Ла-11

История создания

Прототип Ла-9 под индексом истребитель 130 был построен в январе 1946 года на заводе №21, выпускавшем Ла-7. Через месяц машину перевезли в Химки на завод № 301 для прохождения заводских испытаний. Испытания завершились в мае 1946 года, в ходе которых было выполнено 30 полётов.

В отличие от своего предшественника, истребитель 130 имел цельнометаллический планер. Приборное оснащение также претерпело изменения — машину оснастили радиополукомпасом, авиагоризонтом и ответчиком свой-чужой СЧ-3.

9 июня машина была представлена на государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Первые же полёты выявили серьёзные нарекания к устойчивости новой машины, управляемости и вооружению. 8 июля машину вернули на завод № 301 на доработку и лишь спустя 17 дней испытания были продолжены. За время испытания на самолёте был заменён двигатель и доработано вооружение. 10 октября 1946 года испытания были успешно завершены.

Также на базе самолёта «130» бал предпринята попытка создать истребитель-перехватчик, обладавший дальностью поршневого истребителя того времени и скоростью реактивного.Так на свет появилась модификация самолёта «138» с установленными под крыльями двумя прямоточными реактивными двигателями РДВ -430. Однако, желаемого результат добиться так и не удалось — реактивные двигатели давали прибавку в скорости лишь в 38 км/ч, в то время как с выключенными двигателями скорость самолёта падала аж на целых 60-80 км/ч.

Литература

  • В. Р. Котельников, М. В. Орлов, Н. В. Якубович. Истребитель Ла-11. — М. : Моделист-конструктор, 2009. — 32 с. — (Авиаколлекция ; 2009, № 9, кн. Приложение журнала «Моделист-конструктор»). — 1100 экз.
  • В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. — М. : Машиностроение, 1978. — 440 с.
  • Н. В. Якубович. Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР. — М. : Яуза, Эксмо, 2014. — 128 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — ISBN 978-5-699-76444-0.
  • Вячеслав Кондратьев. Последний из поршневых // Моделист-конструктор : журнал. — 1983. — № 9.
  • Анатолий Дёмин. В небе Кореи. «Орлы» Мао Цзэдуна против «Ястребов» дяди Сэма // Авиация и космонавтика : журнал. — 2004. — № 9—11.

General info

Flight performance

Describe how the aircraft behaves in the air. Speed, manoeuvrability, acceleration and allowable loads — these are the most important characteristics of the vehicle.

Characteristics Max Speed(km/h at 6,250 m) Max altitude(metres) Turn time(seconds) Rate of climb(metres/second) Take-off run(metres)
AB RB AB RB AB RB
Stock 662 644 13 000 22.1 22.7 14.3 14.3 550
Upgraded ___ ___ __._ __._ __._ __._

Details

Features
Combat flaps Take-off flaps Landing flaps Air brakes Arrestor gear
X X
Limits
Wings (km/h) Gear (km/h) Flaps (km/h) Max Static G
Combat Take-off Landing +
850 320 520 400 290 ~13 ~8
Optimal velocities (km/h)
Ailerons Rudder Elevators Radiator
< 480 < 340 < 570 > 341

Examine the survivability of the aircraft. Note how vulnerable the structure is and how secure the pilot is, whether the fuel tanks are armoured, etc. Describe the armour, if there is any, and also mention the vulnerability of other critical aircraft systems.

Ла-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Продолжая совершенствовать свои истребители, ОКБ С.А. Лавочкина на базе Ла-9 построило новый самолет «134» (Ла-9М). Первый полет на нем в мае 1947 г. выполнил летчик-испытатель А.Г. Кочетков, перешедший в КБ из НИИ ВВС. Спустя пять дней на аэродроме Чкаловская появился второй экземпляр «134Д» с большей дальностью полета. В его консолях были оборудованы дополнительные топливные баки, в итоге запас горючего на нем увеличился с 825 до 1100 л.

Два опытных варианта самолета «134» и «134Д» отличались от Ла-9 встроенным в капот двигателя маслорадиатором и уменьшенным до трех количеством пушек НС-23. Винтомоторная группа этих модификаций представляла собой единый комплекс. Амбразуры пушек, воздухозаборник маслорадиатора были органически вписаны в капот двигателя АШ-82ФН, что заметно снижало в полете общее сопротивление машины.

Самолет «134Д», предназначенный для сопровождения бомбардировщиков, имел дополнительный кислородный баллон и писсуар. Сиденье было оборудовано регулируемыми подлокотниками и широкой мягкой спинкой. Утяжеление машины привело к снижению летных данных. В июле 1947 г. летчики-испытатели И.М. Дзюба и В.И. Алексеенко выполнили два дальних перелета с различными скоростями. Техническая дальность определялась из условия, что в полете по маршруту будут происходить два воздушных боя продолжительностью по 10—16 минут. Один полет продолжался 4 ч 54 мин, другой — 2 ч 47 мин. Несмотря на преемственность истребителей «134» и Лa-9, испытания выявили более ста дефектов новой машины. Но машину все же рекомендовали для серийного производства с наименованием Лa-11.

Серийное производство продолжалось до 1951 г., всего было выпущено около 800 машин в различных вариантах. В 1946 г. С.А. Лавочкина вызывают в Кремль. В том же году у нас в стране взлетели первые реактивные истребители МиГ-9 и Як-15. И.В. Сталин задает прямой вопрос Лавочкину: «Какой самолет следует запускать в серию, МиГ-9 или Ла-11?» Семен Алексеевич ответил Сталину: «Полагаю, МиГ-9». Сталин явно провоцировал Лавочкина, когда в продолжение беседы указывал на уже доработанный Ла-11 и еще «сырой» МиГ-9, но Лавочкин своего мнения не изменил. Не всякий бы в тот момент, на таком уровне был способен на подобное.

В 1948 г. появилась идея использовать истребители Ла-11 для защиты полярных районов СССР. В то время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций Академии наук СССР. Было решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Три самолета совершили благополучную посадку на льдину. Выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. После этих полетов Ла-11 стали регулярно нести вахту по охране наших северных границ. Для этого на самолеты пришлось установить противообледенительную систему, улучшить навигационное оборудование и обеспечить взлет с неукатанных снежных полос.

Истребители Ла-11 даже участвовали в военных действиях. В 1951 г. по постановлению Совмина Китай получил 60 самолетов Ла-11. На них китайские и корейские летчики отражали налеты американской авиации на мирные города КНДР. Там они одержали несколько побед над американскими самолетами, но вот одержать победу над В-29 так и не смогли. Ведь янки летали на высотах около 10 000 м, и чтобы достичь такой высоты, Ла-11 требовалось 26 минут. В СССР истребители Ла-11 участвовали в перехвате американских разведывательных самолетов. 8 апреля 1950 г. звено Ла-11 взлетело на перехват цели. Американский самолет не подчинился советским летчикам, приказавшим ему идти на посадку, и был открыт огонь на поражение. В итоге погибли девять членов экипажа.

Description

The La-9 is a rank IV Soviet fighter
with a battle rating of 5.7 (AB) and 6.0 (RB/SB). It was introduced in Update 1.37.

The La-9 main armament consists of four synchronized Nudelman-Suranov NS-23 23 mm cannons located in the upper part of the nose with a total burst mass of 7,90 kg per second(with default belts). The total ammo capacity is only 300 rounds (75 rounds per gun), so make sure the hits count if flying in realistic battle or simulatory battle. The muzzle velocity of the shells lies at 690 ±10 m/s.

An important feature of the armament of the Soviet fighter is its ability to either fire the upper pair of cannons or the lower pair of cannons. This becomes particularly useful when in need of conserving ammo in Realistic or Simulator Battles because 2 cannons are still enough to easily destroy any fighter. Only against resistant and well-defended bombers such as the B-29 is it really necessary to fire all the guns. When firing all 4 at once, be mindful of the powerful recoil as it tends to lift the nose slightly upwards as well as slowing the plane down, since the nose guns are placed above the centre of gravity (this becomes especially noticeable when the throttle is cut down to 0%). In high G turns this push will allow pilots to turn a bit tighter, making deflection shots easier to some regard. Beware that in Simulator Battles the sudden increase of angle of attack may result in a stall if the aircraft was already being pushed to its limit.

The NS-23 gun possesses a high rate of fire of 10 rounds per second. With four guns those are 40 rounds per second. While the rate of fire is 20% slower then that of ShVAK cannons the higher weight of rounds more than makes up for it in terms of damage output. Combined with low ammo capacity per gun it is crucial to maintaining trigger discipline and fire in short bursts.

The ballistics of the cannons can be considered bad and usually require a lot of time getting used to before becoming proficient with them. The drop and spread of the shells are particularly noticeable when firing at large distances.

История создания Ла-9

Это был серийный истребитель, середины сороковых годов, поэтому Отечественную войну он не застал, но зато принимал активное участие в Корейской войне, а затем стоял на вооружении ряда восточных стран.

Производство, было, начало в августе 1946 и закончилось в 1949 году, когда советская авиация начал активно переходить на реактивные истребители. За это время было произведено 1882 самолета.

За основу были взяты эскизы Ла-9, но сама конструкция была подвергнута серьезным изменениям. Для начала был заменен материал, из которого изготавливались машины, вместо древесины использовалась летная сталь. Это позволило убрать лишний вес, от которого так страдал самолет, но разработчики решили, что лучше снабдить Ла-9 хорошим вооружением, поэтому весь «сэкономленный» вес был потрачен на установку четырех 23 мм пушек. Пушки были синхронные и позволяли вести не только залповый огонь, но и раздельный, 2-мя нижними или верхними орудиями.

В качестве двигателя была выбрана модель Аш-82фн, со скоростным нагнетателем и воздушным типом охлаждения.

Но разработчики не останавливались на достигнутом, в период с 1498-1949 год они сделали около 200 изменений в конструкции и электронике Ла-9.

Хотя это и давало самолету много положительных характеристик, но по испытаниям, которые проводились на закрытом полигоне, было выявлено, что самолет проигрывает по маневренности ранней модели Ла-7. Поэтому его дальнейшее предназначение было сопровождение бомбардировщиков на дальние расстояния, с крейсерской скоростью. Для этого Ла-9 был снабжен баками общим объемом в 800 литров. 

Исторические летно-технические характеристики самолета:

  • Длина самолета                    8,62 м
  • Площадь крыла                    17,59 м²
  • Размах крыла                                   9,8 м
  • Масса снаряженного           3,42 тонн
  • Максимальная скорость      690 км/ч
  • Практический потолок       10,8 км
  • Практическая дальность     1735 км
  • Скороподъемность              17,73 м/с

Вооружение:

Четыре пушки Нс-23, калибра 23 мм                                                            

Конструкция

Истребитель Ла-9 представлял собо цельнометаллический моноплан и являлся дальнейшим развитием истребителя Ла-7.

  • Крыло ламинарного профиля состояло из центроплана и двух однолонжеронных трапециевидных консоли с закругленными законцовками. Каждая консоль насчитывала по 18 нервюр. К консолям крепились посадочные щитки с углами отклонения до 60 градусов и элероны типа «Фрайз» с 25-процентной аэродинамической компенсацией. Выпуск и уборка посадочных щитков производились с помощью гидравлических приводов. Для снижения лобового сопротивления, в местах стыка крыла с фюзеляжем установили зализы.
  • Фюзеляж представлял собой полумонокок овального сечения. Передняя и хвостовая части стыковались болтами в четырех узлах. Каркас передней части ферменной конструкции состоял из семи основных и четырех дополнительных шпангоутов, штампованных из листового дюралюминия. Хвостовая часть полумонококовой конструкции имела девять шпангоутов и четыре полурамы, также штампованных из дюралюминия, а также четыре лонжерона и стрингеры. В передней части фюзеляжа располагалась сварная ферма, на которую крепился двигатель и пушечное вооружение, также в этой части находилась кабина летчика. Фонарь летчика в передней части был защищен бронестеклом, средняя часть была подвижной и открывалась и закрывалась при помощи лебедки и имела устройство аварийного сброса в полете.
  • Хвостовое оперение было реализовано следующим образом: Руль высоты и стабилизатор были набраны из профилей «В» относительной толщиной 11 %. Угол установки стабилизатора составлял +l,5 градусов. Вертикальное оперение, включавшее киль и руль поворота, также набрано из профилей «В» относительной толщиной 9 %. Киль представлял собой единое целое с фюзеляжем. Руль поворота навешивался на нем на трех узлах. Каркас хвостового оперения — цельнометаллический, обтянутый перкалью.
  • Управление самолетом смешанное. Руль высоты и элероны управлялись посредством жестких тяг, а рулем направления — с помощью тросов.
  • Шасси убирающееся двухстоечное с хвостовым колесом. Основные опоры снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса размером 600×200 мм имели двухсторонние пневматические тормоза. Хвостовая опора снабжалась колесом размером 300×125 мм и убиралась в фюзеляж после взлета.
  • Винтомоторная группа состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН с устройством непосредственного впрыска топлива и винта изменяемого шага ВИШ-105В-4 диаметром 3,1 м. На взлетном режиме двигатель мог развивать 1850 л. с. (2500 об/мин.) в течение пяти минут. В масляный бак емкостью 63 л заливалось не более 50 л. Цельнометаллическая конструкция планера позволила увеличить число бензобаков до пяти общей емкостью 850 л. Центральный бак был металлическим , остальные мягкие. Горючее размещалось в центральном (270 л), двух центропланных (по 210 л) и двух консольных (по 60 л) баках.
  • Вооружение самолета состояло из четырех синхронных пушек НС-23 калибра 23 мм, стреляющих сквозь воздушный винт, с общим боезапасом 300 патронов, и коллиматорного прицела ПБП-1Б(в). Управление огнем — пневмоэлектрическое, позволяющее вести стрельбу раздельно из двух верхних или двух нижних пушек, а также залповую из всех стволов.

Также, в отличие от боле ранних моделей, самолет получил радиоприемник РСИ-6М, передатчик РСИ-6, радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М, аппаратура радиоопознавания «свой-чужой» СЧ-ЗМ, кислородный прибор КП-14 (объём кислородного баллона — 4 л).

External links

Paste links to sources and external resources, such as:

  • topic on the official game forum;
  • encyclopedia page on the aircraft;
  • other literature.
Lavochkin-Gorbunov-Gudkov (Лавочкин-Горбунов-Гудков)
Early Fighters  I-301 · LaGG-3-4 · LaGG-3-8 · LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-34 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66
Late Fighters  La-5 · La-5F · La-5FN · La-7 · Dolgushin’s La-7 · La-7B-20 · La-9 · La-11
Jet Fighters  La-15 · La-174 · La-200
Export  ␗La-9
Captured  ▀La-5FN
USSR fighters
I-15  I-15 WR · I-15 M-22 · I-15R · I-15bis
I-153  I-153 M-62 · Zhukovsky’s I-153-M62 · I-153P
I-16  I-16 type 5 · I-16 type 10 · I-16 type 18 · I-16 type 24 · I-16 type 27 · I-16 type 28 · I-180S
I-185  I-185 (M-71) · I-185 (M-82)
I-225  I-225
MiG-3  MiG-3-15 · MiG-3-15 (BK) · MiG-3-34
LaGG  I-301 · LaGG-3-4 · LaGG-3-8 · LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-34 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66
La  La-5 · La-5F · La-5FN · La-7 · Dolgushin’s La-7 · La-7B-20 · La-9 · La-11
Yak-1/7  Yak-1 · Yak-1B · Yak-7B
Yak-3  Yak-3 · Yak-3P · Yak-3T · Yak-3U · Yak-3 (VK-107)
Yak-9  Yak-9 · Yak-9B · Golovachev’s Yak-9M · Yak-9T · Yak-9K · Yak-9U · Yak-9UT · Yak-9P
Other countries  ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 · ▂Hurricane Mk IIB · ▂Fw 190 D-9 · ▂Spitfire Mk IXc
P-39  ▂P-39K-1 · ▂Pokryshkin’s P-39N-0 · ▂P-39Q-15
P-63  ▂P-63A-5 · ▂P-63A-10 · ▂P-63C-5

History

Describe the history of the creation and combat usage of the aircraft in more detail than in the introduction. If the historical reference turns out to be too long, take it to a separate article, taking a link to the article about the vehicle and adding a block «/History» (example: https://wiki.warthunder.com/(Vehicle-name)/History) and add a link to it here using the template. Be sure to reference text and sources by using , as well as adding them at the end of the article with . This section may also include the vehicle’s dev blog entry (if applicable) and the in-game encyclopedia description (under , also if applicable).

In-game description

A single-seat all-metal cantilever monoplane fighter.

Continuing the line of the La-5/La-7 fighters, the designers of the Lavochkin Design Bureau wanted to remove all of the wood from the aircraft’s construction and create an all-metal fighter. In early 1946, prototype fighter 130 was built, to be launched into full-scale production under the designation of La-9 (Product 48) after the tests had been passed.

The La-9 was a new plane, not just an upgrade of the La-7 with metal parts instead of wooden ones. The La-9 had differently shaped monospar wings with laminar flow airfoils. This plane did not have leading edge slats. The weight savings gained by replacing wood with duralumin enabled the designers to mount five fuel tanks on the aircraft and increase the total fuel capacity.

The La-9’s cockpit was more spacious than the La-7’s, and its canopy required less framing and provided better visibility. By pressurizing the cockpit and the power unit compartment, one of the main shortcomings of the Lavochkins — the high temperature in the pilot’s cockpit during engine operation — was finally overcome. Also, the aircraft’s instrumentation system was brought into line with worldwide standards. A radio compass, an attitude indicator, and an identification-friend-or-foe transponder enabled the aircraft to be piloted and engage in dogfights even in difficult weather conditions.

The La-9 had a Shvetsov ASh-82FN fourteen-cylinder two-row radial air-cooled fuel-injected engine producing a maximum power of 1,850 hp.

The plane’s armament consisted of four synchronous 23mm Nudelman-Suranov NS-23S cannons with 75 rounds each. A Fairchild gun camera mounted on the right wing panel was used to direct shooting and for training purposes. Later it was replaced with an S-13, its Soviet counterpart, which was placed in the fairing over the cockpit windshield.

Production of the La-9 continued until 1949. A total of 1,882 planes were manufactured. Troops in the Soviet Air Force began to receive the new fighters in 1947. The La-9 did not remain in service for long, since the Air Force quickly switched to jet technology. The early 1950s saw the beginning of the mass handover of piston fighters for warehousing and conservation, as well as the re-equipping of fighting troops with MiG-15 jet aircraft.

In addition to flying with the Soviet Air Force, La-9 fighters remained in service with the People’s Liberation Army Air Force of China until 1959, laying the foundation for the new Chinese Air Force. When the Korean War began, the La-9 was being supplied to the North Korean Air Force. The first planes were received in September and October 1950. During the final stage of the war, the Koreans used the La-9s as light night bombers. When bomb racks were mounted, the fighter could carry two 50-kg bombs. After the war, La-9s were in service with the Korean People’s Army Air Force until the end of the 50s.

Боевое применение

Изначально Ла-11 создавался как истребитель дальнего сопровождения стратегических бомбардировщиков Ту-4. Однако ввиду большой дальности полёта и специфического расположения маслорадиатора, позволявшего работать при очень низких температурах, руководство СССР приняло решение использовать самолёт в качестве истребителя ПВО для прикрытия северных границ СССР. Также Ла-11 успешно использовался в частях морской авиации СССР в составе ВВС Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

В 1948 году самолёт проходил войсковые испытания в 176-м гвардейском истребительном авиационном полку на аэродроме «Тёплый Стан», располагавшемся на окраине Москвы.

Боевое крещение самолёт получил 8 апреля 1950 года. Звено из четырех Ла-11 перехватило над Балтийским морем неподалёку от советской военно-морской базы Либава (Лиепая) американский патрульный самолёт PB4Y «Приватир». В ответ на требование советских лётчиков снизиться и идти на посадку, американский самолёт открыл огонь, после чего был сбит.

В мае 1950 года два Ла-11 столкнулись с двумя американскими истребителями P-51 «Мустанг» у побережья Берингова пролива и вступили с ними в бой. На этот раз потерь не было с обеих сторон, хотя один «Лавочкин» и один «Мустанг» получили повреждения.

6 ноября 1951 года пара Ла-11 88-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота перехватила над советскими территориальными водами в районе мыса Островного американский противолодочный самолет P2V «Нептун». Самолет был сбит и упал в воду. Судьба экипажа осталась неизвестной. Оба советских летчика получили награды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector