Ути миг-15
Содержание:
- Лётно-технические характеристики[править]
- Тактико-технические характеристики
- Примечания[править]
- Модификации[править]
- Литература
- Серийные модификации истребителя
- General info
- Конструкция истребителя МиГ-15
- Тактико-технические характеристики
- Литература
- Экспорт[править]
- External links
- История создания
- Самолёты-памятники и музейные экспонаты
Лётно-технические характеристики[править]
Ниже приведены лётно-технические характеристики варианта МиГ-15бис.
- Размах крыла: 10,08 м
- Длина самолёта: 10,1 м
- Длина фюзеляжа: 8,08 м
- Высота на стоянке: 3,7 м
- Площадь крыла: 20,60 м²
- Масса пустого: 3680 кг
-
Взлётная масса:
- без ПТБ максимальная: 5380 кг
- с двумя ПТБ по 260 л: 5510 кг
- с двумя ПТБ по 600 л: 6105 кг
- Максимальная скорость у земли: 1076 км/ч
- Посадочная скорость: 178 км/ч
- Максимальная скороподъёмность у земли: 50 м/с
- Длина разбега: 475 м
- Длина пробега: 670 м
-
Дальность полёта на высоте 12 000 м:
- без ПТБ: 1330 км
- с двумя ПТБ по 260 л: 1860 км
- с двумя ПТБ по 600 л: 2520 км
-
Вооружение:
- пушечное — 1×37 мм (Н-37Д, 40 снарядов), 2×23 мм (НР-23КМ, по 80 снарядов)
- бомбовое — возможна подвеска двух авиабомб 50 или 100 кг
Тактико-технические характеристики
Приведены данные выпущенного заводом № 155 в 1949 году МиГ-15бис сер. № 105015 с двигателем № 94-291.
Источник данных: Gordon, 2001, pp. 121, 114-116; Арсеньев, Крылов, 1999, стр. 78.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 10,11 м
- Размах крыла: 10,08 м
- Высота: 3,7 м
- Площадь крыла: 20,6 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 37°
- Коэффициент удлинения крыла: 4,85
- Коэффициент сужения крыла: 1,61
- Профиль крыла: ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 — законцовки
- Средняя аэродинамическая хорда: 2,12 м
- База шасси: 3,475 м
- Колея шасси: 3,81 м
- Масса пустого: 3582 кг
- Нормальная взлётная масса: 4960 кг
- Объём топливных баков: 1400 л (+ 2 × 250 л или 300 л или 400 л или 600 л ПТБ)
- Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1
- Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 1076 км/ч
- на высоте 5000 м: 1045 км/ч
- на высоте 10000 м: 987 км/ч
- Скорость отрыва: 227 км/ч
- Посадочная скорость: 170 км/ч
- Практическая дальность: 1200 км / 1976 км с ПТБ
- Практический потолок: 15 500 м
-
Скороподъёмность:
- у земли: 50,0 м/с
- на высоте 5000 м: 35,2 м/с
- на высоте 10000 м: 20,8 м/с
-
Время набора высоты:
- 5000 м за 1,95 мин
- 10000 м за 4,9 мин
-
Время / радиус виража:
- на высоте 2000 м: 20,7 с / 460 м
- на высоте 5000 м: 34,0 с / 845 м
- на высоте 10000 м: 63,7 с / 1840 м
-
Набор высоты за разворот:
- на высоте 5000 м: 3090 м
- на высоте 11400 м: 1450 м
- Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,544
- Длина разбега: 475 м
- Длина пробега: 670 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр.
- 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
- Точки подвески: 2
- Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг
Примечания[править]
- Gordon, Yefim. Mikoyan-Gurevich MiG-15. Leicester, UK: Midland Publishing, 2001. ISBN 1-85780-105-9.
- По другим данным, 13 131 самолёт.
- Мировая военная авиация окончательно лишилась МиГ-15
- http://www.infoplease.com/spot/mig15.html
- http://www.vectorsite.net/avmig15_1.html
- Запрет на воздушные бои над китайской территорией нарушался на индивидуальном уровне, но в целом американские пилоты были вынуждены соблюдать его.
- Асы Корейской войны 1950-53
- Этот период известен в истории американской бомбардировочной авиации как «Чёрная неделя», а день 23 октября 1951 года получил название «Чёрный четверг».
- Почтарёв А. В горячей войне с Пентагоном.
- F-86A-5 Sabre vs MiG-15
- Соответствующие листовки были разбросаны над Северной Кореей. Этот эпизод известен как операция «Moolah» (на американском слэнге — «большие деньги»).
- Перед испытаниями с МиГа сняли советское катапультное кресло и заменили его американским.
- Жирохов М. Рождённые войной. История ВВС Израиля.
Модификации[править]
Ниже приведены модификации МиГ-15, строившиеся серийно. Существовало большое количество опытных вариантов, использовавшихся для испытания нового авиационного оборудования и вооружения.
- МиГ-15: базовый вариант.
- МиГ-15С: вариант с двигателем РД-45Ф, пушками НР-23 вместо НС-23 и многими небольшими изменениями в конструкции.
- МиГ-15ПБ: вариант с возможностью подвески двух топливных баков по 260 л. В дальнейшем все истребители МиГ-15 были переоборудованы для подвески дополнительных топливных баков, индекс ПБ перестали использовать.
- МиГ-15бис (СД): вариант с двигателем ВК-1 и некоторыми изменениями в конструкции. Выпускался в —1953 годах.
- МиГ-15Рбис (СР): самолёт-разведчик на базе МиГ-15бис. Мог нести 2 подвесных топливных бака по 600 л. В —1952 годах изготовлено 364 самолёта.
- МиГ-15Сбис (СД-УПБ): истребитель сопровождения. Мог нести 2 подвесных топливных бака по 600 л. Производился в 1951 году, изготовлено 49 самолётов.
Бывший арабский МиГ-15УТИ в музее ВВС Израиля
- МиГ-15УТИ: двухместный учебно-тренировочный истребитель. Производился в очень больших количествах и использовался для базовой подготовки пилотов всех типов истребителей МиГ вплоть до 1970-х годов.
- МиГ-15П УТИ: учебно-тренировочный вариант, оборудованный радиолокационной станцией РП-1. Выпускался малой серией.
- МиГ-15М: радиоуправляемая мишень. В этот вариант переоборудовались все одноместные МиГ-15, снимавшиеся с вооружения.
Литература
- Арсеньев, Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. — М.: ЭксПринт НВ, 1999. — (Армада Вып. № 10). — ISBN 5-85729-019-8.
- Беляков Р. А., Мармен Ж. Самолёты «МиГ» 1939—1995. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1996. — С. 76-107. — ISBN 5-86309-033-2.
- Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
- Gordon Yefim. Mikoyan-Gurevich MiG-15. The Soviet Union’s Long-lived Korean War Fighter. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2001. — 158 p. — (AeroFax). — ISBN 1-85780-105-9.
- Gunston B., Gordon Y. MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam, 1998. — P. 55-77. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.
Серийные модификации истребителя
- МиГ-15С. Является вариантом истребителя с применением более мощного двигателя РД-45Ф, пушек НР-23 и прицела улучшенной конструкции АСП-3Н. В чертежах конструкторами предусматривались и многие другие небольшие изменения.
- МиГ-15ПБ. Появилась возможность подвешивания двух баков для топлива по 260 литров каждый. В перспективе все самолеты МиГ-15 были переоборудованы под дополнительные топливные баки.
- МиГ-15 «бис» СД. Этот вариант отличался установкой усовершенствованного в СССР английского двигателя ВК-1 и многочисленными изменениями в самолетной конструкции. Выпускали его в период пятидесятых годов.
- МиГ-15Р «бис» СР. Это самолет-разведчик, на котором устанавливалась фотокамера вместо одной пушки Н-23 и Н-37. Имел два топливных подвесных бака емкостью по 600 литров. В течение 1951-1952 годов были выпущены 364 машины.
- МиГ-15С «бис» – СД-УПБ. Является истребителем сопровождения. Он мог быть оснащен двумя подвесными топливными баками на 600 литров. В 1951 году было произведено 49 самолётов этой марки.
- МиГ-15 – УТИ. Его разрабатывали в качестве двухместного учебно-тренировочного истребителя. Использовался для подготовки летного состава до 1970 года.
- МиГ-15П – УТИ. Тоже относится к учебно-тренировочным самолетам. Он оборудовался радиолокационной станцией. Была выпущена небольшая серия.
- МиГ-15М – представлял собой радиоуправляемую мишень. Под нее обычно переоборудовали истребители МиГ-15, которых снимали с вооружения.
Внедрением в сороковых годах прошлого века реактивных самолетов было преодолено скептическое отношение к новой технике летчиков, технического персонала и ряда руководителей. Все понимали – надо обеспечить авиаполки современной техникой не хуже, чем в США. Проблема усугублялась отсутствием турбореактивных двигателей, способных развивать большую тягу. Правильное решение было найдено, в результате и появился самолет МиГ-15, не имевший на то время равных ему в мире.
General info
The MiG-15′s instrument panel.
Flight Performance
Characteristics | Max Speed(km/h at 0 m — sea level) | Max altitude(metres) | Turn time(seconds) | Rate of climb(metres/second) | Take-off run(metres) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AB | RB | AB | RB | AB | RB | |||
Stock | 1,009 | 975 | 15 500 | 22.4 | 23.7 | 34.2 | 32.5 | 600 |
Upgraded | 1,067 | 1,050 | 22.8 | 22.1 | 50.8 | 42.0 |
Details
Features | |||||
---|---|---|---|---|---|
Combat flaps | Take-off flaps | Landing flaps | Air brakes | Arrestor gear | Drogue chute |
X | ✓ | ✓ | ✓ | X | X |
Limits | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Wings (km/h) | Gear (km/h) | Flaps (km/h) | Max Static G | |||
Combat | Take-off | Landing | + | — | ||
1132 | 450 | N/A | 650 | 450 | ~12.5 | ~5 |
Optimal velocities (km/h) | |||
---|---|---|---|
Ailerons | Rudder | Elevators | Radiator |
< 600 | < 700 | < 750 | N/A |
Engine performance
Engine | Aircraft mass | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Engine name | Number | Empty mass | Wing loading (full fuel) | ||||
Klimov RD-45F | 1 | 3,508 kg | 229 kg/m2 | ||||
Engine characteristics | Mass with fuel (no weapons load) | Max TakeoffWeight | |||||
Weight (each) | Type | 10m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 33m fuel | ||
872 kg | Centrifugal-flow turbojet | 3,875 kg | 4,241 kg | 4,608 kg | 4,718 kg | 5,485 kg | |
Maximum engine thrust @ 0 m (RB / SB) | Thrust to weight ratio @ 0 m (100%) | ||||||
Condition | 100% | WEP | 10m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 33m fuel | MTOW |
Stationary | 2,086 kgf | N/A | 0.54 | 0.49 | 0.45 | 0.44 | 0.38 |
Optimal | 2,086 kgf(0 km/h) | N/A | 0.54 | 0.49 | 0.45 | 0.44 | 0.38 |
- 64 mm Bulletproof glass in the cockpit front
- 10 mm Steel plate in front of the pilot in the nose
- 6 mm Steel plate in pilot’s seat
- 10 mm Steel plate behind the pilot’s head
Конструкция истребителя МиГ-15
Советский истребитель МиГ-15 построен по аэродинамической схеме среднеплана цельнометаллической конструкции и имел сигарообразный фюзеляж круглого сечения типа полумонокок.
Крыло самолета стреловидное (35°), профиль крыла симметричный с относительной толщиной 10% в корневой части. На концевой части применён более несущий профиль. Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и щитков-закрылков. Для повышения путевой устойчивости на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни.
В хвостовой части самолета установлен воздушный тормоз. Стабилизатор имел стреловидность 40°, киль — 54°50′. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.
Силовая установка состояла из ТРД РД-45Ф (на МиГ-15бис — ВК-1). Воздухозаборник лобовой с 2 каналами, огибающими кабину. Для доступа к двигателю при обслуживании на земле задняя часть фюзеляжа отстыковывалась.
Герметичная кабина пилота оснащалась системой обогрева и катапультным креслом. Для увеличения дальности полета под крылом могли подвешиваться 2 подвесных топливных бака на 260-600 л.
Вооружение МиГ-15 состояло из 1х 37-мм пушки Н-37 и 2х 23-мм пушек НС-23, размещённых в носовой части фюзеляжа на опускающемся лафете. В варианте истребителя-бомбардировщика под крылом могли подвешиваться блоки НУРС и авиабомбы.
На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис — прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ, оборудование для слепой посадки (ОСП-48), впервые установленное на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема».
МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности, а с 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27.
Также на истребителе МиГ-15бис испытывались советские радиолокационные станции «Торий-А» и «Изумруд». Станция «Изумруд» впервые позволила в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата самолетов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий видимости.
Чертеж учебно-тренировочного УТИ МиГ-15
Тактико-технические характеристики
Приведены данные выпущенного заводом № 155 в 1949 году МиГ-15бис сер. № 105015 с двигателем № 94-291.
Источник данных: Gordon, 2001, pp. 121, 114-116; Арсеньев, Крылов, 1999, стр. 78.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 10,11 м
- Размах крыла: 10,08 м
- Высота: 3,7 м
- Площадь крыла: 20,6 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 37°
- Коэффициент удлинения крыла: 4,85
- Коэффициент сужения крыла: 1,61
- Профиль крыла: ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 — законцовки
- Средняя аэродинамическая хорда: 2,12 м
- База шасси: 3,475 м
- Колея шасси: 3,81 м
- Масса пустого: 3582 кг
- Нормальная взлётная масса: 4960 кг
- Объём топливных баков: 1400 л (+ 2 × 250 л или 300 л или 400 л или 600 л ПТБ)
- Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1
- Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 1076 км/ч
- на высоте 5000 м: 1045 км/ч
- на высоте 10000 м: 987 км/ч
- Скорость отрыва: 227 км/ч
- Посадочная скорость: 170 км/ч
- Практическая дальность: 1200 км / 1976 км с ПТБ
- Практический потолок: 15 500 м
-
Скороподъёмность:
- у земли: 50,0 м/с
- на высоте 5000 м: 35,2 м/с
- на высоте 10000 м: 20,8 м/с
-
Время набора высоты:
- 5000 м за 1,95 мин
- 10000 м за 4,9 мин
-
Время / радиус виража:
- на высоте 2000 м: 20,7 с / 460 м
- на высоте 5000 м: 34,0 с / 845 м
- на высоте 10000 м: 63,7 с / 1840 м
-
Набор высоты за разворот:
- на высоте 5000 м: 3090 м
- на высоте 11400 м: 1450 м
- Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,544
- Длина разбега: 475 м
- Длина пробега: 670 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр.
- 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
- Точки подвески: 2
- Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг
Литература
- Арсеньев, Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. — М.: ЭксПринт НВ, 1999. — (Армада Вып. № 10). — ISBN 5-85729-019-8.
- Беляков Р. А., Мармен Ж. Самолёты «МиГ» 1939—1995. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1996. — С. 76-107. — ISBN 5-86309-033-2.
- Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
- Gordon Yefim. Mikoyan-Gurevich MiG-15. The Soviet Union’s Long-lived Korean War Fighter. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2001. — 158 p. — (AeroFax). — ISBN 1-85780-105-9.
- Gunston B., Gordon Y. MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam, 1998. — P. 55-77. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.
Экспорт[править]
Страны, эксплуатировавшие МиГ-15
Всего в СССР было построено 11 073 самолёта МиГ-15. Если добавить к этому самолёты, выпускавшиеся по лицензии в других странах, то общее число выпущенных МиГ-15 достигает 15 560 самолётов, что делает этот истребитель самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. Неудивительно, что в 1950-е и 1960-е годы МиГ-15 были одними из наиболее распространённых истребителей в мире. В разное время они состояли на вооружении следующих стран:
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Афганистан
- Бангладеш
- Болгария
- Буркина-Фасо
- Венгрия
- Гвинея
- Гвинея-Биссау
- ГДР
- Демократическая Республика Конго
- Египет
- Индонезия
- Ирак
- Камбоджа
- Китай — производство МиГ-15УТИ по лицензии (под обозначением JJ-2)
- КНДР
- Куба
- Ливия
- Мадагаскар
- Мали
- Марокко
- Мозамбик
- Монголия
- Нигерия
- Пакистан
- Польша — производился по лицензии
- Румыния
- Северный Вьетнам
- Северный Йемен
- Сирия
- Сомали
- Судан
- Танзания
- Уганда
- Финляндия
- Чехословакия — производился по лицензии
- Шри-Ланка
- Южный Йемен
В конце 2005 года Албания последней из стран, эксплуатировавших МиГ-15, сняла самолёты этого типа с вооружения. По другим данным, небольшое количество самолётов ещё может находиться в эксплуатации в Китае и Северной Корее. Около 20 самолётов МиГ-15 были в разное время куплены частными лицами в США и Европе.
Польшаправить
В Польше по советской лицензии выпускались LIM-1 (МиГ-15, 227 самолётов) и LIM-2 (МиГ-15бис, 500 самолётов). Польские самолёты не поставлялись на экспорт.
Чехословакияправить
МиГ-15бис чехословацкого производства
В Чехословакии фирмой Аэро серийно выпускались S-102 (МиГ-15, 853 самолёта), CS-102 (МиГ-15УТИ, 2013 самолётов) и S-103 (МиГ-15бис, 620 самолётов). Интересно, что в конце 1950-х чехословацкие обозначения этих самолётов перестали применяться и были заменены советскими. Чехословацкие МиГи поставлялись на экспорт и, по некоторым данным, превосходили советские и польские машины по качеству сборки.
External links
Paste links to sources and external resources, such as:
- topic on the official game forum;
- encyclopedia page on the aircraft;
- other literature.
Mikoyan-Gurevich Design Bureau (Микоя́н и Гуре́вич Опытное конструкторское бюро) | |
---|---|
Fighters | MiG-3-15 · MiG-3-15 (BK) · MiG-3-34 |
I-225 | |
Jet Fighters | MiG-9 · MiG-9 (l) |
MiG-15 · MiG-15bis · MiG-15bis ISH | |
MiG-17 | |
MiG-19PT | |
MiG-21F-13 · MiG-21SMT | |
Exports / Licensed | ␗MiG-9 · ␗MiG-9 (l) |
␗MiG-15bis* · ▀MiG-15bis | |
␗MiG-17* · ▂MiG-17AS · ␗MiG-17F* | |
␗MiG-19P* · ▀MiG-19S | |
▀MiG-21MF · ␗MiG-21F** | |
*Licensed and domesticated with Chinese designations. | |
**Unlicensed, reverse-engineered and domesticated with Chinese designations. | |
See Also | Shenyang · Chengdu |
USSR fighters | |
---|---|
I-15 | I-15 WR · I-15 M-22 · I-15R · I-15bis |
I-153 | I-153 M-62 · Zhukovsky’s I-153-M62 · I-153P |
I-16 | I-16 type 5 · I-16 type 10 · I-16 type 18 · I-16 type 24 · I-16 type 27 · I-16 type 28 · I-180S |
I-185 | I-185 (M-71) · I-185 (M-82) |
I-225 | I-225 |
MiG-3 | MiG-3-15 · MiG-3-15 (BK) · MiG-3-34 |
LaGG | I-301 · LaGG-3-4 · LaGG-3-8 · LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-34 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66 |
La | La-5 · La-5F · La-5FN · La-7 · Dolgushin’s La-7 · La-7B-20 · La-9 · La-11 |
Yak-1/7 | Yak-1 · Yak-1B · Yak-7B |
Yak-3 | Yak-3 · Yak-3P · Yak-3T · Yak-3U · Yak-3 (VK-107) |
Yak-9 | Yak-9 · Yak-9B · Golovachev’s Yak-9M · Yak-9T · Yak-9K · Yak-9U · Yak-9UT · Yak-9P |
Other countries | ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 · ▂Hurricane Mk IIB · ▂Fw 190 D-9 · ▂Spitfire Mk IXc |
P-39 | ▂P-39K-1 · ▂Pokryshkin’s P-39N-0 · ▂P-39Q-15 |
P-63 | ▂P-63A-5 · ▂P-63A-10 · ▂P-63C-5 |
История создания
В 1946 году после приглашения в Кремль, группа конструкторов ОКБ-155 ознакомилась с требованиями по строительству машины с реактивным двигателем, имеющим возможность достичь околозвуковой скорости. А.И. Микоян и М.И. Гуревич понимали, что создание такого самолёта возможно, если использовать все наработки прежних лет по аэродинамике стреловидного крыла.
Параллельно с такими работами разрабатывали конструкцию катапультируемого кресла и двигателя для реактивного самолёта. Своего двигателя у нас ещё не было, пришлось ехать за опытом и двигателями Rolls-Royce Nene и Derwent в Англию. Купив десять английских двигателей в 1946 году и 15 штук в 1947 году, советские инженеры изучили и сняли чертежи моторов. Вскоре получив обозначение РД-45, переделанный английский мотор был запущен в серию.
МиГ-15
В ОКБ-155 тем временем окончательно был принят вариант простого фюзеляжа с двумя воздушными каналами от носа корпуса до двигателя, расположенного в хвосте самолёта. Заводское обозначение эта машина имела И-310 и три опытных экземпляра были построены в 1947 году, один из них оснастили двигателем повышенной надёжности РД-45Ф.
По старой традиции в последние дни уходящего 1947 года пилот ОКБ-155 В.Н. Юганов опробовал в воздухе предсерийный экземпляр реактивного истребителя. Прошёл год и 30 декабря 1948 года первая серийная машина под управлением того же В.Н. Юганова оторвалась от бетонной полосы заводского аэродрома и выполнила установочный полёт.
МиГ-15 взлёт
С каждым днём росло качество выпускаемых самолётов, изделие в ходе изготовления подвергалось постоянному совершенствованию. Конструктором В.Я. Климовым был подготовлен модернизированный двигатель ВК-1, которым оснастили новую модификацию самую массовую, получившую индекс МиГ-15 бис. Перед непосредственным выходом в серию, заменили вооружение машины — были установлены две новые пушки НР-23 и одна Н-37. После согласования с министерством обороны в конструкторском бюро разработали проект нового учебного самолёта МиГ-15УТИ и уже в январе 1949 года новая машина была опробована в полёте. На этой «спарке» не одно поколение пилотов получило путёвку в небо.
Самолёты-памятники и музейные экспонаты
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
МиГ-15УТИ | 31 Красный | Киев, Украина, Киевский государственный музей авиации | |
МиГ-15УТИ | Владивосток, Россия. | ||
МиГ-15УТИ | 40 синий | Улан-Удэ, Россия, территория Улан-Удэнского авиационного завода | |
МиГ-15УТИ | пос. Колышлей, Пензенской области России, Памятник воинам авиаторам 1941—1945 гг. установлен на въезде | ||
МиГ-15УТИ | Дружковка, Донецкая область, Украина | ||
МиГ-15УТИ | 01 | Харьков, Украина, музей Харьковского Авиационного Завода | |
МиГ-15УТИ | 30 | Раздельная, Одесская область, Украина | |
МиГ-15УТИ | 20 | Знаменка, Одесская область, Украина | |
МиГ-15УТИ | Глуховский район, Сумская область, Украина село Слоут. Установлен на постаменте | ||
МиГ-15УТИ | 02 синий | Пронское, Одинцовский район, Московская область, Россия. Установлен на въезде в детский лагерь «Радуга» |