Сызранское

Самые быстрые сверхзвуковые самолеты

  • МиГ-17 – номинальная скорость полета составляет 861 км/ч. Несмотря на то что это не такой уж и большой показатель, это не помешало стать этой ударной машине самой распространенной в мире.

  • Bell X-1 – этот самолет разработан в США. Он осуществил свой первый полет еще в далеком 1947 году. В этом полете удалось произвести разгон аппарата до скорости в 1541 км/ч. В настоящий момент эта единственная машина находится в музее в США.

  • North X-15 имел ракетный двигатель, но в отличие от предыдущей модели он максимально разогнался до скорости 6167 км/ч. Этот полет был осуществлен в 1959 году. Всего было создано три таких аппарата, которые занимались изучением верхних слоев атмосферы и ее реакции на вхождение в нее крылатых тел.

  • Lockheed SR-71 Blackbird – это военный разведчик, который мог достигать скорости в 3700 км/ч. Он стоял на вооружении в США до 1998 года.

  • МиГ-25 мог развивать скорость до 3000 км/ч. Машина отличалась высокими летными и боевыми показателями. В 1976 году советский летчик угнал одну такую машину в Японию, где произвели ее детальное изучение.

  • МиГ-31 впервые оторвался от взлетной полосы 1975 года, этот перехватчик может летать со скоростью в 2,35 Маха или же 2500 км/ч.

  • F-22 Raptor – военный самолет американского производства. Он относится к самолетам 5 поколения. Крейсерская скорость машины составляет 1890 км/ч, а максимальная доходит до 2570 км/ч.

  • Су-100 является ударным разведчиком. Хотя при проектировании было много вариантов его использования. Но все же он очень быстр и может лететь на скорости в 3200 км/ч.

  • XB-70 – данный самолет настолько быстр, что во время первых испытаний с него было сорвано потоком воздуха 60 сантиметров кромки. В настоящее время существует только одна такая машина, и та в музее США. Разогнать его удалось до скорости 3187 км/ч.

  • Ту-144 был создан в ответ на изготовленный в Британии «Конкорд» в 1960-х годах. Он развивал максимальную скорость до 2500 км/ч. Всего было построено 16 таких машин, в настоящее время не эксплуатируется.

  • Aerospatiale-BAC Concorde – это пассажирский аппарат, который активно использовался в авиаперевозках пассажиров. Его крейсерская скорость составляла 2150 км/ч, а максимальная – 2330 км/ч. С 2003 года не используется.

В настоящее время самые развитые страны мира активно работают над созданием самолетов нового поколения, которые должны обладать еще лучшими летными показателями. 

Aerospatiale-BAC Concorde

Против звукового удара

Кроме того, в вертолете применена оригинальная конструкция хвостового стабилизатора. По сравнению с традиционными схемами стабилизатор как бы поделен пополам (два узких крылышка вместо одного широкого) и выполнен в виде закольцованного биплана. Верхние консоли затеняют нижние от воздушного потока, идущего от хвостового ротора. Такое решение улучшает аэродинамические характеристики вертолета при полете на низких скоростях и при зависании. Впервые в практике вертолетной индустрии конструкторы Airbus отказались от гидравлического привода шасси, отдав предпочтение электрическому актуатору, — это сделало машину, как заявляют представители компании, легче и безопаснее.

Сразу обращает на себя внимание необычная форма лопастей главного ротора: их законцовки загнуты и похожи на бумеранги. Такая конструкция позволяет набегающему воздуху обтекать концы лопастей, не создавая скачков уплотнения, по природе своей схожих с теми, что возникают при полете реактивных самолетов на сверхзвуке и порождают всем известный звуковой удар

«Благодаря этому решению, — объясняет специалист компании, — наш вертолет не звучит как вертолет. Мы избавились от резких хлопков при вращении винта и значительно снизили уровень и характер шума». А сами лопасти несущего винта, выполненные из стеклопластика и пены в качестве наполнителя, приводятся во вращение двумя турбовальными (газотурбинными) двигателями Arrano («орел» на языке басков) от компании Safran. Это совершенно новая силовая установка (мощность до 970 кВт), которая разрабатывалась одновременно с самим вертолетом и содержит в себе также немало инновационных решений. Можно, например, отметить, что в серийных двигателях будут использоваться детали, выполненные на 3D-принтере методом лазерного спекания.

МИ-8

Этот летательный аппарат относится к универсальным машинам, выпускается в транспортной, пассажирской и деловой версии. Модель для перевозки пассажиров оснащена кабиной на 28 мест, имеются гардероб, туалет и буфет. В транспортном варианте предусмотрен большой грузовой люк, усиленный пол, приспособления для фиксации грузов.

Вертолет МИ-8 достигает скорости в пределах 250 километров в час, может подниматься на высоту до 4700 метров, оснащен парой турбинных двигателей, совокупной мощностью 3400 конских сил. Модификации могут оборудоваться блоком наружной подвески, имеющим грузоподъемность три тонны, лебедкой с бортовой стрелой, способной поднимать висящие грузы до ста пятидесяти килограмм. Для погрузки техники на колесах предусмотрен трап с корректируемой колеей.

Управление

Мало найдется винтокрылых машин, столь послушных пилоту, как «Робинсон». Вертолет рассчитан на одного летчика, но в случае необходимости сидящий справа от него пассажир может взять пилотирование на себя. Для этого ему достаточно повернуть ручку управления (циклического хода) в свою сторону и пользоваться собственным рычагом регулирования шага и гала, которым слева снабжены оба передних кресла. Не каждый малотоннажный вертолет оснащен функцией двойного управления, но она важна как для повышения безопасности, так и при обучении пилотов, которыми часто становятся хозяева машин.

Скоростные показатели пассажирских авиалайнеров

  • Ту-134 является пассажирским лайнером для полетов малой протяженности. Максимальное количество пассажиров на борту – 96 человек. Крейсерская скорость машины составляет 850 км/ч.

  • Ту-154 разработан для перелетов на средние протяженности. На борту могут находиться до 180 пассажиров. При этом крейсерская скорость машины составляет 950 км/ч.

  • Ту-204 – среднемагистральный лайнер, который может перевозить до 214 пассажиров на борту. Оптимальная скорость полета составляет 850 км/ч.

  • «Сухой Суперджет-100» эксплуатируется на авиалиниях с малой загрузкой. Салон может разместить 98 человек, а крейсерская скорость имеет показатель в 830 км/ч.

  • ИЛ-62 обеспечивает перевозку пассажиров на дальние дистанции. Экономвариант салона может разместить 198 человек. Нормальной крейсерской скоростью является скорость в 850 км/ч.

  • ИЛ-86 – огромный лайнер для перелетов средней дальности. На борту может быть максимальное количество пассажиров в 314 человек. Несмотря на большие размеры, он имеет крейсерскую скорость в 950 км/ч.

  • ИЛ-96 является самолетом с большой протяженностью полета и рассчитан на перевозку 300 пассажиров в салоне экономкласса. Оптимальной скоростью является 900 км/ч.

  • Airbus A310 изготовляется в разной комплектации, что позволяет использовать машину на линиях с различной протяженностью. Стандартным для этой машины остается число пассажиров в 183 и показатели скорости в 858 км/ч.

  • Airbus A320 – эта машина может осуществлять перевозку пассажиров на средних дистанциях полета, с крейсерской скоростью в 853 км/ч. В самолете могут расположиться 149 пассажиров.

  • Airbus A330 изготовлен для длительных перелетов с максимальным количеством пассажиров на борту до 398 человек. При перелете крейсерская скорость составляет 925 км/ч.

  • Boeing-747 имеет крейсерскую скорость полета в 917 км/ч. Машина имеет возможность осуществлять дальние перевозки до 298 человек.

  • Boeing-777 также производит длительные перелеты, но количество пассажиров в экономичном варианте салона достигает всего лишь 148 человек, а оптимальная скорость полета имеет показатель в 891 км/ч.

Все же пассажирские самолеты обладают невысокой крейсерской и максимальной скоростью полета, хотя бывают и исключения из правил. Так, например, самолет «Конкорд» или Ту-144 могут похвастаться высокими скоростными показателями. Совсем недавно корпорация «Боинг» заявила о создании нового высокоскоростного пассажирского аппарата, который предварительно окрещен как Zehst. В планах руководства компании и конструкторов довести скорость данной модели до 5029 км/ч.

Самые высокие скорости полета имеют более новые военные машины, которые достигают сверхзвуковых скоростей.

Самый быстрый вертолет

На сегодняшний день им считается модель Сикорский Х2, выпущенная в 2008 году в единственном экземпляре в американской конструкторской компании «Sikorsky Aircraft». Скорость экспериментальной модели составила 460 км\ч, но по заявлению его создателей потолок может составлять на 14 км больше (474 км\ч).

Проблема, с которой сталкиваются все проектировщики высокоскоростных машин – при огромных скоростях нарушается устойчивость конструкции и лопасти начинают вращаться неравномерно. В модели Сикорский решили вопрос с балансом за счет дополнительного самолетного крыла и толкающего шестилопастного винта. Его несущие винты вращаются в противоположных направлениях, а дальность полета составляет 1300 км. Мощный двигатель содержит 1563 л. с. и легко поднимает 3600 кг в воздух. А отличительными особенностями являются простота управления, экономичность и очень малая шумность.

Электродистанционное управление вертолета (без всякой механической связи), когда пилот лишь отдает команды компьютеру, позволило подавить активные вибрации и осуществить простой переход на самовращение в случае отказа двигателя.

Стоимость экспериментальной программы составила 50 млн долларов и вскоре она была свернута, так как все необходимые технологии для военного вертолета Райдер отработаны.

Еще одно летательное средство, претендующее на звание «самый быстрый вертолет в мире». Это гибридный вертолет Х3, построенный на базе Еврокоптер 155. Основную нагрузку несет винт и хвостовой роторы, но без добавочных коротких статичных крыльев с дополнительными газотурбинными двигателями вертолет не смог бы достичь рекордной скорости.

Его двигатели от компании Роллс Ройс общей мощностью 2270 л. с. смогли установить рекордные 471,5 км\ч в 2013 году, побив рекорд Х2 на один узел. Причем при спуске с высоты вертолет разогнался до скорости 487 км\ч, но этот рекорд не был засчитан, так как требуется движение в горизонтальной плоскости.

Благодаря скорости и возможности осуществлять взлет и посадку вертикально без посадочной полосы, круг задач на вертолет возлагается большой: спасательные операции на больших расстояниях, эвакуация раненых и патрулирование. В дальнейшем планируют выпустить на базе этой модели новый высокоскоростной вертолет для нужд Европейской комиссии.

Рекорд крейсерской скорости — 407 км\ч уже давно побит и расхожее мнение, что вертолет летает медленно, опровергнуто окончательно. Конечно, самый быстрый самолет с его 1470 км\ч вертолет достигнет не скоро, но уже сейчас экономия времени перевешивает все затраты на эксплуатацию такой гибридной машины.

Ми-24

Входящий в число знаменитейших вертолетов мира и второй по распространенности, которому в натовской классификации присвоено название «Лань», — это Ми-24, успевший с момента первого полета в сентябре 1969 года поучаствовать в целой веренице вооруженных конфликтов по всей планете. Винтокрылая машина, разработанная ОКБ Миля полвека назад, по сей день активно применяется вооруженными силами массы стран — модификации ударного вертолета эксплуатируют больше 60 государств.

Ми-24, фото: commons.wikimedia.org

В проекте Ми-24, началу созданию которого положило постановление Совмина Советского Союза от 6 мая 1968-го, учитывались наработки, прежде использованные в конструкции предыдущих моделей, созданных конструкторским бюро. На момент выхода в серию советский вертолет, больше знакомый жителям России и СНГ под агрессивным прозвищем «Крокодил», стал вторым в мире, предназначенным исключительно для боевого применения — первым была американская «Кобра» — AH-1.

Отличительная черта Ми-24 — тандемная кабина управления, в которой пилот и командир экипажа размещаются один над другим. Другой характерный признак — отрицательное угловое отклонение крыла от базовой плоскости в 12 градусов, благодаря которому создается до трети подъемного момента. Вертолет способен разгоняться в горизонтальном полете до 335 км/ч.

Замысел

Летательные аппараты личного пользования на Западе появились давно, но раньше они были доступны только людям очень богатым. В восьмидесятые годы двадцатого века американская фирма Robinson Helicopter уловила перспективу рынка малой частной авиации и начала разработку модели вертолета, способного заполнить потребительскую нишу среднего класса. По сути, это должен был быть «летающий автомобиль», в который, кроме пилота, могли бы помещаться три-четыре пассажира с багажом. В Америке люди часто путешествуют на своем авто, преодолевая расстояния до тысячи километров, на такую дистанцию и рассчитывался «Робинсон». Вертолет, помимо этих требований, по замыслу обладал и другими важными свойствами: легкая управляемость и обучаемость пилотированию, экономичность расхода топлива, длительный моторесурс, простота обслуживания, надежность, безопасность и комфорт. Соблюсти все эти условия в одной машине – задача непростая, и конструкторскому бюро компании пришлось хорошо поработать. Почти десятилетие ушло на разработку геликоптера. В 1990 году вертолет «Робинсон» первой модели R44 был в общем и целом готов, через пару лет он прошел сертификацию и был представлен на рынке малоразмерной авиации.

Автожир

Автожир (он же гироплан) похож на вертолет тем, что подъемная сила у него создается несущим винтом. Но есть принципиальное различие. Винт автожира – свободно вращающийся, и работает в режиме авторотации, когда энергия, необходимая для вращения, берется не от двигателя, а от набегающего потока воздуха. Поэтому винт автожира имеет наклон назад, против потока, в отличие от вертолетного винта, который вместе с фюзеляжем наклонен вперед.

Автожир

Для того, чтобы несущий винт автожира начал работать, автожиру необходимо сообщить скорость. Для этого автожир оснащается еще одним винтом – вертикальным, либо тянущим, либо толкающим (чаще всего). Поэтому классический автожир не может взлетать вертикально, как вертолет, ему необходим пробег, пусть и достаточно короткий. Современным автожирам с системами предварительной раскрутки ротора для этой цели достаточно всего пары десятков метров.

В классическом автожире управление по высоте осуществляется рулями высоты, схожими с самолетными. В современных системах имеется управление наклоном плоскости несущего винта, что позволяет не только управлять высотой, но и производить посадку без пробега.

Работа несущего винта автожира

Автожир более экономичен, чем вертолет (ему не требуется сложная трансмиссия), способен развивать скорость до 200 км/ч, обладают крайне низкой вибрацией. Большинство автожиров – одно- и двухместные.

В целом, автожир – это наиболее безопасный тип винтокрылых машин – в случае отказа двигателя он просто плавно снижается в режиме авторотации, который является штатным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector