Тяжёлый танк т-35

Состав вооружения

Танки Т-35 оснащались следующими видами оружия:

  1. Пушка КТ. Калибр – 76 мм. Аналогичное орудие использовалось и на других бронированных машинах (например, на Т-28). Предназначалось оно для разрушения обычных укреплений противника, построенных без применения бетона, и огневой поддержки наступления пехоты. В распоряжении командира орудия иногда имелись также бронебойные снаряды, но эффективность их была невысока;
  2. Две пушки 20К. Калибр — 45 мм. Эти орудия использовались на многих советских танках и бронеавтомобилях. Их основное предназначение – уничтожение всех видов бронетехники противника. Начальная скорость снаряда, выпущенного из 20К, достигала 760 метров в секунду;
  3. Шесть (на некоторых машинах пять) пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. В средних и малых башнях устанавливалось по одному ДТ, а в главной – два, причем один из них монтировался в корме.

«Средняя» башня Т-35 с 45-мм орудием 20К и спаренным пулеметом ДТ

Боекомплект к основному орудию состоял из 96 унитарных выстрелов. 48 из них были с фугасными снарядами, 48 – со шрапнелью. Часть последних могла быть заменена на бронебойные боеприпасы.

К пушкам 20К имелось 226 выстрелов – по 113 с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Питание пулеметов осуществлялось из дисковых магазинов по 63 патрона. Всего в танке имелось 160 дисков (10 080 патронов). Следует отметить также, что поздние Т-35 могли комплектоваться дополнительным зенитным пулеметом, устанавливаемым в турели на люке наводчика главной башни.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса 50 (54) т
Длина танка 9,72 м
Ширина 3,2
Высота 3,43 (3,74) м
Клиренс 0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони 50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони 20 мм
Толщина борта и «шестиграна» 20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен 10 мм
Толщина днища От 10 до 20 мм
Борт главной башни 20 (25) мм
Борт средней и малой башен 20 мм
Скорость по шоссе До 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 14 км/ч
Запас хода по шоссе 100 (120) км
Запас хода по пересеченной местности От 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема 20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки 1,2 м
Максимальная глубина брода 1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва 3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.

Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

Бульдозер Т-35: технические характеристики

Две его модификации Т 35 и Т 3501 практически не отличаются друг от друга и состоят из следующих технических особенностей:

Двигатель

Мотор – 12-ти цилиндровый, топливо-дизельное. Система движка четырехтактная «жидкость-воздух» с турбонаддувом и охлаждением 850.10. Производитель – Ярославский моторный завод. Объем — 25,86 литра, мощность до 520 лошадиных сил. Также используется 4-хцилиндровый мотор с системой «воздух-воздух», объемом 18,9 литра. Полнопоточный фильтр очищает масло. Теплообменник работает на жидкостно-масляном механизме. Система впрыска топлива осуществляется автоматически и диагностирует состояние двигателя.

Ходовая часть

Подвеска – вынесенная полужесткая ось уменьшает нагрузку на ходовую часть. Семь опорных катков с каждой стороны поддерживают и направляют колеса. Уплотнения на колесах имеют конусную форму. Гусеницы натягиваются с помощью шприца со смазкой. Механизм сборный, который уплотняется с целью задержки смазки в шарнирах. 42 башмака шириной 65 см шагают с расстоянием 25 сантиметров. Высота зацепа грунта – 9 см.

Комплектация для рыхления

Условия работ по рыхлению отличаются, поэтому разное количество зубьев устанавливается по каждой конкретной ситуации. Производительной спецтехники зависит от угла гидравлической системы наклона одного-трех зубьев, каждый из которых весит до 6830 кг. Максимальная глубина, способную выдавать рыхлительная техника составляет от 90 до 154 см, отрыв – до 50 т, просекание – до 20 т.

Коробка передач

Высокий крутящий момент позволяет с легкостью работать на бульдозере. Все действия управляются одним рычагом. КП с редуктором оборудованы в заднем мосту и имеют по 3 скорости заднего, переднего хода машины. Гидротрансформатор, соединенный с коробкой передач шпицевой муфтой с аналогичной на моторе, КП – с карданной передачей.

Гидравлика

Три шестеренчатых насоса обеспечивают производительность 500л/минуту при оборотах мотора 1900/минуту. Два золотниковых распределителя поднимают, изменяют угол наклона зубьев, а также обеспечивают перекос отвала.

Отвал

Размеры SU-отвала составляют 4710*2210 мм, объем помещаемого грунта – 18,5 кубических метра. Максимальный отрыв от земли – 1,7 метра. U-отвал по параметрам составляет чуть меньше.

Кабина

Вмещает одного человека, удерживается при помощи резиновых амортизаторов. Имеет широкую панораму, системы вентиляции, отопления, охлаждения, акустическую конструкцию, поглощающую шум. Сиденье регулируется по параметрам водителя. Кабина оснащена не только необходимыми условиями для работы шофера, но и важными для функционирования машины в целом кнопками регулировки, диагностики устройства.

Экипаж

Серийным танк можно было назвать с натяжкой. Каждая партия имела свои конструктивные особенности, результатом которых было разное количество экипажа в разных машинах. Но знаменитая песня «Три танкиста» писана не про этот танк. Т-35 имел от 9 до 11 человек экипажа. При этом в некоторых случаях один человек выполнял несколько обязанностей.

Для примера возьмем экипаж из 10 человек. Трое находятся в главной башне, это командир (он же наводчик), радист (он же заряжающий) и пулеметчик. Четверо попарно сидят в пушечных башнях — наводчик и пулеметчик. В пулеметных башнях находится по одному человеку. И наконец, еще один человек — это механик-водитель.

Передние и задние башни имели попарное сообщение между собой, а главная отделялась еще дополнительной перегородкой. Также можно отметить, что конструкция не предусматривала передвижения внутри танка. Каждая башня имела свои люки для экипажа. Отдельный люк был и у солдата, выполняющего обязанности механика-водителя.

Практическое применение Т-35

После налаживания серийного выпуска танков Т-35А их начали передавать в Красную Армию. Первой воинской частью, получившей эти машины, стал 5-й отдельный танковый полк (впоследствии бригада). Располагалось это подразделение в Харькове.

Тяжелый танк Т-35, подбитый 30 июня 1941 года в бою под Бродами

Довольно быстро выяснилось, что для практического использования Т-35 не пригоден. Танк слишком часто выходил из строя и требовал особой внимательности и соблюдения определенных правил при движении по мостам.

Не слишком лестные отзывы о новой машине приходили и из учебных частей. И только на военных парадах тяжелые гиганты Т-35 проявляли себя с лучшей стороны, успешно шокируя военных атташе из разных стран мира

Правда, надежность танка со временем несколько повысилась, что позволило задействовать его в нескольких учениях, но в целом репутация у Т-35 оставалась неважной

Вплоть до 22 июня 1941 года ни одна из этих машин не была применена на поле боя. Иногда встречаются утверждения о том, что советский тяжелый танк Т-35 использовался в ходе первой попытки прорыва линии Маннергейма, но это недоразумение. Дело в том, что в декабре 1939 года советские войска ввели в бой на Карельском перешейке экспериментальный танк СМК. Он подорвался на мине и надолго застрял в глубине позиций противника. В результате финны, осмотрев танк, пришли к выводу о том, что перед ними какая-то новая модификация Т-35. Сведения о новой машине проникли и в Германию, где СМК так же ошибочно был обозначен как Т-35С.

В июне 1941 года в частях Красной Армии имелось 59 Т-35, причем 51 из них – в составе 8-го механизированного корпуса (Киевский Особый военный округ). 42 танка были на ходу, а 9 нуждались в ремонте. После начала войны в боях против наступавших частей вермахта приняли участие 38 машин.

Один из танков Т-35 из состава 34-й советской танковой дивизии, брошенный на дороге из-за поломок

Правильнее, впрочем, будет сказать, что они попытались принять участие. Для Т-35 самым опасным врагом всегда становились не пушки противника, а продолжительные марши, которых не выдерживала трансмиссия и двигатель. К 27 июня все эти танки были потеряны, но только семь из них погибли в бою. Все остальные стали жертвами поломок или неправильного вождения.

К сожалению, большинство членов экипажей Т-35 до наших дней не дожило, не оставили они и почти никаких воспоминаний. Поэтому подробностей о столкновениях многобашенных танков с немецкими войсками крайне мало. Известно, например, что в одном из боёв Т-35 получил немало попаданий из малокалиберной противотанковой пушки (предположительно 37-мм), но ни один из снарядов броню не пробил. Танк пришлось бросить после израсходования всех боеприпасов. Об ущербе, нанесенном противнику, ничего не сообщалось.

Большинство брошенных танков было подорвано их экипажами, однако немцам всё же удалось захватить несколько Т-35 в неповрежденном состоянии. Один или два из них даже вывезли в Германию для последующего изучения.

Т-35 в зимнем камуфляже. Этот танк принимал участие в параде 7 ноября 1941 года

Еще два советских Т-35 попали в кинохронику, рассказывающую о битве за Москву. 7 ноября 1941 года они принимали участие в знаменитом параде на Красной площади. Кроме того, эти машины применялись во время тактических учений советских войск близ Казани. Скорее всего, на фронт они так и не попали.

Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Стандартное оборудование

В стандартное оборудование бульдозера ЧЕТРА Т-35.01, Т-35.02 входит:

  • Регулируемое кресло оператора на мягкой подушке
  • Воздухоочиститель
  • Вентилятор системы обогрева кабины
  • Деселератор
  • Звуковой сигнал
  • Передний буксирный крюк
  • Защита двигателя
  • Гидравлическое устройство для натяжного механизма гусеницы
  • Система освещения
  • Многослойная защита
  • Глушитель
  • Стояночный тормоз
  • Защита силовой передачи
  • Сменные сегменты зубчатого венца
  • Защитная конструкция ROPS/FOPS
  • Ремень безопасности
  • Розетка внешнего питания 24 V
  • Розетка питания 24 V
  • Генератор переменного тока 75 А
  • Аккумуляторные батареи (2), 12 В, 190 А*ч (напряжение бортовой сети 24 V)
  • Прикуриватель
  • Стартер
  • Электросчетчик моточасов

На приборном щитке:

  • тахометр
  • указатель температуры охлаждающей жидкости
  • указатель давления масла двигателя
  • указатель температуры масла двигателя
  • указатель напряжения бортсети
  • указатель уровня топлива
  • указатель температуры масла трансмиссии

На приборном щитке индикаторы:

  • аварийное давление масла в двигателе
  • перегрев охлаждающей жидкости двигателя
  • отсутствие заряда аккумуляторных батарей
  • засоренность воздушного фильтра
  • засоренность фильтра в гидробаке
  • перегрев масла в гидробаке
  • засоренность фильтра в трансмиссии
  • минимальная температура масла в трансмиссии
  • перегрев масла в трансмиссии
  • засоренность масляного фильтра двигателя
  • аварийное давление масла трансмиссии

В настоящее время

Из 61 выпущенного танка РККА (Красная Армия) получила 48 единиц. Остальные 13 разошлись по военным училищам или числились в ремонте. Танк Т-35-2 (один из опытных образцов) находился в музее, а Т-35-1 списали в 1936 году. На текущий момент в мире существует всего 2 экземпляра. Танк под номером 0197-7 в 1938 году отправился в Казанское танковое училище и в реальных боях участия не принимал. Сейчас является музейным экспонатом и находится в Кубинке (Россия), в бронетанковом музее. Он по-прежнему имеет родной рабочий (!) мотор и находится на ходу.

Второй экземпляр тоже находится в музее, в Екатеринбурге. Танк воссоздан по чертежам и фотографиям на участке реставрации АО «Уралэлектромедь». Период восстановления длился почти 5 месяцев, и восстановленный вариант почти не отличается от оригинальных экземпляров 1930-х годов.

Сравнение с аналогами

Буквального аналога Т-35 не было создано ни в СССР, ни в других странах мира. Даже экспериментальный британский «двухъярусный» Independent не может быть приравнен к советскому «сухопутному крейсеру». Тем не менее схожие по своей концепции машины всё-таки существовали.

Прежде всего стоит вспомнить про французский Char 2C. Это был даже не тяжелый, а сверхтяжелый танк – его масса составляла 75 тонн. Его длина превышала 10 метров (то есть он был длиннее Т-35). Прототип этой боевой машины появился еще в 1917 году, во время Первой Мировой войны. У Char 2C имелось только две башни – одна артиллерийская и одна пулеметная, расположенная на корме. Дополнительные огневые точки устанавливались по бортам танка.

В декабре 1939 года Char 2C модернизировали, увеличив толщину его лобовой брони до 90 мм, а бортовой – до 65 мм. Таким образом, французским конструкторам, в отличие от советских, удалось обеспечить противоснарядную защиту. Тем не менее эти танки никакой роли во Второй Мировой войне не сыграли – их подвел недостаток, в полной мере свойственный и Т-35, а именно низкая подвижность.

Char 2C – двухбашенный сверхтяжелый французский танк

Еще одним приблизительным аналогом Т-35 можно считать опытный британский танк Vickers Medium Mark III. Он считался средним, а не тяжелым и имел «всего» три башни. Эта машина стала своего рода прототипом советского Т-28. Последний в целом показал себя намного более удачным, чем Т-35. Многобашенные танки Т-28, созданные в СССР, достаточно активно применялись в различных вооруженных конфликтах, в том числе и на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Кроме того, в разных странах мира изготавливались единичные экземпляры многобашенных танков, более или менее близких по своей концепции к Т-35. Одним из них был японский Type 95 Ro-Go Heavy. Этот тяжелый танк оснащался одной орудийной и двумя пулеметными башнями и имел неплохое бронирование, однако в серию так и не пошёл.

В 1938-39 годах в СССР предпринималась еще одна попытка создания «сухопутного крейсера» — были разработаны опытные советские тяжелые танки СМК и Т-100. Оба они задумывались как трёхбашенные, еще на этапе проектирования количество башен сократили до двух.

Параметры и технические характеристики


Чтобы оценить трактор Т-38, стоит изучить технические характеристики и описание конструкции. Популярная модель оснащалась:

  • Торсионной подвеской гусеничных тележек, где механизатору обеспечивался комфорт.
  • Двойными конечными передачами с дополнительными редукторами, увеличивавшими просвет до 610 мм.
  • Коническими подшипниками катков, защищёнными от попадания грязи торцевыми уплотнениями. Смазка для этих подшипников подавалась через специальную централизованную систему. Благодаря такой особенности, время обслуживания ходовой части сократилось в 3 – 4 раза.
  • Раздельно агрегатной навесной системой, функционирующей за счёт одного или двух выносных цилиндров. Это позволило комплектовать трактор Т-38 навесным и буксируемым сельскохозяйственным оборудованием.
  • Валом отбора мощности зависимого типа с постоянным числом оборотов.
  • Трансмиссией с ручным управлением, имеющей пять передач переднего и одну передачу заднего хода, где достигалась скорость 9,7 км/час.
  • Комплектом гусениц: стандартных, шириной 200 мм, и дополнительных шириной 280 мм. Последние эксплуатировали машину на рыхлом грунте.
  • Дизельным силовым агрегатом Д-40 мощностью 45 л. с., крутящим моментом 16,3 кГм. Старт производился с помощью бензинового пускового двигателя ПД-10М.

Внимание было уделено снижению центра тяжести. Отзывы тех, кому довелось эксплуатировать эту модель, говорят однозначно: трактор двигался поперёк пашни, при опыте механизатора преодолевал препятствия

Неслучайно трактор выбран в качестве транспортного средства, обслуживающего знаменитую дрейфующую станцию Северный полюс-13. Всё же энерговооружённости не хватало.

Модификации и особенности

ЧЕТРА Т 35 доступен в нескольких модификациях, различающихся по типу навесного устройства и силовой установки. Наиболее распространенные версии:

  1. ЧЕТРА Т 35.01 ЯБР-1: полусферический отвал, двигатель ЯМЗ, однозубый рыхлитель;
  2. ЧЕТРА Т 35.01 ЯБР-2: сферический отвал, двигатель ЯМЗ, однозубый рыхлитель;
  3. ЧЕТРА Т 35.02 ЯБР-2: полусферический отвал, двигатель ЯМЗ, трехзубый рыхлитель;
  4. ЧЕТРА Т 35.01 КБР-1: полусферический отвал, двигатель Cummins, однозубый рыхлитель;
  5. ЧЕТРА Т 35.01 КБР-2: сферический отвал, двигатель Cummins, однозубый рыхлитель.

Последние версии ЧЕТРА Т 35 имеют следующие особенности:

  • модернизированную ходовую часть с безраскосной тележкой, дополненной телескопическим механизмом натяжения и отпускания гусеничной ленты (2009 год);
  • насосы David Brown Hydraulics (Англия), заменившие прежние насосы НШ (2009 год);
  • пружины INF (Германия), улучшающие работу клапанов блока управления трансмиссией (2009 год);
  • рукава высокого давления (2011 год);
  • подшипники редуктора привода насоса FAG (Германия) или SKF (Швеция) с большим сроком эксплуатации (2009 год);
  • 2 дополнительных отопителя в кабине: независимый Airtronic D2 и зависимый Xers 400 (2009 год);
  • улучшенные уплотнительные кольца, повышающие герметичность катков и колес (2009 год);
  • более качественные тормозные диски (2010 год).

При этом для бульдозера свойственны все достоинства, присущие технике ЧЕТРА:

  • модульная конструкция узлов с максимальной доступностью всех элементов;
  • полужесткая подвеска с вынесенной осью качания, закрепленная на основной раме в 3 точках;
  • передовое оборудование;
  • экономичный двигатель с большой мощностью.

Минусы

Не обошлось и без минусов. Три пушки давали возможность вести огонь вкруговую, но это повлекло усложнение конструкции, увеличение количества экипажа и собственного веса, что, в свою очередь, привело к проблемам передвижения. Огромные размеры также сказывались на тягловых возможностях двигателя, которому часто приходилось работать на пределе. Добавим сюда, что танком зачастую приходилось управлять вслепую. Далеко вынесенные вперед гусеницы значительно закрывали обзор, а место водителя было там же, где и в других танках, — впереди, между ними. Все эти детали в совокупности мешали эффективно использовать танк Т-35.

Характеристики брони также оставляли желать лучшего. При низкой скорости и маневренности слабая броня делала из танка прекрасную мишень. К недостаткам относится и конструкция люка для водителя. Открыть его для выхода можно было лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении ее выйти самостоятельно водитель не мог.

Достоинства и недостатки

Главным и, возможно, единственным реальным преимуществом, которым обладал танк Т-35, являлись отличные характеристики его огневой мощи. Долгое время по этому параметру он лидировал среди всех других боевых машин. Танк создавался с учетом опыта Первой Мировой войны – он должен был при помощи артиллерии и пулеметов подавлять любое сопротивление вражеской пехоты, обеспечивая прорыв обороны противника.

Т-35 во время тактических учений. По всей видимости, используется машина позднего выпуска с герметизированным корпусом

В рамках подобной концепции Т-35 вполне отвечал своему назначению – нетрудно было представить себе, как стальные гиганты неспешно ползут через траншеи и проволочные заграждения, уничтожая из своих пушек дзоты и блиндажи и засыпая окопы целым ливнем пуль. Проблема была лишь в том, что подобная тактика стала уже в 30-е годы достоянием прошлого – теперь требовались куда более скоростные и маневренные машины.

Недостатков у Т-35 в любом случае было огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  1. Низкая скорость и плохая проходимость. Танк порой не мог выбраться из лужи средних размеров;
  2. Большие габариты и масса. Огромные размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью для артиллерии и к тому же усложняли перевозку танков по железной дороге. Значительный вес танка не позволял ему пользоваться многими переправами, не рассчитанными на такую нагрузку;
  3. Слабое бронирование. Т-35 являлся тяжелым исключительно по массе, защищенность его оставляла желать много лучшего и соответствовала уровню лёгких танков;
  4. Сложность управления одновременно пятью башнями. Организовать их огневое взаимодействие было практически невозможно;
  5. Высокая цена танка. На деньги, потраченные в ходе изготовления одного Т-35, можно было построить не менее девяти куда более практичных БТ;
  6. Отсутствие эвакуационных люков и ходов сообщения между отделениями танка.

Все эти недостатки усугублялись целым рядом недоработок. В частности, добиться надежной работы бортовых передач и трансмиссии в целом так и не удалось. Фактически ни один из построенных Т-35 не сумел стать по-настоящему боеспособным танком. Кроме того, его конструкция уже во второй половине 30-х годов явно устарела.

Изображение Т-35, нанесенное на медаль «За отвагу»

Нельзя, конечно, сказать, что Т-35 не принес никакой пользы. Эта машина стала одним из этапов на пути развития советского танкостроения. Миновать его было никак нельзя – только таким путем, ошибаясь и исправляя промахи, конструкторы продвигаются к конечной цели — созданию полноценной и эффективной бронетехники.

Основные модификации танка Т-35

Т-35-1 – первый опытный образец танка Т-35, изготовленный из конструкционной стали, спроектирован в КБ завода «Большевик» под руководством Н.В. Барыкова в бригаде во главе с О.М. Ивановым. От серийного танка отличался:

– размещением механика-водителя у левого борта корпуса и моториста-пулемётчика – у правого борта корпуса танка;
– в верхней части носовой детали корпуса танка слева и справа установлены башенки механика-водителя и моториста-пулемётчика со смотровыми щелями и колпаками-крышками люков;
– главная башня имела куполообразную крышу и пять смотровых щелей в бортах;
– средние башни оборудовались рамкой крепления пушки;
– в главной башне планировалась установка 76,2-мм пушки ПС-3 (в виду её неготовности был установлен макет пушки), в средних башнях были установлены 37-мм пушки ПС-2, в лобовой детали справа был установлен, в шаровой установке, 7,62-мм пулемёт ДТ;
– боекомплект танка составлял 92 76,2-мм выстрела и 240 37-мм выстрелов к пушкам, 11000 патронов к пулемётам;
– в силовой установке использовался четырёхтактный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с.;
– для управления коробкой передач использовались пневматические сервоприводы;
– в ходовой части танка не устанавливались натяжные ролики и четвёртые тележки подвески.

Т-35-2 – второй прототип танка Т-35, спроектированный ОКМО завода №174 (с февраля 1933 года выделен из состава завода «Большевик») с учётом недостатков опытного танка Т-35-1 в 1933 году. Опытный танк был изготовлен на заводе «Большевик» в апреле 1933 года. От танка Т-35-1 он отличался:

– унификацией главной башни с башней танка Т-28;
– установкой в главной башне 76,2-мм пушки ПС-3;
– использованием в силовой установке четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного карбюраторного двигателя М-17 жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с..

Т-35А – предсерийный вариант танка Т-35, спроектированный с учётом недостатков конструкции корпуса и вооружения танка Т-35-2 в ОКМО под руководством Н.В. Цейца и серийное КБ ХПЗ под руководством И.С. Бера (г. Харьков) летом-осенью 1933 года. Первый танк был изготовлен 1 ноября 1933 года.

Т-35 – серийный тяжёлый танк, выпускавшийся на ХПЗ им. Коминтерна (с 1939 года – за-вод №183) (г. Харьков) с 1 января 1934 по 8 июня 1939 года. В ходе серийного производства танк постоянно совершенствовался:

– в 1936-1937 годах произведена существенная модернизация силовой установки и агрегатов трансмиссии. Двигатель был форсирован, в результате чего его мощность достигла 580 л.с. Изменения коснулись также коробки передач, бортовых фрикционов, систем обеспечения работы двигателя и электрооборудования. Глушитель был убран внутрь корпуса, а наружу выведены только выхлопные трубы. Также были улучшены уплотнения корпуса для предупреждения попадания воды внутрь машины при преодолении водных преград вброд. В целях улучшения проходимости танка была несколько изменена конструкция фальшборта, а толщина переднего наклонного бронелиста корпуса и лючка механика-водителя была доведена до 50 мм. На люк наводчика орудия главной башни смонтировали зенитно-пулемётную установку П-40 с вращающимся погоном, оснащённую пулемётом ДТ с кольцевым зенитным прицелом.

– в 1938-1939 годах на танк установили конические сварные башни (главная башня была унифицирована с главной башней танка Т-28), подбашенную коробку с наклонными бортовыми броневыми листами, укороченный бортовой экран с открытым ведущим колесом и изменённой формой лючков доступа к поддерживающем роликам, количество которых было сокращено до 5. Толщина лобовой детали корпуса была доведена до 70 миллиметров, а лобовых деталей башен – до 30 миллиметров. В конце серийного производства танки оборудовались штыревыми радиоантеннами.

Подписывайтесь на

Моделирование

Танк Т-35 (1:35 — таков его масштаб) производится китайцами. Они предлагают модель в трех вариантах — ранний танк (один большой люк на главной башне), выпуск до 1938 года (два люка и зенитная турель) и поздний — выпуск 1938-1939 годов.

Танк создается из пластика методом литья под давлением. В наборе есть и некоторые металлические детали. В дополнение есть возможность выбора функциональных гусениц. В этом же масштабе одно время выпускала модели и Россия. Этот же масштаб был и у украинских моделей, но на данный момент выпуск также прекращен.

В России вышла ограниченная партия моделей и в другом масштабе. Танк Т-35 (1:72 — масштаб модели) прилагался к журналу «Русские танки» (№ 18). Такой же вариант можно купить у польских производителей (фирма Modelkrak).

Описание конструкции танка Т-35

Танк Т-35 по схеме общей компоновки имел отличие от классической – двухъярусное расположение вооружения в пяти башнях с круговым сектором обстрела. Экипаж танка составлял 10-11 человек, размещавшихся: командир танка (пулемётчик) – в главной башне справа от пушки, механик-водитель (младший танковый техник) – в носовой части корпуса у левого борта, наводчик 76,2-мм орудия – в главной башне слева от пушки, командиры средних башен (наводчики 45-мм пушек) – в средних башнях слева от пушки, пулемётчики – в малых башнях за пулемётом, моторист (помощник механика-водителя) – в главной башне за наводчиком орудия, радист (заряжающий 76,2-мм пушки) – в главной башне за командиром танка (по-боевому) или за казённой частью пушки (по-походному), заряжающие 45-мм пушек – в средних башнях справа от пушки.

Корпус танка — коробчатой формы, сложной конфигурации, сварной и частично клёпаный, из броневых листов толщиной 10—30 мм. Для размещения главной башни в средней части корпуса устроена подбашенная коробка («шестигран»), по бокам которой располагались ящики для приборов дымопуска. Спереди и сзади подбашенной коробки в крыше корпуса танка устроены окна для установки погонных устройств под средние и малые башни. Позади кормовых башен имелись воздухозаборные жалюзи, прикрытые броневыми экранами, и люк доступа к двигателю. Позади люка располагался глушитель. В верхнем кормовом листе танка имелось круглое отверстие для установки вентилятора, прикрывавшееся съёмным бронеколпаком с жалюзи.

Главная башня танка цилиндрической формы, с развитой кормовой нишей. В передней части башни на цапфах размещалось 76,2-мм орудие, справа от которого в независимой шаровой установке размещался пулемёт. Для удобства работы экипажа башня оснащалась подвесным полом. Средние башни цилиндрической формы, с двумя люками в крыше для доступа экипажа. В передней части башни устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с ней пулемёт. Малые пулемётные башни цилиндрической формы, с выступом в носовой части, смещённым вправо. В лобовом листе башни в шаровой установке размещался пулемёт ДТ. Бронирование башен составляло 20 миллиметроов.

Основное вооружение танка состояло из одной 76,2-мм нарезной танковой пушки КТ-28 обр. 1927/32 гг., установленной в лобовой детали главной башни, двух 45-мм нарезных танковых пушек обр. 1932 г., установленные в маск-установках средних башен, шести 7,62-мм пулемётов ДТ, два пулемёта размещены в главной башне (один – в шаровой установке справа от пушки, второй – в кормовой нише башни на бугельной установке или как запасной), два пулемёта, как спаренные с пушкой, размещены в маск-установках средних башен справа от пушек, два пулемёта размещены в шаровых установках в малых башнях. Боекомплект танка составлял 96 76,2-мм выстрелов и 226 45-мм выстрелов для пушек, 10080 патронов для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушек и спаренных пулемётов использовались телескопические прицелы ТОП обр. 1930 г. и перископические прицелы ПТ-1 обр. 1932 г.

В силовой установке танка использовался четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17 жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с.

Трансмиссия танка механическая, включавшая многодисковый (27 дисков) главный фрикцион сухого трения, четырёхступенчатая механическая коробка передач (четыре скорости вперёд и одну – назад), два многодисковых бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и две бортовые передачи с двумя парами цилиндрических шестерён.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного духскатного ошинованного резиной направляющего колеса переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы, одного натяжного двухскатного металлического ролика, восьми двухскатных ошинованных резиной опорных катков, сблокированных по два в четыре рычажных тележки подвески с упругим элементом в виде двух спиральных пружин, шести поддерживающих роликов, одного ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления и одной мелкохвенчатой гусеницы из 135 траков шириной 526 миллиметров.

Для тушения пожара в моторном отделении танка размещён стационарный баллон с четырёххлористым углеродом и одного переносного огнетушителя. Для постановки дымовых за-вес по бортам подбашенной коробки танка устанавливались два прибора дымопуска ТДП-3.

Для внешней связи в танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-1, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство СПУ-7р на семь абонентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector