просрочек) не ранее начала 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector