Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик ту 160 «белый лебедь»

[править] Ту-160 как инструмент троллинга

Полёт Ту-160 над Венесуэлой заставил высрать немало кирпичей всякие пиндостанские МО

Правда, сравнивать скорости истребителя и бомбардировщика не совсем корректно, ибо в боевой ситуации истребители перехватывают бомбардировщик на встречном курсе (если с первого захода цель не поразить, то на разворот-догон банально не хватит времени). Так что успешность прорыва/перехвата зависит не от скорости, а от точности ракет, ЭПР участников, средств РЭБ, средств электронной разведки, параметры коих строжайше охраняются сторонами, в отличие от сфероконной скорости полёта. Да и маршруты полёта и районы пуска ракет находятся вдалеке от базирования истребителей наших друзей, благо дальность полёта у бомбардировщика гораздо больше. Поэтому, скорее всего, истребительная авиация будет перехватывать не сами бомбардировщики, а пущенные ими ракеты (в рассматриваемом случае — сверхзвуковые дальностью до 5000 км). Кстати, отечественные МиГ-31 именно для этого и сделаны, легко закрывая многие тысячи километров подразумеваемого фронта.

Кроме того, взлёт и посадка неиллюзорно доставляют окрестным жителям, в основном, ночью: трясутся окна, воют сигнализации машин, воняет отработанное при взлёте топливо, если ветер в сторону города. Но местные привыкшие, а вот гости города пребывают в режиме кирпичного завода (8.05.2015 именно в такой режим перешли жители города Саратов, когда сабж пронёсся над центром города, как бы поздравляя всех с 70-летием самизнаетечего).
«Разрывая диким рёвом реактивных двигателей мирное синее небо, над головами пролетел наш самолет невидимка»

Элемент ядерной триады

Советская платформа Ту-160 до сих пор значительно опережает западные аналоги, напомнил в разговоре с RT Юрий Кнутов. После того как в Великобритании с вооружения были сняты самолёты Avro Vulcan, Россия и США остаются главными эксплуататорами стратегических бомбардировщиков.

Также по теме

«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102

В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного…

«У Великобритании нет подобных бомбардировщиков, у США есть B-1B, который уступает Ту-160 настолько сильно, что даже сравнивать нет смысла. Естественно, внешний вид этого самолёта и задачи, которые на него возлагаются, аналогичные, но даже сейчас старый вариант Ту-160 превосходит аналогичный американский, причём очень серьёзно, а новая версия будет несопоставима по своим характеристикам», — рассказал эксперт.

В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин в беседе с RT отметил, что самолёты Ту-160М станут важным элементом ядерной триады России.

«Дальняя стратегическая авиация является одним из трёх компонентов ядерной триады, потому что эти элементы дополняют друг друга. Наземные ракеты дополняют воздушные, которые, в свою очередь, дополняют морские. В случае войны один из этих элементов может выйти из строя, поэтому второй и третий компоненты должны его компенсировать. Все три компонента являются важными и решающими, особенно сегодня, когда применяется политика сдерживания возможного серьёзного агрессора», — пояснил он.

По словам Литовкина, модернизация уже существующих Ту-160 до модели «М», проводимая помимо строительства новых самолётов, существенно продлит срок их службы. 

Самолет для бизнесменов

Другой авиационный эксперт, руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, рассказал Би-би-си, что современные технологии позволяют рассчитывать на появление нового сверхзвукового самолета.

Однако, по его словам, эти технологии — прежде всего в области двигателей и аэродинамики — пока что позволяют рассчитывать на появление небольшого пассажирского самолета класса бизнес-джет.

«Это вещь, как мы понимаем, штучная, актуальная только для тех людей, для кого время дороже», — сказал он. По словам Пантелеева, разговоры о массовых перевозках сейчас выглядят как утопия.

«Но, с другой стороны, когда президент Кеннеди, признавая, что первыми в космос отправили человека русские, ставил задачу сделать так, чтобы первым человеком, вступившим на Луну, стал американец, он тоже говорил смелые слова. Но, как мы помним, спустя какое-то время, американцы прогулялись по Луне», — сказал эксперт.

Крылья

Разработка крыла с изменяемой геометрией для машины таких размеров и массы оказалось весьма нетривиальной задачей. Сложности начались уже с того, что для его создания необходимо было коренным образом менять едва ли не всю технологию производства. Государственной программой, запущенной специально для этого, руководил П. В. Дементьев.

Для того чтобы при любых положениях крыла развивалась достаточная подъемная сила, была использована довольно остроумная конструкция. Основным элементом стали так называемые «гребни». Так назывались части закрылков, которые могли отклоняться, в случае необходимости помогая самолету приобрести полную стреловидность. Кроме того, в случае изменения геометрии крыла именно «гребни» формировали плавные переходы между элементами фюзеляжа, снижая сопротивление воздуха.

Так что самолет ТУ-160, тактико-технические характеристики которого продолжают поражать и поныне, во многом обязан своей скоростью именно этим деталям.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) — проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 — с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • Ту-160П — проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП — самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К — эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
  • Ту-160М — проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение, например, 90 ОФАБ-500У, массой около 500 кг и сплошным радиусом поражения 70-100 м.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Так мог выглядеть Т-4МС – бомбардировщик, спроектированный в КБ П. О. Сухого

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27, что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева — М-18 — на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной».  В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Один из вариантов «альтернативного» проекта М-20, созданного в КБ Мясищева наряду с М-18

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Утилизация «украинского» Ту-160 на аэродроме Прилуки

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

Производство и эксплуатация

Первые два Ту-160 были переданы советским ВВС в 1987 году.

На момент распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украинской ССР (г. Прилуки). Независимой Украине, которая отказалась от ядерного оружия, эти самолеты были абсолютно не нужны. В конце 90-х восемь украинских бомбардировщиков Ту-160 в счет погашения долга за энергоносители были переданы в Россию, остальные распилены на металл.

В 2002 году российское министерство обороны заключило с КАПО контракт на модернизацию всех бомбардировщиков, находящихся в строю.

Во время учений, которые проводились в 2006 году, группа Ту-160 смогла незамеченно пройти в воздушное пространство США. Позже об этом журналистам сообщил главком Дальней авиации РФ Хворов, но никаких подтверждений этому факту в дальнейшем не последовало.

В 2006 году на вооружение российских ВВС был принят первый модернизированный Ту-160. Годом позже начались регулярные полеты российской стратегической авиации в отдаленные районы, в них принимали (и принимают) участие и «Белые лебеди».

На начало 2020 года в составе ВКС РФ находилось 16 самолетов Ту-160. В августе 2020 года публике была показана новейшая модификация ракетоносца – Ту-160М. Чуть позже Казанский авиазавод отрапортовал о начале возрождения основных технологий, которые необходимы для возобновления производства Ту-160. Его планируют начать к 2023 году.

Скорость или скрытность?

Проблема, однако, в том, что научно-технический задел для разработки такой машины еще только предстоит создать. Более того, сама концепция дальнего «стратега», выполненного по схеме «летающего крыла», еще не доказала своей эффективности и вызывает у ряда экспертов серьезные сомнения. Главным образом потому, что такой самолет в принципе не способен развить сверхзвуковую скорость.

 Концепция дальнего «стратега», выполненного по схеме «летающего крыла», еще не доказала своей эффективности. Главным образом потому, что такой самолет в принципе не способен развить сверхзвуковую скорость

Американцы уверены, что такая особенность не является серьезным недостатком. За океаном считается, что она позволяет максимально использовать все преимущества технологии stealth — в частности, позволяет многократно сократить эффективную поверхность рассеивания. В подавляющем большинстве случаев это не дает радарам противника возможности точно идентифицировать объект на большом расстоянии; соответственно, не дается команда на его уничтожение.

Стратегический бомбардировщик В-2. Прототип новой разработки корпорации Northrop Grumman — самолета B-21, выполненного по схеме «летающее крыло»

Что же касается скорости, то и ВВС США, и местные аэрокосмические корпорации уверены, что главное для бомбардировщика не его собственная скорость, а скорость его ракет. Но это в теории. На практике многое выглядит иначе. Не секрет, что прогресс в радиолокации и создании новых противоракет дальнего действия уже позволил создать системы, которые четко идентифицируют малозаметные цели даже на расстоянии около 400 км (например, комплексы С-400) и эффективно их уничтожают. А в ближайшем будущем появятся и более совершенные системы, как, например, С-500 с дальностью действия до 500 км. Это означает, что зона действия ПВО и ПРО все время будет расширяться, а эффективность дозвуковых стратегических бомбардировщиков — сокращаться, так как появление в зоне действия ПВО для таких самолетов в принципе исключается.

 Сейчас на вооружении ВВС США в общей сложности порядка полутора сотен «стратегов», но лишь 63 из них сверхзвуковые. Это самолеты В-1В, которые не оснащаются ракетами с ядерными боезарядами

Тем не менее американцы твердо уверены, что будущее их дальней авиации именно за дозвуковыми малозаметными «стратегами». Еще полтора года назад Пентагон для обновления парка своих стратегических бомбардировщиков выбрал новую разработку корпорации Northrop Grumman — самолет B-21, выполненный по схеме «летающее крыло».

Сейчас на вооружении ВВС США в общей сложности порядка полутора сотен «стратегов», но лишь 63 из них сверхзвуковые. Это самолеты В-1В, которые не оснащаются ракетами с ядерными боезарядами. Остальные машины — В-52 и В-2А — сверхзвуковую скорость развивать не могут. Но именно они несут ядерное оружие, и именно их Пентагон намерен заменить на новые машины Northrop Grumman.

 Россия в случае необходимости сможет без проблем увеличить выпуск модернизированных сверхзвуковых Ту-160М2, отложив реализацию проекта ПАК ДА на более поздний срок

Первый B-21 должен поступить на вооружение ВВС США после 2022 года. Таким образом, если в США львиная доля дальней авиации будет состоять из дозвуковых «стратегов», то у нас — наоборот. Более того, если американская концепция превосходства малой заметности над скоростью окажется неверной, то это главным образом ударит по боеспособности ВВС США. А вот Россия, наоборот, сохранит возможность маневра и в случае необходимости сможет без проблем увеличить выпуск модернизированных сверхзвуковых Ту-160М2, отложив реализацию проекта ПАК ДА на более поздний срок либо же сделав перспективный самолет тоже сверхзвуковым.

Где разместить салон?

В случае с Ту-160 все намного сложнее.

Это стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. Его называют сверхзвуковым, поскольку он действительно способен развивать скорость до 1800 км/ч, однако это происходит в режиме форсажа и используется в боевых условиях. В таком режиме двигатели ракетоносца сжигают большое количество топлива.

Обычный полет Ту-160 проходит на скорости ниже скорости звука.

Image caption

На этом снимке хорошо видна разница между Ту-95 (вверху), из которого получился пассажирский самолет, и Ту-160

Пассажирские же самолеты, такие как Concorde и советский Ту-144, большую часть своего полета совершали на сверхзвуковой скорости.

Двигатели не могут долгое время работать в режиме форсажа, поскольку это приведет к неприемлемому расходу топлива. Именно это свойство бомбардировщика (как и современных истребителей) — лететь в дозвуковом режиме и на короткое время преодолевать звуковой барьер — накладывает отпечаток на его конструкцию.

В отличие от «классической» схемы бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ту-160 построен по интегральной схеме, при которой фюзеляж самолета также создает подъемную силу — он как бы является частью крыла, его продолжением.

Его центральная часть (центроплан) намного больше, чем у самолетов «классической» схемы, а консоли крыла отклоняются назад для того, чтобы снижать сопротивление воздуха после перехода на сверхзвуковую скорость. Такая схема нужна для того, чтобы самолет был устойчив в дозвуковом и сверхзвуковом режимах полета.

Как рассказал Би-би-си авиационный эксперт Вадим Лукашевич, который в прошлом работал конструктором в КБ «Сухого», подобная схема Ту-160, удобная именно для двух режимов полета, исключает возможность размещения пассажирского салона в фюзеляже.

По его словам, самой большой проблемой Ту-160 является сильно укрепленная и массивная силовая конструкция центроплана, которая находится в самом центре самолета. По ее краям установлены узлы крепления поворотных консолей крыла — тех самых, которые откланяются назад при переходе самолета на сверхзвуковую скорость.

«Эта штука — главное в самолете. Она находится в самом центре. Там в принципе невозможно разместить никакой пассажирский салон», — сказал он.

Поскольку эта конструкция является основой, скелетом всего самолета, переделать Ту-160 в пассажирский без фундаментального изменения конструкции невозможно. Единственная возможность поместить где-либо пассажиров — это два довольно больших бомбоотсека, расположенных впереди и позади центроплана.

Экземпляры

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена. Бортовые номера самолётов, находящихся в строю ВВС, выделены жирным шрифтом.

Самолёты Ту-160

Сер./ном.

Б/н

RF

Имя

Примечание

70-01

18

первый лётный экземпляр

70-02

Проходил статиспытания, не летал

70-03

29

второй лётный экземпляр

1-01

30

первый серийный самолёт

1-02

56

второй серийный самолёт, потерян в аварии

2-01

86

третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ

2-02

19 (ранее 87)

94113

«Валентин Близнюк»

4-01

«Борис Веремей»

ранее имел выставочный б/н 342, базируется в Жуковском

14

распилен в Прилуках в 1999 году, имея налёт менее 100 часов

21

«генерал Ермолов»

21

находился в Прилуках, предположительно распилен

22

находился в Прилуках, предположительно распилен

23

находился в Прилуках, предположительно распилен

24

находился в Прилуках, распилен 16 ноября 1998 года; налёт 466 часов

25

находился в Прилуках, предположительно распилен

26

находился в Прилуках, с 2000 года в авиационном музее в Полтаве

30

распилен в Прилуках

31

распилен в Прилуках

32

распилен в Прилуках

33

распилен в Прилуках

10

94100

«Николай Кузнецов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, именован 9 августа 2008

11

94114

«Василий Сенько»

был перебазирован из Прилук в Энгельс

6-03

12

«Александр Новиков»

Прибыл в КАПО в 2011 г. для проведения контрольно-восстановительного обслуживания, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

03-04

14

94103

«Игорь Сикорский»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прежний б/н неизвестен

5-05

15

«Владимир Судец»

Проходит капитальный ремонт на КАПО.

16

«Алексей Плохов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прошёл модернизацию

17

94110

«Валерий Чкалов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс

18

был перебазирован из Прилук в Энгельс

7-01

01

«Михаил Громов»

постсоветского производства, потерпел катастрофу в 2003 году

7-02

02

94102

«Василий Решетников»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году.

7-03

03

94101

«Павел Таран»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2011 году.

7-04

04

«Иван Ярыгин»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2010 году.

7-05

05

94104

«Александр Голованов»

Постсоветского производства, в 1995 году получил имя «Илья Муромец», в 1999 году переименован. Проходит контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

8-01

06

94105

«Илья Муромец»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году.

8-02

07

«Александр Молодчий»

Первый полёт в 1999 году, передан ВВС в 2000 году

8-03

08

94115

«Виталий Копылов»

Последняя машина, выпущенная на КАПО в 2008 году.

Также по данным годовой бух.отчётности КАПО за 2011 год прошли капитальный ремонт и контрольно-восстановительное обслуживание следующие серийные номера Ту-160:

5-03 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2009 году.

5-04 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2011 году.

5-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

6-01 Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2008 году.

6-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2013 году.

Сведения о ракетно-бомбовом вооружении

Стандартная масса вооружения, которое может помещаться в отсеках внутри фюзеляжа, составляет 22500 килограммов. В исключительных случаях допускается уеличить эти показатели до 40 тонн (именно такая цифра указана в таблице). В число вооружения входят две ПУ (пусковые установки) барабанного типа, в которых могут находиться континентальные и стратегические ракеты КР Х-55 и Х-55М. В двух других барабанных ПУ имеются 12 аэробаллистических УР Х-15 (М=5,0).

Таким образом, тактико-технические характеристики самолета ТУ-160 позволяют предположить, что после модернизации эти машины будут стоять на вооружении нашей армии еще не один десяток лет.

Допускается загрузка ракет с ядерными и неядерными БЧ, КАБ всевозможных типов (вплоть до КАБ-1500). В бомболюки можно монтировать обычные и ядерные бомбы, а также мины различных типов

Важно! Под фюзеляжем можно установить ракету-носитель «Бурлак», которая используется для вывода на орбиту легких ИСЗ. Таким образом, самолет ТУ-160 является настоящей «летучей крепостью», вооруженной так, что можно уничтожить пару-другую средних размеров стран за один вылет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector