Основные военные реформы петра i — создание регулярной армии и флота россии

Создание АПЛ – атомных подводных лодок

Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки. Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками. Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.

В 90-е годы подводный флот отечества и его вооружение, как впрочем, и остальные военные и промышленные отрасли, претерпевали кризис. В частности, заброшенная база подлодок ВМФ Бечевинка, ориентиром которой является бухта Финвал на Камчатке, до сих пор предстает перед нами в виде кладбища не подлежащих восстановлению атомоходов.

В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень». На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения.  Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.

Официально глубинный флот России начал существование 19 марта 1906 года путем подписания соответствующих документов Николаем II. В связи с этим в 2006 году страна широко отмечала праздник 100 лет подводному флоту России, также была выпущена медаль 100 лет подводному флоту, а еще через 10 лет медаль «110 лет подводному флоту России».

2009 г.

дальнего походаантипирастких ученияхвыполнял задачи дальнего плаваниямеждународных учениях «ФРУКУС-2009″»Иониекс-2009″задачи по патрулированию и проводке 13 караванов судовосвободил сухогруз Arctic SeaСухогруз с экипажем, состоявшим из 15 архангельских моряков, следовал из Финляндии в Алжир. После исчезновения в конце июля 2009 года он был обнаружен 16 августа в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ. Стоимость захваченного судна составила более 124 миллионов рублей, а перевозимого на судне груза древесины — более 88 миллионов рублей. В 2011 году Архангельский областной суд приговорил в четверг шестерых обвиняемых в захвате сухогруза Arctic Sea в июле 2009 года к 56 годам лишения свободы в совокупности. 
произошла авария
Авария произошла в подводном положении на перископной глубине. Произошла несанкционированная подача фреона 114В2 системы ЛОХ (лодочная объемная химическая) во 2-ой отсек. В результате грамотных действий командира и экипажа лодки удалось избежать большего количества погибших, а также привести лодку обратно в базу. По факту аварии было заведено уголовное дело по статье «халатность». Однако спустя два с половиной года Военная прокуратура Тихоокеанского флота обвинила в аварии командира АПЛ капитана 1 ранга Дм. Лаврентьева и в настоящее время его обвиняют в превышении должностных полномочий, что по закону карается более сурово. 
«Вице-адмирал Захарьин»»Ярослав Мудрый»

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

1991 г.

операция «Бегемот»«Вот проклюнувшись из воды, оставив на поверхности моря облако пара, взмыла ввысь и скрылась в полярном небе первая ракета; через несколько секунд за ней устремилась с воем вторая, третья… пятая… восьмая… двенадцатая… шестнадцатая! Облако пара тянулось по ходу подводного крейсера. Раскатистый грозный гул стоял над пасмурным нелюдимым морем. Вдруг подумалось вот так бы выглядел мир за несколько минут до конца света. Кто-то назвал эту стрельбу “генеральной репетицией ядерного апокалипсиса”. Но нет, то был прощальный салют, которые отдавала Великая подводная армада своей обреченной великой державе. СССР уже погружался в пучину времени, как подраненный айсбергом «Титаник».» (Николай Черкашин. Операция «Бегемот»)

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее

Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов

Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Допетровский флот

По мнению современных историков, русский флот начался с фразы: «Российскому флоту быть!», произнесенной Петром I в Боярской думе 30 октября 1696 года. Тем не менее, данное утверждение не более чем миф.

Отечественная военная история сохранила до нас описание множества славных подвигов, совершенных русскими моряками в допетровские времена. Самое удивительное, что даже англичане, которых никак нельзя заподозрить в любви к российскому флоту, утверждали, что он древнее их собственного. Историк военно-морских сил Великобритании, адмирал Фред Томас Джейн в своих работах неоднократно отмечал: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский».

Как ни странно, адмирал был абсолютно прав. Первые письменные свидетельства существования британского флота датируются 870-901 годами. К этому времени русские мореплаватели на протяжении уже многих лет отстаивали свои интересы на Черном и Балтийском морях.

Военный флот 19 века

В первой половине 19 века мировой флот все еще состоял из деревянных кораблей. Единственным изменением была медная обшивка подводной части судна. Развитие артиллерии и использование паровых машин подтолкнули конструкторов к проектированию полностью металлических боевых единиц. Созданная в конце века торпеда стала очередным рывком в военно-морском деле.

Все эти инновации внедрялись на фоне демонстрации Британией своего бесспорного превосходства в океане. Англия следовала принципу: «Кто правит морем, тот правит миром». Неудивительно, что в середине 19 века ее корабли стояли в портах 55 государств по всей планете. Повсеместное господство, растянувшееся на долгие 100 лет, они сумели доказать в начале века, воюя с рядом европейских государств. Командующий флотом адмирал Нельсон заплатил за это дорогую цену – собственную жизнь. Лишь одному государству они вынуждены были уступить – Америке.

Военные корабли по Эпохам и Странам

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

1656 г.

Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Стратегическое дерево

В XVIII веке морская служба не считалась престижной. На Руси не было давних морских традиций, шансов на близость ко двору, быструю карьеру и «случай» флот не давал, люди с состоянием и связями для своих сыновей выбирали гвардию. У отца Федора Ушакова, отставного сержанта Преображенского полка, не имелось ни того ни другого, и его сын окончил Морской кадетский корпус. Становой хребет российского императорского флота составляли такие же, как он, бедные, словно церковные мыши, дворяне. Такие люди давали начало династиям морских офицеров, они были намного крепче своих кораблей.

С кораблями в российском императорском флоте дела обстояли не так хорошо: не было подходящих материалов, подводили климат и кронштадтская вода.

Службу свою Ушаков начинал и закончил на Балтике, но славу стяжало ему Черное море. Фото: РИА Новости

Боевые корабли строили из 100-200-летнего дуба, а на Руси дубовых лесов немного. Отсюда и петровский указ о гробах, которые запрещалось делать из дуба — царь экономил стратегический материал. В распоряжении кораблестроителей времен Ушакова были сильно уступавшие дубу архангельская лиственница и сосна. Из последней по большей части и строили русские военные корабли. Толстая броня дубовых бортов линейных кораблей достигала 60 сантиметров в толщину и отлично защищала от ядер. Сосна же мягкое дерево, от нее такого ждать не приходилось. И, что было гораздо хуже, построенные из сосны корабли быстро гнили. Средний срок службы русского линейного корабля составлял 7 лет, а британский «Владыка морей» был на плаву 58.

Балтийский флот базировался в Кронштадте, вода в его гавани недостаточно соленая, поэтому в корабельном дереве быстро заводились вредители. Корабли разрушали и долгие зимы с морозом, льдом и снегом и последующие оттепели. Русский флот XVIII века был конвейером по строительству и списанию судов — каждый год в строй вводилось один-два новых линкора и столько же отправлялось на дрова. В списочном составе флота находилось много условно боеспособных, требующих постоянного ремонта линкоров и фрегатов. Когда после победы над Наполеоном испанский король попросил Александра II продать ему несколько боевых кораблей для войны с восставшими колониями, возникла неловкая ситуация. Выглядели те отлично, за них было заплачено сполна, но в теплых водах Атлантики древоточцы стремительно разрушали корабельную древесину. Суда пришлось заменить.

Планы развития

20 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении «Основ государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Согласно документу, Россия будет стремиться к закреплению ВМФ РФ на втором месте среди военно-морских флотов государств мира по боевым возможностям. Среди приоритетов в области строительства флота названо, в частности, создание нового авианосца. Выполнение пунктов указа позволит создать к 2030 году сбалансированный флот, способный действовать в морской и океанской зонах для обеспечения безопасности РФ в пограничной сфере, а также «формирования благоприятной обстановки в морском пространстве и за его пределами».

В числе приоритетных задач, стоящих перед российскими военными моряками в ближнесрочной перспективе, — комплекс мероприятий по освоению Арктики.

Перевооружение флота идет в соответствии с действующей государственной программой вооружения на период до 2027 года. Для нужд ВМФ строятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 09552 «Борей-А», атомные подводные лодки проекта 08851 «Ясень-М», дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада», сторожевые корабли проектов 20380 и 11356 и другие. В апреле 2019 года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил о начале опытно-конструкторских работ под шифром «Лайка» по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения.

Согласно планам Минобороны РФ, до конца 2019 года ВМФ должен получить в общей сложности 15 кораблей и боевых катеров, 20 судов обеспечения, и четыре береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион». В целом долю современных образцов в ВМФ планируется по итогам 2019 года довести до 64%.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах — поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах, принятой в 1722 году.

Сословные реформы

Табель о рангах

4 февраля 1722 года император ввёл новый документ, определяющий соответствие чинов гражданской и военной службы. Также, Табель определял правила производства в вышестоящие звания, наказания за проступки и отношение к родственникам того или иного чиновника/военного.
Табель о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства — прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Церковная реформа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector