Подводные лодки проекта 677

Особенности конструкции

Одним из главных отличий проекта 677 от подводных лодок «Палтус» и «Варшавянка» стала полуторакорпусная конструкция. При этом лёгкий корпус настолько мал, что иногда «Ладу» называют и однокорпусной. Такое решение привело к уменьшению размеров субмарины и её водоизмещения. При этом удалось дополнительно снизить уровень шума, создаваемого при движении подводной лодки, и её стало намного труднее обнаружить.

Корпус и его компоновка

Прочный корпус подводных лодок проекта 677 изготавливается из специальной стали АБ-2. Его форма близка к цилиндрической, а диаметр почти не изменяется по всей длине. На носу и корме имеются полусферические оконцовки. На рубке установлены передние рули глубины, а на корме – задние, образующие вместе с рулем поворота своеобразный «крест». В целом управляющие поверхности размещены таким образом, чтобы не мешать работе гидроакустического комплекса.

Корпус разделен на отдельные помещения поперечными переборками и продольными платформами.

Схема компоновки подводной лодки проекта 677

Перечень отсеков таков:

  1. Носовой (торпедный отсек). В нем находятся торпедные аппараты, запасной боекомплект и система бесшумного перезаряжания;
  2. Второй отсек. Главное помещение – центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На нижних ярусах находится часть аккумуляторов и вспомогательные механизмы;
  3. Третий (жилой) отсек. Здесь имеется кают-компания, камбуз, медицинский блок, а также каюты для всех членов экипажа;
  4. Четвёртый отсек. Предназначен для размещения дизель-генераторов;
  5. Пятый отсек. Здесь находится электомотор, приводящий в движение винты подводной лодки.

На корпусе субмарины устанавливается противогидроакустическое покрытие, слой которого достигает сорока миллиметров в толщину. Благодаря этому уменьшается собственная шумность, и поглощаются сигналы активных гидроакустических станций противника.

Силовая установка

Подводная лодка приводится в движение главным гребным электрическим двигателем СЭД-1. Мощность его составляет 4100 лошадиных сил. В качестве источника тока могут использоваться аккумуляторные батареи (в погруженном положении), или же генераторы 28ДГ, вырабатывающие постоянный ток совокупной мощностью в 2000 киловатт и подключенные к дизельным двигателям Д-49 (V-образные моторы с восемью цилиндрами).

Внешний вид дизельного двигателя Д-49

Кроме того, на борту имеются два вспомогательных электродвигателя ПГ-102М. Каждый из них развивает по 140 лошадиных сил. Предназначены эти моторы для винтовых выносных колонок, при помощи которых осуществляется подруливание.

К сожалению, воздухонезависимая энергетическая установка на подводных лодках проекта  677 в настоящее время не применяется. Параметры её неизвестны, хотя ранее представители КБ «Рубин» утверждали, что созданный ими анаэробный двигатель позволит субмарине, находящейся в погруженном состоянии, двигаться со скоростью до 10 узлов.

Целевое оборудование

Главным инструментом для поиска целей на подводных лодках проекта 677 является гидроакустический комплекс «Лира». В его состав входят следующие элементы:

  1. Шумопеленгаторные антенны. Главная из них, Л-01, размещена на носу субмарины. Две других находятся также в передней части лодки, но по бортам;
  2. Гидроакустическая станция с буксируемой антенной;
  3. Активная ГАС для осуществления связи под водой, измерения дистанции и поиска мин.

Роль дизель-электрических подлодок в ВМФ России

Появление атомных субмарин в свое время рассматривалось многими специалистами как закат эры прежних дизель-электрических лодок. В США их строительство прекратилось еще в конце 50-х годов. Это вполне понятно – ведь американский флот в основном океанский, а не морской. Атомные субмарины как нельзя лучше подходят для длительных подводных переходов – им не нужно «выныривать» и обнаруживать себя.

Между тем для советского, а затем и для российского флота огромное значение имеют действия на ближних и прибрежных коммуникациях, особенно на Балтийском и Черном морях. Для этих условий больше подходят дизель-электрические многоцелевые подлодки России. Они менее шумные, чем атомные, значительно меньше по своим размерам и намного дешевле.

Кроме того, развитие электронного оборудования и ракетного оружия позволяет с успехом применять современные дизель-электрические подводные лодки для уничтожения наземных целей. В частности, как субмарины проекта 677, так и разработанные еще в СССР «Варшавянки» могут осуществлять запуск крылатых ракет большой дальности «Калибр», что заметно повышает их ударный потенциал.

Запуск ракеты «Калибр» из подводного положения

Новые подлодки с воздухонезависимыми двигателями могут в значительной мере превзойти своих атомных соперников даже на океанских коммуникациях, поскольку им уже не требуется «выныривание». Перспективность этого направления неоднократно доказывалась на военно-морских учениях, когда дизель-электрические субмарины успешно «топили» более крупные и шумные лодки с ядерными реакторами на борту.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Конструкция

ДЭПЛ проекта 677 выполнена по полуторакорпусной схеме. Асимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая оконцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, платформами корпус разделен по высоте на три яруса. Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

По сравнению с лодкой проекта 636 «Варшавянка» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2350 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 18 — 20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения — 45 суток. Дальность в подводном положении экономическим ходом 3 узла — 650 миль, в режиме РДП на скорости 7 узлов — 6500 миль.

Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) «Литий».

Лодки проекта 677 «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен», обладая при этом более мощным вооружением.

Энергетическая установка

На первых трех лодках (Б-585, Б-586, Б-587) устанавливаются классические дизель-электрические установки. На последующих лодках планируется установить воздухонезависимую (анаэробную) энергетическую установку. Ведется ее разработка.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Подводная лодка проекта 677 «Лада» — фото с парада в Санкт-Петербурге

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Рональд Рейган — авианосец США

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Джордж Буш — авианосец США

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Пересвет — броненосец российского императорского флота

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Тип «Осётр» — подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Технические характеристики

Водоизмещение 1765 тонн надводное, 2650 тонн подводное
Длина подводной лодки 66,8 м
Ширина 7,1 м
Осадка 6,7 м
Скорость надводная 10 узлов
Скорость подводная До 21 узла
Запас хода в надводном положении экономическим ходом До 16 000 миль
Запас хода при движении со шноркелем (РДП) До 6500 миль
Запас хода в подводном положении 650 миль
Рабочая глубина 240-260 м
Предельная глубина 300 м
Автономность 45 суток
Численность экипажа 35 человек

Воздухонезависимые двигатели, если они всё же появятся на «Ладах», в значительной степени улучшат характеристики этих подводных лодок.

История проекта 677

История работы главного конструктора Ю.Кормилицына над одной и той же неатомной подводной лодкой (НЕАП) «Варшавянкой» привела от проекта 877 «Палтус» (отечественное название подводной лодки времён СССР, экспортный вариант – проект 636, который прошёл ряд модернизаций на экспорт 636М и 636.1, и для ВМФ РФ 636.3) до проекта 677 «Лада». Чтобы представить себе насколько современнее стала автоматика подлодки-невидимки под комплексным обеспечением центрального программного управления 2016-го – сразу станет заметным численность человек в команде, где 35 подводников заменили 52-х (в перспективе 20 чел). Освободившееся место от устаревшего оборудования и от жизнеобеспечения членов экипажа – это освободившееся место для последних разработок вооружения – более мощного, более дальнего, более точного, более неуязвимого и малогабаритного.

Мы уже писали ранее о «Варшавянке» (см. как дополнение к статье) и её значение для страны, в новой лодке приумножились её преимущества, размеры корпуса стали меньше (длина 74 м снизилась до 67 м, ширина 10 м стала меньше – 7 м). Уменьшенная отражающая поверхность, даже такого незаметного подводного корабля, со сверхсекретным постоянно-совершенствуемым корпусом (при строительстве каждой следующей субмарины – стел-улучшения) из не намагничиваемой стали со сложным композитным покрытием – это ещё большая неуязвимость и улучшенная мелко-глубинная проходимость. Дизельные двигатели остаются пока лучшими, но с ними приходится периодически всплывать, над решением новых источников энергии работаю давно, как у еас так и на Западе. У НАТО есть, в России ещё нет, только разрабатываются ВНЭУ (воздухонезависимые энергетические установки), которыми оборудуют как раз новейшие подлодки – Лада.

Прочие элементы навигационной системы


канал связи.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине)

Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий

Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине)

Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий

Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 — двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м;
  • надводное водоизмещение — 2 тыс. 350 т, подводное — 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения — до 300 м;
  • надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания — 45 суток;
  • экипаж — 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Технические характеристики Проекта 677 Лада – что обрела Варшавянка нового поколения

Время не стоит на месте, хотя воздухонезависимые (ВНЭУ) двигатели ещё не имеют преимущества над дизельными, но это только дело времени. К тому же ВНЭУ способны дополнить ДГ (дизель-генераторы), как альтернативный источник энергии. К субмаринам предьявляются и другие требования, не менее важные – дальность гидроакустического обнаружения, скорость обработки информации и принятие решений, взаимодействие в группе, точность и возможность залповой стрельбы, применение новеших РЭБ использование современных ракет для поражения надводных, подводных и наземных целей.

Лада на перископной глубине легко держится и выполняет боевые задачи при волнении моря 7 баллов, что не возможно для надводных кораблей, которые боеспособны до 5 баллов. Для уничтожения ПЛ, перспективных беспилотных подводных аппаратов – есть 18 торпед, для перекрытия фарватера – 44 мины. Для встреч с авиацией есть 6 ЗУР (зенитно-управляемых ракет) расположенных в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) и ещё ПУ (пусковая установка) ПЗРК «Игла-1М».

Дизельные двигатели Д49 работают в паре с ДГ (дизель-генераторами), гибридный вариант с ВНЭУ увеличивает дальность плавания на электрохимических генераторах с подзарядкой до 16 000 миль, а традиционно заявлена – 6 000 миль. Скорость над водой 10 узлов, под водой 20 узлов. Провизии на 45 суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector