Verijet

Ми-28 «Ночной охотник»

Ми-28 «Ночной охотник» — по сути глубоко переработанный и модернизированный Ми-24. В новой машине полностью избавились от грузовой кабины и значительно изменили носовую часть. Первый вертолет Ми-28А появился в 1987 году. А в 1996 году поднялся в воздух его вариант улучшенный Ми-28Н, получивший название «Ночной охотник».

Ми-28Н – боевой ударный вертолет, предназначенный для борьбы с танками и другой бронетехникой, а также уничтожения живой силы противника. Вертолет способен действовать в любое время суток и при любой погоде.

Главное отличие «Ночного охотника» от Ми-28А – это комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Над втулкой винта находится РЛС «Арбалет», которая и превращает вертолет во всепогодную машину, способную выполнять задачи в любое время суток. Все электронное оборудование Ми-28 объединили в единый вычислительный комплекс, на который приходит вся информация от тепловизорных и оптических датчиков и надвтулочной РЛС. Это дает возможность создать для пилотов целостную картину окружающей обстановки. В памяти машины есть большой банк картографической информации, что облегчает пилотирование вертолета на малых высотах с огибанием рельефа. Перед пилотами формируется трехмерное изображение участка, где находится вертолет, с указанием возможных препятствий и целей.

Надвтулочная РЛС позволяет Ми-28 «прятаться» за складками местности – достаточно «выставить» антенну и получить полную информацию об окружающей обстановке. На вооружении Ми-28Н стоит 30-мм пушка, также есть четыре точки подвески, на которые можно установить четыре пакета неуправляемых ракет или ПТРК «Штурм» или «Атака».

Явным образцом для создателей Ми-28Н стал американский Hughes AH-64 Apache. Советским конструкторам удалось создать вертолет с аналогичными характеристиками за гораздо меньшие деньги. Ми-28Н «Ночной охотник» является аналогом AH-64 Apache Longbow и по своим характеристикам не уступает ему.

Идея строить новый вертолет на базе Ми-24 оказалась не так уж плоха. Наиболее удачные решения, использованные в конструкции Ми-24, применены и на Ми-28. Часть узлов вертолета уже хорошо знакома техническому персоналу, изготавливать такой вертолет гораздо дешевле.

Нижний порог

Составляя топ скоростных винтокрылых летательных аппаратов, разумным будет ограничить «порог вхождения» в него развиваемой в полете скоростью в 300 км/ч. Однако не будет лишним вкратце упомянуть о вертолетах, пусть и не вошедших в этот список, но также обладающих впечатляющими летными показателями.

Boeing CH-47 «Чинук» — военно-транспортный американский армейский вертолет, находящийся на службе в рядах ВВС США со времен Вьетнамской войны. Поставленная на вооружение в далеком 1962 году модель неоднократно проходила модернизацию и продолжает использоваться в различных военных операциях по всему земному шару. Из последних конфликтов с участием этой двухвинтовой машины — военные действия в Ираке и Афганистане. Несмотря на внушительные габариты и внешнюю неказистость, этот военный вертолет при необходимости способен лететь со скоростью в 285 км/ч.

Boeing CH-47, Фото: pixabay.com

Созданный европейским концерном с совместным франко-германским капиталом Eurocopter военный многоцелевой вертолет NH90 способен разгоняться до 291 км/ч. Построенная в 1995-м машина стоит на вооружении в 14 странах, входящих в состав Североатлантического Альянса. Пригоден для эксплуатации в тяжелых погодных условиях как на суше, так и в море — разработана специальная модификация вертолета для использования в составе военно-морского флота.

Сконструированный еще в 70-х годах и принятый на вооружение в 1980-м тяжелый многоцелевой транспортный Ми-26 продолжает нести службу в рядах военно-воздушных сил России и еще 15 странах по всему миру. Благодаря отличным летным характеристикам, позволяющим развивать скорость до 295 км/ч, и сравнительно дешевой эксплуатации эта модель продолжает пользоваться спросом как в варианте для военного применения, так и в сугубо гражданском исполнении.

Ми-28Н

Разработанный ОКБ Миля и поступивший в эксплуатацию в 2013-м Ми-28Н, в России именуемый «Ночным охотником», а по классификации НАТО проходящий под грозным позывным «Опустошитель», уже успел показать себя в качестве надежного боевого ударного вертолета во время антитеррористической операции в Сирии.

Ми-28Н, Фото: mil.ru

Разработка Ми-28, которую возглавил тогдашний генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. Миля Марк Вайнберг, началась еще в 78-м году прошлого столетия в рамках соревнования с конструкторским бюро Камова, а через 4 года взлетел первый опытный образец. С того момента конструкция вертолета подверглась множеству модификаций и только в начале нового тысячелетия обрела окончательные формы.

Экипаж вертолета, способного подняться в воздух с боевой нагрузкой в 2,5 тонны, состоит из двух пилотов. Крейсерская скорость модели, которая, кроме армии РФ, стоит на вооружении также в Ираке и Алжире, составляет 265 км/ч, но машина может в полете разгоняться и до 300. «Ночной охотник» — это не тот вертолет, который летит только по прямой: винтокрылая машина способна выполнять фигуры высшего пилотажа, включая бочку, петлю Нестерова и переворот Иммельмана.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.

Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.

Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.

Китайский CAIC WZ-10 пытался летать на американских моторах Пратт энд Уитни без разрешения правительства США. Не вышло

В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.

Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.

тут


Автор статьи:

Штольц Константин

Инженер. Кандидат наук.

AH-64

Уже упомянутый выше Attack Helicopter 64 «Апач», получивший название в честь одного из племен коренных обитателей североамериканского континента, занимает первое место в мире по распространенности среди ударных вертолетов и состоит на вооружении в 15 армиях планеты, включая израильские ВВС и силы самообороны Японии.

За период с момента создания этот продукт американской военной промышленности, спроектированный Hughes Helicopters и признанный лучшим военным орудием США, успел поучаствовать в ряде разномасштабных локальных конфликтов, начиная с вторжения армии США в Панаму в 1989-м и заканчивая Йеменской операцией.

AH-64, фото: ru.wikipedia.org

Решение о начале работ по созданию модели, способной заменить «Кобру» и не оправдавший надежд дорогостоящий «Шайенн», приняли в 1973 году на съезде неправительственной лоббистской организации «Американский легион», решившей поддержать идею разработки многообещающего летательного аппарата. Спустя 2 года опытный образец поднялся в воздух, но в эксплуатацию вертолет поступил только через 9 лет.

«Апач» остается основным боевым вертолетом армии США с середины 80-х годов прошлого века по сей день — с производства AH-64 никто не снимал, ведь машина по тактико-техническим характеристикам и огневой мощи продолжает полностью устраивать военных. Да и скоростные характеристики позволяют вертолету стремительно добираться в нужную точку для поддержки наземных сил — летательный аппарат способен ускоряться до 365 км/ч.

Описание Ми-26

Наибольший вклад в разработку и выпуск вертолета нового поколения сделали непосредственно конструкторы Г.П. Смирнов и его коллега А.Г. Самусенко, главным конструктором был назначен О.П. Бахов. Заказчиком были поставленные очень высокие требования для новой машины, которые не были воплощены еще ни в одной модели вертолета. Чтобы решить проблему большой грузоподъёмности, конструкторам пришлось прибегнуть к использованию нового двигателя мощностью в 20 тысяч лошадиных сил.

При конструировании машины большое внимание уделялось выбору несущего винта и его качественным параметрам. После многих опытов были изготовлены специальные металлопластиковые лопасти, которые придавали значительное увеличение КПД

Несущий винт был спроектирован и собран с 8 лопастями и имел 28 метров в диаметре. Использование новых материалов позволило снизить вес на 40%, он получился даже легче, чем пятилопастной у Ми-6. Втулку НВ такого большого размера решили изготовить из сплава титана, который позволил снизить ее общий вес, и при этом крепость не снизилась. По сравнению с Ми-6 хвостовой пропеллер у Ми-26 был очень революционным конструкторским ходом, поскольку его изготовили из стеклопластика, а Ми-6 имел деревянный пропеллер.

Большой проблемой для конструкторов оставалась задача соединения двух двигателей в одно целое с помощью редуктора, для этого использовали специально разработанный редуктор марки ВР-26. Главной особенностью редуктора было то, что спроектировали и изготовили его не двигателисты, а, как и было это раньше, в фирме Миля. Новшества в изготовленном редукторе позволили передавать на главный винт вдвое больше мощности, чем это было в Ми-6.

Как ни крути, а вес для всех воздушных агрегатов является основной проблемой. Конструкторы и тут смогли применить новые материалы, которые позволили снизить вес машины до веса Ми-6, но при этом грузовой отсек и кабина были увеличены почти в два раза. Следует заметить, что увеличение габаритов и снижение веса агрегата не снизили прочность и жесткость фюзеляжа вертолета.

Опытные конструкторы учитывали недостатки и уязвимые места всех предыдущих моделей вертолетов. Основные изменения коснулись также воздухозаборников. Перед ними было установлено пылезащитное устройство, которое позволяет очищать воздух на 70%. Эта инновация позволила взлет с пыльных площадок, при этом мощность двигателя практически не снижалась. В Ми-26 было хорошо продумано обслуживание машины. Для того чтобы обходиться без аэродромных услуг, на вертолете была установлена новая система очистки ВСУ. Также продумали комфортную работу механиков, поскольку им всегда нужно было прибегать к использованию стремянки, а теперь все капоты изготовлены в виде рабочих площадок.

Для более удобной погрузки и разгрузки вертолет оборудован двумя лебедками, которые имеют грузоподъемность в 5 тонн. Также появилась возможность поднятия и опускания погрузочного трапа с помощью гидравлики, а управлять этим устройством можно из кабины пилота, с погрузочного отсека и даже снаружи самой машины. Что касается погрузки, то тут можно отметить, что конструкторы проделали действительно очень большую работу, поскольку существует множество функций для более удобной погрузки как с автомобилей, так и с земли.

Оснащение вертолета производилось по последним достижениям науки и техники. На Ми-26 был установлен метеорадар, который позволяет производить полеты при любых погодных условиях и в любое время дня и ночи. Данный прибор очень точен и позволяет рассчитать область полета площадью в 1900 км, а время на подготовку этого прибора нужно всего лишь 10 минут. В этом вертолете был установлен трехканальный автопилот, новейшая система регистрации полетных данных и запись сообщений, которая позволяет оповещать экипаж об опасностях и неполадках.

Грузовой вертолет Ми-26 можно по праву считать звездой авиасалонов во всем мире, а также обладателем множества мировых наград и рекордов. Однако в последние годы, а именно после распада СССР, затраты на вооружение и выпуск данной легендарной машины значительно уменьшились. Но история этого агрегата далеко еще не закончена. В последнее время такой тип вертолетов широко используется в коммерческих целях на территориях многих государств. Первые модели данного вертолета могли летать без ремонта на протяжении шестисот часов, а на сегодняшний день гражданские модели могут налетать до 1200 часов без ремонта. Общее время эксплуатации Ми-26 составляет 20 лет или 8 тысяч часов.

На сегодняшний день производство вертолетов Ми-26 продолжается, но небольшими партиями и по специальным заказам.

Технические характеристики вертолета Ка-50 «Черная акула»

Экипаж, чел 1
Двигатели ТВ3-117ВМА 2

Взлетная масса, кг

Нормальная 9800
Максимальная 10800
Масса пустого, кг 7692

Скорость, км/ч

Максимальная 300
Крейсерская 270

Потолок, м

Статический 4000
Динамический 5500
Дальность полета, км 460
Перегоночная дальность, км 1160
Размеры габаритные, м 16*4,93
Диаметр несущего винта, м 14,5

Вооружение

Пушка, 30-мм 1
Неуправляемые и управляемые ракеты

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Шустрая семейка

На следующее место в топе возможно поместить сразу 3 машины — скоростные показатели у этих моделей близки, если не идентичны, да и созданы все три вертолета одной организацией — англо-итальянской компанией AgustaWestland.

Первая рассматривая модель, разработанная и изготавливаемая этим международным концерном — вертолет AW101, обозначаемый также Merlin, стоит на вооружении в Дании, Португалии, Англии и США. Причем использование машины не ограничивается только военными целями — разработаны различные модификации, в том числе и гражданские. Экипаж состоит из 2 человек. Масса полезной нагрузки — до 5,5 тонны. Способен развивать скорость до 309 км/ч.

AW101, фото: ru.m.wikipedia.org

Следующее по счету детище AgustaWestland — многоцелевой AW139, в создании которого участвовала также американская компания Bell Helicopters, впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года. А уже по состоянию на 2020-й активно эксплуатируется в более чем 20 государствах. К операторам этой модели относится и Россия, с которой у концерна заключен договор о сотрудничестве в вопросе изготовления гражданских версий этого летательного аппарата для нужд российских госкорпораций. Управляют вертолетом 2 пилота, салон рассчитан на 6–15 человек в зависимости от конкретной конфигурации. Предел скорости — 310 км/ч.

Модель AW109 с милым позывным Hirundo, что означает в переводе «ласточка», была создана еще в 60-е годы прошлого века, задолго до объединения итальянской компании Agusta со специализирующимся на вертолетостроении подразделением английской GKN plc. И полностью соответствует собственному ласковому прозвищу — скорость, которую способна развить эта машина, эксплуатируемая военными и гражданскими службами Италии до сих пор, составляет 311 км/ч, а полезная переносимая нагрузка — 3 тонны.

Ограничились прототипом

Работы над созданием скоростного вертолёта ведутся в США с 2008 года. Тогда в воздух впервые поднялся экспериментальный вертолёт Sikorsky X2 американской компании Sikorsky Aircraft. В 2011 году прототип отправился в последний, 23-й полёт, в котором был установлен неофициальный мировой рекорд среди винтокрылой техники — машина разогналась до 460 км/ч. После этого программу закрыли, а все наработки американские авиаконструкторы решили использовать при создании скоростного вертолёта-разведчика S-97 Raider.

Предполагалось, что новая машина заменит устаревший вертолёт Вооружённых сил США OH-58 KiowaScout и станет основой программы по созданию перспективных многоцелевых вертолётов следующего поколения FutureVerticalLift.

Компания приступила к сборке прототипа в 2012 году и планировала полностью закончить работы в середине 2013-го. Лётные испытания были намечены на 2014 год.

Однако первый полёт прототипа американского высокоскоростного геликоптера состоялся годом позже намеченного срока. Подтвердить амбициозные планы конструкторов в ходе первого испытательного полёта не удалось. S-97 смог развить крейсерскую скорость 407 км/ч.

Вооружение, использование и оснащение

В комплекс вооружения боевого вертолёта могут входить:

  • противотанковые управляемые ракеты (ПТУР);
  • неуправляемые авиационные ракеты (НАР);
  • автоматические пушки;
  • пулемёты;
  • гранатомёты;
  • авиационные бомбы;
  • управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

Основным противотанковым средством боевого вертолёта является ПТУР с кумулятивной боевой частью с дальностью полёта в более чем 4 километра. Благодаря возможности летать на низких высотах боевой вертолёт может поражать цель не входя в зону поражения противовоздушной обороны противника.


Типичный профиль полёта боевого вертолёта с огибанием рельефа местности по высоте.Положительные перегрузки при подъёме и отрицательные при снижении.

Боевые вертолёты могут использовать для нанесения удара кратковременный выход из складок местности, с зависанием на низкой высоте достаточной для целеуказания. Для снижения заметности боевого вертолёта и его защищённости, в конструкцию закладывается низкая эффективная площадь рассеяния несущего винта и фюзеляжа (площадь поперечного сечения фюзеляжа меньше чем у других типов вертолётов), а также снижается инфракрасное излучение двигателей, устанавливается оборудование пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника, и блоки постановки активных и пассивных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Также, в целях снижения заметности боевого вертолёта и сокращения времени огневого воздействия противника, его конструкция должна обеспечивать высокую маневренность позволяющую быстро совершить отход в укрытие хвостом назад или боком, и производить полёты на малой и предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Для этого вертолёт конструктивно должен выдерживать положительные перегрузки при резком наборе высоты и отрицательные при резком снижении высоты. К примеру несущий винт и корпус вертолёта огневой поддержки AH-64A «Апач» рассчитаны на следующие перегрузки:

  • кратковременные положительные перегрузки до +3,5 g на переходных режимах полёта;
  • положительные перегрузки до +1,7 g на установившихся режимах;
  • отрицательные перегрузки до −1,0 g на переходных режимах.

Для защиты экипажа боевого вертолёта и главных агрегатов машины проводится бронирование фюзеляжа от пуль стрелкового вооружения и снарядов малокалиберных пушек.

Транспортные вертолеты

Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.

Sikorsky CH-53E Sea Stallion

Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов — CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.

В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.

Ми-26

Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.

Ми-26. Рекордсмен мира по грузоподъемности. 20 (Двадцать) тонн

Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!

Boeing CH-47 «Chinook»

Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно — один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.

Ми-24

Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector