Самолет су-27. фото. история. характеристики

Основные характеристики конструкции самолета Су-27СМ

Фюзеляж машины состоит из трех основных частей, а именно: носовая с кабиной пилотов, средняя, в которой расположены топливные баки, и хвостовая, в конструкцию которой входят хвостовые балки и центральная балка корпуса машины. Конструкторы широко использовали титан, который значительно уменьшил вес конструкции аппарата и при этом не снизил жесткости и крепости конструкции. При изготовлении данной машины, как ни странно, практически не использовались композиционные материалы. На машине типа Су-27СМ установлено и носовое оперение горизонтального типа.

Самолет Су-27СМ является в нашей стране первой машиной данного типа, который оснащен дистанционной системой управления. За счет новых бортовых систем машина может значительно быстрее обрабатывать информацию и, как следствие, значительно быстрее реагировать и выполнять команды.

Силовая установка машины состоит из двух турбореактивных двигателей типа АЛ, которые оснащены форсажными камерами. Они размещены в гондолах под хвостовым отсеком машины. Данный вид двигателей отличается малым расходом топлива и имеет отличные силовые характеристики на различных режимах работы.

Аппарат типа Су-27СМ оснащен четырьмя топливными баками общей емкостью более чем 11 тысяч литров. Баки расположены в основе фюзеляжа машины и в крыльях. Для полетов самолет использует авиационный керосин, который заправляют через специальную нишу передней ноги.

Для обеспечения всех гидравлических систем машины нужно постоянное давление масла 280 кг/см2. Оба двигателя машины имеют автономные масляные насосы. Кроме двигателей, гидравлика используется в шасси, тормозной системе и системе правления. Для того чтобы произвести аварийный выпуск шасси, самолет модели Су-27СМ имеет дополнительную пневматическую систему, которая работает на сжатом азоте.

Шасси аппарата представлено тремя опорами, которые изготовлены по телескопической схеме. Каждая опора оснащена одним колесом с тормозной системой и амортизаторами газомасляного типа.

Что касается энергоснабжения, то самолет питается током в 200 вольт и частотой в 400 герц. Для производства электроэнергии на двигателях установлены генераторы типа ГП-21. Вторичная система электропитания работает от напряжения в 27 Вольт. В случае поломки генераторов самолет оснащен кадмиевыми батареями, которые расположены в носовой нише для шасси.

Самолет типа Су-27СМ можно считать поистине качественной боевой машиной, которая составляет конкуренцию иностранным аналогам.

РЛСУ-27 обеспечивал:

  1. Нанесение упреждающего удара по противнику.

  2. Атаку наземных и морских целей вне действия зоны ПВО.

  3. Применение оружия по цели в режиме радиолокационного информирования.

  4. Совершение полета на низких высотах.

  5. Участие в групповойоперации.

  6. Автоматизацию всех этапов полета с боевым применением.

  7. Выявление неисправностей и автоматический контроль всех систем.

  8. Обнаружение типовых воздушных и наземных целей с дальностью 200км.

  9. Одновременное сопровождение воздушных целей в задней полусфере машины.

  10. Работу в условиях помех.

В состав оптико-навигационного оборудования входят ПНК-10М, оптико-локационная станция ОЛС-27К, нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ», измеритель скоростей углового типа, СУО и ИУСЛУ. Пилотажно-навигационный комплекс представлен цифровым вычислителем, СВС-2Ц-у, радиовысотомером РВ-21, системой СПКР, техническим механизмом ближней и дальней навигации А-312 и А-723, аппаратурой ОВК самолетов группы А-315, скоростным доплеровским измерителем, автоматическим радиокомплексом РАК-22, информационным комплексом вертикали ИК-ВК-80 и САУ-10М.

К бортовому комплексу обороны добавили новую станцию радиотехнической разведки, постановочный АПП-50, теплопеленгатор ракет, устройство управления БЦВМ, и станция активных помех «Сорбация».

Абсолютно полностью обновили информационно-управляющее поле в кабине летчика. Были установлены три многофункциональные высококонтрастные тепловизорнные индикаторы монохромного типа с кнопочным обрамлением и индикатором на фоне стекла. Электромеханические приборы отвечают за дублирующие функции, а их число значительно сократилось. Катапультное кресло установлено увеличенным наклоном спинки, что способствует облегчению переносимых перегрузок во время маневрирования.

Увеличилось число переносимых ракет «воздух-воздух». Су-27М способен нести 12 единиц. В общий состав вооружения самолета также входят РВВ-АЕ, 8 ракет Р-27 и Р-27Э с наличием АРГС, ракеты ближнего действия Р-73, применяемые в ближних маневренных боях, пушка ГШ-301. Для проведения боевых операций, связанных с наземными или морскими целями самолет может оснащается ракетами «воздух-поверхность», а именно Х-29Т – самонаводящиеся управляемые ракеты с телевизионным ГСН, Х-31П – противолокационные ракеты с пассивными ГСП. В морских боях истребитель вооружают ракетами противокорабельного типа Х-31Л и бомбами КАБ-500Кр корректируемого типа, неуправляемым оружием – бомбы, НАР и тому подобное. Аппарат способен перенести 16 бомб ФАБ-500М54, 36 бомб ФЛБ-250М54, 12 бомб ФАБ-500М62, 48 бомб ОФАБ-100-120 и многих других.

Все новое оборудование увеличило общий вес самолета на 1500кг. Максимальная масса самолета во время выполнения полета с полным боекомплектом и заправленными баками достигает отметки 34000кг. Из-за этого пришлось усилить шасси и всю конструкцию в общем.

Первый экземпляр самолета начали собирать в 1987 году. А в июне 88-го года был совершен летчиком-испытателем ОКБ О.Г. Цоем первый полет Т-10М-1. Через полгода появилась вторая опытная машина, собранная в Комсомольске-на-Амуре.

Этот самолет стал базой для Су-35 и Су-37. 

Особенности самолета Су-27СМ

Передняя часть машины имела надстроенную часть, в которой был размещен отсек под РЛС, отдел для шасси и кабина экипажа. Также тут было размещено бортовое оборудование. К закабинному отсеку самолета были прикреплены два турбореактивных двигателя, которые оснащены управляемыми воздухозаборниками. К гондолам аппарата крепится оперение фюзеляжа и специальные подфюзеляжные гребни. Повышение аэродинамических свойств самолета было получено за счет интегральной системы корпуса. Кроме того, она позволила увеличить пространство для топливных баков и дополнительного оборудования. Новшеством была и конструкция крыла. Оно было выполнено в оживальной схеме и оснащено усиленным корневым наплывом.

В самолете Су-27СМ впервые была реализована новая концепция продольной неустойчивости на дозвуковых режимах полета. Данная система обеспечивает балансировку за счет автоматики, которая построена по принципу четырехкратного резервирования систем. Что касается системы посадки, то первоначально была использована стандартная трехопорная схема. Но она не давала нужного распределения нагрузки, после чего конструкторы применили упрощенную так называемую велосипедную схему, которая была оснащена системой распределения веса.

Характеристики

Длина, м 21,935
Высота, м 5,932
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
максимальная 9400
Двигатель 2 ТРДД АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Макс. скорость, км/ч: 2500
Практический потолок, м 18500
Практическая дальность, км 3680
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески.

https://youtube.com/watch?v=vuv-5LihLOY

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Описание самолёта истребителя Су 27

Су-27 вписывается в традиционную аэродинамическую схему и выполнен по интегральной компоновке со средним расположением крыла с незначительным удлинением. Крыло имеет наплывы, которые образуют плавную кривую сопряжения с фюзеляжем, создавая единое целое с корпусом. Такая компоновка повышает коэффициент подъёмной силы при совершении маневров и увеличивает внутренние объёмы.

В более поздних сериях стреловидность крыла уменьшили, а площадь довели до 62 м2. Форма законцовок крыла стала срезанной и на них разместили торцевые пилоны, которые к тому же играли роль противофлаттерных грузов. Вместо элеронов и закрылков установили флапероны, выполняющих их функции.

На мотогондолах с внешней стороны смонтировали балки и перенесли на них кили. Чтобы улучшить противоштопорные качества самолёта снизу на балках разместили фальшкили. Площади горизонтального и вертикального оперения увеличили для лучшей устойчивости. В хвостовом ласте между силовыми установками поместили контейнер для тормозных парашютов и оборудование отстрела инфракрасных ловушек.

Основные стойки шасси в поздних сериях машины убираются вперёд в мотогондолы, что создало более плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Мотогондолы переделали для двигателей АЛ-31Ф с верхним размещением агрегатов, сами силовые установки защищены от попадания посторонних предметов, опускаемыми решётками на воздухозаборниках. Как выразился генеральный конструктор М.И. Симонов, у Т-10 и Су-27 общее только колёса, остальное изменено.

Машина оснащена двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, имеющими повышенную мощность на форсаже и бесфорсажном режиме. Улучшенные газодинамические характеристики турбокомпрессора и особая конструкция воздухозаборников повысили надёжность и устойчивость работы двигателей в режимах глубокого помпажа на сверхзвуке и в условиях прямого, перевёрнутого и плоского штопора.

Самолёт Су 27 схема

Топливная система рассчитана на большой запас горючего, она включает четыре бака: передний фюзеляжный – 4020 л, бак центроплана – 5330 л, два крыльевых отсека – 1270 л, бак в хвосте – 1350 л.

Кабина лётчика оснащена катапультным креслом К-35ДМ. На Су-34 и на Су-27КУБ пилоты размещены по схеме «бок о бок», на остальных двухместных вариантах они расположены тандемом.

Установка на самолёте лазерного дальномера и теплопеленгатора дают возможность пилоту искать и обнаруживать противника в скрытом режиме, не включая бортовую РЛС и не демаскируя своё положение. Эти системы разрешают обнаружить цель спереди на удалении 30 км, в задней полусфере – 15 км.

На большой дальности поражение самолёта противника обеспечивает РЛС Н001 и высокие характеристики оптико-электронной прицельной системы. Основным средством ведения воздушного боя Су-27 стали управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73 и Р-27 средней и малой дальности. Позднее появилась на вооружении Су-27 ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ).

Лётно-технические характеристики и вооружение самолёта Су 27

  • Длина самолёта (со штангой ПВД) – 21,94 м.
  • Высота самолёта – 5,93 м.
  • Размах крыла – 14,7 м.
  • Площадь крыла – 62,94 м2.
  • Двигатели – АЛ-31Ф.
  • Тяга на форсаже – 2 х 122,59 Кн.
  • Тяга на бесфорсажном режиме – 2 х 74,53 Кн.
  • Вес пустого самолёта – 16400 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 28 т.
  • Максимальный вес топлива – 9400 кг.
  • Нормальный вес топлива – 5270 кг.
  • Скорость у земли – 1400 км/час.
  • Скорость на высоте – 2500 км/час.
  • Практический потолок – 18500 м.
  • Дальность полёта – 3680 км.
  • Боевой радиус на малой высоте – 420 км.
  • Боевой радиус на средней высоте – 1090 км.
  • Вооружение — 4 УР «воздух-воздух» Р-73, 6 УР Р-27.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались на фирме П.О. Сухого по инициативе начальника отдела общих видов О.С. Самойловича в конце 1960-х годов едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В.И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О.С. Самойлович, В.И. Антонов, В.А. Николаенко и непосредственно сам П.О. Сухой.

Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.

Первый вариант «советского ответа» на F-15 был подготовлен в феврале 1970 года. Он получил обозначение Т-10. Аванпроект получился несколько необычным на то время — интегральная компоновка в сочетании с крылом умеренной стреловидности с развитыми корневыми наплывами. На самолетах подобной компоновки фюзеляж, как таковой, отсутствует. Подъемную силу создает не только крыло, но и корпус. За счет этого удалось увеличить внутренние объемы планера, разместив в них топливные баки большой емкости и электронное оборудование. Т-10 изначально проектировался как статически неустойчивый в канале тангажа самолет. Устойчивость обеспечивала электродистанционная система управления. ОКБ Сухого впервые в мире установила ЭДСУ на дальнем ракетоносце Т-4, эта система в доработанном виде перешла на будущий Су-27.

Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко

Первый прототип Т-10 на площадке музея ВВС в Монино

В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение — разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.

Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,

В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся — слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

Отличия от Су-27

  • Усовершенствованное БРЭО
  • Переднее горизонтальное оперение (ПГО)
  • Носовая часть увеличенного объёма и диаметра для размещения нового радара
  • Усиленная носовая стойка шасси с двумя колёсами
  • Новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива
  • Кили увеличенной площади и толщины с углепластиковыми кессонами, позволили использовать их в качестве топливных баков
  • Штанга дозаправки (за исключением первых прототипов)
  • Больший мидель и запас топлива
  • Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.

Большинство изменений связаны с установкой нового радара — более совершенного и, как следствие, более тяжёлого. Новый радар расширил номенклатуру применяемых ракет класса воздух-земля и позволял эффективно поражать наземные и надводные цели. ПГО улучшило управляемость на больших углах атаки и компенсировало смещение аэродинамического фокуса из-за изменившейся аэродинамики носовой части самолёта.

Су-30: тандем на 4 с плюсом

Двухместный истребитель Су-30 стал дальнейшим развитием семейства «двадцать седьмого» и относится к поколению 4+. Первый полет опытный экземпляр самолета совершил в 1988 году, а в 1990-е годы на его основе был создан экспортный вариант – Су-30МК, который запустили в серию в двух основных модификациях. 

Наиболее «продвинутый» из них – Су-30МКИ. Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО. 

Добавление в экипаж Су-30МК второго пилота-оператора позволило разделить обязанности и снизить нагрузку на летчиков. Двигатели АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги помогают выполнять в воздухе сложнейшие маневры.

Су-30МК изначально создавался с расчетом на мировой рынок, и его экспортные модификации сегодня эксплуатируются ВВС 12 стран. Иностранные Су-30 не раз встречались на учениях с аналогичными самолетами НАТО и неизменно показывали высокий уровень боевых характеристик. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ. В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начала авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи».
 

Модификации самолета Су-27

  • Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.

  • Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.

  • Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.

  • Су-35 – истребитель широкого военного применения.

  • Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).

  • Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.

  • Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.

  • Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.

  • Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.

  • Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.

  • Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.

  • Су-27УБК – экспортный вариант.

  • Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.

  • Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.

Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.

Су-27 фото

Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27

  • Размах крыла, м 14,7

  • Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м  14,95

  • Длина самолета (без штанги приемника

  • воздушного давления), м 21,94

  • Высота самолета, м 5,93

  • Высота самолета Су-27УБ, м 6,36

  • Площадь крыла, м2    62,04

  • Взлетная масса, кг: максимальная  28 000

  • Взлетная масса, кг: нормальная 23 000

  • Масса пустого самолета, кг 16 300

  • Масса топлива во внутренних баках, кг 9400

  • Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000

  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500

  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125

  • Скорость у земли, максимальная, км/ч  1400

  • Практический потолок, м: 18 500

  • Практический потолок, м Су-27 УБ:   17 250

  • Динамический потолок, м 24 000

  • Скороподъемность, максимальная, км/ч  300 м/с

  • Дальность практическая, км: Су-27 3900

  • Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000

  • Дальность практическая у земли, км 1400

Су-27 схема

Вооружение:

  • масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000

  • Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);

  • десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;

  • пять контейнеров малогабаритных грузов;

  • до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);

  • до 38 свободнопадающих бомб.

  • Возможны другие типы оружия.

Су-35: трансзвуковой боец

Су-35 – самый молодой из «наследников» базового Су-27. Это глубокая модернизация «двадцать седьмого», которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения. Су-35 разработан в 2000 годах и сегодня является самым современным истребителем ВКС России.

В ходе работ по этой машине был модернизирован планер и обновлено бортовое оборудование. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С. Благодаря новому двигателю самолет может выполнять длительные полеты на трансзвуковых скоростях без использования режима форсажа. Арсенал боевых средств также был расширен за счет новейших дальнобойных ракет.

По своим возможностям Су-35 превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35 эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35 не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия существенно повышают боевой потенциал самолета.
 

Су-34: дерзкий «утенок»

Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру отечественных авиационных средств поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях. Самолет относится к поколению 4++ и может выполнять боевые задачи в оперативной и тактической глубине без поддержки истребителей прикрытия.

Отличительная черта этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком». В бронированной кабине Су-34 можно встать в полный рост, в ней есть спальное место, биотуалет и мини-кухня. Кроме того, по сравнению с базовым Су-27 у этого истребителя увеличены бомбовая нагрузка и запас топлива. 

Самолет разрабатывался с 1986 года в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году. Благодаря собственной высокоэффективной РЛС и встроенной оптической прицельной станции Су-34 может быстро обнаруживать и уничтожать наземные цели, которые труднодоступны для других типов бомбардировщиков. 

Соединение в одной машине функций истребителя и бомбардировщика, а также высокая маневренность делают Су-34 мощным оружием в боевых действиях. Свои умения в реальных боях самолет продемонстрировал во время конфликта в Сирийской Арабской Республике. Сегодня рассматриваются поставки Су-34 за рубеж.
 

Краткая хронология разработки самолета Су-27СМ

Первоначально данная машина разрабатывалась под рабочим названием Су-27 с начала 60-х годов прошлого века. Данный истребитель относился к четвертому поколению самолетов такого типа. Полномасштабная разработка аппарата началась только с 1969 года. Но активная поддержка данного проекта началась только с 1972 года, когда министерство СССР распорядилось об активной разработке нового фронтового истребителя, который должен не уступать иностранным самолетам этого же типа. При проектировании данную машину во всех документах называли моделью Т-10, а название Су-27СМ было засекречено и предоставлено аппарату по его готовности.

Первые наброски внешнего облика самолета были сделаны еще в 69-ом главным конструктором проектного отдела бюро Сухого В.И. Антоновым. В этом же отделе был готов первый вариант изделия Т-10.

Особенностью самолета модели Су-27СМ стало то, что корпус машины выполнен в единой несущей схеме, что позволяет повысить летные характеристики и избегнуть деформаций аппарата при полете. Переходы от корпуса до крыла плавные, что повышает обтекаемость машины. Данный многорежимный аппарат оснащен интегральной системой, которую раньше не применяли на самолетах ОКБ Сухого.

История создания

В 1977 г. в ОКБ П. О. Сухого были начаты предварительные исследования возможных путей увеличения боевых возможностей истребителя Су-27, который в то время являлся самым мощным в мире серийным тяжёлым истребителем завоевания господства в воздухе. В Су-27 удалось удачно совместить хорошо отработанные конструктивные элементы самолётов 1970-х гг. и достижения аэродинамики, двигателестроения и БРЭО первой половины 1990-х гг. Одним из ключевых направлений совершенствования самолёта явилось повышение его маневренных характеристик (несмотря на, то что Су-27 являлся самым маневренным в мире истребителем 4-го поколения, прогнозируемые тенденции развития зарубежных истребителей не позволили останавливаться на достигнутом) путём совершенствования аэродинамики при условии тесного сотрудничества с ЦАГИ.

Работы по созданию истребителя Су-27М, получившего «фирменное» обозначение «35» или «Су-35», возглавил главный конструктор Н. Ф. Никитин, при общем руководстве генерального конструктора М. П. Симонова.

Для перспективных модификаций Су-27 — многофункционального истребителя Су-27М, палубного Су-27К и ударного самолёта Су-27ИБ была разработана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолёта на больших углах атаки. Вихревые генераторы, по рекомендации ЦАГИ, были применены приблизительно в то же время (на рубеже 1970-80-х годов) и при модернизации истребителя МиГ-23: последняя и наиболее маневренная версия этого самолёта — МиГ-23МЛД — была снабжена небольшими вырезами («клыками») на корневой части крыла.

Первые продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ, выявили наличие ряда проблем, связанных с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки.

К весне 1982 г. был отработан вариант ПГО, пригодный для установки на истребитель.

В мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым, совершила первый полёт. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г. С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки, а также взлётно-посадочных характеристик.

28 июня 1988 г. Поднялся в воздух первый из пяти истребителей, переоборудованные из Су-27 в рамках программы Су-27М.

Операторы

До распада СССР было выпущено около 680 единиц Су-27 и Су-27УБ. Почти все Су-27 числились в составе ПВО, и только три полка, вооружённые этими самолётами, относились к ВВС.

  • Россия — 393 Су-27: из них 134 Су-27, 139 Су-27/27УБ, 94 Су27-СМ2, 26 Су-27СМ3, и 38 Су-27УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Украина — 40 Су-27 по состоянию на 2016 год.
  • Беларусь — 17 Су-27 и 4 Су-27УБМ1 на хранении, по состоянию на 2014 год. После распада СССР страна получила 23 Су-27П и 5 Су-27УБ. Три Су-27П проданы в Анголу в 1998 году, один в Великобританию в 2001 году. В сентябре 2013 года эксплуатация белорусских Су-27 была приостановлена из-за истечения ресурса самолётов, но истребитель с вооружения снят не был. B январе 2014 года принято решение провести капитальный ремонт и модернизацию Су-27.
  • Казахстан — 21 Су-27 и 4 Су-27УБ на 2016 год.
    • 604-я АвБ, аэродром Талды-Курган — Су-27С, Су-27БМ2, Су-27УБМ2;
    • 605-я АвБ, аэродром Актау — Су-27С, Су-27УБ;
    • 610-я АвБ, аэродром Караганда — Су-27С, Су-27УБ.
  • Китай — 43 Су-27СК и 32 Су-27УБК, по состоянию на 2016 год. В 1996 году подписано соглашение о сборке 200 истребителей, на 2008 год готово около 100 самолётов, предусматривался так же контракт на сборку ещё одной партии машин, не был реализован.
  • Монголия — 4 Су-27 на 2016 год.
  • Узбекистан — 24 Су-27/Су-27УБ на 2016 год, из них более 11 на хранении, по состоянию на 2016 год.
  • Ангола — 6 Су-27/Су-27УБ на 2016 год, базируются на аэродроме Луанда. Всего в 2000 году из России было получено 8 машин, одна была сбита 19.11.2000.
  • Вьетнам — 6 Су-27СК и 5 Су-27УБК на 2016 год.
    • 923-й ИАП, аэродром Тхосуан — Су-27ПУ;
    • 929-й ИАП, аэродром Дананг — Су-27СК, Су-27УБК;
    • 937-й ИАП, аэродром Фанран — Су-27СК, Су-27УБК.
  • Эфиопия — 8 Су-27 и 3 Су-27УБ на 2016 год, получены из России в 1998—2004 годах, базируются на аэродроме Дебре Зейит.
  • Армения — В 2005 году появились сообщения о том, что Армения приобрела 10 Су-27.
  • Эритрея — 5 Су-27 и 3 Су-27УБК, получены из России в 2003 году, базируются на аэродроме Асмэра.
  • Индонезия — 2 Су-27СК и 3 Су-27СКМ, по состоянию на 2016 год. Все входят в состав 11-й эскадрильи и базируются на авиабазе «Султан Хассануддин» в районе города Макасар.
  • США — 2 Су-27 находятся в частном пользовании. Самолёты были приобретены на Украине.

Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого — ПАО Компания «Сухой»

Истребители:
Бомбардировщики/Штурмовики:
Учебные и спортивные:
Экспериментальные:
Гражданские:
Проекты:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector