Подводные авианосцы

Разработки летающей лодки в США

Начало разработок датируется временами холодной войны. В 1956 году была опубликована идея о создании мини-субмарины, которая могла бы лететь. В основе проекта была идея передвижения под водой за счет электромоторов, а в полете использовались два двигателя реактивного типа. Обозначение этой машины было «Корморант». Он нес одну торпеду и мог запускаться с борта подводной субмарины.

Нужно отметить успех американского конструктора Д. Рэйда, который изготовил работающую модель на радиоуправлении в 1964 году. Модель имела длину и ширину в один метр. Данное достижение конструктора было опубликовано. После чего им заинтересовались военные.

Проект в металле выполняло подразделение General Dynamics, в 1964 году ВМС изготовили масштабную модель летающей подводной лодки с обозначением Commander-1. Испытания аппарата прошли во всех режимах достаточно успешно. Машина могла погружаться под воду на 2 метра и развивать скорость в 4 узла. Предполагалось, что в полете скорость будет равна 300 км/час, но в реальном испытании удалось достичь только 100 км/час. Первый полет осуществлен летом 1954 года, после погружения машина выполнила взлет и пролетела на высоте 10 метров. При погружении все двигатели закрывались резиновыми уплотнителями, а пропеллер необходимо было снимать. При этом пилот находился в затопленной кабине и использовал дыхательную аппаратуру. В качестве силовой установки использовался поршневой двигатель мощностью в 65 лошадиных сил.

На основе этой машины изготовили аппарат Aeroship, который имел выдвигающееся шасси поплавкового типа. Машина могла пролететь со скоростью 130 км/час порядка 300 километров, а под водой скорость достигала 8 узлов. Широкой публике аппарат представили в 1968 году на выставке в Нью-Йорке, здесь были продемонстрированы возможности самолета.

Двигатель под колпаком

Аналогичный ушаковскому проект в США появился многими годами позже. Как и в СССР, его автором стал энтузиаст, работы которого считали безумными и нереализуемыми. Фанатичный конструктор и изобретатель, инженер-электронщик Дональд Рейд занимался разработкой субмарин и созданием их моделей с 1954 года. В какой-то момент ему пришла в голову мысль построить первую в мире летающую подводную лодку.

Рейд собрал целый ряд моделей летающих субмарин, а когда убедился в их работоспособности, приступил к сборке полноценного аппарата. Для этого он использовал в основном детали от списанной авиационной техники. Первый экземпляр самолета-подлодки Reid RFS-1 Рейд собрал к 1961 году. Аппарат был зарегистрирован как самолет под номером N1740 и приводился в движение 65-сильным 4-цилиндровым авиамотором Lycoming. В 1962 году пилотируемый сыном Дональда Брюсом самолет RFS-1 пролетел 23 м над поверхностью реки Шрусбери в штате Нью-Джерси. Опыты по погружению провести не удалось: сказались серьезные недоработки конструкции.

Для превращения самолета в субмарину пилот должен был убрать пропеллер и закрыть двигатель резиновым колпаком, работающим по принципу водолазного колокола. В хвосте располагался электродвигатель мощностью в 1 л.с. (для перемещения под водой). Кабина не была герметичной — пилот вынужден был использовать акваланг.

О проекте Рейда написал ряд научно-популярных журналов, и в 1964 году им заинтересовался ВМФ США. В том же году был построен второй экземпляр лодки — Commander-2 (первый получил «военное» наименование Commander-1). 9 июля 1964 года самолет достиг скорости в 100 км/ч и выполнил первое погружение. В первой модели самолета при погружении остатки топлива из баков откачивались в водоем, а в баки закачивалась вода для утяжеления конструкции. Таким образом, повторно взлететь RFS-1 уже не мог. Вторая модификация должна была лишиться этого недостатка, но до этого дело не дошло, так как пришлось бы перерабатывать всю конструкцию. Ведь топливные баки использовались также в качестве баков для погружения.

Однако конструкция оказалась слишком маломощной и легкой, чтобы применяться в военных целях. Вскоре руководство ВМФ охладело к проекту и свернуло финансирование. До самой смерти в 1991 году Рейд пытался «продвинуть» свой проект, но успеха так и не добился.

В 2004 году его сын Брюс написал и издал книгу «Летающая субмарина: история изобретения летающей субмарины Рейда RFS-1». Сам самолет RFS-1 хранится в музее авиации в Пенсильвании.

Однако некоторые источники утверждают, что проект Рейда получил развитие. ВМФ США приняло решение построить «Воздушный корабль» (Aeroship) — двухфюзеляжный самолет, способный погружаться под воду. Якобы в 1968 году на Всемирной промышленной выставке этот самолет совершил эффектную посадку на воду, а затем погружение и всплытие. Тем не менее официальная программа выставки того года (проводившейся в Сан-Антонио) не включала в себя демонстрацию самолета-подлодки. Дальнейшие следы этой конструкции теряются под грифом «секретно».

Биография

Родился 31 января (13 февраля) 1903 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье скромного рабочего Михаила Соломоновича Бериева (Бериашвили) (часто в отношении Георгия Михайловича упоминают прежнюю фамилию его отца — Бериашвили, что не совсем верно, так как отец поменял свою фамилию, ещё до своей женитьбы и рождения Георгия).

В 1923 году после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в политехнический институт, откуда в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета ЛПИ.

В 1930 году, после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором П. Э. Ришаром. В конце 1930 года становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода имени В. Р. Менжинского.

В 1934 году назначен Главным конструктором и начальником ЦКБ МС при авиационном заводе № 31 (Таганрог), и бессменно им руководит до 1968 года. Под его руководством созданы самолёты: Сталь-6, Сталь-7; гидросамолёты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, Бе-6, реактивная лодка Бе-10, амфибии Бе-12 (с модификациями) и Бе-12ПС — серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 — опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолёт-снаряд П-10.

Во время Великой Отечественной войны завод, а затем и конструкторское бюро было эвакуировано в Красноярск. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией в Красноярске.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 году был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 — макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144.

Г. М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного Комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного Комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.

Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой.

Умер 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Подводный рок 1960-х

В апреле 1945 года на горизонте неожиданно появился человек по имени Хьюстон Харрингтон, подавший заявку на патент «Совмещение самолета и подводной лодки». Патент был получен 25 декабря, но дальше дело не пошло. Субмарина Харрингтона выглядела очень красиво, но ни о ее полетных данных, ни о подводных качествах ничего не известно. Впоследствии Харрингтон прославился в США как владелец звукозаписывающего лейбла Atomic-H.

Другой патент на подобную конструкцию был получен в США в 1956 году. Ее создал американец Дональд Дулитл (совместно с Рейдом). Эта конструкция отталкивалась скорее не от самолета, а от субмарины. Движение под водой традиционно обеспечивалось электромотором, зато полет осуществлялся при помощи двух реактивных двигателей.

В 1964 году фирма Conveir предложила ВВС США разработку небольшого самолета-субмарины. Были представлены документы — чертежи, схемы и даже несколько фантастических «фотографий». Conveir получил от Бюро военно-морских вооружений техническое задание, которое включало скорость 280−420 км/ч, глубину погружения 460 м, дальность полета 555−955 км и т. д. Несмотря на явно завышенные требования, контракт был заключен.

В проекте была реализована идея Рейда об использовании топливных баков в качестве емкостей для погружения, но топливо не сливалось, а поступало в другие специальные баки — для лучшего распределения нагрузки под водой. Жилой отсек и отсек двигателя герметизировались, остальные части подлодки заполнялись водой. При изготовлении субмарины планировалось использовать сверхлегкие и сверхпрочные материалы, в том числе титан. Команда состояла из двух человек. Было изготовлено несколько моделей, которые прошли успешные испытания.

Развязка пришла неожиданно: в 1966 году известный сенатор Аллен Элендер, глава Комитета сената по вооружениям, откровенно высмеял проект и отдал распоряжение прекратить разработку. Полноразмерный образец так и не был изготовлен.

Пусть ковёр-самолёт от забот унесет…

Если в «Дуглас» дешевизны добивались за счёт малых размеров и простоты, то «Боинг» сделал ставку на использование уже серийного самолёта «Грумман» F-11 «Тайгер» (Tiger). За счёт складывания всего, что можно и нельзя, его удалось впихнуть в отсек «Грейбэк», однако заставить взлететь с подлодки не вышло. Но что не может сделать один самолёт, могут два! Благо, ещё с 1951 года Бюро аэронавтики ВМФ США работало над проектом с поэтичным названием «Ковёр-самолёт», изначально разрабатывавшийся для палубных стратегических бомбардировщиков. Это был реактивный беспилотный самолёт, цепляемый под фюзеляж своего пилотируемого коллеги и обеспечивающий ему вертикальный взлёт за счёт мощных моторов.

Истребитель F-11 «Тайгер» вместе со взлётным ускорителем «Ковёр-самолёт»

Благодаря «Ковру-самолёту» F-11 «Тайгер» мог совершить вертикальный взлёт с почти полной нагрузкой. А уж в воздухе F-11 мог на равных советским истребителям противостоять, и даже реактивный бомбардировщик перехватить. Это компенсировало тот факт, что на «Грейбэк» влезал лишь один «Тайгер» — второй ангар занимал «Ковёр». Однако если «Ковёр-самолёт» после взлёта и отделения от F-11 мог самостоятельно сесть на воду, то у «Тайгера» вернуться обратно не получалось. После выполнения задания пилот катапультировался, и его подбирал экипаж лодки.

Это было расточительством даже по меркам военных.

Стартовый стол и истребитель F-11 «Тайгер» на нём

Ни один из проектов не удовлетворил военных. Как истребитель «Модель 640» был совсем плох, да и в качестве бомбардировщика тоже не блистал — играла свою роль маленькая дальность и не самая большая полезная нагрузка. Проект от «Боинг» был дорогим, сложным и технически рискованным. Кроме того, оба самолёта слишком долго готовили к взлёту. После всплытия «Модель 640» подгоняли по мелочам к взлёту минимум полчаса, а второй мог взлететь через 15 минут. Сборка F-11 «Тайгер» и «Ковра» вообще занимала 40 минут. Весь смысл идеи пропадал — самолёты успевали взлететь только вместе с ракетами.

Размещение F-11 «Тайгер» в ангаре и на стартовом столе

Формат проведения

LPL Summer 2020 стартовал 6 июня. На кону – прямое попадание на Worlds 2020 и 592 525 долларов. Прямое попадание на Worlds – мечта любого лолера, да и полмиллиона долларов на дороге не валяются. Рассмотрим же, кто сможет побороться за столь почетные призы, а кому не суждено посетить домашний чемпионат мира в этом году. 

В лиге LPL Summer 2020 принимают участие 17 лучших команд региона. Лига проходит без разделения на группы, а это значит, что нас ждут горячие поединки за титул чемпиона LPL Summer 2020. Команды играют друг с другом в бо3 сериях. В плей-офф попадут только 8 из них. Причем 2 лучшие команды отправляются на прямую в полуфиналы, 3-4 место попадают в четвертьфиналы, и с 5 по 8 – начинают плей-офф с первого раунда. Система не новая и давно известная, так что особого внимания заострять не стоит. Лучше взглянем на коллективы, которые поборются за проход в плей-офф.

Кто станет победителем?

В китайском регионе всегда сложно предугадать победителя. Конечно, можно сделать ставку на IG или FunPlus Phoenix. В принципе такое решение будет вполне оправдано. Хоть эти коллективы и проиграли по матчу, с вероятностью в 99% мы увидим оба этих тэга в плей-офф стадии. Также стоит отметить Top Esports которые уверенно начали 2020 год, обыграв FunPlus на Mid-Season Cup 2020. Также стоит отметить LGD Gaming, которые, несмотря на провал в весеннем LPL уверено начали летнюю лигу. RNG и Victory Five тоже демонстрируют хорошую игру и после трех недель чемпионата достойны попасть в плей-офф турнира.

Помимо явных фаворитов, в LPL Summer 2020 есть парочку андердогов. Речь идет об Edward Gaming и Team WE. В случае с Edward Gaming, проход в плей-офф LPL Summer может послужить «ребутом» для коллектива. В 2019 году команда показала крайне посредственные результаты. Похожая ситуация и у Team WE. Этот китайский гранд показал не лучшую игру на прошлых чемпионатах и крайне нуждается в плей-оффе текущего чемпионата. В любом случае впереди еще полтора месяца и ситуация может кардинально поменяться. Кто знает, быть может, мы увидим совершенно неожиданного чемпиона?

Конструкция ЛПЛ, предназначение и эффективное применение

Самая интересная информация заключается в технических характеристиках субмарины-самолёта. Во-первых, по виду аппарат представлял собой 3-х винтовой самолёт с кабиной лётчика, в которой установлен перископ.

Во-вторых, по внутреннему устройству отсеки делились:

  • первые три авиамоторные с двигателями АМ-34;
  • один жилой отсек;
  • помещение с аккумуляторной установкой;
  • отсек с гребным электромотором.

Приблизительная фотография субмарины-самолёта – проект остался только на бумаге

Хотя проект остался только на бумаге, но все технические моменты были точно продуманы и просчитаны, то есть вполне реализуемы. Все лётные приборы располагались в герметичных капсулах и не могли подвергнуться воздействию воды. Корпус самолёта предполагалось изготовить из дюралюминия (лёгкого, но вполне прочного металла), а вот крылья — из стали. Баки с горючим и масляными жидкостями изготавливались из резины, чтобы исключить возможность их повреждения и утечки топлива.

Спектр применения у подобного воздушно-подводного монстра был максимально широк. Представим себе приблизительную картину действий. С военного аэродрома взлетает ЛПЛ с экипажем 3 человека. Спустя некоторое время долетает до цели, с высоты птичьего полёта засекает курс движения судна. Далее, самолёт незаметно маневрирует и приводняется за горизонтом по курсу следования объекта. Кстати, процесс приводнения и полного погружения занимает всего 1,5 минуты. Предельная глубина погружения – 45 м, автономность — 48 часов. Так как акустические системы вполне могут засечь неопознанный объект в море, для ЛПЛ рекомендуется соблюдать полную тишину и немного подождать, пока цель подойдёт на расстояние выстрела. В скором времени производится выстрел торпедой, а субмарина всплывает и взлетает в небо.

Учитывая немалую её скорость полёта и предел высоты (185 км/ч, максимальная высота — 2,5 км), быстро скрыться не составит особого труда. Дальность полёта тоже не может не порадовать – 800 км, однако, скорость под водой — 2-3 узла, что в переводе на понятные километры – 3-5 км/ч. Именно этот факт, сыграл не в пользу исследований.

Другая ситуация. Необходимо приблизиться к вражеским берегам и совершить бомбометание. Здесь тоже поможет вышеупомянутая субмарина-самолёт, которая может одинаково скрываться как в воде, так и высоко в облаках.

Плюсов предостаточно, к примеру, минные поля для такой лодки – не преграда. А использовать ЛПЛ можно как в целях разведки, так и для боевых действий. Если создать небольшие группы по 3 самолёта в каждой, то такие летающие субмарины могли бы создать заслон для боевых кораблей на расстояние более чем в 10 км. Три подлодки Ушакова имели по 2 торпеды и по 2 спаренных пулемёта каждая. На 10 км пространства 6 торпед – вполне достаточно, чтобы остановить противника.

Реализации идеи[править]

  • Реальные, хорошо летавшие образцы (оба от американца-самоучки) сначала садились на воду как обычная летающая лодка, и только после этого, неспешно заполнив балластные цистерны, погружались в воду. Взлетали они тоже в обратном порядке — выдувая воду из балластных цистерн, и только полностью всплыв, разгонялись для взлёта. Естественно, ни о каком «быстром погружении» или «быстром взлёте» даже речи быть не могло.
  • Некоторые ныряющие птицы (например, зимородок) способны взлетать из под воды. Правда, они и весят поменьше самолёта

    Летучие рыбы же. Просто и изящно.

    (зимородок размерами со скворца).

Дальнейшие разработки

Летающая подводная лодка всегда разрабатывалась на основе гидроплана, что в конце концов приводило к неудаче. Так же заканчивались все разработки таких двусредных транспортных средств как, например, экраноплан или летающий автомобиль. И только в разработке амфибий был достигнут несомненный успех — внедрение в серийное производство.

Другим подходом к проектированию выделяется подводный самолёт. В нём было применено иное решение, совершенно не оправдывающее своё название: разрабатывалась именно подводная лодка, которая «летает» в воде. Поскольку в таком решении совершенно не нужны балластные цистерны, лодка значительно легче вытесняемого ею объёма воды и потому неподвижная лодка стремится к всплытию. Крылья такой лодки создают эффект, обратный подъёмной силе — «утопляющую силу», но только тогда, когда лодка находится в движении. Таким образом, недостатком подобного технического решения является то, что лодка медленно погружается и только на небольшие глубины.

Ядерное соперничество

В 50-х годах в США первую скрипку в будущей ядерной войне должны были играть ВВС. Именно их бомбардировщикам предстояло нести ядерные бомбы к военным целям и городам противника, в то время как остальные выполняли бы задачи важные, но второстепенные. Флоту такая ситуация казалась невыносимой.

Какие-то выскочки, ещё недавно ходившие под стол, смели отбирать у моряков почётное первое место среди американских вооружённых сил — а с ним и финансирование!

Флот должен был обзавестись своим стратегическим ядерным оружием! Попытка пойти в лоб и создать авианосцы, на которые влезли бы стратегические бомбардировщики, провалилась, денег требовалось слишком много. Может, в другие времена удалось бы их выбить — но сейчас доллары уходили на грандиозные затеи авиаторов. Пришлось подойти к вопросу с большей фантазией.

Решение нашлось быстро — крылатые ракеты.

В 1951 году свой первый полёт совершила крылатая ракета SSM-N-8 «Регулус». Изначально её хотели поставить на надводные корабли, но они выглядели слишком уязвимыми в новом ядерном мире. Другое дело — подводные лодки, способные скрытно доставить крылатые подарки с ядерным сюрпризом к границам СССР.

Старт стратегической крылатой ракеты SSM-N-8 «Регулус»

В 1953 году «Регулус» впервые взлетела с борта подлодки, а с 1955 года началось патрулирование у водных границ Союза с ракетами, несущими настоящие ядерные боеголовки. Казалось, флот догнал авиаторов — но всё было не так просто.

«Регулус» была отличной ракетой — великолепная для своего времени система инерциальной навигации, хорошая нагрузка… но подкачала дальность. С одной стороны, почти тысяча километров совсем не мало, но стоит взглянуть на карту СССР, и всё станет ясно

Чтобы ракета долетела до важной цели в глубине материка, подлодке придётся всплывать практически у самого берега. И там её уже будут ждать

Проект атомного ракетоносца с ракетами «Регулус-2»

Ладно бы запуск ракеты происходил за пары минут, но нет. «Регулус» могла стартовать только через час после всплытия. Пока команда подлодки аккуратно и неторопливо доставала ракету и ставила её на стартовый стол, субмарину можно было потопить даже одним залётным советским самолётом. Притащить авианосец для прикрытия — значило гарантированно спалить всё дело. Советы ринулись бы в регион, и возможно, утопили бы не только подлодки, но и авианосец.

К счастью, решение нашлось быстро.

Большая игра

«Дуглас» без проблем смирился с закрытием программы, а вот «Боинг» не хотел сдаваться. Через год компания представила проект полноценного подводного авианосца AN-1, способного решать широкий спектр задач. Это была ядерная субмарина специальной конструкции, поскольку ни одна из имеющихся на вооружении флота США или проектируемых в тот момент подлодок не подходила для целей «Боинг». Больше не было никаких внешних ангаров на носу лодки — вся авиагруппа размещалась внутри корпуса. Серьёзно переработали и конструкцию самого пускового стола, теперь он выдвигался из ангара сразу с самолётом, что сокращало время подготовки к старту до десяти минут.

Ядерная авианесущая подводная лодка AN-1

Вместо F-11 предполагалось использовать машину собственной разработки, изначально приспособленную для взлёта вместе с «Ковром-самолётом». Её главной задачей был перехват советских сверхзвуковых бомбардировщиков над океаном и нанесение точечных ядерных ударов. Для этого самолёт мог развивать скорость до 3 Мах и имел дальность в 1200 километров. Он скорее походил на ракету с пилотом, чем на обычный самолёт, — да и садился обратно на авианосец по‑ракетному.

Сверхзвуковой самолёт для размещения на подводном авианосце AN-1

На авианосец влезало восемь таких «ракет с пилотом», при этом стартовать они могли все разом. Исследовали различные варианты размещения самолётов и пусковых столов, вплоть до шахтного размещения. Это позволил бы сэкономить место на лодке и взять с собой больше топлива и запаса вооружений, правда, процедура запуска серьёзно усложнилась бы и затянулась — до 20 минут. В «Боинге» даже приступили к разработке ещё бо́льших субмарин на 20 самолётов и подводных носителей стратегических бомбардировщиков, но военные не проявили интереса. Они изучили проект, не нашли никаких преимуществ перед обычными авианосцами и отказались финансировать даже исследовательские работы.

Вариант подводного авианосца с размещением самолётов в шахтах

Объяснялось это просто — флот уже начал испытания подводных лодок с баллистическими ракетами, у которых не было проблем ни с дальностью, ни с временем пуска. Вскоре с вооружения сняли и сами подлодки с крылатыми ракетами. Им на замену пришли носители ракет баллистических.

О подводных авианосцах на время забыли.

Малыш от «Дуглас»

К работам по установке самолётов на «Грейбэк» привлекли две фирмы — «Дуглас» и «Боинг», — и каждая из них пошла своим путём. Первая решила сделать ставку на простоту и дешевизну, создать самолёт, способный базироваться на «Грейбэк» вообще без каких-либо переделок самой лодки. А вот проект конкурентов был куда интереснее и смелее: они решили адаптировать под подлодку полноценный палубный истребитель.

Проект самолёта для базирования на подводных лодках, «Модель 640» от «Дуглас»

Спроектированный в «Дуглас» самолётик «Модель 640» был совсем малюткой — всего девять с половиной метров длины и размах крыла в шесть метров. Вся полезная нагрузка размещалась в специальном подвесном контейнере. Если задачей была разведка — там держали топливо и фотокамеру, если ожидался воздушный бой, в контейнере помещали батарею пулемётов. Кроме того, там можно было спрятать небольшую ядерную бомбу. После выполнения задачи «Модель 640» сбрасывал контейнер и садился на воду около подводной лодки, где его подхватывали специальным краном и грузили обратно.

Для удешевления «Модель 640» от «Дуглас» спроектировали с активным использованием узлов и деталей от штурмовика А-4

Где встречается[править]

Литератураправить

  • Жюль Верн «Властелин мира». Аппарат Робура «Грозный» ещё умеет плавать по воде, ездить по суше и летать.
  • Э. Успенский «Подводные береты». Советские боевые дельфины охраняют военно-морскую базу «подводных лодок, переходящих в самолёт».
  • Олег Авраменко, «Звезды в ладонях» — как минимум у челноков-призраков кораблей-разведчиков Терры-Галлии плавание под водой — штатный режим. Летать он разумеется тоже умеет.

Киноправить

  • С привкусом инверсии «Star Trek into Darkness» — «U.S.S. Энтерпрайз 1701» там выступает скорее в качестве занырнувшего звездолёта.
  • «Хранители» по мотивам одноименного графического романа сэра Алана Мура — перекочевавший в экранизацию из прервоисточника плот твист с обледенением над Антарктикой движков «Арчи», коего герои не удосужились должным образом просушить перед радикальной сменой климата после довольно длительного пребывания в подводном положении.
  • «Небесный капитан и мир будущего» — винтомоторный истребитель превращающийся в подлодку

Телесериалыправить

«SeaQuest DSV» — боевой катер «Ша-Йю» производства федерации Чао-Даев. Мало того, что является локальным имбой в гидродинамической среде, так способен ещё и короткое время действовать в среде воздушной: тактически, по меркам сеттинга, таковая возможность означает нечто, близкое по значимости к «маневру Пикара» в «Star Trek».

Сам же «СиКвест» в конце второго сезона совершает межзвездное путешествие (правда, не сам по себе). А в начале третьего сезона, будучи (спустя десяток лет после своего исчезновения) обнаружен на кукурузном поле, возвращается в родную для себя стихию посредством буксировки на внешней подвеске у пачки монструозных геликоптеров.

Мультфильмыправить

  • Yellow Submarine — собственно, жёлтая субмарина. Хотя под водой мы её не видели.
  • «Суперсемейка» — Мистер Исключительный, возвращается на остров на самолёте, который на высокой скорости (гораздо выше посадочной), ныряет под воду и следует к подводной стоянке.

Анимеправить

«Nadia: The Secret of Blue Water» (яп. ふしぎの海のナディア фусиги но уми но Надиа, Надя с загадочного моря) — местный «Наутилус» местного капитана Немо: мало того, что по происхождению является КК атлантов, построенном во внесолнечной (M78 Небьюла) экватории. Так он ещё и перестроенный серийный мультисредовик. Справедливости ради, стоит отметить: первый («Эриториум») за всё время своего действия в сериале своим ходом равно, как из воды в воздух, так и обратно ни разу не перемещается — не считать же за прецедент захват электромагнитными раздирателями Нео-Атлантиса? — в отличие от второго, угнанного в финале истории из доков Красного Ковчега.

  • Там же, с фитильком — стимпанковый танк-вездеход-трансформер «Гратан».
  • Аппараты «Wonder Beat I» и «Wonder Beat II» команды «Белый Пегас» из одноименного мультсериала. По сути, являясь батискафом (или подводной лодкой для плавания в тканевых жидкостях организма), для уменьшения летит по гигантскому тороиду, никакой жидкой субстанцией не заполненному.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводный авианосец М-2

Подводный авианосец М-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector