Вертолет ка-27. фото. история. характеристики

Прогрессирующая неуязвимость

Палубное базирование самолетов — носителей ядерного оружия — обеспечивало их повышенную живучесть и гибкость применения, ведь авианосец мог доставить их максимально близко к территории противника. Значение авианосцев увеличивалось, и в перспективе они могли бы стать полноправной составляющей стратегических ядерных сил США. Оснащение ядерным оружием не исключало возможность участия авианосцев в решении традиционных для них задач, таких как нанесение обычным оснащением ударов по объектам на побережье и в глубине территории противника, авиационное прикрытие операций в прибрежной зоне, блокада побережья противника и др. Для нужд размещения ядерного оружия США в 1950-е годы осуществили модернизацию имевшихся авианосцев типа Essex. Кроме того, было построено четыре принципиально новых корабля этого класса типа Forrestal. В 1961 году в строй вступил Kitty Hawk (усовершенствованный авианосец типа Forrestal) и авианосец принципиально нового типа, оснащенный ядерной силовой установкой Enterprise. Число ударных авианосцев в начале 1960-х годов достигло 15 единиц. На Forrestal базировалось 36, а на Enterprise — 42 штурмовика-носителя атомных бомб. Американские авианосцы, действовавшие в составе ударных групп и соединений, представляли серьезную угрозу для СССР.

Наша страна авианосцев не имела. Их проектирование велось в 1950-х, однако планы были свернуты Н.С.Хрущевым, считавшим, что в век ракетно-ядерного оружия такой класс боевых кораблей не нужен. Вместо постройки своих авианосцев решили сделать упор на развитие средств борьбы с американскими. Для поражения крупных надводных боевых кораблей противника в 1950-х годах были созданы крылатые ракеты КСЩ, размещавшиеся на эсминцах проектов 56 и 56 М, и крылатые ракеты КСР-2 и К-10С, устанавливаемые на самолетах Ту-16.

Однако поразить авианосец было далеко не просто. Авианосные ударные группы (АУГ) помимо авианосца включали до десяти ко-раб-лей охранения, в том числе один-два крейсера, до шести эсминцев и фрегатов, одну-две подводные лодки, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону. Корабли охранения, располагавшиеся на расстоянии до 75 км от центра ордера, были вооружены ЗРК большой дальности Talos, средней Terrier и малой Tartar. Противовоздушную оборону АУГ также обеспечивали палубные истребители. Сравнительно малая дальность полета ракеты КСЩ (до 100 км) практически исключала возможность выхода эсминца на дистанцию пуска ракет по авианосцу, так как он оказывался в зоне действия огневых средств кораблей охранения и палубных истребителей. Дальность стрельбы ракет КСР-2 составляла 160−170 км, а К-10С — от 110 до 325. Радиус зоны действия ПВО АУГ в начале 1960-х годов составлял около 200 км. Таким образом, для пуска ракет КСР-2 самолет Ту-16 должен был входить в зону действия палубных истребителей ПВО АУГ. На предельной дальности полета ПКР К-10С могли применяться без входа самолета-носителя в зону действия ПВО. Однако в США уже испытывался самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-2А Hawkeye. С его развертыванием зона действия ПВО АУГ увеличивалась до 450 км. В результате выход самолетов Ту-16 на дистанцию пуска противокорабельных ракет К-10С также становился проблематичным. ПКР, запущенные с прорвавшихся носителей, несли потери при полете в зоне действия огневых средств ПВО АУГ.

Сделано в России
Забытые советские марки: «Уралец»

Для борьбы с авианосцами разрабатывались новые ракетные комплексы с ПКР, имеющими более высокие ТТХ, — морские комплексы П-6, П-35, «Аметист», авиационные комплексы Ту-22 с ракетой Х-22 и Т-4 с ракетой Х-33. Однако и возможности АУГ по противодействию ПКР и их носителям непрерывно возрастали. Проблема преодоления крылатыми ракетами и их носителями мощной эшелонированной системы ПВО и ПЛО авианосных соединений сохранялась. По опубликованным оценкам, для поражения авианосца, действующего в составе АУГ, могло потребоваться свыше полусотни ПКР. Кардинальным решением проблемы могло бы стать создание противокорабельной баллистической ракеты с дальностью полета около 900 км, исключающей возможность противодействия подводной лодке-носителю со стороны системы ПЛО АУГ противника. Корабельных средств перехвата головных частей баллистических ракет средней дальности тогда не существовало, и появление их в ближайшем будущем не предвиделось. В случае успешной технической реализации противокорабельные баллистические ракеты могли бы стать абсолютным оружием для борьбы с авианосцами.

Результаты эксплуатации

Подводная лодка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

Выдающиеся члены экипажа
Командиры лодки:
  • И. И. Гуляев — Герой Советского Союза (1966), первый командир лодки (1958—1964).
  • П. Ф. Леонов — командир второго экипажа, командир лодки (1965—1968).
  • Новицкий, Геннадий Гелиодорович -командир второго экипажа, командир АПЛ (1965—1978)
  • А. А. Иванов — и. о. командира лодки (1978—1981).

В разное время в состав экипажа лодки входили:

  • вице-адмирал Е. А. Томко — Герой Советского Союза, старпом.
  • контр-адмирал Г. М. Умрихин.
  • контр-адмирал В. В. Наумов.

Кроме того, в первом дальнем походе старшим офицером на борту был Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков, во втором походе старшим офицером был Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский.

Выводы по эксплуатации систем и механизмов

По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
  • Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки можно отнести:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало.

Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода.
Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллитная коррозия.
В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались.
Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось.

Снова баллистическая?

В 1970-х годах появились предпосылки для со-здания более совершенной противокорабельной ракеты. На этот раз ее основой могла стать новая БРПЛ Р-29, имеющая межконтинентальную дальность полета. В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полета. ПКБР Р-33 должна была иметь массу и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовая масса 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены ПЛ проекта 667Б с 16 пусковыми установками. В ходе разработки ракетного комплекса предстояло решить такие проблемные вопросы, как обеспечение работы комбинированного визира в условиях плазмообразования, защита антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, получение целеуказания от существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки. Разработка ракетного комплекса дошла до аванпроекта, но не имела дальнейшего продолжения. Это было связано как с техническими трудностями, так и с введением в действие договоров об ограничении стратегических вооружений, по которым эта ракета считалась стратегической.

Статья «Небесный молот для авианосца» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№9, Сентябрь 2012).

Как попасть в авианосец?

В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.

Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.

Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.

Результаты эксплуатации

Подводная лодка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

Выдающиеся члены экипажа
Командиры лодки:
  • И. И. Гуляев — Герой Советского Союза (1966), первый командир лодки (1958—1964).
  • П. Ф. Леонов — командир второго экипажа, командир лодки (1965—1968).
  • Новицкий, Геннадий Гелиодорович -командир второго экипажа, командир АПЛ (1965—1978)
  • А. А. Иванов — и. о. командира лодки (1978—1981).

В разное время в состав экипажа лодки входили:

  • вице-адмирал Е. А. Томко — Герой Советского Союза, старпом.
  • контр-адмирал Г. М. Умрихин.
  • контр-адмирал В. В. Наумов.

Кроме того, в первом дальнем походе старшим офицером на борту был Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков, во втором походе старшим офицером был Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский.

Выводы по эксплуатации систем и механизмов

По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
  • Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки можно отнести:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало.

Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода.
Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллитная коррозия.
В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались.
Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось.

Тактико-технические характеристики Ка-27

— Главный конструктор: С. В. Михеев- Первый полёт: 24 декабря 1973 года- Начало эксплуатации: 1981 год- Единиц произведено: 267

Экипаж Ка-27

— 3 человека

Грузоподъёмность Ка-27

— 5000 кг

Габаритные размеры Ка-27

— Длина фюзеляжа: 12,25 м- Диаметр несущего винта: 15,9 м- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м- Высота: 5,4 м

Вес Ка-27

— Масса пустого: 6100 кг- Нормальная взлётная масса: 10 700 кг- Максимальная взлётная масса: 12 000 кг- Масса топлива во внутренних баках: 4770 л

Двигатели Ка-27

— Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК- Мощность двигателей: 2 × 2000 л. с. (на взлётном режиме)

Скорость Ка-27

— Максимально допустимая скорость: 290 км/ч- Максимальная скорость: 270 км/ч- Крейсерская скорость: 220 км/ч

Дальность полета Ка-27

— 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220 км/ч)

Практический потолок Ка-27

— 5000 м

Статический потолок Ка-27

— 3500 м

Динамический потолок Ка-27

— 3000 м

Результаты эксплуатации

Подводная лодка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

Выдающиеся члены экипажа
Командиры лодки:
  • И. И. Гуляев — Герой Советского Союза (1966), первый командир лодки (1958—1964).
  • П. Ф. Леонов — командир второго экипажа, командир лодки (1965—1968).
  • Новицкий, Геннадий Гелиодорович -командир второго экипажа, командир АПЛ (1965—1978)
  • А. А. Иванов — и. о. командира лодки (1978—1981).

В разное время в состав экипажа лодки входили:

  • вице-адмирал Е. А. Томко — Герой Советского Союза, старпом.
  • контр-адмирал Г. М. Умрихин.
  • контр-адмирал В. В. Наумов.

Кроме того, в первом дальнем походе старшим офицером на борту был Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков, во втором походе старшим офицером был Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский.

Выводы по эксплуатации систем и механизмов

По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
  • Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки можно отнести:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало.

Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода.
Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллитная коррозия.
В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались.
Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось.

Результаты эксплуатации

Подводная лодка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

Выдающиеся члены экипажа
Командиры лодки:
  • И. И. Гуляев — Герой Советского Союза (1966), первый командир лодки (1958—1964).
  • П. Ф. Леонов — командир второго экипажа, командир лодки (1965—1968).
  • Новицкий, Геннадий Гелиодорович -командир второго экипажа, командир АПЛ (1965—1978)
  • А. А. Иванов — и. о. командира лодки (1978—1981).

В разное время в состав экипажа лодки входили:

  • вице-адмирал Е. А. Томко — Герой Советского Союза, старпом.
  • контр-адмирал Г. М. Умрихин.
  • контр-адмирал В. В. Наумов.

Кроме того, в первом дальнем походе старшим офицером на борту был Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков, во втором походе старшим офицером был Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский.

Выводы по эксплуатации систем и механизмов

По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
  • Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки можно отнести:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало.

Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода.
Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллитная коррозия.
В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались.
Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось.

Результаты эксплуатации

Подводная лодка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

Выдающиеся члены экипажа
Командиры лодки:
  • И. И. Гуляев — Герой Советского Союза (1966), первый командир лодки (1958—1964).
  • П. Ф. Леонов — командир второго экипажа, командир лодки (1965—1968).
  • Новицкий, Геннадий Гелиодорович -командир второго экипажа, командир АПЛ (1965—1978)
  • А. А. Иванов — и. о. командира лодки (1978—1981).

В разное время в состав экипажа лодки входили:

  • вице-адмирал Е. А. Томко — Герой Советского Союза, старпом.
  • контр-адмирал Г. М. Умрихин.
  • контр-адмирал В. В. Наумов.

Кроме того, в первом дальнем походе старшим офицером на борту был Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков, во втором походе старшим офицером был Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский.

Выводы по эксплуатации систем и механизмов

По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
  • Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки можно отнести:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало.

Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода.
Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллитная коррозия.
В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались.
Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector