«самый мощный в мире»: какими характеристиками будет обладать новый российский ракетный двигатель рд-171мв

История проекта

Создана самарским Ракетно-космическим центром «Прогресс» для обеспечения коммерческих запусков космических аппаратов с космодрома Куру (официальное название: Гвианский космический центр; Французская Гвиана, Южная Америка) в рамках совместного российско-европейского проекта «Союз-Куру».

«Союз-СТ» разработан на базе ракеты «Союз-2» (используется в двух вариантах: «Союз-2.1а», первый запуск в 2004 г.; «Союз-2.1б», 2006) и адаптирована к климатическим условиям Гвианского космического центра, его требованиям в области безопасности (прием телекоманд с Земли на прекращение полета) и системы телеизмерений.

Программа реализуется на основе ряда соглашений между Россией и Францией, а также Россией и Европейским космическим агентством (ЕКА), которые были подписаны в 2003-2005 гг. Стоимость проекта оценивалась примерно в 344 млн евро, из которых 120 млн было выделено для модернизации «Союза-2». Планировалось выполнить не менее 50 запусков российских ракет (стоимость одного пуска — $50 млн). В марте 2014 г. был подписан дополнительный контракт на поставку семи ракет на сумму порядка $400 млн.

Маркетингом «Союза-СТ» на рынке космических услуг занимается французская компания Arianespace («Арианспейс», г. Эври).

Запуск и стыковка корабля «Прогресс МС-15»

С пусковой установки № 6 площадки № 31 космодрома Байконур на 23 июля 2020 года в 17:26:21 мск выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-15». Его стыковка к модулю «Пирс» российского сегмента Международной космической станции состоялась 23 июля, в 20:44 мск. 

Повторы прямых трансляций

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Последние новости

  • 10.06.2020 Началась предполетная подготовка корабля «Прогресс МС-15»
  • 23.06.2020 «Прогресс МС-15» прошел испытания в безэховой камере
  • 30.06.2020 Завершены испытания «Прогресс МС-15» в вакуумной камере
  • 04.07.2020 Продолжается подготовка к пуску ракеты-носителя «Союз-2.1а»
  • 06.07.2020 Завершена проверка солнечных батарей корабля «Прогресс МС-15»
  • 07.07.2020 Специалисты ЦЭНКИ продолжают предпусковые работы на Байконуре
  • 09.07.2020 Грузовой корабль «Прогресс МС-15» допущен к заправке
  • 13.07.2020 Завершена заправка корабля «Прогресс МС-15»
  • 14.07.2020 Корабль «Прогресс МС-15» состыкован с переходным отсеком
  • 16.07.2020 Авторский осмотр и накатка головного обтекателя на «Прогресс МС-15»
  • 17.07.2020 «Прогресс МС-15» отправлен на общую сборку с ракетой
  • 18.07.2020 Собрана ракета «Союз-2» с кораблем «Прогресс МС-15»
  • 20.07.2020 «Прогресс МС-15» вывезли на старт
  • 23.07.2020 В полёте корабль «Прогресс МС-15»
  • 23.07.2020 Новый рекорд: корабль «Прогресс МС-15» в составе МКС

Грузовой корабль «Прогресс МС»

«Прогресс МС» — транспортный грузовой корабль, разработанный в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева. Он используется для доставки различных грузов (топлива, аппаратуры, кислорода, воды, продовольствия и др.) на Международную космическую станцию, а также для коррекции ее орбиты.

Важные изменения новой серии корабля «Прогресс МС» коснулись многих устройств, хорошо зарекомендовавших себя ранее на кораблях типа «Прогресс М-М». Новый корабль также получил дополнительную защиту от космического мусора на грузовом отсеке.

«Прогресс МС» снабжён новой фарой со светоизлучающими диодами, а вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты в составе системы управления движением и навигации применяется аппаратура спутниковой навигации последнего поколения.

Ракета-носитель «Союз-2»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной ракеты-носителя «Союз-У». На «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повысило ее технические и эксплуатационные характеристики.

Работы проведены в два этапа:

  • На этапе 1а создан унифицированный носитель «Союз 2.1а» для различных типов головных блоков с диаметрами головных обтекателей до 4,11 м. Ракета-носитель характеризуется повышенной точностью выведения и увеличенной массой полезных грузов на низких орбитах за счет усовершенствования системы управления и двигательных установок I и II ступеней.
  • На этапе 1б блок III ступени (РН «Союз 2.1б») был оснащен современным двигателем 14Д23 (РД-0124), что позволило дополнительно повысить энергетические возможности носителя.

Головной разработчик РН — «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). Ракеты-носители «Союз-2» в зависимости от назначения могут использовать разгонный блок «Фрегат».

Ракета-носитель «Союз-2» — это:

  • новое поколение легендарной ракеты-носителя;
  • экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород;
  • повышенная энерговооруженность и современная система управления — новые возможности для выведения космических аппаратов.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1а успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк. Первый коммерческий пуск осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop. Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского аппарата Corot.

Мультимедиа

 

ФОТО: подготовка корабля и ракеты-носителя

Запуски и инциденты

Впервые ракета стартовала 21 октября 2011 г., в варианте «Союз-СТ-Б»: на орбиту были выведены два спутника европейской системы глобального позиционирования Galileo.

Первый запуск «Союза-СТ-А» состоялся 17 декабря 2011 г. с шестью спутниками, принадлежащими ЕКА, Франции и Чили.

22 августа 2014 г. «Союз-СТ-Б» не смог вывести на расчетную орбиту два новых спутника Galileo FOC. Причиной нештатной ситуации стали ошибки в ориентации разгонного блока «Фрегат-МТ» при втором включении его двигательной установки. Однако спутникам удалось достичь нужной орбиты за счет собственных двигательных установок.

Всего на 23 мая 2016 г. осуществлено 14 запусков — 13 успешных и один частично успешный. Из них 10 «Союза-СТ-Б» (в том числе один частично успешный) и четыре «Союза-СТ-А».

В ходе предыдущего запуска 26 апреля 2016 г. в 00:02 мск (25 апреля в 21:02 UTC) ракета «Союз-СТ-А» вывела на орбиту европейский спутник дистанционного зондирования Земли Sentinel 1B («Сентинель-1Б»), попутно были запущены четыре малых космических аппарата.

Первоначально планировалось провести запуск 23 апреля (в 00:02 мск), но затем он дважды откладывался из-за непогоды и один раз из-за технической неполадки: был выявлен сбой в работе измерительного блока (предназначен для определения линейного ускорения и угловой скорости) ракеты.

Модификации

У РН 11А511 впоследствии было 3 модификации:

  • «Союз-Л» — предназначалась для запусков лунного комплекса Н1-ЛЗ. Внешним отличием этой ракеты-носителя является необычная форма головного обтекателя. Было осуществлено 3 старта этого РН с космическими аппаратами серии «Космос» 379, 398 и 434.
  • «Союз-М» — разработка Куйбышевского филиала ЦКБЭМ для вывода на земную орбиту разведывательных аппаратов особого назначения серии «Зенит» (4М, 4МТ, «Орион») и военно-исследовательских кораблей «Союз 7К-ВИ». Было произведено восемь пусков этой модификации с космодрома Плесецк.
  • «Союз-У» — последняя модификация на основе РН 11А511. При разработке этого носителя учитывались также и наработки уже используемые в модификациях «Союз-Л» и «Союз-М». Этот ракетоноситель был сконструирован в 70-х годах и в первую очередь предназначался для запуска пилотируемых и беспилотных транспортных космических аппаратов «Прогресс». При помощи этой ракеты в космос было выведено множество как отечественных, так и иностранных космических аппаратов таких серий, как «Космос», «Фотон», «Ресурс-Ф», «Бион». Главное отличие «Союз-У» — улучшенные энергетические характеристики ДУ ступеней 1 и 2. Эта вариация ракеты-носителя считалась одной из наиболее удачных, и долгое время была самой востребованной. Ее запуск осуществлялся 771 раз.

Путем модернизации «Союза-У» в «ЦСКБ-Прогресс» был создан ракетоноситель «Союз-2», которая отличалась повышенной грузоподъемностью и была способна вывести на земную орбиту 9200 кг полезного груза. Впоследствии на базе «Союз-2» было сделано целое семейство ракетоносителей «Союз-СТ», которые отличались доработанной системой управления. Новейшей модификацией РН «Союз-У» является созданная в 2001 году ракета «Союз-ФГ».

Запуски

Запуски осуществляются с космодромов Плесецк (Архангельская обл.) и Байконур (арендуется Россией у Казахстана), а также с нового космодрома Восточный.

Первый испытательный суборбитальный пуск «Союза-2.1а» был проведен 8 ноября 2004 года с Плесецка с макетом космического аппарата. Первый рабочий запуск состоялся 19 октября 2006 года с Байконура: ракета с блоком «Фрегат» вывела в космос европейский метеорологический спутник MetOp-A («МетОп-А»). Впервые ракета стартовала с Восточного 28 апреля 2016 года (первый запуск с этого космодрома): «Союз-2.1а» с блоком «Волга» вывела в космос научно- образовательные спутники «Ломоносов» (МГУ), «Аист-2Д» (Самарский университет) и наноспутник SamSat-218 («СамСат-218») Самарского университета.

С 2014 года «Союз-2.1а» используется для вывода на орбиту автоматических кораблей типа «Прогресс» с грузами для Международной космической станции (МКС).

Запуск «Союза-2.1а» с блоком «Фрегат» 14 июля 2017 года с Байконура, когда в космос было выведено 73 космических аппарата, стал рекордным для России по количеству одновременно запущенных спутников. По этому показателю «Союз-2.1а» уступает только индийской ракете PSLV, которая запустила в феврале 2017 года сразу 104 аппарата.

Всего к 31 января 2018 года было произведено 27 запусков ракеты-носителя — 25 успешных (в т. ч. один суборбитальный), один неудачный (с потерей корабля «Прогресс М-27М») и один частично успешный (запуск спутника «Меридиан-2»). Из них 13 запусков «Союза-1.2а» состоялось с разгонным блоком «Фрегат» (в т. ч. частично успешный), один — с блоком «Волга». С Плесецка ракета стартовала 11 раз, с Байконура — 15, с Восточного — один раз.

В ходе предыдущего запуска, проведенного 14 октября 2017 года с Байконура, ракета вывела в космос автоматический корабль «Прогресс МС-07» с грузами для МКС.

Ракета «Союз» сейчас

Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»

Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы

Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.

История создания

Этап эскизного проектирования

1 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что РКЦ «Прогресс» ведёт эскизное проектирование новой ракеты-носителя «Союз-7» с условным названием «Волга» и двигателем РД-180, которая станет частью сверхтяжёлой ракеты. Эскизный проект по носителю «Союз-7»/«Волга» будет подготовлен в рамках эскизного проектирования сверхтяжёлого носителя «Енисей» к концу 2019 года.

2 февраля 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос окончательно определил наиболее предпочтительный облик сверхтяжёлой ракеты, — на нём будет использоваться двигатель РД-180 в центральном блоке; другие проекты сверхтяжа больше не рассматриваются.

25 марта 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что предпочтительным вариантом сверхтяжёлой ракеты является вариант, где центральный блок построен на двигателе РД-180.

26 июля 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что ракеты-носители «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» могут оснастить двигателями РД-180, которые Россия сейчас поставляет в США, но не использует в отечественных ракетах.

6 сентября 2019 года Владимир Путин на совещании, проведенном на космодроме Восточный, поддержал предложение Роскосмоса о создании новой линейки российских ракет.

6 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что Роскосмос планирует создать еще одну ракету-носитель среднего класса на базе разрабатываемого «Союза-5» и двигателя РД-180 — «Союз-6». Кроме того, в «Союзе-6» предполагается использование кислородно-водородной ступени на основе двигателя РД-0146 или РД-0150.

9 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Союз-6» может получить название «Амур».

25 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что «Гагаринский старт» могут переделать под пуски «Союза-6» (если с него не будет принято решение пускать «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б»). Но в любом случае, «Союз-6» будет испытываться на «Назарбаевском старте».

17 ноября 2019 года официальный представитель РКЦ «Прогресс» сообщил СМИ, что проект создания «Союза-6» находится на начальном этапе обсуждения, поэтому работа над эскизным проектом ещё не начиналась.

9 декабря 2019 года генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил СМИ, что «Союз-6» получит не оригинальный двигатель РД-180, а его модернизированный вариант РД-180МВ, который будет отличаться новой системой управления, а также целым рядом конструктивных элементов, направленных на повышение его надёжности и снижение стоимости.

16 января 2020 года гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил СМИ, что предприятие ждёт технического задания на «Союз-6» от Роскосмоса и готово в этом году начать работу над эскизным проектом.

25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку.

Ожидаемые события

В 2020 году начнутся активные работы по адаптации РД-180 к «Союзу-6».

2024 год — ориентировочный срок адаптации двигателя РД-180 под «Союз-6».

2025-й год — начало лётных испытаний «Союза-6» с космического ракетного комплекса «Байтерек».

2025—2026 год — создание стартового стола для «Союза-5» и «Союза-6» на космодроме Восточный.

Гоша, он же Гога, он же Жора

Проект назвали «Феникс», в ознаменование возрождения ракет среднего класса в России. Название просуществовало недолго. Уже через несколько месяцев в честь дружбы с Казахстаном и меморандума о намерениях создавать и эксплуатировать эту ракету вместе «Феникс» получил новое имя «Сункар» (это «сокол» по-казахски). Впрочем, «Сункар» тоже не прижился.

То ли казахи не спешили нести деньги на совместное ракетостроение, то ли в телевизионных новостях «Сункар» смотрелся не совсем патриотично. Проект получил новое имя, использующееся и по сей день, — «Союз-5». Кстати, имя не совсем удачное, ведь к семейству «союзовских» ракет, ведущих свою родословную с Р-7, «Союз-5» никакого отношения не имеет. 

В последнее время сроки создания «Союза-5» словно пустились вскачь, и если раньше начало проектирования было запланировано на 2018 год, то сейчас говорят уже о первом пилотируемом запуске в 2022 году с новейшим космическим кораблём «Федерация». Меньше чем два года назад сроком первых стартов стоял 2025 год. Стоит напомнить, что «Ангара» от старта проекта до первого тестового полёта строилась 19, пусть трудных и безденежных, лет. Сейчас же пятилетку создания ракеты велено упаковать в четыре года.

Недавно Игорь Комаров, глава Роскосмоса, в интервью упомянул, что часть работ уже выполнена. С учётом того, что их не было в бюджете Федеральной космической программы, остаётся надеяться только на то, что они были проведены на собственные средства РКК «Энергия». Если это так, то замечательно, с такими сроками любой задел будет очень важен. Для первого пилотируемого полёта в 2022 году требуется, чтобы в 2021 году был совершён первый тестовый запуск, а значит, от начала проектирования до готового изделия на космодроме пройдёт всего три года. Это очень и очень смелые заявления. Тем более для российской космонавтики, изрядно подрастерявшей скорость после крушения СССР. Если это будет реализовано, иначе как подвигом создание «Союза-5» не назвать.

За это же время на Байконуре требуется перестроить стартовый стол, подготовить производство

Кроме того, важно переделать космический корабль «Федерация», первоначально строившийся для «Ангары» под «Зенит», да и доделать. Пока на всех выставках можно увидеть только прекрасный углепластиковый корпус будущей «Федерации», а этого мало

Требуется ещё и провести его испытания на приземление в воду, работу системы спасения. Впереди у российской космонавтики непочатый край работы, и смотреть за созданием «Союза-5» будет очень и очень интересно.

Российский «американец»

РД-180 был разработан специалистами НПО «Энергомаш» имени академика Глушко в 1990-х годах. Агрегат создавался на базе самого мощного в мире советского жидкостного двигателя РД-170, по сравнению с которым у него уменьшены масса (с 9,7 до 5,3 тонны) и тяга (с 7904 кН до 4152 кН).

Проект с самого начала предназначался для экспорта в США. В 1996 году «Энергомаш» победил в тендере на создание двигателей для американской ракеты-носителя среднего класса Atlas III. Впоследствии он также устанавливался на более новую модель Atlas V.

  • Американская ракета Atlas V

Первый полёт американских ракет с РД-180 состоялся в мае 2000 года. По информации «Роскосмоса», за прошедшее время в США было поставлено 116 двигателей, произведено 89 пусков — все они признаны успешными. Такая эффективность является уникальной для мировой космонавтики, подчёркивают в корпорации.

Американские ракеты с установленными на них РД-180 используются в основном для запуска коммерческих и правительственных спутников. Помимо этого, с их помощью NASA осуществляло отправку научных миссий по исследованию Плутона, Луны, Солнца, Юпитера и Марса.

Сотрудничество России и США в этой области несколько осложнилось после введения Вашингтоном в 2014 году экономических санкций против Москвы в связи с ситуацией на Украине. Ряд американских политических деятелей выступили тогда за прекращение закупок РД-180.

Также по теме

«Самый мощный в мире»: какими характеристиками будет обладать новый российский ракетный двигатель РД-171МВ

В России началось производство опытных образцов новых ракетных двигателей РД-171МВ, которые считаются самыми мощными в мире….

На фоне ухудшения российско-американских отношений в Соединённых Штатах активизировались попытки создать замену двигателю «Энергомаша». Среди них — проект BE-4 компании Blue Origin, применение двигателей AR1, которые разрабатываются компаниями Dynetics и Aerojet Rocketdyne, а также производство РД-180 на территории США по российской лицензии.

На сегодняшний день ни одна из этих американских разработок не была завершена. Поставка российских двигателей РД-180 не попала под санкции, она продолжает осуществляться в прежнем режиме, отмечают в «Роскосмосе». Там напомнили, что президент американской компании United Launch Alliance Тори Бруно назвал двигатели РД-180 «технологическим чудом».

Накатка головного обтекателя на корабль «Союз МС-13»


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Подготовка ракеты-носителя «Союз-ФГ»

Сборка «пакета» (1 и 2 ступени) ракеты-носителя «Союз-ФГ»


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

«Пакет» ракеты-носителя «Союз-ФГ» уложен на транспортно-установочный агрегат»


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Общая сборка ракеты космического назначения «Союз-ФГ»


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Вывоз ракеты космического назначения «Союз-ФГ» на стартовый комплекс


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: ЦПК им. Гагарина


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: РКК «Энергия»


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ


Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Стартовые площадки

Запуск будет возможен с «Морского старта», «Байконура» (на базе стартового стола для РН «Зенит») и «Восточного».

Комплекс «Байтерек» на «Байконуре»

Основная статья: Байтерек (космический ракетный комплекс)

В 2004 году Россия и Казахстан заключили соглашение о создании ракетно-космического комплекса «Байтерек». Изначально предполагалось, что с комплекса будут проводиться пуски ракет-носителей «Ангара». В 2013 году было принято решение о создании комплекса на базе ракеты «Зенит» и имеющейся для нее инфраструктуры. Однако события 2014 года на Украине (сборка ракет «Зенит» проводилась на заводе «Южмаш» в Днепропетровске) заставили приостановить развитие проекта. После включения в 2015 году в Федеральную космическую программу РФ до 2025 года проекта по созданию новой ракеты-носителя среднего класса Россия предложила Казахстану реализовать проект «Байтерек» с использованием этой ракеты.
Комплекс «Байтерек» планируется создать на базе площадки космодрома № 45, предназначенную для запуска ракет «Зенит». С января 2018 года инфраструктура для ракет «Зенит» начнет передаваться в собственность Казахстану. Площадка включает две пусковые установки: используемую в рамках международного проекта «Наземный старт» и разрушенную аварией 1990 года.

Предполагается, что при запуске с космодрома «Байконур», российские носители будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, поэтому для обеспечения полной безопасности, «Роскосмос» планирует взять в Китае в аренду участок площадью около 10 тыс. кв. км, на котором будет запрещено строить города и промышленные объекты.

2 июня 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что госкорпорация намерена ускорить создание комплекса «Байтерек» путем модернизации стартового стола для ракеты-носителя «Зенит-М» на космодроме «Байконур» для проведения пилотируемого старта в 2022 году. Эти же сроки были подтверждены и 5 апреля 2019 года, в ходе рабочего визита делегации Госкорпорации «Роскосмос» в Казахстан.

«Восточный»

Основная статья: Восточный (космодром)

Предполагается, что пуски Союза-5 будут производиться с Восточного после ввода в эксплуатацию универсального стартового стола для сверхтяжелых и средних ракет на базе ступеней, используемых с двигателями РД-171МВ (третья очередь строительства космодрома).

25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку.

«Морской старт»

Основная статья: Морской старт

В сентябре 2016 года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что график работ может быть сокращён до 5 лет, если проект получит дополнительную финансовую поддержку от российской компании «S7 Group». Для этого рассматривается возможность разработки ракеты «Сункар» в версии для использования её на плавучем космодроме «Морской старт» вместо украинской ракеты «Зенит», под которую приспособлен этот плавучий космодром. В сентябре 2016 года был подписан контракт и началась 6-месячная процедура приобретения «Морского старта» компанией «S7 Space». Также в тот же день был подписан и контракт о сотрудничестве между «S7 Group» и РКК «Энергия». Предполагается что коммерческую версию ракеты удастся сделать более дешевой.

Глава «Роскосмоса» сообщил, что начат эскизный проект версии ракеты-носителя для плавучего космодрома, получившей условное называние «Союз-7». Ожидается, что стартовая масса будет меньше из-за меньшего количества заправляемого топлива, а выводимая на низкую околоземную орбиту полезная нагрузка примерно 18 тонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector