Авианосцы россии и ссср

Сравнение лучших авианосцев мира

Авианесущий крейсер Воряг

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) – еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • Китти Хоук (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • Форрестол (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • Мидуей (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Вертолетоносцы США: «Иводзима», «Тарава», «Уосп» и «Америка»

Тип боевых кораблей «Иводзима» были построены в 1959-1970-х годах. В 1971-1978-х годах были построены УДК «Тарава». УДК «Уосп» были построены в 1987-2009-х годах. И наконец первый УДК «Америка» вошел в строй ВМС США в 2014-м году. Все корабли последних 3 типов, в общем количестве 14 кораблей, на данный момент находятся в строю. Тип «Америка» является самым новым примером УДК флота США.

УДК типа Иводзима

В общей сложности планируется построить 11 УДК «Америка» (на данный момент 1 построен, 1 строиться и этом году планируется его вход в состав ВМС США- УДК «Триполи»). Экипаж корабля составляет 1060 человек. «Америка» имеет возможность перевозки до 1820 солдат морской пехоты, 40 плавающей бронированной техники, 11 десантных кораблей дислокации, 26 вертолетов или 22 самолетов класса «F35B».

Общая характеристика: длина – 257 м, ширина – 32,5м, мощность – 70 000л.с., максимальная скорость – 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность – 9 500 морских силь, максимальное водоизмещение – 45 700 тонн.

Имеет радиоэлектронное вооружение, зенитную артиллерию класса «Фаланкс», ракетное вооружение класса «ESSM» и «RAM».

Первое место — Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводный авианосец «Сюркуф»

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию ВМФ Франции вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.

Мидуэй (США)

Мидуэй стал самым первым тяжёлым авианосцем, сконструированным конструкторами США. Спроектированный в начале 1940-х годах, он вступил в строй 10 сентября 1945 года, так и не успев поучаствовать в боевых действиях Второй мировой войны.

Спроектированный на основе британских разработок, «Мидуэй» значительно превосходил корабли этого класса по технико-тактическим характеристикам. Длина корабля составила 295 метров, а ширина взлётной палубы — 41,45 метра. 12 двигателей и 4 турбины позволяли тяжёлому из-за брони и вооружения авианосцу развивать скорость в 33 узла.

Суда этого типа стали боевыми долгожителями, более 40 лет находясь в составе ВМФ США. «Мидуэй» принимал участие в послевоенных конфликтах во Вьетнаме и Корее. В 1991 году обеспечивал поддержку авиацией и ракетами наземную операцию американских войск в Ираке. 11 апреля 1992 года «Мидуэй» списали и сделали музей.

А о самых нелепых видах оружия Второй мировой читайте на thebiggest.ru.

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них — главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь — атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 «Орел»). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.

Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки «обычной» авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт — вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение — ракеты П-700 «Гранит». В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль «Советский Союз» (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название «Рига» (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в «Леонид Брежнев» (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения «эпохи застоя» ТАКР сменил имя на «Тбилиси». С октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.

Появление атомных авианосцев

С развитием ядерной энергетики проводилось множество морских экспериментов и испытаний. Для этого использовали некоторое количество авианосцев, переживших Вторую мировую войну, но не способных принимать на борт новые тяжелые самолеты. После проведения ряда исследований Америка решилась на невероятное. Началось строительство принципиально нового авианесущего судна, аналогов которому в мире не существовало. Это был атомный ударный суперавианосец «Энтерпрайз». Он был введен в эксплуатацию в 1961 году.

Его длина составляет 342 метра. Возможность автономного плавания достигала 13 лет. Это в разы превышало возможности всех остальных авианосцев США и мира. «Энтерпрайз» участвовал в Карибском кризисе и Вьетнамской войне.

В 1969 году произошло трагическое событие, одна из ракет по неосторожности экипажа взорвалась и врезалась в бак одного из самолетов, стоящих на палубе. В результате катастрофы погибло 27 человек, общий материальный ущерб составил 126 миллионов долларов

После проведения ремонтных работ и модернизации ряда элементов корабль продолжил участие в боевых операциях. В частности, в Афганистане и Ираке. В 2011 году был замечен недалеко от берегов Сомали, где помогал в борьбе с морскими пиратами. В 2012 году авианосец был выведен из состава флота. Однако лишь в феврале 2017 года был официально списан. Это было связано с тем, что ВМС США планировали произвести замену «Энтнрпрайза» на новый американский суперавианосец, который был готов лишь в 2017 году.

Авианосцы типа «Нимиц»

Основные авианосцы, действующие на данный момент в ВМС США являются судна типа «Нимиц». Корабли так же как и «Энтерпрайз» и «новый «Форд» имеют ядерную силовую установку. Первый корабль этого типа был введен в эксплуатацию в 1975 году, последний в 2009 году. Себестоимость производства составляет 4,5 миллиарда долларов, возможна эксплуатация в течение 50 лет. Период перезарядки атомного реактора составляет 20 лет. Всего было выпущено 10 единиц.

Авианесущие корабли «Нимиц» принимали активное участие в операциях, связанных с военными конфликтами в Югославии и Ираке. На сколько качественное бронирование установлено на авианосцах США неизвестно, поскольку они используются в данный момент, однако есть основания полагать, что при производстве использовались кевларовые пластины толщиной 63,5 мм. Такой защиты недостаточно при прямом попадании современных ракет, однако противовоздушные системы обороны по заявлениям ВМФ США не допустят приближения этих ракет в опасную зону вокруг корабля.

Ударный авианосец «Нимиц»

Тип: Ударные авианосецы «Нимиц»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Нимиц»
USS Nimitz (CVN-68)
3 мая 1975 Стоит на вооружении
«Дуайт Эйзенхауэр»
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
18 октября 1977 Стоит на вооружении
«Карл Винсон»
USS Carl Vinson (CVN-70)
13 мая 1982 Стоит на вооружении
«Теодор Рузвельт»
USS Theodore Roosevelt (CVN-71)
25 октября 1986 Стоит на вооружении
«Авраам Линкольн»
USS Abraham Lincoln (CVN-72)
11 ноября 1989 Стоит на вооружении
«Джордж Вашингтон»
USS George Washington (CVN-73)
4 июля 1992 Стоит на вооружении
«Джон К. Стеннис»
USS John C. Stennis (CVN-74)
9 декабря 1995 Стоит на вооружении
«Гарри Трумэн»
USS Harry S. Truman (CVN-75)
25 июля 1998 Стоит на вооружении
«Рональд Рейган»
USS Ronald Reagan (CVN-76)
12 июля 2003 Стоит на вооружении
«Джордж Буш»
USS George H. W. Bush (CVN-77)
10 января 2009 Стоит на вооружении

Боевые операции

Каждый авианосец за срок своей службы принимал в одной, а то и нескольких боевых операциях. Так, например, судно USS George Washington (CVN-73) «Джордж Вашингтон», нес боевое дежурство в Южно-Корейском море в момент обострения конфликта из-за спорных территорий. USS Harry S. Truman (CVN-75) «Гарри Трумэн» в 2018 году причастен к операции на территории Сирии и Ирака в борьбе с ИГИЛ (Запрещенной в России группировки). В 2011 году корабль Ronald Reagan (CVN-76) «Рональд Рейган» обеспечивал поддержку возле берегов Японии после землетрясения, выступая в роли заправочной станции для вертолетов, оказывавших помощь пострадавшим.

Как можно заметить, авианосцы – это корабли, которые могут выполнять различные задачи в разных точках мирового океана. Уже известно, что авианосец «Джордж Буш» будет «переходным» судном с класса «Нимиц» в класс «CVX». На авианосцах нового класса будут использоваться новейшие виды оборудования, применены новые конструкционные технологии относительно корпуса судна.

Подводные авианосцы Японского Императорского флота

Японский флот был полон неожиданностей. Корабли Великобритании и США отличались более развитым вооружением и техническим состоянием, в то время как Япония могла удивлять своим подходом к созданию техники и хитростью. Так, они построили подводные авианосцы, вмещающий несколько гидросамолетов в каждую субмарину. Подобный опыт строительства был и у Франции.

Самолеты находились внутри субмарины в разобранном состоянии. При необходимости взлета, летательный аппарат вывозили по специальным полозьям на поверхность, собирали его и при помощи катапульты самолет поднимался. Подобные субмарины с воздушным судном на борту не использовались в крупных сражениях, однако также были необходимы для выполнения различных задач.

Авианосец Энтерпрайз

Еще один самый большой авианосец, достойный попадания в наш рейтинг. Своей длиной в 342,3 метра он превосходит все военные корабли. Но не только длина отличает этот авианосец от других – он первым был оснащен силовой установкой, работающей на энергии цепной реакции деления ядра. В планы военных разработчиков США входил выпуск еще 5 подобных авианосцев, но поскольку на создание первого судна ушло больше 459 млн долларов, продолжать данную линию передумали. Именно поэтому на авианосец не поставили слишком дорогой корабельный зенитно-ракетный комплекс «Terrier», вместо него была установлена американская управляемая ракета RIM-7 Sea Sparrow с меньшей дальностью, а в дальнейшем прибавили и другие комплексы.

Любопытно, что одной загрузки ядерного горючего вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение тринадцати лет. За этот период он может покрыть около миллиона миль.

На создание гиганта понадобилось порядка трех лет, в 1957 году началось строительство авианосца. Спустя пять лет корабль отправился в свое первое настоящее морское крещение под руководством капитана Винсента ДеПо. Дебютную военную операцию “Энтерпрайз” совершил во время Карибского кризиса. В 1965 году военному кораблю нашли применение в Юго-Восточной Азии, где ему довелось поучаствовать во Вьетнамской войне. Кстати, в тот момент он был первым авианосцем с ядерной установкой, участвующим в военных действиях. В этот же период «Энтерпрайз” установил мировой рекорд – в течение 24 часов с борта авианосца поднялось 165 боевых единиц.

Довелось «Энтерпрайзу» пережить и аварию – недалеко от ракеты Zuni в 127 миллиметров располагался заведенная самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки транспортных средств. Именно ее выхлопные газы высокой температуры стали причиной самозапуска ракеты, в результате чего она врезалась в бак с топливом, находившейся на борту самолета, а это уже привело к разливу горючего. Последствия были глобальны – взорвались авиационные бомбы, больше двадцати человек экипажа погибли, почти 350 получили ранения, пятнадцать самолетов были разрушены. Суммарный урон составил больше ста млн американских долларов. Кстати, сам гигант совсем не пострадал.

В 80-х годах на «Энтерпрайзе» провели капремонт ядерного реактора и сняли корабельный радар SCANFAR компании Hughes Aircraft. В начале нового столетия авианосец принял участие в военной операции, проведенной США и Великобританией против Ирака, «Лис пустыни», также его использовали для изгнания талибов из Афганских земель. После чего он вернулся в воды Персидского залива, где оказывал воздушную поддержку американцам во время боевых действий против Ирака. Несколько лет назад «Энтерпрайз» снова обустроился в Персидском заливе.

«Энтерпрайз» и все-все-все

Разобраться с тем, какой военный корабль самый большой в мире, труднее, чем кажется на первый взгляд. Если судить по линейным размерам, то конкуренцию авианосцу ВМС США USS Enterprise (CVN-65) составить некому. От носа до кормы корабля — 342 м, а ширина по крайним точкам достигает 78,5 м.

Этот внушающий уважение видом даже на старых фото сотворенный руками человеческими титан, спроектированный компанией Westinghouse в 1958-м и спущенный на воду в 1960 году, способен благодаря атомной силовой установке на одной заправке ядерного горючего преодолеть до 1 млн морских миль — такого запаса хода хватало на 12-13 лет.

USS Enterprise (CVN-65), фото: https://en.wikipedia.org/

Однако не стоит забывать о паре «но»:

  1. «Энтерпрайз» при впечатляющих размерах уступает уже линейке авианосцев «Нимиц», которые также спроектировали и построили в США, но начали вводить в строй на 15 лет позже, по водоизмещению (93,8 тыс. тонн против 98,5 тыс.) и численности экипажа (4800 человек против 5680), не говоря уже об устаревшей силовой установке с меньшим КПД.
  2. Единственный представитель проекта 1958 года, прослуживший в рядах ВМС США больше полувека и успевший войти в американскую флотскую историю в статусе чуть не легенды, вывели из эксплуатации в 2012 году и списали в феврале 2017-го, когда уже готовилась продолжающаяся и в 2020-м финальная стадия принятия в состав флота запоздавшего из-за недоработок «преемника» — первого авианосца типа «Джеральд Р. Форд», USS Gerald R. Ford (CVN-78).

Последнему упомянутому 100 000-тонному гиганту и посвящена статья — хотя этот представитель американского военпрома при идентичных с кораблями типа «Нимиц» размерах и водоизмещении имеет меньший экипаж, это связано не с недостатками конструкции, а, напротив, с меньшим количеством техперсонала, потребного для обслуживания усовершенствованных машин и механизмов.

Да и теоретически «Джеральд Р. Форд» — продвинутый и соответствующий новым требованиям флота корабль, а последующие суда этого класса, два из которых собираются на стапелях, предположительно станут заменой не только списанного «Энтерпрайза», но и устаревших «Нимицев».

Адмирал Кузнецов (Россия)

Авианосец был построен ещё во времена Советского Союза на Николаевском судостроительном заводе, и на сегодня единственный кораблю такого типа в составе ВМФ России.

Судьба корабля удивительным образом была связана с историей страны, в которой он был спроектирован и построен. Началось строительство 1 сентября 1982 года под именем «Рига». В 1982 году после смерти генерального секретаря в ноябре 1982 года, ему строящийся корабль переименовали в «Леонид Брежнев». В недостроенном виде был спущен на воду в 1985 году. 11 августа 1987 года авианосец переименовали и его боевые испытания 1988-1989 гг проходили под именем «Тбилиси».

Корабль имел ряд существенных недоделок и неполадок, из-за чего неоднократно возвращался в доки. 4 октября 1990 года получил своё теперешнее имя «Адмирал Кузнецов». Двадцатилетний период своей истории, вплоть до 2011 года, авианосец или стоял на ремонте или переделывался.

«Адмирал Кузнецов» один из самых больших кораблей этого класса. Его длина 302 метра, наибольшая ширина — 71,9 метра. На авианосце в боевом развёртывании расположено 28 самолётов и 24 вертолёта.

Российский авианосец во многом уступает американским аналогам. С самого начала эры строительства авианосцев в России не прижилась эта идея. После военной операции в Сирии в 2016 — начале 2017 года, «Адмирал Кузнецов» возвращён на базу приписки. Thebiggest очень надеется, что на смену «Адмиралу Кузнецову» в ближайшем будущем придет мощный, функциональный и надежный авианосец. Хотя подобных разговоров в военных кругах не наблюдается.

Американские атомные авианосцы

Мощь атомной энергии всегда интересовала военную отрасль, поэтому логично, что после создания подводных атомных лодок перед инженерами поставили задачу – конструирование наводного атомного корабля.

Первый опыт был реализован уже в 1961 году, после чего американское военно-морское командование переориентировало работу верфи на разработку и выпуск авианесущих атомоходов:

  • «Энтерпрайз» CVN-65 – первый в мире атомный авианосец и единственные представитель одноимённой военной серии. Спущен на воду в 1961 году. Имел длину 342,3 метра, что было рекордом в тот временной период. Общий объём вооружения на борту превышал 2500 тонн.
  • «Нимиц» CVN-68 – первый атомоход одноимённой серии, пополнил ряды военного флота в 1975 году. По сегодняшний день находится в строю, участвует в военных действиях по всему миру. Длина полётной палубы – 317 метров, водоизмещение – около 100 тысяч тонн.
  • «Gerald R. Ford» CVN-78 – последнее поколение американских атомоходов, в составе флота числится с 2017 года, но полномасштабная эксплуатация запланирована только с 2020.

Атомные авианосцы считаются самым совершенным типом, это можно заметить и на фотографиях авианосцев, размещенных на нашем сайте.

Gerald R. Ford: новый, дорогой, устаревающий

Gerald R. Ford – это самый современный американский авианосец, последняя модель. На строительство авианосца нового поколения бюджет США выделил 12,9 млрд. долларов, что делает военный корабль самым дорогим в мире.

В конструкции авианосца реализованы лучшие инновационные и ядерные технологии – два энергоёмких реактора, электромагнитная катапульта EMALS, автоматизированы многие процессы управления. Длина судна – 332 метра, водоизмещение – более 98 тонн. Количество самолёто-вылетов увеличено до 160 в день – со стандартных 140. Численность экипажа значительно уменьшена.

Недостаток у новейшего авианосца один – устаревание военных наработок происходит слишком быстро. Аналитики опасаются, что судно вместо авианосца «будущего» станет кораблём «из прошлого». И будет еще одним музеем военно-морского вооружения.

В заключение

Как видим, ведущие позиции в этом виде вооружения принадлежат США. Заявленный ещё президентом Вудро Вильсоном в 1918 году принцип на достижения США мирового господства, блестяще реализовывается в проектах по созданию авианосцев — океанских военных баз.

Это обусловлено и другими причинами. Германии и Японии запрещено строить военные корабли, и соответственно иметь военно-морской флот. Франция и Великобритания, войдя в состав НАТО, проводили политику в русле военной политики США. Военные доктрины этих стран не предполагали проведения отдельных крупномасштабных военных операций. Надобность в таком виде вооружения отпала.

В СССР в 60-е годы прошлого столетия стали делать ставку на развитие баллистических ракет, как средства доставки ядерных зарядов. Предпринимаемые попытки не приводили к положительным результатам, которые бы могли удовлетворить военное руководство, и проекты по созданию авианосцев были свёрнуты.

Новый виток гонки вооружений, который наблюдается в последние годы, может вызвать к жизни новые виды больших кораблей, с палубы которых могут взлетать самолёты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector