Минные тральщики: история и современность

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

https://youtube.com/watch?v=_wwQ3exHze0

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Вне опасных зон

Вице–премьер РФ по вопросам оборонно–промышленного комплекса Юрий Борисов отметил, что это один из самых востребованных типов кораблей для ВМФ. «Он обладает самыми лучшими техническими характеристиками и превосходит по ним аналогичные корабли наших противников», — добавил он.

Тральщики способны находить морские мины как в воде, так и в морском грунте. При этом кораблю не нужно входить в опасную зону. Поиск ведется дистанционно, в том числе с помощью безэкипажного противоминного катера и роботизированных подводных аппаратов.

Также Юрий Борисов заметил, что сейчас оборонный комплекс страны достиг нужного порога насыщения вооружением, и первоочередной задачей для заводов на ближайшие годы станет диверсификация производства и увеличение доли гражданских заказов.

«Ритмичная работа по сдаче тральщиков этой серии показывает, что мы можем делать корабли в срок и в рамках заложенного бюджета. Это не осталось незамеченным для наших зарубежных партнеров по военному сотрудничеству. Если программа государственного оборонного заказа будет пересмотрена, то этот корабль ждут иностранные заказчики», — сказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

По сведениям «ДП», в церемонии закладки «Анатолия Шлемова» на СНСЗ должна была принять участие делегация из Индии, которая работала на Военно–морском салоне, одновременно проходившем в Петербурге. Но в последний момент эти планы были пересмотрены.

Как заявил врио губернатора Петербурга Александр Беглов, город окажет содействие судостроительным предприятиям в увеличении доли выпуска гражданской продукции. Градоначальник рассчитывает, что она будет доведена до 50% к 2030 году.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

История

В связи с появлением нового вида оружия на вооружении флотов вооружённых сил многих государств — морская мина, потребовались и ответные меры для успешного решения извечной проблемы «меч — щит», и она впервые успешно была решена в Российском императорском флоте. Впервые тральщики применены российским императорским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.

Основная статья: Боевое траление

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надёжность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелось 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины).

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52. Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Общая оценка проекта

Достоинствами тральщиков проектов 3, 53, 53у и 58 можно считать их хорошую мореходность и относительно большую дальность плавания. Конструкция корпуса обеспечивала высокую живучесть: взрыв мины в трале на расстоянии 7—10 м от кормы не вызывал существенных повреждений. При авиационных налетах попадания авиабомб весом 100—150 кг или близкие разрывы бомб большего калибра, как правило, не приводили к гибели тральщика.

Вместе с тем комиссии, проводившие испытания тральщиков до войны, указывали на существенные недостатки этих кораблей. В частности, отмечались малая скорость выборки параван-трала, малый запас воды на корабле, повышенная парусность, а имевший место небольшой дифферент на нос способствовал зарыванию в волну при килевой качке. В ходе боевых действий обнаружилось ещё одно следствие повышенной парусности в носовой части тральщика: в свежую погоду корабли становились рыскливыми, что влияло на точность прохождения тральных галсов. Удары попутной волны в транец приводили к рысканью корабля на курсе. Слишком большой диаметр циркуляции (пять длин корпуса) затруднял маневрирование на заднем ходу. Скорость хода с поставленными тралами оказалась недостаточной

Проблемы с остойчивостью заставляли с осторожностью устанавливать дополнительное вооружение. Малый запас тралящих частей контактных тралов приводил к быстрому их израсходованию от действия противотральных приспособлений

Главным недостатком тральщиков типа Фугас была слишком большая для такого корабля осадка, приводившая к подрыву на минных заграждениях.

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Представители проекта

Наименование Изготовитель Закладка Спуск наводу Ввод встрой Флот Состояние В честь кого назван
Александр Обухов 507 Средне-Невский ССЗ 521 22.09.2011 27.06.2014 09.12.2016 БФ В строю Александр Обухов
Иван Антонов 601 Средне-Невский ССЗ 523 25.01.2017 25.04.2018 26.01.2019 ЧФ В строю Иван Антонов
Георгий Курбатов Средне-Невский ССЗ 522 24.04.2015 09.2020 02-03.2021 ЧФ или СФ Готовится к спуску на воду Георгий Курбатов
Владимир Емельянов 659 Средне-Невский ССЗ 524 20.04.2017 30.05.2019 28.12.2019 ЧФ В строю Владимир Емельянов
Яков Баляев 616 Средне-Невский ССЗ 525 26.12.2017 29.01.2020 12.2020 ТОФ Буксируется на ТОФ по Севморпути до 09.2020 года перед заводскими ходовыми испытаниями Яков Баляев
Пётр Ильичёв Средне-Невский ССЗ 526 25.07.2018 12.2020 12.2021 ТОФ Строится Пётр Ильичёв
Анатолий Шлемов Средне-Невский ССЗ 527 12.07.2019 04-06.2021 07.2022 СФ Строится Анатолий Шлемов
Лев Чернавин Средне-Невский ССЗ 528 24.07.2020 04-06.2022 12.2022 ТОФ Строится Лев Чернавин
Средне-Невский ССЗ 529 12.2020 12.2022 07.2023 СФ или БФ Подписан контракт
Средне-Невский ССЗ 530 07.2021 04-06.2023 12.2023 СФ или БФ Подписан контракт
Средне-Невский ССЗ 531 12.2021 12.2023 07.2024 СФ или ЧФ Подписан контракт
Средне-Невский ССЗ 532 07.2022 04-06.2024 12.2024 ТОФ или ЧФ Подписан контракт

Минная и противоминная

Тральщики проекта 12700 «Александрит» были разработаны центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». К середине 2020-х годов планируется построить 12 таких кораблей. Головной «Александр Обухов» вошел в состав Балтийского флота в 2016-м. В прошлом году флот принял еще два тральщика этого проекта — «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов». Они несут службу в составе Черноморского флота.

Как ранее сообщали «Известия», весной нынешнего года в Средиземном море были впервые протестированы уникальные роботы-охотники. В ходе маневров «Иван Антонов» работал в паре с патрульным кораблем «Дмитрий Рогачев». Тральщик обнаруживал и обезвреживал мины с помощью подводных беспилотников и роботов, а фрегат«Адмирал Григорович» и малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» форсировали район по протраленной полосе и уничтожали артиллерийским огнем макеты всплывших на поверхность мин.

В последнее время военное ведомство усиливает группировку сил на Камчатке. В частности, там будет развернута дополнительная эскадрилья тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-31. Эти машины смогут перехватывать крылатые и гиперзвуковые ракеты, беспилотники и другие объекты.

Описание корабля

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа «3Д12» мощностью 300 л.с. каждый. Дизели работали на гребные винты и обеспечивали полный ход в 12 узлов. Для использования телевизионных искателей мин, требовавших стабильного малого хода до 6 узлов, на корабле устанавливалась установка малого хода (УМХ). В состав УМХ входил дизель типа «К266» мощностью 60 л.с., приводивший во вращение насос, подававший масло на гидравлический агрегат, который, в свою очередь, через клиноременную передачу передавал вращение на оба валопровода. Этим обеспечивался стабильных ход на скоростях хода до 6 узлов. Этим же достигалось и повышение живучести ГЭУ при получении ею боевых и аварийных повреждений.

Для управления главными двигателями устанавливалась электрогидравлическая система дистанционно-автоматического управления «Орион — 2Д». Управление главными двигателями осуществлялось с ГКП.
Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) переменного тока напряжением 380 V, 50 Гц включала два дизель-генератора мощностью по 50 кВт, расположенные в генераторном отделении. Аварийное освещение в машинном и генераторном отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

Вооружение

Тральщики имели на вооружении разнообразные тралы: контактные тралы типа «МТ-3У», «ВКТ-1» и неконтактные — «СЭМТ-1», «АТ-2».
Контактный морской трал МТ-3У предназначался для траления и уничтожения якорных мин.
Неконтактный соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1 представлял собой 12-тонный плавающий электромагнит, который уничтожал донные магнитные и индукционные мины путём воздействия на их взрыватели своим электромагнитным полем.
Неконтактный акустический трал АТ-2 предназначался для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Для управления неконтактными тралами предусматривались специальные системы дистанционного управления. Палубные механизмы для работы с тралами (лебёдка, кран-балка) имели гидравлические приводы.

Кроме того, РТЩ пр. 1258 использовались искатели мин типа «ИТ-1» (Нева-1), «ИУ-2» и «ИТ-3».
Одноканальный телевизионный искатель-обозначитель донных мин «Нева-1» был создан в 1957 г. Принцип его действия состоял в том, что поиск и обнаружение донных мин производились путём последовательного просмотра участков дна одной телевизионной камерой, размещённой в буе-носителе и буксируемой на расстоянии 7-10 м от грунта. Изображение дна моря и лежащих на нём объектов преобразовывалось в видимое на экране изображение. Обнаруженные мины отмечались буями-обозначителями, буксируемыми в кассете, где размещалось 4 буя-обозначителя. Отдача буёв-обозначителей производилась оператором дистанционно с пульта управления телевизионной аппаратурой.

Буксируемый электромагнитный искатель-уничтожитель мин ИУ-2 использовался для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и для уничтожения мин.
Буксируемый трёхканальный телевизионный искатель мин «ИТ-3», созданный на базе телевизионного искателя «Нева-1», позволял обследовать грунт на глубинах до 60 м на скорости 4-6 уз. в пределах ширины поисковой полосы, равной 30 м.

Также тральщики могли применить шнуровые заряды «ШЗ-200» для уничтожения донных и придонных мин.

Состав и количество вышеуказанного противоминного вооружения тральщика был переменным в силу малого водоизмещения и выполнения конкретных задач. Вместе с тем, для РТЩ пр. 1258 не было предусмотрено гидроакустических средств поиска якорных и донных мин.

В качестве оружия самообороны и для уничтожения всплывших затраленных якорных или плавающих мин на РТЩ пр. 1258 устанавливалась одна 14,5 мм корабельная пулемётная установка 2М-7, впоследствии заменённая на один 25-мм КЗАУ 2М-3М, расположенный на баке. На тральщиках более поздней постройки, а также в период ремонтов и модернизаций дополнительно устанавливался переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3».

Следует отметить, что РТЩ пр.1258 получил защиту от оружия массового поражения, имел систему кондиционирования воздуха.

Морской герой

«Петр Ильичев» был заложен на Средне-Невском судостроительном заводе в июле 2018 года, его передача флоту запланирована на июль 2021-го. Корабль назван в честь Героя Советского Союза, морского пехотинца, который закрыл своим телом амбразуру дота в бою на острове Шумшу.

Корабль оснащен двумя системами по поиску оставленных в море боеприпасов. Первая — «Диамант» — включает в себя два катера со специальными подводными роботами. Они могут обезвреживать минные заграждения в радиусе 10 км и на глубине до 100 м. Катера, как и сам тральщик, сделаны из монолитного стеклопластика и имеют малошумные двигатели. Это позволяет команде в относительной безопасности вести поиск взрывоопасных предметов с помощью гидроакустических средств и магнитомеров.

Искать объекты на большой глубине экипаж тральщика может благодаря интегрированной системе уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ». Она состоит из телеуправляемого подводного аппарата, способного выявлять подозрительные объекты в радиусе 500 м и на глубине до 300 м, а также подводных роботов. Последние предназначены для установки на выявленные мины подрывных зарядов. Они также способны отбуксировать боеприпас на мелководье и уничтожить его там.

«Петр Ильичев» может также нести беспилотные летательные аппараты. Бортовое вооружение корабля — 76-миллиметровая пушка, крылатые ракеты «Калибр», 30-миллиметровая пушка АК-306, пулеметная установка, а также различные виды тралов и минно-торпедное оснащение.

История проектирования

БТЩ Т-1 «Стрела» проекта 53. 1930-е

Проект 3

Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ) велось кораблестроительной секцией НКТМ под руководством Ю. А. Шиманского и завершилось в октябре 1930 года. Реввоенсовет утвердил эскизный проект 25 апреля 1931 года. Разработка общего проекта была поручена недавно организованному Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения (ЦКБС) объединения «Союзверфь». Работы вел инженер-кораблестроитель Л. В. Дикович; ему помогали Ф. П. Мурагин и Г. И. Вераксо. Представителем Комитета по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей УМС был назначен военинженер 1 ранга Н. М. Алексеев. Проекту был присвоен индекс «проект 3», и его разработка была закончена к концу 1931 года. В связи с принятием более технологичной конструкции корпуса водоизмещение увеличилось до 400 т при прежних размерениях.

Технический проект был окончательно утвержден Реввоенсоветом 27 марта 1932 года. и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 т, а полное — в 433 т. Корабль должен был иметь два комплекта параван-тралов, тралы Шульца, змейковый и электромагнитный тралы (для борьбы с неконтактными минами). На тральщики возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров, маневренных районов и минных полей; уничтожение обнаруженных заграждений; проводка отдельных кораблей и соединений, караванов транспортов через опасные районы; постановка минных полей и борьба с субмаринами противника.

Освоение дизельной энергетики стало новым делом для конструкторов ЦКБС, так как они ранее имели опыт работы только с котлотурбинными установками. Общее руководство проектированием и отработкой дизельных двигателей осуществлял начальник механического отдела ЦКБС А. В. Сперанский, а ведущим инженером по дизелям был назначен А. К. Грейнер. Разработку рабочих чертежей БТЩ курировал начальник корпусного отдела бюро корабельный инженер А. И. Маслов, а наблюдение за их разработкой осуществлял старший приемщик Комитета по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей военинженер 1 ранга А. Э. Цукшвердт. Окончательно выпуск рабочих чертежей проекта 3 был завершен в апреле 1934 года.

Проект 53

БТЩ Т-3 «Проекта» проекта 53. 1930-е

11 июня 1933 года Совет труда и обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял «Программу военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», предусматривавшую, в частности, строительство 27 БТЩ, а 29 октября следующего года УМС поручило ЦКБС-1 внести ряд изменений в проект 3. Предлагалось облегчить ахтерштевень и руль, увеличить вырезы во флорах и стрингерах для более удобного доступа в междудонные отсеки, снизить высоту световых люков машинных отделений, изменить конструкцию крышек сходных люков и увеличить высоту их комингсов, поднять носовую часть мостика в виде банкета, усовершенствовать некоторые системы и механизмы. Новый вариант проекта получил индекс 53.

Проект 53у

В ноябре 1937 года решением совместного совещания УК УМС, 2-го ГУ НКОП, ЦКБ-17 и заводов-строителей был утвержден представленный ЦКБ-17 проект БТЩ с увеличенной шириной корпуса, получивший обозначение проект «53у (уширенный)». На тральщика проекта 53у предполагалось ликвидировать недостатки предшествующих серий БТЩ, в частности, проработать возможность обеспечения длительного малого хода с тралом Шульца, при помощи управляемого скольжения гидромуфт обоих дизелей. Будущие тральщики должны были иметь меньшее водоизмещение, новые гребные винты, улучшенные вспомогательные механизмы, более простые схемы систем и трубопроводов. В соответствии с постановлением Правительства от 15 июня 1937 года, быстроходные дизельные тральщики теперь стали считать «базовыми».

Проект 58

Пока шла работа моряков и судостроителей по устранению недостатков кораблей проектов 3 и 53, конструкторское бюро завода № 201, при участии ЦКБ-17 и КБ завода № 190, ещё раз откорректировало проект тральщика, учтя все замечания и рекомендации. Новая разработка получила индекс «проект 58». 16 февраля 1937 года был заключен договор на постройку 5 БТЩ между заводом № 201 и УМС, где указывалось: «Постройка кораблей производится в полном соответствии по корпусу плазовой разбивки завода № 190 по проекту 58, а по механизмам и электрооборудованию — согласно проекту 53 с изменениями по увеличению остойчивости».

История строительства

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 „Александр Обухов“ были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду). Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей.

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара.

В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля.

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными.

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО.

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов».

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо.

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В.А.Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

Основное вооружение

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

  • контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector