Корабельный вертолет ка-27: описание, технические характеристики, схема и история
Содержание:
Конструкция Ка-27
Вертолет имеет соосную конструкцию несущей системы. Винты вращаются в противоположные стороны. Несущий винт имеет три лопасти, которые изготовлены из стеклопластика и имеют титановые втулки.
Каркас фюзеляжа балочно-стрингерного класса состоит из алюминиевых сплавов. Ради достижения путевой и продольной устойчивости хвостовое оперение разделено на 2 киля. Килевые шайбы оснащены неуправляемыми предкрылками и развернуты к оси фюзеляжа носком.
На вертолете Ка-27 установлено неубирающееся четырехопорное шасси с самоориентирующимися передними колесами, к которым примыкают элементы гидравлической системы. Благодаря ей можно чуть приподнять вертолет для удобного доступа к грузовому отсеку. Конструкция предусматривает установку лыж.
В состав силовой установки входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с., и редуктор ВР-252. Во время полета несущие винты имеют стабилизированную частоту вращений. Запуск двигателей осуществляет вспомогательная силовая установка АИ-9.
Основные источники энергии на вертолете – это два трехфазных генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б, соединенных с редуктором ВР-252. К бортовой сети подключен левый генератор, а правый соединен с ним параллельно. На выходе напряжение тока составляет 200 В.
На вертолете отсутствуют генераторы постоянного тока, а необходимые 28,5 В преобразуются из трехфазных генераторов переменного тока, проходя через выпрямительные устройства ВУ-6Б. В случае отказа генераторов источником энергии на Ка-27 являются 2 никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и 2 полупроводниковых статических преобразователя тока ПТС-800А и ПОС-1000А.
Во время выполнения аварийной посадки на водную поверхность применяют надувные баллонеты, которые по умолчанию сложены в контейнерах по бокам фюзеляжа (плавучесть Ка-27 при выключенных двигателях плохая). Каждый баллонет имеет объем 5,4 м³ и надувается сжатым воздухом от баллонов с пиротехническими кранами.
В состав оборудования входит радиокомпас, автопилот, система передачи данных о разведанной лодке, работающая в полуавтоматическом режиме.
На Ка-27 предусмотрено использовать экипаж из трех человек: пилота, оператора противолодочных систем и штурмана-координатора.
Особенности конструкции
Винты стеклопластиковые, состоят из трех лопастей с противоположным вращением, способны складываться во время стоянки на палубе.
Фюзеляж цельнометаллический. Хвостовое оперение двухкилевое, что делает вертолет устойчивее.
Неубирающееся шасси имеет 4 опоры. Его гидравлическая система дает возможность приподнимать вертолет, чтобы обеспечить облегченный доступ в грузовой отсек. Есть возможность крепления лыж.
Силовая установка двухдвигательная, газотурбинная (ТВ3-117КМ). Вспомогательная силовая установка применяется для запуска двигателей.
Вертолет имеет два электрогенератора (левый — основной и правый — резервный), в случае необходимости могут быть также задействованы батареи аварийного питания (никель-кадмиевые).
Для аварийного приводнения используются расположенные по бокам надувные баллонеты.
Экипаж составляют пилот, штурман и оператор.
Вертолет может развить скорость до 290 км/ч, дальность полета достигает 900 км, потолок машины – 5 км.
Фото Ка-27Фото Ка-27
Модификации
За годы эксплуатации на базе Ка-27 было создано несколько вариантов вертолетов, в том числе и гражданских:
- Ка-27ПЛ (противолодочный) основной вариант вертолета палубного базирования;
- Ка-27Е способен находить радиоактивные вещества на борту кораблей;
- Ка-27М оснащен бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой «Копье-А»;
- Ка-27ПС (и его развитие Ка-27ПСД) предназначен для поисково-спасательных работ на море. Машины оснащаются подъемным устройством (электролебедкой) и сбрасываемыми спасательными средствами, их грузоподъемность и радиус действия увеличены. Может также применяться как транспортный вертолет;
- Ка-27М последняя модификация, предусматривающая оснащение вертолета современной радиолокационной аппаратурой, в том числе АФАР;
- Ка-28 вариант, предназначенный для поставки на экспорт, его бортовое оборудование упрощено по сравнению с базовой моделью;
- Ка-32 гражданская версия вертолета, поставляется на экспорт.
Фото Ка-27ПЛФото Ка-27МФото Ка-27ПС
Модификации
Основным вариантом вертолета считается противолодочный Ка-27ПЛ или просто Ка-27.
Наряду с этой машиной, были созданы следующие модификации:
- Ка-27Е. Вертолет для проведения радиационной разведки. Используется еще название «Советник-СВ»;
- Ка-27ПС. Поисковая и спасательная модификация. В состав экипажа добавлен еще один человек (медик). Развитием этой машины стал вариант с увеличенной дальностью – Ка-27ПСД;
- Ка-28. Это обозначение использовалось для вертолетов, поставлявшихся за рубеж. Состав бортового оборудования на экспортном варианте упрощен;
- Ка-29. Вертолёт для морской пехоты способен перевозить десант, предоставлять ему огневую поддержку, используется также для транспортировки грузов. Штурман-оператор исключен из состава экипажа;
- Ка-31. Предназначен для дальнего радиолокационного обнаружения;
- Ка-32. Гражданский многоцелевой вариант вертолета, широко поставлялся на экспорт. Дополнительные субмодификации могли использоваться в качестве пожарных, полицейских, транспортных и вспомогательных машин. Наиболее необычен вертолет-кран Ка-32А0.
Вертолет Ка-32 во время перевозки груза на тросе
Кроме того, несколько вариантов Ка-27 являлись экспериментальными. Среди них можно отметить:
- Ка-252ТЛ. Использовался для телеметрии при отработке корабельного комплекса;
- Ка-27ПВ. Демонстрировался на выставке как вертолет для морских пограничников. Вооружался ракетами Х-35;
- Ка-27ПК. Опытная машина для борьбы с катерами противника;
- Ка-27РЭП. Вертолет радиоэлектронной борьбы.
Существовали нереализованные проекты еще нескольких вариантов машины. Наиболее примечательным из них мог стать противоминный Ка-27ПС. В военно-морском флоте ждали подобный вертолет, но создать его так и не удалось.
Наиболее же совершенной модификацией вертолета стал Ка-27М, который начал поступать в ВМФ примерно с 2014 года.
Вооружение
Обнаружение, сопровождение и наведение вооружения на цель производится поисково-прицельной системой «Осьминог». В ее состав входят:
- РЛС, находящаяся на носу фюзеляжа, обеспечивает навигацию вертолета и обнаруживает субмарины в надводном положении;
- гидролокатор (сонар), размещенный в задней части машины, обнаруживает подлодки и определяет их координаты. Дополнительно может использоваться радиогидроакустический буй;
- прицельно-вычислительное устройство, способное выводить машину в точку применения вооружения автоматически;
- магнитный обнаружитель.
Фото Ка-27ПСФото Ка-27ПСФото Ка-27Ка-27 заходят на посадку на борт американского корабля USS «BELLEAU WOOD» (LHA 3).
Также имеются сбрасываемые маркеры, дымогенераторы и специальные маяки-ответчики.
Для уничтожения подлодок Ка-27 оснащается противолодочными торпедами, ракетами и неуправляемыми авиабомбами (возможный калибр 50 и 250 кг).
Вооружение
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбымассой по 50 и 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Поисково-прицельная система «Осьминог»
Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:
- опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
- прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
- радиогидроакустический буй
- магнитный обнаружитель.
Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.
Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:
- при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
- при ЭПР 2 м — не менее 5 км;
Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км
Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.
Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).
Модификации Як-28
-
Як-28 – базовый серийный вариант фронтового бомбардировщика.
-
Як-28Б – вариант бомбардировщика с наличием систем «Лотос» и «Инициатива».
-
Як-28БИ – воздушный агрегат, используемый для картографирования местности. В наличии РЛС «Булат».
-
Як-28Л – модифицированный бомбардировщик с дальномерной системой наведения «Лотос» ДБС-2С.
-
Як-28И – в наличии комплексная система управления вооружением: ОПБ-116, АП-28К и БРЛС «Инициатива-2».
-
Як-28Н – в наличии система вооружения К-28П (2 противорадиолокационные ракеты Х-28).
-
Як-28Р – разведывательный самолет без вооружения.
-
Як-28РР – радиационный разведчик.
-
Як-28П – самолет-истребитель.
-
Як-28ПП – использовался для РЭБ.
-
Як-28У – применялся как учебный.
-
Як-129 – первый самолет опытного плана.
Як-28 состоял на вооружении СССР, России, Украины, Белоруссии и Туркмении.
Як-28 характеристики:
Модификация | Як-28 |
Размах крыла, м | 11.78 |
Длина, м | 20.02 |
Высота, м | 4.3 |
Площадь крыла, м2 | 35.25 |
Масса, кг | |
нормальная взлетная | 16160 |
максимальная взлетная | 18080 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р11АФ2-300 |
Тяга нефорсированная, кгс | 2 х 6100 |
Максимальная скорость , км/ч | 1850 |
Практическая дальность, км | 2070 |
Продолжительность полета, ч.мин | 2.20 |
Практический потолок, м | 14500 |
Экипаж | 2 |
Вооружение: | первоначально пушка НР-23 калибра 23 мм с боезапасом 50 патронов, в дальнейшем — двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Я. |
Як-28Б : бомбы калибра от 100 до 3000 кг во внутреннем бомбоотсеке; нормальная бомбовая нагрузка — 1200 кг, максимальная — 3000 кг; |
История
Транспортно-боевой вертолёт создавался по программе перевооружения морской пехоты, в том числе современными средствами доставки. При создании вертолёта учитывался боевой опыт морской пехоты вероятного противника, в первую очередь корейской и вьетнамской войн.
Вертолёт разрабатывался на базе создаваемого в то время противолодочного и поисково-спасательного Ка-27. Главным конструктором был назначен С. М. Михеев, который осуществлял общее руководство программой создания «изделия Д-2Б». Непосредственно работы возглавил заместитель главного конструктора С. Фомин. Его помощником стал ведущий конструктор Г. Данилочкин.
Первый полёт прототипа с бортовым номером «208», имевшего обозначение Ка-252ТБ состоялся 28 июля 1976 года.
Заводские испытания двух построенных вертолётов продолжались два года.
Весной 1978 года обе опытные машины передали на совместные Государственные испытания (ГСИ) в 3-е Управление ГК НИИ ВВС (Крым, аэродром Кировское и площадка Песчаная балка).
В апреле-декабре состоялся этап «А» ГСИ, а до 9 июня 1979 г. завершился и этап «Б» этих испытаний. Полеты проходили в Крыму, в т.ч. на полигонах Чауда и Меганом, а также в Коломне и близ Ахтубинска.
В строевые части вертолёт стал поступать в 1985 году, серийное производство было приостановлено в 1991 году, официально вертолёт до сих пор числится в производстве
Винтокрылые спасатели
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
Ми-2 полярной авиации
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
Силовая часть воздушного судна
В качестве привода на вертолете используются два турбовальных двигателя ТВ 3, суммарная взлетная мощность которых составляет 2х2200 лошадиных сил, и редуктор ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную частоту вращения во время полета.
Главными источниками электрической электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока с частотой 400 Гц, которые приводятся в действие редуктором ВР-252. Генераторы работают в параллельном режиме, но непосредственно к сети подключён лишь левый, а правый находится в резерве. Постоянный ток на вертолете получается путем преобразования из переменного с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.
Аварийное питание обеспечивают две батареи никель-кадмиевого типа, а также два преобразователя тока.
Во время аварийной посадки на водную поверхность активируются надувные баллонеты, которые в процессе нормального полета уложены в свернутом положении в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже
Важно отметить, что баллонеты не гарантируют требуемой плавучести машине при отключённых двигателях
Также российский вертолет Ка-27 снабжен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и прочей информации об обнаруженной подводной лодке.
В состав экипажа входят три человека: пилот, штурман-координатор и оператор противолодочной системы.
Конструкция Ка-27
Вертолет имеет соосную конструкцию несущей системы. Винты вращаются в противоположные стороны. Несущий винт имеет три лопасти, которые изготовлены из стеклопластика и имеют титановые втулки.
Каркас фюзеляжа балочно-стрингерного класса состоит из алюминиевых сплавов. Ради достижения путевой и продольной устойчивости хвостовое оперение разделено на 2 киля. Килевые шайбы оснащены неуправляемыми предкрылками и развернуты к оси фюзеляжа носком.
На вертолете Ка-27 установлено неубирающееся четырехопорное шасси с самоориентирующимися передними колесами, к которым примыкают элементы гидравлической системы. Благодаря ей можно чуть приподнять вертолет для удобного доступа к грузовому отсеку. Конструкция предусматривает установку лыж.
В состав силовой установки входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с., и редуктор ВР-252. Во время полета несущие винты имеют стабилизированную частоту вращений. Запуск двигателей осуществляет вспомогательная силовая установка АИ-9.
Основные источники энергии на вертолете – это два трехфазных генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б, соединенных с редуктором ВР-252. К бортовой сети подключен левый генератор, а правый соединен с ним параллельно. На выходе напряжение тока составляет 200 В.
На вертолете отсутствуют генераторы постоянного тока, а необходимые 28,5 В преобразуются из трехфазных генераторов переменного тока, проходя через выпрямительные устройства ВУ-6Б. В случае отказа генераторов источником энергии на Ка-27 являются 2 никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и 2 полупроводниковых статических преобразователя тока ПТС-800А и ПОС-1000А.
Во время выполнения аварийной посадки на водную поверхность применяют надувные баллонеты, которые по умолчанию сложены в контейнерах по бокам фюзеляжа (плавучесть Ка-27 при выключенных двигателях плохая). Каждый баллонет имеет объем 5,4 м³ и надувается сжатым воздухом от баллонов с пиротехническими кранами.
В состав оборудования входит радиокомпас, автопилот, система передачи данных о разведанной лодке, работающая в полуавтоматическом режиме.
На Ка-27 предусмотрено использовать экипаж из трех человек: пилота, оператора противолодочных систем и штурмана-координатора.