Военные вертолеты россии

Развитие вертолётостроения в СССР и США

Начало американским вертолётам положил русский инженер Игорь Сикорский. В СССР он занимался разработкой аэропланов, а переехав в США основал фирму по созданию геликоптеров. В 1939 году был создан первый аппарат VS-300, спроектированный по классической одновинтовой схеме Юрьева.

На первых показательных полётах конструктор сам управлял своим детищем. В 1942 году появилась разработанная по заказу правительства США модель VS-316. Она использовалась, главным образом, для связи и проведения спасательных операций.

В 1930-е годы в Советском Союзе вертолётостроению не уделялось достаточно внимания. В 1940 году Борису Юрьеву разрешили создать конструкторское бюро, но началась война, и о геликоптерах пришлось забыть. После окончания войны винтокрылые машины стали распространяться по всему миру.

В СССР были созданы два КБ, которые возглавили Михаил Миль и Николай Камов. Они использовали в своих конструкциях одновинтовую и соосную схему соответственно. К концу 1940-х годов были представлены несколько моделей на конкурс. В нём победил аппарат Ми-1 производства КБ Миля.

«Абсолютно новая конструкция»

По словам главного конструктора КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрия Дьяконова, ключевая задача, которую предстоит решить конструкторам перспективного вертолёта, заключается в создании абсолютно новых материалов, поскольку лопасти, валы, детали корпуса ПСВ должны будут работать при значительных знакопеременных динамических нагрузках. При этом материалы должны быть лёгкими и иметь практически неограниченный ресурс.

«Это, допустим, не аналог самолёта и не аналог вертолёта с более мощными двигателями. Это абсолютно новая конструкция. Исходя из этого у нас помимо новых материалов будут ещё и новые конструкционные подходы в этой области скоростных машин», — рассказал эксперт.

Собеседник RT отметил, что в условиях повышенной вибрации лопастей из-за их ограниченной жёсткости предстоит разработать систему дополнительного демпфирования. Дьяконов добавил, что у американской компании «Сикорский» есть программа скоростного вертолёта ABC, и зарубежные специалисты столкнулись с тем, что при огромных вибрациях конструкция просто начинает разваливаться.

Также по теме


На смене поколений: какое вооружение получит российская армия до 2025 года

В сентябре 2017 года президент России Владимир Путин должен утвердить новую Государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025…

В связи с этим он отметил, что даже если концепция перспективного скоростного вертолёта не уйдёт в серийное производство, полученные наработки по материалам и искусству проектирования, переложенные на существующие машины, сделают их «абсолютно конкурентоспособными на рынке завтрашнего дня».

В свою очередь, военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с RT отметил, что создание скоростного вертолёта позволит новому классу машин, во-первых, более оперативно выполнять боевые задачи, а во-вторых — меньшее время находиться под огнём сил ПВО противника.

«Когда целятся из ПЗРК, головка самонаведения должна захватить цель, на это требуется в среднем около десяти секунд устойчивого сопровождения… Вертолёт пролетает над головой очень быстро, потому что он прижат к земле. Если его скорость будет выше, то это время ещё больше сокращается. То же самое можно сказать про стрелковое оружие… Поэтому скорость важна», — заявил Дрозденко.

  • Созданный на базе боевого Ми-24 вертолёт-лаборатория во время испытаний, 2015 год
  • РИА Новости

Ка-50

Послуживший прототипом для создания «Аллигатора» ударный вертолет Ка-50, на 15 лет раньше «вышедший из-под пера» Сергея Михеева, стал первой винтокрылой машиной сухопутного базирования с соосной схемой расположения несущих винтов. В западной терминологии эту советскую машину, 15 лет после распада СССР стоявшую на вооружении в армии России, знают под именами «Обманщик» и «Оборотень». Для россиян и жителей СНГ гораздо больше привычно другое имя — «Черная акула».

Ка-50, фото: mil.ru

Совет Министров СССР постановил начать создание боевой винтокрылой машины нового типа, предназначенной для уничтожения живой силы и техники, в том числе при неблагоприятных метеорологических условиях, в декабре 1976 года. Задача, поставленная перед двумя ОКБ, Миля и Камова, подразумевала проектирование машины, не уступающей и отчасти превосходящей последнюю американскую разработку в области вертолетостроения — AH-64 «Апач». В итоге концепция вертолета поля боя, в корне отличающаяся от идей зарубежного военпрома, оказалась для того времени поистине новаторской.

Помимо впервые использованной для машин сухопутного базирования соосной винтовой схемы, новшеством стало и сокращение экипажа до одного человека — оператора орудийных систем заменил автоматизированный прицельно-навигационный комплекс, позволивший управлять вооружением и полетом единственному пилоту. Хотя в текущее время вертолеты сняты с эксплуатации и используются в качестве учебных, это не отменяет их летных качеств — «Черная акула» способна развивать скорость до 390 км/ч.

«Роствертол» — история предприятия

Авиационный завод «Роствертол» в Ростове-на-Дону основан в 1939 году для производства боевых и гражданских самолетов. В дальнейшем «Роствертол» был перепрофилирован и стал первым в России производителем серийных вертолетов. Легкий многоцелевой вертолет Ми-1 разработки Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля был запущен в серию в 1956 году. В 1992 году предприятие, носившее до этого название «Завод № 168», было переименовано в «Роствертол».

«Роствертол» выпускает вертолеты разработки Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля, в том числе самые тяжелые в мире серийные вертолеты: военный Ми-26 и гражданский Ми-26Т, которые могут перевозить в транспортной кабине или на внешней подвеске до 20 тонн груза. В течение многих лет «Роствертол» выпускал легендарный Ми-24, который состоит на вооружении десятков стран мира. На «Роствертоле» также производится новейший ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» и его модификации, в том числе идет подготовка к серийному производству учебно-боевого вертолета Ми-28УБ, который позволит эффективно обучать пилотов и при этом сохранит весь потенциал боевой машины. «Роствертол» выполняет полный цикл производства современной вертолетной техники, который включает механосборочное, заготовительно-штамповочное и кузнечно-прессовое, агрегатно- и монтажно-сборочное производство, а также лопастной завод. Для оценки качества на предприятии «Роствертол» функционирует летно-испытательная станция.

«Роствертол» производит вертолеты как для российских, так и для иностранных государственных и коммерческих операторов. Выпущенные предприятием «Роствертол» вертолеты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии и Южной Америки.

Гигант Ми-26 и его современный собрат Ми-26Т2В

В январе 1985 года на «Роствертоле» началось серийное производство Ми-26Т, созданного на базе военно-транспортного вертолета Ми-26, который с 1977 года также выпускается на ростовском заводе.

Транспортник Ми-26Т отличается, прежде всего, навигационным оборудованием, и конечно, он лишен установок для стрелкового оружия. Для работы с грузами на внешней подвеске установлено обновленное оборудование. Вес полезного груза можно определить даже на режиме висения – это могут сделать точные электронные весы. Масса груза может доходить до 20 тонн.

Ми-26Т с 1986 года активно работает в «Аэрофлоте». На счету этого вертолета и ряд нестандартных операций. К примеру, в том же 1986 году вертолеты Ми-26Т помогали с ликвидацией последствий аварии в Чернобыле. В 1999 году этот вертолет помог перевезти 20-тонную глыбу льда с погибшим тысячи лет назад мамонтом. В начале 2000-х российский Ми-26Т транспортировал 11-тонные американские вертолеты Boeing, потерпевшие аварии.

Сейчас «Роствертол» готовится к серийному выпуску новой версии вертолета – Ми-26Т2В. Государственные испытания машины начались в прошлом декабре и продлятся до конца этого года. Модернизация предоставит Ми-26Т2В новые возможности. Вертолет может летать в любом регионе, не боится сложных климатических условий и явно недружелюбной атмосферы – может работать в условиях огневого и информационного противодействия противника. Ми-26Т2В применим на трассах любой оснащенности и даже над безориентирной местностью.

История

Холдинг «Вертолёты России» был создан в 2007 году как дочерняя компания ОАО «ОПК» «Оборонпром», в которую были переданы вертолётостроительные активы материнской компании. К концу 2010 года холдинг консолидировал контрольные пакеты всех вертолётостроительных заводов в России.

В мае 2011 года «Вертолёты России» собирались провести первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже, планируя привлечь свыше $500 млн (из них до $250 млн в качестве инвестиций в саму компанию, остальное — владельцу — «Оборонпрому»). Это стало бы первым размещением предприятия российского ВПК на зарубежной площадке. Подготовка к IPO сопровождалась довольно заметной рекламной кампанией, в частности, в газете «The Times» было размещено поздравление принцу Уильяму со свадьбой. Рекламное объявление на целую полосу изображало вертолёт Ми-26T, нависший над Букингемским дворцом с большим подарочным свёртком. Дополнял рекламу слоган «Одному известному пилоту от известного производителя вертолётов». Однако, размещение было отложено в силу низкого спроса на акции.

Отраслевое издание Defense News в своем ежегодном рейтинге Defense News TOP 100, посвященном компаниям оборонно-промышленного комплекса со всего мира, поместило холдинг «Вертолёты России» на 24-е место по итогам 2012 года, отметив рекордные темпы роста российской оборонной компании, поднявшейся с 39-й позиции в рейтинге по итогам 2011 года. В анализе рейтинга отмечается, что за отчетный период ОПК России в целом показал впечатляющие результаты, особенно на фоне снижения военных расходов США и ряда европейских стран.

В сентябре 2015 года компания включена в санкционный список Украины. Санкции предусматривают блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств со стороны Украины».

Правительство РФ рассматривало объединение ОАК и «Вертолетов России» в 2018 году, однако тогда от идеи решено было отказаться, так как решение затрагивало интересы иностранного акционера «Вертолетов России» — фонда Mubadala из ОАЭ, который совместно с РФПИ владеет 12,5% холдинга. Фонд мог потребовать возмещения стоимости акций на сумму около 30 млрд руб.

«Ростех» продолжает рассматривать вариант объединения ОАК и «Вертолетов России» по примеру Airbus и Boeing. 12,5% aкций холдинга «Вертолеты России» (на сумму около 30 млрд руб. или около 480 миллионов долларов), принадлежит холдингу Mubadala из OAЭ, совместно с РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) – суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации с зарезервированным капиталом $10 млрд под управлением.).

Инновации – важнейшая часть нашей стратегии

В одном из главных стратегических документов Холдинга «Вертолеты России», в «Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2025 года», определена цель развития холдинга: «Вертолеты России» – высокорентабельный лидер мирового вертолетостроения, создающий стабильный денежный поток для акционеров.

Эффективное развитие системы управления инновациями Холдинга «Вертолеты России» стало одним из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности российского вертолетостроения. Для Холдинга «Вертолеты России» инновации – это совокупность связанных процессов и механизмов научно-промышленного развития. Их главная задача – обеспечение эффективного прохождения всего инновационного цикла создания вертолетной техники – от идеи до получения прибыли.

Инновационная политика Холдинга «Вертолеты России»

Основной задачей Холдинга является удовлетворение государственных потребностей, спроса внутреннего и внешнего рынков путем создания, производства, сбыта, модернизации, послепродажного обслуживания и интегрированной логистической поддержки вертолетной техники военного и гражданского назначения.

Инновационная политика Холдинга «Вертолеты России» — совокупность мер по формированию условий для повышения инновационной активности организаций Холдинга и эффективного развития инфраструктуры инновационной системы, обеспечивающих на базе передовых достижений науки и техники создание и производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, продвижение на рынок инновационных продуктов и услуг.

Основные направления инновационной деятельности Холдинга:

– расширение присутствия на мировом рынке с диверсифицированным продуктовым рядом и полным спектром сервисных услуг;

– консолидация и наращивание научно-технического и проектно-конструкторского потенциала с целью повышения инновационной продуктивности проектно-конструкторской деятельности российских конструкторских школ вертолетостроения (АО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» и АО «Камов»), сокращения сроков и снижения стоимости разработок в интересах обеспечения высокой конкурентоспособности российской вертолетной техники на мировом рынке;

– формирование эффективной производственной платформы на основе реструктуризации и технического перевооружения действующих производственных мощностей, их оптимальная концентрация по техническим переделам, аутсорсинг, специализация предприятий по этапам жизненного цикла продукции и формирование производственных комплексов, включающих сборочные, агрегатные и специализированные производства (центры компетенции);

– обеспечение вертолетостроения трудовыми ресурсами – профессионально подготовленными научно-исследовательскими, конструкторскими, инженерно-техническими и рабочими кадрами требуемого уровня квалификации, владеющими необходимыми ключевыми компетенциями;

– формирование современной инфраструктуры инновационной деятельности и эффективная коммерциализация передовых разработок с применением модели открытых инноваций;

Кабина Ми-8

Кабина Ми-8АМТШ

Кабина Ми-8АМТШ

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

You have no rights to post comments

«Придать вертолётам новые качества»

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с RT также назвал очевидным тот факт, что перспективные вертолёты должны обладать большей скоростью полёта (как крейсерской, так и максимальной), чтобы в условиях постоянного роста скорости боевых действий иметь возможность максимально оперативно реагировать на изменение ситуации и прибывать в район, где предстоит выполнять ту или иную задачу.

«Как показала многолетняя практика, достижение высокой скорости для вертолётов в минувшие десятилетия было возможно лишь за счёт существенного ухудшения других характеристик, в частности грузоподъемности или дальности полёта… Сегодня существующие наработки в области материалов и аэродинамики позволяют создать конструкцию, которая дала бы прирост скорости крейсерского полёта до 400 — 420 км/ч без компромиссов с точки зрения дальности полёта, массы полезной нагрузки. Это даёт возможность придать вертолётам новые качества», — рассказал эксперт.

Пантелеев отметил, что предложенная КБ Миля схема признана относительно бюджетной с точки зрения затрат, однако прирост скорости, который будет обеспечен на ближайший период, действительно будет большим бонусом для эксплуатантов этого вертолёта.

При этом помимо преимуществ, которые высокие скоростные характеристики дадут новому вертолёту в бою, Пантелеев также обратил внимание на важность параметра скорости и для выполнения ряда других задач, в частности — для поисково-спасательных операций. «Если необходимо выполнить эвакуацию раненых, прибыть на место какого-то авиапроисшествия, а такие прецеденты, к сожалению, были в ходе выполнения миссий в САР, здесь скорость, безусловно, является очень важным фактором, по сути, достаточно часто определяющим успех той или иной операции», — подытожил эксперт

«Если необходимо выполнить эвакуацию раненых, прибыть на место какого-то авиапроисшествия, а такие прецеденты, к сожалению, были в ходе выполнения миссий в САР, здесь скорость, безусловно, является очень важным фактором, по сути, достаточно часто определяющим успех той или иной операции», — подытожил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector