Нимиц (авианосец)

Основные данные

Авианосцы «Нимиц», общая масса боезапаса которых составляет 1954 тонны, считаются одними из самых мощных военных кораблей в мире.

Основным вооружением данных кораблей является палубная авиация в составе истребителей, вертолётов и военных самолётов, благодаря которым авианосец с лёгкостью справляется с такими задачами, как:

  • радиоэлектронная борьба;
  • обнаружение противника на существенном расстоянии;
  • транспортные перевозки.

При этом, если на авианосец произойдёт нападение в тот момент, когда вся воздушная техника будет задействована в проведении какой-либо операции, он без труда сможет отразить нападение собственными зенитными, ракетными и артиллерийскими комплексами, которые установлены на его борту.

По сути, авианосцы типа «Нимиц» выгодно отличаются от других военных кораблей. Так, например, их корпус выполнен целиком из стальных листов, а все ключевые элементы, включая палубу, используемую для полётов, сделаны из бронированной стали.

При этом строение корабля выполнено таким образом, что не только улучшает ходовые характеристики, но и позволяет добиться более рационального размещения двигательно-рулевого комплекса.

Состав серии

Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Порт приписки
1. № 68 «Нимиц» Newport News 22.06.1968 13.05.1972 03.05.1975 Китсап
2. № 69 «Эйзенхауэр» Newport News 15.08.1970 11.10.1975 18.10.1977 Норфолк
3. № 70 «Винсон» Newport News 11.10.1975 15.03.1980 13.03.1982 Китсап
4. № 71 «Рузвельт» Newport News 31.10.1981 27.10.1984 25.10.1986 Сан-Диего
5. № 72 «Линкольн» Newport News 03.11.1984 13.02.1988 11.11.1989 Сан-Диего
6. № 73 «Вашингтон» Newport News 25.08.1986 21.07.1990 04.07.1992 Норфолк
7. № 74 «Стеннис» Newport News 13.03.1991 11.11.1993 09.12.1995 Норфолк
8. № 75 «Трумэн» Newport News 29.11.1993 07.09.1996 25.07.1998 Норфолк
9. № 76 «Рейган» Newport News 12.02.1998 04.03.2001 12.07.2003 Сан-Диего
10. № 77 «Буш» Newport News 06.09.2003 09.10.2006 10.01.2009 Норфолк

Взлёт истребителя F-14 с авианосца Джордж Вашингтон с помощью паровой катапульты

Невойсковая служба адмиралом флота

15 декабря 1947 года он вышел в отставку — однако, поскольку звание адмирала флота является пожизненным, он считался на действительной службе до конца жизни с полным сохранением денежной выплаты и всех льгот. Он и его жена Кэтрин переехали в Беркли (штат Калифорния). После несчастного случая, когда он сильно упал в 1964 году, они переехали в Военно-Морские казармы на острове Йерба-Буэна в заливе Сан-Франциско.

В Сан-Франциско он служил на церемониальном посту как «специальный помощник министра военно-морских сил на западном побережье» (англ. Special Assistant to the Secretary of the Navy in the Western Sea Frontier). После Второй мировой войны он работал над восстановлением хороших отношений с Японией, помогая собирать средства для восстановления корабля японских императорских военно-морских сил «Микаса» — флагмана адмирала Хэйхатиро Того во время Цусимского сражения в 1905 году. Его кандидатура была предложена в качестве посланника Организации объединённых наций для урегулирования разногласий в Кашмире, но из-за ухудшения отношений между Индией и Пакистаном эта миссия не состоялась.

Нимиц служил регентом Калифорнийского университета с 1948 по 1956 год, где он до этого преподавал военно-морскую науку на кафедре офицеров резерва учебного корпуса флота. Калифорнийский университет провёл почётную церемонию в его честь 17 октября 1964 года, в День Нимица.

У Нимица и его жены было четверо детей:

  • Кэтрин Вэнс (англ. Catherine Vance, род. 1914).
  • Честер Уильям Нимиц-младший (англ. Chester W. Nimitz, Jr, 1915—2002), окончив Военно-морскую академию США в 1936 году, служил подводником до выхода на пенсию в 1957 году, достигнув (после отставки) звания контр-адмирала; занимал пост председателя компании PerkinElmer (англ.) с 1969 по 1980 год.
  • Анна Элизабет («Нэнси») Нимиц (англ. Anna Elizabeth («Nancy») Nimitz, 1919—2003), была экспертом по советской экономике в корпорации RAND с 1952 года до выхода на пенсию в 1980-е годы.
  • Мэри Нимиц (1931—2006) стала монахиней Мэри Аквинской (англ. Sister Mary Aquinas (Nimitz)) Ордена Проповедников (Доминиканцев), она преподавала биологию в течение 16 лет в Доминиканском калифорнийском университете (англ. Dominican University of California), занимала должность научного декана на протяжении 11 лет, временно исполняла обязанности президента в течение 1 года, и была вице-президентом по научным исследованиям в течение 13 лет, прежде чем стать координатором университета по готовности к чрезвычайным ситуациям. Она состояла в этой должности до своей смерти 27 февраля 2006 года, когда умерла от рака.

Нимиц перенёс инсульт, осложнённый пневмонией, в конце 1965 года. В январе 1966 года он покинул госпиталь ВМС (Оук Нолл) в Окленде, чтобы вернуться домой. Он скончался вечером 20 февраля 1966 года. Место смерти: казарма номер один на острове Йерба-Буэна в заливе Сан-Франциско. Он был похоронен на Национальном кладбище Голден-Гейт (англ. Golden Gate National Cemetery) в Сан-Бруно (англ. San Bruno), Калифорния, 24 февраля 1966 года.

Вооружение

Авианосец класса «Нимиц» имеет на вооружении три ракетных комплекса «Си Спарроу» и 4 двадцатимиллиметровых зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан-Фаланкс». В дальнейшем планируется установить на каждом из авианосцев по несколько трёхтрубных 324-мм торпедных аппаратов, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу.

«Нимиц» — авианосец, вооружение которого включает обычно до 86 боевых самолётов и вертолётов палубной авиации нескольких типов. Так, например, на авианосце CVN-71 — «Теодор Рузвельт», учувствовавшем в боевых действиях против Ирака в январе 1991 года, в составе авиакрыла насчитывалось 78 самолётов.

История

Заложен 22 июня 1968 года, спущен на воду 13 мая 1972 года, 3 мая 1975 года, при участии президента Джеральда Форда введён в состав флота.

Первый поход совершил в Средиземное море, став первым за десять лет американским кораблём с ядерной силовой установкой, зашедшим в Средиземное море.

В 1980 году участвовал в операции «Орлиный коготь» (попытка освобождения заложников в посольстве США в Тегеране), после провала операции вернулся на базу, проведя в море 144 дня.

26 мая 1981 года на авианосце при посадке произошло крушение самолёта EA-6B Prowler, в результате которого погибло 14 человек и 45 ранено. Ответственность за происшествие была возложена на палубную команду. Судебное расследование выявило, что часть погибших срочнослужащих употребляла марихуану. После этого происшествия президентом США Рональдом Рейганом был принят указ, по которому все военнослужащие США проходили тест на наркотики.

В августе 1981 года, в ходе учений проводимых в заливе Сидра (Средиземное море) двумя американскими F-14 с Нимица были сбиты два ливийских Су-22 (инцидент в заливе Сидра).

В 1986—1987 годах был совершён переход из Норфолка к новому месту приписки городу Бремертон.

В 1988 году Нимиц обеспечивал безопасность во время проведения Олимпийских игр в Сеуле.

В 1991 году совершил поход в Персидский залив, участвовал в иракской операции Буря в пустыне.

В марте 1996 года, пройдя через пролив, принял участие в разрешении Третьего кризиса в Тайваньском проливе.

С 2003 года участвует в войне в Ираке.

В ноябре 2004 года у побережья Мексики в Тихом океане ударная группа авианосца радиолокационно и визуально обнаружила неопознанный летающий объект, получивший название «Тик-Так». Было опубликовано видео, полученное с преследовавшего НЛО истребителя, подлинность которого подтверждена ВМС США.

В феврале 2008 года в Тихом океане два самолёта Ту-95МС Дальней авиации России сымитировали атаку на авианосец «Нимиц», пролетев в непосредственной близости от него. Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км, на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты смогли перехватить Ту-95, но, несмотря на это, один из стратегических бомбардировщиков дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров, второй пролетел в 90 км от корабля.

C 2011 года по лето 2013 года проходил ремонт силовой установки в Бремертоне, однако 11 мая 2013 года прибыл в южнокорейский порт Пусан для участия в совместных учениях.

В апреле 2020 года среди экипажа «Нимица» было выявлено два случая заболевания COVID-19. После 27 дней карантина авианосец вернулся в строй и принял участие в морских учениях.

Литература

  • Friedman, Norman. U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History (англ.). — Annapolis: United States Naval Institute, 1983. — ISBN 978-0-87021-739-5.
  • Lambeth, Benjamin. American Carrier Air Power at the Dawn of a New Century (англ.). — Santa Monica: RAND Corporation, 2005. — ISBN 978-0-8330-3842-5.
  • Polmar, Norman. The Naval Institute Guide to the Ships and Aircraft of the U.S. Fleet (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 2004. — ISBN 978-1-59114-685-8.
  • Stevens, Ted. Navy Aircraft Carriers: Cost-effectiveness of Conventionally and Nuclear-powered Carriers: Report to Congressional Requesters (англ.). — Washington, D.C.: Government Accountability Office, 1998. — ISBN 1-4289-7664-7.
  • Wertheim, Eric. The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World: Their Ships, Aircraft and Systems (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 2007. — ISBN 978-1-59114-955-2.

Состав авиагруппы

Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.

Истребители-бомбардировщики «Хорнет»

Численность экипажа

Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.

Основные характеристики

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер (англ. Hull number), например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN — авианосец с ядерной энергоустановкой (C от Cruiser (англ. крейсер), V от Voler (франц. летать), N от Nuclear — ядерный), а 68 — порядковый номер авианосца в ВМС США.

  • Изготовитель: Northrop Grumman Corporation, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
  • Энергоустановка: два реактора A4W, четыре турбины
  • Длина: 333 м
  • Ширина полётной палубы: 76,8 — 78,4 м
  • Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонны при полной загрузке
  • Скорость: 30 узлов (ок. 56 км/ч)
  • Авиакрыло палубного базирования (66 единиц): 48 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet, 4 самолёта РЭБ EA-6B Prowler, 4 самолёта ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, 2 транспортных самолёта C-2 Greyhound, 8 противолодочных вертолётов Sikorsky SH-60 Seahawk.
  • Команда: экипаж 3200 человек + 2480 человек личного состава авиакрыла
  • Стоимость: 4,5 миллиарда долларов
  • Срок эксплуатации: более 50 лет
  • Время работы реакторов без замены активной зоны: около 25 лет. К 2018 году произведена замена активной зоны на реакторах авианосцев «Нимиц» (—), «Дуайт Эйзенхауэр» (—), «Карл Винсон» (—), «Теодор Рузвельт» (—), «Авраам Линкольн» (—).
  • Содержание каждого авианосца обходится примерно в 160 миллионов долларов в год.

НАШИ ЛЮДИ

Яросевич, Виктор Феликсович
Адмиралы

капитан 1 ранга флагманский штурман ТОФ, контр-адмирал, главный штурман ВМФ

Янус (король Кипра)
Адмиралы

адмиралом Кипра

Ямковой, Борис Ефремович
Адмиралы

советский военно-морской деятель, адмирал

Яковлев, Николай Матвеевич
Адмиралы

русский адмирал, участник обороны Порт-Артура

Юэль, Нильс
Адмиралы

датский адмирал

Юхарин, Павел Матвеевич
Адмиралы

российский адмирал , участник Кавказских походов и Крымской войны

Юстин Нассауский
Адмиралы

нидерландский адмирал, внебрачный сын Вильгельма Оранского

Юль, Юст
Адмиралы

датский вице-адмирал, посланник Дании в России

Меры защиты

Поскольку большинство самолётов на борту оборудованы реактивными двигателями, чтобы защитить работающих на корабле людей и находящуюся там технику и вооружение от действия газовых струй, на палубе предусмотрены специальные отражатели. При этом, чтобы поверхность палубы, находящаяся под практически постоянным воздействием разнообразных технических средств и орудий, не перегревалась, сделаны специальные палубные панели, охлаждаемые естественным путём в результате беспрерывного воздействия воды, поступающей прямо из-за борта.

Для того чтобы обеспечить большую устойчивость полётной палубе, которая должна выдерживать на себе огромный вес истребителей и сопутствующей техники (особенно в области боковых, свисающих над водой участках) на авианосце предусмотрена специальная галерейная палуба. На некоторых кораблях в пространстве, которое остаётся под ней, оборудуют дополнительный ангар с двухслойной защитой.

Кроме того, на этой палубе размещаются каюты личного состава и большинство командных помещений. Доступ на верхнюю палубу осуществляется благодаря обходным мостикам. Кроме того, военные могут, не поднимаясь с галерейной палубы на верхнюю, перемещаться по передней части корабля с носа до кормы по специальному сквозному проходу.

На оставшихся палубах размещены специальные механизмы, позволяющие перемещать истребители для более рационального распределения пространств. Кроме того, здесь также размещаются кубрики офицерского состава и врачебные кабинеты. Здесь же находятся и столовые личного состава, которые в случае необходимости могут быть незамедлительно переоборудованы в зоны сборки авиационных боеприпасов.

В трюме оборудованы погреба, используемые для хранения боезапаса, цистерны с топливом для авиационной техники и кладовые различного назначения. Кроме того, здесь же размещаются и морозильные и холодильные камеры для хранения продовольствия, благодаря чему команда, не испытывая особых затруднений, может длительное время находиться в открытом море.

Особенности строения

При создании авианосца «Нимиц» разработчики уделили главное внимание конструкции полётной палубы, сделав её одним из главных элементов корабля. Она сыграла ключевую роль не только во внешнем виде авианосца, но и позволила разместить на нём рекордное количество истребителей и разнообразных технических средств

При этом полезная площадь полётной палубы разделена на три основные зоны:

  1. Взлётную – в данной части корабля установлены 4 паровые катапульты с весом 180 тонн и длинной до 100 м. Они позволяют обеспечить беспроблемный взлёт боевых самолётов, вес которых достигает 40-43 тонн со скоростью разгона до 300 км/ч.
  2. Посадочную.
  3. Парковую.

Каждая часть авианосца оборудована всеми необходимыми системами, используемыми для обслуживания истребителей и вертолётов. На некоторых кораблях типа «Нимиц» данные зоны совмещаются из-за ограниченных размеров полётной палубы.

Стоимость авианосца

Расходы на строительство авианосца зависят от многих факторов. В первую очередь, от количества палубных кораблей, вида и числа летательных аппаратов на борту, а также наличия и типа вооружения. На построение первых авианосцев этого класса было потрачено около нескольких сотен миллионов долларов. При этом стоимость последнего авианосца под названием «Буш» составила уже около 6,5 млрд долл.

Поскольку на борту каждого нового авианосца устанавливают наиболее современное вооружение и высококлассное технологическое оборудование, доля иновационной техники на борту последних авианосцев составляет 50%, что не могло не повлиять на увеличение их стоимости.

Что касается сроков строительства, с момента закладки такого корабля до спуска на воду уходит обычно до 8 лет. Авианосец обладает сложной структурой и системой управления, в результате чего на его строительство уходит гораздо больше времени, чем на создание обычного корабля.

Военная карьера

Ранняя карьера

Он начал службу на броненосце «Огайо» (англ. USS Ohio (BB-12)) в городе Сан-Франциско, на нём совершил плавание на Дальний Восток. В сентябре 1906 года переведён на крейсер «Балтимор» (англ. USS Baltimore (C-3)) и 31 января 1907 года, после двух лет в море, в то время обязательных по закону, получил звание энсин. Продолжая службу в Азии в 1907, он ходил на кораблях «Панэй» (англ. USS Panay (PR-5)), «Декейтер» (англ. USS Decatur (DD-5)) и «Денвер» (англ. USS Denver (CL-16)).

Когда Нимиц был 22-летним энсином и командовал эскадренным миноносцем «Декейтер» на Филиппинах, его корабль сел на мель. Трибунал счёл Нимица виновным в халатном управлении боевым кораблём, за что он получил письменный выговор.

Нимиц вернулся в Соединённые Штаты на корабле «Рэнджер» (англ. USS Nantucket (IX-18)/USS Ranger), после того как корабль был переоборудован в учебный. В январе 1909 года он начал преподавать в Первой флотилии подводных лодок (англ. The First Submarine Flotilla). В мае того же года он был назначен на должность командующего флотилией и одновременно командиром подводной лодки «Планджер» (англ. USS Plunger (SS-2)), впоследствии переименованной в «А-1». После этого он был назначен командиром подводной лодки «Снэппер» (англ. USS Snapper (SS-16)) (позже переименована в «C-5»), когда она вошла в строй 2 февраля 1910 года, а 18 ноября того же года он принял под свою команду подлодку «Нарвал» (англ. USS Narwhal (SS-17)) (позже переименована в «D-1»). В этой должности он, с 10 октября 1911 года, дополнительно исполнял обязанности командира Третьего дивизиона подводных лодок Атлантического торпедного Флота (англ. Commander 3rd Submarine Division Atlantic Torpedo Fleet). В ноябре 1911 года он получил назначение на военно-морскую верфь в Бостоне для содействия в оснащении подводной лодки «Скипджэк» (англ. USS Skipjack (SS-24), переименована в «Е-1»), а при её вступлении в строй 14 февраля 1912 года был назначен её командиром. 20 марта 1912 года он спас жизнь утопающему кочегару 2-го класса У. Д. Уолшу (англ. Fireman Second Class W. J. Walsh), за что был награждён Серебряной медалью за спасение (англ. Silver Lifesaving Medal).

Особенности системы управления

Авианосец США «Нимиц» оборудован большим количеством инновационных систем, позволяющих управлять военным оборудованием практически без участия человека. Так, например, для посадки самолёта при плохой видимости, когда лётчик не видит посадочную полосу, используется система автоматической посадки под названием ACLS.

Как только видимость начинает составлять менее 1000 м, система самостоятельно запрашивает и обрабатывает все данные о параметрах полёта у аэронавигационной системы TACAN и других устройств самолёта, кодирует информацию и посылает соответствующие ситуации сигналы бортовому автопилоту. После чего самолёт автоматически выводится точно на срез угловой палубы авианосца без участия в процессе посадки лётчика.

Ударные авианосцы «Нимиц»

Для успешного ведения боевых действий на море, не достаточно обычных кораблей, вроде фрегата, линкора или эсминца. Это обусловлено тем, что скорость их хода не достаточно велика, а при необходимости нанести молниеносный удар – это не всегда получается оперативно. Именно поэтому еще в начале XX века военные задумались о новом виде кораблей, которые назывались аэростатоносцами.

Предпосылки для создания нового класса авианосцев

В ходе Второй мировой войны, появилось такое подразделение, как морская авиация. Единственное различие от нынешних кораблей не только в двигателе, который обеспечивал ход судна, но и в способе старта и посадки самолетов. В те времена самолеты взлетали с палубы корабля, а приземлялись на воду. До недавнего времени весь флот Америки состоял из неатомных кораблей и субмарин. И, лишь в 50-е годы, американцы начинают активно строить субмарины и корабли с атомными силовыми агрегатами.

Крайнее судно, с неатомным двигателем поступило на вооружении флота США в 1972 году. По прошествии 3-х лет, в состав ВМФ входит первый авианосец  на атомном ходу USS Nimitz (CVN-68) «Нимиц». Его предшественником стал авианосец USS Enterprise (CVN-65).
В 1968 году был подписан договор о строительстве авианосца между командованием Военно-Морских Сил США и компанией Newport News Shipbuilding. Заказ состоял из 10 единиц техники. Первый авианосец на атомном ходу поступил на вооружение в 1975 году.

Технологии, использованные при строительстве

Безусловно, инновацией в строительстве многоцелевого авианосца является то, что вместо устаревших дизельных двигателей, были использованы атомные установки. Всего в своем распоряжении он имел два атомных реактора типа A4W, обеспечивающих неограниченную дальность плавания и максимальную скорость хода 30 узлов. Одним из преимуществ использования атомных реакторов стало то, что они практически всегда могут работать в условиях высокой производительности.

Необходимость постоянно питать огромное количество модулей электроэнергией, путем подачи пара на турбину, необходимость устанавливать дополнительные емкости для жидкого топлива – все это дает огромное преимущество перед устаревшими дизельными силовыми установками.

Награды

США

  • Медаль ВМС «За выдающуюся службу» с тремя золотыми звёздами
  • Медаль «За выдающиеся заслуги»
  • Серебряная медаль «За спасение жизни»
  • Медаль Победы в Первой мировой войне со Звездой Благодарности ВМС
  • Памятная медаль обороны Америки
  • Медаль «За Азиатско-тихоокеанскую кампанию»
  • Медаль «За Американскую кампанию»
  • Медаль Победы во Второй мировой войне
  • Медаль «За службу национальной обороне» со звездой

Награды из других стран

Аргентина:

Кавалер Большого креста ордена Освободителя Сан-Мартина

Бельгия:

  • Кавалер Большого креста ордена Короны с пальмовой ветвью
  • Военный крест с пальмовой ветвью

Бразилия:

Великий офицер ордена Морских заслуг

Великобритания:

  • Рыцарь Большого креста ордена Бани
  • Тихоокеанская звезда

Гватемала:

Крест Военных заслуг 1-го класса

Греция:

Кавалер Большого креста Королевского ордена Георга I

Китай:

Орден Священного Треножника (Бао Дин) 1-й степени

Италия:

Кавалер Большого креста Военного ордена Италии

Куба:

Кавалер Большого креста ордена «Карлос Мануэль де Сеспедес»

Нидерланды:

Кавалер Большого креста ордена Оранских-Нассау

Филиппины:

  • Медаль «За Доблесть»
  • Медаль «За освобождение Филиппин» с бронзовой звездой

Франция:

Великий офицер ордена Почётного легиона

Эквадор:

Орден Звезды Абдона Кальдерона 1-го класса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector