Двигатель утд-20: технические характеристики, описание с фото

Техническое обслуживание

Если же говорить о сервисном обслуживании двигателя УТД 20, то следует отметить простоту выполняемых работ, что существенно упрощает эксплуатацию техники. Раз в тысячу мото-часов работы рекомендуется провести замену масла, а по прошествии 3000 мото-часов эксплуатации мотора нужно провести очистку топливной системы, вскрыть головку блока цилиндров и провести очистку клапанной системы.

Более каких-либо серьезных сервисных работ проводить не требуется. В том случае, если двигатель не эксплуатируется в зимнее время года, то необходимо слить топливо и все технические жидкости. На модификации УТД 20 данные работы, по причине отсутствия обратки, представляли определённые сложности.

Применение

Широкое применение сталь СТ 20 получила в различных отраслях промышленности

  • Машиностроение. Стальные элементы используются в качестве получения шестерней, муфт соединительного характера и элементов червячных пар. Из них получаются первоклассные приспособления для крепежа, а также соединительные детали в виде валов и кронштейнов.
  • Трубопроводная отрасль по изготовлению арматуры.
  • Строительство. Благодаря ряду ценных характеристик данного вида стали, ее применяют для производства металлоконструкций.

Важно. Прекрасная характеристики крепления во время спаивания, невысокая стоимость и невероятная прочность делают доступным использование стальных элементов в работе несущих конструкций в виде ферм, перекладин поперечного вида и стоек

Отлично получаются крепежные детали и элементы подобного характера (гайки, болты и прочие подобные детали).

Описание

Сплав Д20 применяется: для изготовления сварных изделий, деталей турбореактивных двигателей, работающих при температурах до 300−350 °С; сварных деталей и ёмкостей, работающих кратковременно при температурах от -253 до +300 °С; профилей с площадью сечения до 200 см2 и диаметром описанной окружности до 350 мм, предназначенных для применения в авиационной промышленности и специальных отраслях машиностроения; прессованных панелей постоянного сечения с продольным оребрением для авиастроения, изготовленных методом развертки прессованных оребренных труб в плоскость шириной полотна до 2100 мм; прессованных крупногабаритных труб.

Эксплуатанты

Современные операторы

  • Азербайджан Азербайджан — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Ангола Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2017 год. поставленны в 1999 году из Болгарии
  • Армения Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2017 год. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Венгрия Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Вьетнам Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Ирак Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Иран Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • КНР КНР — некоторое количество (<2106) Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год
  • Республика Конго Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Молдавия Молдавия — 31 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Никарагуа Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2017 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Туркмения Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Украина Украина — >130 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 46 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год

Бывшие операторы

  • Албания Албания — китайские Тип 66 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
  • Афганистан Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Белоруссия Белоруссия — 58 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A» по состоянию на 2010 год
  • ГДР ГДР — см. данные по Финляндии
  • Йемен Йемен — 10 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
  • Казахстан Казахстан — 74 единиц Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год
  • КНДР КНДР — значительное количество китайских Тип 66 находились на вооружении по состоянию на —1992 годы
  • Мьянма Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР
  • НКР НКР — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Польша Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
  • Румыния Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы, по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981 (245 находились в эксплуатации)
  • Россия Россия — 1075 единиц Д-20 на хранении по состоянию на 2016 год
  • Сербия Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A» находились на вооружении по состоянию на 2007 год
  • СССР СССР — перешли к странам-преемникам
  • Финляндия Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Хорватия Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A» и 3 M84H по состоянию на 2010 год
  • Югославия Югославия — M84 «NORA-A» (перешли к странам-преемникам)

Описание

Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.

Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.

Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.

Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.

Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.

Основные характеристики и свойства

Физические и технологические свойства стали марки СТ20 описаны в таблицах №1 и №2.

Таблица № 1:

Технологические свойства
Ковка Начальная температура ковки составляет 1280 °С, конечная – 750 °С. Охлаждение производится на воздухе
Свариваемость Сваривается без ограничений. Исключение составляют только некоторые детали, которые подвергались химической и термической обработке
Обрабатываемость резанием В горячекатаном состоянии при НВ 126 – 131 и Q = 450 – 490 Мпа. Кv твердый сплав равен 1,7, Кv быстрорежущая сталь составляет 1,6
Флокеночувствительность Не чувствительна
Склонность к отпускной хрупкости Не склонна

Таблица №2:

Физические свойства Испытательная температура в °С
20 100 200 300 400 500 600 700 800 900
Модуль нормативной упругости (Е, ГПа) 212 208 203 197 189 177 163 140
Модуль упругости при сдвиге кручением (G, ГПа) 78 77 76 73 69 66 59
Плотность (Pn? Кг/куб.м) 7859 7835 7803 7770 7736 7699 7659 7617 7624 7600
Теплопроводность (Вт/(м*К) 51 49 44 43 39 36 32 26 26
Электросопротивление (р, нОм*м) 219 292 38 487 601 758 325 1094 1135
  20-100 20-200 20-300 20-400 20-500 20-600 20-700 20-800 20-900 20-1000
Линейное расширение 12,3 13,1 13,8 14,3 14,8 15,1 15,2
Удельная теплоемкость (с, Дж/(кг*К)) 486 498 514 533 555 584 636 703 703 695

Химические

Химические свойства стали СТ 20 таковы, что она не обладает устойчивостью к кислотным соединениям

Вода, попадающая на изделие, оставляет на месте своего воздействия характерные ржавые следы. Тем не менее, эти факторы не являются причинами резкого ухудшения внешнего вида и прочности состава.

Для защиты от коррозионных разрушений рекомендуется наносить на сталь гальванические покрытия в виде хрома, цинка и других аналогичных по составу соединений.

Физические

Плотность равна 7850 кг/куб.м. Температура начала процесса плавления составляет 1500 °С. Чтобы перевести сталь в жидкое состояние нужно соблюсти температурный предел в 1600 °С. СТ 20 легко отдает тепло, проводит его благодаря отличной способности его же и отдавать.

Справка. При повышении температурных режимов изделие быстро расширяется. Сталь этой марки отлично проводит электричество.

Механические

Высокопластичная сталь имеет средние показатели прочности и обладает хорошей твердостью. Упругий модуль достигает 200 Мпа. Разрыв возможен при достижении максимального удлинения в 23 – 26%, сужение при этом имеет еще больший показатель – 55%. Очень вязкая и стойкая к ударным воздействиям.

Повышение прочности производится путем проведения процедуры наклепа. Может осуществляться прокатывание роликами. Эта процедура имеет своеобразное название механического воздействия на структуру стали. Может осуществляться нормализация или отжиг упрочнения. В данном случае речь идет о термическом варианте воздействия.

Технологические

Высокотехнологичный сплав отлично обрабатывается давлением и выдерживает любой тип резания

Этот сплав принадлежит к группе цементируемых изделий. Частички углерода имеют свойство оседать на изделие и помещаться в его внутреннем составе. Нагрев производят в специально подобранной атмосфере насыщения стали углекислым газом. Химическое и термическое воздействие придают дополнительную прочность и увеличивают срок эксплуатации материала при постоянном и превышенном воздействии на него нагрузок извне.

Внимание. Сварные швы плотные по своим свойствам, поэтому при проведении сварочных работ по своим характеристикам схожи с куском цельного металла

Дизели УТД-20, УТД-20С1, 5Д20

Дизель УТД-20

Шестицилиндровый четырехтактный быстроходный дизель с непосредственным вспрыском топлива высокотемпературным охлаждением.

Оригинальность этого двигателя в среди танковых дизелей заключается в том, что в коренных опорах коленчатого вала используются не подшипники скольжения (вкладыши) а подшипники качения (роликовые).

Танковый дизель УТД-20 устанавливается на машинах БМП-1, БМП-2

TТХ

Параметры Марка двигателя
УТД-20 5Д20
Тип Четырехтактный, быстроходный с непосредственным вспрыском топлива жидкостного охлаждения
Число цилиндров . 6 6
Расположение цилиндров V-образное с углом развала 120 гр и вертикальным расположением оси развала
Порядок нумерации цилиндров Со стороны, противоположной маховику
Порядок работы цилиндров . 1Л — 1П — 2П — 2Л — 3Л — 3П
Диаметр цилиндра, мм 150 150
Ход поршня, мм 150 150
Рабочий объем цилиндров двигателя, л 15,9 15,9
Степень сжатия 15,8 15,8
Направление вращения ко­ленчатого вала (смотреть со стороны, противоположной маховику) Правое (по часовой стрелке)
Мощность номинальная без сопротивления на впуске и противодавления на выпуске при ненагруженном генераторе в нормальных атмосферных условиях (760 мм рт. ст., 20° С и 70% влажности), л. с.:
при 2600 об/мин 300
при 2400 об/мин 240
Максимальный крутящий момент, кгС/М:
при 1500—1600 об/мин при 100 (+5 -10)
1400—1500 об/мин 90 (+5 -10)
Минимально устойчивое число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки Не более 700
Максимальное число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки, ограничиваемое регулятором . Не более 2850
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л. с. ч Не более 175 Не более 178
Топливо:
для летней эксплуата­ции Дизельное топливо ДЛ ГОСТ 4749-49
для зимней эксплуата­ции Дизельное топливо ДЗ или ДА ГОСТ 4749-49
Масло МТ-16п ГОСТ 6360-58
Удельный расход масла (при 2200 об/мин) г/л. с. ч. 6 6

Oбьекты, где устанавливается

Двигатель УТД-20 и его модификации устанавливаются в:

УТД-20 БМП-1 (БМП-1К, БМП-1КШ,БРМ-1)
УТД-20С1 БМП-2 (БМП-2К, БРЭМ-2)
5Д20 БМД-1 (БМД-1К)
3Д20 на речных и морских катерах типа «Аист», «Невка», «Бекас», «Кайра», «Терьер» и других различного назначения
1Д20 Электростанции, дизельгенераторы ДГМ-100

Pазвитие и модификации

История развития и модификации дизеля.

УТД-20 — базовый двигатель

УТД-20С1 — двигатель с системой объединенного слива топлива из форсунок, системой бесфорсуночного факельного подогрева впускного воздуха, двухсекционным топливным фильтром (введен с 1.04.1985). Подробнее об отличии от УТД-20.

5Д20 — отличается от УТД-20 установкой выпускных полуохлаждаемых коллекторов, выполненных из алюминиевого сплава с полостями для охлаждающей жидкости, охлаждением генератора специальным электровентилятором (устанавливается в машине) вместо приводного (как на УТД-20), отсутсвие сапуна (Вентиляция картера, осуществляется через масляный бак машины.

3Д20 — главный судовой дизель, с модификациями:

3Д20С2 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д20АС2 и 3Д23 -без насоса забортной воды и без вала отбора мощности;
3Д20ВС2 -с насосом забортной воды и с валом отбора мощности;
3Д20ВС2-1 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-01 – с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-02 – с насосом забортной воды и валом отбора мощности.

1Д20 — (обозначение по ГОСТ 4393-82 — 6Ч 15/15) двигатель для стационарных и передвижных электростанций,  изготовлен на базе 5Д20, отличается от него — настройкой регулятора скорости — всережимного регулятора ТНВД (для работы на постоянных оборотах 1500). Номинальная мощность — 150 л/с, максимальная — 208 л/с. Низковольтный генератор не устанавливается.

Дальнейшем развитием двигателей серии УТД-20 стал 500-сильный дизель УТД-29, применяемый в БМП-3

Интересные факты о Д-1

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Материал блока цилиндров чугун
Система питания Прямой впрыск
Тип V-образный
Рабочий объем, л 15.9
Максимальный крутящий момент 980 Н·м, при 1600 об/мин
Мощность, л. с. при 2600 об/мин 300
Количество цилиндров 6
Количество клапанов на цилиндр 2
Порядок работы цилиндров 1л-1п-2л-2п-3л-3п
Ход поршня, мм 150
Диаметр цилиндра, мм 150
Степень сжатия 15.8
Охлаждение жидкостное
Топливо ДЗ, ДА, ТС-1
Расход топлива Не более 175 литров в час
Размеры (длина/ширина/высота), мм 790/1150/742
Вес, кг 665
Гарантийный срок службы, ч 500

Двигатель устанавливается на БМП-1, а его модификация УТД-20С1 на БМП-2.

Устройство и характеристики

В буксируемом положении.

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересечённой местности — до 20 км/ч.

Расчёт — 8 человек.

Виды прокатного профиля

Прокатный профиль из СТ 20 получают одним из двух способов:

  1. Горячее деформирование. Данный метод используется только для изделий определенной толщины, который не должен быть выше 4 мм.
  2. Холодное деформирование. Для малой толщины изделий. В результате процедуры происходит утолщение сплава.

Этими методами получают следующие виды проката:

  • Холоднокатаные трубы из стали, сваренной целиком. Листы подлежат соединению по краям швов, которые выступают по прямой линии. Это делают после предварительной их свертки по радиусу. Получаются цельные изделия с повышенной твердостью.
  • Бесшовные трубы. Применяется метод горячего и холодного волочения, что придает изделию максимальную прочность и устанавливает достаточно высокую цену.
  • Профиля всех видов: листы, швеллера, проволоки, прутки. Можно изготавливать любые по длине и ширине изделия.

Модификации

У базового двигателя УТД-20 имеется несколько последующих модификаций. Он стал базой для разработки ряда иных силовых агрегатов. Одной из самых удачных доработок стал мотор с предусмотренной системой объединенного слива горючего из системы форсунок. Этот силовой агрегат получил маркировку УТД-20С1. У него также был предусмотрен бесфорсунчатый факельный подогрев потока входящего воздуха. Также конструкция дополнялась двухсекционным фильтром для топлива. Это была одна из самых удачных доработок. Представленный двигатель впервые был введен в эксплуатацию в 1985 году.

Наличие обратки в представленной модели позволило полноценно подготовить его к зиме. Для этого с двигателя УТД-20С1 сливалось летнее топливо. Также появилась возможность проведения качественной консервации силового агрегата. Поэтому область применения этого мотора была гораздо шире.

У представленной модификации также появилась система подогрева горючего. Поэтому ее применяли даже в зимний период. Однако иных существенных отличий представленная модификация не имела. При этом она оказалась более универсальной и простой в применении.

Также стоит обратить внимание на техническое описание двигателей УТД-20 и 5Д20. Последняя из названных силовых установок также имеет ряд отличительных особенностей

Так, модель 5Д20 получила в своей системе выпускные коллекторы охлаждаемого типа. Они изготавливаются из специального сплава алюминия. В конструкции коллекторов предусмотрены полости для антифриза.

Также стоит отметить, что в силовом агрегате 5Д20 предусмотрена система охлаждения генератора при помощи электрического вентилятора. Он специально установлен в конструкции для этих целей. У базовой модели УТД-20 вместо этого было установлено приводное устройство для выполнения охлаждения. В новой модели отсутствует сапун. В этом случае процесс картерной вентиляции производится через бак для масла автомобиля.

Капитальный ремонт

Кроме обслуживания порой требуется выполнить более серьезное обслуживание мотора. Капитальный ремонт двигателя УТД-20 выполняют при наличии определенных неисправностей.

Если мотор не заводится, это объясняется неправильным функционированием топливной системы. Нужно определить, поступает ли горючее в цилиндры. После этого двигатель демонтируют и проводят глубокую диагностику.

Если определяется течь в области уплотнителя крышки клапана, нужно разобрать этот участок и заменить сальник.

Если много масла потребляется в ходе работы силового агрегата, оно дымит, эта неисправность может быть вызвана поршнями колец, которые прогорели. Это влечет за собой повышенный расход масла.

Мощность двигателя заметно снизилась, не может хорошо держать обороты. Чаще всего причиной такой неисправности является поломка насоса давления топлива. Он не может подавать горючее в нужном количестве. Насос нельзя отремонтировать. Поэтому приобретается новая помпа.

Какой цемент лучше, Д0 или Д20

Чтобы получить ответ на этот вопрос, подойдите к решению с точки зрения строительной цели. Область применения материала зависит от марки и состава цемента. Поэтому выбирая продукт, ориентируются на назначение объекта строительства, его конструктивные элементы и дальнейшие условия эксплуатации.

Например, характеристики цемента М400 Д0 подходят: для использования в технологиях монолитного строительства и изготовлении сборных конструкций в индивидуальном домостроении, при возведении высотных гражданских зданий и объектов промышленного назначения. Продукт М500 Д0 отличает долгосрочная прочность. Материал используют на работах повышенной сложности, где выдвигаются особые требования к параметрам прочности и надежности: при строительстве мостов, опор ЛЭП, железобетонных труб, аэродромных покрытий.

При этом физико-технические параметры позволяют использовать эти марки стройматериала в жилом и промышленном строительстве для заливки фундамента, устройства плит перекрытия, при изготовлении разнообразных конструкций из железобетона, в кладочных и штукатурных растворах, отделочных работах.

Если конструкции подвергаются агрессивным средам, то рационально использовать портландцемент сульфатостойкий с 20-процентной минеральной добавкой. Продукт хорошо себя ведет также при устройстве конструкций в климатических условиях попеременного замерзания и оттаивания. При ускоренных работах специалисты часто прибегают к быстротвердеющим портландцементам с компонентами-пластификаторами.

Отличия в составе цементов Д0 и Д20 влияют также на ценовой аспект. Чистый цементный продукт стоит дороже, чем варианты с модифицирующими веществами. Поэтому при выборе вяжущего: цемент Д0 или Д20 целесообразно учесть все нюансы, включая финансовую сторону вопроса.

Стандарты

Название Код Стандарты
Сортовой и фасонный прокат В52 ГОСТ 13616-97, ГОСТ 13617-97, ГОСТ 13618-97, ГОСТ 13619-97, ГОСТ 13620-90, ГОСТ 13621-90, ГОСТ 13622-91, ГОСТ 13623-90, ГОСТ 13624-90, ГОСТ 13737-90, ГОСТ 13738-91, ГОСТ 17575-90, ГОСТ 17576-97, ГОСТ 29296-92, ГОСТ 29303-92, ГОСТ Р 50066-92, ГОСТ Р 50067-92, ГОСТ Р 50077-92, ОСТ 1 92093-83, ОСТ 1 92041-90, ОСТ 1 92069-77, ОСТ 1 90113-86
Листы и полосы В53 ГОСТ 17232-99, ОСТ 1 90246-77, ОСТ 1 90166-75, TУ 1-2-34-76, TУ 1-804-473-2009
Цветные металлы, включая редкие, и их сплавы В51 ОСТ 1 90048-90
Обработка металлов давлением. Поковки В03 ОСТ 1 90073-85
Прутки В55 ОСТ 1 90395-91, TУ 1-9-814-81
Трубы из цветных металлов и сплавов В64 ОСТ 1 92048-90, ОСТ 1 92048-76, TУ 1-4-163-89
Ленты В54 ОСТ 1-92006-79
Сварка и резка металлов. Пайка, клепка В05 TУ 1-9-210-81

Примечания

  1. В 30-х гг. правительством СССР были введены буквенные индексы для обозначения машиностроительных производств . Индекс «Д» был присвоен Уральскому заводу тяжёлого машиностроения (Уралмашзавод), поэтому изделия созданные на этом предприятии имели в названии индекс «Д» — Д-10, Д-30 и т. д.
  2. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  3. Шунков В. Н. Оружие Красной армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с.
  4. ↑ Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. — М.: Военное издательство министерства обороны, 1968.
  5. Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.
  6. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с.
  7. , с. 612.
  8. , с. 20.
  9. , с. 345—347.
  10. , с. 78.
  11. , с. 81.
  12. , с. 678—679.
  13. Таблица поправок дальности для стрельбы фугасной мортирной гранатой Ф-521 из 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1946. — 3 с.
  14. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  15. Тимофеев М. . Газета «Независимое военное обозрение». Дата обращения 30 июня 2013.
  16. Фёдоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  17. Широкорад А. Б. 152-мм гаубичные снаряды, состоявшие на вооружении в 1930—1960 гг. // Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — С. 661. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  18. Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. В. А. Цыбышева. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
  19. Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. В. В. Кузнецова. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
  20. Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Г. Ф. Соколовой. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
  21. Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 1996. — № 6. — С. 10.
  22. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
  23. Сапун-гора. Путеводитель/Музей героической обороны и освобождения Севастополя. — Симферополь: ПолиПРЕСС, 2006. — 160 с.
  24. Игровой журнал ЛКИ, октябрь 2009 года, стр. 36—37.
  25. The Military Balance 2017. — P. 199.
  26. The Military Balance 2017. — P. 208.
  27. The Military Balance 2017. — P. 280.
  28. The Military Balance 2016. — P. 242.
  29. The Military Balance 2017. — P. 449.
  30. The Military Balance 2017. — P. 525.
  31. The Military Balance 2017. — P. 530.
  32. The Military Balance 2017. — P. 226.
  33. The Military Balance 2007. — P. 312.
  34. The Military Balance 2007. — P. 159.
  35. The Military Balance 2007. — P. 358.
  36. The Military Balance 2017. — P. 211.

Сноски

  1. На максимальном заряде.
  2. Снаряжён стойким типом отравляющего вещества.
  3. Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
  4. Снаряжён нестойким типом отравляющего вещества.
  5. Отравляющее вещество Р-55 (зоман).
  6. Отравляющее вещество Р-35 (зарин).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector