Каким будет новый российский авианосец?

Сколько авианосцев у США сегодня?

Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.

Джеральд Р. Форд (CVN-78)

Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» – самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.

Третья попытка

В 1978 году, сразу после прекращения работы над проектом 1153, Невскому ПКБ уже в который раз поручают разработку «авианосного корабля, оснащенного катапультами, аэрофинишерами, вертолетами и самолетами как с вертикальным, так и горизонтальным взлетом и посадкой». Проект получил номер 11435, подчеркивающий, что корабль представляет собой дальнейшую эволюцию ТАВКРов, пятый корабль в серии. Этот миф до сих пор и кочует по многочисленным монографиям, посвященным советскому авианосному флоту. Сами же проектанты «пятерки» утверждают, что создание проекта 11435 было не результатом эволюционного развития кораблей типа «Киев», а третьей попыткой осуществления начатого еще в 1971 году проектирования авианосца проекта 1160. Или, как печально пошутил Аркадий Морин, третьим удалением от него.


1976 год. Проект 1153 большого крейсера с авиационным вооружением и атомной энергетической установкой. После закрытия проекта 1160 слово «авианосец» стало запретным. Чтобы обойти это проклятие в Невском ПКБ для кораблей проекта 1153 был придуман новый класс — «большие крейсера с авиационным вооружением». Главным отличием нового проекта стало меньшее водоизмещение (до 70 000 тонн) и сокращение количества самолетов катапультного взлета за счет увеличения противокорабельных ракет.

Тем не менее Невское ПКБ разработало пять вариантов нового корабля, включая один с атомной силовой установкой. В итоге был утвержден минимальный вариант с котлотурбинной силовой установкой, парой паровых катапульт и полным водоизмещением 72 000 т. Отказ от атомной установки объясняют боязнью Устинова отрицательной реакции стран-соседей по Черному морю. Да и Турция могла бы запросто заблокировать проход атомного авианосца через свои проливы. А что делать авианосцу в «лягушатнике» Черного моря?

Нимиц

Авианосец – разработка США. Начали строить с 1968 года. Корабль получился большой (длина 333 метра, максимальная ширина 78), надежный и самое главное, не такой дорогой как его предшественник – Энтерпрайз. Стоимость изготовления, по разным источникам, вышла около нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому было принято решение поставить проект на поток и выпустить в общем количестве десять подобных авианосцев. Каждому присвоен индивидуальный номер и имя: №68 Нимиц 1968г, №69 Эйзенхауер 1970г, №70 Винсон 1975г, №71 Рузвельт 1981г, №72 Линкольн 1984г, №77 Буш 2003г и другие.

Чем позднее был выпущен корабль, тем современнее использовалась «начинка» (электроника, безопасность, силовые установки, вооружение и т.п.) и тем самым, дороже выходили затраты на постройку. Так, например последний №77, выпущенный в 2003 году стоил 6,2 миллиардов долларов США.

Нимиц не только большой, но и тяжелый корабль. Одних боеприпасов находится на борту 1954 тонны. Силовая установка атомная – два ядерных реактора A4W (общая мощность 260 тысяч лошадиных сил) и четыре дизельных двигателя на 10 720 л. с. Таким образом, авианосец с легкостью способен развить скорость до 30 узлов, а без дозаправки находиться в плавании десять лет. Для защиты от вражеских снарядов корпус зашит 64 миллиметровой специальной тканью Кевлар.

Площадка для авиагруппы разделена на несколько зон: взлетная и посадочная полосы, парковка. Соответственно, каждая из них оснащена специальным оборудованием. Так, на взлетной полосе установлены четыре паровых катапульты для запуска самолетов.

Для защиты корпуса корабля от реактивных выхлопов авиации, предусмотрен барьер, вентилируемый путем подачи холодной воды непосредственно с борта. На посадочной полосе установлены специальные канатные тормоза и самое главное, есть электронное устройство, помогающее в условиях плохой видимости без участия пилота приземлить самолет на борт. Система автоматической посадки называется ACLS. В парковочной зоне одновременно помещаются 86 боевых летательных аппарата.

В случае, если понадобится отразить атаку на авианосец или нанести удар непосредственно со штатных орудий, то на борту расположено мощное вооружение. Это четыре зенитно-артиллерийских комплекса «Вулкан Фаланкс» 20 мм и три ракетных установки «Си Спароу». В процессе модернизации на Нимиц поместили трехтрубный 324-мм торпедный аппарат.

Управляет кораблем, а также поддерживает его в боевом состоянии, экипаж из 3200 человек, состав авиагруппы – 2480. Для жизнедеятельности людей в трюме оборудованы каюты, столовая, морозильная комната для долгого хранения продуктов.

А что там с «Лидером»?

С учётом отсутствия возможностей создания флота на украинских газовых турбинах и немецких дизелях, на что можно было надеяться ещё лет пять назад, сейчас выбора не осталось. Ориентироваться нужно на отечественного производителя, и тогда остаётся единственный вариант — атомная силовая установка. Последние успехи создателей атомных двигателей для ледокольного флота радуют, но создавать авианосец без обкатки на каком-нибудь демонстраторе технологий было бы очень поспешно.

Это понятно и высшему военно-морскому руководству. Идея создания эсминца проекта 23560 «Лидер» с ядерной силовой установкой как будущего демонстратора технологий витает в воздухе уже очень давно. 

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-морского флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

С тех пор новости о его разработке вновь поднимаются практически ежегодно, однако воз движется совсем не быстро. Как стало известно в июне 2016 года, технический проект перспективного эсминца не завершен, а только начат: по данным годового отчёта АО «Северное ПКБ», готовность технического проекта к концу 2016 года должна была составить всего пять процентов.

Зато на выставке «Армия-2015» был показан макет «Лидера», с тех пор украшающий все новости о нём (других иллюстраций нет, если не считать ошибочно демонстрирующиеся рисунки эсминца проекта 21956). Правда, макет представило не АО «Северное ПКБ», проектирующее его, а Крыловский ГНЦ, так что в итоге «Лидер» может выглядеть по-другому

Также стало известно, что проектирование перспективного эсминца «Лидер» включено в проект госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы, строительство корабля планируется начать в 2025 году. Судя по тактическо-техническим данным, «Лидер» будет очень крупным эсминцем. 

То есть «Лидер» — это очень серьёзная и сложная разработка, сроки которой могут ещё не раз сдвинуться. А мы помним, что пока этот эсминец не пройдёт ходовые испытания, строительство авианосца скорее всего не будет даже начато. Поэтому раньше 2025 года, можно не ждать даже начального этапа строительства. А сама постройка, судя по современным проектам американцев и англичан, займёт не меньше восьми-десяти лет.

Зачем?

Вот основной вопрос, на который перед созданием авианосца придётся ответить руководству флотом и вооружёнными силами России в целом. Лежащий на поверхности ответ о создании российской «длинной руки» на самом деле оказывается не совсем верным. Дело в том, что одного или даже двух авианосцев явно недостаточно в случае серьёзного конфликта.

Авианосец — это одно из самых технически сложных творений человечества. И в силу того, что в нём просто ну очень много различных машин и механизмов, он нуждается в регулярном техническом обслуживании. И если в случае с американским флотом, когда из десяти авианосцев списочного состава в доках находится пять-шесть, а службу несут четыре, проблема не так видна, то, имея один авианосец, стоит готовиться к непониманию большинства: «Столько денег заплатили, а он из ремонта в ремонт». На самом деле это абсолютно нормальная для авианосца ситуация — уж слишком они сложные.

В худших случаях, как с французским «Шарлем де Голлем», время в доках занимает чуть ли не 80–90 процентов. В лучших — техническое обслуживание будет занимать около половины от всего времени службы. Во многом именно поэтому авианосцы редко строят по одному. Противник не будет вежливо интересоваться: «У вас авианосец готов, всё в порядке, можно начинать конфликт?» Поэтому один авианосец — это, скорее, сохранение технологий, пилотов, обучение персонала. Но одновременно далеко не самая эффективная боевая единица, способная в любой момент навести шороху.

«Шо, опять?»

Впору снова задавать сакраментальный вопрос волка из мультфильма «Жил-был пёс». Опять руководство российской армией заявляет о постройке нового российского авианосца. Происходит это с завидной регулярностью, однако, как несложно заметить, до сих пор воз и ныне там. Каждый раз, когда тема нового российского авианосца поднимается вновь, вместе с ней стоит поднимать и весь ворох вопросов, связанный с этим решением. Если на него посмотреть внимательно, то может оказаться, что откладывание постройки в долгий ящик — не такая плохая стратегия, на самом деле.

Стоит понимать, что постройка авианосца, даже лёгкого, в ситуации современной России дело, требующее как минимум пары десятилетий, и, возможно, проще не делать громких заявлений, даже по случаю праздника, а потихоньку заниматься разработкой и надеяться на то, что в будущем ситуация станет чуть лучше.

Проект «Шторм»

На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.

При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz. 

  • Авианосец ВМС США класса Nimitz
  • Reuters

Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.

Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.

Также по теме


«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.

Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.

Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.

«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.

При этом он отметил, что, в отличие от США, для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.

«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются США, они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип «Нимиц» (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Грани головоломки

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.

Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота. Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения.

Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца.

В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

Как в цирке

Идея взлета самолетов с трамплина не нова — ее первыми применили англичане для взлета с коротким разбегом своих СВВП «Харриер». Традиционный вертикальный взлет сжигал слишком много горючего, а взлет с трамплина позволял существенно увеличить как массу подвешенного вооружения, так и дальность действия самолетов. Только вот советский Як-38 похож на Harrier лишь внешне — английский самолет гораздо совершеннее. В первую очередь благодаря уникальному компактному единому подъемно-маршевому двигателю с отклоняемым вектором тяги Rolls-Royce Pegasus. Из-за невозможности создания аналога такого двигателя отечественной промышленностью на самолетах конструкции Яковлева стояло три (!) двигателя — один подъемно-маршевый и два подъемных, служащих в полете обычным балластом. При такой схеме у самолета почти не оставалось запаса по полезной нагрузке. Но без вооружения военный самолет бесполезен. Чтобы хоть что-то разместить на Яках, конструкторы вынуждены были максимально облегчить, а значит, и ослабить конструкцию фюзеляжа самолета. В итоге, в отличие от английского «Харриера», Як-38 не был рассчитан на нагрузки, возникающие при взлете с трамплина, — он мог просто развалиться.

Спрашивается, о чем думал Устинов, убирая катапульту с авианосца и заменяя ее трамплином и самолетами с укороченными взлетом и посадкой, если такие самолеты не могли взлететь с этого трамплина? Об этом мы можем только догадываться.


Як-44Э Советский ответ американскому палубному самолету радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) E-2С Hawkeye. Як-44Э стал одним из лучших творений КБ Яковлева, и должен бал превзойти по своим характеристикам американский аналог. Первоначально Як-44Э имел возможность укороченного взлета и посадки, что обеспечивали 4 дополнительных подъемных ТРД в фюзеляже, однако позже от них отказались, что положительно сказалось на увеличении дальности и времени патрулирования. Был построен только полноразмерный макет. Разработка прекращена одновременно с прекращением постройки авианосца «Ульяновск», для которого и предназначался Як-44Э.

Дело в том, что, не сумев создать достойного конкурента «Харриеру», Яковлев пообещал к началу 1980-х разработать Як-41 — сверхзвуковой истребитель-перехватчик с вертикальными взлетом-посадкой и с единым двигателем, по всем летно-техническим характеристикам превосходящий английского конкурента. Самолет мог бы летать со скоростью до 2 М и иметь дальность полета до 2100 км. Не надо быть специалистом, чтобы понять утопичность этого проекта. И действительно, уже в 1980 году на Як-41 появились три двигателя, к 1991 году было построено всего два летных образца, которые не уложились ни в один из основных заявленных параметров. Такой самолет оказался никому не нужен, и в 1992 году финансирование проекта было прекращено. Тем не менее свою роль в развитии отечественных авианосцев Як-41 сыграл — «пятерку» начали строить без катапульты.

Сколько стоит?

Современные авианосцы стоят попросту неприличных денег. Недавно вышедший в море британский Queen Elizabeth стоит восемь миллиардов долларов за пару. При этом нужно учесть, что британцы сильно сэкономили на проектировании. Так на флоте делали испокон веков, создавая систершипы (несколько кораблей по одному проекту), уменьшая огромные расходы на проектирование.

У американцев и того круче: на проектирование и постройку трёх авианосцев типа Gerald R. Ford предполагается потратить 42 миллиарда долларов. То есть 14 миллиардов долларов за одну штуку (опять-таки помним про экономию на проектировании). Пожалуй, это самый дорогой и современный авианосец в мире. К нему есть много вопросов, начиная с электромагнитных катапульт, однако современность решений, заложенных в нём, оспаривать вряд ли кто станет.

Общий бюджет Российской армии за 2016 год составил 3,14 триллиона рублей, или 45 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Достаточно сравнить эту сумму, выделяемую на всю армию — от космоса до стройбата, — со стоимостью одного современного авианосца, чтобы впасть в отчаяние и загрустить.

Да, скорее всего, у нас получится дешевле и, возможно, более, чем в два раза. Но всё равно, для нынешнего российского бюджета сумма выглядит жутковатой. А случись ещё какой кризис, и авианосец так и останется недостроенным на стапелях. В общем, с какой стороны ни глянь, решение построить один авианосец вызывает ну очень много вопросов. Иногда даже кажется, может, проще угнать ночью английский…

Более того, сам по себе авианосец ничего не стоит без остальных кораблей авианосной ударной группы. К нему «в нагрузку» для обеспечения эффективности нужно будет построить ещё несколько эсминцев, противолодочных кораблей и даже судов обеспечения. Без этого новенький и блестящий авианосец может утопить в десятки раз более дешевая подводная лодка. Всё это делает стоимость создания и владения подобным оружием «дороже, чем чугунный мост». И опять же требует времени и параллельной постройки. То есть недостаточно просто выдать денег на один авианосец, к нему придётся строить, строить и строить. 

Непотопляемые ТАВКРы

Но тут в дело вмешался главный конструктор ТАВКРов Аркадий Маринич, заявив в аппарате ЦК КПСС, что готов решить те же задачи за меньшие деньги, поставив на ТАВКРах катапульты и переоборудовав их под базирование МиГ-23К и Су-25К. Этот проект был поддержан Дмитрием Устиновым, в то время секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам. В итоге вместо атомного авианосца проекта 1160 после «Минска» был заложен модернизированный ТАВКР проекта 1143 М «Новороссийск» с обещанным базированием на нем уже сверхзвуковых СВВП-истребителей Як-41. Однако при более детальной проработке предложения выяснилось, что Маринич не укладывается ни в установленные сроки, ни в размерность кораблей типа «Киев». Единственное, чего он смог добиться, — это прекращение разработки проекта 1160.


Фотография модели атомного авианосца проекта 1160. Именно с этой моделью ходили лоббировать проект к министру обороны, но ни она, ни логические доводы не помогли. Модель не сохранилась.

Переход «Киева» в 1976 году вокруг Европы продемонстрировал для многих очевидную истину — корабли такого типа беспомощны против полноценных авианосцев. Невскому ПКБ дается новая вводная — в экстренном порядке реанимировать тему атомных авианосцев. Правда, так как часть средств уже съели ТАВКРы, новый авианосец проекта 1153 должен был быть меньше по водоизмещению проекта 1160 на 10 000 т. Соответственно, сокращалось и количество самолетов (типа МиГ-23К, Су-25К и Су-27К). Главным конструктором проекта назначают начальника Невского ПКБ В.Ф. Аникеева, которому ставится задача ввести в строй к 1985 году два таких корабля (вместо четвертого и пятого ТАВКРов). Кажется, уже ничто не могло помешать появлению — хотя бы и запоздалому — у СССР настоящих авианосцев. В Крыму приступили к строительству наземного испытательно-тренировочного комплекса «Нитка», а за труднейшую задачу создания корабельной катапульты взялся Пролетарский завод (который с ней, отметим, справился). И тут проект авианосца попал в очередную полосу невезения. В 1976 году умерли оба его основных сторонника — Гречко и Бутома. Новый министр обороны Дмитрий Устинов вскоре прикрыл проект 1153 и настоял на продолжении строительства пресловутых ТАВКРов. И в 1978 году на освободившемся стапеле Черноморского завода в Николаеве закладывают уже четвертый (!) ТАВКР проекта 11434 (будущий «Баку / Адмирал Горшков») под несуществующие истребители СВВП Як-41. Идиотизм ситуации иллюстрирует и тот факт, что через десять лет после ввода в эксплуатацию этот самый ТАВКР все же пришлось переделывать в палубный авианосец, чтобы продать Индии под наименованием Vikramaditya — даже за небольшие деньги авианесущие крейсеры нигде в мире не нужны

Создавалось ощущение, что людям было не важно, чем загрузить свободную верфь, лишь бы на ней не начали строить настоящий авианосец


Атомные проекты 1972 год. Проект авианосца 1160 с атомной энергетической установкой.
Авианосец проекта 1160 стал фундаментом всех последующих работ советских конструкторов по крупным авианесущим кораблям. Самый проработанный, бескомпромиссный и любимый проект конструкторов Невского ПКБ. Реализация проекта помогла бы существенно сократить полувековое техническое отставание советского флота от ВМС США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector