Внутри «т-34»: как устроен танк из фильма

Первые шаги «Арматы»

СССР долгое время оставался лидером мирового танкостроения, и многие передовые разработки и технические решения в области БТТ родом оттуда. После создания и развертывания производства танков второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) ведущие конструкторские бюро Советского Союза получили задание создать танк нового, уже третьего поколения. Эти работы велись в Харькове, Ленинграде, Тагиле и Омске. После ряда ОКР в КБ убедились, что танки традиционной конструкции не обеспечивали качественного прироста технических характеристик, и было принято решение о разработке танка новой, нестандартной компоновки. Дальше всех в области разработок продвинулись харьковские и ленинградские инженеры.

До распада СССР полностью довести и испытать новый танк не удалось. В девяностые годы практически все работы в связи развалом страны, экономическими потрясениями и урезанием бюджета ВПК были свернуты, а многие наработки — утеряны. Новые исследования возобновились лишь в начале 2000-х в Уральском конструкторском бюро машиностроения (УКБТ) в рамках ОКР «Совершенствование-88». Их результатом стал объект 195 — очень необычный и мощный танк, засекреченный и сейчас (настолько, что пиратские фото этой машины в сети можно пересчитать по пальцам).

Объект 195 на испытательном полигоне. Фото: yuki.la

Объект 195 был гораздо больше серийных Т-72 и Т-80, вооружен 152-миллиметровой пушкой. Именно эта машина стала отцом нынешней «Арматы». Споры по поводу причин отказа от Т-95 в пользу «Арматы» идут до сих пор. Наиболее объективными считаются значительная сложность и стоимость нового танка, а также его «избыточность» в плане вооружения и бронирования в нынешних условиях. К субъективным некоторые эксперты относят кадровые изменения в МО, ГАБТУ и УКБТМ/УВЗ и желание новых руководителей присвоить лавры создателей нового танка себе, при этом считая открытие проекта «Армата» ошибкой.

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.

Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 мм

Общий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.

Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.

Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.

Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.

Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.

Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.

Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 мм

Радиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Вооружение

Основным вооружением «Арматы» является новая 125-миллиметровая пушка с индексом 2А82. При сохранении существующего калибра она может использовать как старые боеприпасы для орудия 2А46 танков Т-72 и Т-80, так и новые, специально разработанные снаряды. При использовании новых типов выстрелов повышенной мощности пушка 2А82 превосходит существующие отечественные и импортные танковые орудия такого калибра почти на треть. Разработчиками «Арматы» заявляется возможность установки (при необходимости) на танк орудия калибра 152 мм, как на объекте 195, без существенных переделок.

Фото: Виталий Кузьмин

Основными типами снарядов должны стать совершенно новые боеприпасы сверхвысокого удлинения «Вакуум», обеспечивающие гарантированное поражение любого современного танка противника в лоб, а также чуть менее мощные снаряды «Свинец-1» и «Свинец-2», совместимые с танками Т-72/90, с бронепробиваемостью около 700 мм стали на расстоянии 2 км. Для борьбы с пехотой противника, легкой бронетехникой, зданиями и сооружениями применятся новый многорежимный осколочно-фугасный снаряд «Тельник» с траекторным воздушным подрывом. Предполагается и традиционное для отечественных танков наличие в БК новой танковой управляемой ракеты (ТУР).

ОФС «Тельник». Фото: http://andrei-bt.livejournal.com/

Общий боекомплект составляет 40 снарядов, из которых 32 размещены в автомате заряжания, заявленная скорострельность — до 10 выстрелов в минуту.

С орудием спарен пулемет калибра 7,62 мм. Кстати, отсутствие спаренного пулемета на Т-14 долгое время вызывало оживленные споры. Но спаренный пулемет, по заявлениям создателей, все-таки есть. Еще один пулемет размещен на панорамном прицеле командира. На представленной версии «Арматы» там стоит 7,62-миллиметровый пулемет, но имеется возможность размещения пулемета и большего калибра.

«Армата» получила новую, очень современную интегрированную СУО. Прицелы наводчика орудия (НО) и командира танка (КТ) оснащены теле- и тепловизионными камерами. Изображение с них выводится на многофункциональные дисплеи высокого разрешения (по два у каждого).

На эти же мониторы выводится информация танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) о техническом состоянии узлов и агрегатов танка, неисправностях, полученных повреждениях, а также данные навигационных систем GPS/ГЛОНАСС и автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Место командира

СУО Т-14 оснащена автоматом сопровождения цели (АСЦ) и позволяет вести прицельный огонь в любое время суток как с места, так и в движении. Панорамный прицел командира дает возможность осуществлять круговой обзор и вести огонь из сопряженного с ней пулемета и основного орудия. Реализован режим «охотник-стрелок». С высокой вероятностью можно утверждать, что поставщиком прицелов и других элементов СУО Т-14 «Армата» является белорусское предприятие ОАО «Пеленг», производящее прицелы «Эсса» и «Сосна-У» с камерами ТПВ для Т-90А и Т-72Б3 МО РФ.

Подвижность

Для тяжелой гусеничной платформы «Арматы», как и для объекта 195, была выбрана семикатковая схема шасси. Подвеска активная, с изменяемой жесткостью. Сердцем «Арматы» является Х-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель 12Н360.

Двигатель 12Н360

Известно, что мощность двигателя может изменяться от 1200 до 1800 л. с. в зависимости от степени форсировки и ресурса. Коробка передач — планетарная, с возможностью автоматического переключения. Подвеска и двигатель позволяют разгонять «Армату» на шоссе до скорости свыше 80 км/ч. Возросла и скорость на пересеченной местности. Данные о состоянии двигателя, трансмиссии и параметрах хода выводятся механику-водителю на дисплей, расположенный прямо на штурвале.

Фото: Виталий Кузьмин

Двигатель и трансмиссия «Арматы» по последней танковой моде объединены в единый силовой блок, что позволяет осуществлять быструю замену всего МТО в полевых условиях в случае серьезной поломки. Общая емкость топливных баков составляет порядка 2000 литров.

На первый взгляд, серьезного конкурента у «Арматы» нет. Вместе с тем целый ряд систем ОБТ Т-14 и «Арматы» в целом еще не прошли проверку временем, и говорить о полностью боеспособной машине пока преждевременно.

Следует также отметить, что проект «Армата» включает в себя не только танк Т-14. Это общая тяжелая гусеничная платформа для целого семейства машин поля боя. Так, кроме ОБТ, уже были анонсированы ТБМП (тяжелая БМП Т-15 «Барбарис») и БРЭМ Т-16. Эти машины уже есть в виде опытных образцов.

Конструкция

Главное, что отличает «Армату» от существующих отечественных и зарубежных танков, — это новая так называемая лафетная компоновка. В танках традиционной конструкции экипаж размещается как в корпусе (механик-водитель), так и в башне (командир, наводчик орудия, заряжающий, если таковой имеется). В «Армате» же все члены экипажа танка располагаются в передней части корпуса, в изолированной капсуле. Это позволяет резко повысить безопасность экипажа за счет отделения его от боекомплекта и топлива.

Кабина танка изнутри

За капсулой с экипажем расположено изолированное боевое отделение (БО) с пушкой в необитаемой башне и автоматом заряжания, на корме — моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с двигателем, коробкой передач и топливными баками.

У подобной компоновки наряду с неоспоримыми достоинствами есть и недостатки. Для эффективной работы экипажа необходимы передовые и дорогостоящие системы технического зрения и система управления огнем (СУО). Отделение управления «Арматы» напоминает, скорее, не танк, а кабину космического корабля из фантастических фильмов. При этом практически полностью отсутствует возможность вести обзор по старинке — своими глазами.

Место водителя и наводчика

Защита

Пожалуй, самые кардинальные изменения по сравнению с серийными танками коснулись живучести Т-14 благодаря комплексному подходу и применению многоуровневой системы защиты.

Были проведены работы по снижению тепловой и радиолокационной заметности танка, что привело к большей сложности его обнаружения в ИК- и РЛ-поле. Если «Армата» все же обнаружена противником и подвергается атаке, то в дело вступает внешний уровень — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он включает в себя пассивные и активные средства борьбы с атакующими боеприпасами.

КАЗ «Афганит». Фото: http://btvt.info/

«Армата» оснащена индикаторами лазерного облучения и многофункциональной РЛС, элементы которой размещены на башне. В случае облучения Т-14 лазером системы наведения ПТРК и пуска по нему управляемой ракеты активируется комплекс оптико-электронного подавления. Он обеспечивает постановку многоспектральных завес путем отстрела ложных ИК- и РЛ-целей, маскирующих «Армату» (в том числе в верхней полусфере) и способных сбить вражескую ТУР с наведения.

Если же этого не произошло либо Т-14 подвергся обстрелу кинетическим боеприпасом, в дело вступает активная часть «Афганита» — пусковые установки с контрбоеприпасами, размещенные по периметру башни в передней полусфере.

Фото: Naked Science

Радар «Арматы» вычисляет скорость и траекторию атакующего снаряда и дает сигнал системе на отстрел поражающего элемента, после чего на определенном расстоянии атакующий боеприпас уничтожается полностью либо значительно ослабляется его ударное свойство.

Если «Афганиту» по каким-то причинам не удалось полностью уничтожить атакующий снаряд, его встречает комбинированная многослойная танковая броня, покрытая элементами динамической защиты (ДЗ) нового типа.

По утверждению разработчиков, лобовая броня Т-14 способна выдерживать попадание не только существующих, но и перспективных кумулятивных и кинетических боеприпасов противника. По экспертным оценкам, стойкость лобового бронирования корпуса может достигать до 1000 мм стального эквивалента с учетом ВДЗ.

Фото: Виталий Кузьмин

Большое внимание было уделено защите традиционно более слабых бортовых проекций и крыши танка. Практически весь борт и значительная часть башни тоже покрыты элементами ДЗ

Отделение МТО защищено решетчатыми экранами.

К танкам предыдущего поколения (Т-64, Т-72, Т-80, Т-90) постоянно предъявлялись обоснованные претензии по поводу низкой выживаемости после пробития и очень высокой взрыво- и пожароопасности. В сети можно отыскать огромное количество фото танков с оторванными после детонации боекомплекта башнями. В «Армате» этот недостаток попытались исправить. Лафетная компоновка и размещение экипажа в капсуле позволили применить беспрецедентные меры по обеспечению его безопасности. Так, спереди экипаж прикрыт толстой лобовой броней. Сзади он отделен от боевого отделения со снарядами бронеперегородкой. Полностью необитаемое боевое отделение с автоматом заряжания снабжено вышибными панелями и очень мощной системой пожаротушения. Таким образом, можно сказать, что «Армата» будет очень крепким орешком для противника, а ее экипаж может надеяться на то, что их боевая машина сохранит им жизнь даже в самых тяжелых условиях.

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплекта

Один из ящиков разнообразного ЗИПа Т-34

4 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающего

Основная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Читать еще


Автор статьи:

Роев Олег

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector