«повышение боевой эффективности»: на что будет способен модернизированный стратегический бомбардировщик ту-95мсм

«Продление сроков службы»

В настоящее время ПАО «Туполев» и Казанский авиазавод имени Горбунова осуществляют капитальный ремонт стратегических бомбардировщиков. До 2018 года предприятия передадут ВКС восемь Ту-160 и Ту-95МС.

«Эти самолёты являются важным компонентом ядерного потенциала государства. Они осуществляют регулярные полёты по плану стратегического сдерживания в акваториях Северного Ледовитого океана и Чёрного моря, а также в восточных регионах. Поэтому продление сроков службы ракетоносцев и повышение их боевой эффективности — одна из наших приоритетных задач», — сказал министр обороны России Сергей Шойгу.

Как пояснил Дрозденко, ремонт Ту-95МС — это первичный этап модернизации. По его словам, на самолёте выполняется замена электропроводки и отработавших свой ресурс узлов и агрегатов. Затем специалисты приступают к монтажу согласованных с Минобороны новых систем.

Также по теме


Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России

23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС…

7 ноября 2017 года начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов заявил, что на Ту-95МС «устанавливаются более мощные двигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование переводится на отечественную элементную базу, расширяется спектр применяемых средств поражения».

Герасимов отметил, что Минобороны достигло определённых успехов в сфере модернизации дальней авиации. С 2012 года доля современных стратегических ракетоносцев выросла с 53% до 75,7%.

По информации ПАО «Туполев», «Медведи» получат современное пилотажно-навигационное оборудование. В феврале 2018 года глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов заявил, что Ту-95МС будут модернизированы под применение крылатых ракет большой дальности.

Как сообщают СМИ, для эксплуатации ракет Х-101/Х-102 разработки МКБ «Радуга» Ту-95МСМ получит более объёмный бомбовый отсек. Новый боеприпас длиннее (на 1,4 м) и тяжелее (на 1 т) семейства стратегических крылатых ракет Х-55. Однако дальность Х-101/Х-102 составляет от 3 до 9 тыс. км (против 2,5 тыс. км у Х-55).

В декабре 2017 года американский журнал Jane’s Missiles & Rockets проинформировал, что госпрограмма вооружения на 2018—2027 годы предполагает поставку оперативно-тактических ракет Х-50 (Х-СД, «изделие 715») для самолётов дальней авиации. Габариты новейшего боеприпаса будут скромнее, чем Х-101/Х-102, поэтому Ту-95МСМ будет способен подниматься в воздух с 14 такими ракетами.

  • Ту-95МС наносит удар крылатой ракетой Х-101 по объектам террористов в Сирии
  • РИА Новости

Дальность Х-50 составит 1,5 тыс. км, масса — 1,6 тонны. Ракета будет оснащена турбовентиляторным двигателем («изделие 37-04»). Полёт будет осуществляться на дозвуковой скорости (до 700—950 км/ч). Однако высокоточный боеприпас станет малозаметным для систем ПРО.

Ту-95МСМ будет летать на модернизированной силовой установке НК-12МПМ с воздушными винтами АВ-60Т, которая в настоящее время проходит испытания. Новые двигатели обладают большей тягой. Детище ПАО «Кузнецов» позволит увеличить полезную нагрузку «Медведя» и улучшить его взлётные характеристики.

Дмитрий Дрозденко полагает, что модернизация Ту-95МСМ является существенным вкладом в обеспечение гарантированного ядерного сдерживания США. Новое бортовое оборудование, ракетное вооружение и двигатели увеличат боевой радиус турбовинтового «стратега».

Русский медведь

Вместе с В-52 российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 является абсолютным рекордсменом как по сроку службы, так по дальности и продолжительности полетов. Это самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный серийный турбовинтовой бомбардировщик. Созданный по заданию Сталина, в 2010 году Ту-95 пробыл в воздухе 43 часа, пролетев с пятью дозаправками 30 тысяч километров над пятью океанами.

От прототипа в самолете остались лишь назначение, название и огромные винты ОКБ Жданова, обладающие рекордным (82 процента!) КПД на всех режимах. Размер винтов и мощность двигателей обусловили еще одну особенность Ту-95 — это очень шумный самолет, его слышат даже гидроакустические системы подводных лодок. Впрочем, для решаемых ракетоносцем задач данный недостаток не критичен. В НАТО бомбардировщик получил кодовое имя Bear (медведь), точно отражающее характер и возможности машины.

В начале 60-х был построен экспериментальный Ту-95 с ядерным реактором в фюзеляже — он должен был вращать два из четырех двигателей. Модификация К работала на испытаниях орбитального самолета ЭПОС. В 70-х годах бомбардировщик доставил из Москвы в Новосибирск планер Ту-144: 65-метровый самолет прицепили к усиленному бомбодержателю и довезли без проблем.

Однако основным предназначением Ту-95 было и остается боевое дежурство. Самолет вооружен шестью крылатыми ракетами Х-55 с дальностью полета до 3 тысяч километров и ядерной боевой частью. В 2008 году началось оснащение бомбардировщиков высокоточными ракетами Х-101 и Х-555. Они размещаются в спрятанной в фюзеляже барабанной пусковой установке. Еще 10 ракет самолет может нести на пилонах под крыльями.

Эксплуатация модернизированных Ту-95 продлится как минимум до 2025 года, когда на смену им должен прийти ракетоносец пятого поколения ПАК ДА.

Любимым развлечением экипажей Ту-95 во времена «холодной войны» было пугать американские авианосцы. Экипажу сообщали координаты ордера и огромный самолет, снизившись до 200 метров — чтобы не засекли корабельные радары, — серебряной тенью скользил над волнами. Подлетев к кораблю, бомбардировщик с ревом проходил над летной палубой, летчики фотографировали вероятного противника и показывали в иллюминаторы ободряющие жесты. Вдогонку хулиганам взлетали палубные истребители, но поделать ничего не могли. А в 1966 году сверхзвуковой Lightning, поднятый на перехват появившегося у границ Великобритании Ту-95, маневрировал до того неудачно, что разбился.

Ту-95 в сопровождении F-15

Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. НК-12 имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха. Коэффициент полезного действия турбины двигателя НК-12 составляет 34 %, что является рекордным показателем. На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке (т. н. командно-топливный агрегат).

Высокая мощность двигателя и конструкция винтов обуславливает его беспрецедентную шумность; Ту-95 является одним из самых шумных самолётов в мире и засекается даже гидроакустическими системами подводных лодок (), однако это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов.

Передача вращающего момента на соосные винты самолёта обеспечивается уникальным дифференциальным однорядным редуктором, к созданию которого непосредственно приложил руку сам Н. Д. Кузнецов. При проектировании и производстве этого редуктора был использован ряд уникальных технических решений, позднее нашедших широкое применение в других типах авиационных двигателей.

Соосные винты с переменным шагом (АВ-60К), установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров и были разработаны в ОКБ-150 (позднее, Ступинское КБ машиностроения, сейчас — НПП «Аэросила»). Руководитель ОКБ-150, К. И. Жданов, получил в 1957 году за их разработку Ленинскую премию.

Общая схема

По сегодняшним меркам компоновка «Медведя» (так его прозвали в НАТО) не поражает воображение. Схема классическая, фюзеляж круглого сечения (обычное для туполевцев решение), крыло стреловидное, среднерасположенное. Удивление специалистов в начале пятидесятых вызвали бы очень длинные мотогондолы, обусловленные большой мощностью двигателя, и необычная схема движителей. Самолет Ту-95МС оснащен не четырьмя (как Б-17 или Б-29) винтами, а восьмью. На оси каждого мотора вращаются встречно два пропеллера (благодаря очень интересной редукторной схеме), наклон лопастей которых также имеет противоположную направленность. Таким образом, они направляют воздух согласованно, чем достигается очень высокий КПД (до 82 %). Это решение сразу же вывело параметры силовой установки Ту-95МС на качественный уровень, приближенный к турбореактивным характеристикам.

Помимо этих необычных моментов, впечатление производят и геометрические размеры планера. Его длина и размах крыла — примерно по 50 метров. Взлетный вес – более 180 тонн.

Что касается массы боевой нагрузки, то на момент принятия на вооружение она составляла 12 тонн, но в процессе доработки и совершенствования конструкции ее удалось довести до 20 т (столько несет Ту-95МС «Медведь»).

Применение в последнее время

Весной 2007 года российские ракетоносцы неоднократно наблюдали с воздуха за боевыми учениями британской армии. Подобные инциденты происходили в заливе Клайд и у Гебридских островов. Однако каждый раз за считанные минуты в небо поднимались британские истребители и под угрозой удара сопровождали ТУ-95 за пределы своих границ.

С 2007 по 2008 год ракетоносцы были замечены над военными базами и авианосцами НАТО. За этот период произошло одно крушение бомбардировщика ТУ-95. Официальных разъяснений о причинах аварии не поступало.

Сегодня «Медведи» продолжают свою всемирную разведывательную деятельность.

Плюсы и минусы боевой машины

Из достоинств русского стратегического бомбардировщика эксперты в первую очередь называют неприхотливость и надёжность моторов серии НК-12. В сравнении с главным конкурентом «Боингом Б-52» они потребляют почти в 2 раза меньше топлива. Однако существенно уступают по показателю боевой грузоподъёмности.

Также следует отметить, что несмотря на надёжность и неприхотливость двигателей, их замена или любой ремонт чрезвычайно трудоёмок и может выполняться только квалифицированным персоналом. Впрочем, этот нюанс можно отнести к любым силовым агрегатам внутреннего сгорания.

Взаимосвязь работы моторов спроектирована таким образом, что выход одного из них не способен негативно сказаться на других.

Кроме этого, к недостаткам машины можно отнести ещё несколько нюансов:

  • Значительная «шумность» работы двигателей. Летящий российский бомбардировщик способны засечь даже локаторы подводных лодок.
  • Отсутствие элементарного комфорта для экипажа. В самолётах нет туалетов.
  • До недавнего времени российские «Медведи» не имели системы экстренного катапультирования. То есть, если самолёт не мог зайти на посадку и падал, экипаж гарантированно погибал вместе с ним.

Сегодня российский «Медведь» вместе с американским «Боингом Б-52» делит титул главного небесного «ветерана». Внедрение в вооружённые силы началось более 50 лет назад и завершение эксплуатации в ближайшие десятилетия не ожидается. Русским «долгожителем» установлено несколько мировых рекордов, некоторые из которых внесены в книгу рекордов Гиннеса. За историю полётов наш бомбардировщик неоднократно попадал в различные передряги, доказав свою надёжность и качество, высоко оцененное экипажем. Ну а боевую мощь его лучше не проверять…

Условия работы экипажа

Ту-95МС – не самая комфортабельная машина. В пилотской кабине довольно тесно, хотя многие неприятные факторы, характерные для ранних версий, теперь устранены. Экипаж передней гермокабины занимает места, поднимаясь по высокой лестнице через люк в нижней носовой части, рядом с передней стойкой шасси, через него он покидает самолет в случае нештатной ситуации. Для ускорения процесса предусмотрен своеобразный транспортер, но прыжок с парашютом вниз всегда более опасен, так как большинство летных происшествий происходит на малых высотах (при взлете и посадке). Катапульта как таковая отсутствует.

Задняя гермокабина оснащена собственным люком. Для спасения при аварии над морем предусмотрены надувные плоты.

Пилоты сетуют на высокий уровень шума (двигатели очень мощные, по 15 тыс. л. с., а винты огромные и их восемь). Неудобен и туалет. Следует, однако, учитывать, что работы над проектированием 95-го начинались еще в сталинские времена, когда вопросам удобства уделялось мало внимания.

Модификации Ту-95

Главный стратегический бомбардировщик Советского Союза, самолёт «медведь», строился на протяжении 37 лет во множестве различных вариантов. Некоторые из них производились крупными сериями, другие существовали всего в нескольких экземплярах.

Наиболее многочисленными модификациями были:

  1. Ту-95 — первая серийная модель. В течение 1955-57 годов в состав ВВС СССР было передано не менее 30 таких самолётов;
  2. Ту-95А — бомбардировщик, способный применять ядерное оружие. Для защиты самого самолета и экипажа от светового излучения атомного взрыва использованы специальные шторки и отражающая окраска;
  3. Ту-95К. 50 таких самолетов, приспособленных для доставки крылатой ракеты Х-20, было построено в период с 1956 по 1961 год. В дальнейшем 24 ракетных бомбардировщика получили систему дозаправки в воздухе и обозначение Ту-95КД;
  4. Ту-95М. Развитие исходной модификации бомбардировщика. Основное отличие – увеличенный запас топлива;
  5. Ту-95РЦ. Военно-морской вариант, предназначенный главным образом для разведки и целеуказания. Производился серийно, начиная с 1963 года, общее количество построенных машин – 52;
  6. Ту-95МС. Бомбардировщик, вооруженный крылатыми ракетами Х-55. Этот вариант самолета строился вплоть до 1992 года;
  7. Ту-142. Особая модификация — самолет для поиска и уничтожения подводных лодок. Производился, начиная с 1968 года, а в дальнейшем его конструкция стала базой при создании Ту-95МС;
  8. Ту-114. Пассажирский лайнер, сделанный на базе бомбардировщика. Использовался на внутренних авиалиниях вплоть до 1976 года, а всего был произведен 31 такой самолет.

Ту-114 – пассажирская модификация стратегического бомбардировщика

Необходимо отметить, что Ту-95КД, начиная с 1968 года, вооружался модернизированной ракетой Х-20М, для чего потребовалось изменить состав электронного оборудования. Переделанные таким образом машины обозначались как Ту-95КМ. Затем все эти самолеты были вновь модернизированы, став носителями противокорабельной ракеты Х-22.

Из «штучных» модификаций Ту-95 можно отметить следующие:

  1. Ту-95Н. На этом самолете отрабатывалось применение так называемого подвесного стратегического бомбардировщика, вооружённого атомной бомбой. Предполагалось, что Ту-95 доставит этот летательный аппарат до расчетной точки, находящейся за пределами воздушного пространства США. Подвесной бомбардировщик затем должен был продолжить полет до цели и атаковать её, а потом лечь на обратный курс;
  2. Ту-95В. Единичный самолет, специально переоборудованный для применения термоядерной бомбы мощностью в 100 мегатонн (во время испытаний использовался заряд половинной мощности);
  3. Ту-96. Вариант исходного самолета с увеличенным практическим потолком. Построено (предположительно) две машины;
  4. Ту-116. Существовал в двух экземплярах, предназначался для перевозки руководителей страны;
  5. Ту-95М-5, М-55, МА – единичные самолеты, использованные для отработки боевого применения различных крылатых ракет;
  6. Ту-95МР. Разведывательный самолет, переделанный из Ту-95М. Существовал в четырех экземплярах;
  7. Ту-95У. Представлял собой результат переоборудования Ту-95МР в учебную машину.

Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория). Самолет оснащался ядерной силовой установкой

Кроме того, существовал проект оснащения Ту-95 ядерными двигателями, продумывалось и создание на его базе транспортного самолета. Эти замыслы по разным причинам не были реализованы.

Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Так что же военные НАТО так пристально следят за службой старого медведя?

Каждый случай появления Ту-95 возле границ НАТО истерически освещается в печати. Вызываются наши послы и консулы, которым приходится за каждый такой случай объясняться.

 Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», и добавил: «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем, и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят».

Это заявление представителя госдепа было сделано спустя почти два месяца после условной атаки нашими четырьмя «тушками» гордости американского флота, авианосца «Нимиц». С его условным потоплением. Вот как об этом писали в прессе:

Вылетев с базы в Амурской области, «Медведи» двинулись немного южнее границ Японии. Затем два из четырех «Ту-95», заметив на радарах американского «левиафана», чуть изменили курс. Когда до авианосца российским бомбардировщикам оставалось около 800 километров, гигант, наконец, очнулся и выслал на перехват четыре истребителя F/A-18. Дальнейшие действия пилотов «Ту-95» были похожи на прекрасный шахматный гамбит, где для выигрыша позиции и последующей победы необходима жертва. Такой жертвой стал один из двух наших бомбардировщиков: он охотно изобразил покорность и позволил перехватить себя. Когда же удивленные и обрадованные американцы вспомнили о втором «Медведе», он уже пролетал в 600 метрах над палубой «Нимица», безукоризненно сымитировав атаку на авианосец.

Сделав победный разворот в воздухе, Ту-95МС своеобразно попрощался с заокеанскими коллегами: пролетел над флагштоками корабля еще раз и был таков. После этого представления, бомбардировщики в целости и сохранности вернулись на базу, оставив матросов и генералов «противника» стоять с пристыженным видом на палубе. (10 февраля 2008г.)

Нет слов, выходка немного даже мальчишеская, но учитывая серьезную боевую нагрузку Ту-95, наши пилоты, еще раз показали, кто реально подготовлен к боевым действиям, и кто реально владеет пространством над океаном. Вся авианосная армада, ничего не могла противопоставить блестящей атаке всего лишь 4 «русских медведей».

А вот, по мнению адмирала Джеймса Виннефельда-младшего, главы Северного командования США и начальника Командования воздушно-космической обороны Северной Америки, полёты Ту-95 вблизи воздушных границ США и Канады — «это как бы иллюзия мощи там, где мощи никакой нет. Они стараются показать миру, что они мощная нация, а мы не даём им удовлетворения».(8 июля 2010г.)

Ну, чтож, американцы как всегда в своем репертуаре. Даже такие доказательства как атака наших пилотов целого авианосного соединения, и, причем весьма успешная, ничему их не научила.

А вот самый крайний случай.

28.01.2015 г.Два российских бомбардировщика Ту-95 были обнаружены в зоне ответственности ПВО Великобритании к югу от города Борнмут на берегу проливаЛа-Манш.  Два истребителяTyphoon британский МИДвызвал российского посла для объяснений.При этом британские военные подтверждали, что самолеты не нарушили воздушное пространство, пролетев над международными водами.

Значит, не так стар «медведь» как его малюют натовские военные? Значит, есть повод бояться старичков, над которыми смеялись?

Свое возмущение полетами российских военных самолетов вблизи европейских государств ранее высказывали и в НАТО. Так, например, в ноябре 2014 года генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что российские военные самолеты представляют опасность для гражданской авиации Европы. Он напомнил, что в 2014 году истребители НАТО более ста раз перехватывали российские военные самолеты, тогда как в 2013-м таких случаев было не больше тридцати.

Весьма сомнительная версия, напоминающая последний метод воздействия на «распоясавшихся русских пилотов» в небе Европы. Якобы они создают угрозу гражданским авиалиниям. Но у наших пилотов очень высокий уровень подготовки, профессионализма, чтобы создавать угрозу в первую очередь самим себе.

Да часто наши пилоты не выходят на связь с гражданскими авиадиспетчерами, не включают транспондеры. Но ведь они – военная авиация, и не обязаны это делать. А в случае конфликта, какой военный самолет будет летать с включенным транспондером?

Есть старая восточная поговорка: «собаки лают, а караван идет».

И наша дальняя авиация будет летать согласно планам командования, несмотря ни на что.

Валерий Смирнов специально для Avia.pro

Вооружение

Бомбовый отсек базовой модели выдерживает нагрузку около 12 тонн боеприпасов. В нем возможно размещение авиационных бомб (включая ядерные боеголовки).

  • Модификации 95-20 и 95-КД снабжены ракетами КР Х-20, с ядерными зарядами. Дистанция поражения — от 300 до 600 километров.
  • Ту-95В (единственный экземпляр) был использован в октябре 1961 года для перемещения самого мощного термоядерного боезаряда (Царь-бомбы).
  • Ту-95МС является стратегическим бомбардировщиком, который обеспечен наличием КР Х-55. Его модификация МС6 оснащена барабанной пусковой установкой.

В варианте МС16 предусмотрена дополнительная подвеска, закрепленная под крыльями, в которой находятся десять дополнительных боезарядов Х-55.


Ту-95КМ

Битва конструкторов

В конце 40-х годов у США имелся флот стратегических бомбардировщиков для доставки атомных бомб на территорию Советского Союза. В-29 и B-36 дежурили на военных базах, окружавших СССР по периметру. Противопоставить им было нечего — самый мощный советский бомбардировщик Ту-4 до Америки долететь не мог. Андрея Туполева вызвали в Кремль и предложили в кратчайшие сроки создать тяжелый реактивный самолет межконтинентальной дальности. Параллельно ту же задачу поручили Владимиру Мясищеву. Сталин рассчитал правильно: подстегиваемый конкуренцией, Туполев за два года построил принципиально новый самолет со стреловидным крылом. При этом конструктор настоял на своем — его бомбардировщик был турбовинтовым, поскольку реактивные двигатели той поры пожирали массу топлива

Опубликовано видео сборки первого серийного Су-57

Для Ту-95 сконструировали самый мощный в мире мотор НК-12. КПД его турбины в 34 процента до сих пор остается рекордным. Чтобы 15 тысяч лошадиных сил не разорвали воздушный винт, тот необходимо было сделать семиметровым, что не подходило по компоновочным соображениям. Поэтому каждый из четырех моторов бомбардировщика вращает два соосных винта с уникальной производительностью — их создателя наградили Ленинской премией. Огромная мощность двигателей и конструкция винтов сделали Ту-95 одним из самых шумных самолетов в мире, что никак не сказалось на его боевых качествах. Главным оружием бомбардировщика являются стратегические крылатые ракеты с большой дальностью полета. Запускать их можно, не приближаясь к зоне действия  вражеской ПВО — например, с Северного полюса, где Ту-95 в годы холодной войны и дежурили.

История разработки стратегического бомбардировщика Ту-95 «Медведь»

В 1949 году в СССР была создана и испытана ядерная бомба, что положило конец «атомной монополии» США. Тем не менее говорить о паритете военных возможностей двух главных противников в холодной войне не приходилось, поскольку в Советском Союзе еще не имелось необходимых «средств доставки» — ни авиационных, ни ракетных.

Самым дальним бомбардировщиком оставался Ту-4 — копия известного американского самолета В-29. Используя специально подготовленные площадки в Северном Ледовитом океане, Ту-4 теоретически мог добраться до Соединенных Штатов, однако, такой способ был явно неэффективным.

Ту-85 – поршневой стратегический бомбардировщик, непосредственный предшественник Ту-95

Это был четырёхмоторный цельнометаллический бомбардировщик с прямым крылом и поршневыми двигателями, способный пролететь до 12 000 километров с бомбовой нагрузкой. Первая такая машина была продемонстрирована на воздушном параде в Тушино 12 мая 1951 года. Была проведена подготовка и к серийному производству, однако, оно так и не началось.

Причиной для отказа от самолёта «85» стали результаты воздушных боёв в Корее. В ходе этого конфликта советские реактивные истребители МиГ-15 многократно громили крупные соединения B-29, доказав тем самым, что век военной поршневой авиации закончен. Еще недавно всемогущая, она исчерпала все возможности по улучшению ключевых ТТХ. При этом было ясно, что самолёт «85» окажется во вражеском воздушном пространстве ничуть не менее уязвимым, чем американские бомбардировщики в небе Кореи. Таким образом, советская стратегическая авиация нуждалась в более скоростных машинах, оснащенных  уже не поршневыми, а реактивными двигателями.

Первым создать такой самолёт, способный летать на большие расстояния с высокой скоростью, вызвался авиаконструктор В.М. Мясищев, предложивший проект бомбардировщика «СДБ», впоследствии известный как М4. Туполев же поначалу считал подобные затеи нереалистичными, поскольку первые турбореактивные двигатели были слишком «прожорливыми». Имелись и другие серьёзные проблемы, например, на дозвуковых скоростях возникал флаттер (разрушительные колебания) длинных стреловидных крыльев.

Первый советский реактивный стратегический бомбардировщик М4 (конструктор — Мясищев). Дальность полета этой машины оказалась недостаточной

Беседуя со Сталиным, Туполев упомянул об этих важных деталях, но руководителя СССР авиаконструктору убедить не удалось. Отсталость поршневых самолётов стала слишком очевидной, игнорировать её было уже невозможно. В результате ОКБ-156 получило официальное задание правительства, предусматривавшее создание для ВВС скоростного бомбардировщика с четырьмя турбовинтовыми двигателями.

Предшествующие наработки по самолёту «85» в значительной мере помогли Туполеву как при создании новой машины, так и при последующем налаживании её серийного производства. В  ноябре 1952 года прототип бомбардировщика, получивший обозначение «95-1», впервые поднялся в воздух. В течение последующих шести месяцев было выполнено 16 успешных испытательных полётов, а 11 мая 1953 случилась катастрофа, в результате которой погибло четыре члена экипажа самолета из девяти. Причиной трагедии стали не метеоусловия, а дефект конструкции двигателя, вызвавший разрушение шестерён и пожар.

Катастрофа прототипа «95-1» существенно затянула процесс создания самолета. Во многом это было связано со сложностью «доводки» мотора НК-12. Лишь в феврале 1955 года цикл лётных и технических испытаний продолжился. Еще до его завершения началось серийное производство бомбардировщиков, на этот раз уже под официальным названием Ту-95.

Один из первых серийных Ту-95М

В последующем самолет неоднократно модернизировался. Некоторые из модификаций предназначались для проведения разведки, другие создавались в интересах военно-морского флота. Использующиеся сегодня самолеты Ту-95МС (МСМ) – это ракетоносцы, способные наносить удары, не входя в воздушное пространство противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector