Швак (пулемёт)

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

История создания[править | править код]

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Литература

  • Новиков В. Н. Оружие победы, 1941-1945. — М.: Машиностроение, 1985. — 302 с.
  • Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
  • Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — 3. — М.: Военное издательство, 1986. — 320 с. — (Военно-историческая библиотека).
  • Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995. — 303 с.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 2001. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6 (ошибоч.).
  • АУ РККА. Специальные патроны стрелкового вооружения. — М.: Воениздат, 1940. — 47 с.
  • Меньщиков Н. Г. Альбом конструкций патронов стрелкового и крупнокалиберного автоматического оружия (от 6,5 до 37 мм). — М.: Артакадемия им. Дзержинского, 1946. — 196 с.

Hispano-Suiza HS.404. Франция

Всю суть французской компании Hispano-Suiza можно выразить в одном имени: Марк Биркигт. В французской жизни – Марк Биркье. Именно он создал модель 404 и все последовавшие за ней.

Строго говоря, в конструкции пушки Марка Биркье не было ничего принципиально нового. Только хорошо собранное старое, но как…

Затвор — принцип, запатентованный американским оружейником Карлом Свебилиусом еще в 1919 году. Спусковой механизм — итальянского конструктора Альфредо Скотти.

Биркье объединил разработки Свебилиуса и Скотти, получил оригинальную разработку, сохранив при этом определенную конструктивную преемственность с пушками Oerlikon.

А после 404-й модели у Биркье были далеко идущие планы по созданию еще более мощных пушек. Например, 25-мм пушка HS.410 под перспективные патроны 25х135,5 Мle1937B и 25х159,5 Mle1935-1937A и 30-мм HS.411 под доработанный патрон Гочкисс 25х163 мм, который увеличили в габаритах до 30х170 мм.

В 1937 году Франция национализировала все частные предприятия, работающие с военными заказами, в том числе и завод Hispano-Suiza. Биркье обиделся и перенес производство в Женеву. 

Все разработки Биркье, существовавшие в виде прототипов, были переданы в государственную компанию «Шательро», где предполагалось завершить разработки и внедрить в серию новые орудия. Но так как конструкторы и инженеры частично уехали в Швейцарию вместе с Биркье, то во Франции дело затянулось. Настолько, что в 1938 году фирма Hispano-Suiza обанкротилась.

Большую часть документации по своим образцам Биркье вывез в Швейцарию, надеясь наладить производство пушек там. Была развернута широкая рекламная компания в надежде заинтересовать иностранных покупателей. 

Получилась презабавнейшая ситуация, когда одни и те же разработки предлагались на продажу французской государственной компанией и швейцарской частной фирмой. Причем, производственные мощности и оснастка находились во Франции, а документация и «мозги» в Швейцарии. 

А ведь еще была третья сторона, Великобритания. Там, на специально построенном заводе BRAMCo, тоже начали производить HS.404. Надо отдать должное англичанам, они сумели довести пушку HS.404 до уровня самых высоких мировых стандартов. Американцам, стартовавшим на год позже, повезло меньше, они довели пушку до кондиции лишь к концу Второй Мировой войны. Ну так, относительно удалось.

Уже в ходе начавшейся войны на государственном арсенале «Шательро» был разработан механизм ленточного питания пушки. Однако до перемирия и оккупации этот механизм внедрен не был, и доводкой его занялись англичане, получив в итоге новую модификацию пушки Hispano MkII. Также не успели французы довести до серии и барабанные магазины увеличенной емкости на 90 и 150 патронов.

Учитывая очень большую номенклатуру авиатехники, использовавшуюся ВВС Франции в годы войны, перечислять все типы самолетов, где использовались пушки Hispano смысла нет. Все французские новейшие истребители имели в составе вооружения мотор-пушки HS.404, а истребитель Bloch MB.151 нес даже две установленные в крыльях пушки этого типа. 

Адаптированная для турелей пушка HS.404, составила основу обороноспособности новейших бомбардировщиков Amiot 351/354, Liore et Olivier LeO 451 и Farman NC.223.

Достоинства: скорострельность, надежность, очень серьезный снаряд.Недостатки: необходимость смазки патронов перед зарядкой в барабаны, отсутствие ленточного питания.

Оценки

Пулемёт ШВАК оказался довольно эффективным оружием благодаря своей надёжности, унаследованной от ШКАСа, и крупному калибру. Патрон 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и эффективное зажигательное действие. Однако эффективность разрывных пуль была признана недостаточной, что и привело к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК. Сама конструкция пулемёта также не была лишена недостатков. Чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и экстракции стреляной гильзы, создавала проблемы при обслуживании. Этот же факт усложнил его производство. Особенно велика была трудоёмкость изготовления механизма питания и ствольной коробки. В случае неполадок доступ к механизмам был крайне затруднён — в отдельных случаях для устранения задержек в стрельбе требовалась частичная или полная разборка пулемёта, что невозможно сделать в полёте.

Usage in battles

Describe the cannon/machine gun in the game — its distinctive features, tactics of usage against notable opponents. Please don’t write a «guide» — do not impose a single point of view, but give the reader food for thought.

Pros and cons

Pros:

  • Decent rate of fire at 720 to 800 RPM
  • Good accuracy even during prolonged bursts
  • Fragmentation-Incendiary round (FI) is good for pilot snipe and set fire
  • Tracer belt is full of FI-T aka Soviet’s laser beam (keep beam on target at all time!)

Cons:

  • Poor explosive effect compared to 20 mm shells of other nations
  • Struggles against large framed and heavily armoured aircraft
  • Mediocre muzzle velocity
  • Useless at defeating armour > 20 mm

ШВАК. СССР

ШВАК… Пожалуй, немного в мире оружия моделей, вокруг которых было столько легенд и вымыслов.

Начнем с того, что даже сегодня толком невозможно понять и определить, когда конкретно начались работы по этой пушке. По ряду документов, разработка пушки велась параллельно с одноименным 12,7-мм пулеметом и все это было в рамках создания некоей бикалиберной системы с весны 1932 года, то есть, практически параллельно с 7,62-мм пулеметом ШКАС.

По другим данным, старт работ над 20-мм вариантом ШВАК относится к началу 1934 года, когда Шпитальный решил переработать 12,7-мм пулемет под более мощный патрон.

Учитывая, что творилось в 30-40 годы прошлого века в среде советских конструкторов, истина, наверное, где-то посередине. Возможно, у Шпитального действительно была идея об унифицированном оружии под разные калибры. Иначе зачем надо было городить такой тяжелый, сложный и дорогой пулемет под 12,7-мм калибр? 

Впрочем, кто сказал, что в Советском Союзе сложности кого-то пугали? Наоборот, даже стимулировали.

И Шпитальный сделал. Реализовав в пушке ШВАК свою наработку в виде барабанного 10-позиционного механизма поэтапного извлечения патрона из ленты. Этим достигалась та самая сумасшедшая скорострельность ШКАСа, да и ШВАК медленным не назовешь.

Первым советским самолетом, где установили пушку ШВАК, был истребитель Поликарпова И-16. В июле 1936 года на экспериментальной версии истребителя — ЦКБ-12П (пушечный) были установлены две крыльевые пушки ШВАК. Уже в следующем, 1937 году эта модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе №21.

А в самом конце 1936 года удалось расположить ШВАК в развале цилиндров двигателя М-100А в истребителе И-17.

Синхронная версия появилась изрядно позже, поскольку дело было, в отличие от европейских КБ, совершенно новое. Но справились и с этим, установив в 1940 году на И-153П сразу два синхронных ШВАКа.

С началом войны ШВАК начал выпускать и массово устанавливать на все советские истребители. 

С бомбардировщиками было сложнее. Единственным серийным самолетом, где штатно устанавливались турели со ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8. Но этот бомбардировщик нельзя назвать многочисленным. Скорее, штучное производство. 

А когда был снят с производства И-16, а на Ил-2 начали ставить пушки ВЯ, то отпала необходимость и в крыльевой версии ШВАК. Правда, была небольшая серия в 1943 году, для замены пулеметов на «Харрикейнах».

Говоря о роли ШВАК в войне, стоит сказать о количестве. С учетом предвоенного выпуска, пушка ШВАК была выпущена количеством более 100 тысяч экземпляров. По факту это одна из самых массовых авиапушек своего класса и в плане количества уступает лишь пушке «Испано», о которой сказано выше.

Как оценить ШВАК, чтобы все было честно? Недостатков было много. И откровенно слабый снаряд, и неважная баллистика, и сложность конструкции и обслуживания. Но первые два недостатка с лихвой компенсировались скорострельностью.

Тем не менее, пушка ШВАК Шпитального и Владимирова явилась основным оружием ВВС РККА в борьбе с Люфтваффе. И даже слабых снарядов ШВАК было достаточно, чтобы разносить все имеющиеся в распоряжении Люфтваффе самолеты. Тот случай, когда количество и скорострельность решали.

Конечно, если бы у немцев появились тяжелые и хорошо вооруженные бомбардировщики по типу американских «крепостей», нашим летчикам пришлось бы очень непросто. Но оставив сослагательное наклонение, скажем так: в поединке с немецкими пушками ШВАК явно вышла победителем.

Достоинства: скорострельность.Недостатки: сложная конструкция, слабый снаряд с плохой баллистикой.

Description

The ShVAK (Russian: ШВАК: Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный, Shpitalnyi-Vladimirov Aviatsionnyi Krupnokalibernyi, Shpitalny-Vladimirov large-calibre for aircraft) is a 20 mm autocannon which could be mounted on aircraft, either in the wings, the fuselage or in turrets. There are 3 variants of the ShVAK, ‘standard’ ShVAK, ‘early’ ShVAK (which lacks API and FI bullets), and the ShVAKs which is a standard ShVAK synchronised and regulated to fire through a propeller arc without destroying the propeller. The synchronised ShVAK has a lower rate of fire compared to the other versions.

The turreted ShVAK has the same characteristics as the standard wing or fuselage mounted ShVAK cannons.

Vehicles equipped with this weapon

Vehicles equipped with ‘early’ ShVAK

␗I-16 type 17 · I-16 type 27 · I-16 type 28 · I-153P
Vehicles equipped with ‘standard’ ShVAK or turreted ShVAK
Fighters 
Hurricane  ▂Hurricane Mk IIB
LaGG-3  LaGG-3-4 · LaGG-3-8 · LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66
Yak-1  Yak-1 · Yak-1B · ▀Yak-1B
Yak-3  Yak-3 · ▄Yak-3
Yak-7  Yak-7B
Yak-9  Yak-9 · Yak-9B · Golovachev’s Yak-9M · Yak-9U
Twin-engine fighters  I-29 · Pe-3bis · TIS MA
Attackers  IL-2 (1941) · Yak-2 KABB
Bombers 
Pe-8  Pe-8 (Defensive)
Tu-2  Tu-2 · Tu-2S · Tu-2S-44 · ␗Tu-2S-44 · Tu-2S-59
Yer-2  Yer-2 (ACh-30B) (e) (Defensive) · Yer-2 (ACh-30B) (l) (Defensive)
Motor torpedo boats  G-5 (ShVAK)
Vehicles equipped with synchronised ShVAK
I-185  I-185 (M-71) · I-185 (M-82)
I-225  I-225
La-5  La-5 · La-5F · La-5FN · ▀La-5FN
La-7  La-7 · Dolgushin’s La-7
MiG-3  MiG-3-34

История создания

В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули Дульная скорость [м/с] Описание
ОЗ HEI 96,0 770 с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТ HEI-T 96,5 770 с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag.
91,0
790
с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91,0 790 с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96,0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗ API-HC
99,0
750
как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ API
96,0
750
сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T
96,0
750
как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP
96,0
770
Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T
96,5
770
цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

MG-151. Германия

Первый опытный образец этого орудия появился в 1935 году, но только в 1940 году пушка MG 151 была запущена в производство. Так долго копались не потому, что были какие-то сложности, а потому, что немецкое командование не могло определиться с приоритетами. Но когда до деятелей Люфтваффе дошло, что со стремительно устаревающей MG-FF надо что-то делать, все пошло как полагается у немцев, то есть быстро.

Так получилась MG-151/20, в двух ипостасях: крупнокалиберный пулемет 15-мм и пушка 20-мм.

Некоторые «эксперты» расценивают 15-мм и 20-мм версии как некое бикалиберное оружие, всерьез рассказывая, что «легким движением руки» 15-мм пулемет превращался в 20-мм пушку простой заменой ствола. 

Конечно, это не так, но простим неспециалистам. Пулемет в пушку не превращался, поскольку для этого приходилось бы не только изменять ствол, но и камору патронника, приемник патронов, корпус буфера и сам задний буфер, шептало.

Но унификация действительно была весьма высока, надо отдать должное немецким инженерам. И действительно, на стадии сборки можно было в одном цеху собрать и пулемет, и пушку.

Патрон, кстати, остался все тот же маломощный 20х82 мм, снаряд которого был унифицирован со снарядом MG-FF. Гильза была другой.

Унификация на благо не пошла. Получилось, что 15-мм пулемет имел более роскошную баллистику, чем 20-мм пушка. 15-мм MG-151 был, пожалуй, одним из лучших представителей в своем классе, а вот MG-151/20 оказалась весьма средненькой именно благодаря слабому патрону.

Выручал фугасный снаряд, который был очень мощным, возможно, самым мощным в классе и с неплохой баллистикой. Бронебойный был совершенно слаб по всем показателям.

Однако, немцев это совершенно не напрягало, поскольку в мире существовала только одна пушка, которая была реально сильнее MG-151/20. Обладавшая более хорошими боевыми характеристиками советская ШВАК, с лучшей баллистикой и темпом стрельбы. Единственное, где 151-я имела преимущество, повторюсь, это были снаряды. 

20-мм MG-151/20 c конца 1941 года стала основным вооружением самолетов Люфтваффе. По сути, в немецкой истребительной авиации не было самолета на котором бы не стояло это оружие хотя бы в какой-то из субмодификаций. На истребителях Bf-109 она ставилась в моторном и крыльевом исполнении. На FW-190 пара MG 151/20 устанавливалась в синхронном исполнении в корне крыла. Сильной стороной 151-й было то, что синхронные варианты теряли в скорострельности совсем не много. Темп стрельбы снижался с 700-750 до 550-680 выстр/мин.

А в бомбардировочной и транспортной авиации на самолетах стояли турельные варианты пушки MG 151/20, которые комплектовались двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом. 

Такие пушки устанавливались в стрелковых точках бомбардировщиков FW-200 и He-177, в носовой турели Ju-188 и предполагались к использованию не столько для обороны от истребителей, сколько для обстрела наземных и надводных целей. В башенных турелях HDL.151 нескольких модификаций пушка MG-151/20 стояла на летающих лодках Do-24, BV-138 и BV-222 и некоторых версиях бомбардировщиков FW-200 и He-177 в верхней установке.

В целом, можно сказать, что ВСЕ немецкие самолеты, на вооружении которых стояли авиапушки, так или иначе были связаны с MG-151/20.

Авиационные пушки MG-151 выпускались в Германии с 1940 года до самого конца войны, на семи предприятиях. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций оценивается в 40-50 тысяч штук. Этого количества хватило не только на нужды Люфтваффе. Итальянцы получили около 2 тысяч пушек MG-151/20, которыми вооружали истребители Macchi C.205, Fiat G.55 и Reggiane Re.2005.

Несколько сотен получили румыны — ими вооружали истребители IAR 81C. В сентябре 1942 года в Японию были доставлены 800 пушек MG-151/20 и 400 тысяч патронов к ним. Вооружались истребители Ki-61-Iс. 

В общем, MG-151/20 можно назвать основной авиапушкой Оси.

Достоинства: надежность, скорострельность.Недостатки: слабый патрон с плохой баллистикой снаряда.

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2419 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2419 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули Дульная скорость [м/с] Описание
ОЗ HEI 96,0 770 с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТ HEI-T 96,5 770 с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag.
91,0
790
с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91,0 790 с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96,0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗ API-HC
99,0
750
как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ API
96,0
750
сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T
96,0
750
как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP
96,0
770
Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T
96,5
770
цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector